Божественная комедия характеристика образа Вергилия

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

Автор: Guru · 29.11.2017

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

История создания

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

Жанр и направление

«Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.

Композиция

Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

  • во втором кругу — за похоть;
  • в третьем — за чревоугодие;
  • в четвертом — за скупость с расточительством;
  • в пятом — за гнев;

В шестом и седьмом за последствия зверства:

  • в шестом за лжеучения
  • в седьмом за насилие, убийства и самоубийства

В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь — дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.

В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

Описание чистилища

«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

Описание рая

«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.

О чем?

Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

Образ Данте

Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

  • Главная тема поэмы — любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
  • Назидание — следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
  • Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
  • Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.

Проблематика

  • Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
  • Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
  • Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

Смысл

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Читайте также  Митина любовь характеристика образа Кати

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

Особенности

«Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

«Божественная комедия» Данте

Вы будете перенаправлены на Автор24

Кантик – это разновидность монолога в римских трагедии, комедии и мимах, который передается речитативом под аккомпанемент флейты.

История создания, жанр, направление произведения

«Божественная комедия» — это гениальное творение Данте Алигьери. Произведение было написано в мятежные годы 14 века, когда шла острая политическая борьба. Именно отсюда и возникла аллегория человека, который пытается найти правильный путь.

Данте писал свое произведение 15 лет. К работе над поэмой поэт приступил в 1306 году. в 1321 году он завершил произведение. В том же году Данте умер, заболев малярией. В основе «Божественной комедии» — путешествие в потусторонний мир, куда поэт отправляется после смерти любимой Беатриче.

Алигьери по тем временам был очень образованным человеком, разбирался в литературе и в естественных науках. Ему были известны и учения еретиков.

«Божественная комедия» написана терцинами.

Терцин – это трехстрочная строфа.

Данте основывается на христианском учении о рае и аде, но своим произведением дополняет и расширяет эти представления. До этого момента в поэзии не существовало описания пейзажей. Поэт живо, метафорично и красочно описывает ледяное озеро, степь, мрачные скалы.

«Божественная комедия» — поэма лиро-эпического характера, которая сочетает в себе цельный сюжет, важные масштабные события и внутренние переживания и мысли героя, символичность и аллегоричность.

Направление творчества Алигьери находится на стыке эпох: с одной стороны, «Божественная комедия» — типичная средневековая поэма, с другой стороны – в ней угадываются черты культуры Ренессанса. В поэме наряду с христианской моралью соседствуют отсылки к древнегреческому искусству, которое в Средние века подвергалось гонениям. Так, проводником Данте становится древнеримский поэт Вергилий.

Готовые работы на аналогичную тему

Особый интерес вызывает название произведения. Алигьери, давая название своему произведению, опирался на литературные нормы своей эпохи. Поэмы тогда строго делились на трагедии и комедии. В трагедиях поднимались сложные философские вопросы, а в комедиях говорилось о более приземленных аспектах. И казалось бы, серьезное произведение Данте должно было считаться трагедией, однако по средневековым нормам трагедией считалась лишь поэма, написанная на латинском языке. Данте же писал на итальянском, считавшимся традиционно языком комедией. Поэтому Данте, повинуясь принятым нормам, назвал поэму «Комедией».

Спустя двадцать лет после смерти Данте Джованни Боккаччо, который высоко ценил вклад поэта в итальянскую литературу, назвал «Комедию» «Божественной». Так «Комедия» Данте вошла в историю как «Божественная комедия».

Композиция и сюжет

«Божественная комедия» состоит из трех частей, которые называются кантиками. Каждый кантик содержит тридцать три песни. В первой части поэт добавил еще одну песню – пролог. Таким образом, поэма состоит из 100 песен.

Главным героем поэмы является сам Данте. Однако реальная личность и образ героя – это не один и тот же человек. Герой поэмы Данте похож на созерцателя, наблюдающего за происходящим.

В прологе Данте 35 лет, и он стоит на распутье своей жизни. Время года – весна. Автор создает ассоциативный ряд: весной он встретился с Беатриче, Божий мир тоже был создан весной. На пути Данте встречает животных, которые символизируют людские пороки (например, рысь символизирует сладострастие).

Повествование начинается с того, что герой поэмы теряется в темном лесу. Там на него нападают лев, пантера и волчица. От смерти героя спасает дух Вергилия, который был послан Беатриче, усопшей возлюбленной героя, чтобы провести его через Ад и Чистилище в Рай. Затем описывается девять кругов Ада, через которые проходит главный герой. Первый круг – самый большой. Здесь находятся некрещенные младенцы, ничтожные христиане, которые за свою жизнь не совершили ни добрых, ни злых поступков, добродетельные язычники, к которым относится и сам Вергилий, ангелы, изгнанные с небес за то, что во время войны Бога и Дьявола остались в стороне. Обитатели первого круга обречены на вечную скорбь.

На втором круге находятся души прелюбодеев, которые подвергаются ударам о скалы и терзанию ураганом. На третьем круге гниют заживо чревоугодники и обжоры. Четвертый круг – для расточителей и скупцов, которые обречены вечно переносить тяжести с места на место. На пятом круге в мерзкой жиже дерутся гневные люди. Шестой круг – для предателей христианства и лжеучителей. К ним писатель относит королей, эпикурейцев, Римских пап, кардиналов. На седьмом круге варятся в кипящей крови, терзаются чудовищами и изнывают в пустыне души, которые совершили насилие над собой, ближним и над божественным. На восьмом круге самым разнообразным и изощренным пыткам подвергаются обманщики. Девятый круг – обиталище Сатаны. Здесь истязаются холодом клятвопреступники и предатели. А сам Сатана тремя пастями непрерывно пожирает Иуду, Брута и Кассия.

На самом дне Ада Вергилий открывает дверь, ведущую в Чистилище, которое состоит из семи кругов. Пройдя Чистилище, герой поэмы входит в Рай, где встречает Беатриче. Пройдя через девять небес, герой оказывается на десятом небе, где, созерцая сердце мироздания, приходит к выводу, что любовь – это та сила, которая движет Вселенную.

Характеристика героев

Лирический герой, Данте. Мужчина 35 лет, пребывающий в сомнениях и растерянности. Почитает Бога и искусство, не проявляет сочувствия к павшим грешникам. После погружения в отчаяние во время путешествия по Аду он проходит путь духовного перерождения, становится праведнее и мудрее.

Вергилий – древнеримский поэт, который заточен в первом круге Ада. Исполнитель божественной воли, учитель и проводник Данте. Не боится трудностей, обладает твердой натурой. В поэме Вергилий является символом искусства.

Беатриче – умершая возлюбленная Данте, воплощение недостижимого идеала писателя, символ любви, которая придает смысл бытию.

Тематика, проблематика, основная идея

Основными темами поэмы Данте являются:

  • Жизненный путь;
  • Религия;
  • Искусство;
  • Любовь.

Весь сюжет произведения – это аллегория на человеческую жизнь. Герой поэмы сбивается с пути и оказывается в одиночестве, не зная, куда двигаться дальше. Ад – символ человеческого падения, потери моральных ориентиров, погружения в отчаяние и мрак. Чистилище – путь очищения от пороков. Перерождение героя и осознанием им истины символизирует вступление в рай. А по этому непростому пути героя ведут любовь в лице Беатриче и искусство в лице Вергилия.

Религия – это стержень, на котором держится сюжет поэмы. Данте считает, что Рая достойны только христиане, иноверцы обречены на томление в Аду. Однако красоту и искусство Данте ставит выше религиозных догматов, о чем говорит то, что проводником героя становится дух язычника Вергилия, а не душа христианина.

Данте в своей поэме поднимает ряд проблем:

  • Нравственные пороки. Описывая Ад, Данте показывает то, что считает грехом. И самым страшным из всех грехов он считает предательство.
  • Божественное правосудие. По мнению поэта, все люди одинаково греховны, и только самые достойные смогут избежать кары.
  • Отчаяние. Каждого человека может настигнуть духовный кризис, а выбраться из пучины греховности и отчаяния поможет лишь любовь.

Данте в своем произведении пытается показать истинные и ложные ценности, возвышение человеческой души через красоту и любовь. Главная мысль произведения – человек должен всегда тянуться к свету, совершенствовать душу, иначе он ее погубит для вечной жизни.

Герои произведения Божественная комедия Данте Алигьери

Данте Алигьери был автором «Божественной комедии». Он написал его незадолго до смерти. В ней три части. Ад, Чистилище и Рай, в них идет рассказ о том, что происходит с душой, когда человек умирает и она попадает на тот свет. Каждая душа умершего человека, на том свете, должна признать свои грехи, совершенные при жизни, раскаяться и пройти все круги Ада. И только тогда она попадает в царство небесное. Данте себя ставит главным героем, который прошел все круги Ада, преодолел встречу с Люцефером, получил прощение своих грехов и достиг света. А наградой за это было встреча с любимой девушкой.

Характеристика героев

Данте. В своем произведении он отвел себе одну из главных ролей. Как то вечером он столкнулся с тенью Вергилия, которая пригласила его на прогулку по загробному миру. Когда он задумался, то Вергилий сказал, что его послала Беатриче. А его попросила сопроводить его по загробному миру и помочь, если вдруг ему нужна будет помочь. Данте, услышав имя девушки, сразу согласился отправится в путешествие. Герою пришлось пройти все испытания, он в итоге попадает в Рай, где его ждет встреча с возлюбленной. В итоге он достиг просветления и очищения.

Ещё один главный персонаж, та самая тень, которая спустилась к Данте. Она была наставницей и проводницей Данте по царству мертвых. Дает указания, что надо делать, какой путь надо выбрать. Он расстался со своим подопечным, лишь тогда, когда доставил его к возлюбленной Беатриче.

На каждом круге Ада есть охранники, они же посредники.

Харон заведует первым кругом.

Минос просеивал грешников, и по мере увеличения греха, и он занимал второй круг.

Далее следует третий круг, на котором Цербер, сдирал кожу с грешников.

Наказание скупых или наоборот расточительных ждало на четвертом кругу. Здесь сидел Плутос.

Читайте также  Анализ лирики Есенина С.А.

Тех, кто доходил до пятого круга, встречал Флегий. Он был перевозчиком, переправлял души с одного берега Стигийского болота на другой.

Три фурии Тисифона, Мегера, Алеккто, кружат над душами. Которые дошли до шестого круга ада.

На седьмом кругу Ада, мучаются грешники, которые совершают насилие при жизни. На этом круге находится Минотавр.

На восьмом кругу, страдают обманщики. Сидит на этом кругу Герион.

Самый главный злодей Люцифер. Он сидит на центральном кругу, у него три лица и три пасти и каждой он мучает грешников – предателей: Иуду, Брута и Кассия. Люцифер раньше был ангелом, но его совратил дьявол. Он был больших размеров, имел страшную наружность, шесть крыльев и три лика.

Катон — бестелесный страж Чистилища. Он является демонстрацией человеческой свободы. Его жизненный путь закончился самоубийством, он не смог принять падения республики. За то, что он имел истинную преданность, его назначили стражем предчистилища.

Проводницей по жизни, который для него был земным раем, была Беатриче, которая любила его и была возлюбленной Данте. Она подтолкнула Данте к раскаянию, и когда он очистился и заново родился, смог вознестись на небесный рай.

В произведении «Божественной комедии» много персонажей, которые попали в загробный мир, и для понимания этого романа надо прочитать его полностью.

2 вариант

Главным героем «Божественной комедии» является сам её автор –мыслитель, богослов и поэт Данте Алигьери, излагающий сюжет от первого лица. Заблудившись в дремучем лесу, он встретил одного из известнейших поэтов прошлого – Вергилия, который был послан умершей возлюбленной Данте и предложил ему совершить странствие по загробному миру. Именно так и начинается знаменитая «Комедия». На протяжении всего произведения он посещает Ад Чистилище, и, в конце концов – Рай, в котором герой получает прощение всех грехов и ему открывается истина, он достигает просветления, которого искал всю свою жизнь.

Но помимо главного героя, как уже было упомянуто, в произведении есть множество второстепенных героев, с которыми Данте встречается во время своего путешествия. Первым таким персонажем является поэт Вергилий. Является он главному герою в виде тени и в таком виде проводит его через все круги ада, комментируя всё происходящее, давая герою советы и помогая ему в нелегком пути. Вергилий следует за Данте вплоть до самого рая, где он поручает своего подопечного его возлюбленной, Беатриче.

Следующие герои, которых встречает Данте – стражи каждого из девяти кругов Ада. Заведующим первого круга (иначе называемого Лимбом), населенного добродетельными язычниками, является Харон. Среди его подопечных множество знакомых читателю имен – Аристотель, Еврипид, Гомер и т.д.

Следующим стражником ада является Минос – легендарный царь столицы древнего Крита, ныне возглавляющий второй круг – пристанище сладострастников, среди которых легендарные Клеопатра, Семирамида и Дидона.

Цербер является стражем третьего круга, где под дождем и градом томятся обжоры и гурманы, под вечным наблюдением трёхголового пса-стражника.

Четвертым кругом заведует римский бог хитрости Плутос, где отбывают своё вечное наказание все скупые скряги или же наоборот, расточительные транжиры.

Сын легендарного бога войны Ареса по имени Флегий надзирает над пятым кругом, где все гневные и унывающие обречены на вечную драку в грязном болоте Стикс.

На шестом кругу, под стенами адского города Дита, где мучаются все еретики и лжеучителя, герои встречают Фурий – Тисифону, Мегеру и Аллекту. В самом же городе, на седьмом кругу, Данте и Вергилий встречаются с Минотавром, который, управляя кентаврами Нессом, Хироном и Фолом, надзирает над вечными пытками над насильниками, тиранами и разбойниками.

На восьмом кругу , где томятся все воры, фальшивомонетчики, льстецы, колдуны и многие другие грешники, герои видят стражника-исполина Гериона, а дойдя наконец до самого центра ада перед ними предстаёт сам Люцифер.

Следующие герои «Комедии» находятся уже вне Ада. Это тень древнеримского политика-республиканца Катона, который за свою верность борьбе против излишеств и пороков сделан стражем Чистилища. Ну и наконец, в конце своего путешествия, Данте встречает свою возлюбленную Беатриче, которая, являясь его проводником по Раю, склоняет его конце концов к раскаянию, после которого он очищается и фактически заново рождается в небесном раю.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои произведения Божественная комедия

Популярные сегодня темы

Гражданская война — одно из самых страшных событий в истории России. Она погрузила Россию в глубокий экономический кризис (в конце Гражданской войны выяснилось, что порядка 60% железных дорог было уничтожено), породила ужасные события (

Осенняя пора. Дни становятся все короче и короче. Солнышко уже не так сильно припекает, и утро радует свежестью и прохладой. Легкий ветерок все чаще колышет еще зеленую листву.

Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.

Испокон веков чиновники иногда набивают карманы взятками. А кое-кто делится с другими нажитым добром, чтобы избежать разбирательства, как персонажи пьесы «Ревизор». Городничий, судья, смотритель городских училищ

«Герой нашего времени» — легендарное произведение уникального человека – Лермонтова. В повести огромное количество образов, которые хочется узнавать и о которых хочется говорить.

Темы и образы «Божественной комедии» Структура.

Жанр-поэма.Относится к Предвозрождению.автобиографический цикл «Новая жизнь».образ-Беатриче.любовь к женщине становится любовью к Богу.»Любовь это то, что движет светила».«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1306 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологию мира.

Структура«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нём не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).

Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра)

Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.

Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта.

Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида, Гомера и др. Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

Чистилище

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

Рай

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

Читайте также  Краткое содержание повести Старосветские помещики Гоголя Н.В.

«Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте.

«Божественная комедия» глазами художников и скульпторов прошлого: Боттичелли, Блейк, Роден и др

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Божественная комедия» и её первоначальная рукопись, а также все последующие экземпляры во все времена считались и продолжают считаться самым что ни на есть кладезем, сердцем литературного мира, в частности поэзии в жанре эпоса. Сюжет, что вертится вокруг главного героя с тем же именем, в значительной степени автобиографичен, если исключить сверхъестественные элементы, присутствующие на протяжении всей истории.

Эпос, подобно произведениям Гомера, Софокла (драматурга), Овидия и Вергилия, оказавших большое влияние на итальянцев XIII-XIV веков, проделывает огромную работу по смешению религиозных и политических идеологий, и самое главное — любви, или того, что автор считает Божественной любовью. Описания Данте дают пронзительные образы, которые открывают воображение и вдохновляют мужчин и женщин на многие чудеса гиперреализма.

Работа Алигьери — это вершина человеческих эмоций, которая исследует глубины того, что является человеческой связью, и с этим Данте привносит экспрессионизм в поэзию и искусство, функция, которая не только будет влиять на художников глобально в течение многовекового периода и во множестве медиа-форматов, но и создаст беспрецедентный сдвиг в искусстве к себе.

Первая часть этой поэмы Данте, и, вероятно, самая популярная (среди художников также) – это «Ад», рассказ о его путешествиях через девять кругов Ада, чтобы воссоединиться/спасти свою любовь — Беатриче. Путешествия Данте направлены на то, чтобы обратить вспять этот процесс и устранить препятствия, которые удерживают его от Бога, что может быть достигнуто только через отдачу себя душе Беатриче и её способностям. Это говорит о том, что сходить с ума во имя любви стоит бессмертия, которое она может принести.

Сам Данте прошёл путь от печально известного к знаменитому благодаря своим трудам и сомнениям в отношении католической церкви. Изгнание и последовавшее за ним одиночество были одними из первых катализаторов, когда дело дошло до «Божественной комедии». Это также послужило отличным связующим звеном между Данте и художниками, которые с огромным рвением и интересом изображали в своих работах целые отрывки легендарного произведения.

Хотя «Божественная комедия» была первоначально проиллюстрирована самим Данте, художники чувствовали себя обязанными изобразить свои собственные образы из поразительного текста. Одним из первых значительных художников, взявшихся за эту задачу, был Лука Синьорелли, художник эпохи Возрождения XV-XVI веков, известный своей способностью предвидеть человеческую форму. Несмотря на то, что работы Луки не являются точной копией нарисованной сцены Данте, художник оставил черновик под названием «Инферно XVI». Сцена изображает содомитов, как мужчин, так и женщин, но в основном мужчин, с акцентом на трёх Гвельфах, которые все идут рука об руку, упомянутых Данте в песне XVI, где главный герой и его проводник Вергилий стоят выше, глядя вниз на децимацию.

Со временем «Божественная комедия» становилась все более популярной и стандартной для мира привилегированных и образованных. Многие пытались иллюстрировать карты, которые совпадали с тем, что было изложено в рассказе, но эта мода позже была смягчена более психологическим взглядом на персонажей в тексте. Это началось в XVIII веке с выдающегося художника и основателя королевской академии искусств Англии Джошуа Рейнольдса. Он написал групповой портрет под названием «Уголино и его дети», сцена, которая представляла особый интерес для визуальных художников из-за её гротескной природы. История Уголино — это история политического предателя, для которого зарезервирован девятый круг ада. На самом деле Уголино является одним из последних выживших во время войн, где он был схвачен и заключён в тюрьму. Находясь в заключении, он грызёт себе руки, а его дети, думая, что он умирает с голоду, предлагают ему свои тела для потребления.

Эта работа является выдающимся произведением, привносящим новую риторику в историю, которой теперь уже сотни лет, и демонстрирует его неоклассический стиль с высочайшим достоинством даже с презренными действиями, которые были показаны.

Другой английский художник королевской академии, Генри Фюзели (Генрих Фюсли), оставляет резкий контраст с Рейнольдсом всего несколько десятилетий спустя в своём изображении Уголино и его сыновей, умирающих от голода в башне. На гравюре изображен антагонист, как более жалкое существо.

Работа Генри оказала влияние на разносторонне одаренного Уильяма Блейка, который также взял Уголино в качестве сюжета в своей картине «Уголино и его сыновья в камере». Блейк, чьи мрачные образы можно увидеть и в других произведениях, привносит в эту тему новую беззаботность. Два ангела парят над персонажами, принося сияющий блеск в холодную камеру, в которой они содержатся. Это изображение разительно отличается, и есть некоторое спокойствие перед главным событием каннибализма, которое должно произойти. Блейк, скорее всего, использует это, чтобы сосредоточить внимание на жертве, которую дети собираются принести в акте сыновьего благочестия, и работает, чтобы захватить их невинность и спасение через ангелов. Блейк привносит представление о том, что эти дети не будут вынуждены искупать грехи своего отца и их смерть в этом сценарии будет почетной и лучшей вещью, которая может с ними случиться.

Между тем в этот же период XIX века французские художники вдохновлялись литургическими рукописями Данте. Жан Огюст Доминик Энгр обратился к образам неверности и прелюбодеяния через свою картину «Джанчотто настигает Паоло и Франческу». Контекст, вращающийся вокруг любовного треугольника, заключается в том, что Франческа соблазняет своего любовника, Джанкотто, брата Паоло. Данте видит это в своих путешествиях через Ад, а Энгр запечатлевает самый кульминационный момент, когда Джанкотто узнаёт о вероломстве своей жены. Джанкотто входит с мечом в руке и видит, что его брат прижимается губами к ярко одетой невесте брата. Энгр использует великолепную перспективу с мечником, выходящим из-за гобелена, в то время как любовники ничего не подозревают и в восторженном блаженстве наслаждаются моментом.

Французский Современник Энгра, Эжен Делакруа, затронул тему путешествия паломника по воде вместе с Вергилием в «Ладье Данте».

Повествование, которое он представляет — это повествование о том, как Данте и Вергилий плывут с Флегией по озеру, похожему на греческую реку Стикс, по пути в адский город Дис. Романтик Делакруа, продолжая в формате пирамидальной композиции, точно так же использует палитру, чтобы направить взгляд и создать мелодраму. Психологический портрет «Божественной комедии» простирается вместе с этим произведением. Умершие изображают завораживающий реализм, но всё же остаются в гармонии с гротескной природой, которую они несут. Вергилий и его спутник выглядят крайне нервно, проплывая мимо тех, кто провёл всю свою жизнь как изгой.

Другой Данте, Данте Габриэль Россетти, художник Братства прерафаэлитов, а также писатель и переводчик, также принял вымышленный эпос за его символику. Россетти довольно близко познакомился с творчеством своего тезки и перевёл поэму на английский язык. А спустя пару лет художник приступил к работе над портретом, символизирующим его собственную возлюбленную, под названием «Блаженная Беатриса». Эта пьеса изящно оформлена в виде диптиха, Беатриса, изображённая в приподнятом настроении, казалась удовлетворённой или смирившейся со своей смертью, в то время как любовник, оставленный ею, был очень встревожен.

Поцелуй — это тема, которая снова появляется в ходе истории искусства, но эта конкретная тема приписывается прелюбодейным любовникам Паоло и Франческе. В своей работе из мрамора Огюст Роден предвещал фатальный конец для страстной пары. Неосознанно находясь под наблюдением, они отдаются друг другу полностью, с безрассудной самоотдачей, тем самым решая свою судьбу столь опрометчивым поступком.

«Врата ада» были мастер-проектом, который занял много лет и был отложен на неопределённый срок. Роден изваял сотни фигур, которые изображают различных персонажей из путешествия Данте через Ад, завершившегося захватывающим зрелищем.

Эти примеры — лишь некоторые из многих, черпающих художественное вдохновение у великого рассказчика Данте, и с каждым годом всё больше новых работ появляется у художников по всему миру. «Божественная комедия» изображает человеческие эмоции таким образом, что изобразительное искусство может только пытаться охватить один кадр за один раз, но при этом привнести более яркую жизнь в наше воображение. Эти художники показывают сложности, вызванные вневременным текстом, который формирует наше понимание искусства в целом в столь многих различных множествах, и создавая свои собственные миры, Данте помог сформировать наш.

В продолжение темы о писателях и художниках – читайте о том, что же на самом деле связывало Оскара Уайльда и Обри Бёрдслея , и почему они так яро пытались насолить друг другу, но при этом всегда становились опорой друг для друга в трудную минуту.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: