Культура во время феодальной раздробленности, древнерусская литература
Доклад: Культура Руси в период раздробленности
Культура Руси в период раздробленности
Для русской духовной культуры середины XII — XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.
Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной — Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).
В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).
«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству.
Основная идея «Слова» — необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.
Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью — обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.
Во второй половине XII в. (точная датировка » предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.
Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.
Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.
В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).
Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).
История культуры: конспект лекций.
2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности.
Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их.
К началу ХII в. существовало огромное число княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стремились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К началу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период ХII–ХIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «погибелью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси период, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрессивным ростом городов.
Продолжает бурно развиваться литература. В ХI–ХII вв. известны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовного звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял развитие литературы на Руси тот факт, что словесность существовала только в рамках рукописной традиции. До ХV–ХVI вв. продолжали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое положение сохранялось до ХIХ в. Вот почему из-за дороговизны материала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк ХI–ХIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава – полуустав, он появился в ХIV в.
Появление роскошных книг с киноварными буквами приходится на ХI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (ХI в.) и «Мстиславово Евангелие» (ХII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.
Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:
1. Переводная литература, которая считалась частью национальной словесности. В основном это были церковные произведения.
2. Оригинальная литература, написанная восточнославянскими авторами.
Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, относящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назидательный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наиболее известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», – это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поучения к попам» (ХIII в.), написанные древнерусским проповедником и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.
Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, который требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким примером его служит написанное киевским митрополитом Илларионом «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части.
1. Вступление, здесь автор противопоставил Новый и Ветхий Заветы.
2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкование некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с законом и благодатью.
3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил.
В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, независимости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тропами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учились писцы ХII–ХV вв.
ХII в. – время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., – «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. московский пожар на Разгуляв унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недостоверности этой копии предлагаются и по сей день.
Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величайшим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важная особенность произведения – использование различных метафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д.
«Слово о полку Игореве» – уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на последующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов.
Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и нашествие Батыя. К 1238–1246 гг. относится создание «Слова о погибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем».
В целом литература ХII–ХIII вв. представлена произведениями, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высокой нравственности, духовности, церковной прилежности.
Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.
Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосии и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Печерский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гнева Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а монастырские жители могли заниматься вполне мирскими занятиями. Вот почему именно монастыри долгое время оставались главными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей.
С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек – Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археологические раскопки позволили нам узнать, насколько величественное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.
Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастерства строителей – Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Руси. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В ХI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками (изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками).
В 30-е годы ХI в. по приказу Ярослава Мудрого были построены Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовещения, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.
Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045–1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличающийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.
В ХI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Чернигове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архитектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Особо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.
Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведенная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная жителями Лукиной улицы в 1185–1192 гг., каменный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.
Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить находящийся на высоком кремлевском холме детинец – внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище.
Большую культурную ценность имеет зодчество Владимирской Руси. Оно относится к ХII–ХIII в. Одна из наиболее крупных построек – Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158–1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образцом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всеволоде Большое Гнездо в 1194–1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриевский собор – это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений.
Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы является храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построенный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх.
Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами.
Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас дошло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апостолов Павла и Петра (ХI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (ХII в.), ставшую главной святыней Московского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др.
В ХIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складываться вокруг Москвы, поэтому период ХIV–ХVI вв. принято называть Московской Русью.
Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности.
Понятие культуры. Характерные черты культуры Киевской Руси. Развитие литературы, архитектуры, живописи. Культура русских земель периода феодальной раздробленности и ее особенности.
Ответ по любому вопросу по культуре рекомендуется начать с определения понятия «культура» (совокупность материальных и духовных ценностей людей, существующих на определенном этапе исторического развития и передающихся из поколения в поколение). Затем следует выявить характерную черту развития культуры этого периода и описать достижения в разных областях культуры: литературе, архитектура, искусстве и т.д.
1. Культура Киевской Руси.Характерная черта – огромное влияние принятия христианства на становление и развитие культуры. Особенно оно проявилось:
1. В литературе: окончательно возникла письменность (кириллица), появились первые рукописные книги духовного и реже светского содержания («Изборник» Святослава, «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха»), возникло летописание (ПВЛ Нестора). Основной материал – пергамент (особым образом выделанная кожа телят) и береста (берестяные грамоты в Новгороде).
2. В архитектуре – появились первые сооружения из камня: церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве (989-996 гг.), соборы святой Софии в Киеве (1037-1043 гг.) и Новгороде (1045-1050 гг.). Постарайтесь ответить на вопрос, что означал культ святой Софии и почему главные храмы государства были именно так названы? (показать свое равенство с Византией, где главный собор был назван в честь св. Софии). Необходимо отметить, что первоначально в качестве образца использовались византийские крестово-купольные храмы; постепенно с конца XII в. появились и элементы национального стиля – прежде всего, завершение глав храмов либо в виде луковицы, либо в виде шлема воина (в Византии – полусфера).
3. В живописи – появление иконописи (в основном копировались византийские иконы). Следует также отметить использование фресковой живописи (нанесение красок по сырой штукатурке) и мозаики при украшении храмов.
Следует отметить и достижения в развитии ремесла, прежде всего оружейного и ювелирного дела (техники «зернь» и «скань»).
2. Культура русских земель периода феодальной раздробленности.Характерная черта – появление многочисленных новых культурных центров помимо Киева и Новгорода, конкурировавших между собой. В особенности это проявилось:
1. В литературе – возникло несколько альтернативных центров летописания; наиболее яркие из них – новгородская школа (характерная черта: восхваление «господина Великого Новгорода»), владимирская школа (характерная черта: восхваление княжеской власти), галицко-волынская школа (характерная черта: наличие многочисленных лирических отступлений, яркость стиля; главный герой – Даниил Галицкий).
2. В архитектуре – выделилось два стиля:
– новгородский: главная черта – суровость стиля, минимизация украшений, основной материал – кирпич (пример: церковь Спаса на Нередице (1198 г.);
– владимирский: главная черта – повышенная декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал – белый известняк (примеры: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире (1158-1160 гг.), Дмитровский собор во Владимире (1154-1197 гг.)).
Вывод:к моменту монгольского нашествия русская культура находилась на достаточно высоком уровне развития и, как минимум, не уступала культуре стран Запада.
1.7. Создание единого российского государства в XIV – начале XVI вв.
Предпосылки объединения: факторы, способствовавшие и препятствовавшие объединению. Основные этапы объединения. Соотношение понятий «объединение» и «централизация».
Рассмотрение этой темы рекомендуется начать с анализа предпосылок объединения русских земель в единое государство. При этом следует учесть, что помимо положительных факторов действовали и отрицательные, всячески тормозившие этот процесс.
Презентация по истории на тему «Культура Руси периода феодальной раздробленности» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
урок истории в 6 классе учитель: Храмцова Г.В. Культура Руси периода феодальной раздробленности
План урока 1.Особенности культуры Древней Руси 2.Письменность и грамотность 3.Литература 4.Зодчество 5.Древнерусский костюм
Цель урока: дать представление о развитии культуры Руси в ХII-ХIII веках Основные понятия: культура, летопись, зодчество, неф, закомары, апсиды. Оборудование: карта Руси периода феодальной раздробленности, слайды с изображением памятников архитектуры и быта Руси. Методика урока: рассказ учителя, демонстрация слайдов.
Культура – это все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовную . Культура- это все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Особенности культуры ХII-ХШ веков Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. Наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир –на- Клязьме, Галич. В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков. Культура Владимиро-Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
Боголюбский Андрей Юрьевич Сын Юрия Владимировича Долгорукого. В 1155 году Андрей самовольно бежал из-под Киева, где жил по воле отца, на север, во Владимир на Клязьме, взяв с собой икону Богородицы из монастыря в Вышгороде. В своем Ростово-Суздальском княжестве он стал единовластным правителем, изгнав всех родственников – мелких удельных князей. Центром княжества стал Владимир на Клязьме. Авторитарный характер правления Андрея Боголюбского, жестокое обращение с приближенными вызвали недовольство в окружении князя. В 1174 году был составлен заговор, и Андрей Боголюбский был убит.
Основание Боголюбова По легенде, в 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский, уезжая из Киева во Владимир, взял с собой икону «Владимирская Богоматерь». В пути, немного не доехав до Владимира, везшие образ лошади стали. На этом месте, при впадении реки Нерли в Клязьму, князь Андрей Юрьевич велел поставить церковь Рождества Богородицы, дворец для себя и кельи для монахов. Вскоре поселение разрослось и получило название Боголюбова.
Владимирская Богоматерь Икона «Владимирская Богоматерь», написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский увез икону во Владимир. До 1395 года икона «Владимирская Богоматерь» находилась в Успенском соборе Владимира. В 1395 году образ перенесли в Москву. В 1480 году икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Покровительству иконы приписывали спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, а также отражение нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Успенский Собор Построенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона.
Золотые Ворота «Золотые ворота» были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали. При сооружении церкви ее фасады украсили декоративными резными изображениями людей и зверей. Такое внимание внешней отделке стен было уделено едва ли не впервые на Руси.
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Презентация к уроку истории в 6 классе на тему «Культура Руси периода феодальной раздробленности» позволяет по плану: 1.Особенности древнерусской культуры, 2.Письменность и грамотность, 3.Литература, 4.Зодчество,5.Древнерусский костюм раскрыть и наглядно продемонстрировать основные достижения культуры Руси периода феодальной раздробленности. Презентация обращает внимание учащихся на основные культурологические понятия, биографические данные князя Андрея Боголюбского, правившего в это время в Северо-Восточной Руси и уделявшего так много сил на развитие культуры Владимиро-Суздальской Руси.
- Храмцова Галина ВасильевнаНаписать 969 09.01.2015
Номер материала: ДБ-1362321
- География
- 6 класс
- Другие методич. материалы
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
-
01.10.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге создали сенсорный сад для реабилитации детей с ОВЗ
Время чтения: 1 минута
Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов
Время чтения: 2 минуты
Роскачество проверило производителей школьной формы
Время чтения: 2 минуты
Петербургские студенты победили на международной студенческой олимпиаде по математике IMC 2021
Время чтения: 1 минута
В Петербурге создали программу для защиты детей в интернете
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Культура Руси периода феодальной раздробленности
Описание разработки
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями культуры 12 — 13 веков.
Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве; живописном творчестве; жанрами произведений русской литературы. Выявить особенности культуры удельного периода Руси. Продемонстрировать произведения зодчества и живописи, дать их описание.
Формировать умение описания памятника искусства; навыки работы с историческими источниками; умение устанавливать причинно — следственные связи, формулировать вывод.
Воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Оборудование: презентация с изображением храмов, икон 12 — 13 веков, музыкальный отрывок из оперы С. П. Бородина «Князь Игорь».
Основные понятия и термины: культура, зодчество, фреска, икона, летопись, поучение, слово.
Ход урока.
Повторение материала, подготовка к восприятию нового.
Звучит песня о родине.
Любите ли вы родину так, как люблю ее я? «Я люблю родину, я очень люблю родину…» — так писал поэт Сергей Есенин в 20 веке.
«О, светло — светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» — так сказал неизвестный автор 13 века. Так можем сказать и мы.
Но кроме нерукотворной красоты у нас есть и красота, созданная руками человеческими – талантливыми мастерами, чьи имена зачастую остались неизвестными, но их творения продолжают радовать нас своим совершенством и неповторимостью.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с культурой Руси. Давайте вспомним, что такое культура?
Культура – это достижения человечества в различных областях: зодчестве, живописи, литературе и т. д.
Особенность изучаемого периода – феодальная раздробленность – период распада единого государства на множество уделов (удельная Русь).
Сравним два периода:
Киевский князь – главный (великий)
В каждом княжестве – своя (Новгород, Владимир, Галич и Т. Д. )
В каждом княжестве свой способ правления
Как это повлияло на культуру? Поразительно, но об этом периоде мы можем сказать два противоположных утверждения. (Проблемное задание) А какое из них верней, попробуем выяснить.
Она стала богаче: она обеднела
Князья заботились о своих уделах в результате набегов монголов
Новые города разрушены города
Множество храмов разграблены храмы
Развитие литературы исчезли многие достижения
Познакомимся с памятниками культуры 12 — 13 веков.
- Зодчество (архитектура) – искусство строить здания.
Вспомните, из какого материала создавались постройки? Что строили?
из дерева из камня
кремли ворота в город
какие храмы 9 — 11 веков вам уже известны? (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Они многоглавые (в Новгороде 5 куполов, в Киеве 13).
В 12 веке по всей Руси «прошагали русские однокупольные храмы — богатыри». Куб, а нем — возносился к небу купол в форме шлема или луковицы.
Владимиро — Суздальское княжество
Церковь Святого Георгия (г. Ладога)
Успенский собор (г. Владимир)
Церковь Спаса на горе Нередице (г. Новгород)
Храм Покрова на Нерли (с. Боголюбово)
Дмитровский собор (г. Владимир)
Рельеф – выпуклое изображение на стене.
Сообщения детей и учителя. Ребята, мы учимся составлять описание памятников культуры, поэтому, познакомимся с памяткой.
Памятка описания памятника культуры.
Название памятника, дата и место построения, автор.
В честь какого события, исторического деятеля, святого создан?
Особенности памятника: внешний вид, украшения, смысл.
Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли – Пскове, Ладоге.
В древней Ладоге на севере Новгородской земли была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.
В 12 веке в окрестностях Новгорода был построен памятник – церковь Спаса на Нередице. На Нередице, потому что горожане приглашали князей на жестких условиях и не позволяли им хозяйничать в городе. Поэтому храм был построен не в ряду (так называли в Новгороде улицы), а за городом, за рядом. Церковь была построена всего за три месяца и время над ней не властно. На стене храма даже сохранилось изображение князя Ярослава – отца Александра Невского.
Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро — Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчеркнутой пышностью и торжественностью.
В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно – на крутом берегу реки Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени – 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от палат после смерти любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота ее архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.
Поэтесса Ирина Снегова посвятила храму Покрова на Нерли такие строки.