Культура россии xix и начала xx века

Русская культура Серебряного века

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

Русская культура во второй половине XIX — начале XX века

Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

Просвещение

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%).

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.


Лев Николаевич Толстой

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).


Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов

Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.

Читайте также  Самые знаменитые военачальники армии антанты


Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета

Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века — «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.


Александр Александрович Блок

Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.


Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель

Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Культура россии xix и начала xx века

4.1. Развитие русской художественной культуры в конце XIX – начале XX веков

Рекомендуемая литература

  1. Бердяев, Н. Русская идея / Н. Бердяев // Вопросы философии. – 1990. – № 1, 2.
  2. Келдыш, В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М., 1975.
  3. Левая, Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. – М., 1991.
  4. Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993.
  5. Русская музыка на рубеже ХХ века. – М., Л., 1966.
  6. Асафьев, Б. Русская музыка. XIX и начало ХХ в. / Б. Асафьев. – Л., 1979.
  7. Тройнин, В. М.П. Беляев и его кружок / В. Тройнин. – Л., 1975.
  8. С. Дягилев и русское искусство: сб. ст. / под ред. И.С. Зильберштейна. – М., 1982.
  9. Белый, А. На рубеже столетий / А. Белый. – М., Л., 1931.
  10. Лифарь, С. С Дягилевым: монография / С. Лифарь. – СПб., 1994.
  11. Нестьев, И. Дягилев и музыкальный театр ХХ века / И. Нестьев. – М., 1994.
  12. Стернин, Г. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ в. / Г. Стернин. – М., 1984.

Конец XIX и начало ХХ в. являлись порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений. Данный период сравнивают с Ренессансом. Понятие «культурного Возрождения» распространялось не только на область художественного творчества, но и на сферу философско-мировоззренческих представлений. Однако, как и в XV‑XVI вв., господствовало эстетическое постижение реальности.

В начале 900-х гг. появилось определение «серебряный век». Термин принадлежит Н. Бердяеву . Под этим определением подразумевается не вся художественная культура данного периода, а только совокупность его новых течений – то, что иначе принято именовать «модернизмом». Хронологические границы «серебряного века» – примерно 25-летний отрезок , от начала 1890-х гг. до1917 г. Первым его эстетическим манифестом считается работа Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Долгое время искусство «серебряного века» противопоставлялось классическому наследию XIX в. как пора кризиса и упадка. Сегодня эта точка зрения опровергнута – это был закономерный, хотя и не лишённый противоречий этап развития русской художественной культуры.

При сравнительной непродолжительности «серебряного века» эпоха была чрезвычайно динамична, заряжена высоким потенциалом творческой энергии и оставила богатейшее наследие во всех областях искусства. Течение времени казалось сжатым и ускоренным , новое возникало и утверждало себя с небывалой быстротой. Одним из основных мотивов в настроениях передовых слоёв общества становится ожидание грядущих перемен . Отсюда – приподнято-взволнованное настроение, беспокойство духа, которыми проникнуты произведения русского искусства. Рубеж первых двух десятилетий ХХ в. многими воспринимался как исторический рубеж, разграничивающий две большие эпохи в развитии искусства. Именно в это время возникает ряд художественных течений, определяющих облик искусства первой половины ХХ в.

А. Белый в своих мемуарах «На рубеже столетий» писал о том, что Россия в эту эпоху переживала сразу три кризиса:

  1. Кризис жизни. Поражение в русско-японской войне.
  2. Кризис мысли. Россия никогда не имела такого смятения, пестроты в умах интеллигенции. Сосуществовали в одном духовном «пространстве» разные, порой противоположные концепции и идеи: позитивизм, ницшеанство, марксизм, идеи Л. Толстого. Также появляется целая поросль философов-богословов и философов-идеалистов. Последние развивают «русскую идею».
  3. Кризис искусства. «Слишком многие стали эстетами, мистиками, оккультистами, презирали этику, пренебрежительно относились к науке» (Бердяев).
Читайте также  Ключ к спасению, или общество истинных и верных сынов отечества

Каждый из крупных художников нёс в себе сложный комплекс идей. Рядом творили композиторы разных поколений. Среди них можно выделить пары противоположностей (антиномии): Прокофьев – Метнер, Стравинский – Гречанинов, Скрябин – Рахманинов.

Творческая среда делилась на две группы:

I – модернисты (появляются в 1890-е гг.). Тяготели к эстетизации жизни, мифологической утончённости, символистской туманности и загадочности.

II – авангардисты(появляются в 1910-е гг.). Характерна простота, доведённая до крайности, радость улицы, всё тайное, непознаваемое отвергалось во имя земного мира.

В музыке можно выделить 4 линии развития : 1) неоромантическая; 2) импрессионистическая; 3) неоклассическая; 4) славянизм – «поиски родной красоты» (ответвление неоклассицизма на славянской основе).

В рассматриваемый период появляются новые журналы, творческие объединения и кружки, в которых концентрируется художественная элита Москвы и Петербурга. Журналы: «Северный вестник», «Северные цветы», «Весы», «Апполон». Кружки: «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Голубая роза».

Самым крупным и влиятельным было объединение « Мир искусства » (1898‑1924 гг.). Создано в Петербурге А. Бенуа и С. Дягилевым. Издавали журнал «Мир искусства», где публиковали сообщения о художественных выставках, театрально-музыкальных проблемах, поэтических сборниках. С. Дягилев – величайший русский антрепренёр и импресарио – устраивал выставки исторических портретов, русские сезоны в Париже.

Большое значение для развития музыкального искусства имела деятельность « Беляевского кружка ». Центром кружка были М.П. Беляев – страстный любитель музыкального искусства, «образованный меломан» (Глазунов). Возмущался, когда его называли меценатом. Основал множество музыкальных учреждений: «русские симфонические концерты», «русские квартетные вечера», издательство в Лейпциге, премии им. Глинки и т.д. Фактической главой кружка являлся Римский-Корсаков. В своей «Летописи» композитор пишет о сходствах и различиях между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком». Кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева – периоду спокойного шествия. 1-й был революционный, 2-й прогрессивный. Балакиревский состоял из пяти человек, беляевский был многочисленный, с течением времени разрастался (около 70 человек). 1-й состоял из композиторов, 2-й по составу был разнообразный. Различие исторического положения обоих кружков определило и разный характер их творческой деятельности. Беляевцы не столько завоёвывали новые области музыкального искусства или расширяли его горизонты, сколько закрепляли ранее достигнутое, совершенствовали мастерство, композиторскую технику.

На рубеже веков выдвинулось множество талантливых музыкантов-исполнителей. В их числе дирижёры В. Сафонов и С. Кусевицкий, певцы А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов, Ф. Шаляпин, пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер и другие.

В музыкальных жанрах всё изменяется, неожиданно меняется местами. Показательна судьба оперного жанра. Если у большинства русских композиторов XIX в. опера стояла в центре творческих интересов, то к концу века отношение к ней резко меняется. Исключение составляет оперное творчество Римского-Корсакова. Причины охлаждения к опере: 1) рост индивидуалистических настроений и тяготение к лирическим формам высказывания; 2) растущие тенденции «автономизации» музыки, освобождения её от связи со словом и каким-либо определённым образно-смысловым содержанием.

Пору необычайно яркого и пышного расцвета переживал балет, который привлекает внимание крупнейших композиторов, живописцев, деятелей театра. Именно в условности балетного действия, лишённого такой степени смысловой определённости, как опера, видели одно из главных преимуществ композиторы начала ХХ в. Балет в центре внимания Стравинского и Прокофьева. Появляются новые виды балета: импрессионистический, неоклассический, примитивистский. Черты нового русского балета: «короткометражность», равноправие всех компонентов – декораций, хореографии, музыки.

В области «чистой» инструментальной музыки возрастает роль камерных жанров , которые порой затмевают симфонические. Необычайно высокого расцвета достигает фортепианная музыка – прежде всего у Рахманинова, Скрябина, Метнера.

Сложную картину представляет симфоническое творчество. Завершающим этапом, синтезировавшим основные достижения русского симфонизма XIX в., явилось симфоническое творчество Глазунова и Танеева. Новатором же в симфоническом жанре был Скрябин. В своих вершинных созданиях он приходит к утверждению нового типа симфонического мышления, связанного с поэтико-символической основой его творчества.

Значительное место в творчестве большинства композиторов занимает камерно-вокальный жанр. Это связано с процессом усиления лирического начала во всех сферах художественного творчества. Возникает новый тип соотношения музыки и слова. В результате вместо обозначений «песня» или «романс» появляется обозначение «стихотворение с музыкой» или «музыка к стихотворению».

В непосредственной связи с возникающим на рубеже веков движением «национального возрождения» находится возрастающая роль церковно-певческого искусства . На протяжении большей части XIX в. церковное пение в России переживало пору кризиса и застоя. Только в 80-е гг. новую освежающую струю в данную область внесли Римский-Корсаков и Чайковский. Одним из главных представителей возрождения был А. Кастальский. Далее по его пути пошёл А. Гречанинов. Вершиной всей русской музыки a cappella стала «Всенощная» С. Рахманинова.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте особенности эпохи «серебряного века».
  2. Опишите три кризиса, которые, по мнению А. Белого, переживала Россия на рубеже веков.
  3. На какие направления делилась творческая среда?
  4. Расскажите об объединении «Мир искусства» и деятельности С. Дягилева.
  5. В чём состояло значение «Беляевского кружка» для развития русской музыкальной культуры?

Глава 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.

Просвещение и образование.В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму,

чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность.

Просветительская деятельность.В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероис-

поведания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Читайте также  Открытые торгово-ремесленные поселения (о трп)

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.

Наука.Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Ле-

передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура.

Архитектура.Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Серебряный век русской культуры

Серебряным веком был назван рубеж XIX—XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Народы Российской империи получили к этому времени собственный алфавит, у них появились своя литература, национальная интеллигенция. Закон, принятый Государственной думой, гарантировал каждому жителю России получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в десять раз.

Наука развивалась быстрыми темпами. Отставание России в промышленности не помешало нашим ученым внести в мировую науку огромный вклад, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского.

В этот период опубликованы труды выдающихся философов И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, теоретиков революционного переустройства России Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Отечественная история пополнилась теоретическими работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.

Книги русских писателей Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна вошли в мировую литературную сокровищницу. В поэзии Серебряного века появилось новое направление — символизм. Представители этого течения противопоставили свое мировоззрение материализму, несущему, по их мнению, оскудение души человека. Поиск эстетического идеала был характерен для творчества поэтов А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, отличавшихся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах художников И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначальной цели высокой живописи, которая, как они считали, была позабыта художниками предыдущих поколений. Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов — живописец, постоянно ищущий новые формы художественного отображения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы. Мир русской живописи начала XX в. изобиловал художественными объединениями разных направлений с различными взглядами. Все они внесли вклад в развитие русского искусства.

Архитектура серебряного века развивалась в направлении подчеркивания функционального назначения зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, наличие лепнины. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В строительном деле начал применяться железобетон.

Большой подъем переживала и русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Неоценимый вклад в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов.

В этот период интенсивно развивается технически новый для того времени вид искусства — кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

В целом русская национальная культура конца XIX начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: