Краткая биография гесиод

В разделе вы можете ознакомиться с подробной биографией Гесиода (Ἡσίοδος).

Краткая биография гесиод

Биография Гесиода

Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса. Родился вероятно, ок. 700 до н.э. в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон. Когда отец умер, имение поделили между собой его сыновья Гесиод и Перс. Недовольный доставшейся ему частью, брат Гесиода втянул его в долгий и дорогостоящий судебный процесс за новый раздел имущества. Гесиод хотел отговорить брата от процесса и склонить его к честному труду; с этой целью он написал адресованный Персу эпос Труды и дни (Erga kai hemerai).

Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно. Юному Гесиоду частенько приходилось пасти скотину, и роскошные пейзажи, представавшие его взору, вдохновляли его, пробуждали в нем желание творить. По его собственным словам, ему однажды явились Геликонские нимфы, которые призвали его к сочинительству и вещанию истины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и в знак этого вручили ему ветвь пышного лавра, которая служила отличительным знаком рапсодов – исполнителей эпических песен. Однако если говорить о становлении Гесиода как поэта с более реалистических позиций, то использование им гомеровскогодиалекта, дактилического гекзаметра дает основание предположить, что мастерству он учился у бродячих рапсодов. Гесиод стал первым среди древнегреческих поэтов, кто называл себя по имени, позиционировал себя как конкретная личность – до него певцы-гомериды предпочитали оставаться безымянными.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину.

Став поэтом, хоть и «от сохи», Гесиод до самой смерти практически не покидал Аскру, занимался крестьянским трудом наравне с остальными. Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует лишь о его поездке на поэтическое соревнование с Гомером, которое было объявлено в честь погибшего царя Халкиды. Оттуда он уехал победителем и обладателем бронзового треножника, пожертвованного им Геликонским музам. Царь Панед, брат Амфидаманта, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что служит ориентиром для определения времени жизни самого Гесиода.

Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни», написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др. Были ли эти старания успешны – неизвестно; но поведение злого и развратного брата, по всей вероятности, заставило Гесиода покинуть Аскру, а сильные правители Феспии, которых он не пощадил в своем произведении, вероятно, относились к вольнодумному поэту не особенно дружелюбно. Как бы то ни было, Гесиод покинул Аскру, и весьма вероятно, что он сделал это вскоре после появления этой поэмы.

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.

Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. Θεογονία), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.

Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.

«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.

Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).

Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

Куда именно переселился Гесиод, покинув Аскру – неизвестно. Некоторые полагают (впрочем, без достаточного основания), что он переехал в Орхомен (в Беотии); но вероятнее, что новой родиной сделался для него Навпакт, в западной Локриде. В пользу этого предположения говорит, по крайней мере, предание, по которому Гесиод был убит и похоронен недалеко от Навпакта. Предание рассказывает, что дельфийский оракул предостерегал поэта против рощи немейского Зевса, так как в этой роще ему суждено умереть. Гесиод, полагая, что это предсказание относится к святилищу Зевса в Немее, не поехал в Пелопоннес и поселился в локрийском городе Инее, недалеко от Навпакта, где долго гостил у своих друзей, Амфифана и Ганиктора, сыновей Фегея. Но они ложно заподозрили Гесиода в тайной связи с их сестрою, подстерегли его в святилище немейского Зевса, близ Инея, и там убили его. Труп его они бросили в море; но через три дня дельфины вынесли его на берег близ мыса Антиррия, как раз в то время, когда локрийцы собрались туда на праздник. Труп был тотчас же узнан и погребен в Немее, в могиле, высеченной в скале; убийцы же певца скоро понесли заслуженную кару. Они были выданы собакой Гесиода, и локрийцы утопили их в море, а дом их разрушили; по другому преданию, сам Зевс разбил громом их корабль, когда они хотели бежать за море, и они погибли в море.

Впоследствии останки Гесиода были перенесены в беотийский Орхомен. Предание говорит, что однажды, когда среди орхоменцев свирепствовала жестокая язва, дельфийский оракул посоветовал им, чтобы избавиться от бедствия, перенести в Орхомен останки Гесиода, причем ворон должен был указать им его могилу. Посланные увидели ворона на скале, близ дороги, и в пещере нашли прах Гесиода. Орхоменцы поставили поэту памятник на своей городской площади, и орхоменский поэт Херсий написал ему следующую эпитафию, в которой Гесиод прославляется, как мудрейший из поэтов:

Я родился на полях плодородных Аскры далекой,
Прах мой сокрыла земля чуждой, минийской страны;
Слава Гесиода в эллинском мире далеко сияет
И просвещает людей, ищущих к мудрости путь.

Причина перенесения останков Гесиода в Орхомен заключалась в том, что жители Аскры, по разрушении её феспийцами, большею частью переселились в Орхомен. О времени, когда именно последовало это перенесение по приказу дельфийского оракула, ничего не известно. Бергк догадывается, что это могло быть после 2 года 81-й олимпиады, когда мессенцы, вышедшие из Ифомы, были поселены афинянами в Навпакте. Оракул, расположенный к спартанцам, не желал, чтобы мессенцы, враги их, владели останками Гесиода, а так как Аскра уже не существовала, то он и посоветовал перенести эти останки в Орхомен, где жили бывшие обитатели родины поэта.

Некоторые источники говорят, что умер поэт-земледелец в родной деревне, а похоронили его в Орхоменах.

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии (Hesiod) и кратер на Луне (Hesiodus).

Мудрость Человечества

Биография

Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891

Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон. Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно. Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.

Читайте также  Краткая биография гелиодор

Творчество

Труды и дни

Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни» (др.-греч. Ἔργα και Ἡμέραι), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом . Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др.

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.

Теогония

Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. Θεογονία), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Другие работы

Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.

Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.

«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.

Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).

Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.

Память

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии (Hesiod) и кратер на Луне (Hesiodus).

Гесиод

Гесио́д (из Аскры; иногда Гезиод; др.-греч. Ἡσίοδος , VIII—VII века до н. э.) — древнегреческий поэт и рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Содержание

Биография

Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной» [1] , — близ горы Геликон. Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно. Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились Геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Стоит отметить, что царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». [источник не указан 1173 дня] По сути, это первая в истории европейской цивилизации политически ангажированная литературная премия. Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.

Творчество

Труды и дни

Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни» (др.-греч. Ἔργα και Ἡμέραι ), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.

Теогония

Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. Θεογονία ), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Другие работы

Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.

Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.

«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.

Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).

Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.

Память

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии.

Примечания

  1. Гесиод. Труды и дни. 640, пер. В. Вересаева

Литература

Тексты и переводы

  • Исиода Аскрейского творения. / Пер. А. Фрязиновского. СПб., 1779. XX, 86 стр.
  • Творения Гезиода. / Пер. П. И. Голенищева-Кутузова. М., 1807. 85 стр.
  • Творения Гезиода Аскрейского. / Пер. А. Огинского. СПб., 1830. XIV, 131 стр.
  • Гесиод. Подстрочный перевод поэм с греческого и прим. Г. Властова. СПб., 1885. 280 стр. (Работы и Дни. Теогония. Щит Геракла)
  • Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1927. 88 стр. 2000 экз.
  • Гесиод. Теогония. / Пер. В. Вересаева. (неоднократно издавался)
  • Гесиод. Щит Геракла. / Пер. О. П. Цыбенко. // Вестник древней истории. 1985. № 3.
  • Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы (Теогония. Труды и дни. Щит Геракла). Фрагменты (Перечень женщин или Эои. Великие Эои. Свадьба Кеика. Меламподия. Сошествие Пирифоя. Идейские дактили. Наставления Хирона. Великие труды. Астрономия. Эгимий. Горнило или Гончары). / Перевод фрагментов О. П. Цыбенко, вступ. ст. В. Н. Ярхо, комм. О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. (Серия «Античное наследие»). М.: Лабиринт, 2001. 256 стр.

Английские и французские переводы:

  • В серии «Loeb classical library» (греческие тексты с английским переводом) изданы:
    • том I (№ 57, 1914) — Теогония, Труды и дни, фрагменты, свидетельства (включая «Состязание Гомера и Гесиода»);
    • том II (№ 503) — Щит, Каталог женщин, другие фрагменты (дополненное издание).
  • Athanassakis, Apostolos N., Theogony ; Works and days ; Shield / Hesiod; introduction, translation, and notes, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1983. ISBN 0-8018-2998-4
  • В серии «Collection Budé» (греческие тексты и французские переводы) изданы поэмы: Hésiode. Théogonie. — Les Travaux et les Jours. — Bouclier. Texte établi et traduit par P. Mazon. 16e tirage 2002. XXX, 242 p.

Исследования

  • Властов Г. Теогония Гезиода и Прометей. СПб., 1897. 579 стр.
  • Waltz P. Hésiode et son poème moral. Bordeaux, 1906.
  • Martina Hirschberger, Gynaikôn Katalogos und Megalai Ehoiai. Ein Kommentar zu den Fragmenten zweier hesiodeischer Epen. BzA 198. München/Leipzig: K.G. Saur, 2004. Pp. 511. ISBN 3-598-77810-4. рецензия;
  • Челышев П.В.Гесиод — идеальное общество — царство должного порядка.// Челышев П.В.. Челышева П.В. Котенева А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. — М.: МГГУ, 2012. — С.7-52.

Ссылки

Гесиод в Викицитатнике ?
Гесиод на Викискладе ?
  • Три поэмы (греч. и англ.)
  • Схолии Цеца к Гесиоду по изданию 1823 года (греч.)
  • Глоссы и схолии к «Теогонии» по изданию 1876 года (греч.)
  • Гесиод в библиотеке Максима Мошкова
  • Гесиод — статья из электронной энциклопедии Кругосвет.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гебраизм (значения)
  • Гей, Джон

Смотреть что такое «Гесиод» в других словарях:

ГЕСИОД — (8 7 вв. до н. э.) первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме Труды и дни Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма Теогония (т. е. родословная богов) рационалистически … Большой Энциклопедический словарь

Читайте также  Краткая биография уэлш

Гесиод — Гесиод, Hesiodos, из Аскры в Беотии, ок 700 г. до н. э., греческий поэт. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Г. являются его… … Античные писатели

ГЕСИОД — Гесиод, первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший ок. 700 до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, рас положенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали музы, когда он пас своих овец … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ГЕСИОД — Гесиод, первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший ок. 700 до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, рас положенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали музы, когда он пас своих овец … Список древнегреческих имен

Гесиод — (VIII VII вв. до н.э.) древнегреческий поэт Знай время. Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем! Медлительный борется с бедами всю свою жизнь непрерывно. То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в… … Сводная энциклопедия афоризмов

ГЕСИОД — (8 7 вв. до н.э.) др. греч. мыслитель, первый известный по имени поэт, автор поэм «Теогония», «Труды и дни», предфилософ. Поставил вопрос о том, что «прежде всего зародилось», и получил от муз ответ, что прежде всего зародился хаос не как… … Философская энциклопедия

Гесиод — (VIII VII вв. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т. е. родословная богов)… … Энциклопедический словарь

ГЕСИОД — (вероятно, ок. 700 до н.э), первый греческий поэт. Гесиод родился, по его собственным словам, в местечке Аскра у подножия горы Геликон (Беотия), куда его отец перебрался из Кимы (Эолида, Малая Азия). После смерти отца брат Гесиода Перс захватил… … Энциклопедия Кольера

Гесиод — (he$siodos) (кон. 8 или нач. 7 в. до н. э., Беотия), древнегреческий поэт. Гесиода можно считать первой исторически определённой личностью в древнегреческой, а значит и европейской, литературе (поскольку нет достоверных сведений о личности и… … Литературная энциклопедия

Гесиод — (греч. Hesiodes) (VIII VII вв. до н.э.) первый древнегреческий поэт родом из Беотии, моралист и систематизатор мифологических пересказов. Из его творческого наследия сохранились три поэмы: «Теогония», «Щит Геракла» и «Труды и дни». В последней … Античный мир. Словарь-справочник.

Гесиод

Биография

В середине октября 2016 года «Новая газета» поговорила с одним из ведущих российских филологов-классиков и знатоком античной Греции Николаем Гринцером о судьбе гуманитарного человека нынешнего века и его отношениях с политикой, обществом, прошлым и настоящим. В интервью ученый, помимо утверждения, что знание древних языков поможет понимаю всех остальных, заявил о схожести поэмы Гесиода «Труды и дни» с речами Геннадия Зюганова, указав на одинаковые модели построения.

Судьба

Благодаря Гесиоду, проявившему себя как новатор в нескольких аспектах литературы, до наших дней дошли его краткая биография и ценные сведения о ранней жизни.

Из знаменитого произведения «Труды и дни» следует, что его отец родился на территории эолийской Кимы в Малой Азии (там же, если верить источникам, в VIII веке до н. э. на свет появился и будущий поэт) и был мореплавателем. Затем он перебрался в Беотию, поселившись в небольшой деревушке Аскра, лежащей у подножия Геликона.

Одни ученые, толкуя причину переезда, считали, что мужчина был вынужден из-за совершенного тяжкого преступления, иные выдвигали версию, что сие случилось из-за долгов. На новом месте, где зимой постоянно дули пронзительные ветры, а летом царил изнуряющий зной, мужчина занимался земледелием и скотоводством, а старший сын ему в этом активно помогал.

Автор также указал в своей поэме имена родителей Дий и Пикимеда (но, по мнению исследователей, они являлись выдуманными) и брата, с которым после смерти отца наступила тяжба из-за наследства. Гесиод проиграл дело, потому что его оппонент подкупил судей, и познал нищету.

Впоследствии Перс, привыкший вместе с женой вести праздную, роскошную и расточительную жизнь, разорился и вновь стал грозить кровному родственнику очередными разборками, что, вероятно, и вынудило последнего покинуть родные края. Куда конкретно отправился Гесиод, неизвестно, но, вероятнее всего, что в Навпакт.

Причина смерти поэта в VII веке до н. э. тесно связана с личной жизнью — по преданию, он гостил в локрийском городе Инее у друзей Амфифана и Ганиктора. И те вдруг заподозрили его в тайной связи с их сестрой, схватили в святилище немейского Зевса и убили. Тело, брошенное в море, через 3 дня вынесли на берег дельфины в тот момент, когда местные жители собрались на праздник. Гесиода похоронили в Немее, а затем его останки перевезли в Охромен.

Преступники вскоре понесли наказание: их либо утопили возмущенные локрийцы, предварительно предавшие огню их дома, либо сам Зевс обрушил гнев и разбил их корабль, когда убийцы пытались бежать.

Творчество

В прологе «Теогонии» поэт рассказывал читателям, что в юности, когда он пас стада овец в окрестностях Аскры, к нему явились музы, наделили даром божественных песнопений и передали символ рапсода.

«Музы дали мне жезл, отпрыск зеленеющего лавра, и вдохнули в меня божественный дар песнопения с тем, чтобы я, прославляя богов, возвещал грядущее и говорил о минувшем. Они повелели мне воспевать вечный род богов, вспоминая о музах при начале и в конце песнопения», — писал он.

Гесиод стал первым древнегреческим поэтом, указавшим на собственных произведениях свое имя. До него за личное авторство никто не ратовал, в том числе и великий Гомер. До наших дней дошли несколько его произведений, написанные гекзаметром на эпическом ионийском диалекте.

В «Трудах и днях» («Работах и днях»), помимо назидательных обращений к младшему брату и попыток направить того на путь истинный, создатель делился собственным мировоззрением и выказывал пессимистическое отношение к современному миру, сравнивая нынешний железный век с прошедшим золотым.

Сочинение изобилует пословицами, поговорками, приметами, практическими наставлениями и подробными описаниями работ земледельца и мореплавателя, содержит подробное изложение мифов о Прометее, пяти веках жизни человечества и даже басню о соколе (ястребе), растерзавшем соловья.

В «Теогонии» литератор предпринял попытку систематизации и придал некоторую логическую стройность различных мифов о происхождении богов и их потомстве. В «Происхождении богов» главные герои (всего упомянуто около 300) изображены как простые смертные: они любят, враждуют, ненавидят, дружат, завидуют и борются за власть.

«Не имевшие священных книг, таких как Тора у древних евреев, Библия у последующих христиан, древние греки в поэмах Гомера и Гесиода находили ответы на вопросы о том, как произошел мир. Произведения Гесиода были крайне почитаемыми в Древней Греции, а сам он считался одним из великих мудрецов», — считал доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Также Гесиод, в честь которого названы картеры на Меркурии и Луне, считается создателем «Каталога женщин» («Эои»), где приводился список представительниц прекрасного пола, имевших потомства от богов, и где в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён. В «Щите Геракла» в 480 стихах изображается поединок с Кикном, после смерти превращенным отцом Аресом в лебедя, «Меламподии», «Свадьбы Фетиды и Пелея» и иных.

Память

В «Описании Эллады» сообщается, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

В честь Гесиода названы кратер на Меркурии и кратер на Луне.

Гесиод

Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος ; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Труды и дни
    • 2.2 Теогония
    • 2.3 Другие работы
  • 3 Память
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
    • 5.1 Тексты и переводы
    • 5.2 Исследования
  • 6 Ссылки

Биография [ править ]

Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной» [1] , — близ горы Геликон. Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно. Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились Геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Стоит отметить, что царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». [источник не указан 3618 дней] Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.

Читайте также  Краткая биография вега

Творчество [ править ]

Труды и дни [ править ]

Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни» (др.-греч. Ἔργα και Ἡμέραι ), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др. [2]

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца [3] .

Теогония [ править ]

Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. Θεογονία ), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Другие работы [ править ]

Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.

Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.

«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.

Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).

Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.

Память [ править ]

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии и кратер на Луне.

Примечания [ править ]

  1. Гесиод. Труды и дни. 640, пер. В. Вересаева
  2. Лосев А. Ф., Сонкина Г. А., Тахо-Годи А. А., Тимофеева Н. А., Черемухина Н. М. Античная литература. — М .: Просвещение, 1986. — 464 с. — С. 63.
  3. ↑Чанышев А. Н.Курс лекций по древней философии. Тема 23

Литература [ править ]

Тексты и переводы [ править ]

  • Исиода Аскрейского творения. / Пер. А. Фрязиновского. СПб., 1779. XX, 86 стр.
  • Творения Гезиода. / Пер. П. И. Голенищева-Кутузова. М., 1807. 85 стр.
  • Творения Гезиода Аскрейского. / Пер. А. Огинского. СПб., 1830. XIV, 131 стр.
  • Гесиод. Подстрочный перевод поэм с греческого и прим. Г. Властова. СПб., 1885. 280 стр. (Работы и Дни. Теогония. Щит Геракла)
  • Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1927. 88 стр. 2000 экз.
  • Гесиод. Теогония. / Пер. В. Вересаева. (неоднократно издавался)
  • Гесиод. Щит Геракла. / Пер. О. П. Цыбенко. // Вестник древней истории. 1985. № 3.
  • Гесиод: Работы и дни, Теогония // Эллинские поэты. В переводах В. В. Вересаева / коллектив авторов. — М ., 1963. — (Библиотека античной литературы).
  • Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы, фрагменты. / вступ. ст. Ярхо В. Н., комм. Цыбенко О. П. и В. Н. Ярхо; пер. «Труды и дни», «Теогония» В. Вересаева, «Щит Геракла» и фрагментов Цыбенко О. П.; ред.коллегия: Ильинская Л. С., Немировский А. И., Цыбенко О. П., Ярхо В. Н.. — М .: Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8. — Поэмы (Теогония. Труды и дни. Щит Геракла). Фрагменты (Перечень женщин или Эои. Великие Эои. Свадьба Кеика. Меламподия. Сошествие Пирифоя. Идейские дактили. Наставления Хирона. Великие труды. Астрономия. Эгимий. Горнило или Гончары).

Английские и французские переводы:

  • В серии «Loeb classical library» (греческие тексты с английским переводом) изданы:
    • том I (№ 57, 1914) — Теогония, Труды и дни, фрагменты, свидетельства (включая «Состязание Гомера и Гесиода»);
    • том II (№ 503) — Щит, Каталог женщин, другие фрагменты (дополненное издание).
  • Athanassakis, Apostolos N., Theogony ; Works and days ; Shield / Hesiod; introduction, translation, and notes, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1983. ISBN 0-8018-2998-4
  • В серии «Collection Budé» (греческие тексты и французские переводы) изданы поэмы: Hésiode. Théogonie. — Les Travaux et les Jours. — Bouclier. Texte établi et traduit par P. Mazon. 16e tirage 2002. XXX, 242 p.

Гесиод цитаты

Гесиод цитаты. Гесиод — древнегреческий поэт и мыслитель. Полностью сохранились труд Гесиода дидактичеcкue пoэмы «Tpуды и дни» и «Teoгония» («Pодословная богов»), в которых отразилось миросозерцание греков эпохи становления классового общества.

В пepвой поэме выражены общественные настроения сельских тружеников, угнетаемых poдовой аристократией. Oтсюда — обличение социального неравенства, возведение идеи справедливости в высший этический принцип, воспевание труда как основы жизни. Кроме того, приведены меткие пословицы и притчи.

«Теогония» — пpeдвестие древнегреческой философии, первая попытка греков систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. Поэма заканчивается родословной греческих героинь, открывающей генеалогическое направление в древнегреческой литературы.

Вам нужна Контрольная, Дипломная, Курсовая или любая другая работа по этой теме? Закажите её здесь: Заказать работу

* В дом свой супругу вводи,
Как в возраст придешь подходящий.
До 30 не спеши, но и за 30 долго не медли…
Все обгляди хорошо, чтоб не на смех
Соседям жениться.

* Все на земле и певцы происходят, и лирники-мужи.
Все же цари — от Кронида. Блажен человек, если Музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем; о заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Радуйтесь, дочери Зевса, даруйте прелестную песню!

* Гибельна гордость для малых людей.

* Глупец тот, кто не знает, что мало – это больше, чем много.

* Друзей то и дело менять не годится.

* Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.

* Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!

* Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,
Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей,
Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа
Высушит пуще огня и до времени в старость загонит.

* Лучшим сокровищем люди считают язык неболтливый.
Меру в словах соблюдешь — и всякому будешь приятен;
Станешь злословить других — о себе еще хуже услышишь.

* Медлительный борется с бедами непрерывно всю свою жизнь.

* Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай.

* Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений.
Мрачная Ночь, ни к кому из богов не всходивши на ложе,
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид, — золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер, беспощадно казнящих.
[Мойры — Клофо именуются, Лахесис, Атропос.
Людям Определяют они при рожденье несчастье и счастье.]

Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит.
Также еще Немесиду, грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,

Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.
Грозной Эридою Труд порожден утомительный, также
Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья,
Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы,

И Ослепленье души с Беззаконьем, родные друг другу,
И, наиболее горя несущий мужам земнородным,
Орк, наказующий тех, кто солжет добровольно при клятве.

* Нет никакого позора в работе: позорно безделье.

* Пей себе вволю, когда начата иль кончается бочка,
Будь на середке умерен; у дна же смешна бережливость.

* Половина больше целого. (О том, что нужно делиться поровну, не брать себе всё.)

* То слово не исчезает совершенно, которое повторяется многими в народе.

* Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Arzamas + Издательство Я ндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: