Иберия и колхида
Колхида, Иберия и Албания в III—I вв. до н. э.
История народов Закавказья со времени завоеваний Александра Македонского начинает всё теснее и теснее сплетаться с историей Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Закавказье стало сильнее втягиваться в международную торговлю. Связь с внешним миром осуществлялась через порты Колхиды, в частности через Фасис. К этому же времени относится и расцвет Диоскуриады. Тимосфен, наварх Птолемея Филадельфа, говорит о Диоскуриаде как о цветущем торговом городе, куда для торговли сходилось до 300 племён. Цифра эта явно преувеличена, но даже если уменьшить её до 70, как это делает Страбон, она всё же остаётся достаточно значительной и показывает, что Диоскуриада была крупным торговым центром. В этих городах сильно возрастает роль местных элементов, в результате чего греческие колонии на протяжении III—II вв. постепенно меняют свой характер, превращаясь в значительной мере в местные городские центры. На протяжении III—II вв. продолжается деятельная чеканка колхидок, которые получают широкое распространение по всей Западной Грузии.
Колхида в III—-I вв. до н. э.
В Колхиде в III в. происходят значительные политические изменения, о которых можно косвенно судить по изменениям в характере денежного обращения. Наряду с прежними колхидками появляются золотые монеты, представляющие собой подражания монетам эллинистических царей. Эти изменения в чеканке толкуются по-разному. Сторонники теории раннего образования государства в Колхиде полагают, что в это время начинается распад относительно единого до того Колхидского царства и правители отдельных областей переходят к новым формам чеканки. Противники этой точки зрения, считающие, что колхидки ранее чеканились Фасисом, думают, что появление новых форм чеканки указывает на возникновение в этот период в Колхиде ряда примитивных государств. К III в., вероятно, относятся золотые статеры, представляющие собой подражания статерам Лисимаха и чеканившиеся царём Акой, который был, видимо, правителем одного из государств, существовавших на территории Колхиды. Царство Аки находилось скорее всего в районе Диоскуриады и включало области, расположенные к северу от неё, где жили племена, говорившие уже не на картвельских диалектах, а на языках другой ветви кавказской семьи.
В источниках сохранилось прямое указание, что во II в. Колхида была разделена на ряд скептухий (т. е. владений скептухов, «скиптроносцев»). Исследователи, отрицающие существование какого-либо политического объединения Колхиды в предшествующие периоды, полагают, что скептухи представляли собой вождей отдельных племён Колхиды и что самый термин «скептух» указывает на сохранение в Колхиде значительных элементов первобытно-общинного строя. Однако значение термина «скептух» не вполне ясно, так как он прилагается у греческих авторов и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам (в частности, при ахеменидском дворе). Это даёт основание другим исследователям считать, что скептухи первоначально представляли собой местных династов — правителей отдельных областей Колхиды или наместников колхидского царя, добившихся со временем почти полной самостоятельности.
На рубеже II и I вв. до н. э. Колхиду присоединяет к своим владениям царь Понта Митридат VI Эвпатор. Для Понтийского царства Колхида была важна своим корабельным лесом; кроме того, Колхида славилась льном, здесь же добывали воск, смолу, сами колхи были искусными моряками. В 83 г. до н. э. колхи вместе с боспорцами попытались сбросить понтийское владычество, но эта попытка успеха не имела.
Иберия III-I вв. до н.э.
В Иберии, как уже указывалось выше, в начале III в. окончательно складывается самостоятельное царство. Основание Иберийского царства приписывается Фарнабазу, о котором говорят грузинская хроника «Обращение Грузии» (окончательно отредактированная в VIII—IX вв. н. э.) и известный свод древнегрузинских летописей «История Грузии».
Раскопки на территории древней Картли дают возможность составить представление об Армази, центре страны в IV—II вв., и о Мцхете, столице Иберии в последние века до нашей эры. Относящиеся к этому времени погребения в глиняных кувшинах в расположенном к северу от Мцхеты Самтаврском некрополе свидетельствуют о том, что население постепенно переходило от скотоводства к земледелию. Одновременно развивались ремёсла и торговля.
