История византийской и османской цивилизации - Sogetsu-Mf.ru

История византийской и османской цивилизации

Византийское наследие Стамбула глазами турок

История византийской и османской цивилизации

Византийское наследие Стамбула. Турки и Византия. Интервью директора музея Топкапи Ильбера Ортайлы

О наследии Византии в Стамбуле и о связи турок с ромеями в интервью директора султанского дворца-музея Топкапи в 2005-2012 гг. Ильбера Ортайлы (İlber Ortaylı).

Символ древнейшего наследия Византии посреди Стамбула: Здесь Церковь Святой Ирины (построенная еще при императоре Константине) на территории первого (внешнего) двора бывшего султанского дворца в Стамбуле Топкапи.

Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть. (Надо отметить, что существуют христианские церкви, которые благополучно пережили османское завоевание и не прекращали служб. Но если османские власти закрывали церковь, то обычно превращали ее в мечеть).

Церковь же Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами, а при поздних османах музеем (сначала с XIX века музеем античности, позднее — военным).

С 1950 года это концертно-выставочный зал.

В ранний византийский период, а именно до 398 года н.э., Церковь Святой Ирины была главной церковью Византии и Константинопольского патриархата. Затем главной церковью Византии стала Святая София (еще в версии константиновой, а затем юстиниановой постройки).

Илл. с официального сайта Топкапи: topkapisarayi.gov.tr

Вы можете послушать запись этого интервью из архива Portalostranah.ru в нашем аудиофайле:

  • аудио файл №1

Интервью было передано русским вещанием американской радиостанции «Радио Свобода» 07/12/2010;

Племена турок-сельджуков в одиннадцатом веке пришли в Анатолию, как варяги пришли в Россию. Однако у нас нет связи с этой культурой — мы (турки-османы) говорим по-турецки, но наша фонетическая культура ближе к языку фарси, мы испытали заметное влияние иранской, персидской цивилизации.

Когда турки взяли Константинополь, они встретились с византийской культурой, корни которой, в свою очередь, уходят в цивилизации древнего Рима. Сейчас мы используем слава с чужими корнями: говорим «килит» — замок, «темель» — здание , «фенер» — фонарь, «рюзгар» — ветер. В официальных учреждениях употребляется «эфенди» — господин, слово, оставшееся нам в наследство от римлян. Наша судебно-правовая система складывалась под воздействием византийского права — системы управления, которая обусловлена стремлением византийских правителей иметь сильную централизованную власть.

Кто переживает о том, что турки взяли Константинополь? В основном, Русская православная церковь, иногда подобные голоса раздаются в Европе. Конечно, для турок взятие Константинополя — это величайшее завоевание, как, например, для русских взятие Казани или победа над шведами в Северной войне.

Европейские историки не любят говорить о том, что турки принесли на эту землю покой и процветание. Многие местные жители приветствовали турок, говорили, что «турецкий меч лучше христианского хлеба». Когда турки пришли сюда, империя была в упадке. Византия пережила нашествие варваров и крестоносцев. Константинополь из миллионного мегаполиса поздней античности превратился в горстку деревушек, с пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. На улицах города, утопающего в грязи, убивали и грабили, население голодало, враждовали сторонники западной и православной церквей. Это было время интриг, падения морали и нравов. Империя закончилась, ее конец был неизбежен.

Профессор Ильбер Ортайлы (İlber Ortaylı) на фоне Святой Софии.

«Святая София» (от греческого слова «Σοφία», т.е. знание, мудрость). В турецком — «Айя София») — главная церковь византийских императоров, превращенная, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, в мечеть, а в XX веке, с наступлением эры Турецкой республики, — в музей.

Самый известный пример сохраненных византийских храмов, многие их которых были ранее были превращены в мечети, — это музей Айя-Софья, собор Святой Софии неподалеку от дворцы Топкапы. Кроме этого, храм Святой Ирины, церковь Святых Сергия и Вакха, так называемая малая Святая София, храм-праобраз собора Святой Софии, а также десятки других церквей, каждой из которых около полутора тысяч лет и многие из которых действуют как музей!

Стамбул стоит на руинах византийской цивилизации. Наши строители постоянно наталкиваются на следы прошлого. На подготовительной стадии (2010 г.) строительства ветки стамбульского метро, соединяющей европейскую и азиатскую часть города, сделаны более тысячи археологических находок. В районе Аксарай строители наткнулись на остатки улиц, стен, площадей ранневизантийской эпохи, палубы восьми старинных кораблей. Все это было передано в археологический музей Стамбула.

Мы должны благодарить создателя современной Турции Кемаля Ататюрка за то, что Айя-Софья — некогда самая большая церковь христианского мира сохранена и, будучи мечетью, превращена в музей. Так же турки поступили с другими церквями, которые превращены в музеи. Политики разного толка используют желание верующих приспособить этот музей для проведения богослужений. Не так давно греки из США хотели провести в Святой Софии православную литургию. Однако министр культуры заявил, что разрешение на литургию не будет дано, поскольку собор больше не служит религиозным целям, а служит всему человечеству. Никто не может попасть в музей Святой Софии без билета. Святая София получила статус музея, проведение богослужений в музеях запрещено. (Тем не менее, в заднем дворе Святой Софии существует небольшая мечеть.Прим. Portalostranah.ru)

Вопрос: А что касается коренных жителей Византии, ромеев, которых турки называют «румами»? Некогда они составляли четверть населения Стамбула, теперь их потомков — не более двух тысяч человек. (Румами, т.е. римлянами турки назвали византийцев, слово rum означает «ромейская, римская». Так именовала себя Византийская империя. В поздний период существования Византии под румами фактически понимали греков, т.к. именно они заправляли всеми делами в империи, а среднегреческий язык заменил в поздней Византии латынь. Именно греков подразумевают в данном интервью. Прим. Portalostranah.ru)

Потомков уроженцев византийской столицы осталось мало. По приказу султана Мехмеда II они были отправлены в разные города: в Эдирне, Бурсу, Измир, Синоп, Самсун и Трабзон. Кварталы с греческим населением появились в разных районах Стамбула и его пригородах. В начале семнадцатого века резиденцию греческого патриарха перенесли в стамбульский район Фанар. Там обосновались греки-фанариоты, хитрые предприимчивые дельцы. Они и теперь живут закрытой общиной, занимаются ремесленничеством, имеют свои лавки, продают керамику, кожу, домашнюю утварь, серебро.

Вопрос: В шестидесятые годы прошлого века много греков уехало из города, в те годы в Стамбуле были волнения и погромы.

— Я не хочу об этом говорить, это политика. Однако никто не вынашивает тайных планов реставрации Византийской империи. Те, кто остался в Стамбуле, теперь живут спокойно: ходят в церкви, имеют свои фонды, рестораны, кладбища, устраивают концерты греческой музыки. В районе Фанар — узкие старые улочки, где с трудом проезжает такси, в местных рыбных ресторанах играют сиртаки. В Стамбуле действует более десятка греческих церквей. Известные и богатые семейства фанариотов — Кантакузины, Палеологи, Кантемиры — отдают своих детей на воспитание в местную греческую школу Зографион, одну из крупнейших в городе», р усское вещание американской радиостанции «Радио Свобода» от 07/12/2010. Запись в аудиофайле из архива Portalostranah . ru

Византийская цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.

Выделяются три этапа развития Византийской цивилизации.

· Ранний период (IV первая половина VII вв.), когда формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию.

· Средний период (вторая половина VII XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве.

· Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

Византия почти постоянно находилась в состоянии войны. На столетие ее истории в среднем можно насчитать не больше 20-25 мирных лет. Империя формировалась в условиях варварских вторжений, пережив две волны Великого переселения народов натиск готов и гуннов, а также вторжения славян. Врагом Византии надолго стало Первое Болгарской царство, образовавшееся в VII в. Император Юстиниан (482-565 гг., вступил на престол в 527 г.) предпринял попытку восстановить Римскую империю в ее прежних границах. Ему удалось захватить королевство вандалов в Африке, затем королевство остроготов в Италии. При нем в состав Византии вошли Северная Африка, Италия, Сицилия, часть Испании. Территория империи увеличилась почти вдвое. Был предпринят также ряд мер по укреплению Византийской государственности, в частности кодифицировано римское право (Кодекс Юстиниана). Развернулось масштабное строительство — храм. Св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе.

Опасным врагом Византии на востоке оставалась Новоперсидское царство с династией Сасанидов. В начале V в. в него входило все Иранское нагорье с Прикаспийской низменностью (нын. Иран и Афганистан), Нижняя Месопотамия (нын. Ирак), Кавказская Албания в нижнем течении Аракса и Куры, большая часть Армении и Грузии. В политическом отношении Новоперсидское царство в VI в. было единственным государством, которое по своему могуществу могло сравниться с Византией. С VII в. серьезным врагом Византии становятся арабы, которые к этому времени создали государство, сплоченное исламом. Они завоевали Сирию и Палестину.

Читайте также  Земельные реформы в ряде российских колоний и национальных районах

В IX веке начинается длительная борьба Византии с болгарами.

В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси Олег, Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый. В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии.

13 апреля 1204 г. крестоносцы, участники 4-го крестового похода взяли штурмом, разграбили и сожгли Константинополь.

Византия распалась на несколько частей Латинскую, Никейскую, Трапезундскую империи и Эпирское царство.

Вскоре империя была восстановлена, но оправиться после этого удара уже не могла. Это было раздробленное феодальное государство со слабой центральной властью. В экономическом отношении Византия попала в зависимость от итальянских городов-республик Венеции и Генуи. Так, под контролем генуэзцев оказалось все снабжение Константинополя. К XV в. вокруг Византии сомкнулось кольцо владений турок-османов. В 1453 г. они подошли к Константинополю и начали его осаду, которая длилась 53 дня. 29 мая турки ворвались в город. Константин Палеолог последний византийский император погиб в бою, а Константинополь стал столицей Османской империи и получил название Истамбул.

Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания.

Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия.

Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.

Высокое искусство и миролюбие внешней политики Византийской империи увенчались созданием особой системы отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1756 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Византийская империя — кратко

Византия в IV – VII веках

История Византийской империи начинается с 330 года. Тогда император Римской империи Константин перенёс столицу из Рима в город Византий, который позже будет называться Константинополем.

Этот город был выбран по разным причинам. Войны с варварами и внутренние конфликты не так сильно ослабили восточные земли, где находился Византий. Новая столица стояла на берегу пролива Босфор, откуда корабли могли легко выходить в Чёрное и Средиземное моря. Также на востоке имерии было распространено христианство, которое принял император. Теперь христианство станет основной культуры Византии. Константинополь вырос всего за шесть лет, с моря и суши его защищали мощные стены.

В 395 году Римская империя была разделена на Восточную (Византийскую) и Западную части. Но жители Византии по-прежнему называли себя ромеями (римлянами), новое государство – ромейской державой, а Константинополь – «Новым Римом».

В этот период Византийская империя охватывала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, земли в Крыму и на Кавказе.

Империя обладала большими ресурсами. Процветало земледелие, скотоводство, добывали железо, медь, олово, золото, серебро и квасцы. Из Египта привозили папирус. Благодаря наличию леса, мрамора и другого строительного камня, византийцы строили корабли.

В Византии было множество городов. В крупных городах (Константинополь, Алексадрия, Антиохия) жили до 300 тысяч человек. Большую часть населения империи составляли греки, но также были сирийцы, копты (египтяне, принявшие христианство), фракийцы, иллирийцы, грузины, армяне и арабы. В больших городах иудеи основывали свои общины. В 537 году был освящён собор Святой Софии.

Империя шла к своему расцвету, начавшемуся при императоре Юстиниане I (527—565). Юстиниан хотел восстановить единую Римскую империю, он завоевал государства варваров в Северной Африке, Италии и области Испании. «Кодекс Юстиниана» («Свод гражданского права») оказал влияние на развитие права в Европе.

Византия вела торговлю с Китаем и Индией. При императоре Юстиниане заняла лидирующие позиции в торговле с западными странами.

Византийская империя в VII – IX веках

Расцвет империи держался на шаткой основе завоеваний Юстиниана. Он был кратковременным, начались войны с арабами и славянами. В 717 году арабы блокировали Константинополь. Византийцы сожгли арабский флот «греческим огнём» — смесью нефти и серы, огонь который не гасится водой. Сухопутная арабская армия не смогла выдержать необычно холодной зимы. И в 718 году арабы оставили Константинополь. В 740 году император Лев III , возглавлявший оборону Константинополя, нанёс арабам решающее поражение.

Но всё же византийские владения в Северной Африке и на Ближнем Востоке отошли восточным завоевателям. А на Балканах хозяевами стали славяне. Теперь в состав Византийской империи входили Малая Азия, области Греции и Пелопонесса, остров Крит и острова Эгейского моря.

Количество городов стало сокращаться, лишь Константинополь оставался крупным центром, в котором теперь жили всего 40 тысяч человек. Население становилось греко-славянским. Греческий язык вытеснял латинский в статусе государственного языка.

Обострялись отношения между императорской властью и церковью. В 730 году Лев III начал жестокое преследование почитателей икон. Иконы всех храмов уничтожались, их заменяли изображения креста и узоры из цветов и деревьев.

Византийская империя со второй половины века до середины XI века

Время правления императоров Македонской династии принесло новую волну подъёма Византийской империи.

Был изобретён косой парус, государство поддержало ремесленников и торговлю. Благодаря этому византийские города росли и возглавляли торговлю на Средиземном море. Константинополь стал самым богатым городом Европы.

Император Василий II , правивший в 9761026 годах, вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, установил контроль над Грузией и Арменией. На момент его смерти Византия была ведущим государством в Европе.

В конце XI века византийские проповедники отправились с миссиями к болгарам и сербам. Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги.

Император Роман IV проиграл в войне с мусульманскими завоевателями турками-сельджуками. В 1071 году после сражения при Манцикерте Византийская империя потеряла земли в Малой Азии.

Византия во второй половине XI века – первой половине XIII века

В 1054 году христианский мир раскололся на православную и католическую церкви. Но императоры династии Комнинов заключали соглашения с католическими европейскими королевствами для того, чтобы получить помощь в борьбе с турками. Комнины прекратили внутренние конфликты, отвоевали у турков побережье Малой Азии и установили власть в дунайских государствах.

В 1204 году европейские рыцари готовили поход на Египет. Но внезапно они напали на Византийскую империю и завоевали Константинополь. Теперь крестоносцы утвердили свою Латинскую империю.

Но островки Византийской империи оставались. Это были Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя, которая считалась наследницей Византийской империи.

Византийская империя в 12611453 годах

В 1261 году вошли в Константинополь, не встретив сопротивления. 15 августа император Никейской империи Михаил Палеолог вернулся в Константинополь. Византийская империя возобновила своё существование, а Михаил Палеолог коронован в Софийском соборе.

Государство было экономически ослаблено, византийские купцы и ремесленники не могли противостоять итальянцам. Но при этом династия Палеологов сохранила культуру Византии. Она повлияла на другие народы Европы, этот период назвали «палеологовским возрождением».

Возросло значение Афонского монастыря, основанного ещё в X веке. Константинопольский патриарх руководил церквями Болгарии, Сербии и Руси.

Падение Византийской империи

Конфликт с турками вынудил Палеологов снова обратиться за помощью к странам Европы. За это им пришлось пообещать, что православная церковь подчинится Папе Римскому. Первым такую попытку предпринял Михаил Палеолог в 1274 году, что вызвало сильное возмущение среди православного населения империи.

В 1439 году во Флоренции византийский император Иоанн VIII Палеолог был вынужден заключить унию с Папой Римским, то есть подчиниться католической церкви. Унию отвергли жители Константинополя, ведь теперь они теряли статус хранителей православной традиции и отрекались от истории всей империи. Византийцы стали готовиться к обороне Константинополя.

Читайте также  Экономическое развитие россии в начале xx века

Помощь католических королевств Западной Европы оказалась слабой. Войско крестоносцев поначалу побеждало турков, но в итоге было разбито в битве при Варне в 1444 году.

В 1452 году турки построили Румелийскую крепость у пролива Босфор. Теперь Византия потеряла контроль над выходом к морю. В помощь Константинополю прибыли сухопутные силы и корабли из Генуи и Венеции. Неожиданно претендент на султанский престол Шехзаде Орхан Челеби привёл своё войско в поддержку византийцам.

29 мая 1453 года после долгой борьбы турки-османы взяли штурмом Константинополь. Поддержки со стороны западноевропейских армий оказалось недостаточно. Последний император Константин XI Палеолог погиб, а Константинополь получил название Стамбул и стал столицей Османской империи. Собор Святой Софии был преобразован в мечеть.

Через несколько лет турки захватили последние осколки Византийской империи – Морейский деспотат (1460 год) и Трапезундскую империю (1461 год). Правитель Морейского деспотата Фома Палеолог бежал в Италию, где считался законным наследником византийских императоров.

Константинопольский Софийский собор стал «вечным» символом православия. Древнейшие русские соборы в Киеве и Великом Новгороде тоже были названы в честь Святой Софии. В начале XX века по образу константинопольского собора был построен Морской Никольский собор в Кронштадте. Нынешнее здание в Стамбуле носит статус музея, это не христианский храм и не мечеть. Но появляются предложения снова преобразовать его в православный Софийский собор.

В XVI веке возникла идея «перехода империи», которая звучала как «Москва – Третий Рим». То есть Древний Рим считался центром цивилизации – «первым Римом». После падения Римской империи «вторым» Римом стал Константинополь. После захвата Константинополя на роль «третьего Рима» претендовали Белград, Великое Тырново, но они находились под властью Османской империи. Единственным мощным православным центром оставалась Москва, а московский князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.

Как появилась Османская империя?

Предпосылкой к появлению Османского султаната стало, как раз, ослабление Византии на её окраинах в силу сокрушительного удара, нанесённого ей в 1204 году крестоносцами Европы. На утраченных землях Малой Азии обосновался Конийский султанат, который был уничтожен нашествием монголов.

После распада этого султаната на мелкие княжества, первый правитель Осман I Гази смог объединить большую часть тюрков — сельджуков и от его имени произошло их общее название османы, а само новообразование воинствующих народов, стало именоваться Османский султанат.

По мере ослабления Византии всё больше территорий попадали под власть укрепляющегося султаната. Итогом многочисленных войн стал захват всех стран нынешней Восточной Европы на Балканах и установление контроля за важнейшими морскими участками Дарданеллы и Босфор. А также захват части Греции, наложение дани на Византию и установление для неё вассальной зависимости.

Осман I

В 1396 году Константинополь подвергся осаде, которая продолжалась 6 лет. Силы Византии были на исходе, а казна пуста, но случилось непредвиденное. На исторической сцене появляется Тамерлан. «Железный Тимур» потребовал от султана покориться представителю Орды.

Султан, на тот момент это был Баязид, недооценил противника и вместо того, чтобы решить вопрос дипломатически, ответил оскорблением и объявлением войны. За своё решение он поплатился жизнью, отведя войска от Константинополя он повел их на битву с Тамерланом, где они были полностью разгромлены в 1401 году, а он сам умер в плену. Эти события особенно подробно описаны в работе Кэролайн Финкель «История Османской империи. Видение Османа».

Станислав Хлебовский, «Пленение Баязида Тимуром», 1878 год

Взятие Константинополя и появление Османской Империи

От полного истребления османский султанат спасла смерть Тамерлана. Сыновьям Баязида потребовалось ещё 25 лет на восстановление прежнего контроля за территориями. Византия за это время заключила ряд военных и политических союзов со странами Европы, ожидая от них поддержки.

1453 год – роковой год для империи. В апреле султан Мехмед II, взял в осаду Константинополь. Султан вынашивал план захвата столицы Второго Рима и созданием собственной Империи. Почти миллионный город выставил на свою защиту всего 9000-ый гарнизон который возглавил сам император Константин Палеолог.

Ж.-Ж. Бенжамен-Констан «Вступление Мехмеда II в Константинополь»

Через два месяца османская армия, численностью в 60 000 воинов взяла город. Император Византии погиб на стенах, с оружием в руках.

«Незадолго до последней осады Константинополя видный оружейник, венгр Урбан, сделал предложение Византийскому монарху спроектировать и изготовить артиллерийские орудия, которые способны нанести серьёзные потери османскому войску. Однако император не нашел средств, а олигархи в финансировании проекта отказали.

Урбан сделал предложение султану Мехмеду. И пушки, изготовленные одним из лучших учеников колы византийской баллистики, разрушали непреступные стены Константинополя, решив судьбу империи».

Цитата из фильма Тихона Шевкунова «Гибель Империи. Византийский урок».

Олигархи, оставшиеся в городе, наивно полагали откупиться от турецкого султана, но были преданы позорной казни. Их обезглавили, а тела выбросили на съедение собакам. Всё их состояние султан присвоил себе на правах победителя.

Вопрос реальности олигархической власти в Византии, наподобие современности, широко раскрыт в полемической статье журнала «Профиль» Корреспондентом журнала Сергеем Череповым в интервью с автором фильма «Гибель Империи. Византийский урок».

С момента взятия Константинополя османский султанат стал именоваться Османской Империей. Которая просуществовала 623 года и после проигрыша в Первой Мировой Войне благополучно трансформировалась в Турецкую республику, успешно интегрировавшую в европейское сообщество.

Этому факту во многом способствовал тот пласт наработок во всех областях знаний, те материальные блага, которые достались туркам от Византии. Европа же, благодаря падению Византии получила глобальный «приток мозгов». Множество ученых, инженеров, архитекторов, людей творчества бежало в Европу, что и послужило мощным толчком к возникновению знаменитой эпохи ренессанса.

Константинополь в конце XV века

История существует для того, чтобы из неё извлекать уроки и делать выводы. Попытки закрыть неудобные страницы и не замечать их приводит к повторению прежних ошибок. Сейчас некоторые незадачливые современники, пользуясь историческими документами Запада, на полном серьёзе утверждают, что мировая история короче на 1000 лет. Так искусно были обойдены все стороны, относящиеся к Византийскому периоду. Однако даже не это обескураживает.

Все ошибки, допущенные в тот период и приведшие к исчезновению мощнейшего государства древности, имеют место и в современном обществе. Особенно хорошо это видно на примере бывшего СССР и нынешней России. Над этим действительно стоит задуматься.

Византийская империя. Краткая история

Издательства «Азбука-Аттикус» и «КоЛибри» представляют книгу Дионисия Статакопулуса «Византийская империя. Краткая история» (перевод Ирины Никитиной).

Книга видного британского византиниста посвящена истории государства, которое известно под разными названиями — Восточная Римская империя, Ромейская империя, Византийская империя или просто Византия — и существовало с 395 по 1453 г. (с перерывом в 1204–1261 гг., когда эта территория находилась под контролем крестоносцев, пока не была восстановлена Михаилом VIII Палеологом). В 395 г. произошел раздел Римской империи на западную и восточную части, а в 1453-м Константинополь пал под натиском турков, что положило начало существованию Османской империи.

Хронология изложения в этой четко структурированной работе гораздо шире хронологии собственно Византийской империи. Византия помещается в общемировой хронологический и географический контекст, а также дается необходимый исторический экскурс в период, предшествовавший правлению Константина I. В каждой из первых восьми глав рассматриваются как события политической истории (в том числе вопросы Церкви и догмы), так и экономические, социальные и культурные аспекты. В девятой главе подводятся итоги и рассказывается о византийском наследии, о его проявлениях как на региональном, так и на общеевропейском уровне.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

Искусство и идеология могущественной империи

Конец иконоборчества совпал с началом положительных тенденций в экономике. Увеличившиеся доходы государства и его элиты теперь, среди прочего, направлялись на нужды архитектуры и искусства. Василий I активно покровительствовал строительному делу, основное внимание уделяя столице. Император не только финансировал крупные проекты по реставрации и ремонту знаковых достопримечательностей Константинополя (таких, как собор Святой Софии или храм Святых Апостолов), но и заботился о сохранении бесчисленного количества уже существующих церквей и основал ряд новых храмов и монастырей. Мы недаром употребили слово «новых», ведь под ними понимаются и построенная им роскошная пятиглавая Неа Экклесиа (Новая Церковь), и Новый монастырь, ставший местом погребения для большинства членов его семьи. Слово «новый» в данном случае призвано подчеркнуть тот факт, что его правление олицетворяло период отказа от иконоборчества.

Мода на монументальный имперский стиль в архитектуре сохранялась на протяжении всего периода царствования Македонской династии. Именно тогда в столице появились крупные монастырские комплексы, такие как Мирелейон, некогда бывший дворцом императора Романа I Лакапина, монастырь Богородицы Перивлепты, построенный Романом III Аргиром, и Манганский монастырь, основанный Константином IX. И хотя большая часть этих зданий не сохранилась до наших дней, согласно имеющимся у нас источникам, заложившие их монархи использовали уже существующие постройки, которые затем расширяли и приспосабливали под соответствующие нужды.

Читайте также  Кризис золотой орды и приход к власти тохтамыша

Главная церковь, как правило, представляла собой крестовокупольный храм с цилиндрическими сводами — именно такая архитектурная форма преобладала, начиная с этого периода и до конца существования Византийской империи. Постепенно сформировались общие принципы декорирования храмов: ключевую роль играл размещавшийся на своде купола Спас Вседержитель (изображение Христа как Небесного Царя и Судии), образ Богородицы в апсиде, изображения сцен из жизни Христа и страстей Христовых, а также образы различных святых, помещавшиеся на стенах центрального нефа.

В этот период и в других уголках империи были построены новые церкви, которые сохранились до наших дней. Их можно увидеть в Греции — к примеру, монастыри Дафни в Афинах, ОсиосЛукас в Беотии, Неа-Мони на острове Хиос или Панагия Халкеон в Фессалониках (совр. Салоники). Пышное убранство церквей корнями уходило в традиции поздней Античности, а невероятное богатство образов и красок было призвано прославлять обретенное империей могущество и процветание. Те же характерные черты можно обнаружить и в частных предметах искусства, созданных в тот период. Скажем, в ряде знаменитых рукописей X в. или в работах из слоновой кости того времени традиционное исполнение фигур и узоров напоминает классический стиль.

Многие из упомянутых церквей входили в состав монастырей. В самом деле, одной из самых поразительных и устойчивых тенденций того периода стал расцвет монашеских обителей по всей империи. Они стали основным объектом капиталовложений империи и верхов и приносили двойную пользу: жившим в них послушникам или послушницам было доверено управлять благотворительными пожертвованиями для бедняков, а также проводить литургические обряды в честь своих благодетелей.

Быстрое увеличение числа монастырей было столь очевидным, что в 964 г. Никифор Фока издал новеллу, запрещавшую создание и поддержание новых общин такого рода (в его глазах это было признаком тщеславия). Вместо этого он призвал всех желавших творить добро оказывать помощь действовавшим монастырям, особенно тем, что переживали тяжелые времена.

Никифор благосклонно относился ко всем типам монашеских обителей: в том же законе он восхвалял так называемые лавры — строившиеся на пустынных землях монастыри, где жили монахи-аскеты. Он выделял средства на то, к чему лежало его сердце. Значительные пожертвования получал его друг и духовный наставник Афанасий Афонский — основатель первого крупного монастыря на отдаленном полуострове Афон неподалеку от Фессалоник. Строительство лавры Святого Афанасия (по сей день известной как Великая лавра) положило начало афонской монашеской общине. В будущем обитель объединила около двадцати крупных монастырей и несколько тысяч послушников и стала определять духовную жизнь Византии и влиять на дела церкви в последние века существования империи (см. главы 8 и 9).

Еще одной характерной чертой периода правления Македонской династии является наличие большого количества текстов, появившихся при финансовой поддержке имперской власти. Их объединяет одна общая черта: все они представляют собой компиляции более ранних материалов, но на этом сходство заканчивается. Некоторые труды попросту переписывались слово в слово, другие активно редактировались (нередко ради того, чтобы улучшить их стилистику). По-видимому, правители стремились обобщить накопленное наследие и систематизировать знания из самых разных областей. Появились энциклопедии по медицине и сельскому хозяйству, обширное собрание житий святых, поэм, крупнейший энциклопедический словарь по общим вопросам, который сложно отнести к какой-то конкретной области (энциклопедия «Сýда», или «Свида»), а также тексты, посвященные военной стратегии.

Миниатюра из Парижской псалтыри, напоминающей произведения античной литературы (Константинополь, вторая половина X в.). На изображении мы видим Давида, рядом с которым стоят воплощения Мудрости (София) и Пророчества © Bibliothèque Nationale de France. Par. gr. 139, fol. 7v.

При поддержке императора осуществлялись такие проекты, как перевод составленного при Юстиниане свода римского гражданского права на греческий в 60 томах («Василики»), собрание текстов, посвященных имперскому церемониалу.

Константин Багрянородный написал трактат о живущих по соседству с империей народах и о том, как вести с ними дела, — «Об управлении империей». В X в. появлялось сравнительно немного авторской литературы, однако практику компилирования уже существующих материалов, которая требовала установления определенных критериев (что говорит о формировании некоего культурного единства), не следует легкомысленно списывать со счетов и считать чем-то вторичным и не столь существенным. Быть может, сегодня, учитывая бесконечное количество доступной нам информации, всяческих каталогов, ремейков, ремиксов, мы можем по достоинству оценить усилия византийцев.

Однако возрождение имеющегося наследия служило и другой важной цели: значительная часть древнегреческих текстов, которые сохранились до наших дней, фактически является копиями старинных рукописей, сделанными в X в. Хотя византийцы руководствовались собственными эстетическими, а может быть, и политическими критериями при отборе и сохранении произведений греческой литературы, ясно одно: если бы не они, сохранилась бы лишь малая толика того, что есть у нас сейчас.

Переписчики отнюдь не всегда считали необходимым подвергать эти тексты критической оценке, хотя многие византийские мыслители, безусловно, так делали. Михаил Пселл, игравший не последнюю роль при дворе во времена правления последних императоров Македонской династии, после 1040-х гг. стал одним из выдающихся ученых монахов и деятелей культуры того времени. Подробно мы расскажем о нем в следующей главе.

Общий контекст возрождения того периода складывается из нескольких аспектов: составление флорилегий в эпоху иконоборчества, расцвет образования в столице при Вардах (см. предыдущую главу) и осознанные усилия императоров Македонской династии, направленные на то, чтобы продемонстрировать якобы характерное для периода иконоборчества и правителей того времени стремление подавить развитие культуры и погрузить империю во тьму. При этом себя они преподносили в роли ее просветителей. Более того (хотя это очень сложно доказать), Каролингское возрождение — период культурного возрождения в Западной Европе, где строились школы, воспитывались ученые мужи, создавалось множество прекрасных рукописей и происходило повторное осознание всего богатства античных текстов, — не могло не произвести впечатления на византийцев. Вероятно, одной из задач возрождения, происходившего при правителях Македонской династии, было показать, как самим себе, так и всему миру, что новая могучая империя была способна бросить вызов Западу своими интеллектуальными достижениями.

В идеологическом смысле, безусловно, так и было. Михаил III в послании к папе Николаю I якобы назвал латынь «варварским наречием». Оскорбленный таким высокомерием, папа сделал вывод, что раз «латинский» значит то же, что «римский», то со стороны византийцев нелепо было называть себя римлянами, ведь на языке римлян они не говорили. Было очевидно, что вопрос о том, кому же принадлежало право называться жителями Римской империи, для византийцев отнюдь не был закрыт. Совершенно ясно, что отношения между Западом и Востоком становились всё более напряженными. Свидетельством этого процесса стал написанный дипломатом Лиутпрандом Кремонским отчет о неудаче, которую потерпели послы Оттона, отправившиеся к Никифору Фоке[1]. Повествование это, разумеется, нельзя назвать непредвзятым, однако описываемые в нем горячие споры о том, являлся ли Оттон королем или императором, а также тот факт, что Лиутпранд бесцеремонно называет императорский двор «убогим», а греков — «вероломными и слабыми», указывает на грядущее противостояние.

Этот антагонизм способствовал расширению авторитета обеих империй — Византийской и Оттоновской. Каждая теперь стремилась обратить как можно больше народов в свою веру. Представители Македонской династии направляли усилия прежде всего на венгров и русов. Однако венгры вместе с поляками на востоке и данами на севере тяготели к немцам и поэтому приняли Рим в качестве духовного центра. Русичей же византийцы успешно обратили в свою веру. Так было положено начало так называемому Византийскому содружеству, в которое вошел ряд государств Восточной Европы, видевших в Константинополе свой политический и культурный идеал, что при этом не мешало им нападать на империю.

[1] Посольство 968 г., отправленное императором Оттоном I, должно было договориться о бракосочетании будущего монарха Оттона II Рыжего.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: