Концепция истории украины в украинских школах и вузах

Поколение русофобов. Чему учат детей в украинских школах?

8 сентября на коллегии Минобразования и науки Украины утвердили новые учебные программы для 9 класса «с учётом исторических событий, произошедших на Украине в течение последних двух лет». Всего одобрили 25 программ для 9 класса. Изменения учтут, когда в следующем году будут печататься новые учебники.

Самые заметные корректировки будут в программах по истории и географии. Например, девятиклассникам предлагают изучать социальную и экономическую географию и рассматривать Украину «как часть мировой экономики с поправкой на реалии последних лет». Что конкретно будет в новых учебниках, пока не могут сказать ни эксперты, ни учителя. Но судя по тому, что уже преподают в украинских школах, учёным-историкам стоит готовиться к худшему.

Например, нынешним первоклассникам вскоре предстоит узнать, что украинской нации, в отличие от всех остальных, уже «140 тысяч лет». И сразу после этого усвоить, что «Киевское государство, право, культура были созданы одной народностью, украинско-русской», а некое «Владимиро-Московское государство» якобы не было ни наследником, ни преемником Киевского. «Оно выросло на своих корнях, и отношение к нему Киевского можно бы приравнять, например, к отношениям Римского государства к его галльским провинциям», — говорится в учебнике истории для 7-го класса под редакцией В. Смолия.

«В украинских учебниках истории системно перевираются исторические факты, — заявил «АиФ» Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики. — Уже ходит шутка, что в украинский учебник истории траву не заворачивают — он и так вставляет. К сожалению, это так».

«Поражение украинско-шведских воинов от российских царских орд»

С 1 сентября ученики 10–11 классов уже начали изучать историю Украины по новой программе, подготовленной при участии Украинского института национальной памяти (УИНП). Впервые в старших классах ввели практические занятия «с уроками обобщения и тематического оценивания». Упор — на тему советской оккупации и войны с Россией. Выделены в отдельные темы — «Установка и утверждение советского тоталитарного режима (1921–1939 гг.)», «Войны Советской России с Украинской Народной Республикой», «Советская оккупация Украины». Периодов «советской оккупации» Украины было аж два. Ну, про вторую всё понятно, а «первая оккупация Украины Россией» — это, оказывается, гражданская война 1917–1920 годов!

«Бросается в глаза, что в главах, посвящённых так называемой Украинской революции 1917–1921 годов, чаще упоминается, что в тот период украинское национально-освободительное движение боролось не с «красными» или «большевиками», а именно с Россией», — пояснил нам Константин Бондаренко, политолог и историк, член Гуманитарного совета при президенте Украины. Он подчёркивает, что непропорционально большое внимание в учебнике уделяется деятельности Украинской повстанческой армии (УПА) и тому вкладу, который УПА якобы внесла в освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков. «В действительности же, хотя УПА и образовалась в 1942–1943 годах, пик её деятельности приходится на послевоенный период. Вклад УПА в борьбу с нацистской оккупацией Украины минимален. В противовес этому вклад Красной армии и просоветских партизан в освобождение Украины всячески принижается и снабжается негативными оценками», — говорит Бондаренко.

Кроме того, школьники будут изучать ряд исторических фигур и персонажей, которые, согласно новым политическим веяниям в Киеве, «способствовали развитию Украины». Среди них — Степан Бандера, Роман Шухевич, Симон Петлюра, Евгений Коновалец и вместе с историческими деятелями Пётр Порошенко.

«Ничего удивительного, эта тенденция переписывания истории с упором на противостояние Украины с Москвой уже длится лет двадцать, — говорит Михаил Мягков, доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества. — В украинских учебниках и Полтавская битва именуется «поражением украинско-шведских воинов от российских царских орд». И других подобных выворачиваний истории наизнанку уже масса. При этом тщательно игнорируется, что в период советской власти территория Украины увеличилась фактически в два раза за счёт Новороссии, восточных областей, Крыма наконец».

О советских украинцах стыдливо

Что касается хрущёвского и брежневского периода истории Украины, то он подаётся в новом учебнике истории очень узко. В основном лишь в контексте борьбы властей с диссидентским движением. Как отмечают историки, теперь принято считать, что решение о присоединении Крыма в 1954 году было продиктовано исключительно экономическими мотивами, поскольку у РСФСР якобы не хватало средств для полуострова, личная заслуга в этом советского лидера Никиты Хрущёва не упоминается. То, что следующий советский лидер Леонид Брежнев сам считал себя украинцем и даже указывал эту национальность в своих анкетах, новая концепция украинской истории также игнорирует.

«Леонид Брежнев, например, в документах в первую половину своей карьеры указывал собственную национальность как «украинец». Или Черненко — тоже калиброванный украинец, — возмущается Андрей Пургин, идеолог и основатель движения «Донецкая республика», бывший председатель парламента ДНР. — Если копнёте корни Горбачёва, то тоже очень сильно удивитесь. Эти деятели, конечно, не написали, что одним из самых первых распоряжений Хрущёва был возврат многих бандеровцев из Западной Европы, из Америки и их дальнейшая легализация. Сколько Хрущёв сделал для украинской государственности!»

«Умолчали украинские историки и о строительстве ДнепроГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции в Европе того времени, которую изначально планировали построить в России, — напоминает Вячеслав Никонов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию. — Ни слова и про Кременчугский автомобильный завод, который выпускал легендарные КРАЗы. А ведь построить его сначала планировали под Ярославлем. Россия в ущерб себе делала из аграрной Украины индустриальную страну. И таких примеров можно привести массу…»

Учебники по истории Украины и России: потенциал, качество, доступность

Власти Украины последовательно осуществляют реформу государственного школьного образования во исполнение украинского закона об образовании от 5 сентября 2017 года. Реформа предполагает фундаментальную национальную украинизацию системы государственного образования Украины.

Для нужд реформированного преподавания на Украине обновляют школьные программы, а под них готовят новые или обновленные учебники. В этом общем рабочем потоке Министерство образования и науки Украины приказом № 449 от 25 марта 2020 года рекомендовало для преподавания в 7-м классе средней школы список учебников по истории — по предметам «Всеобщая история» (всего семь учебников разных авторов) и «История Украины» (восемь учебников).(1) Их-то мы и рассмотрим в нашей публикации.

Учебники для украинской школы готовятся в рамках государственной программы за счет государственных средств Министерством образования и науки Украины и Институтом модернизации содержания образования. На вклад в программу последнего учреждения необходимо обратить особое и пристальное внимание. Сейчас получившийся готовый продукт может посмотреть всякий. Принятые для обучения в украинской средней школе учебники выложены в открытый доступ на ресурсе Института модернизации содержания образования. См. раздел с учебниками по истории Украины для 7-го класса.

Изданные учебники соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Украины (последний вариант утвержден постановлением кабинета министров 30 сентября 2020 года) и действующей программе по истории Украины, принятой Министерством образования и науки Украины в 2018 году. Все принятые к образованию учебники по истории Украины имеют гриф «Рекомендовано Министерством просвещения и науки Украины».

Учебники по истории Украины для 7-го класса содержат учебный материал по истории Украины, начиная с середины I тысячелетия и до конца XV века. Этот период отнесен к началу украинской государственности и собственно Украины.

Все учебники в министерском списке подготовлены на государственном украинском языке. Но из восьми учебников по истории Украины для 7-го класса — один переведен на языки национальных меньшинств. Сейчас на сайте Института модернизации содержания образования выложен учебник по истории Украины для 7-го класса Гисема-Мартынюка в вариантах на молдавском, румынском и венгерском языках.

По существу украинский «государственный» учебник по национальной истории является украинским аналогом российского «единого учебника» по отечественной истории, принятого в 2014—2015 годах.(2) Поэтому для начала имеет смысл сравнить украинский «государственный» и российский «единый» по общим критериям.

И украинский учебник по украинской истории, и российский «единый учебник» по отечественной истории предлагают государственные версии национальных историй Украины и РФ, выполненные по заранее заданной схеме — либо историко-культурного стандарта, как это в РФ, либо учебной программы, как это на Украине.

Здесь сразу отметим то обстоятельство, что для формирования национальной идентичности у школьника бóльшее значение имеет освоение именно начального периода «сконструированной» национальной истории, чем последующие периоды. В случае с Украиной и РФ, образно говоря, Киевская Русь, Данила Галицкий, Александр Невский важнее хронологически более поздних Мазепы, Петра I и Второй мировой войны с Жуковым и Бандерой.

В этом плане заданные хронологические рамки — с середины I тысячелетия до конца ХV века — для начальной истории полностью идентичны в российском «едином учебнике» и украинском учебнике истории Украины. Излагаются они, разумеется, по-разному в рамках национальных культурных конструктов, но только вот этот начальный период в российской школе изучается в 6-м классе, а в украинской школе — в 7-м классе. В этом плане разница в год для освоения начальной истории подростками дает очевидные преимущества украинской школе и украинскому учащемуся перед российской школой и российским учащимся. Заметим, что изучение истории СССР как предмета в советской школе также начиналось в 7-м классе. В постсоветской школе в РФ начало изучения предмета отечественной истории было снижено на один год и перенесено в 6-й класс.

Читайте также  Сельское хозяйство в домонгольской руси

Другое очевидное преимущество последнего украинского учебника по истории Украины для 7-го класса — он примерно на 100 страниц (и больше) меньше по объему, чем его российский аналог — «единый учебник». Российский шестиклассник по начальному периоду истории обречен читать больше чем на треть по аналогичному периоду, чем украинский семиклассник.

В ходе реформирования учебник по истории Украины для 7-го класса был существенно сокращен. Для примера, учебник Гисема-Мартынюка 2015 года издания был объемом в 240 страниц, а учебник этих же авторов 2020 года — в 144 страницы. Для сравнения, самый последний в линейке российский «единый учебник» по отечественной истории для 6-го класса под редакцией академика Тишкова по объему составляет аж 318 (!) страниц. Это много, если принимать в учет и необходимость работы ученика с другими учебниками по другим предметам.

В российском учебнике под редакцией академика Тишкова, который шире по хронологии, периоду «с древнейших времен до VII века» отведено 22 страницы. В украинском преподавании национальной истории период «с древнейших времен» — т. е. от скифов, древних эллинов и до появления восточных славян — изучается в 6-м классе средней школы.

Но при своем меньшем постраничном объеме за счет применения цифровых технологий украинский учебник по национальной истории потенциально дает значительно больше дополнительного материала учащемуся, чем хронологически аналогичный ему российский «единый учебник» по отечественной истории.

Украинская находка и «ноухау» — это широкое использование на бумажных страницах учебника цифровых штрихкодов, которые при сканировании их обычным смартфоном или планшетом отсылают к размещенным в интернете на подготовленных страницах дополнительным графическим материалам, историческим картам, схемам, диаграммам, фрагментам текстов первоисточников, проверочным тестам, дополнительным заданиям, забавным кроссвордам по истории и т. д.

Штрих-коды в учебнике по истории Украины. Источник: учебник Гисема-Мартынюка.

В этом плане «технически» украинские учебники по истории более современны, чем их российские аналоги. Здесь есть что перенять российскому учебнику по истории.

Штрих-коды в учебнике по истории Украины. Источник: учебник Гисема-Мартынюка.

И далее отметим другое немаловажно обстоятельство: общий просветительский потенциал украинских учебников по украинской истории несравненно более широк, чем у российского «единого учебника». Все принятые в школьное образование на 2020/2021 учебный год учебники по украинской истории, как мы указывали выше, выложены в интернете в открытый доступ в формате pdf. Их можно «навсегда» и «легально» загружать в любые персональные компьютеры, планшеты и смартфоны. Не только по своей обязанности учащиеся и учителя, но и все интересующиеся своей историей украинцы легко могут ознакомиться с ними. В этом плане сравнение явно идет не в пользу их российских аналогов по периоду — «единых учебников».

В отношении российских учебников очевидным образом главенствует дух коммерции. Легально свободно получить их нельзя, а вот купить можно. Последние 2019 года «единые учебники» под редакцией академика Тишкова и за авторством проф. Данилевского на законных основаниях можно получить по подписке на ресурсе Lecta на 365 дней за 150 рублей, и это не pdf. Здесь любителю отечественной истории скорее следует рассчитывать в интернете после некоторых своих усилий на пиратский контент. Популяризаторский потенциал российского «единого учебника» по истории сужен коммерческим подходом.

Украинские учебники по истории Украины в свободном доступе. Источник: ресурс Института модернизации содержания образования Украины

До последнего времени в российском интернете преобладает критический подход к культурной деятельности украинских националистов и выстраиваемого ими «национального государства». Но ерничать или выражаться пренебрежительно в отношении описываемых нами последних украинских учебников по украинской истории не следует. Они вполне себе на должном техническом и художественном уровне. В них виден серьезный и системный подход, которым нельзя пренебрегать или насмешливо отвергать с порога. В отношении изложения украинского конструкта национальной истории эти учебники более последовательны и аккуратны, чем российский «единый учебник», авторы которого на практике зачастую не следуют принятому в 2014 году историко-культурному стандарту отечественной истории, хотя и утверждают, что делают это.

За доступ к российскому «единому учебнику» по истории России надо платить. Источник: Lecta.ru

В продолжении этой публикации мы рассмотрим концепцию украинской истории в изложении украинских «государственных» учебников образца 2020 года, и что следует противопоставить украинскому конструкту.

(1) Используемые в современном преподавании в украинской средней школе учебники по истории Украины для 7-го класса с грифом «Рекомендовано Министерством просвещения и науки Украины».

1) Історія України: підручник для 7 класу закладів загальної середньої освіти / Сорочинська Н. М., Гісем О. О. — Тернопіль: Навчальна книга — Богдан, 2020. — 176 с.

2) Історія України: підручник для 7 класу закладів загальної середньої освіти / Смолій В. А., Степанков В. С. — Київ: «Генеза», 2020. — 160 с.

3) Історія України: підруч. для 7 кл. закладів загальної середньої освіти / В. О. Дрібниця, І. Я. Щупак, О. В. Бурлака, І. О. Піскарьова. Київ: УОВЦ «Оріон», 2020. — 176 с.

4) Історія України: підруч. для 7 кл. закл. загал. серед. освіти / О. В. Гісем, О. О. Мартинюк. Харків: Вид-во «Ранок», 2020. — 144 с.

5) Історія України: підручник для 7 класу закладів загальної середньої освіти / Власов В. С., Панарін О. Є., Т опольницька Ю. А. — Київ: «Літера ЛТД», 2020. — 176 с.

6) Історія України: підручник для 7 класу закладів загальної середньої освіти / Свідерський Ю. Ю., Романишин Н. Ю — Київ: «Грамота», 2020. — 176 с.

7) Історія України: підруч. для 7 класу закладів загальної середньої освіти / за редакцією Пометун О. І., авт. О. В. Дудар, О. І. Гук. Київ: Видавничий дім «Освіта», 2020. — 160 с.

8) Історія України: підручник для 7 класу закладів загальної середньої освіти / Г. М. Хлібовська, О. В. Наумчук, М. Є. Крижановська, І. О. Бурнейко. — Тернопіль: Астон, 2020. — 176 с.

(2) Действующие в Российской Федерации в 2020/2021 учебном году «единые учебники» по отечественной истории для 6-го класса

1) История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. М., Просвещение, 2016. 128 с.; Ч. 2. Там же. 127 с.

2) Пчелов Е. В., Лукин П. В. История России с древнейших времен до начала ХVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю. А. Петрова. М., «Русское слово», 2016. 240 с.

3) Данилевский И. Н., Андреев И. Л., Юрасов М. К. История России. 6 класс. С древнейших времен до начала XVI века. М., Дрофа, 2020. 285 с.

4) Вовина В. Г., Баранов П. А., Александрова С. В., Лебедева И. М. История России. 6 класс. Под общ. ред. акад. В. А. Тишкова. М., Вентана-Граф, Росучебник, 2019. 318 с.

Конспект для подготовки к ЗНО по истории Украины

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №1 «Найдавніші часи. Перші предки людини на території України.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №2 «Утворення та становлення Київської Русі»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №3 «Розквіт Київської Русі»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №4 «Роздробленість Київської Русі»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №8 » Узагальнення з тем «Найдавніші часи» і «Київська Русь » »

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №9 «Виникнення українського козацтва. Запорозька Січ – козацька республіка»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №10 «Доба героїчних походів»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №11 «Козацько-селянські рухи в Україні наприкінці ХVІ – у 20 — 30-х рр. ХVІІ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №12 «Культура України у ХVІ – ХVІІ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №14 «Формування української національної ідеї»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №15 «Завершальний період Визвольної війни»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №16 «Початок «Руїни». Боротьба за владу серед козацької старшини»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №17 «Період «Руїни» в Україні»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №18 «Українські землі наприкінці ХVІІ — початку ХVІІІ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №19 «Втрата Україною залишків автономного устрою»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №20 «Українські землі в середині та наприк. ХVІІІ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №21 «Українські землі на початку ХІХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №22 «Українська культура у другій половині ХVIII — першій половині ХІХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №23 «Українські землі в складі Австро-Угорщини»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №24 «Скасування кріпосного права в Наддніпрянській Україні»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №26 «Суспільно-політичне життя в Україні в др. пол. ХІХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №27 «Піднесення національно-визвольного руху»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №28 «Українська культура в др. пол. ХІХ ст.»

Читайте также  Карта: развитие владимиро-суздальского княжества

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №29 «Україна в ХVІ – ХІХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №30 «Соціально-економічний та політичний розвиток України на поч. ХХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №31 «Україна в революції 1905 — 1907 рр.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №32 «Західноукраїнські землі на поч. ХХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №33 «Українська культура і духовне життя народу на поч. ХХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №34 «Україна в роки Першої світової війни»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №35 «Західноукраїнські землі в роки Першої світової війни»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №36 «Українська національно-демократична революція»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №37 «Державотворчі процеси в Україні»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №38 «Війна радянської Росії з УНР»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №39 «Проголошення незалежності УНР»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №40 «Українська держава гетьмана Скоропадського»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №41 «Директорія УНР»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №42 «Західноукраїнська Народна Республіка»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №43 «Україна в 1919 – 1920 рр.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №44 «Завершення Української революції»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №45 «Радянська українська державність у 20 – 30-ті рр.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №46 «Радянська модернізація України (1929 – 1938 рр.).»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №47 «Західноукраїнські землі в 1921 – 1939 рр.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №48 «Україна під час Другої світової війни (1939 – 1945). Початковий етап»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №49 «Завершальні роки війни»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №50 «Україна в кінці ХІХ – першій половині ХХ ст.»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №51 «Післявоєнна відбудова і розвиток України в 1945 – середині 60-х років»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №52 ««Відлига»»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №53 «Період «застою»»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №54 «Розпад Радянського Союзу»

Краткий конспект подготовки к ЗНО по истории Украины №55 «Україна в умовах незалежності»

Концепция и модель образования в Украине в 20-е годы ХХ века

План

2 Концепция и модель образования в Украине в 20-е годы ХХ века

3 Сеть специального (профессионального) образования

4 Кадры в системе образования

4.1 Кадровый состав в специальных (профессиональных) учреждениях

4.2 Материальное обеспечение и социальный статус педагогов

5 Студенческие организации в Украине в 20-е годы

5.1 Комплектация коллективов студентов

Введение

Актуальность темы исследования. В обществе «развитого социализма» студенческие организации, выступая в качестве орудия поддержания господства правящей партийной олигархии (впрочем, как и вся система высшего образования в целом) и являясь государственными социальными институтами, в определенной степени способствовали решению основных задач высшей школы. При этом функции студенческих организаций изначально фиксировались «сверху» партийно-бюрократическим аппаратом, а самодеятельность таких организаций дозировалась. Тем не менее, именно в силу того, что студенческие организации осуществляли свою деятельность в качестве структурных элементов государственного аппарата, создавалась ничем не оправданная иллюзия их собственного веса и значимости. Постепенный, но практически полный отказ от государственного патронажа студенческих организаций предопределил исчезновение студенческих организаций в том виде, в котором они существовали в УССР.

Студенческие организации выполняли различные функции, причем их роль в реализации непосредственных задач высшей школы была то более, то менее значимой.

На современном этапе деятельность студенческих организаций в Украине стала настолько незаметной, что вопрос о необходимости их существования как таковых, о возможных направлениях их деятельности, а также, в частности, о том, должны ли (и могут ли) студенческие организации способствовать выполнению общих задач, стоящих перед высшей школой, выступая тем самым в качестве субъекта педагогической деятельности, приобрел особую остроту.

Объектом исследования является совокупность основных групп историографических источников по истории образования УССР 1920-х гг.

Предметом исследования является система образования Украины, к которой принадлежат: учебные заведения, научные, методические и научно-методические организации, научно-производственные предприятия, государственные и местные органы управления образованием и самоуправлением в отрасли образования [23].

Цель исследования — построение функционально-структурной модели студенческой организации педагогического вуза, способной оптимальным образом содействовать решению основных задач высшей педагогической школы, и выявление организационно-педагогических условий ее практической реализации.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

— изучить сеть специальных (профессиональных) учебных заведений, процессы и причины, которые влияли ни её изменение, исправить накопившиеся ошибки;

— выяснить и обосновать основные историографические периоды изучения истории становления и развития советского образования в Украине в 1920-е гг, показать их характерные особенности;

— выявить ведущие направления и основные тенденции исследования истории образования в УССР 1920-х гг, проанализировать существующие парадигмы по ее разработке, раскрыть динамику и особенности изучения отдельных ее аспектов, постигнуть весомость и значение исследовательских результатов и определить их зависимость от конкретно-исторических условий; — проследить влияние политической конъюнктуры тоталитарного режима на проблематику, содержание, уровень и объективность исследований по истории образования в УССР в 1920-е гг.;

— определить степень научности исторических концепций, эффективности методологических приемов и их значение для осмысления опыта прошлого;

— рассмотреть кадровый состав учреждений специального (профессионального) образования на протяжении 20-х годов, сделать комплексный анализ процессов и причин, которые влияли на его изменения;

— очертить исследованы, недостаточно изучены или сфальсифицированы аспекты проблемы, обобщить историографические уроки и обосновать перспективы исследования темы [22].

Следует признать, что, достаточно много историков задевали тему студенчества, в частности Украинского. А именно: В.Г.Афанасьев [1], А.В.Баранов [2], В. В Липинский [3], В.А.Ван [4], А.П.Ветошкин [5], И.П.Волков [6], В.Н.Глобова[7], А.Д.Глоточкин [8], Э.Б.Гусейнов [9], Н.П.Добронравов [10], Т.В.Живтова [11], В.С.Завьялова [12], О.В.Зиневич [13], С.Н.Иконникова [14], И.В.Колесникова [15], Ясницкий Г.И. [16], Тамм Е. [17],Быстров Н. А. [18], Гололобов В. М. [19], Гринько Г. Р.[20], Ряппо Я. П.[21]. Эти и другие историки написали множество книг, учебников, диссертаций.

Хронологические рамки исследования охватывают период 20-х годов ХХ века. Это был период, когда существовали существенные элементы партийного и государственного демократизма, одно из проявлений которого – наличие самостоятельной и оригинальной системы образования, которая строилась и развивалась по собственной концепции и модели.

Географические рамки исследования включают территорию УССР в исследуемый период, которая в начале 20-х годов состояла из 12 губерний [24].

Концепция и модель образования в Украине в 20-е годы ХХ века

Сначала нужно определить такие понятия как «концепция» и «модель».

Под понятием «концепция» следует подразумевать основную точку зрения, руководящую идею и мысль. Понятие «модель» в широком понимании означает какое-либо изображение, описание, схему, чертеж, график, план, карту какого-либо объекта, процесса или явления [25].

В 1919 году система образования в УССР строилась под руководством народного комиссара образования В. П. Затонского на основе заимствованных в РСФСР концепции и модели образования, которые опирались на «формальный» подход в подготовке специалистов, а так же на 2 документа: программу РКП (б), принятую в марте 1919 года [26], и Положения про единую школу РСФСР, утвержденные на заседании ВУЦК 30 сентября 1918года [27]. Заимствованные модель и концепция образования не учитывали социально-экономическую и национальную специфику Украины, были оторваны от реальных потребностей экономики в условиях хозяйственной разрухи.

Русская концепция образования, которая использовалась в Украине, была направлена на подготовку общеобразовательного человека, отделение общего образования от профессионального, получение специальности в достаточно позднему возрасте, начиная с 17-18 лет. Главной формой учебной, трудовой, воспитательной деятельности должна была стать единая трудовая школа, где бесплатно вместе учились дети 2-х полов до 17 лет. Предвиделось обучение на родном языке.

Над средней девятилетней школой строилась высшая, которая обеспечивала профессиональную подготовку и имела два вида учебных заведений – институты и университеты. Рядом с главной моделью образования строилась вспомогательная, которая состояла из школ фабрично-заводского ученичества. Дальше шли техникумы и другие средние профессиональные заведения.

В 1919 году руководство Украины вслед за Россией начало строить модель образования, которая опиралась на так называемый «формальный» подход, который предусматривал формирование гармонично развитой личности. В это же время эта модель и концепция образования представляли собой российский вариант, который не учитывал национальных и экономических особенностей Украины, был далеким от потребностей народного хозяйства.

Следует отметить, что реальные на то время социально-экономические условия в Украине, вызванные последствиями войны, были значительно хуже, чем в России. Украина была не в состоянии финансово обеспечить реализацию указанной российской концепции и модели образования. Поэтому Нарком Украины в начале 1920 года отказался от их реализации и начал разработку собственной концепции и модели образования. «Зруйнування господарства було таким великим, що саме на ціц основі виникла пртреба в перегляді освітньї політики, саме звідси виходить характерна в 1920 р.боротьба напрямків»,-писал нарком образования Гринько[28].

Читайте также  Сторонники и противники хрущева

Первый общеукраинский совет по вопросам народного образования (март 1920г.), что в основу организации обучения детей надо положить на девятилетнюю общеобразовательную школу, а семилетнюю, после которой дети будут обучаться в профессионально-технических учреждениях, техникумах и академиях. 25 марта совет утвердил модель образования УССР, которая принципиально отличалась от модели образования в 1919г.[29]. По новой модели образования впервые вводилась ранняя профессиональная подготовка (начиная с 15-летнего возраста); совмещалось общее образование со специальным.

4 апреля 1920 г. Нарком Украины издал постановление «Про подготовку работников образования с обязательным изучением украинского языка», а 21 декабря 1920 г. Совнарком УССР принял постановление «О введении украинского языка во всех учебно-воспитательных учреждениях с неукраинским языком обучения» [30]. Для контроля по исполнению постановлений была создана специальная комиссия, в состав которой вошли так же Г. Гринько и В. Блакытный.

В 1921 г. Все украинские университеты были ликвидированы. На их базе создавались небольшие специализированные вузы. На наш взгляд, ликвидация университетов была ошибкой со стороны Г. Гринька, что привело к снижению теоретического уровня подготовки специалистов с высшим образованием и вызвало недовольство со стороны профессорско-преподавательского состава. Уже в конце 20-х годов украинская вузовская периодика печатала материалы с резкими осуждениями этой акции и призывала немедленно возродить университетскую систему, что было сделано только в начале 30-х годов.

Следует отметить, что до конца 20-х годов руководство Наркома Украины состояло в основном с приверженцев украинской концепции и модели образования Затонский, который занял должность Наркома после отстранения от должности Гринька, который направил свою деятельность на устранение недостатков этой модели образования. Активным последователем последней был Шумский. М. Скрыпник, который сменил Шумского в 1927 г., продолжал отстаивать и усовершенствовать украинскую модель образования.

Позитивный опыт, накопленный опытом работы совместно использовался Наркомом Украины и России. Во второй половине 20-х годов Нарком Украины пересмотрел своё концептуальное отношение к техникумам. Значительная их часть была превращена в институты. Был ликвидирован разрыв между сердим образованием и высшим. Срок обучения в профессиональных школах увеличился до 3-х лет, что дало возможность значительно расширить время на общеобразовательную подготовку.

В итоге, с момента создания союзных государств и до конца 20-х годов, Наркому Украины удалось отстоять и сохранить собственную модель и концепцию образования. При этом украинская сторона смогла их усовершенствовать. Частичное сближение концепции и модели образования осуществлялось на основе двупольного использования опыта.

Концепция истории украины в украинских школах и вузах

17 июля министр образования и науки Украины Лилия Гриневич подписала приказ № 826 «Об утверждении учебных программ для 10−11 классов общеобразовательных учебных заведений». В пресс-службе министерства отметили, что «процедуру обновления также прошла программа по истории Украины».

С 1 сентября 2016 года для украинских старшеклассников вводятся новые учебники по отечественной истории. Как сообщают представители Украинского института национальной памяти (УИНП), ученики 10-11 классов будут изучать «Украинскую революцию 1917-1921 годов», «советскую оккупацию Украины», «войны советской России с Украинской Народной Республикой» и ряд политических событий, имевших место в последние годы.

«Институт в 2015 году инициировал внесение изменений в школьную программу по истории Украины для 10–11 классов. После обсуждения проект был утвержден приказом министра образования и науки», – информирует УИНП.

«В программе выделены и расширены, в частности, такие события, понятия, факты и термины: бой под Крутами; этапы трудовой и политической эмиграции; войны советской России с Украинской Народной Республикой; советская оккупация Украины; административно-территориальные изменения украинских земель на протяжении всего ХХ века; Акт восстановления Украинского государства; вклад украинского народа в победу над нацизмом во Второй мировой войне; украинцы в воинских формированиях государств Объединенных Наций», – отмечают авторы программы.

Кроме того, школьники будут изучать ряд исторических фигур и персоналий, которые «способствовали развитию Украины». Среди них – Степан Бандера, Роман Шухевич, Симон Петлюра, Евгений Коновалец и Петр Порошенко.

По данным СМИ, в раздел новейшей истории войдут параграфы «Агрессия и оккупация Крыма Российской Федерацией» и «Антитеррористическая операция в Донбассе». Отдельно говорится о победах Украины на конкурсе «Евровидение» в 2004 и 2016 годах.

В новую школьную программу по истории вводится понятие «депортация» (имеется в виду депортация из Крыма крымских татар и других народов, а также массовые депортации этнических украинцев из Польши в 1944-1946 годах).

В министерстве образования и науки пояснили, что новая программа призвана «воссоздать историю страны без политических купюр и идейной заангажированности». В разработке учебника приняли участие представители правительственных, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Появление нового антинаучного пособия прокомментировали украинские и российские ученые и деятели культуры.

«Без конкретных цитат и годов из темы сложно понять, о чем идет речь, – размышляет о «советской оккупации» историк Андрей Светенко. – Если это касается 39-го и освободительного похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию, входивших в состав Польши, то тогда, с позиции украинской идентичности, они говорят об акте оккупации. Внедряется в сознание, что это была именно агрессия и оккупация. Хотя в действительности произошло воссоединение украинского и белорусского народа, возвращение исторических земель. Не секрет, что в украинском языке много расхождений с так называемыми «западенцами» и жителями Левобережной Украины. Но если они распространяют понятие «оккупация» на всю страну, то это в корне неверно. Не осуществлялось против них карательных действий, местные и центральные органы советской власти были представлены украинцами».

«Все происходит на уровне терминов, – подчеркивает историк. – Например, сейчас на Украине ситуацию с Крымом называют «аннексией» и «агрессией», невзирая на референдум и мнение подавляющего большинства крымчан. Как можно политическую историю подать объективно? ″Без политических купюр″ – совсем неясная фраза. Путь выяснения правдивости и достоверности, на мой взгляд, ложный. Есть несколько точек зрения на одно событие. Их можно давать ученикам, чтобы они формировали свое представление о событиях тех лет. Тогда это хоть как-то можно понять».

По мнению луганского писателя Глеба Боброва, украинские власти «формируют искусственную реальность, и они это делают давно и вполне последовательно».

«Это началось не сегодня и не вчера, это началось с 1990-х годов, сразу с момента действительного образования украинского государства в 1991 году», – напоминает писатель.

«Вся украинская идентичность строится лишь на отрицании русского, – уверен Г.Бобров. – Когда Кучма дал своей книжке название ″Украина – не Россия″, он ошибся, надо было написать: ″Украина – Антироссия″. Это точно выразило бы идентичность нынешнего украинского государства, ибо главная идея интегрального украинского нацизма – это Антироссия. Если убрать из украинской национальной идеи Россию и противостояние ей, то она сдуется, как воздушный шарик… И вот чтобы эту пустоту как-то наполнить, они и формируют эту фейковую искусственную реальность. Это фейковая страна с фейковой культурой, потому она вынуждена это делать, в том числе путем формирования всяческих искусственных бредовых идеологем и перекрученных с точностью до наоборот исторических событий».

«По сути, это интеллектуальный, духовный теракт против собственной молодежи, – резюмирует Г.Бобров. – Своими антиисторическими мифами калечат души детей, подростков, молодежи…».

«Эта ситуация настолько комичная, что я вообще не знаю, как ее комментировать, – недоумевает одесский поэт и журналист Олег Губарь. – Страна непуганых идиотов? Мне не хочется оскорблять людей, потому что в Одессе масса здравомыслящих людей, сопротивляющихся таким вещам. Но это вводит в шок, и ничего не остается другого, только юмор спасает. Как сказала моя очень близкая подруга, американский крупный историк, автор монографии крупнейшей по истории Одессы: я историк, а не политик, во-первых; а во-вторых, она сказала, что в трагических ситуациях, наверно, проявляют больше всего склонности к юмору наиболее претерпевшие. К окружающему иногда надо относиться как к неизбежности, это единственная наша броня».

«Ничего удивительного, эта тенденция переписывания истории с упором на ″вечное и исконное″ противостояние Украины с Москвой уже длится лет двадцать, – напоминает доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. – В украинских учебниках и Полтавская битва именуется «поражением украинско-шведских воинов от российских царских орд». И других подобных выворачиваний истории наизнанку уже масса. При этом тщательно игнорируется, что в период советской власти территория Украины увеличилась фактически в два раза за счет Новороссии, восточных областей, Крыма, наконец. Одновременно идет методичная кампания на дискредитацию общих эпизодов истории наших стран – в том числе и победы над фашизмом».

«В предыдущий раз школьную программу по истории на Украине меняли в 2009 году. Но по сравнению с теми коррективами нынешние исправления серьезные специалисты называют тифозным бредом. Особое возмущение вызывает формулировка «советская оккупация»», — рассказывает Дмитрий Чураков, доктор исторических наук, профессор московского педагогического государственного университета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: