Первая государственная дума

115 лет назад начала свою деятельность Государственная дума Российской империи первого созыва. Её создание стало ответом Николая II и его окружения на разразившийся в России политический кризис - революцию 1905 года

Первая государственная дума

Первая Государственная Дума в Российской империи

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Автор – Святослав Князев, Максим Лобанов

115 лет назад начала свою деятельность Государственная дума Российской империи первого созыва. По словам историков, её создание стало ответом Николая II и его окружения на разразившийся в России политический кризис – революцию 1905 года и рост стачечного движения. Как отмечают эксперты, Дума стала первым парламентом современного типа в России и оказалась эффективна в качестве клапана, позволявшего на некоторое время снизить градус политического противостояния в обществе. Однако из-за конфликтов с правительством её законодательная деятельность была не слишком результативна.

  • Выступление депутата четвёртой Государственной думы на заседании в зале Таврического дворца
  • © ЦГАКФФД СПб

10 мая 1906 года начал свою работу первый созыв Государственной думы Российской империи. Он оказался не слишком эффективен с точки зрения законотворчества, но всё же стал важной вехой в становлении отечественного парламентаризма.

Первый созыв

По словам историков, в начале ХХ века Российская империя была охвачена острыми социальными противоречиями. Аграрный вопрос не был решён, и деревня страдала от крестьянского малоземелья. Накопившая деньги российская буржуазия стремилась получить доступ к власти. Рабочие требовали улучшения условий жизни. Усиливались оппозиционные настроения среди интеллигенции и студентов. Всё это привело к росту популярности радикальных партий.

После расстрела царскими войсками демонстрации рабочих 22 января 1905 года по всей стране усилилось стачечное движение. Волнения начались и в армии. Власти империи стали искать методы нормализации ситуации в стране, и одним из них стало решение о создании парламента.

«Проекты народного представительства возникали в России ещё со времён Александра I, но все императоры от этого отказывались. Однако во время революции 1905 года ситуация достигла точки кипения. В итоге царские власти вынуждены были пойти на серьёзные уступки», – рассказал в интервью RT профессор МПГУ доктор исторических наук Виталий Захаров.

6 августа 1905 года Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Изначально она должна была стать совещательным органом, но 17 октября того же года император издал новый манифест – об усовершенствовании государственного порядка. Он даровал населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Кроме того, новый манифест гласил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

В декабре 1905 года был принят закон о выборах. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, кроме представителей кочевых народов, студентов, военнослужащих, осуждённых и некоторых других категорий населения.

Сам избирательный процесс был организован достаточно сложно. В европейской части России выборы проводились по многоступенчатой системе в четырёх куриях: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Причём от рабочей курии к избирательному процессу допускали только сотрудников тех предприятий, на которых были заняты не менее 50 человек, а от крестьянской – только домовладельцев из числа крестьян и казаков. Равенства между куриями не было. Одного выборщика для участия в губернском избирательном собрании могли определить 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и казаков или 90 тыс. рабочих.

Выборы в Польше, Сибири, Средней Азии и на Кавказе проходили в специальных куриях, выделенных преимущественно по принципу вероисповедания.

  • Манифестация 17 октября 1905 года
  • © Wikimedia Commons

В первый состав Государственной думы должны были войти 524 депутата, избранные на пять лет и имеющих равные права. Решения думы могли быть отменены Государственным советом, считающимся верхней палатой парламента. В свод Основных государственных законов Дума могла вносить изменения только с разрешения императора.

Государственная дума первого созыва начала свою работу 10 мая 1906 года. Крупнейшей в её составе стала фракция стоящей на либеральных позициях Конституционно-демократической партии, насчитывавшая 176 членов. За ней по численности следовали фракции трудовой группы, польского кола, мирнообновленцев и социал-демократов. Около 100 депутатов считались беспартийными. Почти половина из них придерживались правых взглядов.

  • Пропуск в Государственную думу (1906)
  • © Wikimedia Commons

«Это были первые конкурентные выборы в истории России. Многие из депутатов не являлись профессионалами, но это были люди, которых в Думе желал видеть народ», – рассказал профессор Пермского государственного национального исследовательского университета доктор исторических наук Игорь Кирьянов.

Как отмечают историки, первый созыв Государственной думы работал в условиях острой конфронтации с правительством. Депутаты активно направляли в исполнительные органы власти запросы по поводу смертных казней и арестов, а также обсуждали аграрный вопрос, предлагая то уничтожить частную собственность на землю, то передать крестьянам государственные и церковные земельные участки.

«Первый созыв Государственной думы, который проработал всего два месяца, смог принять единственный закон – о помощи голодающим», – пояснил Игорь Кирьянов.

  • Император Николай II произносит речь в день открытия первой Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 года
  • © ЦГАКФФД СПб

Как отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Василий Цветков, исполнительные органы власти стремились максимально ограничить законодательную инициативу первого созыва Думы и сознательно передавали ей на рассмотрение малозначимые нормативные акты, которые можно было принять в административном порядке через правительство.

«Обсуждаемые первым составом Думы вопросы не нравились помещикам, являвшимся основной опорой правящего режима. С точки зрения правительства эта Дума оказалась слишком оппозиционной. Это и предопределило её судьбу», – подчеркнул Виталий Захаров.

  • Политическая карикатура по басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» (1906)
  • © Wikimedia Commons

8 июля 1906 года Государственная дума первого созыва была распущена Николаем II.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907-1912 годы) и четвёртый (1912-1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909-1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», – отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

  • Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца
  • © ЦГАКФФД СПб

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

«Сам факт появления в России Государственной думы был результатом компромисса в ситуации, когда революция не могла сместить монархию, а монархия – победить революцию. Так было положено начало парламентской истории в России», – заявил Игорь Кирьянов.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», – пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

Читайте также  Внешняя и внутренняя политика ярослава мудрого

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти – до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», – резюмировал Цветков.

Создание Госдумы Российской Империи

Государственные думы 1905–1917 гг

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Первая государственная дума

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — представительный законодательный орган с ограниченными правами, созданный самодержавием под натиском Революции 1905—1907 гг. Просуществовала до 6 октября 1917 г. Первоначально Николай II и его министры планировали учредить совещательный представительный орган для предварительного обсуждения законопроектов (так называемая Булыгинская дума — по имени министра внутренних дел А. Г. Булыгина), но развитие революции осенью 1905 г. заставило правительство пересмотреть положение об «Учреждении Государственной думы» и издать Манифест 17 октября 1905 г. с обещанием созвать законодательное собрание. Однако 20 февраля 1906 г. царь провел реформу, нацеленную на ограничение прав будущей Государственной думы. Существовавший с 1810 г. законосовещательный Государственный совет был преобразован в верхнюю палату с правом вето на решения Государственной думы — нижней палаты. Ограничивала права Думы и новая редакция Основных законов Российской империи (23 апреля 1906), по которым император сохранял всю полноту власти через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом, а также мог издавать законы в перерывах между заседаниями Думы. В то же время создание Государственной думы имело большое значение для стабилизации социально-политической обстановки в России — само существование представительного органа означало некоторое ограничение самодержавия, так как Дума получила право законодательной инициативы и новые законы не могли быть утверждены без ее участия.

Порядок выборов в Государственную думу определялся избирательным законом 11 декабря 1905 г. По нему выборы являлись: не всеобщими (исключались: молодежь до 25 лет, женщины, батраки, рабочие, занятые на мелких предприятиях, солдаты и матросы, ряд национальных меньшинств); не прямыми и многоступенчатыми (для крестьянства — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для дворянства и буржуазии — двухстепенные); сословными и неравными (каждое сословие имело свои нормы представительства: голос одного помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих).

I Государственная дума, названная современниками Думой народных надежд на мирный путь, заседала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Среди ее депутатов было: 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства), около 4% социал-демократов, представленных меньшевиками. Большевики выборы бойкотировали. Черносотенцы в Думу не прошли. Пред. I Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев. Предложенную Думой программу демократизации России: введение ответственности министров перед Думой; гарантия всех гражданских свобод, отмена смертной казни и полная политическая амнистия; удовлетворение требований национальных меньшинств; установление всеобщего бесплатного образования; и, главное, проведение аграрной реформы — Николай II не принял и через 72 дня разогнал Думу.

II Государственная дума заседала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Несмотря на репрессивную политику во время выборов и спад революции, состав Думы оказался более левым, чем рассчитывало правительство. В ней образовался «левый» блок (43% мест) из 222 трудовиков, эсеров и социал-демократов, среди которых были и большевики. Кадетский центр «растаял» почти вдвое (19%), 15% мест получили октябристы и буржуазно-националистические депутаты; 10% черносотенцев заняли правое крыло. Пред. Думы вновь был избран представитель кадетов — Ф. А. Головин. Тактика «бережения Думы», выдвинутая кадетами, снявшими с обсуждения вопросы о смертной казни и политической амнистии, Думу не спасла. Предложенный «левым блоком» проект принудительного отчуждения помещичьей земли напугал правительство — через 102 дня Дума была распущена. Предлогом стало обвинение социал- демократической фракции в подготовке «антиправительственного заговора».

Одновременно с Манифестом 3 июня 1907г. о роспуске Думы был опубликован новый избирательный закон, который еще больше урезал нормы представительства разных сословий: один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 — мелких городских собственников, 260 — крестьян и 543 — рабочих. Избирательных прав лишались 8 млн жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Выборы вновь были не всеобщими, не прямыми, сословными и неравными. Сама избирательная кампания проходила в обстановке полицейских преследований и правительственного террора.

III Государственная дума работала с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 г. В нее вошло: 32% «правых» депутатов, 33% октябристов заняли «центр», остальные фракции — 12% кадетов, 4,2% социал-демократов, 3% трудовиков и 6% от национальных партий — «левый» фланг. Ни одна партия не получила большинства, поэтому в Думе сложился механизм парламентского октябристского маятника (при голосовании побеждало либо «правооктябристское» большинство, поддерживавшее правительство, либо «кадетеко-октябристское» большинство, готовое к либерально-демократическим реформам). Возглавляли III Государственную думу представители фракции октябристов: с 1 ноября 1907 г. — Н. А. Хомяков, с 8 марта 1910 по 14 марта 1911 г. — А. И. Гучков, с 22 марта 1911 по 9 июня 1912 г. — М. В. Родзянко.

IV Государственная дума действовала с 15 ноября 1912 г. Ее партийный состав почти не изменился. Пред. вновь был избран М. В. Родзянко. Однако 22 августа 1915 г. 236 депутатов (октябристы, кадеты, прогрессисты и буржуазные националисты) образовали Прогрессивный блок, выдвинувший требование — создать правительство, обладающее доверием общества и ответственное перед Думой. 3 сентября 1915 г. Николай II распустил Думу на каникулы. 1 ноября 1916 г. Дума выразила недоверие правительству и 16 декабря вновь была распущена.

Начавшиеся в Петрограде в середине февраля 1917 г. революционные выступления вызвали Указ царя 25 февраля о приостановке деятельности Думы. В ходе Февральской революции 1917 г. роль Думы выразилась в проведении частных совещаний и деятельности Временного комитета Государственной думы. 6 октября 1917 г. Временное правительство официально распустило IV Государственную думу в связи с началом выборов в Учредительное собрание. Декрет Совета Народных Комиссаров 18 (31) декабря 1917 г. окончательно упразднил канцелярию Думы и ее Временный комитет.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 131-133.

Подробнее см.: Алфавитный список членов Государственной думы, с указанием партии и места избрания депутатов. — Саратов, 1906. — 15 с.

Далее читайте:

Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА IV. Либерализм в России. Первая Государственная Дума.

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года.

1. Государственная дума.

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы про­ходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены кресть­янские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой россий­ской Конституцией, предоставившей этим органам одинако­вые законодательные права. Государственный совет, наполо­вину состоявший из высших чиновников, сдерживал либе­ральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и пра­вительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса прави­тельство возражало против экспроприации поместий и ут­верждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение по­мещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Прави­тельство также было против перехода от дуалистической мо­нархии к парламентарному строю.

Читайте также  Народные движения в казахстане. восстания исатая тайманова

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с прави­тельством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сфор­мировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, прорабо­тав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, при­нятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равно­правие, крестьянское землеустройство, реформа местного уп­равления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансо­вая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предла­гаемым реформам. Проведение правительством законов на­талкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государ­ственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовив­шей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нару­шением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государст­венных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преоб­разований.

Были приняты: указ «О дополнении. закона, касающего­ся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страхо­вании рабочих и другие нормативные акты.

сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государст­ венной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политиче­ского кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция тре­бовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета минист­ров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была рас­пущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.

Первая и Вторая Государственные думы

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Апогей революции пришелся на время, когда пост председателя Совета министров занимал С. Ю. Витте. Возглавив правительство в дни, когда была начата перестройка основ российской государственности, он действовал быстро и эффективно. Его кабинет не был «объединенным», как обещал Манифест 17 октября, но время и не требовало этого. Под руководством П. Н. Дурново министерство внутренних дел боролось с революцией такими мерами, что премьер неоднократно просил Дурново ослабить репрессии.
В то же время шла серьезная реформаторская работа. В разгар Московского восстания 11 декабря 1905 г. был издан разработанный под руководством Витте избирательный закон о выборах в Государственную думу. Правительство давало понять охваченной революционным брожением стране, что оно твердо следует букве Манифеста 17 октября. Избирательный закон предусматривал многостепенность выборов и сохранял привычную для городских и сельских избирателей куриальную систему. Создавалась новая, рабочая курия. Выборы не были ни прямыми, ни равными, ни всеобщими. Благодаря куриальной системе выборщики избирались на четких началах социально-имущественного неравенства. В четвертой, рабочей курии один выборщик приходился на 90 тыс. чел., в крестьянской — на 30 тыс., в городской — на 7 тыс., в землевладельческой — на 2 тыс. чел. Таким образом, голос одного помещика приравнивался к трем голосам городской буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих.
Благодаря особенностям избирательного закона Витте мог надеяться, что большинство депутатов будет избрано от крестьянства и Дума, таким образом, будет «мужицкой». Он разделял воззрения, характерные для времени Александра III, о «народном самодержавии» и видел в крестьянстве оплот монархии.
Наделение Думы законодательными функциями потребовало реформы Государственного совета. По указу 20 февраля 1906 г. он был из совещательного органа реформирован в верхнюю законодательную палату и должен был участвовать в законодательной деятельности наравне с Думой. Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая избиралась от сословных и корпоративных организаций — русской православной церкви, губернских земских собраний, биржевых комитетов, академии наук и университетов, губернских дворянских собраний. Обновленный Государственный совет должен был, в случае необходимости, служить препятствием думскому законодательству.
В тот же день было издано «Учреждение Государственной думы», которое определяло 5-летний срок ее полномочий, возможность досрочного роспуска императором и предоставляло группам депутатов право делать запросы министрам.
Основные законы Российской империи. Важной задачей правительства Витте была разработка новых Основных законов Российской империи. Они должны были учесть изменения, внесенные Манифестом 17 октября в порядок государственного устройства и управления. Стремясь лишить Думу возможности принять участие в их составлении, Витте и его сотрудники в кратчайший срок завершили работу. Основные законы были утверждены Николаем II 23 апреля 1906 г., за 4 дня до открытия Государственной думы. Изложение основ конституционной монархии начиналось со слов: «Государство Российское едино и нераздельно. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях ».
Принципиальное значение имело определение существа верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Указание на неограниченность царской власти было устранено. Император осуществлял законодательную власть «в единении с Государственным советом и Государственною думою». Он обладал правом законодательной инициативы и утверждал законы. В пределах государства Российского ему принадлежала «власть управления во всем ее объеме ». Он ведал внешними сношениями, объявлял войну и заключал мир. Ему принадлежало верховное начальствование над вооруженными силами. В Основных законах была статья, которая предусматривала, что при прекращении занятий Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость», император может издавать законы. Эта особенность российской конституционной монархии быстро нашла себе применение.
Выборы в I Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., их бойкотировали большевики и некоторые другие политические группы. Выборы принесли успех кадетам, которые получили 161 депутатское место. Всего в Думу было избрано 499 депутатов. Второй по численности фракцией была Трудовая группа, куда входило свыше 100 депутатов. Трудовики выражали крестьянские интересы, по большей части были простыми крестьянами и часто находились под влиянием эсеровской пропаганды. Широко были представлены депутаты из национальных окраин.
Накануне открытия I Думы С. Ю. Витте неожиданно получил отставку. Одновременно был уволен с поста министра внутренних дел П. Н. Дурново. Николай II избавлялся от преданных слуг, которые в трудное время немало сделали для сохранения его власти, но которые не импонировали ему своей твердостью и самостоятельностью. Председателем Совета министров был назначен опытный бюрократ 67-летний И. Л. Горемыкин, министром внутренних дел — П. А. Столыпин, который до этого был самым молодым в России губернатором. Его Саратовская губерния была центром аграрных беспорядков, и он решительно расправлялся с ними, без колебаний используя войска.

Читайте также  Реформа 1861 г. в национальных районах

Первая государственная дума

Cтатья 8
1. Председатель Государственной Думы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
2. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы.
3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.

Статья 9
1. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
2. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
3. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.
4. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
6. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
7. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.
8. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 10
1. Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы.
2. Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования.
3. Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы.
4. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены депутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.
5. Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
6. Решение об избрании Первого заместителя Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.

Статья 11
1. Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата — управляющего делами Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;
и) подписывает постановления Государственной Думы;
к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;
м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.
3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы:
а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;
б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы.
4. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления.2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.

Статья 12
1. Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы.
2. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думы вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы.
3. Деятельность Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы, а деятельность Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: