Развитие культуры киевской руси на разных этапах

Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример — масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность — центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Культуры Киевской Руси

Развитие культуры

Эпоха Киевской Руси отличается быстрым развитием культуры и ремесла. Основной движущей силой в духовном развитии общества было принятие христианства при Владимире I Святом. Византийские образцы искусства стали проникать в культурную жизнь Руси и накладывать отпечаток на всё творчество древнерусских мастеров. Литературный канон также задавался византийскими церковными книгами. Культура Киевской Руси процветала и развивалась, но татаро-монгольское нашествие приостановило темпы достижения новых культурных высот на Руси.

Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе — устное народное творчество. Если о славянской мифологии сохранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах — известно значительно больше.

Ряд современных историков считает, что в былинах в обобщенной форме нашли отражение общественно-политические процессы и исторические персонажи. Наиболее известны циклы героических былин (о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.). Былины дают представления о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).

К XI веку относится зарождение русской литературы, возникает русское летописание («Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором).

Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году.

В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, до наших дней дошло немного и каменных построек.

В 996 году в Киеве была построена так называемая Десятинная церковь, посвященная Успению Богородицы (в первоначальном виде не сохранилась), там же около 1037 года византийскими архитекторами был создан Софийский собор. В 1045—1050 годах и в Новгороде был построен Софийский собор, архитектура которого более строга.

В XI—XIII веках появляется много произведений архитектуры и в других русских землях (Полоцк, Чернигов, Вышгород). Интересна архитектура Ростово-Суздальской земли (Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли).

В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески — роспись по сырой штукатурке и икона.

Развиваются художественные ремесла — «златокузнечество» (ювелирное дело), гончарное дело и др. Говоря о развитии древнерусской культуры в IX—XII веках, следует отметить, что она проникнута языческими традициями. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только в домонгольский период, но и до конца XVII века, а в некоторых случаях и позднее.

Произведения культуры Киевской Руси, этапы развития архитектуры, литературы, живописи

Зарождение и развитие культуры Киевской Руси проходило на фоне процесса централизации русских земель вокруг одного центра. Постепенно название всех племен, таких как вятичи, северяне, дреговичи, радимичи, поляне сменяются единым для всех понятием «русский» или «русич». Для культуры этого периода характерна патриархальность, уважение к старшим. Большое значение для развития государственности имело принятие христианства, которое постепенно стало оплотом русской нравственности и духовной самобытности. С этим событием связано также распространение на Руси каменного храмового строительства. Влияние и помощь Византии способствовали формированию русской письменности, оформлению ее согласно требованиям того времени. Следует отметить, что характерной чертой Киевской Руси было единство языка: письменного, разговорного, церковного.

Богатым наследием устной культуры являются былины, которые сохранились и до наших дней. Особенным в них было наличие в большей степени языческих символов, воспевание нравственных принципов, физической силы. Наличие основ устного былинного творчества, а также повсеместное распространение единого русского языка способствовало формированию истоков русской литературы.

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, ремесла

Деревянные городища, дома, утварь

Былины, песни, пляски

Язычество, кумиры (идолы), многоженство

Кирилл и Мефодий, славянская письменность

Деревянное зодчество: избы, терема, крепости

Каменное строительство: Десятинная церковь

Принятие хри­стианства, моно­гамная семья

Берестяные грамоты, княжеские и церковные школы, Правда Ярослава (Русская Правда), каноническое право. Княжеский суд

Софийский собор в Киеве, фрески, мозаика. Софийские соборы в Полоцке, Чернигове, В ы ш городе, Нов городе. Ремесло: оружие, гончар­ные, ювелирные (скань, зернь, :-шаль) изделия

Древнерусская литература, Иларион, «Слово о законе и благодати». Устав, миниатюры. Скоморохи, гусляры

Читайте также  Наполеон в москве

Иконы, богослу­жение, церковное пение, пережитки язычества (колядование)

Устав Владимира Всеволодовича.

Научные знания в церковной переводной литературе.

Географические знания богомольцев.

Церковь святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Храм Покрова на Нерли

Нестор, «Повесть временных лет». Жития святых. Поучение детям Вла­димира Мономаха. Местные летописи. «Моление» Данила Заточника, «Слово о полку Игореве»

В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» (от веревки, которой обмеривали участки земли) руководили старейшины, старосты, общий сход.

Общественные, семейные отношения регулировались обычным и церковным правом, решениями князей, Русской Правдой, сводом законов, утвержденных Ярославом Мудрым.

В условиях феодальной раздробленности возникали особенности в социально-политическом и экономическом строе отдельных земель. В Новгородской земле вече приглашало князя (руководитель войска, главный судья), выбирало посадника и архиепископа. Во Владимиро-Суздальском княжестве основная власть находилась в руках князя. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) первым присвоил себе титул великого князя владимирского. В Галицко-Волынском княжестве князю противостояло сильное боярство. Значение Киева постепенно падало. Во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась наследственная монархия. Политический строй Новгородской земли напоминал республику. На Галицко-Волынской земле преобладала боярская олигархия.

«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ру­чью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых» (из «Повести временных лет»).

В Древней Руси грамотность и образование существовали до принятия христианства (988). Древнерусская славянская письменность — кириллица — появилась еще в IX в. После принятия христианства в 988 возникли школы при монастырях, церквях, при княжеских и боярских дворах. Грамотными были не только феодалы-землевладельцы, но и простые ремесленники, торговцы, другие люди, о чем свидетельствуют несколько сот берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, Пскове. Летописи (хроники событий, исторические книги) с X в. составляли монахи в монастырях и княжеских дворах. Древнейшая летопись, дошедшая до наших дней — «Повесть временных лет», была составлена в Киеве в начале XII в. Нестором.

С принятием христианства наряду с деревянным (городища, мосты, дома, бани, хозяйственные постройки) получило развитие каменное, главным образом храмовое строительство. До наших дней сохранились Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, другие культовые сооружения. Соборы расписывались фресками (живопись по сырой штукатурке), украшались мозаикой (изображения, составленные из цветных камней, смальты, керамики). В Софии Киевской осталось изображение семьи Ярослава Мудрого с дочерьми, но абсолютно преобладала церковная живопись с различными иконописными школами. Нравоучительным, патриотическим и другим содержанием были насыщены «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о законе и благодати» Илариона, «Слово о полку Игореве», а также народные былины, песни, сказки и пр.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи.

История России

1-10 век

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • 11 век

    • Материальная и духовная культура Киевской Руси
    • Период феодальной раздробленности
    • Киевская Русь в 11 веке
    • Междоусобные войны
    • Князь Святополк Окаянный
    • Князь Ярослав Мудрый
    • Любечский съезд
    • Русская Правда
    • Строительство Московского Кремля
    • Князь Изяслав Ярославич
    • Князь Всеслав Брячиславич
    • Князь Святослав Ярославич
    • Князь Всеволод Ярославич
  • 12 век

    • Культура Руси в 12 веке
    • Древняя Русь в 12 веке
    • Князь Владимир Мономах
    • Мстислав 1 Великий
    • Повесть временных лет
    • Правление Юрия Долгорукого
    • Основание Москвы
    • Правление Андрея Боголюбского
    • Князь Всеволод Юрьевич
    • Юрий Всеволодович
    • Правление Ярослава Всеволодовича
    • Русские княжества и земли
    • Крестовые походы на Русь
    • Новгородская республика
    • Псковское княжество
    • Полоцкое княжество
    • Галицко-Волынское княжество
    • Черниговское княжество
    • Великое княжество Московское
    • Владимиро-Суздальское княжество
  • 13 век

    • Золотая Орда
    • Монголо-татарское иго
    • Битва на Калке
    • Александр Невский и Невская битва
    • Ледовое побоище на Чудском озере
    • Экспансия Руси немецкими рыцарями и шведскими феодалами
    • Объединение русских земель
    • Великое княжество Литовское
  • 14 век

    • Возвышение Московского княжества
    • Правление Ивана Калиты
    • Правление Дмитрия Донского
    • Куликовская битва 1380 года
  • 15 век

    • Василий 2 Темный
    • Иван 3 — внутренняя и внешняя политика
    • Образование русского централизованного государства
    • Культура 2-ой половины 14-15 веков
    • Судебник 1497 года
    • Стояние на реке Угре
  • 16 век

    • Василий 3 Иванович
    • Иван Грозный и его реформы
    • Ливонская война 1558 — 1583 годов
    • Опричнина при Иване 4
    • Судебник 1550 года
    • Политика Бориса Годунова
  • 17 век

    • Смута в истории России
    • Польско-шведская интервенция Руси в 17 веке
    • Лжедмитрий 1 и 2
    • Крестьянское восстание Ивана Болотникова
    • Народное ополчение Минина и Пожарского
    • Династия Романовых
    • Михаил Федорович Романов
    • Царь Алексей Романов
    • Соборное уложение 1649
    • Церковный раскол в России
    • Восстание Степана Разина
    • Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке
    • Образование и культура в 17 веке
    • Внешняя политика России в 17 веке
    • Народные движения в 17 веке
  • 18 век

    • Внешняя политика России в 18 веке
    • Русско-турецкие войны
    • Великая Северная война
    • История основания Санкт-Петербурга
    • Реформы Петра 1
    • Полтавская битва 1709 года
    • Табель о рангах 1722 года
    • Эпоха дворцовых переворотов
    • Правление Екатерины 1
    • Правление Петра 2
    • Биография Анны Иоановны
    • Краткая биография Ивана 6
    • Елизавета Петровна Романова
    • Правление Петра 3
    • Семилетняя война 1756-1763 гг.
    • Царствование Екатерины 2
    • Восстание Емельяна Пугачева
    • Особенности правления Павла 1
    • Суворов Александр Васильевич
    • Граф Аракчеев
  • 1 половина 19 века

    • Внешняя политика России в начале 19 века
    • Кризис феодально-крепостнической системы
    • Крестьянский вопрос
    • Император Александр 1
    • Сперанский. Жизнь и реформы
    • Император Николай 1
    • Восстание декабристов (краткое содержание)
    • Отечественная война 1812 года
    • Партизанская война 1812 года
    • Битва Бородино
  • 2 половина 19 века

    • Крымская война 1853 — 1856 гг
    • Правление Александра 2
    • Реформы Александра 2
    • Отмена крепостного права в России
    • Финансовые реформы
    • Земская реформа
    • Городская реформа
    • Буржуазные реформы в 60 — 70-х годах 19 века
    • Судебная реформа
    • Военная реформа
    • Министр финансов Витте Сергей Юльевич
    • Культура России во второй половине 19 века
    • Политика контрреформ Александра 3
  • 1 четверть 20 века

    • Реформы Столыпина
    • Русская культура начала 20 века
    • Россия в 1 мировой войне
    • Кровавое воскресенье
    • Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
    • Брестский мирный договор
    • Владимир Ильич Ленин
    • Социально-экономическое развитие России в начале 20 века
    • Император Николай 2 Кровавый
    • Революция 1905-1907 годов
    • Русско-японская война 1904-1905
    • Портсмутский мирный договор 1905 года
    • Тройственный союз и Антанта
    • Февральская революция 1917 года
    • Период двоевластия
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Манифест 17 октября 1905 года
    • Гражданская война 1917 — 1922 гг
    • Военный коммунизм
    • РСФСР в общих чертах
    • А. Ф. Керенский
    • Адмирал Колчак
    • Корнилов Лавр Георгиевич
    • Образование СССР
    • СССР в общих чертах
    • Новая экономическая политика (НЭП)
  • 2 четверть 20 века

    • Индустриализация в СССР
    • Коллективизация в СССР
    • Внешняя политика СССР в 20-30 годы
    • Иосиф Виссарионович Сталин
    • Ленинградское дело
    • Берия Лаврентий Павлович
    • Адольф Гитлер
    • Вероломное нападение Германии на СССР
    • Вторая Мировая война (1941-1945)
    • Операция Барбаросса
    • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
    • Оборона Брестской крепости
    • Партизанское движение в Отечественной войне
    • Битва за Москву (1941-1942 гг.)
    • Битва под Киевом 1941 год
    • Смоленское сражение
    • Основные этапы Сталинградской битвы
    • Коренной перелом в войне
    • Оборона Одессы
    • Битва за Кавказ
    • Оборона Севастополя
    • Форсирование Днепра
    • Блокада Ленинграда
    • Курская дуга (1943 год)
    • Освобождение Киева
    • Конец войны и битва за Берлин
  • 3 четверть 20 века

    • Холодная война
    • Биография Хрущева Н.С.
    • Маленков Г. М.
    • Первый полет в космос
    • Косыгин и его реформы
    • Годы правления Брежнева
    • Эпоха застоя
    • Реформы Андропова Ю.В.
  • 4 четверть 20 века

    • Перестройка в СССР
    • Приход к власти Горбачева
    • ГКЧП. Августовский путч
    • Распад СССР
    • Борис Николаевич Ельцин
    • Октябрьский путч 1993 года
  • Культура Киевской Руси кратко

    Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

    Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

    Письменность

    Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

    Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

    Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

    Зодчество

    Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

    989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

    1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

    Живопись

    На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

    Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

    К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

    Декоративно-прикладное искусство

    Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

    Читайте также  Россия в конце xvii - первой четверти xviii в. петровские преобразования

    Фольклор

    Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

    В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

    С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

    В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

    • Появление письменности;
    • Зарождение государственности;
    • Становление христианства.

    3. Культура Киевской Руси

    Раздел третий. Основные этапы развития культуры России

    Глава 1. Становление культуры России

    К XII—XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

    В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до XX века.

    Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII—VIII веках можно предположить существование восточно-славянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык Он сформировался в XI—XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами, не теряя своего национального облика.

    Славянская письменность, литература в XI—XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык

    Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

    После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

    От XI—XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона.

    Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.

    Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную

    (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба — куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

    Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

    В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса: В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

    В XIII—XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец — становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства.

    Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования. Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла, торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси — соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.

    К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Beликого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.

    В целом, древнерусская цивилизация киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных ориентации. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.

    Читайте также  Вооруженная борьба упа в 1943-1956гг

    Реферат на тему: «Культура Киевской Руси» — особенности развития и основные достижения

    Истоки зарождения культуры

    ​История древнерусской страны сохранила немало источников данных о прошлом, подтверждающих высокий уровень развитости славянских племен. Появление алфавита, на базе которого сформировалось «русское слово», безусловно, стало важной основой для объединения различных народов. Но на своем пути молодое государство столкнулось с проблемами, связанными с разными верованиями людей и борьбой князей за власть. В результате причины такого рода и привели страну к раздробленности.

    Появление христианства

    Культура древнерусской страны глубоко связана со временем возникновения Киевской Руси. В 862 году славянские и финно-угорские племена призвали варягов на княжение в Новгород. Варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир в этом же году подчинили себе Киев.

    Русским историкам до сих пор неизвестны точные даты зарождения культуры в древнем городе Киеве. Скорей всего, этот период начинается в IX веке, когда происходит объединение племён под предводительством князя Олега, и заканчивается около 1132 года в связи с распадом древнего государства. Эти события положили основу создания древнерусской цивилизации.

    Особую роль в формирование культуры сыграла принятие христианства в 988 году князем Владимиром. Он разрушил языческие поверья славян и объединил различные народы. Государь понимал, что вера может стать важной скрепой для укрепления государственности Древней Руси. Кроме того, для страны были бы полезны экономические, политические и духовные связи с Византией, которая являлась по тем векам мощным и богатым государством.

    Со временем религия проникла во все аспекты жизни древних славян. Стало возрастать политическая роль духовенства в глазах князей. Количество епархий в 1240 году уже увеличилось до 16. Благодаря правителю Владимиру, были преодолены разногласия разных народов славян. Киевская Русь стала крепким, сильным государством со своей самобытной культурой.

    Живопись и фольклор Киевской Руси

    Важное место в повседневной жизни древних славян занимал фольклор. Любимыми произведениями в древности были сказки, песни, краткие и ёмкие частушки, былины и т. д. Творчество народов было отражением их мифических представлений о жизни, но также было место и развлечениям простого народа наподобие плясок, гуляний и хороводов. В частности, существенный прогресс музыки произошел при следующих событиях:

    1. В начале X−XI веков стал складываться новый музыкальный тип искусства — былины. В основном они распространялись в военной среде — дружинными певцами и скоморохами, воспевающими подвиги русского войска в борьбе с иноземными захватчиками (монгольского ига, хазар, половцев и т. д. ). В былинах были представлены реальные прототипы героев такие, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Излюбленными инструментами певцов того времени были гусли, рога, свирели, также в княжеских палатах всё чаще звучали инструменты иностранного происхождения (навла, лавута, кимбал, колокольчики).
    2. С появлением христианства возникла церковная музыка, которая многое переняла от Византий. Появились ее первые профессиональные исполнители «домественники», организовавшие церковно-певческие хоры в Киево-Печерской лавре. Церковная музыка стала дальше распространяться по всем монастырям Руси и даже обрела название «Киевский распев».

    При упоминании творчества народов славян нельзя не коснуться её живописи. Этот вид искусства находился под большим влиянием церкви. В начале XI века интерьеры Киево-Печерской лавры были расписаны византийскими мастерами, потом такая практика передалась русским художникам и стала применяться ими в других церквях. Школа славянской живописи приобретала свой облик, хорошим тому примером является Успенский и Дмитриевский собор, выдающиеся памятники домонгольской архитектуры Руси.

    Важные мероприятия в религиозной жизни разного класса людей не обходились без обряда почитания икон. Сохранилось до сегодняшних дней много изображений святых мучеников (например, известные «Спас нерукотворный», «Деисус», «Богоматерь Владимирская» и пр.).

    Синтез разных культур языческой и христианской стал значимой особенностью в жизни людей. Обрядовые праздники, например Масленица, день Ивана Купалы, сохранились до сих пор.

    Развитие письменности, образования и науки

    Огромный вклад в изменение культуры, а также накопление знаний, опыта в развитие художественного слова внесло введение единой письменности. Ее создание началось во второй половине IX века с прибытием из Византии Кирилла и Мефодия по приглашению князя Ростислава. Они занимались созданием славянской азбуки и переводом древнегреческих текстов, например, книг Священного Писания.

    Первое упоминание о применении кириллицы датируется Х в. Между прочим, договор 911 г. между князем Олегом и представителем из Византии был написан на двух языках — греческом и славянском. Археологические и летописные находки лишь доказывает факт в том, что грамота среди разных слоёв было широко распространено. Одним из примеров являются находки Новгородских берестяных грамот, датируемые XI в.

    Важную роль в развитие письменности сыграла зарождение книжного искусства на Киевской Руси. Широко известно, что для проведения разного рода богослужений и православных обрядов требовалось наличие высокоразвитой письменности, а именно: произведений исторических, церковных, богословских, проповеднических и прочих.

    Уже постепенно стали появляется переводы при царстве Ярослава Мудрого, например, «История иудейской войны» Иосифа Флавия.

    Стоит отметить, что широко распространена была так называемая фольклорное творчество городского населения в виде «граффити» на стенах, в которых описывались жизненно важные проблемы этого общества.

    Таким образом, можно сказать, что внедрение христианства в целом благотворно повлияла на развитие образование и школьного дела в древнерусском государстве. Конечно же, плодами «культурного подъема» на Руси пользовались по-прежнему ограниченный круг состоятельных и богатых людей. Но даже в таком сословном обществе находились небольшие узкие места для образования малообеспеченных слоёв, примером тому является открытие первых школ для старост и духовенств Ярославом Мудрым в 1054 г.

    Государство остро нуждалось в наличие квалифицированных кадров для развития торговых, культурных и других связей с западными странами. Поэтому стали постепенно появляться высшие учебные заведения нового типа, отличавшиеся от других держав. Возникает вопрос, каким наукам уделялось огромное значение в заведениях нового типа:

    1. Шпаргалкой служит опять-таки найденные летописи, в содержаниях которых говорится об изучениях философии, богословии, риторики, греческого языка, географии и естественных наук в школьных заведениях. Например, одна из летописей донесла до нас, что некий новгородский дьякон Кирик в 1136 году смог вычислить, сколько прошло дней от создания мира. А это невозможно было без наличия знаний об арифметике.
    2. Не стоит забывать, что сердцем тогдашних наук являлась теология, окрашенная философским контекстом. Важно подчеркнуть, что древнерусское богословие не только слепо следовало заветам «отцов теологии», но и вносило свой вклад в развитие этой науки, который был подкреплён жизненной мудростью и оригинальным мировоззрением.

    Это лишь небольшая часть нашедших археологических находок, среди них выделяются переводы византийской литературы И. Малали, Г. Амартоли и Г. Синкела, «История Палестины» Йосифа Флавия, «Шестиднев» Василия Великого, а также «Космография» Козьмы Индикоплова, дающее представление о миро создания. Церковное право «зарождалось» во многих «кормчих» книгах.

    Единственным недочётом византийских творений было слишком поверхностное знание о славянской Руси, по этой причине стране были нужны собственные летописцы. Поэтому неудивительно, что до нас дошли летописи Нестора, широко известная «Повесть временны́х лет», Никона и игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра. Интерес к родной земле проявляли не только старцы летописцы, но и частные историки при княжеских дворцах.

    Началось появление правовых кодексов на Древней Руси. Например, свод законов «Русская правда», разработанный в XI—XII вв. , смог вобрать правовой опыт не только зарубежных и византийских стран, но и собственный. Он также интересен тем, что является словарём уже не употребительных фраз и предложений.

    Не стоит забывать про медицину. Это не только представление о мифических кудесников и «ворожбитей», но и наличие чёткой системы лечения больных, в которой присутствовали врачебные и физиотерапевтические процедуры. Даже сохранились упоминания хирургических вмешательств в организм больного.

    Облик древнерусских городов

    Некоторые города современности сохранили образцы архитектуры древних времен — Киев, Нижний Новгород, Переславль и т. д. Хотя количество архитектурных памятников невелико, но они до сих пор поражают великолепием в каждой своей детали.

    Возникновение каменного зодчества

    По исследованию историков каменное строительство началось в конце Х в. Первый монастырь такой постройки был возведен в 989 году, но, к сожалению, был разрушен во времена «ордынского ига». По данным археологических раскопок, площадь этого сооружение составляло около 900 кв. м. и увенчан был 25 верхами.

    Важно упомянуть и Софийский собор, который был великолепным образцом византийской архитектуры, он был возведён Ярославом Мудрым, чтобы установить равенство между Новгородско-Киевской Руси и Византией. Во внутренних помещениях этого собора сохранились мозаики и фрески, описывающий материальный быт и времяпрепровождение царской семьи. Церкви строились в честь святых людей, например, грандиозный храм Бориса и Глеба, площадь которого составляла около 600 кв. м.

    Феноменальным достижением в области зодчества стало появление Софийского собора в Новгороде. В то время он имел пять куполов, расположенных в симметричном порядке, гораздо могущественнее составлены стены этого монастыря. В интерьере присутствовала простота мозаик, фрески не были динамичными, как в Киеве.

    Надо понимать, что храм являлся не только религиозным сооружением, но и местом проведения различных встреч князей, собраний граждан и хранения ценных предметов. Столица Киева, по упоминанию летописей, поражала блистательностью и богатством парадных въездов, площадями и торжищами.

    Влияние Византии на древнерусскую архитектуру

    Во время путешествия по Константинополю русская делегация во главе с князем Владимиром была поражена красотой Софийского собора. Князь стал активно привлекать византийских мастеров для строительств и своих храмов. Впоследствии многие русские зодчие переняли их опыт в строительстве, но не полностью скопировав их стиль, а приняв всего лишь некоторые ее черты:

    1. Крестово-купольная система.
    2. Появление цилиндрического барабана рядом с аркой и парусами.
    3. Кроме большого купола в основание центра, сооружение имело много куполов и в других местах.
    4. Причудливый орнамент, кратко состоящий из звериных мотивов, декорированных лоз и побегов.

    Известно, что во время правления князя Ярослава Мудрого архитектура храмов стала отходить от византийского стиля в связи его независимой политикой от Константинополя. Стали появляться традиционные однокупольные храмы с маленькими оконцами и крупными стенами в центрах, например Новгороде, Чернигове, Полоцке и др.

    Таким образом, выбрав самобытный путь культурного развития в отличие от Запада, Киевская Русь смогла сохранить свою независимость и целостность перед врагами, оставить великолепное наследие архитектуры, живописи и других искусств того времени.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: