Краткая биография кавабата

В 1968 г. впервые Нобелевская премия по литературе была присуждена японскому писателю. Кавабата Ясунари получил её за «писательское мастерство, с которым он выражает сущность японского восприятия жизни».

Краткая биография кавабата

Кавабата Ясунари (1899—1972)

В 1968 г. впервые Нобелевская премия по литературе была присуждена японскому писателю. Кавабата Ясунари получил её за «писательское мастерство, с которым он выражает сущность японского восприятия жизни». Более чем в 400 своих произведениях (романах, повестях, рассказах, эссе) Кавабата создал «картину души» японского человека — по ней западный читатель может судить как о самой стране, так и о её людях.

Кавабата родился в городе Осака в семье врача. Он рано потерял родителей, воспитывался у родных, которых словно преследовал злой рок: один за другим умерли бабушка, сестра и дед. Сиротство, череда смертей близких оставили в душе будущего писателя глубокий след. Свой первый рассказ — «Похороны учителя Кураки» (1916 г.) — он посвятил смерти.

Как и многие в то время, Кавабата увлекался западной литературой и потому поступил на английское отделение Токийского императорского университета. Но вскоре тяга к творчеству на родном языке взяла своё, и он перешёл на отделение японской филологии. Позже Кавабата объяснял этот поступок тем, что на отделении японской литературы было меньше строгостей и оставалось больше времени для того, чтобы писать. К моменту окончания университета (1924 г.) Кавабата уже был довольно известен как автор критических статей и обзоров.

Одарённость Кавабаты с самого начала блестяще проявилась в его коротких рассказах. Их он писал всю жизнь, а в 1952 г. большую часть созданного в этом жанре свёл в сборник «Рассказы величиной с ладонь». Как известно, в литературе японцы лучше всего ощущают себя в коротких формах, будь то стихи или проза; повествования более объёмные выходят у них чересчур тяжёлыми и рыхлыми. «Настоящие» знатоки всегда считали, что произведение с ясным и чётким сюжетом выглядит вульгарным. В произведениях Кавабаты (и коротких, и длинных) чётко выстроенный сюжет тоже, как правило, отсутствует. Главное — настроение, поэтическое переживание.

В сущности, «Рассказы величиной с ладонь», взятые как одно целое, — это книга в традиционном жанре дзуйхицу, где самые разнообразные по темам и сюжетам фрагменты собраны под одной обложкой. Главное, что их объединяет, — личность автора, превращающего «подножный корм» обыденных ситуаций в глубокие философские притчи.

«Дзуйхицу» в переводе с японского означает «вслед за кистью». Произведение в этом жанре создаётся ненароком или как бы ненароком: считалось, что нужно запечатлеть на бумаге первое из того, что придёт в голову

Настоящую известность Кавабате принёс, по-видимому, роман «Танцовщица из Идзу» (1926 г.), повествующий о первой юношеской любви. Однако сам писатель полагал, что это оценка более поздняя и своей славой он обязан роману «Бродяги из Асакуса», публиковавшемуся частями в общенациональной газете «Асахи» в 1929—1930 гг. Токийский район Асакуса издавна пользовался дурной славой. Там были сосредоточены злачные места столицы — публичные дома и притоны. Кавабата отмечал, что в тот период жизни его привлекала «грязная красота», «дно» общества — неудачники, мошенники, уличные артисты. Словом, он шёл вслед за Ихарой Сайкаку, с его повестями о «бренном мире». Хотя «Бродяг из Асакуса» и принято именовать романом, это определение условно — всё повествование разбито на мало связанные между собой эпизоды, в нём множество вставных новелл. Можно было бы назвать произведение серией очерков о нравах и быте Асакуса. Однако, по признанию самого автора, он никогда не разговаривал ни с бродягами, ни с мошенниками, и всё происходящее с его героями является лишь плодом воображения. Вскоре после публикации «Бродяги из Асакуса» были дополнены новыми рассказами о жизни обитателей этого района.

«Принцип наращивания» очень характерен для Кавабаты. Многие свои «длинные» произведения он писал именно таким образом. Например, повесть «Снежная страна» создавалась более десяти лет.

В 1935 г. был опубликован рассказ «Зеркало вечернего пейзажа». В одном из первых эпизодов герой рассказа Симамура, отправившийся в горы в надежде «обрести утраченную свежесть чувств», едет на поезде и любуется отражением в окне девушки по имени Ёко. В горной деревне он встречает гейшу Комако, которая поражает его своей нравственной чистотой. Столичная жительница, она перебралась в захолустье, чтобы заработать денег на лечение больного туберкулёзом сына своей учительницы. Казалось бы, вот он — живой пример самопожертвования и благородства. Но Симамура относится к тому сорту богемных людей, которые считают «дурным вкусом» показывать удивление перед жизнью. «Жалкую» жизнь Комако он расценивает как бессмысленную.

Комако влюбляется в Симамуру, они сближаются, но герой не способен относиться серьёзно ни к чему: ни к человеку, ни к предмету своих досужих искусствоведческих занятий. В нём есть какая-то неизбывная душевная усталость, переходящая в холодность. Любимая фраза Симамуры, которой он отвечает на любое предложение, — «Напрасный труд».

Последняя сцена рассказа перекликается с первой: Симамура любуется в зеркале чистой красотой Комако, напоминающей ему бодхисатву — идеальное существо в буддизме, которое может достичь нирваны, т. е. высшего состояния души, но остаётся в греховном мире, чтобы спасать других людей.

В «Зеркале вечернего пейзажа» линия Ёко не получила развития. Однако в 1940—1941 гг. вышло продолжение — рассказ «Пожар на снегу». Здесь Ёко играет уже существенную роль. Симамура знакомится с ней в той же самой деревне, куда приезжает раз в год повидаться с Комако. Ёко, с её неизъяснимой чистотой и детскостью, очаровывает его своим пением. Между героями возникает какое-то подобие близости, и Ёко даже просит увезти её в Токио. Но совершенно ясно, что Симамура никогда этого не сделает, к тому же он не прерывает своих отношений с Комако. При этом обе женщины проявляют великодушие: Комако просит его заботиться о Ёко, Ёко — о Комако. Симамура же никак не может понять, зачем он нужен гейше, ведь он по существу так и не сумел ей ничего дать. Накануне очередного отъезда Симамуры во время их прогулки в деревне случается пожар. Ёко выбрасывается из горящего здания и гибнет. Её смерть, казалось бы, никак не влияет на основную канву повествования. Но она служит символом бренности земного перед лицом вечности. Недаром последнее, о чём упоминает автор, — это взгляд Симамуры, устремлённый на Млечный Путь.

«Во время войны при тусклом свете я читал „Повесть о Гэндзи» («Поветь о принце Гэндзи» Мурасаки Сикибу; 1001 г. — Прим, ред) и в токийском трамвае, и в постели. К тому времени, когда я прочёл 22—23 главы, то есть почти половину этого длинного повествования, Япония капитулировала». Кавабата Ясунари

Кавабата увлекался буддизмом, и заключительный эпизод рассказа, безусловно, связан с притчей о горящем доме из знаменитой «Лотосовой сутры». Дли того чтобы спасти своих неразумных детей (непросветлённых людей), которые находятся в горящем доме (греховном мире) и по глупости не покидают его, вызволить их оттуда, отец обещает им игрушки (учение Будды). Но Симамура не в состоянии ничего предложить Ёко, и потому она обречена на смерть в горящем доме.

Третьей частью повести «Снежная страна» стал рассказ «Млечный Путь», появившийся в 1948 г. Своё произведение Кавабата писал в страшные военные и околовоенные годы, с их ультранационалистическим настроем. Здесь следует заметить, что господство фашизма не вызвало в Японии сколько-нибудь серьёзного движения сопротивления. Ценность государства в картине мира японцев была чрезвычайно велика, и они не смели преступить через установленную общественным сознанием черту. Подавляющее большинство крупных писателей на пагубную политику правящей верхушки (ещё в 1935 г. Кавабата заметил, что в Японии «одни солдаты, а литераторов нет») ответили молчанием, уходом от реалий современного мира, интеллектуальным бегством.

«Снежная страна» — произведение, которое японская критика оценивает как «женственное», — создавалась в противовес «мужественной», «самурайской» официальной литературе тех лет. Кавабата искал спасения в женской чистоте, подтверждая незыблемость вечных идеалов любви и самопожертвования. Он писал, что сам он «больше Комако, чем Симамура». Женское самопожертвование Кавабата воспел и в романе «Танцовщица из Идзу».

Автор «Записок от скуки» (XIV в.) монах Кэнкохоси говорил: «Когда сильнее ощущаешь очарование мира, людская любовь становится совершеннее»

Послевоенные романы «Тысяча журавлей» (1952 г.), «Мастер», «Стон горы» (опубликованы в 1954 г.), так же как и «Снежная страна», возникли в процессе последовательного «нанизывания» новелл. В «Мастере» и в «Тысяче журавлей» автор великолепно воссоздал особую философскую и психологическую атмосферу, которая окружает людей, преданных старинным искусствам — шашкам го и чайной церемонии. В 1955 г. Кавабате было присвоено звание «человек-сокровище», которого удостаиваются люди, внёсшие наибольший вклад в сохранение традиционных ремёсел и искусств. Однако сам писатель говорил, что не создал произведений, достойных премий, наград и успеха: «Я всего лишь проникся чувствами японцев».

Сквозной мотив в творчестве Кавабаты — одиночество. Писатель считал, что одиночество — главное условие самого человеческого существования. И только красота способна его победить. Именно сопричастность красоте соединяет прошлое, настоящее и будущее. Кавабата любил цитировать искусствоведа Ясиро Юкио: «Когда видишь снег, луну, цветы, более всего думаешь о друге». Этот мотив душевной потребности разделить прекрасное с близким человеком — очень древний. Он есть и в китайской поэзии, и в средневековой японской прозе.

Знаменитое эссе Кавабаты — речь при вручении Нобелевской премии — называется «Красотой Японии рождённый». Слово «красота» едва ли не самое частотное в словаре писателя. Вот названия других его эссе: «Бытие и открытие красоты», «Красота японской литературы», «Открытие японской красоты», «Нетленная красота». Красота же прочно соединена в творчестве писателя с любовью ко всему сущему: «Я не ребёнок, за богатством не гонюсь, понимаю тщетность славы и, не имея, подобно пролетарским писателям, счастливого общественного идеала, самой прочной опорой в жизни считаю любовь».

Ясунари Кавабата

Yasunari Kawabata, 11 июня 1899 — 16 апреля 1972 • 72 года (122)

  • Биография
  • Творчество

Японский писатель, офицер французского ордена искусств и литературы (1960), лауреат Нобелевской премии по литературе (1968).

В работах Кавабаты, глубоко укоренённых в национальной художественной традиции Японии, но в то же время свободно использующих приёмы современной литературы, большое значение придаётся подтексту, недосказанности и суггестивности. К основным сочинениям относятся романы «Тысячекрылый журавль», «Снежная страна», «Старая столица», «Стон горы» и др. Своей ключевой работой сам Кавабата считал роман «Мэйдзин». Произведения писателя переведены на многие языки мира.

Скончался у себя дома в Дзуси в 1972 году из-за отравления угарным газом. В качестве одной из версий называют самоубийство, в качестве другой — несчастный случай в результате алкогольного опьянения, однако фактические причины смерти до сих пор остаются невыясненными. В 1974 году издательством «Синтёся» учреждена литературная премия имени Ясунари Кавабаты.

Биография

Кавабата родился в городе Осака 11 июня 1899 года в состоятельной семье врача и стал сиротой в возрасте четырёх лет. После смерти родителей он жил у дедушки и бабушки. Его старшую сестру забрала к себе тётя, поэтому он встретился с ней только раз в жизни в возрасте 10 лет. Бабушка Кавабаты умерла, когда ему было 7, а дед — когда ему исполнилось 15.

Потеряв семью, он поселился у родственников с маминой стороны (семье Курода). Однако в январе 1916 года Ясунари стал жить в интернате при школе, куда ранее он доезжал поездом. Окончив школу в марте 1917 года, он поехал в Токио, надеясь поступить в «Первую высшую школу» при Токийском императорском университете. В том же году он сдал вступительные экзамены в университет и стал учиться на гуманитарном факультете по основной специальности «английский язык».

Обучение в университете Кавабата окончил в 1924 году, и к тому времени уже попал в поле зрения Кана Кикути и других известных писателей и редакторов благодаря своему сотрудничеству в литературном журнале Кикути «Бунгэйсюндзю». В 1931 году Кавабата женился, а в 1934 году переехал в Камакуру.

Кавабата занимался не только художественной литературой. Он также работал репортёром в газетах, в том числе и в известной «Майнити симбун». Хотя писатель отказывался участвовать в милитаристской лихорадке на протяжении Второй мировой войны, он не особенно интересовался также послевоенными реформами. Однако, Кавабата отмечал, что как и ранняя смерть родственников, так и война сильно повлияли на его творчество. Он говорил, что после войны сможет писать только элегии. Все же критики не замечают особых тематических различий в произведениях Кавабаты до и после мировой войны.

Вероятно, причиной смерти Кавабаты было самоубийство. Писатель умер в 1972 году, отравившись газом, но его близкие, включая вдову, считают, что смерть произошла вследствие несчастного случая. Существует много теорий относительно причин возможного самоубийства, среди которых называют проблемы со здоровьем (Кавабата узнал, что болен болезнью Паркинсона), возможную тайную любовную неудачу или шок от смерти друга — Юкио Мисимы. Кавабата, в отличие от Мисимы, не оставил записки. Кроме того, он не акцентировал тему самоубийства в своих произведениях, поэтому его мотивы остаются неясными. Однако Окуно Такэо, японский биограф писателя, отмечает, что ему в течение двух-трех сотен ночей после смерти Мисимы снились кошмары, в которых к нему приходил дух умершего. Кавабата был постоянно подавлен и часто говорил друзьям на последнем году жизни мрачные вещи. Например, о том, что он надеется, что его самолет разобьется.

Творчество

Ещё в университете Кавабата возобновил издание университетского литературного журнала «Новое течение», не выходившего в течение четырёх лет. В этом журнале Кавабата опубликовал свой первый рассказ «Картины поминовения павших на войне». Учась сначала на факультете английской литературы, он впоследствии перешёл на японскую. Его дипломная работа называлась «Краткая история японского романа».

В октябре 1924 года Кавабата с несколькими друзьями основали новый литературный журнал «Литературная эпоха». Этот журнал был реакцией молодежи на старую школу японской литературы, особенно на движение, которое возникло под влиянием натурализма. В то же время журнал стал в оппозицию рабочему или пролетарскому движению в литературе — социалистической/коммунистической школе. Молодые писатели придерживали идеи искусства для искусства и находились под влиянием европейских течений кубизма, экспрессионизма, дадаизма и других модернистских стилей. Кавабата и Ёкомицу Риити называли свой стиль «Синканкаку-ха» (неосенсуализм) — стиль новых впечатлений.

Читайте также  Краткая биография шатобриан

Признание начало приходить к Кавабате вскоре после окончания университета и публикации ряда рассказов. После выхода в свет «Танцовщицы из Идзу» в 1926 году Кавабата завоевал популярность. В повести рассказывается о меланхолическом студенте, который, путешествуя пешком на полуостров Идзу, встретил юную танцовщицу и вернулся в Токио в гораздо лучшем расположении духа. Повесть, посвященная зарождению полового влечения и молодой любви, стала знаменитой потому, что писатель добавил в повесть элементы грусти и даже горечи, чтобы сюжет не казался слишком слащавым. Большинство из поздних произведений Кавабата обращались к подобным темам.

Всю свою жизнь я стремился к прекрасному и буду стремиться до самой смерти.

В 1920-х годах Кавабата жил в плебейском районе Токио Асакуса. В течение этого периода он экспериментировал с разными стилями письма. В романе «Весёлые девушки из Асакуса», который выходил отдельными выпусками в 1929—1930 годах, писатель обращается к жизни куртизанок и других персонажей за чертой добропорядочного общества. В этом стиле угадывается эхо литературы эпохи позднего Эдо. С другой стороны, «Видения в хрустальном шаре» — чистый поток сознания.

В 1934 году Кавабата переехал в Камакуру, что в префектуре Канагава, и, хотя поначалу принимал активное участие в общественной жизни в среде многочисленных писателей и литераторов, которые проживали в городе на протяжении войны, под конец жизни он стал очень скрытным.

Один из самых знаменитых романов Кавабата — «Снежная страна». Книга начала издаваться в 1934 году и выходила отдельными выпусками до 1947-го. «Снежная страна» — откровенный рассказ о любви между токийским дилетантом и провинциальной гейшей. Действие романа происходит на термальном курорте где-то на севере Японии. Роман сразу же приобрёл репутацию классического. После его публикации Кавабата стал считаться одним из самых выдающихся писателей Японии. После Второй мировой войны Кавабата продолжал с успехом публиковаться. Среди его произведений «Тысячекрылый журавль», «Стон горы», «Спящие красавицы», «Красота и грусть» и «Старая столица».

Сам автор считал лучшим своим произведением книгу «Мэйдзин» («Мастер игры в го»). По стилю эта повесть сильно отличается от других работ. Это полудокументальный рассказ о выдающейся партии в го, которая состоялась в 1938 году. Кавабата сам освещал ход игры в газете Майнити. Это была последняя партия Хонъимбо Сюсая, которую он проиграл молодому претенденту. Через год старый мэйдзин умер. Хотя на первый взгляд повесть рассказывает о напряжённой спортивной борьбе, критики усматривают в ней символическую параллель с поражением Японии во Второй мировой войне.

Две самые значительные послевоенные книги писателя — «Тысячекрылый журавль», написанная в период с 1949 по 1951 годы, и «Стон горы» (1949—1954). Центральными темами первой книги является японская чайная церемония и безответная любовь. Главный герой испытывает влечение к любовнице своего умершего отца, а после его смерти, к её дочери, которая от него убегает. Чайная церемония использована как красивый фон непростых человеческих отношений, но целью Кавабаты, скорее, является рассказать о чувствах, которые вызывает смерть. Посуда для чайной церемонии долговечна, в то время как люди слабы и неустойчивы. Темы неявного инцеста, невозможности любви, неминуемой смерти снова встречаются в «Стоне горы», действие которой происходит в городе Камакура. Главный герой, пожилой мужчина, не любит своих детей и потерял чувства к жене. Он чувствует сильное влечение к снохе, и мысли о ней переплетаются с воспоминаниями о другой запретной любви — к ятровке. Книга заканчивается, оставляя ситуацию нерешённой.

Кавабата оставлял открытую развязку для многих своих книг, что иногда раздражало читателей и критиков. Но это был сознательный ход, поскольку автор считал нюансы описанных событий важнее, чем выводы. Он сравнивал свой стиль письма с традиционной японской формой поэзии — хайку.

Как президент японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 год, Кавабата способствовал многочисленным переводам с японского языка на языки Запада. В 1968 году Кавабата первым из японских писателей получил Нобелевскую премию по литературе «за мастерство рассказа, которое с необычайной чувствительностью выражает сущность японской души». Вручая премию, Нобелевский комитет отметил три повести: «Снежная страна», «Тысячекрылый журавль» и «Старая столица».

Напряженную работу над новым романом не удалось завершить. Писатель тяжело болел, пристрастился к наркотикам. Будучи в состоянии тяжёлой депрессии после смерти своего ученика и друга Юкио Мисимы, 16 апреля 1972 г. Кавабата умер от отравления газом в уединённом курортном городке Дзуси на окраине Токио. По некоторым данным, это было самоубийство.

Кавабата

Кавабата, Ясунари

Ясунари Кавабата (яп. 川端 康成 , Кавабата Ясунари, 1899—1972) — выдающийся японский писатель, офицер французского ордена искусств и литературы (1960), лауреат Нобелевской премии по литературе (1968). В работах Кавабаты, глубоко укоренённых в национальной художественной традиции Японии, но в то же время свободно использующих приёмы современной литературы, большое значение придаётся подтексту, недосказанности и суггестивности. К основным сочинениям относятся романы «Тысячекрылый журавль», «Снежная страна», «Старая столица», «Стон горы» и др. Своей ключевой работой сам Кавабата считал роман «Мэйдзин». Произведения писателя переведены на многие языки мира. Скончался у себя дома в Дзуси в 1972 году из-за отравления угарным газом. В качестве одной из версий называют самоубийство, в качестве другой — несчастный случай в результате алкогольного опьянения [1] , однако фактические причины смерти до сих пор остаются невыясненными. В 1974 году издательством «Синтёся» учреждена литературная премия имени Ясунари Кавабаты.

Содержание

Биография

Японский писатель Ясунари Кавабата родился в Осаке в образованной и богатой семье. Его отец, врач, умер, когда Ясунари было всего 2 года. После смерти матери, последовавшей через год после смерти отца, мальчик был взят на воспитание дедом и бабкой по материнской линии. Спустя несколько лет умерли его бабушка и сестра, и мальчик остался со своим дедом, которого очень любил. Хотя в детстве К. мечтал быть художником, в возрасте 12 лет он принимает решение стать писателем, и в 1914 г., незадолго до кончины деда, начинает писать автобиографический рассказ, который публикуется в 1925 г. под названием «Дневник шестнадцатилетнего».

Продолжая жить у родственников, К. поступает в токийскую среднюю школу и начинает изучать европейскую культуру, увлекается скандинавской литературой, знакомится с произведениями таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт и Поль Сезанн.

В 1920г. юноша поступает в Токийский университет на факультет английской литературы, однако на втором курсе берется за изучение японской литературы. Его статья в студенческом журнале «Синейте» («Новое направление») привлекла внимание писателя Кан Кикути, предложившего К., который в это время (1923) учился на последнем курсе, стать членом редакции литературного журнала «Бунгэй сюнджю» («Литература эпохи»).

В эти годы К. с группой молодых писателей основывает журнал «Бунгэй дзидай» («Современная литература») — рупор модернистского направления в японской литературе, известного под названием «синканкакуха» («неосенсуалисты»), которое находилось под сильным влиянием модернистских писателей Запада, особенно таких, как Джеймс Джойс и Гертруда Стайн.

Первый литературный успех начинающему писателю принесла повесть «Танцовщица из Идзу» (1925), где рассказывается о студенте, влюбившемся в молоденькую танцовщицу. Два главных персонажа, автобиографический герой и невинная девушка-героиня, проходят через все творчество К. Впоследствии ученик К. Юкио Мисима отзывался о характерном для творчества К. «культе девственницы» как об «источнике его чистого лиризма, создающего вместе с тем настроение мрачное, безысходное». «Ведь лишение девственности может быть уподоблено лишению жизни. В отсутствие конечности, достижимости есть нечто общее между сексом и смертью. » — писал Мисима.

В книге «Птицы и звери» (1933) рассказывается о холостяке, который отказывается от общения с людьми и обретает мир среди животных, лелея воспоминания о девушке, которую любил в молодости. В 30-е гг. творчество К. становится более традиционным, он отказывается от ранних литературных экспериментов. В 1934 г. писатель начинает работу над «Снежной страной», повестью об отношениях токийского повесы средних лет и великовозрастной деревенской гейши. Написанная с подтекстом, в эллиптическом стиле (в духе «хайку», силлабической японской поэзии XVII в.), «Снежная страна» не имеет связного, продуманного сюжета, состоит из серии эпизодов. К. долго работал над романом: первый вариант появился в печати в 1937 г., и последний, окончательный, — только через десять лет.

Во время второй мировой войны и в послевоенный период К. старался быть в стороне от политики, никак не реагируя на то, что происходило в стране. Он долго путешествовал по Маньчжурии и много времени уделил изучению «Саги о Гэндзи», классическому японскому роману XI в. В загадочной повести К. «Тысячекрылый журавль» (1949), в основе которой лежит традиционная японская чайная церемония, прослеживаются элементы «Саги о Гэндзи». Именно повесть «Тысячекрылый журавль» лучше всего известна на Западе, хотя многие критики полагают, что «Стон горы» (1954), семейный кризис в шестнадцати эпизодах, является произведением более совершенным.

Повесть К. «Озеро» (1954), где описывается эротическое наваждение и используется прием «потока сознания», американский писатель и эссеист Эдмунд Уайт назвал «столь же сжатой и насыщенной, сколь же естественной и продуманной, как идеальный чайный сад».

В «Доме спящих красавиц» (1961) рассказывается о старике, который в порыве крайнего отчаяния отправляется в публичный дом, где девицы находятся под таким сильным наркотическим опьянением, что даже не замечают его присутствия. Здесь он пытается обрести смысл бытия, избавиться от одиночества. В этом произведении, писал критик Артур Г.Кимбалл, «мастерство К. проявилось в сочетании мыслей о смерти с мозаикой жизни, нагнетание напряжения сочетается с цветистым отступлением. С точки зрения Эдгара По, это идеальный рассказ, в котором автор добивается многозначного эффекта».

В 1931 г. К. женится на Хидеко и поселяется с женой в древней самурайской столице Японии, в г.Камакура, к северу от Токио, где у них рождается дочь. Лето они обычно проводили на горном курорте Каруйдзава в коттедже западного типа, а зимой жили в доме японского стиля в Дзуси. Неподалеку от Дзуси у К. была квартира, где он работал в традиционном японском кимоно и деревянных сандалиях.

В 1960 г. при поддержке госдепартамента США К. совершает турне по нескольким американским университетам (в число которых входил и Колумбийский университет), где ведет семинары по японской литературе.

В своих лекциях он указывал на непрерывность развития японской литературы с XI по XIX в., а также на глубокие изменения, происшедшие в конце прошлого столетия, когда японские писатели испытали сильное влияние своих западных собратьев по перу.

Вероятно, вследствие возросшего влияния Мисимы (писателя, киноактера и политического деятеля правой ориентации) К. в конце 60-х гг. порывает с политическим нейтралитетом и вместе с Мисимой и двумя другими писателями подписывает петицию против «культурной революции» в коммунистическом Китае.

В 1968 г. К. получил Нобелевскую премию по литературе «за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания». Будучи первым японским писателем, получившим Нобелевскую премию, К. в своей речи сказал: «Всю свою жизнь я стремился к прекрасному и буду стремиться до самой смерти». С типично японской скромностью он заметил, что не понимает, почему выбор пал именно на него; тем не менее он выразил глубокую благодарность, сказав, что для писателя «слава становится бременем».

В 1970 г., после неудачной попытки организовать восстание на одной из японских военных баз, Мисима совершает харакири (ритуальное самоубийство), а спустя два года тяжелобольной К., который только что вышел из больницы, где он обследовался как наркоман, также кончает жизнь самоубийством — он отравляется газом у себя дома в Дзуси. Этот поступок потряс всю Японию, весь литературный мир. Поскольку писатель не оставил посмертной записки, мотивы самоубийства остались неясными, хотя высказывались предположения, что, возможно, самоубийство вызвано аналогичным поступком его друга, глубоко потрясшим писателя.

По иронии судьбы, в своей Нобелевской лекции К. говорил: «Какова бы ни была степень отчужденности человека от мира, самоубийство не может быть формой протеста. Каким бы идеальным ни был человек, если он совершает самоубийство, ему далеко до святости».

В романах К., которые отличаются вторым планом и недоговоренностью, переплетаются модернистские приемы и элементы традиционной японской культуры. В статье, напечатанной в «Нью-Йорк тайме», Такаси Ока отмечает, что в творчестве К. «западное влияние превратилось во что-то чисто японское, и тем не менее книги К. остаются в русле мировой литературы».

Помимо Нобелевской премии К. получил также премию «За развитие литературы» (1937), Литературную премию Академии искусств (1952). В 1954 г. он был принят в Японскую академию искусств, а в 1959 г. награжден Франкфуртской медалью имени Гете. Кроме того, в 1960 г. писатель получил французский орден Искусства и литературы, премию Франции «За лучшую иностранную книгу» и орден Культуры от японского правительства в 1961 г. К. являлся президентом японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 г., а после 1959 г. стал вице-президентом международного ПЕН-клуба.

Биография Ясунари Кавабаты

Ясунари Кавабата (яп. 川端 康成 Кавабата Ясунари) родился в городе Осака 11 июня 1899 года. Его отец был прекрасно образованным доктором и хорошо обеспечивал свою семью. Однако беззаботное детство Кавабаты закончилось рано – в 4 года он потерял родителей. В 1901 году от туберкулёза умирает отец писателя, а в 1902-м по аналогии умирает мать. После смерти родителей он жил у дедушки и бабушки в Ибараки. Его старшую сестру забрала к себе тётя, поэтому он встретился с ней только раз в жизни в возрасте 10 лет. Бабушка Кавабаты умерла, когда ему было 7 (1906 г.), а дед — когда ему исполнилось 15 (1914 г.).

Читайте также  Краткая биография брох

После этой глубокой личной трагедии подросток два года жил в Осаке у родни по материнской линии (семье Курода). Однако в январе 1916 года Ясунари для продолжения занятий в школе вновь возвращается в Ибараки и живет в интернате при школе, куда ранее он доезжал поездом. Окончив школу в марте 1917 года, он поехал в Токио, надеясь поступить в «Первую высшую школу» (яп. 第一高等学校) при Токийском императорском университете. В том же году способный молодой человек без труда сдал экзамены и поступил на гуманитарный факультет по основной специальности «английский язык». В первый год студенчества Кавабата изучал английскую литературу, однако впоследствии в 1921 году решил перевестись и стал постигать особенности японской поэзии и прозы.

В 1918 году Кавабата совершает первое путешествие на полуостров Идзу.

Благодаря нашему герою в университете после четырехлетнего перерыва стал вновь издаваться литературный журнал «Новое течение». Именно в нем начинающий писатель опубликовал первый рассказ «Картины поминовения павших на войне» (яп. 招魂祭一景).

В октябре 1924 года в числе 14 писателей, среди которых, кроме Кавабаты, были Ёкомицу Риити, Тэппэй Катаока, Накагава Ёити, Фудзисава Такэо, образовывает группу литераторов-модернистов «Синканкаку-ха», назвавших себя неосенсуалистами. Осенью 1924 года Кавабата с товарищами основали новый литературный журнал «Литературная эпоха» (яп. 文藝時代), который стал рупором модернистского вектора в японской литературе, впоследствии именуемого «неосенсуализмом». Объединение неосенсуалистов распадается через четыре года.

Во время обучения Кавабата сотрудничал с литературным журналом Какути «Бунгэйсунью» (яп. 文藝春秋), и его талант был замечен несколькими известными редакторами и писателями того времени, сыгравших столь важную роль в самом начале биографии Ясунари Кавабата.

Обучение в университете Кавабата окончил в 1924 году, и к тому времени уже попал в поле зрения своего первого известного редактора — Кана Кикути. Последний дал высокою оценку дебютному рассказу молодого автора «Картины поминовения павших на войне», а также, планируя покинуть Японию, даже просил Акутагаву Рюноскэ способствовать публикациям дальнейших работ Кавабаты.

В 1925 году опубликованы ранние рассказы «Дневник шестнадцатилетнего» (яп. 十六歳の日記) и «Чувства сироты» (яп. 孤児の感情). В автобиографичном «Дневнике шестнадцатилетнего» описываются 14 дней 1914 года, предшествовавших смерти деда. Несмотря на зрелую модернистскую манеру письма, рассказ, по утверждению самого Кавабаты, был написан именно в 1914 году.

Популярность среди японских критиков и любителей литературы пришла к его творчеству вскоре после выпуска из университета, когда были опубликованы несколько первых книг Ясунари Кавабата. Но настоящее признание он получил в 1926 году, — в это время увидела свет его повесть «Танцовщицы из Идзу». В ней автор рассказал о студенте-меланхолике из Токио, которого буквально исцелила от постоянного уныния юная танцовщица, живущая на полуострове Изду.

В 20-е годах прошлого столетия Кавабата жил в Асакусе, далеко не самом престижном районе Токио, как сказали бы сейчас, – гетто. В это время он активно экспериментировал со стилями художественного повествования. В 1929 году в газете «Асахи симбун» начинается серийная публикация повести «Алая банда Асакуса», изображавшей картины жизни токийского района Асакуса, известного многочисленными увеселительными заведениями и богемным стилем жизни его обитателей. Стиль романа имеет множество отголосков литературы эпохи позднего Эдо.

В 1931 году начинает работу над написанной в экспериментальной манере повестью «Видения в хрустальном шаре» (осталась неоконченной). В произведении ощущается сильное влияние «Улисса» Джеймса Джойса. В 30-х годах Кавабата публикует ещё ряд модернистских произведений, где использует приёмы потока сознания и фрейдистского психоанализа. В их числе близкая эстетике сюрреализма повесть «Иглы, стекло и туман».

В 32 года начинаются перемены в биографии Ясунари Кавабаты и в 1931 году он женился, а в 1934 году переехал на родной остров Хонсю, поселившись в Камакуре, одном из древнейших городов Японии. За это время:

1932 — Опубликована написанная в сюрреалистической манере повесть «Элегия». Финал произведения дал повод ряду критиков утверждать о буддийских настроениях писателя.

1933 — Опубликован рассказ «Птицы и звери» (остался неоконченным).

1934 — Назначается членом Консультативного совета по литературе, созданного под эгидой Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел. Заканчивает работу над автобиографической повестью «Письма к родителям». Дважды посещает горячие источники в Юдзаве, где начинает работу над романом «Снежная страна».

В 1935 году в журнале «Нихон хёрон» опубликована первая часть одного из самых известных его романов – «Снежная страна». Последующие части постепенно выходят в различных журналах до мая 1937 года. Это весьма откровенная история любви токийского критика-дилетанта и провинциальной гейши. После опубликования романа Кавабата снискал славу одного из самых выдающихся питателей Страны восходящего солнца.

Кавабата занимался не только художественной литературой. Он также работал репортёром в газетах, в том числе и в известной «Майнити симбун». Так в 1938-м в качестве журналиста пишет ряд репортажей о проходившей в Японии в том году серии игр в го. Хотя писатель отказывался участвовать в милитаристской лихорадке на протяжении Второй мировой войны, он не особенно интересовался также послевоенными реформами. Однако, Кавабата отмечал, что как и ранняя смерть родственников, так и война сильно повлияли на его творчество. Он говорил, что после войны сможет писать только элегии. Все же критики не замечают особых тематических различий в произведениях Кавабаты до и после мировой войны.

Последующие 20 лет проходят очень насыщенно:

1941 — Вместе с другими писателями дважды посещает Маньчжурию по приглашению маньчжурских газет и командования Квантунской армией.

1942 — Приступает к работе над романом «Мастер игры в го» («Мэйдзин») по мотивам ранее опубликованных журналистских заметок (окончен в 1954 году). Вступает в Японское литературное общество служения отечеству, курируемого Управлением информации при кабинете министров.

1943 — Удочеряет ребёнка своего двоюродного брата из Такацуки (Осака). Опубликованы «Место рождения» (осталась незаконченной), «Закат», «Имя отца» и «Дорога Токайдо» — произведения, продемонстрировавшие рост интереса писателя к проблеме национальной культурной традиции.

1945 — В течение месяца работает в качестве военного корреспондента в военной части, расположенной в префектуре Кагосима.

1946 — Начинает сотрудничество с созданным в том году журналом «Нингэн».

1948 — Избирается 4-м президентом японского отделения ПЕН-клуба.

1949 — Опубликованы «Стон горы», «Тысячекрылый журавль» и ряд других ключевых для всего творчества Кавабаты работ.

1950 — Продолжая традицию, начатую Дзюнъитиро Танидзаки в 1934 году, издает «Новую хрестоматию по литературе» (яп. 新文章読本), где в популярной форме в виде эссе раскрывает для читателей творчество таких японских писателей, как Акутагава Рюноскэ, Кикути Кан, Исикава Дзюн и др.

1955 — Опубликована повесть «Озеро». Завершает работу над своим самым масштабным по объёму произведением «Токийцы» и повестью «Быть женщиной».

1957 — В качестве вице-президента международного ПЕН-клуба председательствует на международном конгрессе его членов в Японии (в Токио и Киото).

1957 — В журнале «Синтё» начинается публикация повести «Спящие красавицы».

На склоне лет, с 1960 года Кавабата совершил образовательный тур в США при финансовой поддержке американского правительства. В штатовских вузах он провел множество лекций на тему японской литературы.

В 1961-м награждён Орденом культуры. Начинает писать повесть «Старая столица» (опубликована в 1962-м), для работы над которой временно переезжает в Киото. В 1964 году публикуется сюрреалистическая повесть «Рука». В том же году начата работа над повестью «Одуванчики» (публиковалась частями в журнале «Синтё» до 1968 года).

Знаменательное событие в биографии Кавабата Ясунари случилось в 1968 году, когда прозаик стал обладателем Нобелевской премии по литературе «за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания». Кстати, он был первым японским писателем, удостоенным такого признания. Однако до последнего дня Кавабата скромно отмечал, что не понимает, отчего выбор жюри пал именно на него, ведь он всего лишь «всегда стремился к прекрасному». На награждении выступает с пронизанной цитатами из буддийской поэзии лекцией «Красотой Японии рождённый».

Помимо Нобелевской премии К. получил также премию «За развитие литературы» (1937), Литературную премию Академии искусств (1952). В 1954 г. он был принят в Японскую академию искусств, а в 1959 г. награжден Франкфуртской медалью имени Гете. Кроме того, в 1960 г. писатель получил французский орден Искусства и литературы, премию Франции «За лучшую иностранную книгу» и орден Культуры от японского правительства в 1961 г. К. являлся президентом японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 г., а после 1959 г. стал вице-президентом международного ПЕН-клуба.

В 1969 году Кавабата становится почётным гражданином города Ибараки.

В апреле 1972 года погибает от отравления угарным газом в своём рабочем кабинете в Дзуси (преф. Канагава). Основная версия — самоубийство. Причины до сих пор остаются невыясненными. Вероятно, причиной смерти Кавабаты было самоубийство. Но его близкие, включая вдову, считают, что смерть произошла вследствие несчастного случая. Существует много теорий относительно причин возможного самоубийства, среди которых называют нелады со здоровьем (Кавабата узнал, что болен болезнью Паркинсона), возможную тайную любовную неудачу или шок от смерти друга — Юкио Мисимы. Кавабата, в отличие от Мисимы, не оставил записки. Кроме того, он не акцентировал тему самоубийства в своих произведениях, поэтому его мотивы остаются неясными. Однако Окуно Такэо, японский биограф писателя, отмечает, что ему в течение двух-трех сотен ночей после смерти Мисимы снились кошмары, в которых к нему приходил дух умершего. Кавабата был постоянно подавлен и часто говорил друзьям на последнем году жизни мрачные вещи. Например, о том, что он надеется, что его самолет разобьется.

В 1985 году в родном городе писателя Ибараки открывается дом-музей Кавабаты.

  • Танцовщица из Идзу / 伊豆の踊子 / Izu no Odoriko (1926)
  • 浅草紅團 / Asakusa Kurenaidan (1930)
  • Снежная страна / 雪國 / Yukiguni (1935-1937)
  • Мастер игры в го / 名人 / Meijin (1951-1954)
  • Тысячекрылый журавль / 千羽鶴 / Senbazuru (1949-1952)
  • Стон горы / 山の音 / Yama no Oto (1949-1954)
  • Озеро / みづうみ / Mizuumi (1954)
  • Спящие красавицы / 眠れる美女 / Nemureru Bijo (1961)
  • Старая столица / 古都 / Koto (1962)
  • 美しさと哀しみと / Utsukushisa to Kanashimi to (1964)
  • 片腕 / Kataude (1964)
  • Рассказы на ладони / 掌の小説 / Tenohira no Shōsetsu (1972)

Кавабата Янусари

Краткие содержания

(1899-1972)

Ясунари Кавабата — известный японский писатель. Родился в 1899 году, за свою жизнь удостоился Нобелевской премии в 1968 г., был признан офицером ордена искусств и литературы. Работы писателя зачастую имели некоторую недосказанность, большое количество намеков. В своих произведениях он применял различные приемы из современной литературы.

Работы автора считаются достоянием национальных художественных традиций. Самыми известными трудами стали «Стон горы», «Тысячекрылый журавль» и другие. «Мейдзин» — он сам признавал своим лучшим творением.
Многое из написанного Янусари перевели на разные языки и издали во множестве стран.

В 1972 году Кавабата умер в своем собственном доме в Дзуси. Причиной явилось отравление угарным газом. Впрочем, на сегодняшний день это только одна из возможных причин, настоящие же обстоятельства пока что не выяснены. Некоторые из источников берут на себя смелость утверждать, что все произошло из-за опьянения алкоголем.

В его честь издательство «Синтёся» утвердило литературную премию.

Краткая биография Янусари Кавабата в цифрах

В 1899 году родился в семье врача. Склонность к литературе и искусству у писателя объясняют тем, что его отец был высокообразованным человеком, и любовь к этим предметам досталась Кавабате как раз от него.

Родиной писателя стала небольшая деревушка Акутагава близ Осаки. Через два года после рождения сына отец скончался от туберкулеза, через год по той же самой причине не стало матери.

Вместе с бабушкой маленький Янусари переехал в Ибараки. Несчастья продолжали сыпаться друг за другом, в 1906 г. умерла бабушка. В 1912 г. Кавабата поступил в местную среднюю школу. В 1914 г. не стало дедушки, мальчика забрали родственники мамы, он стал жить в Осаке. Еще позднее Янусари вернулся в Ибараки, чтобы вновь учиться в школе.

Во время учебы будущий писатель ютился в обычном общежитии. Мальчик очень рано потерял почти всех самых близких родственников, подобные темы и воспоминания очень трагичны, ими заполнена большая часть его творчества.

Наконец, юноша окончил среднюю школу и стал продолжать обучение в другом месте: школе, при университете Токио. С самого детства мальчик очень любил рисовать, его мечта была стать настоящим художником. Однако позднее первые желания улетучились, и основное внимание захватило литературное творчество. Новая мечта появилась у Кавабаты в 15 лет. В это время он с удовольствием читал авторов из группы «Сирабаки», любил и скандинавские произведения, больше всего ценил Стриндберга. Свое первое путешествие будущий писатель осуществил в 1918 году, тогда он отправился на Идзу. Спустя 2 года зачислился на отделение английской филологии в Токийском университете.
В 1921 он все же решил отдать предпочтение японской филологии и сменил отделение.

Название первой книги в переводе на русский звучит, как «Картины поминовения павших на войне». Именно с этого рассказа и начался путь писателя. Кавабата стал членом редакции студенческого журнала «Новое течение». Кикути Кан, известный драматург и писатель, увидел в молодом человеке потенциал и стал его опекать. Кан также лестно отзывался о первых пробах пера юного писателя, уговаривал одного из коллег поспособствовать тому, чтобы произведения Янусари публиковали. Таким образом, после окончания университета Кавабата получил бакалавра искусств в 1924 году. В октябре этого же года он вошел в группу японских литераторов, неосенсуалистов. Группа начала заниматься издательством нового журнала «Литературная эпоха», Кавабата же выступал первым среди идеологов появившегося течения. В составе группы было 14 человек, включая Рёити, Ёити, Такэо, Тэппея и других. Через 4 года после основания группа идеологов прекратила свою деятельность.

Читайте также  Краткая биография ваншенкин

«Чувства сироты» и «Дневник шестнадцатилетнего» были первыми рассказами писателя, их опубликовали в 1925 году. В последнем автор подробно описал 2 недели из своей жизни. Это был 1914 год, время, предшествующее гибели деда мальчика. Дата написания называлась именно Кавабатой, хотя в этом были сомнения, потому что в манере письма угадывался зрелый человек с модернистскими взглядами на жизнь.

«Танцовщица на Идзу» — повесть писателя, написанная в 1926. Она же и прославила его на всю страну. Это творение признается самым зрелым в раннем творчестве писателя. Позднее он нашел себе избранницу и женился.

«Веселые девушки из Асакуса» стали публиковаться в местной газете с 1929 года. В повести Кавабата описывал богемный стиль жизни, тщательно обрисовывал токийский район Асакуса, его картины, жителей и их нравы. Позднее писатель создал поначалу экспериментальное произведение «Видения в хрустальном шаре». В романе чувствовалось сильное влияние идей Джеймса Джойса. Янусари интересовался и потоками сознания, психоанализом Фрейда. Этим темам он посвятил свои творения в стиле модернизма. Одно из них — «Иглы, стекло и туман», повесть, написанная в духе сюрреализма и его эстетики.

Сюрреалистичная повесть «Элегия» вышла в 1932. Манера написания и неоднозначный финал побудили некоторых критиков утверждать, что писатель всерьез поверил в буддизм.

Как и «Видения в хрустальном шаре», неоконченным остался и рассказ 1933 года «Птицы и звери». Годом позднее писателя назначили в созданный Департаментом безопасности совет по литературе. В это время Кавабата заканчивал трудиться над «Письмами к родителям», своей автобиографичной повестью. «Снежная страна» написана под впечатлениями от пребывания в Юдзаве. В местном журнале в 1935 году состоялась публикация первых частей «Снежной страны», последующие части романа выходили в различных изданиях до 1937.

В 1938 в Японии проходили соревнования по играм в го, Кавабата вел репортажи с этих событий в качестве журналиста. Главнокомандующие Квантунской армией и маньчжурские газеты приглашали писателя побывать в Манчжурии, он принял приглашение и путешествовал вместе с другими писателями. «Мэйдзин» или «Мастер игры в го» — еще один из романов писателя. Журналистские заметки и репортажи с соревнований стали подспорьем в написании произведения, над которыми автор начал работать в 1942 году, окончил же 2 года спустя. Позднее являлся членом литературного общества.

Через год он взял в дочери ребенка брата из Осаки. В это время появилось множество работ Кавабаты, относящихся и воспевающих национальную кухню. Среди наиболее известных — «Имя отца», «Место рождения», «Дорога Токайдо». Писатель служил в префектуре Кагосимы военным корреспондентом в 1945. Правда, продолжалась служба всего месяц, через год он стал сотрудничать с только созданным «Нингэн», в 1948 стал заведовать отделением ПЕН-клуба. Самые основные работы писателя — Тысячекрылый журавль», «Стон горы» написаны как раз в это время.

С 1950 года продолжал начавшуюся ранее деятельность Танидзаки, издал «Новую хрестоматию по литературе». В книге подробно и понятным языком раскрывалось творчество Акутагавы Рюноскэ, Исикавы, Кикути Кан. Над повестью «Озеро» писатель завершал работу в 1950 году, тогда же он дописывал своих самых крупных по объему «Токийцев» и «Быть женщиной».

В Токио и Киото в 1957 году проходил международный конгресс. Кавабата председательствовал на нем в качестве заместителя руководителя ПЕН — клуба. В том же году начала публиковаться повесть «Спящие красавицы», ее издал журнал «Синтё».

В 1961 писатель переехал в Киото и начал работать над своим новым произведением «Старая столица», опубликованным годом позже. За заслуги Кавабата получил орден культуры. Повесть «Рука», написанная в духе сюрреализма, увидела свет в 1964 году. В то время Янусари не переставал трудиться, писал новую повесть «Одуванчики». До 1968 ее публиковали частями в журнале Синтё.

Вскоре писатель был признан автором произведений, которые передают настоящую сущность японского сознания. Примерно такой заголовок звучал при вручении ему в 1968 году Нобелевской премии по литературе. В то же время Кавабата читал лекцию «Красотой Японии рожденный», которая была сплошь пронизана буддистскими цитатами. Город Ибараки признал этого человека своим почетным гражданином в 1969.

Годом позднее писатель путешествовал в Корею и Тайвань, с 1971 помогал токийскому губернатору готовиться к предвыборной кампании. В префектуре Канагавы он скончался от угарного газа. Это произошло в 1972, основной причиной посчитали самоубийство, истинные же мотивы и события до сих пор неизвестны.

Музей имени великого писателя открыт в Ибараки в 1985 году.

Краткая биография кавабата

Что это за бред? Не советую к прочтению.

Механические сердца [ЛП]

Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром

Нелюбимый [ЛП]

Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и

Наемница

Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.

Исчезновения [litres]

Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.

Исчезновения [litres]

Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое

Заговор пятой расы

Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ

Кавабата Ясунари

Об авторе

Ясунари Кавабата (яп. 川端 康成, Кавабата Ясунари, 1899—1972) — выдающийся японский писатель, офицер французского ордена искусств и литературы (1960), лауреат Нобелевской премии по литературе (1968). В работах Кавабаты, глубоко укоренённых в национальной художественной традиции Японии, но в то же время свободно использующих приёмы современной литературы, большое значение придаётся подтексту, недосказанности и суггестивности. К основным сочинениям относятся романы «Тысячекрылый журавль», «Снежная страна», «Старая столица», «Стон горы» и др. Своей ключевой работой сам Кавабата считал роман «Мэйдзин». Произведения писателя переведены на многие языки мира. Скончался у себя дома в Дзуси в 1972 году из-за отравления угарным газом. В качестве одной из версий называют самоубийство, в качестве другой — несчастный случай в результате алкогольного опьянения[1], однако фактические причины смерти до сих пор остаются невыясненными. В 1974 году издательством «Синтёся» учреждена литературная премия имени Ясунари Кавабаты.

  • 1899 — Родился в деревне Акутагава, неподалёку от Осаки, старшим сыном в семье занимавшегося частной практикой врача. Отец писателя был высокообразованным человеком, увлекавшимся литературой и искусством.
  • 1901 — От туберкулёза умирает отец писателя.
  • 1902 — От туберкулёза умирает мать. Вместе с бабушкой переезжает в Ибараки.
  • 1906 — Умирает бабушка.
  • 1912 — В Ибараки поступает в среднюю школу.
  • 1914 — Умирает дедушка. Жившие в Осаке родственники по материнской линии забирают ребёнка к себе, однако для продолжения занятий в школе Кавабата вновь возвращается в Ибараки, где поселяется в школьном общежитии. Мотивы сиротства в дальнейшем не раз найдут своё отражение в его произведениях.
  • 1917 — Заканчивает среднюю школу в Ибараки и поступает в старшую школу при Токийском университете. В школьные годы увлекается живописью, мечтая стать художником, однако уже к 15 годам сосредотачивается на литературе. К этому же времени относится увлечение скандинавской литературой (прежде всего Стриндбергом), а также произведениями японских авторов, принадлежавших к группе «Сиракаба».
  • 1918 — Совершает первое путешествие на полуостров Идзу.
  • 1920 — Поступает на филологический факультет Токийского университета (отделение английской филологии).
  • 1921 — Переходит на отделение японской филологии Токийского университета. Начинает свой путь в литературе, дебютировав с рассказом «Картины поминовения павших на войне» (яп. 招魂祭一景) и войдя в состав редакции выпускаемого в университете студенческого литературного журнала «Новое течение» (新思潮). Литературной карьере молодого писателя способствовало знакомство и тесное общение со ставшим опекать его писателем и драматургом Кикути Кан. Последний дал высокою оценку рассказу молодого автора, а также, планируя покинуть Японию, даже просил Акутагаву Рюноскэ способствовать публикациям дальнейших работ Кавабаты.
  • 1924 — Заканчивает Токийский университет, получив степень бакалавра искусств. В октябре в числе 14 писателей, среди которых, кроме Кавабаты, были Ёкомицу Рёити, Катаока Тэппэй, Накагава Ёити, Фудзисава Такэо и др., образовывает группу литераторов-модернистов, назвавших себя неосенсуалистами. Группа начинает издавать журнал «Литературная эпоха» (яп. 文藝時代), а сам Кавабата относится к главным теоретикам и идеологам нового направления. Объединение неосенсуалистов распадается через четыре года.
  • 1925 — Опубликованы ранние рассказы «Дневник шестнадцатилетнего» (яп. 十六歳の日記) и «Чувства сироты» (яп. 孤児の感情). В автобиографичном «Дневнике шестнадцатилетнего» описываются 14 дней 1914 года, предшествовавших смерти деда. Несмотря на зрелую модернистскую манеру письма, рассказ, по утверждению самого Кавабаты, был написан именно в 1914 году.
  • 1926 — Опубликована принёсшая широкую известность Кавабате повесть «Танцовщица из Идзу». Повесть считается лучшим произведением раннего периода творчества писателя. Вступает в брак.
  • 1929 — В газете «Асахи симбун» начинается серийная публикация повести «Весёлые девушки из Асакуса», изображавшей картины жизни токийского района Асакуса, известного многочисленными увеселительными заведениями и богемным стилем жизни его обитателей.
  • 1931 — Начинает работу над написанной в экспериментальной манере повестью «Видения в хрустальном шаре» (осталась неоконченной). В произведении ощущается сильное влияние «Улисса» Джеймса Джойса. В 30-х годах Кавабата публикует ещё ряд модернистских произведений, где использует приёмы потока сознания и фрейдистскогопсихоанализа. В их числе близкая эстетике сюрреализма повесть «Иглы, стекло и туман».
  • 1932 — Опубликована написанная в сюрреалистической манере повесть «Элегия». Финал произведения дал повод ряду критиков утверждать о буддийских настроених писателя.
  • 1933 — Опубликован рассказ «Птицы и звери» (остался неоконченным).
  • 1934 — Назначается членом Консультативного совета по литературе, созданного под эгидой Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел. Заканчивает работу над автобиографической повестью «Письма к родителям». Дважды посещает горячие источники в Юдзаве, где начинает работу над романом «Снежная страна».
  • 1935 — Опубликована первая часть романа «Снежная страна» в журнале «Нихон хёрон». Последующие части постепенно выходят в различных журналах до мая 1937 года.
  • 1938 — В качестве журналиста пишет ряд репортажей о проходившей в Японии в том году серии игр в го.
  • 1941 — Вместе с другими писателями дважды посещает Маньчжурию по приглашению маньчжурских газет и командования Квантунской армией.
  • 1942 — Приступает к работе над романом «Мастер игры в го» («Мэйдзин») по мотивам ранее опубликованных журналистских заметок (окончен в 1954 году). Вступает в Японское литературное общество служения отечеству, курируемого Управлением информации при кабинете министров.
  • 1943 — Удочеряет ребёнка своего двоюродного брата из Такацуки (Осака). Опубликованы «Место рождения» (осталась незаконченной), «Закат», «Имя отца» и «Дорога Токайдо» — произведения, продемонстрировавшие рост интереса писателя к проблеме национальной культурной традиции.
  • 1945 — В течение месяца работает в качестве военного корреспондента в военной части, расположенной в префектуре Кагосима.
  • 1946 — Начинает сотрудничество с созданным в том году журналом «Нингэн».
  • 1948 — Избирается 4-м президентом японского отделения ПЕН-клуба.
  • 1949 — Опубликованы «Стон горы», «Тысячекрылый журавль» и ряд других ключевых для всего творчества Кавабаты работ.
  • 1950 — Продолжая традицию, начатую Танидзаки в 1934 году, издает «Новую хрестоматию по литературе» (яп. 新文章読本), где в популярной форме в виде эссе раскрывает для читателей творчество таких японских писателей, как Акутагава Рюноскэ, Кикути Кан, Исикава Дзюн и др.
  • 1955 — Опубликована повесть «Озеро». Завершает работу над своим самым масштабным по объёму произведением «Токийцы» и повестью «Быть женщиной».
  • 1957 — В качестве вице-президента международного ПЕН-клуба председательствует на международном конгрессе его членов в Японии (в Токио и Киото).
  • 1957 — В журнале «Синтё» начинается публикация повести «Спящие красавицы».
  • 1961 — Награждён Орденом культуры. Начинает писать повесть «Старая столица», для работы над которой временно переезжает в Киото.
  • 1962 — Опубликована повесть «Старая столица».
  • 1964 — Опубликована сюрреалистическая повесть «Рука». Начата работа над повестью «Одуванчики» (публиковалась частями в журнале «Синтё» до 1968 года).
  • 1968 — Награждён Нобелевской премией по литературе «за писательское мастерство, которое передаёт сущность японского сознания». Выступает с пронизанной цитатами из буддийской поэзии лекцией «Красотой Японии рождённый».
  • 1969 — Становится почётным гражданином города Ибараки.
  • 1970 — Посещает Тайвань и Корею.
  • 1971 — Принимает участие в предвыборной кампании токийского губернатора.
  • 1972 — В апреле погибает от отравления угарным газом в своём рабочем кабинете в Дзуси (преф. Канагава). Основная версия — самоубийство. Причины до сих пор остаются невыясненными.
  • 1985 — В Ибараки открывается дом-музей Кавабаты.

[править]Награды

  • 1937 — Премия правительственного Консультативного совета по литературе (за повесть «Снежная страна»)
  • 1944 — Премия Кикути Кан (за «Место рождения», «Закат» и др. произведения)
  • 1952 — Премия Японской академии искусств (за повесть «Тысячекрылый журавль»)
  • 1954 — Премия Номы (за повесть «Стон горы»)
  • 1958 — Премия Кикути Кан (за руководство японским отделением «ПЕН-клуба»)
  • 1960 — Офицерский крест Ордена искусств и литературы
  • 1961 — Орден культуры
  • 1962 — Приз газеты «Майнити» по разделу культуры (за повесть «Спящие красавицы»)
  • 1968 — Нобелевская премия по литературе
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: