Краткая биография тренёв
Тренёв, Константин Андреевич
21 мая (2 июня) 1876 ( 1876-06-02 )
Рассказ «На ярмарку» (1898)
Константин Андреевич Тренёв (21 мая (2 июня) 1875, Ромашово, — 19 мая 1945, Москва) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Содержание
Биография
Константин Тренёв родился на хуторе Ромашово Харьковской губернии (ныне пос. Бакшеевка Волчанского района Харьковской области) в семье бывшего крепостного крестьянина.
Начальное образование получил в земской школе. Затем учился в окружном училище станицы Каменская, а по окончании его — в земледельческом училище под Харьковом. Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896—1899), а потом — духовную академию в Петербурге. В 1901—1903 годах Тренёв учился в Петербургском археологическом институте. Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете.
Был тестем писателя П. А. Павленко.
Константин Тренёв умер 19 мая 1945 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Творчество
- 1912 — «Дорогины»
- 1915 — «Владыка» (рассказы)
- 1924 — «Пугачёвщина» (пьеса)
- 1926 — «Любовь Яровая»
- 1926 — «Жена»
- 1931 — «Ясный лог»
- 1934 — «Опыт»
- 1935 — «Гимназисты»
- 1937 — «На берегу Невы» (пьеса)
- 1941 — «Анна Лучилина»
- 1942 — «Навстречу»
- 1945 — «Полководец»
Театральные постановки
- 1928 — «Любовь Яровая», Ленинградский Большого драматический театр им. М. Горького. Режиссёр Б. М. Дмоховский
- 1951 — «Любовь Яровая», Ленинградский Большого драматический театр им. М. Горького. Режиссёр Иван Ефремов
- 1977 — «Любовь Яровая», Малый театр СССР. Режиссёр: П. Н. Фоменко[1]
Экранизации
- 1970 — «Любовь Яровая» (режиссёр В. А. Фетин, Ленфильм).
Награды и премии
- Сталинская премия первой степени (1941 — за пьесу «Любовь Яровая», редакция 1937).
- Орден Трудового Красного Знамени (1938).
- Орден «Знак Почёта» (1939).
Фотогалерея
Памятник Треневу в Симферополе
Дом в Симферополе (бульвар И. Франко 45), в котором Тренев жил с 1909 года
Мемориальная доска на здании реального училища
Примечания
- ↑«Любовь Яровая». Аудиозапись спектакля на сайте Малого театра
Ссылки
- Тренёв Константин Андреевич
- Биографии людей — Тренев К. А.
- «Любовь Яровая» (пьеса)
- Тренёв К. А. на сайте «Волчанск и волчане!»
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Сулаквелидзе, Тенгиз Григорьевич
- Сайкин, Валерий Тимофеевич
Смотреть что такое «Тренёв, Константин Андреевич» в других словарях:
Тренёв, Константин Андреевич — Константин Андреевич Тренёв. Тренев, Константин Андреевич ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне ”Любовь Яровая” (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тренёв Константин Андреевич — (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915). Пьесы «Дорогины» (1912), «Пугачёвщина» (1924), «На берегу Невы» (1937). В драме о Гражданской войне «Любовь Яровая» (1926;… … Энциклопедический словарь
Тренёв Константин Андреевич — [21.5(2.6).1876, хутор Ромашово Харьковской губернии, ‒ 19.5.1945, Москва], русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 ‒ агрономический факультет Таврического… … Большая советская энциклопедия
ТРЕНЁВ Константин Андреевич — Константин Андреевич (18761945), рус. писатель, драматург. Рассказы о дорев. деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героич. драме о Гражд. войне Любовь Яровая (1926; Гос. пр. СССР, 1941) социально ист. трактовка… … Биографический словарь
Константин Андреевич Тренёв — (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия
Константин Андреевич Тренев — Константин Андреевич Тренёв (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия
Тренёв — Тренёв, Константин Андреевич Константин Андреевич Тренёв Памятник К.А.Треневу в Симферополе Дата рождения: 2 июня 1876(1876 06 0 … Википедия
ТРЕНЁВ — Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы. Пьесы … Современная энциклопедия
ТРЕНЁВ — Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героической драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926; Государственная премия СССР, 1941)… … Русская история
Мой дед Константин Тренев
О знаменитом драматурге, скончавшемся в мае 1945 года, вспоминает его внучка, журналистка Елизавета Тренева
Текст: Елизавета Тренева
В этом месяце мы не только сидим в карантине, но вспоминаем май 1945 года, который, естественно, ассоциируется для всех с окончанием Великой Отечественной войны. Но для кого-то этот праздник оказывается «со слезами на глазах» еще и по сугубо личным причинам. Как для Елизаветы Треневой — внучки знаменитого советского драматурга Константина Тренева, скончавшегося 19 мая 1945 года. И которого, как показывает Елизавета Витальевна, можно помнить не только за «Любовь Яровую», но и, ни много ни мало, за спасение Малого театра.
75 лет назад, в такой же майский день, не стало моего деда — журналиста, писателя, драматурга Константина Андреевича Тренева (2 июня 1876 — 19 мая 1945). «Разрыв сердца», как говорили тогда врачи.
Ему нельзя было вставать — так лечили инфаркт, а он сбежал из Кремлевской больницы, чтобы увидеть парадные салюты из своего кабинета в писательском доме в Лаврушинском переулке. Попросил сына подвести к окну и скончался у него на руках.
Смотрю на последние фотографии деда и удивляюсь. На них старый человек, а ведь ему было 69 лет, не так уж много по нынешним временам. Константина Тренева, лауреата Сталинской премии, отпевали священники из храма Всех Скорбящих Радость на Ордынке. Он никогда не был членом партии. Да и от церкви был далек, хотя священником был его тесть. Как мало мы знаем о том поколении, что всходило на Олимп в годы советской власти!
Константин Тренев — сын крепостного крестьянина из Харьковской губернии. Его отец, лидер по натуре, уговорил хуторян переселиться на «вольные земли» в Донских степях, где давали наделы безземельным, но уже свободным людям. Хлебнули горя, осваивая засушливую степь, зимуя в землянках. Теперь этот хутор называется Тренёвка, он почти слился с городом Миллерово. Там прошло детство и юность Тренева. Он всю жизнь тосковал по Донскому краю и много сделал для родных мест, став знаменитым.
Константин с детства любил фантазировать, сочинял истории и выделялся способностями в сельской школе. Учительница объяснила отцу, что из Кости крестьянина не выйдет, и сама отвезла подростка в станицу. Для простолюдинов путь к высшему университетскому образованию был тогда заказан — только коммерческая или духовная стезя. Мой дед выбрал духовную семинарию в Новочеркасске, где давали прекрасное гуманитарное образование. Закончив, уехал в Петербург, поступил в Духовную академию и одновременно в Археологический институт. Страсть к философии, истории, литературе, увлечение толстовством. Он уже давно писал рассказы, стихи, пьесы, кое-что даже печатали в Петербурге и в газете «Донская речь», которую он позже возглавит.
Константин Тренев вернулся в Новочеркасск, чтобы заниматься журналистикой.
В статьях и памфлетах он резко критиковал власти за непосильные налоги для крестьян, за недоступность образования, медицины.
Вот фрагмент его статьи по поводу Царского манифеста 1905 года: «. Отняли у нас свободу печати. Уже не можем писать о чем необходимо говорить, как дышать. Уже заставили замолчать девять лучших столичных газет. И мы не знаем, дадут ли нашей газете дожить до завтрашнего дня, что сделает со всеми нами, граждане, поднявший голову полицейский произвол. « Это и сегодня звучит круто!
Власти отстранили строптивого журналиста от редактирования «Донской жизни» и выслали в городок Волчанск. Но и оттуда Константин Харьковский (псевдоним Тренева) писал острые публицистические статьи. В это время его ранние рассказы заметили и поддержали Короленко и Горький. Проза Тренева была совсем другой, чем изысканные произведения писателей, далеких от «приземленных» крестьянских проблем. Бунину она не нравилась, но что поделать. Не сам ли Бунин говорил: «Я не червонец, чтобы всем нравиться»?
У него был легкий слог, точность и страстность рассказчика, мягкий юмор. Недаром молодой журналист преклонялся перед Гоголем. Жизнь была трудной, бедной, заболели туберкулезом жена и маленький сын. Он попросил о переводе куда-нибудь южнее. Пришло постановление о ссылке в заштатный степной Симферополь, с разрешением преподавать только в частных заведениях. Тренев погрузился в рутинную педагогику — в гимназиях он был нарасхват. А ведь хотелось писать, да и любовь к драматургии жила в Константине Андреевиче с петербургской юности. Он начал сочинять пьесы, страдая от неуверенности в себе, о чем с юмором писала Фаина Георгиевна Раневская, служившая тогда в Симферопольском театре. Их дружба, начавшись в Крыму, длилась всю оставшуюся жизнь. А на морском побережье в Коктебеле жил другой близкий по духу человек — Максимилиан Волошин. Приезжал в гости Горький и многие другие литераторы той поры. Первая книга рассказов Тренева вышла в Москве в 1915 году. Последующие страшные годы Гражданской войны пришлось пережить в Крыму под постоянной угрозой ареста и расстрела:
для белых — журналист, бунтарь, для красных — интеллигент! Все это отразилось впоследствии в знаменитой пьесе «Любовь Яровая».
Но раньше появилась историческая драма, над которой Тренев работал несколько лет — «Пугачевщина». Предводитель народного бунта с Дона был героем, нужным новой власти, и в 1925 году пьесу поставил в Московском Художественном театре В.И. Немирович-Данченко. Спектакль вызвал бурю критических разборок, принесших автору пьесы титул «родоначальника русской советской героической драмы».
После установления советской власти в Крыму Тренев поверил, что все пережитые трудности принесут народу «что-то светлое и прекрасное». Это было искреннее убеждение человека, прошедшего через тяжкие испытания. Он активно взялся за организацию образования в Крыму. В 20-е годы Константин Андреевич создавал Крымский отдел народного образования, работал в Крымиздате, преподавал историю литературы на рабфаке, который стал основой Крымского университета.
Еще в годы Гражданской войны Тренев задумал пьесу «Любовь Яровая». Он хотел рассказать об ошибках и жестокости, о верности и предательстве на фоне революционного хаоса.
Благодаря этой пьесе был спасен московский Малый театр.
Новые кураторы культуры в 20-е годы посчитали его буржуазным и бесперспективным, не способным помогать власти утверждать новую идеологию. «Любовь Яровая» с ее яркими характерами, драматическими коллизиями, метафоричностью оказалась просто необходимой. Но до премьеры в Малом театре долго шла борьба с драматургом, не желавшим делать из пьесы «советскую агитку». Он сражался за каждое вмешательство в свой замысел, но театр умолял дать ему возможность угодить властям! 22 декабря 1926 года состоялась премьера. Это был триумф! «Любовь Яровую» назвали вехой в истории не только Малого театра, но и всей современной русской драматургии. Актеры стали звездами, посыпались награды, власти всячески поддержали старейший театр Москвы. Зрители очень полюбили «. Яровую» за жестокую правду о психологическом расколе в душах близких людей, за яркие, характеры, за смешные, очень узнаваемые типажи.
В 1936 году «Любовь Яровую» поставил во МХАТе В.И. Немирович-Данченко. И снова успех. На следующий год МХАТ повез этот спектакль в Париж на гастроли в связи со Всемирной выставкой 1937 года. Приняли «Яровую» — первую советскую пьесу о событиях Гражданской войны — очень тепло. Эмигранты попытались развернуть царский тогда триколор, но театралы Парижа демарш не поддержали. «Любовь Яровую» долгие годы ставили на сценах театров разных городов СССР и за рубежом.
Семья Треневых переехала в Москву, где шли постановки новых пьес. «На берегу Невы», где впервые на сцену вышел актер в образе Ленина, «Анна Лучинина», «Полководец», «Гимназисты», «Навстречу», «Юность Петра». Но не только театральные и литературные дела волновали драматурга. Он знал, как нелегко живется молодым писателям в условиях коммунального быта.
Вместе с Горьким они помогли создать Литфонд, который решал бытовые, жилищные, медицинские проблемы литераторов, приезжавших в 30-е годы в Москву со всей страны.
Недаром до исчезновения Литфонда в годы перестройки портрет Тренева висел в нем на почетном месте. Неслучайно и то, что главная улица писательского Переделкина носит имя Тренева. Его усилия и положение орденоносца помогли писателям, которых очень портил в 30-е годы квартирный вопрос. К Треневу приходили молодые и маститые драматурги с просьбами передать театрам их пьесы. Он очень внимательно относился к творчеству новых авторов и многим помог.
В годы Великой Отечественной войны семьи писателей, ушедших на фронт, и тех, кто оставался в Москве, были эвакуированы в небольшой татарский город Чистополь на берегу Камы. Тренев был в числе активных членов «совета эвакуированных», который занимался неотложными нуждами писательской колонии, заполонившей купеческий Чистополь. Надо было организовать столовую для одиноких литераторов, создать детский сад, разместить людей в домах чистопольцев. Настроение женщин, оставшихся с детьми, не получавших известия с фронтов от мужей, часто было паническим. Покончила с собой молодая мать двоих детей, жена поэта Стрельникова, ушла из жизни Цветаева.
Надвигалась суровая зима. Тренев, несмотря на больное сердце, ездил за сотню километров в Казань организовывать поддержку эвакуированных. В Чистополе он читал лекции вместе с коллегами, ставил спектакли местной самодеятельности, помогал школе. Его и других пришельцев из Москвы помнит этот небольшой город на Каме.
И последнее. Тренев очень верил в лучшие намерения советской власти, он ждал, что народ получит все, о чем мечтал в дореволюционные годы. Но история оказалась бесконечно далекой от его надежд и убеждений. Он просто не смог писать, подстраиваясь под требования соцреализма. Последняя его статья «Непобедимая мощь» вышла в «Литературной газете» 10 мая 1945 года.
Родословная Константина Тренёва
Просим внести поправки и дополнения! [email protected]
====
ТРЕНЕВ
Константин Андреевич (1876-1945), писатель.
РГАЛИ, ф. 1398, 15 ед. хр., 1926-1945.
ИМЛИ, ф. 46, 22 ед. хр., 1916-1941.
ГЛМ, ф.187, 15 ед. хр., 1937-1942.
=====
ПАВЛЕНКО
Петр Андреевич (1899-1951), писатель.
РГАЛИ, ф. 2199, 200 ед. хр., 1938-1951.
ИМЛИ, ф. 135, 61 ед. хр., 1928-1941.
ГЛМ, ф.141, 2 ед. хр., 1941-1948.
=====
«Родился на хуторе Ромашово Волчанского уезда Харьковской губернии (ныне пос. Бакшеевка Волчанского района Харьковской области) в семье бывшего крепостного крестьянина Андрея Кирилловича Тренёва. В поисках «вольной земли» семья Тренёвых перебралась из Харьковской губернии в Область Войска Донского, где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка, вблизи железнодорожной станции Миллерово (ныне хутор Трёневка Миллеровского района Ростовской области).
Начальное образование получил в земской школе. В 1890—1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании — в земледельческом училище под Харьковом. Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896—1899), а потом — духовную академию в Петербурге. В 1901—1903 годах учился в Петербургском археологическом институте. Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете.»
Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища г.Москвы.
Сочинения:
1912 — «Дорогины»
1915 — «Владыка» (рассказы)
1924 — «Пугачёвщина» (пьеса)
1926 — «Любовь Яровая» (2-я ред. 1936, экранизирована в 1970)
1926 — «Жена»
1931 — «Ясный лог»
1934 — «Опыт»
1935 — «Гимназисты»
1937 — «На берегу Невы» (пьеса)
1941 — «Анна Лучилина»
1942 — «Навстречу»
1945 — «Полководец»
==================================
Любовь Андреевна Иванова
ТРЕНЁВЫ И ТРЕНЁВКА
КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТРЕНЁВ
В Константиновске, недалеко от гостиницы «Донская» стоит одноэтажный каменный дом, где с 1914 по 1916 г. проживал писатель и драматург Константин Андреевич Тренёв. Родился он на Украине, а на Дон приехал в пятилетнем возрасте. «Конечно, всякий любит свою родину, но, может быть, Дон достоин какой-то особенно острой любви?» — спрашивал себя писатель, и отвечал: «Должно быть, Дон стоит такой любви. ».
Работая в новочеркасских газетах «Донская речь» и «Донская жизнь», Тренёв часто бывал в командировках в окружной станице Константиновской, где однажды и встретил свою судьбу — дочь настоятеля Николаевского собора Ларису Ивановну Сокольскую. Благодаря хлопотам краеведа П. А. Дербенёва, к столетию писателя на доме Сокольских, где проживали молодые, установлена мемориальная доска. Здесь написаны рассказы «В станице», «По тихой воде», «В родном углу», «Святки», «Вечная любовь» и др.
Свой первый сборники «Владыка» Тренёв прислал в дар нашей городской библиотеке. Затем дарил и другие сборники — свои и чужие. Во время войны от прямого попадания бомбы в здание библиотеки весь её фонд, насчитывавший 45 тысяч книг, сгорел.
«С описания вот этих самых мест, с описания Тихого Дона и его людей я начал свой литературный путь. Я глубоко и на всю жизнь люблю свою родину – Дон, где провёл детство и юность, и зрелые годы. На земле нет для меня места более дорогого, близкого и любимого места, чем Тихий Дон и его широкие блестящие поля», — признавался Тренёв.
Предлагаю вам рассказ школьной учительницы из хутора Тренёвка Миллеровского района Любови Андреевны Ивановой, несколько лет занимавшейся историей хутора и семьи Тренёвых.
В. П. Граф
Семья Тренёвых переехала в наши края из хутора Ромашово Белоколодезянской волости Волчанского уезда Харьковской губернии в 1881 году. На мой запрос, коренной ли житель Андрей Кириллович Тренёв, отец писателя, из Харьковского государственного архива пришёл ответ, что в имеющихся книгах (они сохранились не все) места рождения Тренёва не обнаружено. По рассказу сына одного из земляков Тренёва, так же сюда переселившихся, семьи братьев Тренёвых особо не общались. Старший Филипп жил замкнуто, а младший Андрей был по натуре вожаком и пользовался авторитетом среди крестьян.
В хуторе Мокрая Журавка (ныне Тренёвка) насчитывалось сорок дворов. Надо было иметь железную волю и щедрое сердце, чтобы упорно добиваться строительства церкви и школы при ней.
Церковь и школа были построены. Поскольку население хутора Кринички, Сухой и Мокрой балок не выполнило обещания собрать подрядчику 1000 рублей (собрано было всего 200 с лишним), Тренёв залез в долги и в том же 1890 г., когда открылась церковь, продал принадлежавшую ему в Тренёвке землю.
Из Государственного архива Ростовской области по моей просьбе 1 августа 2002 г. сообщили: «Поселение Тренёвское возникло в 1890 г. на земле, купленной Леонтьевским товариществом (пришлыми поселенцами преимущественно Екатеринославской губернии) у землевладельца Тренёва. Вот так впервые появилось новое название хутора Мокрая Журавка в документах 1890 г., когда будущему писателю было всего 14 лет». Если судить по мемориальной доске на здании Донецкого окружного училища, в том же году будущий писатель уехал на учёбу. К этому времени на тренёвском кладбище покоились мать писателя, братишка Сергей и дедушка с бабушкой.
При переезде из Тренёвки Андрей Кириллович подвергся грабежу трёх местных братьев Бутенко и в холодное время года полуодетый тайком бежал из собственнноручно построенного дома (самого высокого и заметного в Тренёвке).
На тот момент основная часть его семьи проживала в станице Мальческой (13 км от Тренёвки на север), где его старшие дочери работали учительницами в школе и жили в своём просторном доме, заблаговременно купленном отцом. Близ станции Миллерово у Андрея Кирилловича была своя кузница, в Тарасовском районе арендована земля, и он сумел устоять против обрушившегося на него несчастья. В том же доме, на улице Петрова 2, проводил свободное от занятий время будущий писатель. У него была собрана приличная библиотека. Когда сёстры Тренёвы в конце 30-х гг. окончательно покидали Мальчевскую, библиотеку они подарили графу Балвасу (о котором сейчас никто ничего не может сказать), а тот, уезжая из станицы, оставил библиотеку школе.
Дом, в котором проживали Тренёвы, в настоящее время жилой, но не могу добиться в местных верхах, чтобы на нём укрепили мемориальную доску. Мало того, вездесущие мальчишки на чердаке обнаружили кипу журналов дореволюционной поры. С журналами в своё время работал писатель, оставив свои пометки. Дети додумались принести журналы в школу, а учителя сохранить эти бесценные вещи не смогли — видимо, простите, обладали меньшей эрудицией, чем мальчишки.
Старик Тренёв, беспокойная душа, всё же вернулся в Тренёвку, помня ещё об одной неосуществлённой мечте: построить профессиональную школу-семилетку, где деревенские ребятишки могли бы в зимнее время обучаться полезным для села профессиям.
В Ростове все вопросы с планом, деньгами, земельным участком были решены. По воспоминаниям писателя, отец возвращался в декабре 1920 г. на открытой площадке вагона, сильно простудился, получил двустороннее воспаление лёгких и скоропостижно умер.
Жива ещё уроженка хутора Тренёвки Мария Васильевна Ковалёва (1908 года рождения), которая весной 1921 года работала у начальника сортосеменного участка (на противоположном берегу речушки Мокрая Журавка, юго-западнее Тренёвки, в крошечном хуторке Батраки) и видела, как очень слабый и худой дедушка забивал колья, натягивал верёвочки, разбивая план под здание. Вот на том самом опытном участке советская власть им предоставила работу, оказав помощь в личной застройке. «Этот дедушка мне запомнился потому, что один колышек он забил недалеко от порога хатёнки. Больше он там не появлялся». Весна 1921 г. стала для него последней. Я писала прошение в Ростовский архив, указывала примерное время, ведь там должно храниться прошение Тренёва и положительное разрешение вопроса. Мне не ответили, а поехать в Ростов мне не по силам.
Из моего письма, я думаю, ясно, что село унаследовало название от Тренёва-отца, а не от сына. Писатель был предан этому месту, он ездил сюда многократно на могилы родных. Старожилы утверждали, что в последний раз он посетил Тренёвку в 1938 году.
ТРЕНЕВ, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ
[1878—] — советский писатель. Род. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» [1898]. Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец — основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов — таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.
После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса — «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) — пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная MXAT в 1937 на Всемирной выставке в Париже.Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.
Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).
В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей — всей этой буржуазной накипи, положительные герои — инженер Грушин и его жена — изображены бледно и неотчетливо. В этом — слабость комедии.
Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки — Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».
Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. — «На берегу Невы» [1937], написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса — о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, — в остроте и выразительности социальных характеристик.
В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.
Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.
За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».
: I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. — Л., 1928 (т. I — «Владыка», т. II — «Мокрая балка»); Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. — Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937; Моя работа над «Любовью Яровой», «Литературная газета», 1937, №1, 5 января.
Род. 1876, ум. 1945. Писатель, драматург. Произведения: рассказы, «Пугачевщина» (пьеса, 1924), «На берегу Невы» (пьеса, 1937), «Любовь Яровая» (пьеса, 1926) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941).
Крымский блог
Неизвестные страницы истории Крыма
Константин Тренев в Симферополе
Константин Тренев. Сейчас я, пожалуй, и не вспомню, в каком возрасте впервые услышала это имя: может, в троллейбусе, когда объявляли остановку «Парк Тренева», а возможно, во время прогулки по скверу, когда мама, остановившись у памятника, сказала: «Это известный писатель Тренев, он жил в Симферополе». Сколько было мне тогда: четыре года или пять? Не помню.
Но вот наступило первое сентября моего первого учебного года. Учительница, рассказывая о школе, в которой нам предстояло учиться, назвала не только номер — 11, но и имя, которое она носила — Константина Андреевича Тренева. Дома, подробно распросив маму, я узнала, что Тренев был не только писателем, но еще преподавал в гимназии, в здании которой и находилась моя школа. Так началось мое знакомство с биографией великого земляка.
А вскоре я, страстная любительница печатного слова, прочитала две его пьесы — «Любовь Яровая» и «На берегу Невы». Многое, в силу юного возраста, не поняла, но к драматургии Тренева оказалась неравнодушна уже тогда. А еще был дом на бульваре Франко, мимо которого я долгие годы ходила на работу в театр и думала: почему же до сих пор не создан здесь музей писателя?
Константин Андреевич Тренев родился 21 мая 1876 года (иногда указывается другая дата — 1878) на Харьковщине. О своем детстве он впоследствии рассказал в ряде произведений. Первые литературные опыты Тренева относятся к концу годов XIX века, когда под псевдонимом «К. Харьковский», он публиковал свои первые рассказы на страницах новочеркасских и харьковских газет.
В Симферополь Константин Андреевич приехал осенью 1909 года, отчасти не по своей воле, а при активном участии Петербургского департамента полиции, где считался политически неблагонадежным. Вскоре он начал преподавать русский язык и педагогику в женской гимназии Станишевской. В 1911 году Константин Андреевич писал М. Горькому:
Педагог-то ведь я опальный, в свое время по какой-то непонятной причине удержавшийся и теперь только терпимый. Невзирая на мои некоторые в этой области положительные качества, держат меня в черном теле: дальше частной женской гимназии не пускают. Свежая иллюстрация: просился я недавно в городскую гимназию, так мне отказали, а взяли кого-то не то из банка, не то из акциза.
Жилось нелегко: финансовые трудности, бесконечные школьные тетради — извечная проблема учителей-словесников. Времени на занятия творчеством оставалось совсем мало — лишь воскресенья да праздники. И все-таки симферопольский период был самым плодотворным в судьбе писателя, именно здесь он создал свои лучшие произведения — «Владыка», «Мокрая балка», «Пугачевщина», «Любовь Яровая».
Сегодня, говоря о Треневе, мы в первую очередь вспоминаем его драматургию. Но было время, когда появление треневских пьес рассматривалось как литературный эксперимент известного беллетриста. Даже его творческий путь делили на два периода: беллетристический и драматургический. Однако тяга к драматическому жанру у него родилась гораздо раньше появления знаменитых пьес. Еще в начале 1911 года он отослал М. Горькому на Капри пьесу «Дорогины». Задумана драма была в Волчанске, но основную работу Тренев проделал уже в Симферополе. Ответ пришел быстро:
Константин Андреевич, пьеса ваша кажется мне вещью талантливой и умной.
Не будь Горького, я прошел бы мимо литературы.
. пьеска неудачная, хотя затеяна оригинально.
. вошел большой, неуклюжий, мрачный на вид человек, застенчиво представился и протянул мне клеенчатую тетрадь. „Вот пьесу написал, уж вы извините, хочу просить вас прочитать“, — сказал Константин Андреевич глуховатым голосом с мягким южным говором. Это была его „Грешница“. Не решаясь. отдать пьесу прямо в театр на обсуждение всего коллектива, он хотел узнать о ней мнение режиссера и некоторых ведущих актеров. Тренев пригласил нас в свою очень скромную квартирку в старой части города Симферополя.
Вскоре начались репетиции. Актеры отмечали, что характеры героев произведения — педагогов — выписаны сочно и полны жизни. Но при этом роль главной героини Вульф явно не давалась. «Я чувствовала трудность своего положения — страдающей женщины среди комедийных персонажей», — писала Павла Леонтьевна.
Самокритичная Вульф считала, что «Грешница» не удержалась в репертуаре симферопольского театра по вине актеров, не справившихся с ролями. Но очевидно, и сам Тренев был от «Грешницы» не в восторге. В своих воспоминаниях Павла Леонтьевна приводит еще один интересный факт: «В Крыму мне довелось увидеть Константина Андреевича и в качестве. актера. В одном сборном спектакле-концерте писатели Тренев и Дерман изображали сцену Счастливцева и Несчастливцева в пьесе А. Островского „Лес“. Маленький Дерман и громадный Тренев представляли комический контраст и одним видом своим вызывали шумный восторг зрительного зала. Играл Константин Андреевич правдиво и добросовестно, очень старался, и волновался ужасно. После окончания сцены я зашла к нему за кулисы. Константин Андреевич виновато посмотрел на меня. Держась за сердце, обливаясь потом, он сказал: „Ну и страшная ваша профессия, анафемская“. Долго он не мог прийти в себя от своего первого и, кажется, единственного актерского выступления».
По-дружески тепло относился Тренев и к ученице Вульф Фаине Раневской. Однажды после спектакля он пришел к ней за кулисы и, выразив восхищение талантом молодой актрисы, пожелал ей большого будущего. Дружба Тренева с Вульф и Раневской продолжалась долгие годы, когда все трое уже жили в Москве. Скорее всего, Вульф для Тренева была эталоном актрисы, думается, неслучайно изысканно-утонченной Пановой в «Любови Яровой» он дал редкое имя — Павла.
В 1922 году в симферопольском «Южном альманахе» был опубликован отрывок из романтической трагедии «Пугачевщина». Над ней Константин Андреевич работал три года. В написанной в 1934 году статье «Они учатся и учат других» К. Тренев отмечал:
Я написал „Пугачевщину“, картины народной трагедии, не для театра, а для печати.
С огромным интересом прочел Вашу „Пугачевщину“. Прошу исключительное право для постановки в Московском Художественном театре. Немирович-Данченко.
Ровно через год, в сентябре 1925 года, состоялась мхатовская премьера «Пугачевщины».
В небольшой заметке с ироничным названием «Автор и „Любовь“» К. Тренев в 1927 году писал:
«Пугачевщина» и «Яровая» поступили со мной по-разному: первая дала мне литературное имя, вторая отняла его. Нет более писателя Тренева, остался «автор „Любови Яровой“».
Хотя сам он был по этому поводу раздражен, но «Любовь Яровая», действительно, вершина его драматургии. Первые наброски к ней относятся к В 1925 году был окончен первый вариант «Любови Яровой», в течение следующего года Тренев дорабатывал пьесу (всего было четыре варианта).
В 1937 году Константин Андреевич вспоминал о работе над «Любовью Яровой»:
. задумана и написана в Крыму, под Симферополем. тишина, крымская степь, грядами уходящая к Чатырдагу, — здесь только недавно стихла гражданская война, и следы ее были еще свежи. Персонажи. взяты, конечно, из жизни, но они не портретны. Только для некоторых из них прототипом служили живые люди. Таковы Дунька, Елисатов и в очень маленькой степени Чир, Горностаевы, Швандя и Любовь Яровая.
Спустя много лет я понял, Тренев не только обучал, но и изучал нас. Больше того, я сильно подозреваю, что своего матроса — балагура Швандю автор «Любови Яровой» писал с нашего Васи Васюченко. Этот моряк-черноморец был прозван нами «Рыжим» не только за свою золотистую шевелюру, но и за любовь к шуткам и прибауткам.
Действительно, в «Любови Яровой» явственно чувствуется крымский дух. И хотя в пьесе нет точных географических обозначений, мы понимаем, что Усень — это Узень, а Зеленая горка — Красная горка, хорошо известная симферопольцам.
Первая постановка «Любови Яровой» состоялась 22 декабря 1926 года в Малом театре. Заглавную роль исполнила Вера Пашенная.
Через три месяца, в марте «Любовь Яровая» была впервые поставлена на симферопольской сцене. Режиссер-постановщик Я. Варшавский увидел в пьесе Тренева драматургию не только высоких идей, но, что гораздо важнее, сильных чувств. Роль Любови Яровой исполнила актриса К. Дамм. Автор пьесы принимал активное участие в работе над спектаклем: присутствовал на репетициях, беседовал с актерами, помогая им отыскать «зерно» роли. Вместе с художником Константин Андреевич бродил по симферопольским улицам, выбирая наиболее характерные для художественного образа спектакля уголки города.
«Любовь Яровая» начала «триумфальное шествие» по театрам страны, буквально не сходила со сценических подмостков. Интересен тот факт, что П. Вульф и Ф. Раневской, ко времени симферопольской премьеры уже не работавшим в Крыму, все равно довелось воплотить на сцене треневские образы. В смоленском театре Павла Леонтьевна сыграла Любовь, а Фаина Георгиевна — Дуньку.
В Симферополе Тренев прожил до 1931 года, затем переехал в Москву, но часто приезжал в город, где создал свои лучшие произведения.
А симферопольский театр, уже называвшийся Крымским государственным драматическим имени М. Горького, продолжал обращаться к треневской драматургии. В сезон его главный режиссер Б. Бертелье вновь включил в репертуар «Любовь Яровую». Рецензент газеты «Красный Крым» И. Столяров писал: «постановку. надо признать ценной и своевременной». Критика отмечала удачные актерские работы П. Орловой (Любовь), С. Филиппова (Кошкин), П. Орловского (Яровой). Но главной удачей постановки стали две роли: Шванди А. Добкевича и Дуньки А. Перегонец (на фото). Согласно логике ведущая актриса театра, изумительная Александра Перегонец должна была играть роль Пановой, которая точно «ложилась» на ее актерскую индивидуальность. И вдруг — роль второго плана, глупая, вульгарная Дунька. Современники, видевшие спектакль, вспоминали, с каким восторгом принимала публика работу Перегонец. Критик К. Францев писал:
Дунька — Перегонец. новый вклад в галерею запоминающихся образов, созданных этой замечательной артисткой. Яркая, чеканная работа, ничего лишнего, все строго обдуманно, рассчитано.
Она вела роль в несколько гротескном плане, подчеркивая самодовольную сущность своей героини. Это была первая характерная роль А. Перегонец. Неожиданно играл Швандю А. Добкевич. Опытный актер углубил социальную значимость своего героя, показал его умным, мобильным, принципиальным. И, как отмечали коллеги-актеры, его Швандя все время «был разным и с Дунькой, и с Пановой, и с Кошкиным. особенно хорош, когда спасали Яровую. ». Пожалуй, эта постановка «Любови Яровой» была наиболее ярким воплощением треневской пьесы на сцене театра имени М. Горького.
Во второй половине XX века симферопольский театр еще дважды обращался к этому произведению. В 1949 году его поставил режиссер Н. Рахманов, роль Любови исполнила ведущая героиня театра послевоенных лет А. Вольская. Затем «Любовь Яровая» появилась в репертуарной афише в 1960 году. Симферопольские театралы со стажем помнят этот спектакль, пользовавшийся большим зрительским успехом, ведь центральные роли в нем исполняли любимцы публики Г. Ноженко (Любовь), Е. Тарасов (Яровой), Л. Бойко (Панова).
Последний раз К. А. Тренев побывал в Крыму в декабре 1944 года. Он беседовал с давними знакомыми, пережившими фашистскую оккупацию, встречался с участниками партизанского движения и планировал написать пьесу о подвиге молодых симферопольских подпольщиков. Но этим планам не суждено было осуществиться — 19 мая 1945 года Константин Андреевич скончался. Не сбылась и еще одна его мечта — создать пьесу «Чеховиада» по мотивам рассказов его любимого писателя.
Людмила Касьяненко, «Крымские известия»