Краткая биография фуке

Жан Фуке Жан Фуке (фр. Jean Fouquet ) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.

Краткая биография фуке

Жан Фуке

Жан Фуке (фр. Jean Fouquet ) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.

Содержание

Биография

Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции. Вероятно, в начале 1440-х гг. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г.) и Людовика XI. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.

Произведения

Жан Фуке. Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха. ок. 1450. Картинная галерея. Берлин Жан Фуке. Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок.1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене.

Книжная графика

  • Шедевром Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье» (1450—1460), не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания.
  • В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.
  • Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцогаБургундииФилиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).
  • Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.

Библиография

  • Золотова Е. Ю. Жан Фуке. М., 1984
  • Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVII вв. М., 1973

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Жан Фуке

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Жан Шанжене
  • Жан Фруассар Валансьеннский

Смотреть что такое «Жан Фуке» в других словарях:

Фуке, Жан — Жан Фуке. Автопортрет. 1450. Эмаль, диаметр 6,8 см. Лувр Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420 … Википедия

Фуке Жан — Жан Фуке. Автопортрет. 1450. Эмаль, диаметр 6,8 см. Лувр Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420 1481) французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Содержание 1 … Википедия

Фуке — Жан (Fouquet, Jean) Ок. 1420, Тур ок. 1477/1481, Тур. Французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Прославленный при жизни, был забыт в последующие эпохи и лишь в кон. XIX нач. XX в. его имя постепенно вновь заняло достойное место в истории… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Фуке Жан — (Fouquet) (около 1420 между 1477 и 1481), французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Строгие и точные по характеристике портреты («Карл VII», около 1444), миниатюры. * * * ФУКЕ Жан ФУКЕ (Fouquet) Жан (ок. 1420 между 1477 и 1481),… … Энциклопедический словарь

ФУКЕ Жан — (Fouquet, Jean) (ок. 1420 между 1477 и 1481), французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Произведения Фуке, особенно миниатюры Часослова Этьена Шевалье, отличаются тщательностью и… … Энциклопедия Кольера

Фуке Жан — (ок.1420 1481) фр. живописец, первый мастер фр. Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Родился в г. Тур (долина Луары), который во второй пол. XV в. стал резиденцией фр. королей Карла VII и Людовика XI и одним из… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Фуке Никола — виконт де Во (de Vaux), маркиз де Бель Иль (de Belle Isle) (1615 1680), генеральный контролёр (министр финансов) Франции в 1653 1661. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 был обвинён в заговоре, хищении государственных средств. Умер в … Энциклопедический словарь

Фуке Жан — (Fouquet, Foucquet) (около 1420 между 1477 и 1481), французский живописец. Один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. около 1440 45 жил в Париже, между 1445 47 посетил Рим, где изучал технику эмали у А. Филарете и… … Художественная энциклопедия

Фуке — (fouquet) Жан (ок. 1420, Тур – ок. 1477/81, там же), французский живописец эпохи Возрождения. Родился в семье священника. Учился в Париже (ок. 1440 45), а также, возможно, в Нанте. Изучал работы нидерландских мастеров, в 1445 47 гг. посетил… … Художественная энциклопедия

Фуке — (фр. Fouquet) французская фамилия. Известные носители: Фуке, Жан (1420 1481) французский живописец. Фуке, Кристоф (р. 1974) французский бобслеист. Фуке, Николя (1615 1680) французский государственный деятель. Фуке, Фридрих де ла Мотт (1777… … Википедия

Жан Фуке: жизнь и творчество художника

Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.

Содержание

Биография Жана Фуке

Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.

Вероятно, в начале 1440-х гг. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую.

Работал при дворах Карла VII (до 1461 г.) и Людовика XI. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.

Творчество Фуке

Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.

Чаще всего Фуке изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погруженными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Его портреты не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.

В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.

Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).

Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.

Фуке — талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события.

Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г.», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Несмотря на огромное количество фигур, изображение не сливается, а композиция остается четкой и ясной. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане — горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.

Читайте также  Краткая биография лукиан

Работы художника

К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок.1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене.

Книжная графика

  • Шедевром Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье» (1450—1460), не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания.
  • В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.
  • Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).

  • Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.

Биография

ФУКЕ ЖАН (Fouquet, Jean) (ок. 1420 — между 1477 и 1481) — французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Произведения Фуке, особенно миниатюры Часослова Этьена Шевалье, отличаются тщательностью и тонкостью отделки и яркими сияющими красками.

Фуке родился в Туре. Работал подмастерьем художника, в 1446 посетил Рим, где, вероятно, исполнял обязанности официального представителя французского короля при папской курии. В Италии Фуке испытал сильное влияние итальянского искусства раннего Возрождения, интересовался законами перспективы и изображения предметов в пространстве. По возвращении во Францию он открыл мастерскую в Туре, а в 1474 или 1475 получил звание придворного художника. Умер Фуке в Туре между 1477 и 1481.

В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы; Мученичество св. Аполлонии показано мастером как театрализованное действо: на втором плане группа зрителей, а сама сцена мученичества на первом плане представлена так, словно мы, зрители мистерии, сидим в первом ряду.

Будучи по преимуществу миниатюристом, Фуке, тем не менее, создал несколько монументальных образов в таких произведениях, как Мелёнский диптих (ок. 1451; одна створка находится в Антверпене, другая — в Берлине) и Снятие с креста (ок. 1455-1460, собор в Нуане). Способность Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453, Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, совершенно не соответствует надписи «Самый победоносный король Франции».

Работы Жана Фуке

Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.

Чаще всего Фуке изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погруженными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Его портреты не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.

На портрете Карла VII (ок. 1445) есть надпись: «Победоноснейший король Франции». Но Фуке изобразил короля так достоверно и правдиво, что на его победоносность нет совершенно никаких указаний: на картине представлен хилый и некрасивый человек, в облике которого нет ничего героического. Зритель видит перед собой пресыщенного жизнью и уставшего от развлечений эгоиста с маленькими глазками, крупным носом и мясистыми губами.

В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо.

Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).

Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.

Так же правдив и даже беспощаден портрет одного из самых влиятельных придворных короля — Жювенеля дез Юрзена (ок.1460). На картине изображен тучный человек с оплывшим лицом и самодовольным взглядом. Реалистичен и портрет Людовика XI. Художник не стремился хоть как-то приукрасить свои модели, он изображал их точно такими, какими они были в жизни. Это подтверждают многочисленные карандашные рисунки, предшествовавшие живописным портретам.

Фуке — талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г.», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Несмотря на огромное количество фигур, изображение не сливается, а композиция остается четкой и ясной. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане — горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.

Жан Фуке (Ок. 1420 — 1477/1481)

Жан Фуке родился в старинном городе Туре, на берегах прекрасной Луары. Прославленное в XV столетии имя мастера впоследствии было забыто и «открыто» вновь лишь в XIX веке.

Сохранился «Автопортрет художника» (ок. 1450, Париж, Лувр) — один из первых в искусстве Франции. Это медальон, выполненный в технике эмали. Небольшой размер (7 см) не помешал созданию запоминающегося образа. Перед нами человек сурового нрава; гордая посадка головы, строгий взгляд, волевой рисунок губ говорят о личности сильной и независимой. Объемная проработка форм напоминает медаль.

Сведений о жизни Фуке сохранилось мало: считается, что он был незаконным сыном священника; художеству мог учиться в Париже, у мастера Бедфорда. Между 1445—1447 годами побывал в Италии, что плодотворно сказалось на его творчестве. Возвратившись в Тур, художник обзавелся собственной мастерской, женился, имел двух сыновей — Луи и Франсуа.

Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. Наследник престола, будущий Карл VII, был объявлен незаконнорожденным и отстранен от власти. Предательский удар нанесла ему королева-мать, красавица Изабелла Баварская, подтвердившая, что Карл рожден не от короля. Правителем объединенного государства Англии и Франции должен был стать английский король Генрих V, и, если бы шестого марта 1429 года к Карлу не явилась семнадцатилетняя девушка из деревни Домреми Жанна д’Арк, Франция, возможно, перестала бы существовать как суверенная страна. В войне наступил перелом, и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII.

В «Портрете Карла VII» (ок. 1447, Париж, Лувр) художник приложил немало усилий, чтобы создать величественный образ монарха, но облик самого короля воспринимается странным, тревожащим воображение контрастом к этой парадности: понуро опущенная голова, некрасивое лицо, уныло свисающий нос, мешки под глазами — общее выражение недовольства и усталости. Глаза смотрят на мир настороженно, недоверчиво, в них читается горечь обид, разочарований, а возможно, и укоры собственной совести. Капризная линия рта выдает непостоянство характера, а пухлые, нежно-розовые губы говорят о склонности к чувственным удовольствиям. По глубине проникновения в тайны человеческой души портрет Карла VII можно считать предвестником психологического портрета.

Читайте также  Краткая биография добролюбов

Карлу VII недоставало многих качеств, необходимых правителю, но он умел находить умных и деятельных помощников, недаром его называли «тот, кому хорошо служат». Фуке писал портреты многих из них.

Жювеналь Дезюрсен — королевский канцлер и хранитель печати (1450-е, Париж, Лувр) — запечатлен в молитвенной позе, характерной для донаторских портретов, он погружен в сокровенный диалог с некой высшей силой — отсюда выражение глубокой духовной сосредоточенности. Красный цвет одежды оттеняется золотом полуколонн, украшенных орнаментом, в завитках которого резвятся медвежата (Дезюрсены претендовали на родство с итальянским родом Орсини — «orso» по-итальянски «медведь»).

«Портрет Этьена Шевалье со Святым Стефаном» (ок. 1450, Берлин, Государственные музеи) дает представление о людях новой эпохи, выдвинувшихся благодаря собственным достоинствам, а не происхождению. Четкие, суховатые черты лица, энергичная линия рта, уверенная осанка — все говорит о человеке деятельном и практичном; Святой Стефан (принявший смерть от побития камнями) изображен с Библией и камнем на ней.

Портрет Этьена Шевалье составлял левую створку Меленского диптиха; на правой представлена «Мадонна с Младенцем» (1450, Антверпен, Музей Конинклийк).

Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Поражает светский характер изображения Мадонны — это скорее молодая придворная дама в модном платье, горностаевой мантии, ее голову венчает драгоценная корона; узкий расшнурованный корсаж обнажает прекрасную крепкую грудь. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.

Шевалье был не только государственным деятелем, но и меценатом. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке «Часослова Этьена Шевалье» (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Рукопись украшена миниатюрами на темы Священного Писания, житий святых и т. д., действие которых Фуке перенес во Францию XV века. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». В пейзажах много света, воздуха, простора. Извивы реки или дороги уводят взгляд в глубину, где сквозь голубоватую дымку проступают очертания далеких гор, холмов, селений. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.

В мастерской Фуке в 1450—1470-х было выполнено несколько прекрасных манускриптов: «Большие французские хроники» (ок. 1460), «Иудейские древности Иосифа Флавия» (до 1475, оба — Париж, Национальная библиотека) и другие. Именно в последней была обнаружена запись, которая помогла возродить имя Фуке: «В этой книге 12 историй… 9 из них исполнено рукой доброго художника и миниатюриста… короля Людовика XI, Жана Фуке, уроженца Тура». После смерти Карла VII в 1461 году Фуке работал для его отца, Людовика XI, получив звание «художника короля».

Произведения Фуке пронизаны новым мироощущением. Пребывание в Италии помогло мастеру переосмыслить достижения французской и фламандской школы живописи и заложить основы развития во Франции искусства Ренессанса.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
    • Home
    • Биографии
    • Жан Фуке. Биография и работы

    Жан Фуке. Биография и работы

    Жан Фуке (фр. Jean Fouquet ; Тур, ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава Турской школы.

    Практиковался во французской традиции международной готики, Фуке разработал новый стиль, отражающий сильное влияние готики с точки зрения и итальянских объемных произведений Кватроченто, и натуралистов инновационной фламандской школы примитивистов. Шедеврами его творчества являются Мелёнский Диптих и миниатюры Часослова Этьена Шевалье.

    Признанные в свое время, работы Жана Фуке канули в лету, пока его наследие не восстановили в девятнадцатом веке французские и немецкие романтики, увлеченные средневековым искусством. Его наследие было наконец обновлено выставкой французских примитивистов, организованной Национальной библиотекой Франции в 1904 году, что позволило собрать и предать гласности его разбросанные по разным местам работы.

    Турская школа — французская ренессансная школа портретной живописи XV века.

    Историко-художественный контекст

    Париж, даже когда Франция была погружена в Столетнюю войну, стал центром европейского просвещения. К примеру, братья Лимбург , вероятно, лучшие миниатюристы своего поколения, работающие на герцога Беррийского ( 1340 — 1416 ), для которого они создали шедевр — Роскошный Часослов. Царствование Карла VI является общим расцветом в искусстве. Война закончилась около 1410 г . Оккупации Парижа англичанами ( 1419 — 1436 ) и изгнание части двора Франции в Бурж вынудило художников сделать паузу в художественной деятельности.

    Став королем благодаря Жанне д’Арк, Карл VII вернулся в Париж и повел войска на англичан из Франции ( 1453, за исключением Кале). Как и его отец, Людовик XI, Карл предпочитал долины Луары Парижу; он умер в замке Плесси-ле-Тур в 1483 году .

    В самом деле, в тот же самый период произошел расцвет в итальянском кватроченто, предвосхитивший Возрождение, искусство «меры человека» , где перспектива давала иллюзию третьего измерения. Предшественниками этого нового языка были скульптуры Гиберти, Della Quercia и Донателло. Во Флоренции, в 1427 году, при изображении Троицы живописец Мазаччо, вероятно, в сотрудничестве с архитектором Брунеллески, решил проблему перспективы. Альберти, архитектор и друг Брунеллески, предложил решение в своей книге De Pictura. Позже, в 1430 г. , Паоло Учелло , Андреа дель Кастаньо , Пьеро делла Франческа и Мантенья ускорили развитие этой новой техники

    Биография Жана Фуке

    Документированных свидетельств о жизни художника сохранилось крайне мало.

    Жан Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции. О годах его молодости сведений немного: вероятно, в начале 1440-х гг. Фуке учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения. Между 1444 и 1446 он пишет портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение итальянцев.

    После пребывания в Италии Фуке вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (в 1461 году) и Людовика XI. В 1475 году получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.

    Пользовавшийся известностью при жизни, после своей смерти (между 1478 и 1481 годами) Фуке был надолго забыт. Его творчество было вновь оценено по достоинству лишь в XIX веке благодаря интересу представителей романтизма к средневековому искусству.

    Происхождение и образование

    Дата рождения неизвестна. По словам биографов, дата рождения оценивается между 1415 и 1425 , и рождение традиционно находится в Туре , не имея никаких доказательств, кроме самой поздней записи Франсуа Роберте в рукописи еврейских древностей. Священник из Тура Жан Фуке, который совершил поездку в Рим и назначен пастором Becon-ле-Granīts в Анжу, упоминается в документе, датированном 1449 годом. Высказано предположение что это могло бы быть художник, но и другие данные свидетельствуют о том, что он не мог быть клерком. Это мог быть член семьи .

    Это отсутствие источников на молодость художника позволяет только строить догадки о месте его подготовки в качестве художника. Были произведены поиски в парижских мастерских, как в единственном важном художественном центре поблизости. Но единственная крупная студия, которая была активна в 1430 г. из Бедфорда и его вероятный преемник Dunois Master, далеки от стиля Фуке. Его стиль нашел некоторые отголоски в стиле другого парижского мастера, Boucicaut Мастера , но он уже прекратил свою деятельность в то время. Историк немецкого искусства Эберхард Кёниг предположил, что он, возможно, был обучен на западе Франции, в мастерской Мастера Жувенеля, деятельность которого засвидетельствована Анже . О Boucicaut Master точно известно, что он развивался под влиянием нескольких иллюминаторов на западе Франции. А другой историк искусства, Николь Рейно, засвидетельствовал активность Мастера слишком поздно (1440-1450 годы), чтобы он мог обучить молодого Фуке , но Жувенель мог знать и сотрудничать с Фуке в часослове Анже, датированном около 1450 г.

    Пребывание в Италии

    О пребывании Жана Фуке в Италии свидетельствует отрывок из архитектурного договора, написанного в Филарете 1465: составления списка «хороших учителей» , которых уже нет, в который входят Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и Фуке французский, о котором он говорит , что он не знает, жив ли он, но он очень хорошо рисовал с натуры. Он сообщает, что Фуке написал портрет (ныне утраченный) Папы Евгения IV , который был помещен в церкви Минервы в Риме . Это указание используется для определения даты его пребывания в Италии во время пребывания Папы в Риме между 1443 и 1447 . Другие более поздние свидетельства подтверждают это пребывание в Риме, в том числе у Джорджо Вазари. Этот портрет Евгения IV известно сегодня копией Кристофано dell’Altissimo ( Уффици , Флоренция ) и гравюра датируется xvi — го века .

    Во время написания папского портрет, Фра Анджелико жил в соседнем доминиканском монастыре. Несколько историки искусства полагают, что Фуке мог сотрудничать с Фра Анджелико в написании своих римских фресок. Влияние последнего явно ощутима в поздних работах Фуке. Кроме того, вероятно, он отправился во Флоренцию, где он увидел работу великого тосканского художника и в Мантую , где он нарисовал портрет шута Гонеллы (хотя это авторство Фуке по-прежнему спорно).

    Художник при дворе

    Точная дата его возвращения во Францию не известна. Самые старые документы , в которых это упоминается, восходят к 1461 году. Затем его вызывают в Париж, чтобы принять участие в подготовке к похоронам Карла VII и экскурсии по подготовке к коронованию Людовика XI Последующие нотариальные документы свидетельствуют о том , что его дом в том же городе, на улице Дев, был сдан в аренду от 1448 года. Ряд других документов доказывают его участие в муниципальной жизни: его имя регистрируется в муниципальном совете 1469 в качестве ночного наблюдателя за городскими стенами. Он также нарисовал навес для входа в город короля Альфонсо V в Португалии в 1476 году. Он также ведет работы для элиты города: живопись Успенского собора, ныне несуществующего, для Жан -Бернара , архиепископа Турского, для церкви Candes в 1466 году .

    Он также работает для аристократов и королевства. Документы показывают, что он изготовил часослов для Марии Орлеанской в 1472 г., и для Коммина в 1474 году. Такие панели , как Меленский диптих, датируемые 1452-1458, расписаны для Этьена Шевалье, казначея Франции или портрет из Гийома де Jouvenel Ursins, канцлера (около 1460-1465), а также рукописи, украшенные для Laurent Girard, секретаря короля (The Боккаччо Munich ) и Антуана Raguier, военного казначея (в часослове Raguier Robertet ).

    С 1459 года, он работал в своей мастерской по иллюминированию с отличными сотрудниками, названными Боккаччо «Мастер Мюнхена», которыми, как полагают, могли быть его сыновья, Луи и Фрэнсис. Они постепенно заняли видное место в украшении манускриптов того времени.

    Живописец короля

    Он не был им до 1475 года, когда в королевских архивах появилось первое упоминание о Фуке как о «живописце короля» Людовика XI, указывая , что он получает пенсию в размере 50 ливров в качестве такового. Его сотрудничество с королями Франции началось раньше — портрет Карла VII написан, по крайней мере до 1450-1455 года и присутствовал на похоронах последнего в 1461.

    Дата его смерти точно не установлена. Известно, что он был жив в 1478 году .

    Техника и композиция

    Его рисунки были тщательно продуманы: он применял технические средства, чтобы привлечь внимание зрителя через композицию на основе кругов, золотых и правильных многоугольников.

    Как правило, это делалось с использованием центральной окружности и второй, которая была частью верхней половины кадра. Обратите внимание на связь между этими двумя портретами, как первый и более общий круг приводит к второму более конкретному. В таблице видно, как ширина вариации / длина влияет на два круга.

    В первой таблице, лица и туловища находятся в пределах основной окружности, а меньшая включает в лицо и колпачок. Во второй, возле короля, большой круг определяет положение руки, рукой и занавесками, в то время как вторичные кадры лица, меховой воротник и шляпа.

    В третьей таблице, Пьета Nouans, горизонтальной, которая контрастирует с другими картинами Жана Фуке, в основном всё расположено по вертикали. Он использовал два круга, что даёт странный эффект, вероятно, потому что видение зрителя легче охватывает два круга, расположены вертикально; возможно, взгляд направляется в первую очередь на правую сторону, а не с левой. В четвертой сцене, художник превращает два вертикальных круга в одну окружность, касательую к верхнему краю.

    Фуке использовал два золотых сечения, связанные с высотой и шириной рамы. Во второй таблице, с Карлом VII, он использует два золотых сечения для построения вертикальной симметрии, ограничивающей лицо царя. Он использовал одну из вертикальных линий, чтобы расположить лошадь и наездника, и предел для горизонтальных сегментов в верхней части фона символа.

    В Эскизе «Коронация Людовика VI» можно наблюдать «воздушную перспективу», которая выдвигает на первый план атмосферные эффекты. В данном эскизе повторяется фон Мадонны канцлера Ролен, нарисованный в 1435 году, где Ван Эйк использовал ландшафт, в котором отражение проецируется к зрителю. В обоих случаях, мосты отражаются в воде и в миниатюре. Также следует отметить, что в обеих работах персонажи выглядят более резко.

    Как уже сообщалось, «воздушная перспектива» получается с помощью градиента цвета с голубовато — серым цветом для самых отдаленных объектов, метод можно увидеть в этом эскизе: от боковой стенки замок имеет до пяти оттенков синего цвета; отражения стены в водах залива размыты; голубая вода из канавы тянет белый и тот же эффект наблюдается в небе; Мост отражается легче , чем лодки; Тауэрский мост является коричневым и контрастирует на фоне замка; даже в окнах часовни, где небо было белым. Наблюдатель может чувствовать воздух .

    В этой детали Меленского Диптиха мы замечаем , что лицо Богородицы яйцевидное и освещение делит его на две части, одна уменьшенная, с сильными тенями и рельефами, а другая более обширна, почти бестеневая с гладким рендерингом. Моделирование не является непрерывным: правые поверхности акцентированы все меньше по направлению влево, а затем исчезают. Области, которые должны были оставить тени, художник намеренно забывает. Ему удалось таким образом противопоставить две части лица, — одна в полном свете и гладкая на вид, которая контрастирует с напряженностью и глубиной, чтобы другая оставалась в тени. Обратите также внимание, как образ дополнен почти закрытыми веками, и тремя областями света на них и на губах.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: