Краткая биография эко
Умберто Эко краткая биография
Жизнь и работы Умберто Эко.
Умберто Эко – одна из популярнейших фигур в литературе в двадцатом веке. Кроме того, что его произведения надолго запомнились публике и критикам, буквально выразили веяния эпохи, в которую жил автор, его труды в филологии и философии позволили по-новому взглянуть на извечные вопросы.
Жизнь Умберто Эко
Будущий писатель и научный деятель родился недалеко от Турина, в небольшом городке, который называется Александрия. Произошло это в 1932 году. Дедушка Умберто был подкидышем, потому он и получил такую фамилию, согласно законодательству Италии середины прошлого века. Отец малыша был бухгалтером. Его жизнь была полна перипетий – он успел поучаствовать в трех крупных войнах.
Умберто жил с матерью в горном поселении Пьемонта – они переехали в рамках своего административного округа. Джулио Эко желал сыну благополучной судьбы, поэтому уговаривал Умберто поступить на юриста, однако тот выбрал другой путь и поступил в Туринский университет, чтобы изучать филологические науки и философию. В 1954 году Эко с успехом закончил учебу, получив звание бакалавра философии.
За время, проведенное в университете, Умберто пересмотрел свое отношение к религии, предпочтя занять позицию атеизма. Он отказался от католической церкви. В этот период он формирует свое отношение к миру.
Впоследствии ум и талан Эко пригодился во многих университетах, где он преподавал. Также он одно время работал на телевидении, обозревая одну из крупнейших газет того времени. Во многих заграничных образовательных учреждениях Умберто Эко имел почетный статус доктора. Кроме прочего, писатель и ученный имеет награду ордена Почетного Легиона.
Супругой Эко стала немка – Рената Рамге. Она была преподавателем искусств. Они поженились в 1962 году. От этого брака у Умберто было двое детей – мальчик и девочка. Умер автор многих научных и художественных работ в 2016 году от рака поджелудочной, с которым он боролся на протяжении двух последних лет жизни. Произошло это в его доме в Милане. Вскоре, в этом же городе, в замке Сфорца произошло последнее прощание с Умберто Эко.
Творчество и наука в работах Умберто Эко
У автора была довольно плодотворная научная карьера, во время которой Эко поднимал самые разные вопросы филологии и философии. Основной своей темой он считал отношение автора и читателя, роль последнего в жизни и восприятии произведения, но этим он не ограничивался. В круг его интересов также входила эстетика современности и средневековья и нюансы и эффект массовой культуры. Он создал собственную, специфическую теорию семиотики.
Если научные работы Эко интересны довольно узкому кругу лиц, то его романы читали сотни тысяч, миллионы людей. Одно из самых известных — «Имя розы», занимает особое место в его творчестве. Оно создано по законам постмодернизма, выделенным самим Эко. В целом это произведение и есть мнение автора о литературе своего времени. Оно имеет несколько смысловых пластов, каждый из которых рассчитан на своего читателя, в его умственных и эстетических возможностях.
Под редактурой Умберто Эко также вышло несколько книг об эстетике, семиотике и истории. Кроме того он публиковал свои статьи в журналах, создавал собственные методические пособия, работал с другими авторами.
Подытожив, можно сказать, что Умберто Эко – плодотворный автор в научном плане. За годы своей литературной деятельности он выпустил и 7 глубоко продуманных романов, очаровавших человечество. Он является одним из ярких представителей литературы, филологии и философии 20-го века, который еще долго будет изучаться во всех крупных университетах мира.
Умберто Эко
Биография
Умберто Эко известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писателя назначили президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.
Детство и юность
В небольшом городке Алессандрия, недалеко от Турина, 5 января 1932 года появился на свет Умберто Эко. Тогда в его семье даже подумать не могли, чего добьется маленький мальчик. Родители Умберто были простыми людьми. Отец трудился бухгалтером, участвовал в нескольких войнах. Отец Умберто происходил из многодетной семьи. Эко часто вспоминал, что особых денег в семье не было, но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать.
Умберто Эко в детстве и молодости
После того как владелец его прогонял, мужчина отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец Эко планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто Эко отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии. Во время учебы в университете Умберто разочаровался в католической церкви, и это приводит его к атеизму.
Литература
В течение продолжительного времени Умберто Эко изучал «идею Прекрасного», озвученную в философии Средневековья. Мысли мастер изложил в работе «Эволюция средневековой эстетики», увидевшей свет в 1959 году. Спустя три года вышел новый труд — «Открытое произведение». Умберто рассказывает в нем, что некоторые произведения не были завершены авторами сознательно. Таким образом, они сейчас могут быть интерпретированы читателями по-разному. В какой-то момент Эко заинтересовался культурой. Он долгое время изучал различные формы, начиная от «высокой» и заканчивая массовой культурой.
Писатель Умберто Эко
Ученый выяснил, что в постмодернизме эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. В сфере изучения писателя появились комиксы, мультфильмы, песни, современные киноленты, даже романы о Джеймсе Бонде.
В течение нескольких лет философ тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Свои мысли Умберто Эко собрал в единую работу, в которой осветил свою теорию семиотики. Она прослеживается в других трудах мастера – «Трактат общей семиотики», «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах писатель критиковал структурализм. Онтологический подход к исследованию структуры, по мнению Эко, является неверным.
Библиотека Умберто Эко
В трудах на тему семиотики исследователь активно продвигал теорию кодов. Умберто считал, что существуют однозначные коды, к примеру, азбука Морзе, связь между ДНК и РНК, а есть более сложные, скрывающиеся в структуре языка, семиотические. Ученый выдвигал свое мнение по поводу социальной значимости. Именно ее он считал важной, а вовсе не отношение знаков к реальным объектам.
Позже Умберто Эко привлекла проблема интерпретации, которую автор тщательно исследовал в течение нескольких десятилетий. В монографии «Роль читателя» исследователь создал новое для себя понятие «идеального читателя».
Умберто Эко подписывает книги
Объяснил данный термин писатель так: это человек, который способен понять, что любое произведение можно интерпретировать множество раз. В начале исследований итальянский философ склонялся к общим классификациям и глобальным интерпретациям. Позднее Умберто Эко стали больше привлекать «короткие истории» об определенных формах опыта. По мнению писателя, произведения способны смоделировать читателя.
Писателем романов Умберто Эко стал в 42 года. Первое творение Эко назвал «Имя розы». Философско-детективный роман перевернул его жизнь: писателя узнал весь мир. Все действия произведения романа происходят в средневековом монастыре.
Книга Умберто Эко «Имя розы»
Через три года Умберто выпустил небольшую книгу «Заметки на полях «Имени Розы». Это своеобразное «закулисье» первого романа. В этом произведении автор размышляет по поводу взаимоотношений читателя, автора и самой книги. Пять лет потребовалось Умберто Эко для создания еще одного произведения – романа «Маятник Фуко». Читатели познакомились с книгой в 1988 году. Автор постарался сделать своеобразный анализ современных интеллигентов, которые могут из-за умственной неаккуратности породить чудовищ, в том числе фашистов. Интересная и необычная тема книги сделала ее актуальной, увлекательной для общества.
Книга Умберто Эко «Маятник Фуко»
По поводу «Маятника Фуко» автор говорил так:
«Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».
В 1994 году из-под пера Умберто Эко вышла проникновенная драма, вызывающая жалость, гордость и другие глубокие чувства в душах читателей. «Остров Накануне» рассказывает о молодом парне, который бродит по Франции, Италии и Южным морям. Действие разворачивается в XVII столетии. Традиционно в своих книгах Эко задает вопросы, волнующие общество долгие годы. В какой-то момент Умберто Эко переключился на излюбленные направления – историю и философию. В таком ключе был написан приключенческий роман «Баудолино», появившийся в книжных магазинах в 2000 году. В нем автор повествует о том, как проходили путешествия приемного сына Фридриха Барбароссы.
Книга Умберто Эко «Баудолино»
Невероятный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» повествует о герое, потерявшем память из-за несчастного случая. Умберто Эко решил внести небольшие коррективы в судьбу участников книги. Таким образом, главный герой не помнит ничего о родственниках и друзьях, но память о прочитанных книгах сохранилась. Этот роман представляет собой читательскую биографию Эко. В числе последних романов Умберто Эко — «Пражское кладбище». Только через год после публикации в Италии книга появилась в переводе на полках российских магазинов. За перевод издания отвечала Елена Костюкович.
Книга Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны»
Автор романа признался, что хотел сделать книгу последней. Но через 5 лет выходит еще одна – «Нулевой номер». Этот роман стал завершением литературной биографии писателя. Не стоит забывать о том, что Умберто Эко научный деятель, исследователь, философ. Яркой получилась его работа под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философ собрал эстетические учения того времени, в том числе Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, переосмыслил и оформил в единый краткий очерк. Выделяют среди научных трудов Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».
Книга Умберто Эко «Нулевой номер»
Умберто Эко стремился познать непознанное, поэтому часто в трудах искал ответ на вопрос, что такое красота. В каждой эпохе, по мнению исследователя, находили новые решения этой задачи. Интересно, что в одном временном отрезке сосуществовали противоположные по смыслу концепции. Иногда позиции конфликтовали между собой. Мысли деятеля науки на этот счет ярко представлены в книге «История красоты», опубликованной в 2004 году.
Книга Умберто Эко «История красоты»
Останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Философ обращается к неприятной, уродливой части. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют много и часто, а об уродстве – нет, поэтому во время исследований писатель сделал много интересных и увлекательных открытий. Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.
Книга Умберто Эко «История уродства»
Джеймс Бонд воодушевлял Умберто Эко, поэтому автор с интересом изучал материалы на эту тему. Писателя признали экспертом в бондологии. По следам исследований Эко издает труды: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming». В списке литературных шедевров автора присутствуют сказки. В англоязычных странах и родной писателю Италии эти повести стали популярными. В России книги соединили в одно издание под названием «Три сказки».
В биографии Умберто Эко есть и преподавательская деятельность. Писатель читал в Гарвардском университете лекции о непростых взаимоотношениях реальной и литературной жизни, героев книг и автора.
Личная жизнь
Умберто Эко состоял в браке с немкой Ренате Рамге. Поженились супруги в сентябре 1962 года.
Умберто Эко и его жена
Жена писателя – эксперт в области музейного и художественного образования. Эко и Рамге воспитывали двух детей – сына и дочь.
Смерть
19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти — рак поджелудочной железы.
На протяжении двух лет ученый боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.
Эко, Умберто
Университет Милана,
Университет Флоренции,
Университет Турина
писатель и профессор нескольких университетов, автор нескольких серьёзных исследований в различных отраслях филологической науки
Содержание
Биография
Умберто Эко родился в Алессандрии (небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина). Его отец, Джулио Эко, работал бухгалтером, а впоследствии был участником трех войн. Во время Второй мировой войны Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта. Дед Эко был подкидышем, по принятой в то время в Италии практике ему была присвоена фамилия-аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, то есть «данный небесами» [1] [2]
Жулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу и в 1954 году успешно его окончил. Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь [3] [4] .
Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso ), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Профессор Болонского университета. Почётный доктор множества иностранных университетов. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003).
С сентября 1962 года женат на немецкой учительнице искусств Ренате Рамге. Имеет сына и дочь.
Библиография
Романы
«Имя розы» (Il nome della rosa, 1980). Философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре. В 1983 году Умберто Эко пишет небольшую книгу «Заметки на полях „Имени Розы“» (Postille al nome della rosa), в которой открывает некоторые секреты написания своего первого романа и рассуждает о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе. В день своего 80-летнего юбилея Эко решил выпустить новую версию своей книги «Имя розы» [5] .
«Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault, 1988). Блестящий пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, от которых лишь шаг к фашистоидному «сперва — сознанию, а затем — и действию», делают книгу не только интеллектуально занимательной, но и актуальной. В одном из своих интервью Эко говорил: «Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».
«Остров накануне» (L’isola del giorno prima, 1994). В обманчиво простом повествовании о драматической судьбе молодого человека XVII столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях, внимательный читатель обнаружит и традиционную для Эко бесконечную гирлянду цитат, и новое обращение автора к вопросам, которые никогда не перестанут волновать человечество, — что есть Жизнь, что есть Смерть, что есть Любовь.
«Баудолино» (Baudolino, 2000). Историко-философский роман о приключениях приёмного сына Фридриха Барбароссы, о его путешествии от городка Алессандрия (где родился сам Умберто) до страны легендарного пресвитера Иоанна.
«Таинственное пламя царицы Лоаны» (La misteriosa fiamma della regina Loana, 2004). В 2005 году роман опубликован на английском языке под названием «The Mysterious Flame of Queen Loana». Роман рассказывает о человеке, потерявшем память в результате несчастного случая. Замечательно при этом то, что главный герой утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет всё прочитанное. Своеобразная читательская биография.
В октябре 2010 года в Италии вышел новый роман Эко «Пражское кладбище» (Il cimitero di Praga) [6] . В декабре 2011 года вышло русское издание романа в переводе Елены Костюкович. После выхода книги в интервью журналу «The Paris Review» Умберто Эко сказал, что, вероятно, не будет больше писать романов [7] [8] .
Научные, научно-популярные труды, эссе и публицистика
На русском языке издавались:
«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale, 1959). Работа посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии.
«Открытое произведение» (Opera Aperta, 1962). Глубокий философский анализ основных тенденций в искусстве второй половины XX века, труд, во многом определивший дальнейшее развитие наук о культуре. В центре внимания автора — феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он смело оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства. Отдельная глава посвящена влиянию дзэн-буддизма на западную культуру.
«Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce, 1965). Работа Умберто Эко, максимально полно раскрывающая универсум Джойса, и в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс» и «Поминки по Финнегану».
«Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (La struttura assente, 1968). Получившее широкую известность изложение основ семиотического анализа сочетается в книге с критикой классического структурализма, неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Пользуясь своей эрудицией, автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых — архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры.
«Как написать дипломную работу» (Come si fa una tesi di laurea, 1977).
«Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (Lector in fabula. La cooperazione interpretativa nei testi narrativi, 1979). Книга состоит из очерков 1959—1971 годов (Поэтика открытого произведения; Семантика метафоры; О возможности создания эстетических сообщений на языке Эдема; Миф о Супермене; Риторика и идеология в «Парижских тайнах» Эжена Сю; Чарльз Пирс и семиотические основы открытости: знаки как тексты и тексты как знаки; Lector in fabula: прагматическая стратегия в метанарративном тексте), посвящённых различным вопросам и объединённых центральной темой: любой текст (в широком смысле, в том числе картина или фильм) моделирует определенного читателя.
«Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte e bellezza nell’estetica medievale, 1987). Краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.
«Поиски совершенного языка в европейской культуре» (La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea, 1993)
«Шесть прогулок в литературных лесах» (Six Walks in the Fictional Woods, 1994). Шесть лекций, прочитанных Умберто Эко в 1994 году в Гарвардском университете, посвящены проблеме взаимоотношений литературы и реальности, автора и текста.
«Пять эссе на темы этики» (Cinque scritti morali, 1997).
Другие работы
Умберто Эко — признанный эксперт в области бондологии, то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом. Изданы следующие работы: итал. Il Caso Bond (англ. The Bond Affair ), (1966) — сборник эссе под редакцией Умберто Эко; англ. The Narrative Structure in Fleming , (1982).
Им написано несколько книг для детей:
- итал. La bomba e il generale , 1966 (англ.The Bomb and the General ).
- итал. I tre cosmonauti , 1966 (англ.The Three Astronauts ).
- итал. Gli gnomi di Gnu , 1992.
Интересные факты
Умберто Эко часто пользуется Википедией:
Когда я пишу, то обращаюсь к Википедии за справками 30-40 раз на день, потому что это действительно полезно.
Биография Умберто Эко
Умберто Эко – итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист – родился 5 января 1932 года в Алессандрии (Италия).
Его отец, Джулио Эко, работал бухгалтером, а впоследствии был участником трёх войн. Во время Второй мировой войны Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта. Дед Эко был подкидышем, по принятой в то время в Италии практике ему была присвоена фамилия-аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, то есть «дарованный Небесами».
Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 его окончил (бакалавр философии). Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь.
Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Приват-доцент эстетики (1961). Профессор семиотики Болонского университета (с 1975). Почётный доктор множества иностранных университетов (в частности, Париж III (1989), Афинского (1995), МГУ (1998), Иерусалимского (2002) и др.). Эко – кавалер французского Ордена Почётного легиона (2003).
С сентября 1962 был женат на немецкой преподавательнице искусств Ренате Рамге. У пары родились сын и дочь.
Умберто Эко скончался в своём доме в Милане вечером 19 февраля 2016 года от рака поджелудочной железы, с которым боролся два года.
23 февраля 2016 в замке Сфорца в Милане прошла церемония прощания.
Умберто Эко затрагивал широкий спектр вопросов на протяжении плодотворной научной карьеры. Он занимался исследованиями средневековой и современной эстетики, массовой культуры, разработал собственную теорию семиотики. Одной из центральных для него была проблема интерпретации: взаимоотношения читателя и автора, «роль читателя».
«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale, 1959) посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии. В оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие наук о культуре второй половины XX века работе «Открытое произведение» (Opera Aperta, 1962) Эко выдвигает идею незавершённости произведений культуры, их открытости для разнообразных интерпретаций. В центре внимания автора — феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. В «Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce, 1965) Эко максимально подробно исследует универсум Джойса, в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс» и «Поминки по Финнегану».
Эко долгое время занимался изучением различных форм культуры — от «высокой литературы» западной традиции до массовой культуры. В 1960-1970-е годы Эко придерживался модернистского подхода в анализе культуры; в сфере его интересов были популярные романы XIX-XX веков и различные формы массовой коммуникации (телевидение, мультфильмы, песни, кинофильмы). В монографии «Апокалиптические и интегрированные интеллектуалы: массовые коммуникации и теории массовой культуры» (1964) учёный обсуждает широкий спектр тем: комиксы, музыку, радио, различные литературные жанры (научная фантастика, готика, нуар). В «Деле Бонда» (1965) анализируются генезис и структура романов о Джеймсе Бонде, их социальные и идеологические модели, воздействие книг и фильмов на читателя и зрителя. В сборнике «Супермен для масс» (1976) учёный рассматривает романы-бестселлеры XVIII-XX веков — от Уильяма Бекфорда и Александра Дюма до Яна Флеминга.
Наиболее ярким образцом критики современных «мифологий» является очерк «Миф о супермене», включённый затем в книгу «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979). Анализируя мифологическую структуру сюжетов о Супермене, Эко показывает абсурдность, парадоксальное несоответствие между виртуальным всесилием героя и малым масштабом его реальных дел.
Отталкиваясь от ранних работ по средневековой эстетике и литературоведению в 1970-1980-е учёный разработал теорию семиотики. В работе «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии» (La struttura assente, 1968) Эко критикует положения структурализма, неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Учёный отвергает онтологический подход к структуре (в природе и культуре не существует никаких «пра-структур») и рассматривает её в методологическом плане, как действенную модель, а не объект исследования. Работа «Форма содержания» (1971) рассматривает вопросы семантики.
Семиотическую концепцию Эко развил в главных трудах по семиотике — «Трактате по общей семиотике» (1975) и «Семиотике и философии языка» (1984).
Со второй половины 1970-х Эко много занимался проблемой интерпретации. Монография «Роль читателя» (1979) вводит понятие «идеального читателя» — читателя, осознающего существование множества возможностей интерпретации текста.
«Границы интерпретации» (1990) уточняют подход Эко к свободе интерпретации, отвечая на критику со стороны последователей деконструкции Деррида. Монография «Кант и утконос» (1997) завершает теоретические исследования учёного, рассматривая связи между языком, познанием и реальностью.
В поздних работах Эко постепенно отказывается от общих классификаций и глобальных интерпретаций в пользу «коротких историй», описывающих конкретные формы опыта.
Романы:
«Имя розы» (Il nome della rosa, 1980). Философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре. В 1983 Умберто Эко пишет небольшую книгу «Заметки на полях „Имени Розы“» (Postille al nome della rosa), в которой открывает некоторые секреты написания своего первого романа и рассуждает о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе. В день своего 80-летнего юбилея Эко решил выпустить новую версию своей книги «Имя розы».
«Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault, 1988). Пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, от которых лишь шаг к фашистоидному «сперва — сознанию, а затем — и действию», делают книгу не только интеллектуально занимательной, но и актуальной.
«Остров накануне» (L’isola del giorno prima, 1994). В обманчиво простом повествовании о драматической судьбе молодого человека XVII столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях, внимательный читатель обнаружит и традиционную для Эко бесконечную гирлянду цитат, и новое обращение автора к вопросам, которые никогда не перестанут волновать человечество, — что есть Жизнь, что есть Смерть, что есть Любовь.
«Баудолино» (Baudolino, 2000). Историко-философский роман о приключениях приёмного сына Фридриха Барбароссы, о его путешествии от городка Алессандрия (где родился сам Умберто) до страны легендарного пресвитера Иоанна.
«Таинственное пламя царицы Лоаны» (La misteriosa fiamma della regina Loana, 2004). В 2005 роман опубликован на английском языке под названием «The Mysterious Flame of Queen Loana». Роман рассказывает о человеке, потерявшем память в результате несчастного случая. Замечательно при этом то, что главный герой утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет всё прочитанное. Своеобразная читательская биография.
В октябре 2010 в Италии вышел новый роман Эко «Пражское кладбище» (Il cimitero di Praga). После выхода книги в интервью журналу «The Paris Review» Умберто Эко сказал, что, вероятно, не будет больше писать романов.
В январе 2015 издательство Bompiani выпустило новый роман Умберто Эко — «Нулевой номер».
Краткая биография Умберто Эко
Родился Умберто Эко 1932 году в маленьком городе Александрии вблизи Турина. Отец всегда хотел видеть сына юристом, однако наперекор его желанию писатель начал изучать средневековую литературу и философию. В молодые годы Умберто успел поработать обозревателем газеты и на телевиденье. Позже преподавал теорию культуры и эстетику в университетах Италии. За научные достижения получил степень доктора и также был удостоен Ордена Почетного легиона. Писатель сражался за жизнь с раком на протяжении 2-х лет и 19 февраля 2016 года умер. После свой смерти Умберто Эко оставил множество гениальных работ, он стал знаменитым еще при жизни и увековечен в истории литературы навсегда.
Умберто Эко — это выдающаяся личность ХХ века и всей эпохи постмодернизма. Он считал, что признаки постмодернизма проявляются в любом периоде духовного кризиса. Именно в этот момент появляется феномен исчезновения индивидуальности, последствием которого есть невозможность существования личного стиля написания. Писатель с помощью синтеза фантазии и теории литературы хочет объяснить читателю, привыкшему к обычным классическим произведениям, какова причина возникновения необычных форм в искусстве современности. В своих интервью и работах он всегда стремился подчеркнуть, что постмодернизм — это поэтическая интерпретация мирового кризисного состояния, где давно уже не считаются с учеными концепциями и где рационализм больше неприемлем.
Роман “Имя розы” (1980) стал первой и чрезвычайно удачной пробой пера писателя, который не теряет своей популярности и по сегодняшний день, причем высокую оценку он получил как у придирчивых литературных критиков, так и у массового читателя. Приступая к анализу романа, следует обратить внимание на его жанровую своеобразность (в этих и многих других вопросах, которые касаются поэтики романа, учитель должен обратиться к попытке автоинтерпретации под названием “Замечание на полях “Имени розы”, которой Эко сопровождает свой роман). В основу произведения фактически положена история расследования ряда загадочных убийств, которые произошли в ноябре 1327 года в одном из итальянских монастырей (шесть убийств за семь дней, вдоль которых разворачивается действие в романе). Задача расследования убийства положена на бывшего инквизитора, философа и интеллектуала, францисканского монаха Вильгельма Баскервильского, которого сопровождает его малолетний ученик Адсон, что одновременно выступает в произведении и как рассказчик, глазами которого читатель видит все изображенное в романе.
Вильгельм и его ученик добросовестно стараются распутать заявленный в произведении криминальный клубок, и это им почти удается, но из первых же страниц автор, ни на миг не выпуская из внимания детективный интерес фабулы, тонко иронизирует над такой его жанровой определенностью.
Имена главных героев Вильгельм Баскервильский и Адсон (т.е. почти Ватсон) неизбежно должны вызвать у читателя ассоциации с детективной парой Конан Дойла, а ради большей уверенности автор сразу же демонстрирует и непересекающиеся дедуктивные способности своего героя Вильгельма (сцена реконструкции обстоятельств, вида и даже имени исчезнувшего коня в начале романа), подкрепляя их и искренним удивлением, и растерянностью Адсона (ситуация точно воссоздает типичный дойловский “момент истины”). Немало дедуктивных привычек Вильгельм удостоверяет и дальше, по мере развертывания фабулы, кроме того, активно демонстрирует свою незаурядную осведомленность с разными науками, которые снова же таки иронически указывает на фигуру Холмса. Вместе с тем Эко не доводит свою иронию до той критической границы, за которой она перерастает в пародию, и его Вильгельм и Адсон до конца произведения сохраняют все атрибуты более или менее квалифицированных детективов.
Роман действительно имеет признаки не только детективного, а и исторического и философского произведения, поскольку достаточно скрупулезно воссоздает историческую атмосферу эпохи и ставит перед читателем ряд серьезных вопросов философского звучания. Жанровая “неуверенность” в значительной мере мотивирует и необычность названия романа. Эко хотел снять названием своего произведения подобную определенность, поэтому и придумал заголовок “Имя розы”, что в смысловом отношении есть целиком нейтральным, точнее, неуверенным, поскольку, по словам автора, количество символов, с которыми связан образ розы, неисчерпаемый, а потому неповторимый.
Уже жанровая неуверенность романа может служить, на мысль самого Эко, признаком постмодернистской направленности его произведения. Свои аргументы Эко мотивирует собственной (также представленной в “Замечаниях на полях”) концепцией постмодернизма, который он противопоставляет модернизму. Если последний избегал остросюжетных фабул (это признак авантюрной, т.е. “несерьезной” литературы), злоупотреблял описаниями, порванностью композиции, а часто и элементарными требованиями логики и смысловой связанности изображаемого, то постмодернизм, на мысль Эко, перерастает этот открыто декларированный принцип деструкции (разрушения) норм классической поэтики и ориентиры новой поэтики ищет в попытках объединения традиционного, что идет от классики, и антитрадиционного, введенного в литературу модернизмом. Постмодернизм не стремится запереться в пределах элитарных вкусов, а стремится к массовому (в лучшем понимании) читателя, не отталкивает, а, наоборот, завоевывает его. Отсюда в романе элементы развлекательности и детектива, но это не обычная развлекательность: говоря об отличиях детективной модели собственного произведения, Эко настаивал, что его интересует не собственная “криминальная” основа, а сам сюжетный тип произведений, которые моделируют процесс познания истины. В этом понимании Эко утверждает, что метафизический и философский тип сюжета — это детективный сюжет. Модернизм, по словам Эко, отбрасывает уже произнесенное (т.е. литературную традицию), тогда как постмодернизм вступает с ней в сложную игру, иронически ее переосмысливая (отсюда, в частности, намеки на Конан Дойла, Борхеса с его образом Библиотеки света и собственной персоной, иронически обыгранной в образе Хорхе и др.). Нетрадиционность поэтики романа подчеркнута самим Эко в названии тех произведений его предшественников, которые он выделяет как ассоциативные источники своего вдохновения (Джойс, Т.Манн, критически переосмысленные работы теоретиков модернизма — Р.Барта, Л.Фидлера и др.). Модернистские признаки произведения находим и в том способе изложения, которое реализуется в сюжете в виде своеобразной игры изменяемости точек зрения: все изображенное в произведении автор подает не прямо, а как перевод и интерпретацию “найденного” им рукописи средневекового монаха. Непосредственно же события описываются Адсоном, когда он достиг старости, но в форме восприятия их глазами молодого и наивного ученика Вильгельма Баскервильского, которым на время тех событий был Адсон.
Кто представляет в романе эти точки зрения и как их аргументирует? Одну из них представляет надсмотрщик фондов библиотеки Хорхе, который считает, что истину дали ощутить человеку сразу с первыми библейскими текстами и их толкованиями, и что углубление ее невозможно, а любая попытка сделать это приводит или к профанации Священного писания, или же дает знание в руки тем, кто использует его в ущерб истине. По этой причине Хорхе выборочно выдает монахам книги для прочтения, на свое усмотрение решая, что вредное, а что ни. Наоборот, Вильгельм считает, что основное назначение библиотеки не сохранять (фактически скрывая) книги, а ориентировать через них читателя на дальнейший, углубленный поиск истины, поскольку процесс познания, как он считает, бесконечный.
Отдельно следует обратиться к анализу одного из ключевых образов романа — образа библиотеки лабиринта, что, очевидно, символизирует сложность познания и одновременно соотносит роман Эко с похожими образами библиотек лабиринтов в Борхеса (”Сад расходящихся тропок”, “Вавилонская библиотека”), а через него с достаточно распространенным у модернистов сопоставлением библиотеки, книги — с жизнью (мир — это книга, созданная Богом, которая, практически, реализует закодированные в другой книге — Библии — закономерности нашего бытия).