Иберия, видимо, представляла собой раннерабовладельческое государство с сильными пережитками первобытно-общинного строя. У Страбона сохранились сведения о социальном строе Иберии применительно к I в. до н. э., однако сведения эти недостаточно ясны и толкуются в современной литературе по-разному. Согласно Страбону, всё население Иберии делилось на четыре «рода людей», т. е. четыре социальные группы. Первый «род людей» — тот, из которого избирают царей.
В его состав наряду с членами царского дома входили, вероятно, и царские приближённые, называвшиеся, как и в ахоменидской Персии и во многих эллинистических государствах, «сородичами» царя, т. о. светская знать — эриставы. Второй «род людей» составляли жрецы, сосредоточившие в своих руках, согласно Страбону, внешние сношения. Третий «род людей» состоял из воинов и земледельцев; это были свободные иберы, занимавшиеся земледелием и скотоводством и по призыву царя выходившие на войну. В грузинском языке сохранился термин эри, означающий «народ-войско»; этот термин отражает то нерасчленённое единство народа и войска, которое характерно для первобытно-общинного строя и сохраняется на ранних ступенях развития классового общества. В условиях формирования классового общества и государства «народ-войско» уже утратил, однако, своё руководящее положение в распоряжении общественными делами. Четвёртый «род людей», который Страбон определяет термином «лаой», составляли зависимые земледельцы, сидевшие на царской земле. Страбон называет их «царскими рабами», но в данном случае термин «рабы» не следует понимать в буквальном значении этого слова; эти лаой, повидимому, жили большими семьями, а может быть, и родами, причём родственники сообща владели землёй. Возглавлял такую семью старейший, который и распоряжался общим имуществом. Положение лаой в Иберии, возможно, напоминало положение лаой в соседней Малой Азии, а также соответствующих категорий крестьянства в других эллинистических странах. Вероятно, в Иберии были и настоящие рабы, о которых Страбон, однако, не упоминает.
Развивавшаяся постепенно торговля разрушала старые условия жизни. На наиболее значительных реках возникает судоходство, страна покрывается сетью дорог и мостов, появляются города с мощными крепостными стенами, домами с черепичными кровлями, рынками, общественными зданиями и водопроводами; эти города становятся центрами ремесла и торговли. Такими городами в Иберии были её столица Армази и Мцхета (будучи расположены на противоположных берегах Куры, они постепенно сливаются в один город, так что Армази превращается по существу в акрополь Мцхеты, а позднее, в I в. н. э., они были даже обведены одной стеной), Севсамора и др.
В горах Кавказа жили зависевшие от иберийских царей, а также независимые племена, занимавшиеся охотой и скотоводством. Высокогорные племена, типичными представителями которых были сваны (сохранившие своё имя и до настоящего времени), продолжали жить первобытно-общинным строем. Во главе сванов стоял военный предводитель и совет из 300 человек. Постоянное войско отсутствовало, в случае необходимости все сваны выходили на войну.
Атропатена и Албания в III- I вв. до н. э.
В Южном Азербайджане, как и в Иберии, возникает в III в. до н. э. местное независимое царство. Основателем его считается персидский сатрап Атропат, один из немногих наместников азиатского происхождения, сохранивших власть ко времени смерти Александра. От имени Атропата, ставшего родоначальником местной династии, эта область и получила название Мидии Атропатены. Название «Атропатена», искажённое арабами, легло в основу современного названия «Азербайджан».
Территорию Северного Азербайджана населяли албанские племена, которые по своему происхождению, видимо, принадлежали, так же как и иберы, к кавказской группе народов и позднее имели немало сходных черт с иберами в культуре и общественном строе.
Территория Албании к середине I в. до н. э. по сравнению с предшествующим периодом уменьшилась: границей между Арменией и Албанией стала река Кир (Кура). На западе Албания захватывала часть современной Кахетии; на востоке она простиралась не далее того места, где Араке теперь впадает в Куру, так что прикаспийское побережье оставалось за её пределами.
Почва Албании, особенно на территории современной Кахетии, была плодородна. Часть населения занималась земледелием — хлебопашеством, садоводством и особенно виноградарством. Но земледелие, по рассказу Страбона, стояло на низком уровне, земля возделывалась грубым деревянным плугом. Большая часть албанов занималась скотоводством и вела кочевой образ жизни в обширных степях по нижнему течению Куры. Страбон сообщает, что албаны вели только меновую торговлю, почти не пользовались монетой, не знали ни точных мер, ни весов, ни чисел более ста. 26 албанских племён были слабо связаны между собой и имели каждое особый диалект.
Однако в сообщения Страбона о примитивности земледелия и всего образа жизни албанов следует внести значительные поправки на основании результатов археологических исследований. Так, в местности Ялойлу-Тапа (к юго-востоку от Нухи) обнаружены древние погребения, датируемые IV—I вв. до н. э., инвентарь которых говорит уже об оседлом образе жизни населения, занимавшегося земледелием и овцеводством.
В Муганской степи, в районе селения Джафархон (к югу от Сабирабада), были найдены многочисленные городища и каналы, указывающие на то, что в последние века до нашей эры в безводной Муганской степи были проведены значительные ирригационные работы. Керамика, встречающаяся в так называемых кувшинных погребениях Мингечаура и Мильской степи (II в. до н. э.— II в. н. э.), сделана на гончарном круге и имеет хороший обжиг. Обнаружены остатки нескольких керамических печей довольно сложной конструкции. Встречаются стеклянные сосуды. Жители этих районов занимались земледелием и скотоводством. Они культивировали лён и изготовляли из него тонкое полотно. Из домашних животных помимо коз, овец и коров разводились также свиньи — животное, для кочевого скотоводства непригодное. Высокое качество ремесленных изделий указывает не только на то, что ремесло уже в значительной мере отделилось от сельского хозяйства, но и на известную дифференциацию ремесленного производства.
Относительно раннее применение железа в Албании, наличие гончарного круга, находимые на территории Албании монеты Лисимаха — всё это также позволяет заключить, что хотя в целом Албания ещё значительно отставала от Иберии, но и здесь уже во II—I вв. до н. э. идёт процесс разложения первобытно-общинного строя и формирования классовых отношений.
Государство в Албании возникло, повидимому, в середине I в. до н. э. на основе албанского племенного союза. В это время у албанов уже появляется отделённое от народа войско. Наличие тяжёлой конницы указывает на значительное социальное расслоение. В источниках 1 в. н. э. албанские цари упоминаются наряду с царями мидян («Деяния» Августа) и иберов (Тацит). Албанский царь жил в укреплении Кабалаке (на территории позднейшего Ширвана). На рубеже нашей эры в стране появляются города, развитие которых падает в основном уже на следующий период.
В экономически наиболее развитой земледельческой части Албании образовалось храмовое княжество, глава которого — верховный жрец — считался вторым лицом в Албании после царя. Священная земля, находившаяся под управлением верховного жреца, была густо заселена. Здесь жили храмовые служители (гиеродулы), работавшие на храм. Религия албанов представляла собой сочетание местных культов (главным образом культа природы и небесных светил, из которых особенно почиталась Луна) с проникшим из Атропатены зороастризмом.
Борьба народов Кавказа против римской агрессии
Упадок эллинистических государств, передвижение сарматских и скифских племён, усиление Парфии— всё это не могло не отразиться на положении Восточного Причерноморья и Кавказа. На Северном Кавказе происходит усиление сарматского элемента. Эллинистические города по восточному берегу Понта с I в. до н. э. начинают приходить в упадок, что было связано отчасти с внешнеполитическими обстоятельствами, отчасти со сложившимися в Колхиде внутренними социально-политическими условиями, которые отражались и на положении этих городов.
Во внешнем положении государств Закавказья значительную роль сыграло соприкосновение их с Римом. Народы Закавказья впервые непосредственно столкнулись с римлянами в период третьей Митридатовой войны. После победы над царём Армении Тиграном II Помпеи в 65 г. до н. э. двинулся против албанов. Албаны и иберы отличались высокой боеспособностью. Они сражались и в пешем строю, и на конях, в панцырях и легковооружёнными. Оружием им служили копья и луки, кроме панцырей они имели щиты и шлемы из звериной кожи. Римлянам, вторгшимся на их территорию, они оказали упорное сопротивление. Но превосходство в военной технике обеспечило победу войскам Помпея. Албаны, потерпев поражение, заключили мир. Из Албании Помпеи двинулся в Иберию, где в это время правил царь Артаг. Римляне захватили Армази и, сломив сопротивление иберов, принудили Артага заключить мир. После этого римляне подчинили Колхиду.
Поход не привёл к подчинению Закавказья римской власти, однако установление римского владычества в западных частях Передней Азии стало оказывать значительное влияние — прямое или косвенное — на положение народов Закавказья.
Колхида. Вымысел и реальность
Колхида и Иберия – территории нынешних Грузии, Абхазии, Турции. Колхидское царство обросло легендами и мифами, тесно переплетенными с древнегреческой культурой.
Закавказье всегда считалось стратегически важным местом в разные периоды истории. На этой территории существовали еще с эллинистических времен различные государства. Колхида сумела обрасти легендами и мифами, тесно переплетенными с древнегреческой культурой. Где вымысел, а где историческая правда — пытаемся разобраться в этом материале.
Колхидское царство — древнейшее государство
Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.
В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.
История Колхиды
Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи. В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива. Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани. Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую.
Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.
Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью. Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия. Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.
В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа. Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.
В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.
Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.
В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка. Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской). Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.
Колхида, Иберия, Кавказская Албания — кратко
На рубеже старой и новой эры, в конце первого тысячелетия до н. э. и в начале I тысячелетия нашей эры, появились страны Закавказья: Колхида, Иберия и Кавказская Албания. История развития этих государств взаимосвязана между собой. Налаживается совместная торговля с другими странами через морские порты Колхиды: Фасис, Диоскуриаду. Продавать свой товар в крупные поселения, приходили разные племена. Иногда их собиралось более сотни. С концентрацией ремесленников и торговцев, поселения постепенно превращаются в города.
Колхидское царство
Древнее племенное государство Колхов, существовавшее еще во втором тысячелетии до н. э. на территории западной Грузии, превратилось в раннее государственное образование. Постепенно родовые отношения перерастают в племенные. Здесь обитают племена апсилов, абазгов, саннов, махелонов, гениохов, зидретов, лазов, манралов и санигов. В X столетии до н. э. государство Колхов трансформируется в Колхидское царство.
В 730 году до н. э., на Закавказье и Колхиду от Азовского моря приходят киммерийские племена и скифы с севера, продвигаясь по берегам Черного моря. Эти события описывает Геродот в своем произведении «Одиссея». Первые упоминания Колхиды появляются приблизительно в V I столетии до н. э. Так греки называли территорию древней Грузии, что обозначало «земля колхов». В это время идет образование новых торговых греческих городов, вновь появившихся на грузинской земле, после нашествия киммерийцев. Среди них Питиунт, нынешний город Пицунда, Батус — Батуми, Диоскуриада, в Римский период — Себастополис, нынешний Сухуми. Создателями мегаполисов были не греки, а колхи, предки грузин.
Культура колхов была высокоразвитой. Колхи имели свою собственную технологию обработки бронзы, а затем железа. Киммерийцы и скифы заимствовали их технологию обработки металла, а также способы возделывания земли. Колхи занимались выращиванием винограда, фруктов, льна и конопли. Добывали воск и смолу, заготавливали лес для строительства кораблей. После установления власти персидского царства Ахеменидов, в V столетии до н. э., колхи только платили им дань, а хозяйственную деятельность вели по-старому. На рубеже II-III столетия до н. э., Колхида переходит под влияние Греции. Через сто лет приходит Римская империя, поглотившая Колхиду. В I столетии Колхидское царство прекратило свое существование.
Древнее царство, располагавшееся на территории нынешней юго-восточной Грузии. Население состояло в основном из племен иберов и картвелов. Образование государства Иберии происходило намного позже, чем царство Колхида. Только на переломе III -II столетия до н. э. сформировалось раннее государство с уже оформившимся классовым обществом. Это были свободные землевладельцы и воины, царская семья и знать, их слуги, и рабы, попавшие в рабство во время военных конфликтов. Отдельной группой были жрецы, исполнявшие религиозные ритуалы. Административным центром Иберии было поселение Мцхета. Основателем первой царской династии Иберии Фарнавазидов стал Фарнаваз I, родившийся в простой семье из рода мцхетис мамасахлисеби. Наследником трона становился старшина из царского рода.
Вся территория царства делилась на административные районы, которыми управляли командующие. Иберийское царство объединил общий язык и одна религия. Постепенно, царство достигло своего расцвета, и в него вошли не менее 70 племен, такие древние как: диаухи, месхи, мигранты с Северного Кавказа и коренное население Закавказья, являвшееся потомками древних жителей Грузии. Иберия занимала исторические территории западной, южной и восточной Грузии. Первые города Иберии больше напоминали крепости. Отдельные племена не имели своей письменности и алфавита. Появилась письменность только к V столетию.
Местные жители переходят от скотоводства к земледелию. Становятся более совершенными методы обработки земли, появляется железный плуг, поливное земледелие, виноградарство. Совершенствуются методы хранения вина. Развивается металлургия. Чеканятся собственные деньги. Их делают по типу золотых монет Александра Македонского — стратеров. Происходит объединение торговых связей. Иберийские корабли вывозили в Грецию льняные ткани и коноплю, смолу и воск. Для ведения торговли осваиваются судоходные реки, строятся дороги и мосты. Существование Иберии больше напоминало постоянную войну за свои земли, и удобное местоположение. В 65 году н.э., начинается римский период развития Иберии.
Кавказская Албания
Это территории нижнего течения рек Аракс и Кура, а также северные районы нынешнего Азербайджана, и большая часть Дагестана. Полностью сформировано во II столетии до н. э. Населяли ее кавказские албаны, среди них представители 26 племен:
- албанов,
- гаргаров,
- удинов,
- гелов,
- чилби,
- лезгинов,
- силвы,
- лпинов и других.
Кавказские албанцы проживали в областях, находящихся между Каспийским морем и Иберией. Первыми подтверждениями существования государства стало описание сражения при Гавмелах с армией Александра Македонского. Правила династия царей Аршакидов. Общество представляло собой свободную общину, члены которой занимались землепашеством, разводили скот и выращивали фрукты. В крупных поселениях и городах развивались ремесла и меновая торговля. Появились гончарный круг и деревянный плуг. Отдельно существовало войско. Поклонялись албаны природным божествам и небесным светилам. Своих денег еще не было.
В IV столетии, границы государства расширяются. В страну приходит христианство. В конце столетия, страна подпадает под власть империи Сасанидов. Усиленное давление Персии, привело к восстанию, возглавленному царем Ваче, в 457 году, за что в 461 году, монархия упразднена, а введено наместничество Персии. Через два десятилетия, в 482 году, царская власть в Кавказской Албании восстановлена.
В первой половине VI I столетия, появляется письменность, развивается культура. С VIII столетия вводится ислам, государство является составной частью Арабского халифата. В X столетии, Кавказска Албания прекращает свое существование.
Геродот о происхождение Колхов и колхиды
История древнего мира. Форум об истории
- Темы без ответов
- Активные темы
- ПоискМобильная версия
Геродот о происхождение Колхов и колхиды ⇐ История древнего мира
Сообщение Herodotus » 11 апр 2015, 10:12
Имя Колхида зафиксировано современными исследователями в трудах древнегреческих авторов Пиндара и Эсхила лишь в. V. и VI век до н. э. Также Описание Колхиды встречается у отца древнегреческой истории — Геродота, а также у Страбона и Ксенофонта.
Но сначала предлагаю ознакомиться с любопытной информацией, которую донёс до нас отец истории Геродот (История, книга II).
103. Так Сесострис (Сенусерт III, XII династия) прошёл по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев… Отсюда Сесострис повернул назад к югу, и когда подошёл к реке Фасису (р. Риони, Абхазия), то оставил там часть своего войска. Я не могу сказать, сам ли царь Сесострис поселил в этой стране часть своих воинов, или же они самовольно поселились на реке Фасисе.
104. Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян.»
105. Назову еще одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи.
Геродот сообщил правду. Сегодня на территории Абхазии (Колхиды) в сёлах Адзюбжа, Меркул, Челоу, Тхин, Ачандар всё ещё проживают чёрнокожие потомки египетских воинов.
Получается, что колхи ничего общего не имеют с грузинами.
Сообщение Gosha » 11 апр 2015, 19:01
ВАВИЛОНСКИЙ КОКТЕЙЛЬ
«Наверно не зря Ной направил свой Ковчег на гору Араратскую. Предположительно Эдем – Земля Обетованная начинался в Уре (Персидский залив), на Севере естественно ограничивался Большим Кавказским хребтом. Много языков перемешалось после исхода из плена Вавилонского, не только Египетского».
Древняя Колхида её города.
Историки полагают, что первое государство, упоминаемое на территории современной Грузии. — Колхидское царство, располагавшееся на восточном побережье Чёрного моря. Впервые о нём упоминают в середине I тысячелетия до н. э. греческие авторы Пиндар и Эсхил. Грузинские историки придают также большое значение сообщению Геродота о четырёх народах Передней Азии: персах, мидянах, сасперсах и колхах, полагая что колхи, как и персы, должны были иметь собственное государство. Официальная грузинская историография полагает что население Колхиды середины I тыс. до н. э. было высокоразвитым, полисы были основаны не греками, а местным населением, а греческое влияние ограничено исключительно импортом. Однако интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Как отмечает Болтунова в мифе об аргонавтах неясна датировка и содержание. Возможно ядро мифа формировалось на основе сюжетов, не имеющих отношение к реальности, и только позднее ассоциированных с Колхидой. Сообщения Геродота можно трактовать не как существование государства, а как зависимость различных колхских племен от державы Ахменидов. Яйленко также считает спорным существование государства развитой городской культуры в Колхиде IV века до н. э. Encyclopædia Iranica также считает население Грузии во время господства Ахменидов в Закавказье (546—331 до н. э.) протогрузинскими племенами. См. также критику грузинской концепции у Шнирельмана и у Коха и Цхаладзе.
Отправлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Колхидское царство — политическое образование на территории Западной Грузии, созданное в IV веке до н. э. племенами колхов. В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Также высоко развитыми были металлургия железа, обработка льна, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты. Города Колхидского царства были расположены в долине реки Риони, в районе современных населённых пунктов Даблагоми, Вани. В конце VI и первой половине V века до н. э. колхи находилось в зависимости от Персии. В конце II века до н. э. Колхидa вошлa в подчинение Понтийскому царству, а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи. В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство. Ещё задолго до появления греков, в XVI — VIII веках до н. э. в Колхиде было хорошо развито ремесло по изготовлению изделий из бронзы. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары через Эвксинский Понт (Εύξεινος Πόντος, др.-греч. назв. Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.
Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый «край света». На Кавказе был прикован к скалам Прометей, цари, правившие в Колхиде, были потомками бога солнца Гелиоса. В Колхиду отправились Аргонавты за золотым руном. Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданная в Лейпциге в 1706 году. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Древняя Колхида была очень плодородна: здесь греки получали вино, фрукты, корабельный лес, коноплю, лён, воск и смолу, также — и золотой песок (Золотое Руно – становилось золотым полежав на дне реки). Жители отличались умеренностью. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы, абазги, санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы, и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы).
В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa находилось в зависимости от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому царству, а в I веке до н. э. — после разгрома Понтийского царства — Римской империи как провинция Лазика.
В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце III века на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии. В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси.
Иберия и колхида
Критский народ, к сожалению, производит больше истории, чем может переварить.
В этой истории Грузия рассматривается, во-первых, политически, то есть как территория с сегодняшними границами (с точки зрения международного права); во-вторых, географически, как закавказские земли, простирающиеся от Черного моря до стечения рек Иори и Куры и от Главного Кавказского хребта до Малого Кавказа, близ устья реки Чороха и верховья реки Куры; наконец, Грузия рассматривается с исторической точки зрения, то есть с границами, которые некогда включали части современной Турции, Азербайджана и Армении. В Х веке Грузия, как утверждал церковный юрист Гиорги Мерчуле, была страной, где обедню отправляют по-грузински.
Грузины считают, что грузин – это и уроженец Грузии, вне зависимости от этнической принадлежности, и тот, для кого грузинский язык является родным. Грузинский язык принадлежит к картвельской языковой семье, родственности которой с какой-либо другой языковой семьей ученым пока не удалось установить. Картвельская языковая семья также включает мингрельский (мегрули) и лазский языки (оба в принципе являются диалектами одного «занского» языка и отличаются друг от друга главным образом тем, что на лазский влияет ислам и турецкие язык и культура. И мингрельский, и лазский языки близки к грузинскому, как польский к русскому, так что до некоторой степени они взаимно понятны. Двумя тысячелетиями раньше, по всей вероятности, мингрельский и грузинский были просто наречиями одного и того же языка. Четвертый член картвельской группы – сванский, на котором говорят не больше 50000 горцев на южных склонах Главного Кавказского хребта. Сванский является до такой степени архаичным языком, что отличается от грузинского больше, чем, например, румынский от французского. Мингрелы и сваны, как правило, свободно владеют и грузинским.
Последние две тысячи лет Абхазия, пусть даже с длительными перерывами, является составной частью Грузинского государства, хотя абхазский язык, как северо-западный кавказский, не является родственным языком грузинского. Таким же образом закавказские осетины (которых римляне и греки называли аланами) – иранский этнос, потомки древних скифов – давным-давно считаются и грузинскими подданными, которые свободно общаются по-грузински. История Грузии поэтому включает, хотя не постоянно, и историю Абхазии и Осетии. Подобным образом такие меньшинства, как грузинские армяне и азербайджанцы (не говоря уж о других тюркских народах) и грузиноязычные евреи тоже участвуют в эволюции Грузинского государства.
Вплоть до конца XVIII века хронология некоторых событий грузинской истории часто остается спорной, даже загадочной. Как и в России, до 1918 года в Грузии действовал юлианский, а не григорианский календарь: с 1801 по 1900 год юлианский календарь отстает от григорианского на двенадцать дней, с 1901 по 1917 год – на тринадцать.
Транслитерация грузинского на кириллицу представляет известные проблемы: например, русский [к] может отражать три разных грузинских звука и буквы. Мне показалось проще употреблять приблизительную транскрипцию в повествовании, не отличая, например, придыхательных смычных грузинского языка от глотализованных, а в указателях и библиографии, чтобы не было путаницы, прибегать к латинской транскрипции, которая с помощью диакритических знаков точно воспроизводит очень рациональную грузинскую азбуку. Для личных имен и географических терминов вообще предпочитается транслитерация грузинской формы, то есть, например, Давит, Гиорги, Тамар, Тбилиси, Картли, а не Давид, Георгий, Тамара, Тифлис, Карталиния; русские названия, как, например, река Кура (по-грузински Mt’k’vari, по-турецки Кур, в древности Кирос), как и некоторые другие (Имеретия, Кахетия), сохраняются в порядке исключения.
До 1783 года грузинская историография ограничивается относительно скудным, хотя давно установленным циклом источников. Самым известным из них является начальная грузинская летопись, «Жизнь Картли», картлис цховреба, которую подтверждают (и которой иногда противоречат) отрывочные сведения древних византийских и армянских летописцев. Новую информацию предоставляют и археологические раскопки, и только недавно переведенные тексты иранских и турецких историков. С 1783 по 1917 год русские архивы, в особенности Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией (13000 страниц удивительно полной документации, опубликованных в начале XX века), а также воспоминания путешественников и чиновников дают очень полное представление о Грузии XIX века. С тех пор как открылись архивы Коммунистической партии и Министерства внутренних дел Грузии, стало возможно полностью составить историю Грузии после 1917 года.
Я многим обязан своим грузинским друзьям и знакомым, среди которых надо поименно поблагодарить Шукию Апридонидзе, Нинель Мелкадзе и Русико Амиреджби, которые помогали мне разыскивать новые и забытые публикации. Я очень благодарен Тбилисской публичной библиотеке, Омару Тушурашвили (директору архивов Министерства внутренних дел) и тбилисским букинистам. Несмотря на сталинскую тиранию, грузинская историография советского периода часто отличается своей объективностью и научной тщательностью. Сегодня, когда независимая Грузия преодолела анархию 1990-х годов, некоторые историки и бывшие государственные чиновники опубликовали монографии, статьи и материалы, которые проливают свет на проблемы и давнего, и недавнего прошлого.
В Европе грузинские материалы разбросаны по многим библиотекам и архивам. Я благодарен Британской академии за грант, который позволил мне ездить по библиотекам и архивам Парижа, Болоньи, Рима и других городов. В Великобритании мне очень помогала библиотека Кембриджского университета. К сожалению, именно тогда, когда я начал эту книгу, лондонская Школа востоковедения (SOAS) затеяла ремонт и зарыла все свои кавказские материалы и старую периодику в старую шахту, тем самым надолго лишив британских историков уникальных источников.
Русское издание отличается от английского тем, что я смог внести поправки и новую информацию: некоторыми улучшениями я обязан зорким глазам своих читателей, особенно грузинских, среди которых покойный Арианэ Чантуриа оказался блестящим корректором. Из французских дипломатических архивов в Нанте и в Париже, относящихся к консульству в Тбилиси, я почерпнул новые материалы для этого издания, за которые я благодарю архивистов французского Министерства иностранных дел.
Хотя я уже полвека занимаюсь русским языком и русской литературой, я сознаю, что англичанин никогда не станет вровень с носителем языка. Поэтому я выражаю безграничную благодарность жене, Анне Пилкингтон, которая проверяла весь текст, устраняла ляпсусы, шероховатости и проливала свет на непонятные места.
Происхождение, или этногенез, картвельского народа, или картвельских народов, как и происхождение любого народа, начинается раньше первых письменных источников. Это утверждение основано скорее на предположениях и мечтаниях, нежели на науке или логике. Главным источником предположений является лингвистика: грузинский язык до сих пор носит на себе следы своих первых контактов и своих субстратов за последние столетия, даже тысячелетия. Топонимика позволяет нам угадывать, на каком языке говорили обитатели любого края; раннюю историю освещает и археология, позволяющая понять многое относительно культуры, численности населения и периодизации, но не способная достоверно установить этнические и лингвистические связи между чертами прошлого.