Культура россии в смутное время

И.В. Жолтовский (1867-1959).Повторение культуры к ЕГЭ. Карточка 27. Архитекторы 20 века.

Повторение культуры к ЕГЭ. Карточка 27.

Архитекторы 20 века.

И.В. Жолтовский (1867-1959)

Повторение культуры к ЕГЭ. Живопись. Карточка № 1. Эпоха Ивана Грозного в живописи

Повторение культуры к ЕГЭ. Живопись.

Карточка № 1.

Эпоха Ивана Грозного в живописи

Культура. 17 век. Архитектура

Культура. 17 век. Архитектура

Храм Рождества Богородицы в Путинках

17 век – это и период Смутного времени, и время правления первых Романовых, и начало деятельности Петра 1. Различные эпохи в течение всего одного века. Поэтому и культура в разные моменты истории данного периода была своеобразной, дополнялась новыми мотивами и стилями.

Обмирщение зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Вместо монументальных храмов — небольшие церкви.

Впервые 30 лет — шатровое строительство.

1652- Никон запретил строить шатровые здания (возрождал классику).Но шатровые здания продолжали строить.

— 1628-Успенская церковь в Угличе.

— Церковь Покрова в Рубцове (1619-1626)- построена в честь победы над поляками.

Культура. Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)Памятники

Культура. Памятники архитектуры 14-16 вв.

Новгородский каменный Кремль.1302

Москва. Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском, 1367

Храм Алексеевского монастыря в Угличе, 1371

Культура 14-16 вв. Литература. Образование

«Хождение за три моря» Афанасий Никитин

Устное народное творчество, литература

Основная идея произведений — непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.

Сказание о невидимом граде Китеже — легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера.

ЛЕТОПИСИ:

появились новые центы — Москва и Тверь

— патриотизм, идея единства под главенством Москвы

Исторические повести и песни: повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).

О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина (Софоний Рязанец)

Культура Киевской Руси. Архтитектура. Памятники.

989-996- Киев — церковь Успения Богородицы (Десятинная церковь)

Нач. 11 в.- Храм Бориса и Глеба в Вышгороде. Первое упоминание- 1021 год.

1036- Спасско-Преображенский собор в Чернигове

1037- 1041-Софийский собор в Киеве

Золотые ворота в Киеве (1037- первое упоминание, строительство в 1019-1026)

1045-1050Софийский собор в Новгороде

Киево-Печерская лавра (1051, основал монах Антоний)

Киево-Печерский монастырь, 1062

Собор св. Николы на Ярославовом дворище (1113)

Борисоглебский собор в Чернигове (1120)

Золотые ворота во Владимире (1164)

Церковь Покрова на Нерли (1165)

Успенский собор во Владимире(1186-1189)

Дмитровский собор во Владимире(1194)

1198- Церковь Спаса на Нередице в Новгороде(1198)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230)

Культура Древней Руси. Декоративно-прикладное искусство, музыка, сельхозорудия. Особенности культуры .

Гусляры. Художник Васнецов В.

Декоративно-прикладное искусство

Развивалось художественное ремесло ( было более 60 специальностей ремесленников).

Ювелирное искусство — расцвет.

Чеканка

Скань — узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась по металлу.

Зернь-узор из мельчайших золотых или серебряных зёрен на металле.

Перегородчатая эмаль-заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом.

Гравировка

Чернь по серебру

Кузнечное дело: сложные замки, оружие — кольчуги, сабли, колющие мечи, в 12-13в. появились арбалеты и гранёные стрелы к ним.

С сер.10в.- производство кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.

Музыка

Народная, богослужебное пение и светское пение.

Вместе с принципами храмового строительства , канонами, жанрами в русскую культуру пришла и церковная музыка. Церковное песнопение – обязательная составляющая православного богослужения.

Скоморохи — первые профессиональные актёры( певцы, музыканты, плясуны, акробаты).

Инструменты: гусли, волынка. бубны, свирели, рожки.

Сельхозорудия

Рало или орало- земледельческое орудие, близкое к примитивному плугу. Функция – рыхление почвы.

Плуг, борона, двузубая соха, борона-суковатка.

Особенности культуры Киевской Руси

  • В основе — религиозное мировоззрение (иконы, храмы, рукописные книги).
  • Двоеверие – христианизация при сохранении пережитков язычества.
  • Традиционализм (следование традициям, почитание старины).
  • Анонимность большинства произведений культуры.
  • Самобытность национальной культуры — синтез культуры восточных славян и христианских традиций.
  • Большую роль на развитие культуры оказало принятие христианства: переводились богослужебные книги из Византии, развивалась живопись, иконопись, каменное и деревянное зодчество, развивалась литература, образование.
  • Открытый характер культуры, то есть взаимодействие с другими культурами, прежде всего- с византийской и культурой народов степи.
  • к 12 в. Русь стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
  • 12-13вв.- расцвет местных стилей летописания, зодчества, изо и прикладного искусства, на базе которых — процесс формирования единой национальной культуры.

Факторы, которые оказали влияние на формирование древнерусской культуры:

  • богатое культурное наследие восточных славян (закреплению и передаче опыта способствовала языческая религия);
  • многоэтническая основа;
  • многообразие культурных контактов (Византия, Центральная и Западная Европа и др.).

В культуре домонгольского перида можно выделить три этапа:

1. период дохристианской культуры восточных славян

2.культура Киевской Руси

3.начало формирования местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях (на рубеже 12-13 вв.)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Смутное время в русской культуре

О, сердце родины моей,
Как много в старине твоей
Святых былин, тяжёлых снов,
Глубоко нравственных основ!

На Мраморной лестнице Российской государственной библиотеки проходит выставка «Смутное время в русской культуре». Экспонаты из фондов РГБ показывают, как события XVIII века нашли отражение в литературных, художественных и музыкальных произведениях. Выставка приурочена к Дню народного единства.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Экспонаты выставки из основного фонда РГБ, подсобного гуманитарного фонда третьего читального зала, отдела картографии, нотных изданий и изобразительных материалов включают уникальные произведения XIX — начала XX веков по литературе, художественной и музыкальной культуре, картографии. Экспонируются прижизненные издания Гавриила Романовича Державина, Ивана Ивановича Дмитриева, Михаила Николаевича Загоскина, Александра Николаевича Островского, Алексея Константиновича Толстого, Алексея Степановича Хомякова, Алексея Сергеевича Суворина. Особое место на выставке отдано многочисленной популярной просветительской литературе, акцентирующей внимание на исторических, поэтических, музыкальных знаниях для народного образования.

Бурные события начала XVII столетия, названные их современниками и отечественными историографами «Смутным временем», нашли широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры.

Одним из самых критических для Российского государства был период смены правящих династий, когда, с кончиной Фёдора Иоанновича (1598), Рюриковичи уступили престол династии Романовых, получившей трон после избрания на царство Михаила Фёдоровича в 1613 году.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Русская литература сохранила историю этого периода в сказаниях, былинах, исторических песнях, фольклорных и авторских произведениях.

Важными темами в русском искусстве конца XVIII — начала XIX века стали освобождение Москвы от польских войск ополчением Минина и Пожарского в 1612 году, подвиг Ивана Сусанина и избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Драма Михаила Хераскова «Освобождение Москвы», стихотворения Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, Павла Львова, Константина Рылеева прославляли героев как освободителей Отечества. В 1818 году на Красной площади в Москве был открыт бронзовый монумент Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, ставший зримым непреходящим напоминанием «благодарной России» своим героям.

В 1829 году Василий Жуковский приветствовал появление романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский или русские в 1612 году» словами: «Поздравляю публику с одним из лучших романов нашей эпохи!». Роман превратился в одно из самых читаемых, переиздаваемых, иллюстрируемых и переделываемых для учебных и просветительских целей произведение XIX — начала XX веков.

Читайте также  Теория официальной народности

Начиная с трагедии Александра Сумарокова «Дмитрий Самозванец», в 30-е годы XIX века появляется большое число произведений о Борисе Годунове и Лжедмитрии I.

Исторические персонажи традиционно представлялись на парсунах, в иконографическом портрете и царских титулярниках. В 1803 году Петербургская Академия Художеств в числе тем, достойных для исполнения учениками Академии, в рубрике «Героические подвиги и патриотические добродетели» первым называет подвиг «Кузьмы Минина и князя Пожарского».

В 1838 году выходит «Живописный Карамзин» с литографиями Бориса Чорикова, в котором сюжетные картины отечественной истории повествуют и о событиях Смутного времени.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Шумный успех имела исполненная в первый раз в 1811 году оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» Степана Дегтярёва на слова Николая Горчакова. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» на сцене Петербургского Большого театра.

В 1861 — 1862 годах Россия отмечала 250-летие исторических событий, связанных с борьбой русского народа с польско-литовской интервенцией в начале XVII века. В эти годы многие деятели искусств создают произведения на национальные исторические темы. Появляются драмы Александра Островского «Козьма Захарьин Минин-Сухорук», позже — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

Трагедия Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).

Работу над оперой «Борис Годунов» Модест Мусоргский начал в октябре 1869 года, используя для либретто текст Пушкина и материалы «Истории» Николая Карамзина. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

В 1904 году Алексей Суворин написал, издал и поставил на сцене в Петербурге пьесу «Дмитрий Самозванец и Ксения».

Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века представлена картинами живописцев, изображавших события Смутного времени — Михаила Пескова, Павла Чистякова, Николая Неврева, Константина Маковского, Михаила Нестерова, Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина и других.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Культура россии в смутное время

Два цикла лекций приурочены к окончанию Смутного времени в России и воцарению династии Романовых. 2018 год является юбилейным для этих важнейших событий в истории нашего государства. Цикл «Россия в Смутное время. К 400-летнему юбилею окончания Смуты» (№ 13) рассказываето начале Смутного времени, первом избранном царе Борисе Годунове, о первом самозванце на русском престоле Лжедмитрии I и Марине Мнишек. Вы узнаете о народном ополчении, изгнавшем из Москвы интервентов, и его руководителях князе Михаиле Пожарском и Кузьме Минине.

Пресечение в 1598 г. династии Рюриковичей, которая правила на Руси на протяжении многих столетий, привело к беспрецедентному событию – избранию нового государя Земским собором. Им стал царский шурин Борис Годунов, который стал одной из самых сложных и противоречивых фигур в русской истории. Его обвиняли в стремлении захватить власть еще при жизни царя Федора, часть современников считала его виновным и в гибели царевича Дмитрия, и в смерти единственной царской дочери Феодосии. Вступив на престол, он проявил себя как талантливый руководитель. Активное строительство новых городов, прием на службу иностранцев, отправка детей дворян для обучения за границу – только небольшая часть его активной деятельности. Однако правление Бориса не стало благополучным – неурожай и голод обрушились на Русскую землю. В Польше появился самозванец, выдававший себя за спасшегося Дмитрия. Стремительный взлет к власти закончился для Бориса печально – его скоропостижной смертью, гибелью его семьи и началом трагических событий Смутного времени.

Единственный раз в допетровской истории России на царство была венчана женщина. В Успенском соборе Кремля патриарх вручил царице Марине Юрьевне скипетр, а на голову ее возложил корону. Однако москвичи не радовались, а возмущались – ведь царица-полячка осталась католичкой, она не принимала православия. В день свадьбы Марины Мнишек и самозванца, именовавшего себя царем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, возмущение еще усилилось – торжества сопровождались непривычной музыкой и танцами. В результате всего через неделю после свадьбы в Москве произошло восстание, в результате которого самозванец был убит. Позднее Марина, имея возможность уехать в Польшу, оказалась в Тушинском лагере и признала своим мужем другого самозванца. Но так ли честолюбива и корыстна была Марина? Как должна была вести себя в чужой стране юная девушка, не знающая ни языка, ни обычаев этой страны? Об этом и о многих других событиях 1605-1606 годов вы узнаете из этой лекции.

Боярин Василий Шуйский явно не относился к числу самых выдающихся государственных деятелей той эпохи, и все же после гибели Лжедмитрия Боярская Дума избрала его царем. И оказалось, что уже немолодой и искусный в интригах придворный стал очень неопытным и неуверенным в своих силах государем. Многочисленные самозванцы и война с Польшей даже не давали правительству второго избранного царя контролировать территорию страны. Через 4 года те же бояре, которые возвели Василия Шуйского на престол, свергли его, и насильно постригли в монахи. А затем бывшего царя отправили в Польшу, там, в плену он и окончил жизнь. Страна осталась вообще без власти, ею стали править бояре, которые решили избрать царем польского королевича. И только народное движение, созвавшее ополчение во главе с князем Пожарским, привело к окончанию событий Смутного времени и изгнанию из России польских войск. На Земском соборе 1613 года новым царем был избран юный Михаил Романов, который стал родоначальником новой династии.

Лекции читаются по субботам в 14:00 в лекционном зале по адресу: ул. Манежная, д. 7.
Расположение на карте.

Приобрести билеты на каждую лекцию вы можете:
онлайн на нашем сайте; продажа билетов онлайн на нашем сайте на каждую лекцию начинается за 2 месяца до ее чтения;
— в кассах №6, 7, 8 в Александровском саду только в день чтения лекции. Дежурная касса работает до 19.00.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

СМУТА

Цели опричнины

Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

В 1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;

3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

В 1569 г. Польша и Литва, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, направили свои войска на Россию. Швеция так же успешно вела военные действия против России.

Россия потерпела поражение в войне, потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился только участок балтийского берега с устьем Невы.

Итак, начальный факт XVII в. — смута — в своем происхождении есть дело предыдущего XVI века, и изучение смутной эпохи вне связи с предыдущими явлениями нашей жизни невозможно. К сожалению, историография долго не разбиралась в обстоятельствах смутного времени настолько, чтобы точно показать, в какой мере неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием.

Читайте также  Установление мира в советской россии

Мы легко можем следить за развитием этого факта, отлично видеть, что там факт смуты — неизбежное следствие того государственного кризиса, к которому Францию привел ее феодальный строй; мы видим там и результат многолетнего брожения, выражавшийся в том, что преобладание феодального дворянства сменилось преобладанием буржуазии. У нас совсем не то. Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. Благодаря такому характеру нашей государственной «разрухи» и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах. Одну из таких теорий представляет в своей «Истории России» С. М. Соловьев. Он считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством.

Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает, как время борьбы общественного и противообщественного элемента в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды. Другого воззрения держится К. С. Аксаков, Аксаков признает смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом «государства», а не «земли». Земля в смуте до 1612 г. была совсем пассивным лицом. Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и наконец рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: «Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство. в 1612-13 гг. земля встала и подняла развалившееся государство». Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьева. Третья теория выдвинута И. Е. Забелиным («Минин и Пожарский»); она в своем генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в «правительстве», иначе в «боярской дружинной среде» (эти термины у него равнозначащи).

Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций (здесь Забелин становится на точку зрения Соловьева) давно уже крамольничала и готовила смуту. Столетием раньше смуты для нее созидалась почва в стремлениях дружины править землей и кормиться на ее счет. Сирота-народ в деле смуты играл пассивную роль и спас государство в критическую минуту. Народ, таким образом, в смуте ничем не повинен, а виновниками были «боярство и служилый класс». Н. И. Костомаров высказал иные взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце XVI в., Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и ее подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность.

Это последнее мнение уже слишком одностороннее: причины смуты несомненно лежали столько же в самом московском обществе, сколько и вне его. В значительной степени наша смута зависела и от случайных обстоятельств, но что она совсем не была неожиданным для современников фактом, говорят нам некоторые показания Флетчера: в 1591 г. издал он в Лондоне свою книгу о России (on the Russian Common Wealth), в которой предсказывает вещи, казалось бы, совсем случайные. В V главе своей книги он говорит: «Младший брат царя (Феодора Ивановича), дитя лет шести или семи, содержится в отдаленном месте от Москвы (т. е. в Угличе) под надзором матери и родственников из дома Нагих. Но, как слышно, жизнь его находится в опасности от покушения тех, которые простирают свои виды на престол в случае бездетной смерти царя». Написано и издано было это до смерти царевича Дмитрия. В этой же главе говорит Флетчер, что «царский род в России, по-видимому, скоро пресечется со смертью особ, ныне живущих, и произойдет переворот в русском царстве». Это известие напечатано было за семь лет до прекращения династии.

В главе IX он говорит, что жестокая политика и жестокие поступки Ивана IV, хотя и прекратившиеся теперь, так потрясли все государство и до того возбудили общий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно окончиться не иначе как всеобщим восстанием. Это было напечатано, по крайней мере, лет за 10 до первого самозванца. Таким образом, в уме образованного и наблюдательного англичанина за много лет до смуты сложилось представление о ненормальности общественного быта в России и возможном результате этого — беспорядках. Мало того, Флетчер в состоянии даже предсказать, что наступающая смута окончится победой не удельной знати, а простого дворянства. Это одно должно убеждать нас, что действительно в конце XVI в. в русском обществе были уже ясны те болезненные процессы, которые сообщили смуте такой острый характер общего кризиса.

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в.

Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского. Последний после своего бегства в Литву в 1564 г. вел достаточно интересную полемическую переписку с Иваном IV. Интересными были и письма царя. Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных.

Читайте также  Освобождение белоруссии: подготовка наступления

В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан «Домострой» – свод житейских правил и советов по ведению дома, домашнего хозяйства.

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

| следующая лекция ==>
| Основные тенденции социально-политического развития России в 17в

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Культура россии в смутное время

Бурные события начала XVII столетия, названные их современниками и отечественными историографами «Смутным временем», нашли широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры. Русская литература сохранила историю этого периода в сказаниях, былинах, исторических песнях, фольклорных и авторских произведениях. Особое место занимают произведения, написанные современниками. Они отличаются ярким напряжённым действием, эпическим изображением характеров и событий, ясным и выразительным языком. При всей неповторимости их объединяет стремление строить художественный рассказ о прошлом на основе глубокого изучения разнообразных источников.

Наиболее достоверное литературное произведение об этом времени принадлежит перу Конрада Бусова, уроженца Германии, заброшенного судьбой в Россию в 1601 году на одиннадцать лет. Не достигнув успехов на военном поприще, он решил прославиться как литератор. В 1612 году вчерашний наёмник написал произведение «Смутное состояние Московского государства», вошедшее в историю как «Московская хроника». Сочинение Буссова насыщено сведениями, полученными им от многочисленных русских собеседников, и примечательно массой деталей, отсутствующих в других источниках. В его «Хронике» действуют благородные герои, рыцари и монархи.

«Новая повесть о преславном Российском царстве» — публицистическое агитационное воззвание. Написана в конце 1610 – начале 1611 г., в самый напряжённый момент борьбы, когда Москва была захвачена польскими войсками. Обращаясь ко «всяких чинов людям», повесть звала их к активным действиям против захватчиков.

Тему смутного времени затрагивали многие известные поэты, писатели и драматурги. Здесь можно вспомнить А.С. Пушкина и его историчсекую драму «Борис Годунов». Александра Островского, автора пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», где воспроизводятся события начала XVII столетия. Драматург изображает одного из руководителей народного ополчения пламенным патриотом, борцом за единство русской земли.

Стоит отметить и драму Михаила Хераскова «Освобожденная Москва», стихотворения Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, Павла Львова, Константина Рылеева, которые прославляли героев как освободителей Отечества.

В 1820-х гг. свет увидел роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский или русские в 1612 году», который превратился в одно из самых читаемых, переиздаваемых, иллюстрируемых и переделываемых для учебных и просветительских целей произведение XIX — начала XX веков.

Начиная с трагедии Александра Сумарокова «Дмитрий Самозванец», в 30-е годы XIX века появляется большое число произведений о Борисе Годунове и Лжедмитрии I. В 1838 году увидел свет «Живописный Карамзин» с литографиями Бориса Чорикова, повествовавшими и о событиях Смутного времени.

Трагедия Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).

Литература

Живопись

Исторические персонажи традиционно представлялись на парсунах, в иконографическом портрете и царских титулярниках.

В 1803 году Петербургская Академия Художеств в числе тем, достойных для исполнения учениками Академии, в рубрике «Героические подвиги и патриотические добродетели» первым называет подвиг «Кузьмы Минина и князя Пожарского».

Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века представлена картинами живописцев, изображавших события Смутного времени — Михаила Пескова, Павла Чистякова, Николая Неврева, Константина Маковского, Михаила Нестерова, Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина и др.

В кинематографе тема событий, связанных со Смутой, также имела место быть. Всеволода Пудовкиным музыку написал Юрий Шапорин. выпущенный в 1939 году фильм «Минин и Пожарский» по повести Виктора Шкловского «Русские в начале XVII века».

Также, годом ранее на весь Союз прозвучали русские сцены из либретто оперы «Минин и Пожарский» авторства писателя Михаила Булгакова и композитора Бориса Асафьева.

Целиком, правда, произведение опубликовали лишь после смерти автора текста. Теме Смуты посвящён современный фильм «1612».

Не обошла тема Смутного времени и театральные залы. Шумный успех успех имела исполненная в первый раз в 1811 году оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» Степана Дегтярёва на слова Николая Горчакова. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» на сцене Петербургского Большого театра.

Кстати говоря, и на сегодняшний день данная постановка имеет большой успех. Работу над оперой «Борис Годунов» Модест Мусоргский начал в октябре 1869 года, используя для либретто текст Пушкина и материалы «Истории» Николая Карамзина. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Тема Смуты и ее отдельных героев поднималась в XX веке. Композитор Б. Асафьев задумал оперу, посвященную фигурам Минина и Пожарского. Соавтором его стал Михаил Афанасьевич Булгаков. В октябре 1936 года работа над пятиактной оперой была закончена. Но по разным причинам театральной премьеры не состоялось. Дело ограничилось тем, что на Всесоюзном радио в конце 1938 года прозвучали отдельные сцены из оперы.

На сцене Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки в 2012 состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». В спектакле занято более ста артистов: солисты оперы, хор, балет, миманс. А заключительная сцена настолько грандиозна, что с оркестром работают сразу два дирижера.

Театр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: