Краткая биография мориак

Краткая биография мориак

Французский романист, драматург и пост Франсуа Шарль Мориак родился 11 октября 1885 г. в г. Бордо в семье богатого коммерсанта. Воспитание получил в основном религиозное — в колледже марианитов, где познакомился с работами Г. Рафаэля, Р. Декарта и Б. Паскаля.
В 13 лет Ф. Мориак написал роман «Иди!» — наивное произведение о жизни высшего мира. Обучение Франсуа продолжил в лицее, потом на филологическом факультете в Бордо, где получил степень лиценциата. Выехав в Париж, он готовился стать археологом и вступил в Эколь де Шарт, но проучился там недолго — полностью отдался литературной работе.

Книга стихов «Молитва» (1909) была высоко оцененная критиками. Это воспоминания о детстве юноши из католической семьи с душой открытой и мечтательной. Позже, возвращаясь к поэзии, Мориак издал книги стихов: «Прощание с юностью» (1911), «Пропавший бесследно» (1918), «Грозы» (1925), «Кровь Атиса» (1940), но магистралью его творчества стала проза, в основном романы. Первый из них «Дитя под бременем цепей» (1913) — о вечном споре в человеке духовного и телесного. Ф. Мориак критически относился к своим первым попыткам, ведь герой здесь не живет, а выливает душу и наблюдает себя сбоку.

Во время Первой мировой войны Мориак два года работал санитаром. Написанный после демобилизации роман «Место по рангу» (1921) прошел почти незамеченным, но уже следующий — «Поцелуй, дарованный прокаженному» (1922) всколыхнул читательскую массу и французскую критику. В нем рассказывается о некрасивом, физически обделенном сыне богачей, который вступает в брак с молодой красивой девушкой. Само присутствие калеки рядом с красавицей убивает ее не только морально, а и физически. Тогда он заражается туберкулезом и умирает, перенося все мучения как истинный христианин.

В романах «Родительница» (1924) и «Река огня» (1924) изображены непривлекательные отношения в буржуазных семьях, и за это произведения были осуждены католической церковью, как такие, что вызывают отвращение. Описание трагических родственных отношений в семьях, глубинное проникновение в психологию людей, для которых главное в жизни — деньги — все это дало основание Мориаку назвать «Родительницу» «наиболее горьким и жестоким романом». Главные источники трагедии героини этого романа Фелисити Казнав — в абсолютизации права собственности, которое в ее сознании распространяется не только на прислугу и арендаторов, но и на родного сына. Чувство собственности лишает материнскую любовь истинной самоотверженности и она становится разрушительной страстью. Мать Фернана Казнава покоряет себе сына настолько, что полностью парализует его волю, способность к любой деятельности. Брак пятидесятилетнего Фернана с бедной Матильдой был заключен вопреки воли матери. Собственническая страсть матери к сыну вызвала дьявольскую ревностность, которая толкнула Фелисити на преступление, но и тогда она не знает раскаяния». А сын, склоняясь перед ней, с гордостью называет ее «истинной родоначальницей», забывая, что сам род уже оборван. Сама же героиня, разбитая параличом, покинутая в конце жизни своим сыном, будто розспята на кресте своего греха.

«Пустыня любви» (1925) — произведение об отчуждении в буржуазном мире, его лейтмотив: «невозможно измерить пустыню, которая отделяет меня от жены, дочери, сына» — из раздумий главного героя. Он и его сын любят одну женщину, да и между ними, и между той куртизанкой — настоящая пустыня, они будто на разных планетах. Действительно, пустыня здесь — пространство, которое разделяет влюбленных, однако же это пространство можно трактовать как бесконечность любви, где можно найти источники жизни. Как не удивительно, никто из героев этого романа не сказал ни единого слова о своих чувствах, но они изображены Мориаком через поступки героев, часто неосознанные движения души. В этом романе нет между героями тех отношений, которые критики назвали «взаимопоеданием», а семья показана не как «клетка из живых прутьев».

В романе «Тереза Дескейру» (1927), который назвали лучшим романом с начала столетия, Мориак, оттолкнувшись от известного тогдашнего процесса, создает впечатляющую психологизмом историю женщины, которая отравила своего мужа. Мориак старается понять причины, которые привели до этого, ведь культ «золотого тельца» превратил семью в тюрьму, в клетку, за прутьями которой мечется и бьется человек. «Мало кто знает так, и так ощущает, — писал о романе И. Бунин, — всю глубину падения, греха человеческой природы и вместе с тем умеет описать так соблазнительно эту греховность». Осужденный католиками, роман триумфально распространялся по миру, и автор был в религиозном и мировоззренческом кризисе. И уже «Клубок змей» (1932) критики назвали «блестящим образцом католического романа». Это семейная драма, в которой, по словам автора, он «старался проследить одну человеческую судьбу и через всю грязь жизни добраться до ее чистого источника. Книга заканчивается, когда я возвращаю своему герою, этому сыну тьмы, его право на свет и любовь, одним словом, на Бога». Этот роман — произведение, в котором социальная критика Мориака достигает вершины. Вместе с тем перед нами шедевр психологического реализма.

В 1933 г. Ф. Мориака избрали членом Французской академии. В романе «Конец ночи» (1935), который является продолжением «Терезы Дескейру», Мориак фактически оправдывает свою героиню, вложивши в ее уста объяснения преступления: «Похороненная живой, я подняла камень, под которым задыхалась».

Мориак создал 4 драмы, лучшая из которых «Асмодей» (1937), а также регулярно выступал с религиозными трактатами. В 1939 году вышел его значительный роман «Дорога к морю». Это касается большинства судеб его героев, потому что «к морю» выйдет не каждый из них. Отдельные романы созданы в стиле католических теорий спасения души («Фарисейка», 1941).

В годы Второй мировой войны Ф. Мориак — активный член движения Сопротивления как блестящий журналист-полемист, помогал беженцам, был Главой центра по приему беженцев.

Нобелевскую премию 1952 г. Ф. Мориаку было присуждено «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отобразил драму человеческой жизни». В своем выступлении при получении премии Мориак подчеркнул, что лишь надежда в мире ужаса, этой «мистерии зла», может спасти человека, а не лживые мифы, по которым живет мир.

В последнем романе «Дитя прошлого» (1968), Мориак резко выступил против политики католической церкви, которая принимала участие в преследовании А. Дрейфуса.

Умер Ф. Мориак 1 сентября 1970 г. в Париже, оставив серию мемуаров и биографию Ш. де Голля, который лично наградил его в 1958 г. Большим крестом ордена Почетного легиона.

Франсуа Мориак
François Mauriac

Французский писатель. Один из самых заметных литературных деятелей литературы XX века. Лауреат Нобелевской премии. Создал особый тип романа. Исследовал ньюансы человеческой психологии.

Франсуа Мориак родился 11 октября 1885 года городе Бордо, Франция. Учился в университете Бордо, окончив его магистром в 1905 году. После переезда в Париж посвятил все время подготовке к экзаменам в Эколь де Шарт. Но бросил учебу после того, как его первая публикация получила успех. В 1933 году Франсуа Мориак избирается в члены Французской академии.

Во время оккупации Франции гитлеровцами, Мориак подпольно издавал книгу, направленную против коллаборационизма. Но после освобождения Франции Мориак призывал французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками.

Он является автором таких романов как: «Ребенок в цепях», «Поцелуй прокаженному», «Прародительница», «Пустыня любви», «Тереза Дескейру» и другие. Занимался Мориак и жизнеописаниями — «Жизнь Жана Расина», «Жизнь Иисуса». Его пьесы — «Асмодей», «Нелюбимые» — имели немалый успех у зрителей.

Также Мориак публиковал свои размышления о литературе — «Роман». В 1969 году, после пятнадцатилетнего перерыва, выпустил свой последний роман «Подросток былых времен». В 1952 году Мориак удостоен Нобелевской премии по литературе «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни». И именно по его предложению Нобелевская премия по литературе 1970 года была присуждена знаменитому российскому писателю Александру Солженицыну.

Франсуа Мориак скончался 1 сентября 1970 года в возрасте 84 лет в Париже.

Награды Франсуа Мориак

1926 — Большая премия Французской академии за роман

1933 — Член Французской академии

1952 — Нобелевская премия по литературе: «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни»

1958 — Большой крест ордена Почетного легиона

Творчество Франсуа Мориак

Романы, повести и рассказы

1913 — L’Enfant chargé de chaînes («Дитя под бременем цепей» / «Ребенок в цепях»)
1914 — La Robe prétexte («Патрицианская тога»)
1920 — La Chair et le Sang («Плоть и кровь»)
1921 — Préséances
1922 — Le Baiser au lépreux («Поцелуй, дарованный прокаженному» / «Поцелуй прокаженному»)
1923 — Le Fleuve de feu («Огненный поток» / «Река огня»)
1923 — Génitrix («Матерь»)
1923 — Le Mal («Зло»)
1925 — Le Désert de l’amour («Пустыня любви») (Гран-при Французской академии за роман, 1926)
1927 — Thérèse Desqueyroux («Тереза Дескейру» / «Тереза Декейру»)
1928 — Destins («Судьбы»)
1929 — Trois Récits («Три истории»)
1930 — Ce qui était perdu («То, что потеряно»)
1932 — Le Nœud de vipères («Клубок змей»)
1933 — Le Mystère Frontenac («Тайна семьи Фронтенак»)
1935 — La Fin de la nuit («Конец ночи»)
1936 — Les Anges noirs («Черные ангелы»)
1938 — Plongées («Поверженные» / «Прыжки в воду»)
1939 — Les Chemins de la mer («Дорога в никуда»)
1941 — La Pharisienne («Фарисейка»)
1951 — Le Sagouin («Мартышка»)
1952 — Galigaï («Галигай»)
1954 — L’Agneau («Агнец»)
1969 — Un adolescent d’autrefois («Подросток былых времен»)
1972 — Maltaverne («Мальтаверн») (Незавершенный роман; опубликован посмертно.)

Поэзия

1909 — Les Mains jointes («Соединенные руки» / «Руки, сложенные для молитв»)
1911 — L’Adieu à l’Adolescence («Прощание с отрочеством»)
1925 — Orages («Грозы»)
1940 — Le Sang d’Atys («Кровь Атиса»)

Пьесы

1938 — Asmodée («Асмодей»)
1945 — Les Mal-Aimés («Нелюбимые»)
1948 — Passage du malin («Лукавый попутал»)
1951 — Le Feu sur la terre («Огонь на земле»)

Читайте также  Краткая биография тредиаковский

Франсуа Мориак (Francois Moriac) — биография, информация, личная жизнь

Франсуа Мориак (Francois Moriac)

Франсуа Мориак (Francois Moriac). Родился 11 октября 1885 года в Бордо — умер 1 сентября 1970 года в Париже. Французский писатель. Был членом Французской академии. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Франсуа Мориак родился 11 октября 1885 года в городе Бордо.

Отец — Жан Поль Мориак, был коммерсантом, а также занимался продажей леса и был землевладельцем в Гаскони.

Мать — Маргарита Мориак.

Рос в семье вместе с тремя братьями и сестрой.

Когда Франсуа было два года, его отец умер.

В 1892 году начал обучатся в Кодеране, там Мориак получил начальное и среднее образование. Там он встретил Андре Лаказа, с которым дружил всю жизнь.

В 1902 году умерла бабушка Мориака, Ирма. Не успев похоронить бабушку, для Франсуа было настоящим шоком наблюдать, то как его семья делила наследство.

В колледже преподаватель Мориака Марсель Друэн познакомил его с работами таких авторов: Поля Клоделя, Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Колетт и Андре Жида. По окончании коллежа поступил в университет Бордо, где изучал литературу. Окончил университет в 1905 году.

В 1905 году начал посещать католическую организацию Марка Санье. Эта организация была под сильным влиянием модернизма и философии, а её члены пытались идентифицировать Иисуса с исторической точки зрения и найти источники веры.

До 1907 года он жил вместе с семьёй в Бордо.

В 1908 году переехал в Париж, посвящая всё время подготовке к экзаменам в Эколь де Шарт, куда поступил в том же 1908 году.

Свою первую серьёзную работу Мориак написал в тринадцать лет. Это была пьеса «Va-t-en!», которую он посвятил сестре, Жермене. Пьеса оказалась успешной. После чего Франсуа оставил учёбу ради занятия литературой.

В 1909 году опубликовал свой первый сборник поэзии «Руки, сложенные для молитв». Этот сборник привлёк внимание многих литераторов, но слава к писателю пришла позднее, поскольку эти стихи были ещё наивными и незрелыми, в них чувствуется влияние религиозных воззрений писателя.

В 1913 году вышел первый роман Мориака под названием «Дитя под бременем цепей», он отобразил те черты, которые характеризовали и его зрелое творчество. В этом романе автор под влиянием реализма пишет о молодом человеке, который приехал из провинции для «покорения столицы». Но молодой человек чувствует в столице себя одиноким, что влияет и на его окружающих. Но его томления, скорее, надуманны, и он обретает мир, обратившись к Богу и ответив на любовь кузины.

Во время Первой мировой войны служил санитаром в одном из госпиталей Красного Креста. Таким образом во время Первой мировой войны он прекратил литературную деятельность, но после её окончания возобновил работу. Так, в 1922 году появилась повесть «Поцелуй, дарованный прокаженному».

Роман укрепил репутацию писателя как знатока человеческой души. Герой книги молодой человек-карлик, который очень комплексует по поводу своей внешности и боится увидеть отвращение других людей, а потому избегает их, находя прибежище в религии. Однажды местную красавицу заставляют выйти замуж за героя, поскольку его род был богатым. При этом брак становится мучением для обоих. На этом и сосредотачивается автор в романе.

В 1927 году вышел роман «Тереза Дескейру». Темами романа также были грехи и преступления. Автор пытался найти истоки злодеяний, и поиски заводят его к проблемам брака в буржуазном обществе, проблемам семьи и морали. Не оправдывая героиню в её преступлении, Мориак также сочувствует ей, поскольку она стала жертвой обывательского общества. Тереза становится женой ненавистного ей человека, самодовольного буржуа. Её отчаяние превращается в ненависть, а ненависть ведёт к преступлению.

В 1933 году избирался в члены Французской академии. Когда Франция была оккупирована гитлеровцами, подпольно издал книгу, направленную против коллаборационизма. Однако это не помешало ему после освобождения, призвать французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками.

1 ноября 1933 года Мориак был избран членом Французской Академии. Несмотря на всеобщее признание, католическая церковь относилась к писателю насторожено и даже враждебно. Почти все его романы были запрещены католической цензурой.

Роман «Черные ангелы» и пьеса «Асмодей» не принесли автору славы, но следующий роман «Дорога в никуда» вновь вернула Франсуа былую славу. Образ дороги здесь всего лишь фон, на котором разворачивается сюжет о судьбах людей, которые стали жертвой общества с его жаждой наживы.

Выступал против колониальной политики и осуждал применение пыток французскими военными в Алжире. Сторонник де Голля, его сын Клод, впоследствии известный писатель и литературный критик, работал в конце 1940-х годов личным секретарём генерала.

По совету Мориака, Эли Визель перенёс на бумагу свой горький опыт Холокоста: его первый, принёсший ему известность, роман на французском языке «Ночь» вышел с предисловием Мориака. Как христианский общественный деятель, вёл непримиримую дискуссию с Роже Пейрефиттом.

В романе «Фарисейка» Мориак обращается к критике тех людей, которые пытаются следовать прежде всего «букве», а не духу христианства. Таким образом, раскрывается несправедливость, которую распространяют те, кто следует предписаниям.

По предложению Франсуа Мориака, Нобелевская премия по литературе 1970 была присуждена А. И. Солженицыну.

В 1969 году выпустил свой последний роман — «Дитя прошлого», Книга получила позитивную критику. Следующий роман Мориака — «Мальтаверн» был опубликован посмертно в 1972 году.

Умер в Париже 1 сентября 1970 года в возрасте 84-х лет.

Похоронен на кладбище Вемарса.

Личная жизнь Франсуа Мориака:

С 1913 по 1970 год был в браке с Жанной Лафон. У них были совместные дети: Клод (1914), Клер (1917), Люк (1919) и Жан (1924).

Внучка — Анна Вяземски, была женой Жана-Люка Годара.

Романы, повести и рассказы Франсуа Мориака:

1913 — L’Enfant chargé de chaînes («Дитя под бременем цепей» / «Ребенок в цепях»)
1914 — La Robe prétexte («Патрицианская тога»)
1920 — La Chair et le Sang («Плоть и кровь»)
1921 — Préséances
1922 — Le Baiser au lépreux («Поцелуй, дарованный прокаженному» / «Поцелуй прокаженному»)
1923 — Le Fleuve de feu («Огненный поток» / «Река огня»)
1923 — Génitrix («Матерь»)
1923 — Le Mal («Зло»)
1925 — Le Désert de l’amour («Пустыня любви») (Гран-при Французской академии за роман)
1927 — Thérèse Desqueyroux («Тереза Дескейру» / «Тереза Декейру»)
1928 — Destins («Судьбы»)
1929 — Trois Récits («Три истории») Сборник рассказов: Coups de couteau, 1926; Un homme de lettres, 1926; Le Démon de la connaissanc
1930 — Ce qui était perdu («То, что потеряно»)
1932 — Le Nœud de vipères («Клубок змей»)
1933 — Le Mystère Frontenac («Тайна семьи Фронтенак»)
1935 — La Fin de la nuit («Конец ночи»)
1936 — Les Anges noirs («Черные ангелы»)
1938 — Plongées («Поверженные» / «Прыжки в воду») Сборник рассказов: Thérèse chez le docteur, 1933 («Тереза у врача»); Thérèse à l’hôtel, 1933 («Тереза в гостинице»); Le Rang («Престиж»); Insomnie; Conte de Noël
1939 — Les Chemins de la mer («Дорога в никуда»)
1941 — La Pharisienne («Фарисейка»)
1951 — Le Sagouin («Мартышка») (Повесть). Впервые на русском языке опубликована в журнале «Иностранная литература»
1952 — Galigaï («Галигай»)
1954 — L’Agneau («Агнец»)
1969 — Un adolescent d’autrefois («Подросток былых времен»)
1972 — Maltaverne («Мальтаверн») (Незавершённый роман; опубликован посмертно.)

Поэзия Франсуа Мориака:

1909 — Les Mains jointes («Соединенные руки» / «Руки, сложенные для молитв»)
1911 — L’Adieu à l’Adolescence («Прощание с отрочеством»)
1925 — Orages («Грозы»)
1940 — Le Sang d’Atys («Кровь Атиса»)

Пьесы Франсуа Мориака:

1938 — Asmodée («Асмодей»)
1945 — Les Mal-Aimés («Нелюбимые»)
1948 — Passage du malin («Лукавый попутал»)
1951 — Le Feu sur la terre («Огонь на земле»)

Издания на русском языке Франсуа Мориака:

1927 — Тереза Декейру. Перевод М. Абкиной;
1934 — Клубок змей. Перевод А. Новиковой. Предисловие Т. Перимова. М.: ГИХЛ – 144 с
1936 — Конец ночи. Перевод Н. Довгалевской. Предисловие И. Анисимова. М.: Гослитиздат – 318 с
1938 — Волчица. Перевод Г. Кузнецовой. Предисловие И. А. Бунина. Париж: Современные записки — 118 с
1957 — Дорога в никуда. Перевод Н. Немчиновой. Послесловие К. Наумова. М.: Изд. иностр. лит – 200 с
1957 — Клубок змей. Перевод Н. Немчиновой. Предисловие М. Ваксмахера. М.: Гослитиздат – 180 с. – (Зарубежный роман XX века)
1971 — Тереза Дескейру. Перевод Н. Немчиновой. Фарисейка. Перевод Н. Жарковой. Мартышка. Перевод Н. Жарковой и Н. Немчиновой. Подросток былых времён. Перевод Р. Линцер. Предисловие Л. Андреева. М.: Прогресс — (Мастера современной прозы). – 508 с. То же: М.: Радуга, 1985. – 444 с
1983 — Агнец. Перевод Л. Лунгиной. Предисловие В. Лакшина. М.: Известия – 128 с. — (Библиотека журнала «Иностранная литература»)
1986 — Не покоряться ночи. Художественная публицистика. Предисловие В. Балахонова. Комментарии И. Ковалёва, В. Балахонова. М.: Прогресс – 430 с. – (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза)
1987 — Матерь. Перевод Л. Зониной. Пустыня любви. Перевод С. Шлапоберской. Тереза Дескейру. Перевод Н. Немчиновой. Клубок змей. Перевод Н. Немчиновой. Вступительная статья О. Тимофеевой. М.: Худ. лит., 1981. – 464 с. То же: Минск: Вышейшая школа – 460 с
1988 — Жизнь Жана Расина. Перевод В. Мильчиной. В кн.: Ф. Мориак. Жизнь Жана Расина. Ж. де Нерваль. Исповедь Никола. А. де Виньи. Стелло, или Синие демоны. Предисл. В. Мильчиной. М.: Книга — 444 с. (С. 17-110) – (Писатели о писателях)
1989 — Тереза Дескейру. Перевод Н. Немчиновой. Клубок змей. Перевод Н. Немчиновой. Дорога в никуда. Перевод Н. Немчиновой. Мартышка. Перевод Н. Немчиновой и Н. Жарковой. Статьи: Роман. Перевод Л. Цывьянова. Романист и его персонажи. Перевод В. Злобиной. Вступ. статья Ф. Наркирьера, А. Строева. М.: Правда — 558 с
1991 — Жизнь Иисуса. Перевод Р. А. Адамянц. Под редакцией и с предисловием З. Маслениковой. М., Мир – 238 с
2002 — Собрание сочинений в 3 т.: Т. 1: Поцелуй прокаженному. Пер. В. Каспарова. Матерь. Пустыня любви. Тереза Дескейру. Клубок змей. Т. 2: Тайна семьи Фронтенак. Перевод Е. Семина. Дорога в никуда. Фарисейка. Т. 3: Мартышка. Галигай. Пер. В. Никитина. Агнец. Подросток былых времен.. М.: Терра — Книжный клуб — (Современный зарубежный роман). — ISBN 5-275-00700-0

Читайте также  Краткая биография голсуорси

Награды Франсуа Мориака:

1926 — Большая премия Французской академии за роман
1933 — член Французской академии
1952 — Нобелевская премия по литературе: «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни»
1958 — Большой крест ордена Почётного легиона

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (816)
  • 19 век (98)
  • Бунин (55)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (28)
  • Лев Толстой (22)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (11)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (619)
  • Поэты XIX века (142)
  • Лермонтов (32)
  • Рубцов (25)
  • Заболоцкий (23)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (596)
  • Цветаева (131)
  • Блок (76)
  • Ахматова (54)
  • Гумилёв (48)
  • Мандельштам (37)
  • Бальмонт (22)
  • Есенин (19)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • композиторы и дирижёры (446)
  • Бетховен (48)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (23)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (10)
  • Дебюсси (9)
  • Сибелиус (6)
  • Лист (2)
  • живопись (438)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (387)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (17)
  • Коровин (14)
  • Левитан (12)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Иван Шишкин (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (369)
  • Ростропович (12)
  • Художники и картины (340)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (304)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (280)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (261)
  • Тарковские (62)
  • Артисты (245)
  • Русские композиторы (225)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (224)
  • Есть женщины . (214)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (210)
  • Иван Толстой (29)
  • опера (195)
  • История России (191)
  • Цветы и поздравления (188)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (186)
  • Наши . (180)
  • Шукшин (23)
  • Шаламов (17)
  • Платонов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (175)
  • Научно-популярное (174)
  • танцовщики (151)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (146)
  • Замечательные люди (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Cкульптура (127)
  • Микеланджело (21)
  • Города и памятники (127)
  • Великие балерины (126)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Пушкин (126)
  • Замечательные места и промыслы (122)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Авангард (99)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Природа. Животные (98)
  • Русские не в России (98)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (92)
  • Фотографии (90)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (80)
  • Наука (76)
  • Славянская культура (75)
  • Пастернак (69)
  • О Японии (68)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (60)
  • Балетмейстеры (53)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (42)
  • Архитектура (41)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (35)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (14)
  • Аксёнов (7)
  • справочники (13)
  • Мудрые . (12)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (6)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)

Цитатник

Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.

Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.

✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.

. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .

✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Франсуа Мориак (1885 – 1970)

«. впрочем, есть один поразительный пример: как бы мы ни любили Стендаля или Флобера — а Богу известно, как я их люблю! — мы чувствуем, что Толстой и Достоевский превосходят их по глубине. Оба русских писателя еще знают некий секрет, который другие не знают или уже не знают»

Франсуа Мориак в 1969-м

Франсуа Мориак — французский писатель; член Французской академии; лауреат Нобелевской премии в области литературы; награждён Большим крестом ордена Почётного легиона. Один из самых крупных католических писателей XX века. Получил нобелевскую премию с формулировкой: «За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни»

Франсуа Шарль Мориак родился в Бордо, в многодетной семье богатого коммерсанта Жана Поля Мориака и Маргариты Мориак, урожденной Куафар.

Его отец умер, когда Франсуа еще не исполнилось и двух лет, после чего семья переехала к родителям матери. М. вспоминал, что, будучи застенчивым мальчиком, он чувствовал себя очень несчастным в школе св. Марии, куда его отдали в 7 лет. Через три года он поступает в коллеж марионитов, где впервые знакомится с Расином и Паскалем, ставшими его любимыми писателями. Лето Мориак проводил в родовом имении деда недалеко от Бордо, и пейзажи этих мест появятся во многих его романах. После окончания коллежа Франсуа Мориак поступает в университет Бордо, который кончает в 1905 получив степень лиценциата (магистра) по литературе.

Фрагменты из романа Мориака-реалиста «Клубок змей» (1932):

«Как же это возможно! Почти полстолетья человек разделяет с тобою жизнь, и ты все эти годы видишь его только с одной стороны. Как же это возможно! Неужели мы словно делали выбор из всех его слов и поступков и запомнили лишь то, что питало наши обиды против него, поддерживало злопамятство? У нас какое-то роковое стремление упрощать облик другого человека, отбрасывать все черты, которые смягчили бы уродливый его образ, создавшийся в нашем представлении, и сделали бы более человечным его карикатурный портрет, который мы рисуем нарочно, для оправдания своей ненависти»

«Большинство людей сближаются меж собой не по выбору, так же как не выбирают своих соседей деревья, а просто вырастают случайно друг возле друга и переплетаются ветвями лишь потому, что они разрослись».

«Как странно, что в начале жизни, когда человеку выпадает немножко счастья, внутренний голос не предупреждает его, не говорит ему: «Живи ты хоть до ста лет, не знать тебе иной радости, кроме вот этих немногих часов. Наслаждайся же ими, выпей чашу счастья до дна, — больше тебе уж ничего не достанется. Встретился на твоем пути родник счастья, помни — это первый и последний. Утоли жажду раз и навсегда, больше тебе пить не придется».

«Нетрудно найти путь к живой душе, увидев её даже сквозь преступления, сквозь самые плачевные пороки, но вульгарность — непреодолимая преграда».

«…Одинокий человек не может всегда хранить веру в себя. Нам надо, чтоб возле нас был свидетель нашей силы – кто-нибудь, кто ведет счет нанесенным ударам, отмечает удачи, неудачи и увенчивает нас лаврами в день победы, — как когда-то в школе, в день раздачи наград, получив похвальный лист и стопку книжек, я искал глазами маму в толпе родителей, и под звуки военного оркестра, игравшего туш, она мысленно возлагала на мою головенку, остриженную под машинку, золотой лавровый венок».

«Мы никогда не знаем, чего мы в действительности хотим, и вовсе не любим того, что, думается нам, мы любим».

«Бывают, конечно, хорошие, дружные семьи, но как подумаешь, сколько у нас супружеских союзов, в которых муж и жена раздражают друг друга до последней степени, терпеть друг друга не могут, а между тем едят за одним столом, умываются из одного умывальника, спят на одной постели, — то просто диву даешься, что у нас еще мало разводов! Ненавидят друг друга, а спастись бегством не решаются; так и живут под одной кровлей…»

«Я принадлежал к числу тех дураков, которые убедили себя, что на свете существуют только две категории женщин: бескорыстные, жаждущие любви, и пройдохи, которые хотят только денег. А между тем у большинства женщин жажда любви уживается с потребностью в поддержке, покровительстве, — им хочется, чтоб кто-нибудь заботился о них, защищал, баловал…»

Фрагменты из романа Ф. Мориака «Клубок змей», 1932.

«Ревность рождается тогда, когда перед вашими глазами стоит мучительно непереносимая картина радостей, которые любимое существо получает от другого и щедро дарит их другому».

«Еще ничего не написано о пытке старости, через которую проходят некоторые женщины, и для них-то ад начинается еще на этой земле».

Фрагменты из романа Ф.Мориака «Фарисейка», 1941.

«О, простая, истинная жизнь! Трудная жизнь человеческой пары, обремененной детьми, которых нужно кормить и воспитывать! На каждом повороте их каждодневного пути воздвигнуты скромные распятья, чтобы ты, Господи, был свидетелем этого жалкого счастья, слепленного из неудач, лишений, стыда, потерь, грехов и разрушенного отчаянием перед лицом смерти».

Фрагмент из романа Ф.Мориака «Агнец», 1954

«Но совершенно бескорыстной любви, очевидно, не существует. Мы всегда рассчитываем получить что-то, хотя бы пустяк, взамен того, что даем сами».

«Отчаяние, владеющее нами, ослабляет свои тиски чаще всего по какой-нибудь незначительной причине физического порядка: ночь спокойного сна, стакан вина… Отчаяние притворяется, что оно ушло, в то время как оно только отступило на несколько шагов; мы знаем, что оно вернется, но, как бы то ни было, сейчас оно не с нами; мир — хорош; может быть, нам предстоит жить еще долгие годы? Пока человек жив, никакое его одиночество не может считаться окончательным. Мы не знаем, кого мы можем встретить сегодня вечером или завтра: столько человеческих существ встречается на нашем пути! В любую минуту может зародиться искра и возникнуть ток».

Фрагменты из романа Ф. Мориака «Конец ночи», 1935

Читайте также  Краткая биография сетон-томпсон

«Жизнь большинства людей — мертвая дорога и никуда не ведет. Но иные с самого детства знают, что идут они к неведомому морю. И они чувствуют веяние ветра, удивляясь его горечи, и вкус соли на своих губах, но еще не видят цели, пока не преодолеют последнюю дюну, а тогда перед ними раскинется беспредельная, клокочущая ширь и ударит им в лицо песок и пена морская. И что ж остается им? Ринуться в пучину или возвратиться вспять…»

«Ужасно, что нет ничего прочного в жизни: все течет, меняет форму, не остановишь мгновения, не удержишь той полоски жизни, когда существование стало терпимым и у тебя хватает сил сносить его».

«Мы стыдимся выражать свои чувства, и такая Целомудренная сдержанность иной раз играет в нашей жизни более опасную роль, чем любой порок»

Фрагменты из романа Ф. Мориака «Дорога в никуда», 1939

«Каждый человек отличается своей манерой страдать, складывающейся и закрепляющейся в подростковом возрасте».

«Мы никогда не соразмеряем того, как поступаем с другими».

Фрагменты из романа Ф.Мориака «Тайна семьи Фронтенак», 1933

«Прыжок». Франсуа Мориак. 1955
Серия фотографий американского фотографа Филиппа Халсмана (1906-1979) «Прыжок» стала классикой фотоискусства.

Рубрики: Писатели и книги

Метки: Франсуа Мориак

Процитировано 1 раз
Понравилось: 13 пользователям

Франсуа Мориак

François Mauriac, 11 октября 1885 — 1 сентября 1970 • 84 года (135)

  • Биография
  • Творчество

Французский писатель; член Французской академии (1933); лауреат Нобелевской премии в области литературы (1952); награждён Большим крестом ордена Почётного легиона (1958). Один из самых крупных католических писателей XX века.

Биография

Франсуа Шарль Мориак родился в Бордо 11 октября 1885 года, в семье коммерсанта Жана Поля Мориака и Маргариты Мориак. Его отец занимался продажей леса и был землевладельцем в Гаскони, а мать происходила из семьи коммерсантов. Франсуа Мориак был младшим в семье. Кроме него в семье было четверо детей: старшая сестра и три брата. Когда Франсуа было два года, его отец умер. Так как он был младшим в семье, ему уделяли наибольшее внимание.

Начальное и среднее образование Мориак получил в Кодеране, поступив туда в 1892 году. Там же он встретил Андре Лаказа, с которым дружил всю жизнь.

В 1902 году умерла бабушка Мориака, Ирма. Для будущего писателя стало настоящим потрясением, когда, не успев похоронить её, семья принялась за делёж наследства.

Преподаватель лицея в Бордо Марсель Друэн (свояк писателя Андре Жида) познакомил его с работами последнего, а также с произведениями Поля Клоделя, Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Колетт. После получения степени бакалавра поступил в университет Бордо, где изучал литературу. Окончил университет в 1905 году.

С 1905 по 1907 год посещал собрания католической организации «Сильон» Марка Санье, целью которой было реформирование католической церкви, создание альтернативы антиклерикальным и материалистическим левым движениям, примирение рабочих и христианства.

До 1907 года он жил вместе с семьёй в Бордо. На следующий год переехал в Париж, посвящая всё время подготовке к экзаменам в Эколь де Шарт, куда поступил в 1908. После успеха своей первой публикации оставил учёбу ради занятия литературой.

Во время Первой мировой войны служил санитаром в одном из госпиталей Красного Креста. В 1913 году женился на Жанне Лафон. В 1914 году у них родился сын Клод. Их другие дети, Клер, Люк и Жан родились в 1917, 1919 и 1924 годах.

В 1933 году был избран в члены Французской академии, сменив Эжена Бриё.

Во время гражданской войны в Испании придерживался левых взглядов, критикуя католическую церковь за её поддержку Франко. После падения Франции во время Второй мировой войны кратковременно поддержал коллаборационистский режим маршала Петена, но уже в декабре 1941 года присоединился к движению Сопротивления. Он был единственным членом Французской Академии, публиковавшимся в подпольном издательстве Сопротивления Les Éditions de Minuit («Полночные издания»), выступая против коллаборационизма. Однако, после освобождения он призывал французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками. Выступал против колониальной политики, решительно осуждал применение пыток французскими военными в Алжире.

По совету Мориака Эли Визель перенёс на бумагу свой горький опыт Холокоста: его первый, принёсший ему известность, роман на французском языке «Ночь» вышел с предисловием Мориака. Как христианский общественный деятель, вёл непримиримую дискуссию с Роже Пейрефиттом.

По предложению Мориака Нобелевская премия по литературе 1970 была присуждена А. И. Солженицыну.

Сын Мориака Клод, сторонник де Голля, впоследствии известный писатель и литературный критик, работал в конце 1940-х годов личным секретарём генерала. Его внучка Анна Вяземски, снимавшаяся у Брессона, была женой Жана-Люка Годара.

Умер в Париже 1 сентября 1970 года в возрасте 84-х лет. Похоронен на кладбище Вемарса (Валь-д’Уаз). Полное собрание его сочинений появилось между 1950 и 1956 годами в двенадцати томах.

Творчество

Свою первую серьёзную работу Мориак написал в тринадцать лет. Это была пьеса «Va-t-en!», которую он посвятил своей сестре Жермене.

Свой первый сборник поэзии «Руки, сложенные для молитв» автор опубликовал в 1909 году. Этот сборник привлёк внимание многих литераторов, но слава к писателю пришла позднее, поскольку эти стихи были ещё наивными и незрелыми, в них чувствуется влияние религиозных воззрений писателя.

Его первый роман «Дитя под бременем цепей» (1913) отобразил те черты, которые характеризовали и его зрелое творчество. В этом романе автор под влиянием реализма пишет о молодом человеке, который приехал из провинции для «покорения столицы». Но молодой человек чувствует в столице себя одиноким, что влияет и на его окружающих. Но его томления, скорее, надуманны, и он обретает мир, обратившись к Богу и ответив на любовь кузины.

Во время Первой мировой войны прекратил литературную деятельность, но после её окончания возобновил работу. Так, в 1922 году появилась повесть «Поцелуй, дарованный прокаженному».

Этот роман укрепил репутацию писателя как знатока человеческой души. Герой книги молодой человек-карлик, который очень комплексует по поводу своей внешности и боится увидеть отвращение других людей, а потому избегает их, находя прибежище в религии. Однажды местную красавицу заставляют выйти замуж за героя, поскольку его род был богатым. При этом брак становится мучением для обоих. На этом и сосредотачивается автор в романе.

В романе «Матерь» (1923) автор рассказывает о тиранической любви матери к сыну, которая стала причиной разрушения его брака. Всё, что осталось овдовевшему и осиротевшему сыну, — это забота преданной старой служанки.

В своих романах Мориак проявил себя как непревзойдённый аналитик душевных страстей и резкий критик провинциальной буржуазии («Матерь»; «Пустыня любви»; «Клубок змей»; «Тайна Фронтенаков»). Большинство его романов сосредотачивается на теме веры и желания, а также душевного опустошения, которые должны преодолеть герои.

Темами романа «Тереза Дескейру» (1927) также становятся грех и преступление. Автор пытается найти истоки злодеяний, и поиски заводят его к проблемам брака в буржуазном обществе, проблемам семьи и морали. Не оправдывая героиню в её преступлении, автор также сочувствует ей, поскольку она стала жертвой обывательского общества. Тереза становится женой ненавистного ей человека, самодовольного буржуа. Её отчаяние превращается в ненависть, а ненависть ведёт к преступлению.

Наиболее сильным с реалистической точки зрения стоит считать роман «Клубок змей» (1932). Клубок змей по замыслу автора — это своего рода метафора человеческой души, не познавшей света католической религии. В книге каждый член буржуазной семьи «отравляет ядом своей ненависти» существование других. Этим романом автор разрушает миф о респектабельности и благополучной жизни буржуазного класса. Ненависть в семье — не результат неудавшегося брака, а диагноз всему обществу. Роман представляет собой исповедь главы семьи, который происходит из низов общества и может взглянуть на общество коммерсантов-буржуа другими глазами.

1 ноября 1933 года Мориак был избран членом Французской Академии. Несмотря на всеобщее признание, католическая церковь относилась к писателю насторожено и даже враждебно. Почти все его романы были запрещены католической цензурой.

Сюжет романа «Тереза Дескейру» автор продолжил через несколько лет в романе «Конец ночи» (1935). Старая Тереза с грехом на душе влачит жалкое существование. Идея книги в том, что жизнь — это страдание (ночь), а освобождение (день) приходит лишь после смерти.

Роман «Черные ангелы» (1936) и пьеса «Асмодей» (1937) не принесли успеха, но следующим романом «Дорога в никуда» (1939) автор вновь возвращает себе былую славу. Образ дороги здесь всего лишь фон, на котором разворачивается сюжет о судьбах людей, которые стали жертвой общества с его жаждой наживы. Автор считает, что выходов из проблемы такого общества всего два: революция или обращение к Богу. При этом он считает, что Бог — более приемлемый вариант.

В романе «Фарисейка» (1941) автор обращается к критике тех людей, которые пытаются следовать прежде всего «букве», а не духу христианства. Таким образом, раскрывается несправедливость, которую распространяют те, кто следует предписаниям.

Его последний роман «Дитя прошлого» встретил позитивную критику в 1969 году. Следующий роман «Мальтаверн» опубликован посмертно в 1972 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: