Создание новых республик и областей

О порядке образования и регистрации новых республик, областей, городов и посёлков СССР

№ 3.032 от 21.05.2019 ЛПВ от Р.Х.
№ 3.032 от 03.06.2019 по Григорианскому календарю.

Постановление Советского Правительства

О порядке образования и регистрации новых республик, областей, городов и посёлков СССР взамен ликвидированных

В ходе проведения суда над народами и правителями России и СССР, постановлениями Правительства СССР № 3.026 и № 3.027 установлены факты ликвидации Украинской ССР и Крымской АССР.

В связи с ликвидацией этих республик, и с рассмотрением проектов постановлений о ликвидации остальных союзных республик, являвшихся субъектами Конституции СССР-1977, появилась необходимость образования новых республик, областей, городов и посёлков, взамен ликвидированных.

Руководствуясь статьей 23 Устава ООН, ст. ст. 6, 7, 8 и 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. ст. 33 и 62 Конституции СССР-1977, Правительство СССР

В случае образования в СССР новой республики, как субъекта Конституции СССР, или как субъекта конституции республики СССР взамен ликвидированной, и в целях придания уголовному, гражданскому и иному законодательству новой республики юридической силы, руководителям ликвидированной республики вместе с руководителями новообразованной республики необходимо выполнить следующее:

  • 1) Проинформировать всех граждан ликвидированной республики СССР об утрате юридической силы у всех документов, выданных органами власти ликвидированной республики;
  • 2) Собрать заявления у граждан о принятии их в гражданство новой республики СССР, сохраняя за ними право оставаться гражданами СССР;
  • 3) Создать высший орган власти новой республики СССР, области, согласовать и утвердить в Верховном Совете СССР и органах регистрации СССР новую конституцию новой республики;
  • 4) Освободить офицеров и чиновников от клятв и обязательств перед ликвидированной республикой.
  • 5) Провести ликвидацию всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций ликвидированной республики СССР, а в случае самовольной ликвидации республики, провести ликвидацию всех её автономных республик, областей, городов и посёлков;
  • 6) Провести образование одной и единой профсоюзной организации, при условии строжайшего запрета создания и регистрации в новой республике иных профсоюзных, политических и церковно-родовых организаций, как субъектов правовых отношений и часто используемых для противления властям, провокации смут и вражды и раскола общества. При этом гражданам не запрещается объединяться и создавать общественные организации для решения общественных проблем и вопросов, но без права участия в судебных спорах и конфликтах с субъектами правовых отношений. Также никому из людей, которые уже вышли из гражданства СССР, органы власти СССР не запрещают вступать в церковные организации, уммы и сангхи Российской Империи, но при условии, что они вышли из гражданства СССР добровольно и больше от властей СССР они никогда и ничего требовать не будут.
  • 7) Провести перерегистрацию старых областей, городов и посёлков ликвидированной республики, если ликвидация данной республики была согласована с Верховным Советом СССР, или ликвидировать все старые области, города и посёлки и провести регистрацию новых городов и посёлков с выдачей новых уставных документов, если ликвидация республики была самовольной и без получения согласия от Верховного Совета СССР. Для перерегистрации и ликвидации старых областей, городов и посёлков ликвидированной республик и регистрации новых, органу учёта и регистрации СССР при Центральном Государственном Управлении СССР по вопросам учёта и регистрации территориальных образований СССР и их владельцев. необходимо предоставить:
  • 7.1. Разрешение совета народных депутатов (далее СНД) о согласии ликвидации области, города или посёлка в связи с самовольной ликвидацией республики СССР;
  • 7.2. Протокол с решением СНД о перерегистрации или регистрации области, города или посёлка в системе регистрации СССР с указанием старого или нового названия, а также с указанием органа-собственника и органа-владельца имущества области, города или посёлка;
  • 7.3. Протокол с решением СНД о перерегистрации или регистрации народа города или посёлка, как субъекта права с внесением имени народа в Конституцию СССР, или как субъекта правовых отношений без его внесения в Конституцию СССР. В этом протоколе должно быть указано полное наименование народа, его численность, а также наименование органа или органов власти, имеющих право распоряжения этим народом, в т.ч. для трудовых и военных целей;
  • 7.4. Организационная структура органов управления области, города или посёлка;
  • 7.5. Штатное расписание для каждого органа управления области, города или посёлка и должностные инструкции согласно каждому штатному расписанию;
  • 7.6. Проект устава области и её главного города, или устав города или устав посёлка, как субъектов правовых отношений. Уставы главных городов области отдельно рассматриваться не будут;
  • 7.7. Протокол с решением СНД о наименовании улиц, проспектов и площадей, в котором не должны быть использованы имена живых и мёртвых людей, не записанных в Книгу Жизни, за исключением граждан СССР, которые были награждены званием Герой Советского Союза до 1953 года;
  • 7.8. Протокол с решением СНД об утверждение наименования и места нахождения главной резиденции и юридического адреса области, города или посёлка;
  • 7.9. Протокол с решением СНД о ревизии основных фондов, ценностей, реальной оценочной их стоимости и утверждение органа-собственника, который наделяется правом распоряжения землями, имуществом и финансовыми средствами области, города или посёлка;
  • 7.10. Протокол с решением СНД о назначении председателя нового СНД, а также протокол о назначении председателя нового профсоюза области, города или посёлка.
  • 8) Провести образование и регистрацию новых государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в пределах территорий новообразованной республики СССР и выдать под роспись всем чиновникам и начальникам новой республики новые должностные инструкции;
  • 9) Провести перерегистрацию паспортов граждан СССР ликвидированной республики, если ликвидация данной республики была согласована с Верховным Советом СССР. А в иных случаях, если ликвидация республики была самовольной и без получения согласия от Верховного Совета СССР, всем гражданам ликвидированной республики СССР необходимо выдавать новые свидетельства о рождении, о смерти, о браке, паспорта, водительские удостоверения, дипломы об образовании и иные документы, в том числе документы на право собственности жилья, транспортных средств и иного имущества.
  • 10) Провести перерегистрацию всех негосударственных предприятий, организаций и колхозов, у которых среди участников отсутствует государство, с выдачей им новых регистрационных номеров и уставных документов, в которых должно быть установлено, что новая организация является правопреемником прав и обязательств организации, существовавшей до перерегистрации, но только при условии, что состав её учредителей и участников во время перерегистрации не изменился.

Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания.

Председатель Советского Правительства,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда СССР

Какие новые регионы могут появиться в России

Тюменская область, ЯНАО и ХМАО могут быть объединены в 2021 году — но это не последнее и не единственное объединение. Регионы будут сливать с другими для экономической выгоды и «приструнения» республик.

Тема объединения регионов не нова и поднимается регулярно. Напомним, в апреле 2016 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в очередной раз заявила о необходимости объединения нескольких регионов в один большой. «Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования», — сказала она тогда.

Так что возможное объединение Архангельской области и Ненецкого АО будет первым слиянием регионов с 2008 года, но явно не последним, пишут авторы телеграм-канала Временное правительство.

«Правильнее было бы назвать этот процесс скорее ликвидацией НАО и лишением субъекта автономии с перераспределением нефтегазовых доходов в пользу более бедной Архангельской области. Приходил Цыбульский в регион как молодой технократ, а закончил реализацией столь родного Кремлю сценария «отнять и поделить».

Традиционный механизм с регионами-донорами и регионами-реципиентами уже не работает: донорства не хватает. Деньги уходят в Москву, но возвращать нуждающимся регионам нечего. Приходится перераспределять доходы сразу на региональном уровне.

Подобные мысли о решении финансовых проблем за счёт объединения субъектов не новы: губернатор бедной Курганской области Вадим Шумков в прошлом году фактически построил свою предвыборную программу на идее объединения с более богатой Тюменской областью. И явно такой механизм будет использоваться всё чаще: Кремлю не нужно одинаково состоятельное население, для стабильности власти сойдёт и одинаково бедное. Зато без перекосов», — отметили сетевые эксперты.

А в телеграм-канале Scriptorium напомнили, что объединение/поглощение Архангельской области и НАО планировалось давно. По словам аналитиков, «неслучайно оба губернатора находятся в статусе врио. Учитывая соотношение населения (Архангельская — 1,2 млн., НАО — ок. 50 тыс.) и, соответственно, электората главный краткосрочный бенефициар — врио архангельской области Цыбульский. Население НАО в большинстве против объединения и преимуществ от слияния не видит.

Объединение нельзя назвать прецедентом. В 2005 г. Красноярский край объединился с Таймырским и Эвенкийским автономным округами. В этом же году объединились Пермь и Коми-Пермяцкий АО. За объединением просматривается еще несколько слоев.

Читайте также  Борьба немцев против немцев

Первый — это объединение Тюменской матрешки (ХМАО, ЯНАО), которая раньше управлялась централизованно. Перераспределение нефтяной ренты в пользу Тюмени в начале 2000-х гг. сформулировало у жителей ХМАО и ЯНАО образ внешнего игрока.

Но сейчас ситуация не стоит остро.

Федеральный центр разделение похоже устраивает, но ряд игроков могут захотеть большего влияния для Тюмени. Второй слой — это реакция в межнациональных и мононациональных республиках. Здесь возможны негативные интерпретации и проекции».

Тема укрупнения регионов Российской Федерации поднималась и три года назад, когда сенатор от Брянской области Сергей Калашников допустил возможность объединения ряда республик Поволжья в единый субъект, «не имеющий национальной окраски». В частности, он назвал Чувашию, Марий Эл и Мордовию.

При этом в соцсетях пишут, что если объединение субъектов «позволяет решить возможные национальные и языковые проблемы — это даже хорошо».

«Например, объединение Татарстана с Самарской и Ульяновской областями в Казанскую губернию с преобладающим русским населением. Также можно размыть и остальные национальные республики в Поволжье. Мордовия и Пенза, Кировская + Удмуртия, Нижегородская губерния с Марий Эл и Чувашией в составе…»,- рассуждают эксперты.

Стоит добавить, что идея укрупнения регионов России нашла отражение и в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года (Стратегия-2030), в числе основных задач которой называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур — глобально конкурентоспособных макрорегионов».

Отметим, что неназванный источник в Кремле уже опроверг дальнейшие укрупнения регионов.

«Предположения о том, что слияние Архангельской области и Ненецкого автономного округа (НАО) в единый субъект даст старт кампании по укрупнению целого ряда регионов России, не соответствуют действительности. Предположения о начале такой кампании в целом ряде регионов — это бред. Темы укрупнения регионов в повестке дня Кремля нет», — заявил некий анонимный чиновник.

Однако, экспертные источники пишут свое — о том, что «объединение и укрупнение регионов не ограничится слиянием НАО и Архангельской области». При этом они подчеркивают, что «обсуждаемые в соцсетях и СМИ варианты не являются достоверными».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Объединение регионов: кому ждать, а кому — бояться

Виктория Павлова

«Я считаю, что надо укрупнять регионы — раз. И второе: надо идти на агломерации», — заявил Марат Хуснуллин на круглом столе в НИУ ВШЭ. По его мнению, Еврейскую АО следует объединить с Хабаровским краем ради оптимизации трудозатрат правительства, а Курганскую область – с Тюменской, ради повышения уровня жизни населения Кургана. Вскоре последовало официальное заявление о том, что подобные предложения в правительстве не рассматриваются, а затем Дмитрий Песков сказал, что в Кремле не исключают возможности укрупнения регионов – главное, чтобы люди этого захотели.

Так что в теории объединения регионов возможны, но на практике их реализация может столкнуться с массой проблем. Власти, если верить «источнику в Единой России», уже опасаются потенциального усиления губернаторов будущих новых объединенных регионов и регионального сепаратизма.

Как в современном мире может выглядеть объединение регионов «по науке», какие в этом процессе есть преимущества и, наоборот, подводные камни – в интервью «НИ» рассказал политолог, президент Центра региональной политики Илья Гращенков.

Насколько, на ваш взгляд, вообще сейчас можно ожидать каких-то реальных действий по началу реформы структуры управления или это очередной информационный вброс, поговорят и перестанут?

— Здесь может быть три варианта. Первый: Хуснуллин сделал это заявление самостоятельно, довольно неожиданно, и ни с кем не согласовывая, в качестве частной инициативы. Второй: это спланированная Кремлем история, призванная всех отвлечь от каких-то реальных проблем. Вместо экономики все начнут обсуждать пострадает ли Марий Эл от объединения с Татарстаном. Ну и третий вариант – есть некий план реформы (а он действительно есть и давно обсуждается) в Правительстве. И пришло время по календарю этот план реализовывать. Так бывает — просто совпало с выборами, с историей с Навальным, экономическими и прочими проблемами. Все пытаются как-то связать и притянуть эти вещи друг к другу, а связки на самом деле нет – просто пришло время чиновникам реформировать структуру управления.

В чем прежде всего могут быть плюсы такого объединения регионов?

— С одной стороны, основной мотив укрупнения регионов – это сокращение чиновничьего аппарата. С другой стороны, если мы укрупняем границы региона, то это вовсе не значит, что у нас падают расходы на муниципальное и местное управление. Количество людей на местах все равно не сокращается. Поэтому обычно укрупнение регионов сопровождается объединением каких-то активов. То есть прежде всего нужно смотреть на бюджеты регионов: что можно объединить и кто будет этим консолидированным бюджетом распоряжаться. Хуснуллин, собственно, с этого и начал – сказал, что ему не интересно работать с ЕАО, потому что там жителей всего несколько сотен тысяч, это примерно как один из районов Москвы. О каком региональном развитии здесь можно говорить? А если рассматривать территорию, например, в рамках Хабаровского края, то уже с такими бюджетами можно работать. Я бы скорее говорил не об объединении регионов, а о стратегическом объединении макроивестиционных регионов.

Почему же тогда не происходит объединение именно в таком формате? Что мешает?

— Возьмем, например, сферу строительства. Что мешает инвестиционную программу строительства вынести в отдельный проект, который будет курироваться каким-то нацпроектом в рамках целого куста – того же Еврейского автономного округа, Хабаровска, Владивостока, Биробиджана и так далее? А что мешает тем, кто хочет именно в региональных рамках (например, в тот же регион ЕАО) инвестировать свои личные деньги для строительства? Это две параллельные истории. В конце концов, если мы сейчас обратимся к современным системам управления процессами, то они именно так и проистекают – есть какие-то глобальные, есть более локальные. Их можно миксовать. Но почему-то всех будоражит вот эта советская сталинская история «давайте всех сольем». У нас много так называемых идентичностей и все они боятся потеряться. Вспомним историю с Подмосковьем: несколько лет назад предложили часть области объединить с Москвой, а часть присоединить к Смоленской, Тверской областям. И сразу началось: «мы к Москве не хотим, а вдруг наши родные Химки станут не такими» и так далее. Даже преференции Москвы людей не всегда впечатляют, в противовес ставится вопрос идентичности.

В каких регионах наиболее ярко могут проявиться эти самые проблемы идентичности, а также межэтнические конфликты в случае слияния?

На самом деле этот страх конфликтов несколько преувеличен. Давайте возьмем пример из ближайшего прошлого. 2008 год. Объединение Читинской области в Забайкальский край, куда вошел Бурятский Усть-Ордынский округ. Разве бурятов там как-то ущемляют теперь в Забайкалье по сравнению с Иркутской областью? А рядом есть еще республика Бурятия. Так что поглощение бурятов не состоялось. Они там существуют в рамках этого автономного округа. Как, например, в рамках Камчатки с 2008 года существует Корякский автономный округ. Как жили, так и живут. Нет никакого разрушения. Но страх, что тебя присоединят, действительно, есть. Например, по той же Хуснуллинской линии уже конфликт – Татария и рядом Башкирия. Попробуйте объединить Татарстан с Башкирией. Но страх тут скорее на уровне таком семантическом, на уровне символа. Хотя в реальности едва ли есть какие-то угрозы.

Песков сказал, что объединение регионов возможно, но исходить это желание должно от самих жителей. Как думаете, что он имел в виду и о чем это может сигнализировать?

— Думаю, есть решение пересмотреть сам подход. Вспомним печальный опыт, когда Архангельскую область и НАО хотели объединить, и начали готовить референдум. Так вот это было как раз решение чиновников, а народ резко восстал против. Начался конфликт – прежде всего со стороны маленького, но богатого НАО, который решил, что их деньги хотят отнять, а их самих в составе этой Архангельской области нивелировать. И все это объединение отменилось. А сейчас Песков может говорить о том, что нужны другие форматы: собирайте какой-нибудь комитет малых народностей, почетных граждан и еще кого-нибудь из лидеров мнений. Понятно, что они все аффилированы с властью, но тем не менее. Таким образом перекладывается ответственность. В случае, если люди недовольные выйдут на улицу, им уже скажут — ну что вы вышли, вы же сами решили, во всяком случае вот эти ваши представители.

Действительно ли объединение поможет поднять уровень отстающих регионов без ущерба для регионов-лидеров? Есть ли примеры регионов, которые после объединения и потери автономии вообще окажутся забытыми, лишатся поддержки и впадут в депрессию?

— Бывает по-разному. Самый яркий пример — присоединение территорий к столице. Поменялось для них что-то или нет? Все ждали, что Троицк будет жить, как район Москвы. Как стало в реальности, лучше? Непонятно. Или пример Корякии и Камчатки. Корякия стала периферией Камчатки. Новый губернатор Солодов сказал, что он хочет упразднить корякское представительство в составе правительства (там было такое правительство корякского народа), коряки испугались, что они вообще не смогут достучаться до регионального начальства. Страх понятен – вместо повышения уровня жизни, ты просто станешь периферией более сильного региона. Так и с примером Кургана и Тюмени. Если раньше, например, можно было приехать в Курган к Шумкову для решения проблем, то теперь уже надо ехать в Тюмень. Если, например, той же Тюмени интересно будет инвестировать в развитие новых территорий, то будет хорошо. А вот, если это будет обуза просто, если Тюмени скажут: «дайте денег Кургану, потому что он теперь ваш», то Тюмень может сказать «а нам самим не хватает». И все. Получится, что в Кургане в лучшем случае ничего не изменится, а в худшем – наоборот, перестанут как депрессивному региону подкидывать из центра денег.

То есть глобально ничего хорошего не выйдет, если все эти объединения происходить будут в угоду упрощения управления и вряд ли кто будет риски и последствия для каждого региона просчитывать?

Если рассматривать беспредметно — просто объединение ради объединения, то да. Но ведь есть же концепция пространственного развития. Она говорит о том, что большая часть России вообще сегодня бессмысленно существует в тех координатах, которые остались как наследие СССР. Были какие-то города, в которых что-то раньше добывали. сейчас их нет. А территория осталась, и людей там условно как-то подкармливают, чтобы они просто там оставались, занимали эти территории. Но в реальности они уже и не нужны там. Пространственное развитие – это про то, как кого можно объединить с реальной пользой для всех. Здесь мы добываем, здесь мы перерабатываем, здесь у нас финансовый центр, а здесь плечо логистическое, сюда мы инвестируем. Вот тогда будет какая-то логика во всем этом процессе.

Образование республик в России и сколько их

В настоящее время Российская Федерация состоит из 22 республик. Последней из них, вошедшей в состав России, стал Крым. Это произошло не так давно, после проведённого голосования среди населения полуострова. В этой статье мы попробуем рассмотреть все вопросы, касающиеся Республик России, список будет приведён немного ниже.

Читайте также  Войны россии с персией и турцией

История образований субъектов в составе РФ

Россия с испокон веков считается самым многонациональным государством. Ещё во времена Российской Империи отношение к национальным традициям народов проходило уважительно, с целью цивилизованного их развития. С приходом к власти большевиков эти традиции продолжили воплощаться в жизнь. Так, стали появляться народные образования, которые процветают до сих пор.

Республики России начали образовываться сразу после Великой Октябрьской 1917 года. Создавались они в результате выделения из губерний и других регионов. Появление образований было определено наличием многих национальностей и народностей в Российской Федерации. В отличие от краёв и областей, образования в РФ были её субъектами. Чуть позже, с 1926 по 1936 года, некоторые из них входили в состав краёв и областей. После принятия Конституции Советского Союза, в который входили все субъекты, организация их практически была завершена.

Продолжение образований

После известных политических событий начала девяностых годов прошлого века, когда прекратил своё существование СССР, а Россия стала самостоятельным государством, стали реформироваться и республики в составе РФ. Это свершалось благодаря тому, что бывшие автономии и области становились обладателями большей независимости.

Так, в середине 90-го года суверенитета добился каждый субъект, ряд преобразований произошёл и в автономных областях. Так, был реорганизован ряд республик на Кавказе и Алтае. Разделение Чечено-Ингушетии привело к созданию двух суверенных образований. Однако, речь о выходе из состава Российской Федерации никогда не ставилась. У каждого образования, входящего в состав Российской Федерации, есть дни национальных праздников, которые широко отмечают все народности, согласно их традициям.

Государственно-правовые признаки образований

Практически каждый субъект является государством, об этом говорит присутствие законодательной власти, способности самостоятельно принимать конституцию, определяющую дальнейшую организацию на территории образования. Однако, все законодательные акты не должны отличаться от положений Конституции Российской Федерации. Органы власти в субъектах образуются в результате выборов среди народов и народностей, живущих на их территории. А также республика является гарантом государственности всех национальностей, проживающих там.

Одним из признаков государственности является наличие своих территорий и границ, которые считаются открытыми между всеми образованиями на территории Российской Федерации. Принятое законодательство субъекта действует только в пределах её территории. У каждого образования есть свой флаг, свой герб и свой гимн и, естественно, своя столица. А также, у каждой республики есть свой президент, Верховный суд, прокурор, который подчиняется Генеральному прокурору России, свой Конституционный суд.

Значение республик в составе России

Субъекты в составе РФ занимают четвёртую часть территории Российской Федерации и на ней проживают более 160 национальностей. На протяжении всей истории существование образований было тесно связано между собой и с другими субъектами России. Роль их очень важна для РФ. В северной части страны хорошо развиты предприятия по добычи газа, нефти, леса и природных ископаемых. Саха (Якутия) известна своими месторождениями драгоценных металлов и алмазов. Образования центральной части России известны своими сельскохозяйственными угодьями. На территориях Башкирии и Татарии добывают в больших количествах нефть, что сильно их отличает в росте экономики.

Южные республики страны известны своими курортами и лечебницами. К ним сейчас добавился и Крым, самый дотационный субъект. Субъекты России, ранее, были не очень популярны и изведаны туристами из зарубежных стран. Благодаря развитию туризма в стране, у иностранных гостей появились большие возможности познакомиться с субъектами России. А также, этому способствует и проведение спортивных соревнований мирового масштаба.

Ниже мы приведём список республик России и их столицы:

  1. Республика Коми—Сыктывкар;
  2. Мордовия—Саранск;
  3. Республика Саха(Якутия)—Якутск;
  4. Северная Осетия(Алания)—Владикавказ;
  5. Тыва—Кызыл;
  6. Чеченская Республика—Грозный;
  7. Чувашия—Чебоксары;
  8. Хакасия—Абакан;
  9. Удмуртия—Ижевск;
  10. Дагестан—Махачкала.

Еще 12 республик:

  1. Ингушетия—Магас;
  2. Башкортостан—Уфа;
  3. Алтай—Горно-Алтайск;
  4. Адыгея—Майкоп;
  5. Кабардино-Балкария—Нальчик;
  6. Калмыкия—Элиста;
  7. Карачаево-Черкесская Республика—Черкесск;
  8. Татарстан—Казань;
  9. Марий Эл—Йошкар-Ола;
  10. Карелия—Петрозаводск;
  11. Бурятия—Улан-Удэ;
  12. Республика Крым—Симферополь.

Видео

Изучить карту Российской Федерации вам поможет наше видео.

Присоединение к России новых субъектов федерации

Присоединение к России новых субъектов федерации

Вопрос присоединения к России новых субъектов Федерации крайне политизирован, а его интерпретация в российских условиях зачастую зависит от текущей политической конъюнктуры, предвыборной ситуации и состояния отношений России с теми или иными соседними суверенными государствами.

Содержание

Юридические аспекты

Порядок принятия в Российской Федерации (иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [1] . Согласно указанному федеральному конституционному закону расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия, реально расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус.

Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье

В последнее время активно муссируется вопрос о возможности вхождения в состав России некоторых из бывших автономных образований в составе союзных республик СССР — ныне самопровозглашённых непризнанных государственных образований — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Сторонники присоединения этих республик к России утверждают, что оно будет иметь легитимный характер, поскольку власти союзных республик, принимавшие в своё время решение о выходе из состава СССР, не проводили в автономиях отдельных референдумов о выходе из СССР в соответствии с процедурой, предусматривавшейся Конституцией СССР; кроме того, референдумы о независимости самих союзных республик в автономиях не состоялись, а в некоторых автономиях большинство населения участвовало в референдуме о сохранении СССР в феврале 1991 года, поддержав сохранение Советского Союза.

Угроза гипотетического присоединения к России (как вариант — вхождения в СНГ) обычно выдвигается руководителями непризнанных республик в качестве одного из аргументов против неуступчивых «малых метрополий». Со стороны российского руководства эта идея периодически используется в качестве средства давления на Грузию и Молдавию, особенно учитывая охлаждение отношений между Россией и этими государствами. Политический капитал на этом деле пытаются зарабатывать и некоторые иные деятели — в частности, губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, думский деятель Сергей Бабурин и др.

Так, например, власти Южной Осетии неоднократно заявляли, что, после признания независимости Южной Осетии от Грузии, они на основании исторических фактов будут реализовывать вхождение в Россию и объединение с Северной Осетией.

В 1995 вхождение в Россию в качестве субъекта федерации также предлагало руководство Абхазии (провозгласившей независимость от Грузии). В последние годы власти Абхазии и Приднестровья (провозгласившей независимость от Молдавии) предлагают статус свободной ассоциации с Россией.

17 сентября 2006 в Приднестровье состоялся референдум об альтернативах: сохранение независимости и свободная ассоциация с Россией либо отказ от независимости и вхождение в Молдавию. Более 90 % избирателей проголосовали за присоединение к России.

12 ноября 2006 в Южной Осетии 99 % избирателей на референдуме проголосовали за независимость.

Читайте также  Образование ссср. план построения социализма.

Россия и Белоруссия

С момента достижения 8 декабря 1999 соглашения о преобразовании конфедеративного Союза России и Белоруссии (существовавшего с 2 апреля 1997) в союзное государство, которое, если это осуществится, должно стать «мягкой» федерацией по типу СССР, ряд российских политиков (в том числе близких к кремлёвскому руководству) неоднократно высказывал недовольство тем, что отличающиеся более чем на порядок по территории, населению, экономике и т. п. Россия и Белоруссия в будущем федеративном союзе будут иметь равный решающий голос. В связи с этим, ими предлагаются альтернативные варианты объединения — вступление Белоруссии в состав Российской Федерации в качестве одного субъекта или в виде семи субъектов (по числу областей Белоруссии; в этом случае соотношение голосов составило бы примерно 80 к 7). Однако даже заявляющий о своём согласии с концепцией тесной интеграции президент Белоруссии А.Лукашенко категорически отверг эти варианты как ликвидирующие или растворяющие белорусскую государственность, так что вероятность реализации этих предложений в ближайшем будущем невелика.

Регионы Украины со значительной долей русскоязычного населения

Крайне спорной является постановка вопроса о гипотетической возможности присоединения к России каких-либо регионов Украины — даже тех, где имеется значительная доля русскоязычного населения. Этот вопрос периодически поднимается политическими конъюнктурщиками как с российской, так и с украинской стороны, но перспектива его реализации при серьёзном рассмотрении является маловероятной. Следует также заметить, что статья 73 Конституции Украины (подлежащая изменению только по итогам всеукраинского референдума) гласит: «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины» [2] . Применительно к российским политикам, вряд ли можно считать достойным компетентных и разумных политиков делать ставку на гипотетический распад соседнего государства, в результате которого можно будет «поживиться чужим добром».

Как утверждают сторонники такой точки зрения, отделение от Украины и присоединение к России Крыма и русскоязычных восточных и южных регионов Украины может произойти в результате полной дезинтеграции украинского государства, об угрозе которой они говорят в связи с высокой политической нестабильностью в последние годы.

Однако высокая доля населения того или иного региона, которое считает русский язык родным, сама по себе не является реальной предпосылкой для отделения этого региона, поскольку признание русского языка родным не обязательно означает желание быть гражданином России или жить в России.

К тому же этнические русские составляют большинство лишь в двух регионах Украины — Автономной Республике Крым и городе Севастополь (более подробно см. Результаты переписи 2001). В принципе, при некоторых условиях, эта группа населения может сплотиться вокруг идеи возврата в состав России Крыма, который до 1954 входил в состав РСФСР.

Однажды — во времена распада СССР — уже были сделаны попытки первых шагов на пути к отделению — 20 января 1991 прошёл референдум о создании Крымской ССР как самостоятельного участника Союзного договора, 4 сентября 1991 была провозглашена Декларация о суверенитете Крыма, а 6 мая 1992 принята Конституция суверенного Крыма, которые, однако, через пару лет были аннулированы центральными украинскими властями.

Также следует заметить, что ещё до образования СССР, в первые годы становления советской власти и гражданской войны, на территории современных регионов Украины со значительной долей русскоязычного населения (Донбасс, Новороссия, Харьковская область) провозглашались как субъекты РСФСР Советская Социалистическая Республика Тавриды (Крым), Донецко-Криворожская Советская Республика и Одесская Советская Республика, впоследствии объединившиеся (вместе с Харьковщиной) в восточно-южную Украинскую Советскую Республику в составе РСФСР.

В ходе политического кризиса на Украине, связанного с президентскими выборами 2004 года, сторонники Виктора Януковича 28 ноября в пылу политической борьбы созвали съезд представителей местного самоуправления и исполнительной власти юго-востока Украины, в котором принял участие и мэр Москвы Юрий Лужков. Участники съезда заявили, что в случае прихода к власти Виктора Ющенко южные и восточные области потребуют широкой автономии, поскольку выход из кризиса может быть найден лишь на пути «объединения родственных по духу областей». «Столицей» такого регионального объединения — Юго-Восточной Украинской республики — предложено сделать Харьков. Глава Харьковской области Евгений Кушнарёв предложил «всем городам провести референдумы по вопросу о доверии власти и создании нового украинского государства в форме федеративной республики». Правда, уже на следующий день власти Харьковской области отменили своё решение об отделении от Украины и вхождении в состав Юго-Восточной Украинской республики. Губернатор области Евгений Кушнарёв заявил, что решения областного совета, которые не соответствуют конституции и законам Украины, будут пересмотрены. 30 ноября Следственное управление Службы безопасности Украины (СБУ) возбудило уголовное дело по факту посягательства на территориальную целостность страны. Угроза уголовного преследования заставила руководителей восточных и южных областей Украины резко сменить свои позиции — так мэр Донецка Александр Лукьянченко заявил, что область не собирается выходить из состава Украины, а хочет лишь получить статус самостоятельной республики в составе федеративной Украины. Дело этим и кончилось. После прихода к власти Виктора Ющенко руководители абсолютно всех регионов Украины были смещены, а «мятежники» сменили свои посты на должности в Партии регионов. Уголовную ответственность так никто и не понёс (более подробно см. Политический кризис на Украине (2004), 28 — 30 ноября). С другой стороны, единственный документ, указывающий на легитимность нынешней границы между Украиной и Россией, — это т. н. «большой договор», который прекращает свое действие в 2017 году, после чего Россия перестанет быть связана обязательствами не нарушать территориальную целостность Украины.

Регионы Казахстана со значительной долей русскоязычного населения

Ещё до распада СССР и обретения Казахстаном независимости Уральское и Сибирское Казачьи войска и русская община территории в августе-октябре 1990 и в марте 1991 потребовали от Верховных Советов СССР, РСФСР и КазССР провести референдум о присоединении к Российской Федерации территории Северного Казахстана (Северо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Кустанайской, Уральской областей) [3] .

В последние дни существования СССР эту позицию публично поддержал Президент М. С. Горбачёв, что вызвало резкую негативную ответную реакцию у руководства Казахстана, парламент которого 15 декабря 1991 принял заявление о недопустимости подрыва целостности республики. [4]

В январе-феврале 1994 Верх-Иртышской казачьей и русской общинами организовывались многочисленные митинги в Усть-Каменогорске и округе с требованием установления национально-территориальной автономии Рудного Алтая (Восточно-Казахстанской области).

Позже (с 1999—2000) деятельность общественных объединений, выступавших за присоединение к России или автономию Северного Казахстана, была жёстко пресечена казахстанскими властями: от административных процессов над активистами славянского движения «Лад» и других в Уральске, Павлодаре, Кустанае и вплоть до уголовного преследования руководителей и членов движения «Русь» по обвинению в подготовке восстания, насильственного захвата власти и провозглашения на северо-востоке Казахстана «Республики Русский Алтай» со столицей в Усть-Каменогорске ([1],[2],[3],[4]).

Следует заметить, что группа членов Национал-большевистской партии во главе с Эдуардом Лимоновым, также намеревавшаяся с оружием в руках бороться за «восстановление исторической справедливости» в Северном Казахстане, в 2001 была осуждена российским судом. ([5],[6] и др.)

Кроме того, об отсутствии каких-либо территориальных претензий к соседнему государству у российского руководства говорит то, что в 2005—2006 годах российское и казахстанское руководство сделали несколько совместных заявлений о том, что демаркация границы между двумя государствами осуществлена на всём её протяжении.

Между тем, проявления сепаратистской активности впредь маловероятны, поскольку за последние годы почти во всех областях Северного Казахстана исчезли объективные условия для подобных изменений: в связи с притоком этнических казахов и эмиграцией русскоязычного населения (около 2 млн за 1990-е) доля последнего уменьшилась до половины и менее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: