Внешнеполитическая деятельность правительства - Sogetsu-Mf.ru

Внешнеполитическая деятельность правительства

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА Новые внешнеполитические принципы. Новые внешнеполитические принципы. Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике

Внешнеполитическая деятельность правительства

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Новые внешнеполитические принципы.

Новые внешнеполитические принципы.Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С, Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана

(правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской перестройке.

СССР и страны Восточной Европы.

СССР и страны Восточной Европы.Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление перестроечных процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых странах эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений

и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

СССР и страны мира.

СССР и страны мира.Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы — Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирования отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они привели к восстановлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль’ туры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года президенту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

Внешнеполитическая деятельность правительства

3. Внешнеполитическая деятельность правительства

Чертой нового этапа советской дипломатии стали ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.) — положили начало к сокращению ядерного оружия в мире. Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. За май 1988 — февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана.

1989 год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружеству. С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций. Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик социалистических, союзных государств.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990-1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Сепаратистское движение разгорелось и в прибалтийских республиках.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Б.Н. Ельцин принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый, Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Читайте также  Предыстория самой османской цивилизации

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

5. Внутренняя политика России в 90-е годы XX в.

После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.

Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности.

Правительство видело выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Экономику надо лечить «шокотерапией» – нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции.

Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Реформы затронули и аграрный сектор экономики. В 1991 г. началась аграрная реформа и в ее рамках – земельная реформа, под которой понималось устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы.

Экономическая реформа, предполагавшая быстрое преодоление кризиса и его последствий, в итоге зашла в тупик и была подменена стратегией выживания.

С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском. Одержав военную победу, президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание, состоящее их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава). Права Государственной Думы были значительно меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года. Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.

Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Основным лозунгом избирательной компании Б.Н. Ельцина стало «Зюганов – это гражданская война». Переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок ни привело к стабилизации в стране.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.

6. Международные связи России

После распада Советского Союза сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Вместо бывшего СССР образовалось 15 новых государств. Начался раздел вооружения, процесс создания национальных армий. Приоритетным направлением внешней политики России становились отношения с ближним зарубежьем. Если в экономическом отношении в странах «ближнего зарубежья» шел процесс экономической дезинтеграции, то военное сотрудничество продолжало сохраняться.

После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран.

В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. В феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы.

Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций.

Наряду с укреплением отношений с Западом, российская дипломатия вела диалог и со странами Востока. К 2000 г. завершилась демаркация границ с Китаем. Все пограничные споры были сняты, Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров России. Важнейшим направлением внешней политики России стал Средне-Азиатский регион

Вывод советских войск из Афганистана не привел к прекращению там боевых действий. Конфликт перерос в межнациональные столкновения. Столкновения различных национальных группировок перекинулись на территорию бывшего СССР, охватили Таджикистан и создал непосредственную угрозу южным республикам России.

В то же время ослабли контакты с традиционными партнерами СССР – КНДР, Монголией, Вьетнамом. Разорваны были все отношения с Ираком. «Восточное» направление российской внешней политики оставалось второстепенным. Лишь, начиная с 1997 года, в связи с расширением НАТО на войне, Россия несколько активизировала отношения с Индией и Китаем.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.

1. Вдовин А.И., Корецкий В.А. СССР и проблемы национально-политического развития России.// Выборы в России. 2005. №1.

2. Долгов И. Причины распада СССР. Ч.2. 2006. Аналитический центр. http://www.ia-centr.ru/

3. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век./ Под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. – 304 с.

4. Коэн С. «Вопрос вопросов»: Почему не стало Советского Союза? М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.

5. Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006.

Внешнеполитическая деятельность государств

Овладение положениями главы 16 данного учебника позволит обучающемуся:

• правовые основы внешнеполитической деятельности, а также распределение компетенции между различными органами государственной власти и управления

• отграничивать компетенцию в сфере внешней политики между высшими органами государственной власти и управления и между государственно-территориальными образованиями

• навык разграничения компетенции в сфере внешней политики между разными органами государственной власти и управления

Правовые основы внешнеполитической деятельности

Внешняя политика длительное время представляла собой наиболее закрытую сферу деятельности государства, чему способствовало практически полное устранение выборных представительных органов от участия в ее формировании и проведении. Лишь в конце XIX — начале XX в. парламент смог добиться ограниченного контроля за внешнеполитической деятельностью правительства в основном через бюджетную и договорно-правовую сферы своей компетенции. После Второй мировой войны в конституциях стали появляться нормы, содержащие важнейшие положения и обязательства, которыми должно руководствоваться то или иное государство в своей внешнеполитической деятельности.

Имеющиеся сегодня в конституциях положения, касающиеся формирования и проведения их внешней политики, условно можно разделить на три большие группы: (1) формулировка важнейших принципов внешней политики; (2) распределение внешнеполитиче ской компетенции между федерацией и землями, кантонами, штатами и другими субъектами федеративного государства (территориальные образования в унитарном государстве внешнеполитической компетенцией не обладают); (3) разграничение внешнеполитических полномочий между высшими органами государства.

Конституции не содержат отдельных глав, посвященных внешней политике, где давалось бы развернутое изложение целей, задач и принципов внешнеполитической деятельности государства, однако это не означает, что в них отсутствует конституционное регулирование указанных вопросов. Внешнеполитические цели, задачи и принципы, как правило, закрепляются либо в преамбулах, либо в отдельных статьях конституции, либо в отдельных конституционных законах. Значение соответствующих норм состоит в том, что они, с одной стороны, устанавливают определенные границы внешнеполитической деятельности государственных органов, а с другой — представляют собой конституционный наказ, поручение, к реализации которого должны стремиться органы государства и само государство в целом в своей внешнеполитической деятельности. Такие нормы-принципы включены в основном в конституции, принятые после Второй мировой войны. В конституциях, принятых в более раннее время, они либо полностью отсутствуют, либо содержатся те из них, которые затрагивают внешнеполитический статус государства (например, принцип нейтралитета в конституционном законодательстве Швейцарии и Австрии).

Современные конституции закрепляют прежде всего принципиальную приверженность государства мирной внешней политике. В Конституции Италии — что «Италия отвергает войну как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных конфликтов»; в преамбуле Основного Закона ФРГ заявлено о стремлении этой страны «служить делу мира во всем мире»; в преамбуле Конституции Испании — что Испания стремится «сотрудничать со всеми народами Земли в укреплении мирных отношений и совместных действий». В конституционно-правовом смысле исполнение этих положений столь же обязательно, как и всех других конституционных норм. Следовательно, речь идет не просто о торжественной декларации приверженности того или иного государства миру, но и о конституционной обязанности этого государства и его органов действовать на международной арене таким образом, чтобы это служило обеспечению мира между народами.

В Австрии, Швеции, Швейцарии конституционным принципом внешней политики является принцип постоянного нейтралитета. Он, например, прямо закреплен в ст. 85 и 102 Конституции Швейцарии, а также содержится в конституционном законе Австрии. Вместе с тем в них не дается определения принципа нейтралитета, правовая доктрина этих государств обычно отсылает к определению нейтрали тета, данному в Гаагской конвенции 1907 г. «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне».

Читайте также  Развитие промышленного производства в россии в xviii веке

Принцип нейтралитета налагает определенные ограничения на свободу деятельности государства во внешнеполитической сфере. Эти ограничения касаются в основном военной и политической области. Так, согласно конституционному закону о постоянном нейтралитете Австрия обязалась не присоединяться к каким-либо военным блокам и не допускать размещения на своей территории иностранных военных баз. В то же время в конституционно-правовой доктрине этой страны сложилось твердое мнение о том, что принцип нейтралитета не распространяется на сферу экономических отношений и сферу духовной свободы, поэтому Австрия в 1972 г. вступила в ЕЭС и в дальнейшем стала полноправным членом Европейского Союза. Швейцария в течение длительного времени отказывалась от вступления в ООН, ссылаясь на то, что последняя является политической организацией, а это может вовлечь страну в политические дискуссии и повредить ее нейтральному статусу. Тем не менее Швейцария с самого начала стала членом большинства специализированных органов ООН, таких как ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др., на том основании, что они не являются политическими организациями.

Новым в конституционном законодательстве ряда государств является принципиальное признание возможности ограничения государственного суверенитета (например, ст. 11 Конституции Италии). В Конституции Греции указывается, что «решение об ограничении в осуществлении своего национального суверенитета должно приниматься добровольно и допускается лишь в той мере, в какой это диктуется высшими национальными интересами и не затрагивает прав человека и основ демократического режима и осуществляется на основе принципа равенства при соблюдении взаимности» (ст. 28). В одном из конституционных законов Швеции — форме правления 1974 г. — говорится, что права государственных органов могут в целях мирного сотрудничества в определенном объеме передаваться международной организации, к которой государство присоединилось или желает присоединиться, или Международному суду. Наиболее детально возможность ограничения государственного суверенитета урегулирована в Основном Законе ФРГ: страна может законом передать суверенные права межгосударственным учреждениям. С момента передачи суверенных прав органы межгосударственного объединения получают право действовать самостоятельно, оказывая влияние на граждан и иных субъектов права государств — членов этого объединения. Установленные этими органами нормы права и принятые на основе последних административные акты обладают прямым действием на территории государств-членов (ст. 24).

Таким образом, нормы конституций о возможной передаче части суверенных прав межгосударственным объединениям содержат конституционно-правовое уполномочие для одобрения конституционным законодателем необходимых исходных правил, лежащих в основе организации и деятельности межгосударственных объединений, и применения их в каждом конкретном случае.

Конституции некоторых государств особо оговаривают возможность участия в государственных союзах. Так, в Конституции Франции предусматривается право страны заключать соглашение с государствами, которые желают объединиться с ней в целях развития их цивилизаций (ст. 88). Возможность вступления в государственные союзы предусматривается в конституциях ряда государств, которые образовались после распада ЧССР (Словакия), СФРЮ (СРЮ, Хорватия), СССР (Узбекистан).

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

Читайте также  Окончательное объединение северо-западной руси

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Внешнеполитическая деятельность правительства

В выступле­ниях советского Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горба­чев сформулировал новую концепцию внешней политики:

— отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;

— отказ от силовых методов решения международных про­блем;

— отказ от принципов пролетарского интернационализма;

— переосмысление современного мира и проведение по­литики с позиции общечеловеческих ценностей.

Т.о. начался отход от идей «мировой революции».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внеш­неполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. Советско-Американские переговоры. Стороны заявили о своем отказе добивать­ся военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Советское правительство приняло несколько законов, со­ответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимо­связей между деятелями культуры разных государств.

Соглаше­ния 1987 г. предусматривали уничтожение на территории Ев­ропы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июне 1991 г. в Москве был подпи­сан Договор о сокращении стратегических наступательных во­оружений (СНВ-1). По мнению многих руководителей партийно-государ­ственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасно­сти СССР.

Активизировались государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). СССР был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось контактам с государствами Северной Европы — Швецией, Норвегией, Финляндией.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР с госу­дарствами Восточной Европы. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократи­ческих свобод и борьба за права человека. СССР на этот раз не стремился подавить силой антиком­мунистические массовые движения в Восточной Европе. Именно этот аспект политики, связанной с именем М.С. Горбачева, стал основным при присуждении ему Но­белевской премии мира (1990 г).

Развал социалистической системы в Восточной Европе не­избежно привел к прекращению деятельности таких структур, как ОВД и СЭВ. В то же время никто не мог предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся интеграционных связей СССР и стран Восточной Европы.

В центре европейских проблем в конце 1989—1990 гг. вста­ла германская проблема. С согласия СССР 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии, ставшей по количеству населения, экономичес­кому потенциалу самой мощной страной Европы.

В это время происходит усиление внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Особенно в этом направлении выделялись уси­лия для налаживания связей с Японией. Наблюдаются нарастающие экономические контакты с Южной Кореей. В 1989 г. М.С. Горбачев посетил Китай с офици­альным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены многие спорные вопросы и восстанов­лены межправительственные связи.

Специальной сферой внимания СССР оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск в сентябре 1991 г. была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.

После длительного периода возобновились культурные и экономические связи с Израилем.

СССР продолжал поддерживать дружественные связи и с рядом арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к оккупацион­ной политике Ирака, захватившего Кувейт.

Открытое обсуждение проблем взаимоотношений с разви­вающимися странами привело к обнародованию немалого числа фактов, цифр, связанных с тем, что в предыдущие годы характер советской помощи странам «третьего мира» был односторонним, когда поставки исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе возвра­та долгов.

Вопрос 5. Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, ко­торый можно охарактеризовать как ее кризис. Логика процесса демократи­зации требовала от системы перераспределения власти в пользу низовых органов управления. Центр пресле­довал цель сохранения прежних позиций во власти. Подобная политика способствовала утверждению мнения о нереформируемости существующих отношений в рамках данной политической системы, вызывала рост политического ради­кализма и сепара­тистских настроений.

Одним из самых опасных симптомов сепаратизма явился рост национальной напряженности в республиках СССР.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик (Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Гру­зинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Российская, Таджикская, Туркменская, Узбек­ская, Украинская и Эстонская). На его территории проживали более 270 млн. человек — представителей свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства стра­ны, в СССР был в принципе решен национальный вопрос. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межна­циональных отношениях. В условиях гласности эти проти­воречия переросли в открытые конфликты.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации про­тив русификации в Казахстане. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность требовала обнародова­ния советско-германских договоров 1939 г., публикации до­кументов о депортации населения из прибалтийских госу­дарств и из западных районов Украины и Белоруссии в пери­од коллективизации.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, на­селенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение не­скольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пере­смотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

Первоначально радикальные силы в республиках выступали под лозунгами борьбы за перестройку. Их требования каса­лись восстановления культурно-национальной автономии, исторической справедливости в отношении репрессированных народов, культуры, языка. Но по­степенно национальные силы взяли курс на достижение су­веренитета и независимости.

В 1988-1990 гг. начался «парад суверенитетов» — Декларации о государственном суверенитете приня­ли Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан и др. 12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Рос­сии. В ней законодательно закреплялся приоритет респуб­ликанских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин.

Принятием деклараций союзных республик о суверените­те был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Со­ветского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократичес­кое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключе­ния», в котором отмечалось, что основой обновленного Союза станут равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориаль­ная целостность.

В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосков­ной резиденции президента СССР) состоялись перегово­ры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес­публик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, при­нятие новой Конституции, изменение избирательной си­стемы. Подписание договора было назначено на 20 авгу­ста 1991 г. Этот проект был поддержан девятью республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и рес­публик Прибалтики.

В августе 1991 г. часть союзного руководства совершает попытку государственного переворота. Созданный Государ­ственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) фактически отстраняет М. Горбачева от выполнения президентских фун­кций. После по­давления путча, процесс распада СССР принимает необра­тимый характер. 21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерениях войти в обнов­ленный союз, объявили о роспуске СССР.

На встрече в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии, а затем на встрече в Алма-Ате руководите­ли бывших союзных республик прекратили действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать. На территории бывшего Союза возникло Содруже­ство независимых государств (СНГ).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: