Краткая биография херасков

ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

Русский поэт, писатель, драматург. Представитель позднего классицизма и раннего сентиментализма.

Биография

Отец – Матей Хереску, по происхождению боярин из Валахии. В 1711 году переселился в Россию и получил имя Матвея Андреевича Хераскова. Мать –Анна Даниловна Друцкая-Соколинская. Михаил был младшим из троих детей. Отчим – князь Н.Ю. Трубецкой. Жена – Елизавета Васильевна Неронова (с 1760). Приемная дочь – Анна Карамышева.

В 1740 году семья перебралась в Петербург, где Трубецкой служил генерал-прокурором. По протекции отчима, Михаил, получивший хорошее домашнее образование, в 1743 году был принят в Сухопутный шляхетский корпус. Его он окончил в 1751 году, после чего начал службу поручиком в Ингерманландском полку.

В 1755 году Херасков сменил военную службу на гражданскую. Через год он начал работать асессором в Московском университете, также руководил его библиотекой. Через несколько лет он возглавил университетский театр и типографию (вокруг руководителя собирались литераторы, поэты и актеры), издавал различные университетские журналы, исполняя при этом и множество других обязанностей.

В 1761 году надворный советник Херасков стал и.о. директора университета.

Восшествие на престол Екатерины II поэт приветствовал одой, которых затем последовало немало. Херасков вместе с Волковым и Сумароковым занимался подготовкой коронации новой самодержицы, в частности, организацией маскарада под названием «Торжествующая Минерва».

В 1763 году Михаил Матвеевич стал директором университета, пробыв на этой должности до 1770 года. В 1767 году сопровождал Екатерину в ее волжской поездке. Тогда же благодаря Хераскову преподавание в университете перевелось на русский язык.

В 1770 году он переехал в Петербург, где, уже будучи статским советником, стал вице-президентом Берг-коллегии. В столице вокруг Хераскова сложился литературный кружок, по инициативе которого, предположительно, был создан журнал «Вечера» (1772-1773). В 1775 году Михаил Матвеевич вынужденно оставил службу в чине действительного статского советника. Возможно, это было связано с масонством писателя, который с 70-х годов состоял в ложах «Гарпократ» и «Озирис». Вернувшись в Москву, он сотрудничал с Н.И. Новиковым в журнале «Утренний свет». После появления в 1778 году знаменитой эпопеи Хераскова «Россиада», он был возвращен на службу, став куратором родного Московского университета.

Здесь он не терял времени даром. Благодаря Михаилу Матвеевичу при университете появился Благородный пансион. Университетская типография была передана Н.И. Новикову, что помогло тому в его работе издателя.

Не бросал куратор и масонства. Так, в начале 80-х он стал членом Ордена розенкрейцеров, участвовал в создании масонских Педагогической и Переводческой семинарий.

После ареста Новикова в 1792 году Херасков оказался в негласной опале.

Положение изменилось с приходом к власти благоволившего масонам Павла I. Ему поэт посвящал оды, а сам стал тайным советником. Уже при Александре I в 1802 году Херасков оставил службу в чине действительного тайного советника.

Последние годы поэт провел в Москве, занимаясь творчеством. Скончался в сентябре 1807 года, похоронен в Донском монастыре.

Творчество

Михаил Матвеевич начал свою творческую деятельность в начале 1750-х годов. Тогда он писал оды, басни, эпиграммы. В 1758 году вышла в свет его принесшая известность трагедия «Венецианская монахиня». В ней уже проявилось смешение двух стилей, характерное для поэта: уходящего классицизма и зарождающегося сентиментализма.

В 1760 году Херасков начал выпускать литературный журнал «Полезное увеселение», где также публиковал и свои стихи. В 1760-е им были созданы лирические сборники «Анакреотические оды», «Философские оды». В стихах Хераскова также можно увидеть элементы и классицизма, и сентиментализма. В них также заметно влияние философии масонства с ее нравоучительной составляющей.

Большой вклад внес Михаил Матвеевич в развитие русской прозы, создавая политико-дидактические романы. Среди них «Нума Помпилий, или Процветащий Рим» (1768), «Кадм и Гармония» (1787), «Полидор» (1794), отражавшие социально-политическую проблематику творчества Хераскова.

С 1761 по 1805 год поэт написал около десятка поэм, самой известной из которых стала первая русская героическая поэма «Россиада» (1770-1778). В ней рассказывалось о взятии Иваном Грозным Казани в 1552 году, которое в поэме преподносилось как окончательное освобождение от монгольского ига. Написанная «высоким стилем» поэма стала настоящей классикой русской литературы.

Херасков создал двадцать пьес. Среди них трагедии «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Пламена» (1786), «Освобожденная Москва» (1798), «Зареида и Ростислав» (1809). Здесь была сильно выражена патриотическая тема, поэт заявлял о важности сильной центральной власти.

Среди комедий самой известной, пожалуй, стали «Безбожники» (1761), которая больше напоминала трагедию по стилю и содержанию.

Были среди пьес и «слезные драмы»: «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775), «Милана» (1798). В них главное внимание было сосредоточено на человеческой личности, воспевалась ее самоценность, что, очевидно, и объясняло успех драм.

Херасков М. М.

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября (5 ноября) 1733, Переяславль, Полтавская губерния — 27 сентября 1807, Москва) — российский поэт и писатель, государственный деятель.

Содержание

Биография

Родился 25 октября 1733 г. в Переяславле, Полтавской губ. Происходил из валахской семьи из боярского рода Хереско. Дед поэта переселился из Валахии в Россию при Петре I.

Учился в Сухопутском шляхетском корпусе в Петербурге, куда его определили в 11 лет. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных Сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. подаёт прошение об отставке и поступает работать в открывшийся Московский университет, где организует и руководит несколькими печатными изданиями, выходящими в типографии Университета.

С 1756 г. начал помещать свои труды в «Ежемесячных Сочинениях». С 1760 г. в течение 3 лет издавал, вместе с И. Ф. Богдановичем, журнал «Полезное Увеселение». В 1761 г. Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московскую сцену героическую поэму «Безбожник».

Начиная с 60-х годов, дом Хераскова становится центром литературной Москвы.

В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен, вместе с Сумароковым и Ф. М. Волковым, для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в том же 1763 г. назначен директором Университета в Москве.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента Берг-коллегии — учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная на поэта императрица увольняет его в отставку.

В 1778 г. Херасков назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Н. И. Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион.

В 1779 году выходит поэма Хераскова «Россиада», над которой работал с 1771 г., после чего Екатерина II отменяет опалу и возвращает поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселяется в Москву, занимается издательской деятельностью, создаёт университетский Благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году (1779) он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений.

В 1802 г. Херасков, в чине действительного тайного советника, полученного за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября 1807 года (9 октября) в Москве и похоронен на кладбище Донского монастыря.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм — «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений — серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинах на земли велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой агнец златорунной
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятострунной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.

О Боже, во Твое селенье
Да внидут наши голоса,
Да взыдет наше умиленье,
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поем и славим!

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760—1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772—1773), «Утренний свет» (1777—1779).

Произведения

  • Эпические героические поэмы
    • «Чесменский бой» (1771)
    • «Россияда» (1778).
    • «Владимир возрожденный» (1785)
    • «Царь, или Освобожденный Новгород» (1800)
  • Дидактическая поэма
    • «Плоды наук» (опубл. 1761)
  • Другие эпические произведения
    • «Вселенная, мир духовный» (1790) — поэма о творении мира
    • Пилигримы, или Искатели счастья (1795) — поэма-аллегория;
    • Бахариана (1805) — богатырская сказка
  • Трагедии
    • «Венецианская монахиня» (1758).
    • «Пламене» (1762, опубл. 1765)
    • «Мартезия и Фалестра» (ок.1766)
    • «Борислав» (1772, опубл. 1774)
    • «Идолопоклонники, или Горислава» (1782)
    • «Юлиан Отступник» (нач. 1790-х)
    • «Цид» (нач.1790-х)
    • «Освобожденная Москва» (1798)
    • «Зореида и Ростислав» (1807)
  • Комедии
    • «Безбожник» (1761)
    • «Ненавистник» (1770)
  • Слёзные драмы
    • «Друг несчастных» (1774)
    • «Гонимые» (1775)
    • «Милана» (1786, «драма с песнями»)
    • «Школа добродетели» (1796).
    • «Извинительная ревность» (1796).
  • Сборники лирических стихотворений
    • «Новые оды» (1762)
    • «Философические оды или песни» (1769).
  • Басни
    • «Нравоучительные басни» (1764)
  • Романы
    • «Нума Помпилий» (1768)
    • «Кадм и Гармония» (1787)
    • «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792).
Читайте также  Краткая биография пантелеев

Примечания

  1. Государственные символы России > Патриотические мелодии — символы времени > Коль славен наш Господь в Сионе

Издания

  • Творения. Ч. 1-12. — М., 1796—1802.
    • Плоды наукъ // Творенія М. Хераскова, вновь исправленныя и дополненныя. — Часть III. М., 1797. — 11 с. — (pdf)
  • Эпические творения Хераскова. Ч. 2: «Владимир» и «Плоды наук». — 1820. — 294 с. — (pdf)
  • Избранные произведения. / Сост., вступ. статья и комм. А. В. Западова — М.; Л.: Советский писатель, 1961. (Библиотека поэта; Большая серия).

Исследования

  • Победоносцев П. В.Заслуги Хераскова в отечественной словесности. — 1812.
  • Кулакова Л. И.Херасков // История русской литературы: В 10 т. — Т. IV. Ч. 2. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — С. 320—341.
  • Западов А. В.Творчество Хераскова // Херасков М. М. Избранные произведения. — М.; Л.: Советский писатель, 1961. — С. 5-56.

Ссылки

  • Херасков, Михаил Матвеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Херасковъ Михаилъ Матвеевичъ «Россіада» / Подг. А. Любжин. — 184 с. — (pdf, 897 Kb)
  • Михаил Матвеевич Херасков «Творенія» / Подг. текста А. И. Любжина.
  • Любжин А. И.Михаил Михайлович Херасков

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Хер-Гренцхаузен
  • Хербад

Смотреть что такое «Херасков М. М.» в других словарях:

Херасков — Херасков, Михаил Матвеевич Михаил Матвеевич Херасков Дата рождения: 25 октября (5 ноября) 1733(1733 11 05) Место р … Википедия

Херасков — Русский поэт и драматург XVIII века был потомком молдаванина Хераско. (Ф) Дед поэта, Андрей Хереску, приехал в Россию в 1711 г. (У) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) ХЕРАСКОВ Русский поэт и драматург XVIII в. Михаил Матвеевич … Русские фамилии

ХЕРАСКОВ — Михаил Матвеевич (1733 1807), русский писатель. Эпическая поэма Россияда (1779) в духе классицизма. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Херасков М. — Михаил Матвеевич Херасков Михаил Матвеевич Херасков (25 октября (5 ноября) 1733, Переяславль, Полтавская губерния 27 сентября 1807, Москва) российский поэт и писатель, государственный деятель. Содержание 1 … Википедия

Херасков — Михаил Матвеевич (1733, Переяслав на Полтавщине – 1807, Москва), русский писатель. Глава группировавшихся вокруг журналов «Полезное увеселение» (1760 62) и «Свободные часы» (1763) философствующих поэтов. Херасков и его сотрудники видели свою… … Литературная энциклопедия

Херасков — I Херасков Михаил Матвеевич [25.10(5.11).1733, Переяслав на Полтавщине, 27.9(9.10).1807, Москва], русский писатель. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760 62) и «Свободные… … Большая советская энциклопедия

ХЕРАСКОВ — Михаил Иванович, прот. (1836–1901), рус. правосл. церк. писатель и библеист. Окончил КДА. Преподавал в Нижегородской ДС, был ректором Владимирской ДС. Приобрел известность как одаренный педагог и проповедник (его проповеди изданы во Владимире в… … Библиологический словарь

Херасков М. М. — ХЕРÁСКОВ Михаил Матвеевич (1733–1807), рус. писатель. Эпич. поэма Россияда (1779) в духе классицизма … Биографический словарь

Херасков, Михаил Матвеевич — род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, отец его, Матвей Андреевич Херасков, был комендантом крепости, умер 27 сентября 1807 г. Отец Херасков происходил из знатной Валашской фамилии Хереско и при Петре Великом переселился в Россию (в 1712 г.)… … Большая биографическая энциклопедия

Херасков Николай Павлович — [2(15).10.1906, Владимир, ‒ 11.9.1965, Москва], советский геолог, доктор геолого минералогических наук (1965). Окончил Московский университет в 1930. В 1930‒34 работал в Научно исследовательском институте удобрений, в 1934‒41 ‒ во Всесоюзном… … Большая советская энциклопедия

Херасков Михаил Матвеевич

25 октября (5 ноября) 1733 — Херасков Михаил Иванович родился в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким — вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры «О воспитании».

1743-1751 — учится в петербургском Сухопутном шляхетском корпусе. В корпусе действует любительский театр под фактическим руководством А.П.Сумарокова, оказывающего значительное влияние на литературные занятия и вкусы кадетов. Вероятно, к этому периоду относятся ранние стихотворные опыты Хераскова, до нас не дошедшие.

1751 — определен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк.

1755 — переходит на статскую службу в Коммерц-коллегию.

1756 — после переезда в Москву занимает должность асессора (надзирающего за студентами) в только что открытом (1755) университете. Вскоре в его ведение переданы также университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761).

1758 — дебютирует на литературном поприще с трагедией «Венецианская монахиня», вышедшей отдельным изданием в университетской типографии (сведений о постановке ее на сцене нет).

1761 — начинает исполнять обязанности директора университета. В этом же году напечатана его дидактическая поэма «Плоды наук», не имевшая большого успеха. Написана комедия «Безбожник».

1760-1762 — организовывает издание журнала при университете «Полезное увеселение».

1762 — выход сборника «Новые оды». Написана трагедия «Пламене» (опубл. 1765).

1763 — издает журнал «Свободные часы».

1763-1770 — официально занимает должность директора университета.

1764 — издание сборника «Нравоучительные басни».

1766 — работает над трагедией «Мартезия и Фалестра» (сюжет заимствован из трагедии Т.Корнеля Ariane).

1768 — роман «Нума Помпилий».

1769 — выход сборника «Философические оды или песни».

1770 — Херасков назначен вице-президентом Берг-коллегии и переезжает на жительство в С.-Петербург.

1770 — комедия «Ненавистник».

1771 — поэма «Чесменский бой».

1772 — написана трагедия «Борислав» (опубл. 1774).

1772-1773 — издает журнал «Вечера».

1774 — «слезная драма» «Друг несчастных».

1775 — Херасков выходит в отставку без содержания (видимо, за его связи с масонством). Написана «слезная драма» «Гонимые».

1777 — Херасков знакомится с Н.И.Новиковым.

1777-1779 — вместе Новиковым принимает участие в издании масонского журнала «Утренний свет».

1778 — поэма «Россияда» — полномасштабный героический эпос, который должен был занять в русской поэзии место, подобное тому, что занимает «Энеида» Вергилия в латинской. Создать национальный эпос в соответствие с классическими требованиями, который обеспечил бы русской словесности достойное место в кругу европейских литератур, пытались и М.Ломоносов, подражавший «Генриаде» Вольтера в поэме «Петр Великий», и Сумароков, сочинивший лишь вступление к своей «Димитрияд»е, и др., но только Хераскову удалось довести дело до конца, с чем и связана специфическая и, на взгляд позднейших читателей, несколько преувеличенная известность «Россияды» в XVIII — начале XIX вв. Она соответствовала всем требованиям, предъявляемым теорией к сочинениям такого рода: повествовала о ключевом событии в русской истории (покорение Казани при Иоанне IV, которое, по мнению Хераскова, знаменовало окончание эпохи ордынского ига над Россией), изобиловала элементами фантастики (русским покровительствуют ангелы и святые, замученные в Орде; татарам — адские силы), была написана александрийским стихом и имела соответствующий зачин. Наряду с «героическими» песнями, в которых говорится о сражениях, небесных явлениях и т.п., в «Россияде» есть и «романические» песни о любовных интригах при дворе казанской царицы Сумбеки. Причем их так много, что позднейшие критики (А.Ф.Мерзляков) упрекали Хераскова в нарушении единства поэмы, но именно эти песни сообщают «Россияде» некоторую занимательность.

1778-1802 — занимает должность куратора Московского университета, являясь фактическим руководителем университета, с перерывом в несколько месяцев, когда к концу царствования Павла I (март 1801) в результате какого-то недоразумения выходит в отставку и вновь вступает в должность уже при Александре I.

1778 — будучи куратором Московского университета, основывает университетский благородный пансион.

1779 — при посредничестве Хераскова Новиков переезжает в Москву и арендует на 10 лет университетскую типографию. Известная книгоиздательская деятельность Новикова в 1779-1792 проходит под покровительством Хераскова.

1781 — в Москве учреждена Директория масонов-розенкрейцеров. В ее состав вошел и Херасков. При его поддержке «московские мартинисты» (как их называли за приверженность учению французского мыслителя Сен-Мартена) открывают в университете Учительскую (1779) и Переводческую (1782) семинарии.

1782 — трагедия «Идолопоклонники, или Горислава».

1785 — эпическая поэма «Владимир возрожденный». Она была уже не героическим, а скорее психологическим эпосом («своеобразной масонской «Одиссеей», по определению Л.В.Кулаковой). Речь в ней идет о князе Владимире, крестителе Руси, о его восхождении к высотам истины и нравственного совершенства. Внешние события в поэме служат лишь «знаком» того, что происходит во «внутреннем человеке». Отступление от образцов сказывается даже в количестве «песен»: если в «Россияде» их 12, как в «Энеид»е и др., то во «Владимире» — 15 (в 3-й ред. — 18). Тем не менее «Россияда» и «Владимир» воспринимались современниками как произведения, сходные по своей роли в русской поэзии.

Читайте также  Краткая биография сэй-сёнагон

1786 — «драма с песнями» «Милана».

1787 — роман «Кадм и Гармония».

1790 — поэма «Вселенная, мир духовный» в трех песнях поэма о творении мира и грехопадении Адама, написанная в подражание «Потерянному раю» Дж.Мильтона и «Мессиаде» Ф.-Г.Клопштока.

1792 — роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии».

1795 — поэма-аллегория «Пилигримы, или Искатели счастья».

1796 — «слезные драмы» «Школа добродетели», «Извинительная ревность».

1796-1802 — выходят сочинения Хераскова «Творения» (ч. 1-12).

1798 — трагедия «Освобожденная Москва».

1800 — поэма «Царь, или Освобожденный Новгород», поэма, явившаяся откликом на Французскую революцию и утверждающая принцип самодержавия.

1805 — издана «Бахариана» — пространная, изобилующая приключениями с «прикровенным» нравоучением «богатырская сказка» (безрифменный стих с дактилическими окончаниями, имитирующий народное тоническое стихосложение, — подражание «Илье Муромцу» Н.М.Карамзина и «Добрыне» Н.А.Львова). В том же году выходит поэтический трактат о стихотворстве «Поэт».

1802 — недовольный начавшимися под руководством Александра I реформами, Херасков подает в отставку.

27 сентября (7 октября) 1807 — Херасков умер в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

1807 — последнее произведение Хераскова — трагедия «Зореида и Ростислав» -опубликовано уже после его смерти и получила премию Российской академии.

Краткая биография херасков

Херасков — литератор

Херасков Михаил Матвеевич (1733—1807) — писатель, общественный деятель. Из знатного валашского рода. С момента открытия Московского университета в 1755 г. был сотрудником его канцелярии, директором, куратором. На сцене университетского театра выступал как актер и режиссер. Издавал в Москве первые литературные журналы. При жизни его называли российским Гомером. Наибольшую известность ему принесла поэма «Россияда», посвященная взятию Иваном Грозным Казани.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 544.

Херасков Михаил Матвеевич (1733 — 1807), поэт, прозаик. Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

В 1760 — 1762 издавал журнал «Полезное увеселение», в 1873 — «Свободные часы».

В 1763 — 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чеменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасенный Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобожденная Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А.Ржевскому» и др.).

В возрасте 74 лет М.Херасков умер в Москве 27 сентября (9 октября н.с.).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Жизнь и деятельность

Херасков (Михаил Матвеевич) — писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова , писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных Сочинениях». Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в «Ежемесячных Сочинениях». В 1757 г. Х. напечатал поэму «Плоды наук», в 1758 г. — трагедию «Венецианская монахиня». С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал «Полезное Увеселение». В 1761 г. Х. издал поэму «Храм Славы» и поставил на московскую сцену героическую поэму «Безбожник». В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва». В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы «Невинное Развлечение» и «Свободные Часы». В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. — трагедию «Мартезия и Фалестра», в 1767 г. — «Новые философические песни», в 1768 г. — повесть «Нума Помпилий». В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию «Селим и Селима», комедию «Ненавистник», поэму «Чесменский бой», драмы «Друг несчастных» и «Гонимые», трагедию «Борислав» и мелодраму «Милана». В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал «Россиаду», над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами «Счастливая Россия» (1787), повесть «Кадм и Гармония» (1789), «Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей» (1793), повесть «Палидор сын Кадма и Гармонии» (1794), поэма «Пилигримы» (1795), трагедия «Освобожденная Москва» (1796), поэма «Царь, или Спасенный Новгород», поэма «Бахариана» (1803), трагедия «Вожделенная Россия». В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше «почитали», чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы «Россиада» и «Владимир». Характерная черта его произведений — серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева . Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 — 1812 гг. См. Венгеров «Русская поэзия», где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым , и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том «Истории русской литературы».

Использованы материалы сайта http://www.rulex.ru/

Херасков Михаил Матвеевич (25.10[5.11].1733—27.09 [18.10].1807), писатель. Родился в Переяславле на Полтавщине. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760—62), «Свободные часы» (1763). В 1763—1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы Херасков вошел как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны — покорение царем Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785). Откликом на события французской революции 1789 явилась поэма «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобожденная Москва» (1798), комедия «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубл. 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета — любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слезных драмах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и др. Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приемы и мотивы сентименталистской драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображенного здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для нее характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А. А. Ржевскому» и др.).

Читайте также  Краткая биография уэллс

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Потомок валахов Хереско

Херасков Михаил Матвеевич (23.10.1733-27.9.1807), действительный тайный советник, литератор. Потомок валахских бояр Хереско, младший сын переяславского коменданта майора Матвея Андреевича Хераскова от брака с княжной Анной Даниловной Друцкой. Рано лишился отца, а его мать в 1735 вышла замуж за Н.Ю. Трубецкого, впоследствии генерал-фельдмаршала. С 1743 учился в Шляхетном кадетском корпусе, где занимался стихотворством под руководством А.П. Сумарокова. В 1751 выпущен поручиком в Ингерманландский полк, но в 1754 перешел на гражданскую службу (в Коммерц-коллегию). С 1754 асессор Конференции только что открытого Московского университета, в 1761-1770 его директор, а в 1778-1802 — куратор. Херасков сумел окружить себя молодыми одаренными людьми. Женитьба на в 1760 на Елизавете Васильевне Нероновой, также отличавшейся любовью к литературе, еще более способствовала тому, что дом Хераскова сделался центром, в котором собиралось любители литературы и просвещения. В 1770-1775 Херасков был вице-президентом Берг-коллегии в Санкт-Петербурге, где познакомился и сблизился с Н.И. Новиковым. Оба они одновременно вступили в масоны, переселились в Москву, где сошлись с И. Г. Шварцем. Получив в 1778 кураторство в университете, Херасков действовал во многом под влиянием этих людей, в то же время содействуя издательской деятельности Новикова. Живя вместе со своим сводным братом Н.Н. Трубецким, главою московских масонов, Херасков сочувствовал их просветительской и издательской деятельности, но был далек от увлечения их теоретическими учениями. Тем не менее общение с масонами навлекло на Хераскова неудовольствие императрицы, которая относилась к нему настороженно. Император Павел I произвел Хераскова в тайные советники и пожаловал ему в 1797 600 душ, а в 1799 — Анненскую орденскую ленту. В феврале 1801 Херасков вышел в отставку с чином действительного тайного советника, но в мае снова был назначен куратором университета. Окончательно оставив службу в 1808, Херасков жил в Москве. Херасков -автор од, басен, эпиграмм, поэм (в т.ч. «Россиада», 1779, и «Владимир возрожденный», 1785), трагедий, оперы. При жизни его называли «российским Гомером и Вергилием». По воспоминаниям современников, Херасков был очень общительным, благожелательным, веселым человеком, не лишенным некоторых странностей.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Сочинения:

Творения. Ч. 1—12. М., 1796—[1803];

Творения. 2-е изд. М., 1807—12;

Избр. произв. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова. Л., 1961.

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), Переяславль-Москва

1. Год и место рождения. Происхождение

В общем и целом, Михаил Матвеевич принадлежал к высшему кругу аристократии. После смерти главы семейства мать будущего литератора вторично вышла замуж за князя Трубецкого Н. Ю., и Херасковы перебрались в Изюм, где отбывал на тот момент службу Никита Юрьевич. После назначения отчима на новую должность в Петербурге, Херасков вместе с семьей перебрался в столицу.

2. Образование

До 10 лет Михаил обучался дома. Арифметика, геометрия, иностранные языки, география — основной набор предметов для начального образования того времени. В 1743 году отчим зачисляет его в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, в котором основных предметов, серьезное внимание уделялось культурной жизни подростков. Так, в заведении учащиеся организовывали постановки спектаклей и собирались в литературные кружки.

3. Карьера

В 1751 году Михаил Херасков был выпущен из кадетского корпуса в Ингерманландский полк в чине подпоручика, и, пробыв офицером четыре года, перешел в статскую службу. В 1756 году в Московском университете он получил должность асессора (другими словами, вел контроль за студентами), а также возглавил студенческую библиотеку и стал руководителем университетского театра.

Более того, в 1757 году под попечительство Хераскова перешла типография Московского университета, а позже и Московская синодальная типография. В университетской типографии он организовал ряд печатных изданий («Полезное увеселение», «Свободные часы», «Невинное упражнение», «Доброе намерение»), став центром притяжения для пишущей студенческой молодежи. [ads2]

Кроме типографии и театра, Михаил Матвеевич был ответственен за минералогический кабинет, начальствовал над русскими актерами в Москве и отвечал за контракты с итальянскими певцами.

В 1761 году Хераскова назначили исполняющим обязанности директора университета. Важным достижением его в этой должности стала организация в 1768 году лекций на русском языке. Добиться этого было непросто, т.к. европейские профессора навязали Московскому университету преподавание исключительно на латинском языке.

Херасков, находясь в серьезной оппозиции с рядом влиятельных лиц, тем не менее обратился с языковым вопросом напрямую к Екатерине II. Ситуация разворачивалась в период путешествия Императрицы по Волге в 1767 году, в котором Михаил Матвеевич также принял участие в состав ее свиты. Спустя время вопрос был решен в пользу использования отечественного языка.

В мае 1770 года (37 лет) Херасков был назначен вице-президентом Берг-коллегии (организация, которая занималась руководством горнорудной промышленности России) в чине статского советника. Спустя четыре года Михаил Матвеевич подал в отставку. Есть предположение, что отставка не была инициативой самого Хераскова, а будто бы он попал в опалу из-за своего серьезного увлечения масонством, к которому примкнул в 1773 году, т.к. уход с должности не сопроводился в его случае положенной пенсией.

После отставки Михаил Херасков участвовал в издательстве первого в России философского журнала «Утренний свет» под руководством Н. Новикова. С Новиковым Херасков продолжит тесное сотрудничество в 1778 году после восстановления своего до опального положения. Став куратором Московского университета, он распорядится передать Новикову типографию сроком на 10 лет, в результате чего последний начнет активно развивать свою издательскую деятельность, что, в свою очередь, положительным образом скажется на увеличении читаемости российского населения.

В 1783 году Херасков стал членом Российской академии, а в 1786 году был награждён орденом св. Владимира 2-й степени.

Однако несмотря на негативное прошлое, связанное с масонской деятельностью, Херасков ложи не оставил, за что впоследствии снова попал в ситуацию, которая грозила ему новыми серьезными неприятностями. Обвиняемый в проведении у себя в поместье тайных масонских ритуалов, Михаил Матвеевич только благодаря заступничеству влиятельных знакомых перед Екатериной смог удержаться на посту куратора университета. Тем не менее после ареста в 1792 году Н. Новикова положение Хераскова пошатнулось, и заниматься университетскими делами ему было запрещено. Положение его изменится только с приходом Павла I.

В ноябре 1802 уже при Александре I Михаил Матвеевич Херасков был уволен со службы с пенсионом «по прошению и за старостию». В почтенном возрасте литератор получил чин действительного тайного советника.

4. Литературная деятельность

В литературе дебютировал Херасков в 1758 году пьесой «Венецианская монахиня», а в 1761 году поставил комедию в стихах Безбожник и написал оду, посвященную Е. Р. Дашковой.

В январе 1762 Михаил Матвеевич написал оду на восшествие на престол Петра III, в июле – на восшествие Екатерины II. В дальнейшем Херасков ежегодно посвящал Императрице новое стихотворение, также им же были написаны стихи к ее коронации 1763 году. [ads3]

В 1778 году Херасков закончил эпическую поэму «Россиада». Над этим объемным произведением автор работал на протяжении восьми лет. Поэма была представлена Императрице и пришлась ей по душе. Херасков таким образом освободился от опалы, получил приличную денежную премию и был назначен куратором Московского университета.

Пришедшему на смену Екатерине Павлу Херасков посвятил поэму «Царь, или спасённый Новгород». Александра I он также приветствовал на троне величественными одами.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Последние годы он продолжал писать, сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Патриот» и «Друг просвещения».

5. Личная жизнь

В 1760 году (27 лет) Херасков женился на Елизавете Васильевне Нероновой. Женщина также писала стихи и полностью разделяла масонские взгляды супруга. Дом их со временем стал признанным центром литературной Москвы.

Детей у пары не было, но они взяли на воспитание Анну Карамышеву, чьи мемуары были найдены в бумагах И. Е. Великопольского в селе Чукавине, Старицкого уезда Тверской губернии, его дочерью Н. И. Чаплиной. Помимо описания быта дворянской семьи, Карамышева дает некоторые сведения и о М. М. Хераскове.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: