Золотая орда и ислам

Принятие Ислама монголами

Как монголы принимали Ислам? Как это всё началось? С чего началось распространение Ислама во всех четырёх улусах (областях) Монгольской империи? Как так получилось, что долгое время боровшиеся с мусульманами люди сами стали мусульманами и борцами за веру?

Государство Чингисхана, после того, как он поникнул этот мир, разделилось на четыре части – улусы. Ислам начал бурно распространятся во всех четырёх улусах империи. Монголы с радостью принимали религию мусульман, и каганы прилагали все усилия для этого.

Таким образом, в течение ста лет практически все племена монголо-татар приняли истинную религию Всевышнего Аллаха. Эту статью мы начнём рассказом о распространении Ислама в Джучиевом улусе, основанном старшим сыном Чингисхана Джучиханом.

Джучиды

Берке-хан (годы правления 1256–1267) был первым из монгольских правителей, принявшим Ислам. С 1256 по 1267 годы Берке был ханом Золотой Орды, в которую входили и территории древней Руси.

Передаётся, что причиной принятия Ислама Берке-ханом стала его встреча с караваном купцов, который шёл из Бухары. Когда он остался наедине с двумя купцами, то расспросил их про убеждения мусульман. Они как можно подробнее рассказали ему об Исламе, да так, что их диалог закончился искренним принятием Ислама Берке-ханом.

Информацией о том, что он поменял веру и принял Ислам, он первым делом поделился со своими младшими братьями, и выразил желание, чтобы и они последовали его примеру. Затем он перед всеми объявил о принятии Ислама.

Союз с Бейбарсом

В дальнейшем Берке-хан заключил союз с Аз-Захиром Бейбарсом, который с 1260 по 1277 годы был мамлюкским султаном в Египте. Начало этим хорошим отношениям дал Бейбарс, который радушно в торжественной обстановке принял небольшой отряд из Золотой Орды численностью двести человек.

Этот отряд, входивший в состав войска Хулагу, который уничтожил Багдад, узнав, что между Хулагу и их улусом возникла вражда, убежал в Египет.

Джучидский отряд, прибывший в Египет, нашёл там самый тёплый приём. Ордынцы были размещены в домах, специально построенных для них в Каире, одарены одеждами, лошадьми и деньгами. Военачальников султан сделал эмирами своих войск, прочих включил в число мамлюков-бахритов. Таким образом, султан Бейбарс смог убедить воинов Джучи принять Ислам.

Султан, который находился в состоянии войны с Хулагу, был чрезвычайно заинтересован в сильном союзнике, потенциально способном сковать его войска и не допустить очередное вторжение ильхана Ирана в Шам. Естественно, султан поспешил завязать дипломатические отношения с Берке, чья слава на то время была достаточно велика.

Далее Бейбарс отправил двух человек из числа того джучидского отряда вместе с послами и письмом к Берке-хану. В ноябре 1262 года послы султана Бейбарса добрались до Константинополя и отправили гонца к правителю мамлюков с вестью о том, что посольство благополучно двинулось дальше.

В столице Золотой Орды они встретили тёплый приём. Ставка золотоордынского правителя стояла на берегу реки Итиль. Сам Берке-хан сидел в большом белом шатре из войлока, покрытом шёлковыми тканями. Шатёр вмещал около сотни человек. Вдоль войлочных стен стояли скамьи, на которых сидели 50 или 60 золотоордынских эмиров.

Сам хан восседал на троне, рядом с ним сидела жена. Послание мамлюкского правителя Берке-хан велел зачитать своему визирю, о котором упоминает арабский летописец ал-Мефаддаль. Он даже называет его имя – Шереф ад-Дин ал-Казвини – и отмечает: «Он хорошо говорил по-арабски и по-тюркски».

Письмо Бейбарса было переведено и зачитано Беркехану, который был весьма доволен его содержанием. На этом этапе переговоров султан Бейбарс и Берке-хан нашли общий язык.

Он богато одарил послов, вручил им ответные грамоты и отправил с ними в обратный путь своих посланников. Послы Бейбарса, побывавшие в Золотой Орде, после возвращения в Египет рассказывали о том, что каждый амир в государстве Берке-хана имеет имама и муэдзина, а дети в медресе заучивают наизусть Коран.

Вследствие этих дружественных отношений между Бейбарсом и Берке-ханом намного увеличилось число людей, принявших Ислам, и монголов, прибывавших в Египет из Золотой Орды.

Ответное посольство Берке-хана миновало Александрийский порт в 1263 году и оттуда направилось в Мамлюкский султанат.

Первое посольство Золотой Орды состояло из тысячи человек. Такую представительную делегацию в Каире встречал весь город. За два столетия, последовавшие после этого, Каир и Сарай обменялись примерно 50 посольствами.

Письмо хана Берке было торжественно зачитано в мамлюкском дворце и встречено с радостью. Он выражал благодарность Бейбарсу за спасение золотоордынских подданных, а также просил о помощи в борьбе с Хулагу. «Я и мои четыре брата бились с ним, чтобы восстановить Ислам в прежних пределах, отомстить за смерть имамов, – писал Берке-хан. – Надо преградить дорогу Хулагу. Прошу, направь своё войско к Евфрату».

Войско Берке состояло из 30 000 мусульман. Поэтому для них был установлен порядок совершения пятничной молитвы. Говорят, что во всём войске был такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик, чтобы при наступлении времени намаза заняться его совершением.

Во всём войске никто не пил вина, и при Берке постоянно находились учёные, факихи, толкователи Корана и хадисов. У него была огромная библиотека с множеством богословских книг.

Большая часть его собраний и бесед происходила с учёными. В его дворце постоянно шли дискуссии относительно науки Шариата. В делах религии он был чрезвычайно твёрд и усерден.

Пока на мусульманском Востоке воины Хулагу разрушали города и грабили мирное население, в Золотой Орде был построен новый город, который позже вырос в средневековый мегаполис и стал второй столицей Золотой Орды. В истории он известен под названием Сарай-Берке, что означает «Дворец Берке», и сегодня его развалины находятся близ города Волгограда. Сарай-Берке в период своего наивысшего расцвета имел стотысячное население.

Берке-хан распространил Ислам среди своего народа, стал строить мечети и медресе во всех своих владениях, приблизил к себе учёных и факихов и сдружился с ними.

Действительно, Берке-хан был первым из золотоордынских правителей, привлекавшим представителей кочевой знати в Ислам. Он заметно расширил связи Золотой Орды с богатыми рынками мусульманского Востока, откуда приезжали ремесленники, купцы, литераторы, учёные и другие представители мусульманской интеллигенции.

Как монголы приняли ислам

Средневековые монгольские завоеватели известны в истории как не знавшие жалости воины-кочевники, которые опустошили мусульманские земли, сравняли с землей целые города и не оставили после себя ничего, кроме смерти и разрушения. Возможно, это делает обращение монгольских правителей в ислам в более поздние периоды несколько удивительным, пишет Хафса Адиль Чугтай.

После опустошительного монгольского завоевания из пепла халифата возникла новая мусульманская империя. Процесс начался с ханов Золотой Орды и продолжился принятием ислама монгольскими правителями Персии и ильханами.

Берке (1209-1266), внук Чингисхана и сын Джучи, считается первым принявшим ислам монгольским ханом. Имеется очень мало источников о его обращении, хотя считается, что его придворные и приближенные приняли ислам вместе с ним и открыто демонстрировали свою приверженность этой религии при дворе.

После поражения монголов при Айн-Джалуте Берке заключил союз сначала с мамлюкским султаном Кутузом, а затем с султаном Бейбарсом. Противостояние между ним и Хулагу привело к дроблению империи монголов. Некоторые историки полагают, что вмешательство Берке, втянувшего Хулагу в междоусобицу, помешало последнему подвергнуть священные земли ислама, Мекку, Медину и Иерусалим той же участи, что постигла Багдад.

Читайте также  Приказы в xvii веке в россии

Осада Багдада монголами в 1258 г. / Источник: sacredfootsteps.org

Преемники Берке, Туда-Менгу (1282-1287) и Узбек (1312-1341), обеспечили связь между исламом и Золотой Ордой. При Узбек-хане эта религия стала официальной. Французская исследовательница Мари Фаверо пишет: «Эти преобразования были не просто политическим оппортунизмом, но выражали новую социальную идентичность и источник коллективной солидарности, выходящие за рамки идеологии Чингизидов».

В течение последующих десятилетий три из четырех ханств в тот или иной момент приняли ислам. Прямой потомок Хулагу, Газан-хан (правил в 1295-1304 гг.), ильхан государства Хулагидов, провозгласил ислам официальной религией, заставив последовать своему примеру знать. Контакты с монгольскими правителями в Китае к этому времени были потеряны. Хотя Газан-хан постоянно конфликтовал с другими мусульманскими династиями, он покровительствовал исламским ученым.

Чагатайское ханство было третьим, принявшим ислам, хотя этот процесс происходил не без трудностей. Когда Тармаширин-хан (правил с 1331 по 1334 годы) стал мусульманином, монгольская знать, которая продолжала исповедовать буддизм и тенгрианство, не одобрила это. Хана убили, обвинив в отказе от монгольского кодекса поведения. Только при Тоглук-Тимуре (правил в 1347-1360 гг.) после обращения самого хана (и, как утверждается, около 120 000 его подданных) ислам стал господствующей религией в ханстве.

Принятие Газаном ислама. Из рукописи Рашид ад-дина Джами ат-таварих (“Сборник летописей”). 14 век / Источник: sacredfootsteps.org

В отличие от трех западных ханств, четвертое монгольское государство, Империя Юань (территория современного Китая) не приняло ислам, оставаясь преимущественно буддийским.

Хотя некоторые сомневаются в искренности монгольских ханов и знати, принявших ислам, делая акцент на экономических и политических выгодах, Питер Джексон напоминает: «Бесполезно описывать обращения такого рода как «частичное» или «неискреннее», поскольку наша точка зрения не позволяет судить об искренности монгольских правителей, принявших ислам. Слишком часто такие суждения основываются на взглядах на обращение, вращающихся вокруг глубоких внутренних изменений и исходящих из западного христианского ожидания и опыта…»

Как бы то ни было, после падения Багдада мало кто мог предсказать, что менее чем через сто лет все монгольские правители в западной части империи примут ислам, позволив этой религии распространиться еще дальше на восток и навсегда изменить облик региона.

Религия Золотой Орды: почему монголо-татары перешли из христианства в ислам

По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия. Что касается католиков, то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана.

Веротерпимые язычники

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов, как и многие другие исследователи, отметил веротерпимость, которую проявляли монголо-татарские завоеватели в покоренных странах. Работа ученого «Религия и верования в городах Золотой Орды» была опубликована в сборнике статей «Историческая археология. Традиции и перспективы» (Москва, 1998 г.).

Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы, в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.

«. в золотоордынских городах Поволжья были католические священники. Но их роль была незначительной. Именно русские, именно православная церковь не допустили католичество в золотоордынское Поволжье. Оно было сильно в западных частях Золотой Орды, особенно в Крыму, но не в центральном ее районе», – считает Г. А. Федоров-Давыдов.

Православие в Золотой Орде

Руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии РПЦ, монахиня Сергия (в миру – Вера Викторовна Королева) написала научную работу «От Золотой Орды до Верного», которая была опубликована в июне 2010 года информационно-аналитической службой «Русская народная линия». Автор рассказала, как строилась работа представителей православной церкви среди язычников.

Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей.

«Как видно, золотоордынские ханы в XIII-ХIV веках ставили русских митрополитов и Русскую Православную Церковь в особое положение. Ярлыки выдавались как митрополитам, так и князьям, что фактически уравнивало их. Но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось князьям. Духовная власть ставилась ханами выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе», – отметила монахиня Сергия.

По ее мнению, христианизация Золотой Орды была вполне реальна, и такая цель стояла перед священнослужителями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А всë из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.

То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.

И такая политика принесла свои плоды. Православие приняли многие язычники, в том числе и представители аристократии.

Петр Ростовский – царевич Ордынский

Во французском местечке Бюсси-ан-От расположена Покровская женская обитель, насельницей которой долгие годы была монахиня Таисия (в миру – Татьяна Юрьевна Карцова). Она написала книгу «Русские святые: 1000 лет русской святости», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2000 году. В ней говорится и о правнуке Чингисхана, память которого РПЦ чтит 29 июня.

Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов. Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата – сына хана Берке. Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви, что отправился вместе с ним в Ростов. Там царевич принял крещение под именем Петра.

Потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро. Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове, он женился на местной татарке, которая родила ему много детей. Царевич умер в 1290 году, приняв перед кончиной монашеский постриг. Канонизирован в лике преподобного.

Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились. Например, сын хана Батыя, которого звали Сартак, воспитанный сирийцами, был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).

«Впоследствии приняли святую веру многие другие знатные ордынцы: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, крестился в Мещере со множеством других ордынцев, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня. Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия – родоначальник Аничковых… Чет-Мурза, пришедший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием – родоначальник Сабуровых и Годуновых, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря», – написала в своей работе монахиня Сергия.

Она отметила, что христианская община Золотой Орды в XIII веке была более многочисленной, чем мусульманская.

Распространение ислама

К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.

Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.

«Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет. Берке через своих послов в Каире присягнул халифату, основанному Бейбарсом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии», – отметил Г. А. Федоров-Давыдов.

Читайте также  Правление алексея михайловича

Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.

Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.

Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

Мотивы хана Узбека

В своей научной работе монахиня Сергия написала: «Русь проиграла миссионерское состязание с мусульманами, несмотря на то, что в XIII веке христиан в Орде было неизмеримо больше, чем мусульман. Причиной тому была явная слабость русского народа, упадок народного духа, его разобщенность, нарушение внутриэтнической солидарности».

То есть, одной из причин победы ислама явились постоянные распри русских князей, свидетелями которых жители Золотой Орды становились довольно часто. И такое понимание «братства», демонстрируемое православными, вызвало неприятие среди кочевников. Впрочем, при выборе государственной религии хан Узбек (около 1283-1341 гг.) руководствовался и другими соображениями.

Автор книги «Энциклопедия ислама» (издательство И. В. Мельникова, 2012 г.), Александр Ханников, считает, что распространению мусульманской религии в Золотой Орде способствовали следующие факторы:

  • доминирование булгарских земель в составе нового государства;
  • необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;
  • законы кочевников, запрещающие чинить какие-либо препятствия представителям любой конфессии.

Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религиозным деятелям.

Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами.

taii_liira

  • Add to friends
  • RSS

taii_liira

Принятие ислама в Золотой Орде. К приближающемуся 700-летию

По сведениям аль-Бирзали, к моменту воцарения Узбек уже был мусульманином, являясь ставленником лидеров мусульманской общины Золотой Орды в лице одного из крупнейших эмиров Кутлуг-Тимура с его братьями, факиха Имамеддина ибн аль-Мескири и др. Придя к власти, хан, по аль-Муфаддалю, «провозгласил исповедание ислама». Согласно Ибн Дукмаку, Узбек принял ислам только после вступления на престол; затем он «устроил себе соборную мечеть, в которой совершал все [пять] молитв». В момент принятия ислама хан получил новое имя — Султан-Мухаммед. Согласно различным источникам, хан Узбек принял ислам от суфийских шейхов тариката йасавийа: Зенги-Ата и его учеников. Среди последних называются Сейид-Ата (возможно, это Сейид ибн Абдель-Хамид, упоминаемый у Ибн Батуты), Бадр-ата, Узун Хасан-ата, Баба Туклес.

Все первые годы после воцарения Узбек «твердо и решительно вел политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки. Через два года после прихода своего к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану аль-Мелику ан-Насиру Мухаммеду, что в его государстве осталось очень немного неверных» (Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский). Как пишет Натанзи («Аноним Искендера»), в годы правления Узбека Дешт-и-Кипчак «стал страной поклонения [Аллаху] и [там] были основаны благотворительные учреждения и места поклонения». В итоге уже через несколько лет во всей этой огромной евразийской державе начались грандиозные социальные реформы, закончившиеся исламизацией почти всех тюркских, монгольских и иранских этнических элементов. Впоследствии на их основе образовались ведущие мусульманские этносы России и СНГ — татары, башкиры, кумыки, ногайцы, казахи, узбеки, киргизы, туркмены, азербайджанцы и др.

Таким образом, принятие ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия в отличие от прихода ислама в Дербент, Булгар или Хазарию. Если в доордынскую эпоху ислам на территории нынешней Российской Федерации являлся региональной, локальной религией, то после 1312–1313 годов он превратился в мощнейшую религиозно-идеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Добруджи (ныне часть Румынии) на западе до Алтая на востоке и от Казани на севере до Бухары на юге.

В этой связи следует обратить внимание на ряд сюжетов, имеющих отношение к оценке роли Золотой Орды в нашей истории. Во-первых, роль и место на политической арене Волжской Булгарии и Золотой Орды невозможно даже сравнивать. Если к Волжской Булгарии цивилизованный мир той эпохи — в лице Арабского халифата — относился с известной долей пренебрежительности (халифский двор выступил в 922 году в качестве покровителя булгарского царя, который после принесения присяги халифу получил статус мавля — «клиента»), то к Золотой Орде исламский мир относился как к могущественному лидеру, запредельному по своей силе и богатству. Не случайно султан Египта, самый сильный на тот момент арабский правитель, много лет стремился к заключению брака с принцессой из числа родственниц хана Узбека.

Во-вторых, при определении этнических корней современных татар нынешняя наука исходит из так называемой тюрко-татарской теории, согласно которой Волжская Булгария являлась одним из основных источников татарского этногенеза, в то время как сам процесс сложения новой нации однозначно происходил в рамках Золотой Орды. Действительно, наивно пытаться вписать волжских булгар в число предков сибирских или астраханских или крымских татар. В то же время очевидно, что Золотая Орда в качестве материнского этнокультурного организма объединяет и роднит между собой не только все группы татар, но и целый ряд близкородственных наций из числа вышеперечисленных.

В-третьих, советская наука не случайно пыталась вытравить из сознания татар золотоордынскую эпоху, путем известных постановлений президиума ЦК КПСС пытаясь возвести историю татарского народа исключительно к Волжской Булгарии. Сюда же следует отнести масштабное очернение истории и богатейшей (как свидетельствуют археологи) культуры Золотой Орды. Тем самым достигалась цель превратить татар в своеобразных манкуртов, несправедливо лишить их историю этапа могущества, во время которого и были установлены отношения вассалитета между князьями Рюриковичами и всеми правителями-Чингизидами, включая даже позднейших касимовских ханов, полностью подконтрольных Москве, но получавших при этом свою долю дани.

Так, например, в любых учебниках по истории России ученикам внушается мысль, что Золотая Орда была государством варваров, диких кочевников, умевших разве что грабить мирное население. Реальность, открытая археологами, выглядит прямо противоположно этому мифу. Одной из характерных черт правления Узбека являлось градостроительство, имевшее место повсеместно: в Поволжье, Крыму (так, мечеть Узбека в Солхате датируется 1314 годом), Хорезме, на Северном Кавказе и т. д. Одним из городов Золотой Орды, который начал активно застраиваться со второй четверти XIV века, стал Мохши (превратившееся ныне в село Наровчат Пензенской области). Как полагает ряд историков и археологов, именно сюда переселился после воцарения хан Узбек с двором. Такой вывод делается из совокупности письменных источников и археологических данных по Мохши, Укеку и Сараю аль-Джадид. В «Шаджарат аль-атрак» говорится, что «после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака, так как [ему] нравились [вода и воздух] тех стран и обилие охоты [дичи]». Со смертью хана Тохты прекратилась чеканка монет в Укеке, и этот центр вообще пришел в упадок. Монетный двор был перенесен в Мохши: в 1313 году город стал чеканить серебряные дирхемы. Более половины всех найденных здесь джучидских монет связано с именем Узбека. При этом город поменял свое название с Нуриджана на Мохши, затем к нему добавился эпитет «аль-Махруса» (Мохши Богохранимый), что указывает на особую его значимость в ряду золотоордынских городов. Мохши в это время значительно увеличился в размерах, застроился кирпичными и белокаменными зданиями. С этого периода наблюдается быстрое возвышение Мохши, который из рядового поселка стремительно превратился в значительный и благоустроенный городской центр одной из северных провинций Золотой Орды — Улуса Мохши.

Читайте также  Положение в стране к началу 1880-х гг. народнический террор

В Золотой Орде в качестве официальной религии была установлена та же форма ханафитского мазхаба, которая господствовала в Волжской Булгарии и государствах Средней Азии. Таким образом, ислам не изменил в Сарае своего концептуального и идеологического наполнения. Однако эта религия коренным образом и навсегда изменила свою географию, расширив ее до невообразимых (для булгар или хорезмийцев) пределов. Это и есть основная заслуга хана Узбека: он превратил булгарско-хорезмийский ислам в глобальную религию северной части Евразии.

В связи с вышеизложенным российская мусульманская общественность должна взять на себя активную подготовку к масштабным мероприятиям в 2012–2013 годах, связанным с 700-летием принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде. В числе предполагаемых шагов должны быть проведение ряда крупных научных конференций, семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих научных центров стран СНГ и др.; массовые религиозные, культурные и общественные мероприятия; активное информационное сопровождение юбилея; привлечение к мероприятиям должностных лиц, политиков и чиновников.

Это тем более важно, что в эти годы будут отмечаться и другие масштабные мероприятия, посвященные разным крупным юбилеям: 200-летию победы России над Наполеоном в Отечественной войне, одержанной в том числе и благодаря отважным воинам Башкирских, Мишарских и Тептярских полков; 400-летию народного ополчения князя Пожарского и Минина, в котором активное участие принимали служилые татары; 400-летию прихода к власти династии Романовых, которое стало возможным благодаря компромиссу боярской элиты с татарскими мурзами. Мусульманской умме России важно выступить и активным соучастником вышеназванных мероприятий, чтобы в очередной раз громогласно заявить о многонациональном и многорелигиозном характере российской истории и учредить свой собственный юбилей. 700-летие ислама как официальной религии на огромных пространствах, составивших территориальную основу нынешней России, должны стать не менее значимым событием государственной значимости.

кандидат исторических наук, этнолог

Ну сейчас-то само собой праздник, но вот в начале XIV века простое городское население ЗО явно не было в восторге от ислама)))

Да и статейко в целом идеологическое — опять-с «подлые коммуняки» зажимали «истинно-великолепную» историю татар

Золотая орда и ислам

Не секрет, что монголы относились к религиозным воззрениям покоренных народов нейтрально. Будучи язычниками, они не видели смысла навязывать своё мировоззрение – к тому же глумление над религией – пагубно влияло на спокойствие в империи. Лишние бунты были не нужны.

Такая толерантность, способствовала тому, что покоритель стал покоренным. Первым ханом-мусульманином стал Берку (1257-1266). При хане Берке завязались и тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовно обогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени хана Сарай-Берке, а также во многих других городах поощрялось строительство мечетей и медресе.

Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингиз-хана. В результате этого распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице, прежде всего верховных шаманов, которые еще имели определенный вес в языческих кругах, представители которых и составляли большую часть ордынской элиты.

В начале XIV в. хан Узбек принимает ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. Практически на всех захваченных землях сами захватчики провозгласили власть Ислама, а в «Бесконечное синее небо», символ веры Чингисхана, устремились минареты восстановленных и вновь построенных мечетей.

Конечно, историки объясняют это, в первую очередь, тем, что монгольскому завоеванию подверглась значительная часть мусульманского мира – Туркестан, Хорезм, Волжская Булгария, Багдад (столица Халифата). Дух Ислама оказался сильнее грубой силы завоевателей.

Но проводниками этого духа были конкретные люди, и большая роль здесь принадлежит суфийским шейхам. (Расцвет тюркского направления суфизма, который традиционно связывается с орденом Ясавийа, практически совпал с исламизацией улуса Джучи.) Особое внимание суфии этого тариката, а также орденов Накшбандийя, Кубравия уделяли распространению Ислама в кочевьях, где язычество медленнее, чем в городах, уступало место новой вере. Однако, по свидетельствам летописцев, и обращение в Ислам ордынских царей зачастую связывается с именами суфийских шейхов.

Говоря о распространении ислама в Золотой Орде, необходимо помнить, что успех или неуспех этой пропаганды зависел главным образом от того, в какой среде ее вели. В Дешт-и-Кыпчак, в самой гуще кочевников-трудящихся — исламизация проходила медленней, чем в городах – торговых центрах.

Этапы исламизации орды.

Первый этап (вторая половина XIII в.) заключался в заимствовании отдельных элементов мусульманской культуры кочевым обществом. В это время ислам принимают некоторые представители кочевой аристократии, занимавшие административные должности при дворе хана или канцеляриях его наместников. Тюрко-монгольская кочевая знать, пополнившая ряды городского патрициата и чиновничества городов Нижнего Поволжья, была заинтересована в укреплении ханской власти и становлении государственности, идеологической базой которых был ислам.

Второй этап (первая половина XIV в.) связан с процессом постепенного приспособления ислама к особенностям кочевого общества. Установившиеся прочные культурные связи между оседлым мусульманским и кочевым языческим населением поволжских улусов Золотой Орды определялись широкими этнокультурными контактами городов и степи. Значительное распространение ислама среди перешедших к оседлой или полуоседлой жизни кочевников, с одной стороны, было вызвано определенной адаптацией мусульманской культуры применительно к духовным потребностям номадов, с другой стороны, являлось следствием существенных изменений в социально-экономической основе кочевого общества. Официальное принятие ислама в качестве государственной религии в 1312 г.

Третий этап (конец XIV начало XV вв.) характеризуется интеграцией ислама в традиционную кочевую культуру, в результате чего мусульманство превращается в органическую часть этнической традиции тюркоязычных номадов. На этом этапе ислам принимают целые кочевые орды, которые становятся последователями среднеазиатских и поволжских суфийских шейхов. Проповедь мистического течения ислама имела решающее значение для окончательного утверждения этой религии в Дешт-и-Кыпчак, поскольку позволяла наиболее гибко совмещать новую веру с традиционными обрядами и культами тюркских кочевников. Миссионерская деятельность суфийских орденов среди кочевников улуса Джучи приобретает наибольший размах в конце XIV — XV в., когда уже четко проявляется тенденция к ослаблению золотоордынской государственности.

Ну а конец Золотой Орде пришел – после прихода среднеазиатского правителя Тамерлана (родившегося на территории современного Узбекистана). Тохтамыш – последний хан Золотой Орды пытался восстановить могущество Золотой Орды (не без помощи Тамерлана), но затем решил подчинить себе и самого Тамерлана и остановить распространение. Началось противостояние противостояние двух культур – языческой степной (Тохтамыш) и мусульманской тюркской (Тимур). В результате – Тамерлан одержал верх, укрепив на территории Золотой орды главенство ислама.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: