Административные изменения. попытки экономических реформ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ПОПЫТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ: Начало нескончаемых административных изменений было положено в 1726 году, когда Екатерина I учредила Верховный Тайный совет «в шести персонах», которые были «по должности своей яко первые министры». Сама Екатерина возглавляла этот Совет. B круг ... - -

Административные изменения. попытки экономических реформ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ПОПЫТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Начало нескончаемых административных изменений было положено в 1726 году, когда Екатерина I учредила Верховный Тайный совет «в шести персонах», которые были «по должности своей яко первые министры».

Сама Екатерина возглавляла этот Совет. B круг обязанностей Совета входило решение всех важнейших государственных дел и надзор над всеми коллегиями.

Петр II внес свои изменения в его работу. При нем Верховный Тайный совет был «доукомплектован» до восьми членов. Неудачная попытка «верховников» формально ограничить императорскую власть привела в 1730 году к уничтожению Верховного Тайного совета.

B 1731 году при дворе был учрежден кабинет, состоявший из трех министров — «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел», подлежащих решению императрицы.

Елизавета также внесла свою лепту в административное обустройство и упразднила кабинет. B конце царствования Елизаветы образовался особый совет, «конференция при высочайшем дворе», преимущественно для решения вопросов, касающихся внешней политики. «Конференция», однако, не приобрела характера правильно и постоянно действующего учреждения.

Преемники Петра считали введенную систему местного управления слишком сложной, а также обременительной для казны и для населения. Потому делались неоднократные попытки удешевить и упростить ее.

Указом 15 марта 1727 года было велено «как надворные суды, так и всех лишних управителей и канцелярии, и их конторы, камериров и земских комиссаров, и прочих тому подобных, вовсе отставить, а положить всю расправу и суд по-прежнему на губернаторов и воевод. От губернаторов апелляции в Юстиц-коллегию, чтобы подданным тем показано быть могло облегчение и вместо бы разных многих канцелярий и судей знали токмо одну канцелярию».

B конце царствования Петра I Украиной управляла Малороссийская коллегия. B 1727 году, при Петре II, на Украине было восстановлено гетманство: на Раде в Глухове гетманом был выбран Данила Апостол.

Затем был учрежден генеральный суд (из трех русских и трех украинцев), который был возглавляем гетманом. B

то же время гетман был подчинен командующему армией на Украине, фельдмаршалу князю Голицыну.

B 1734 году Данила Апостол умер. Гетманство на Украине снова было признаноненужным, однако при Елизавете в 1747 году вновь велено быть на Украине гетману «по прежним правам и обыкновениям», и в 1750 году последовал указ об утверждении Кирилла Разумовского на должности гетмана, согласно «учиненному в Малой России от всего тамошнего народа вольными голосами избранию».

Елизавета делала неоднократные попытки улучшить экономическое состояние страны, однако эффект от этих попыток был двоякий.

B 1754 году открылся государственный заемный банк, которому было предоставлено выдавать ссуды под залог имени из б процентов годовых(пррцент очень льготный для того времени). B то же время все более возрастала судебнополицейская власть и хозяйственная опека помещиков над ихкрестьянами.

B 1731 году помещикам или их приказчикам было поручено собирать казенную подушную подать с крестьян. Указ 1734 года обязывал помещиков в неурожайные годы кормить своих крестьян и снабжать их семенами, однакоуказ 1736 года предоставил помещику определять, по своему усмотрению, меру наказания крепостному за побег.

Указ 1758 года обязывал помещиков наблюдать за поведением своих крепостных. Указ 1760 года предоставил помещикам право ссылать своих крепостных «за продерзости» в Сибирь на поселение.

Указом 20 декабря 1753 года Елизавета предприняла важное мероприятие экономического характера, а именно — отмену внутренних таможен.

По инициативе П.Шувалова в 1753 — 1754 годах внутренние таможни и все таможенные «мелочные сборы» (всего их было около 17-ти) были отменены и заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства.

C этой поры пошлина должна была взиматься со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых и пограничных таможнях в сумме 13 копеек с рубля стоимости.

Mepa эта была удачной и выгодной для России, так как вывозилось из России, главным образом, сырье, за которое платил пошлину иностранный потребитель, а ввозились главным образом предметы роскоши, приобретаемые и оплачиваемые богатыми людьми.

А. Д. Кантемир. Гравюра Вагнера.

Изменения в положении сословий в этот период сводились главным образом к улучшению правового и социального положения дворянства.

Что же касается крестьян, то их разорение, характеризуемое современниками как «крайнее, всеконечное», вызванное продолжительной Северной войной, ростом повинностей и сильными неурожаями 1723—1726 годов, стало настолько очевидным, что о нем заговорили в правительственных кругах уже в следующем году после смерти Петра I.

Бегство крестьян приобрело массовый характер.

Вместе с тем росли недоимки и дефицит государственного бюджета. Bce это ослабляло силу дворянского государства, ибо по словам Меншикова, «солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и если крестьянина не будет, то не будет и солдата».

Пришлось изменить порядок взыскания подати, раньше собиравшейся расквартированными по уездам воинскими частями. Офицеры этих частей, а также многочисленные чиновники провинциальной администрации, даже членами правительства представлялись «волками, в стадо ворвавшимися».

После смерти Петра I продолжалась широкая раздача земель и крепостных дворянам. Князья Долгорукие присвоили себе при Петре II сорок тысяч десятин земли. Принимавшие активное участие в перевороте в пользу Елизаветы лейбкомпапцы гвардейские роты, несшие при дворе караульную службу, получили в дар от новой императрицы 14 тысяч душ мужского пола.

Брату фаворита Елизаветы, графу К.Разумовскому, было пожаловано около ста тысяч душ.

B 1731 году правительство Анны Иоанновны возвратило дворянству право распоряжения вотчинами, ограниченное законом Петра оединонаследии. Дворянам снова разрешалось делить их имения между всеми детьми, при этом предписывалось «впредь с cero указа, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение — вотчина».

Этим указом юридически упразднялись поместья, как особая категория условных земельных владений, собственником которых считалось государство. Bce имения признавались полной собственностью своих владельцев и слово «помещики» стало отныне означать земельных собственников.

Вместе с тем, целым рядом указов (1730,1740,1758 гг.) владение населенными землями и крепостными людьми было признано монопольным правом дворянского сословия.

Таким образом, дворянство постепенно обособлялось от остального населения в привилегированное сословие и для его оформления и учета в 1761 году велено было составить «родословную книгу о дворянах».

B 1731 году в Петербурге был учрежден Кадетский корпус для обучения дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет. Состав учащихся сначала был установлен в 200 человек, однако уже через год повышен до 360. Учившиеся в корпусе сыновЬя дворян получали и военное, и общее образование, и по окончании его поступали в армию офицерами, минуя тягостный период солдатской «лямки» и муштры.

Реформы в России в 2020

На протяжении 2019 года законодатели принимали разные инициативы и законопроекты. Некоторые начали действовать сразу, другие отложили до начала следующего года.

Какие реформы в России в 2020 году уже вступили в силу или начнут действовать в ближайшее время, каких сфер коснутся изменения и как они отразятся на жизни россиян, разобрался Бробанк.

Изменения пенсионного возраста

Пенсионные изменения российские законодатели вводят постепенно. В 2020 году пройдет еще один этап в повышении возраста для выхода на пенсию. С 1 января 2020 года пенсионный возраст для мужчин составит 61 год, а для женщин — 56 лет. Но пенсионные выплаты пожилые начнут получать еще за полгода до того, как уйдут на заслуженный отдых.

Исключения составят только мужчины с трудовым стажем от 42-х лет и женщины со стажем от 37-ми лет. Они прекращают свою трудовую деятельность на 2 года раньше законодательно установленного срока. Но по собственному желанию могут продолжить трудиться.

Пенсионеры россияне ждут и изменения в размере пенсионных выплат. В начале 2020 года пройдет индексация страховых выплат для безработных пожилых людей. Так пенсионные страховые платежи в 2020 году составят 16400 рублей. В сравнении с предшествующим годом эта сумма больше примерно на 1000 рублей. В Москве минимальная пенсия равняется 19500 рублей.

Также проиндексируют пособия ветеранам труда, труженикам тыла и детям-сиротам на 5,6%. В 2020 году появится новая выплата — детям войны. К ним относят жителей Москвы, родившихся с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года, у которых до этого не было соц. поддержки из регионального или федерального бюджета. Выплаты составят 1584 рубля ежемесячно.

Увеличенный МРОТ и выплаты по больничному листу

Показатель МРОТ в 2020 году в России увеличится на 7,5% — это 850 рублей. Работодатели в 2020 году не смогут платить работникам заработную плату меньше 12130 рублей ежемесячно. Реформа в России по повышению минимальной суммы выплачиваемого дохода скажется на заработной плате более чем 3 млн работников. Половина из них трудится в муниципальных и государственных учреждениях.

В некоторых областях минималка окажется больше федерального МРОТа. На это повлияют коэффициенты и региональные надбавки. К категории граждан, у которых минимальных доход будет выше, относятся жители Дальнего Востока, Севера и приравненных к нему местностей. Из бюджета федерации на повышение МРОТ в 2020 году выделено 20,9 млрд рублей. Увеличится на 150,68 рублей размер пособия во время пребывания на больничном, теперь сумма составит 2301,36 рубля.

Платежи на ребенка

Изменения в 2020 году коснутся и детских выплат. С 1 января 2020 года сумма платежей по беременности и родам составит 322192 рубля. В 2019 году эта выплата была немного выше 300 тысяч. Максимальные ежемесячные выплаты на детей до 1,5 лет тоже подросли до 27985 рублей. Увеличится и маткапитал впервые с 2016 года, когда приняли закон о приостановке индексации выплат. В 2020 году эта сумма составит 466 тыс. рублей. Из бюджета ПФР под эти цели зазерзервировали около 325 млрд. рублей.

С 2020 года в России отменяют ежемесячные 50 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет. Если женщина начала их получать в 2019 году, выплаты продолжатся до трехлетнего возраста. Кроме этого, с 2020 года родителям будут выплачивать суммы на первого или второго ребенка, которым не более 3 лет. Но будет происходить в том случае, если доход в среднем на одного человека не превышает двух минимальных зарплат установленных в регионе проживания семьи.

Трудовая в электронном формате

Еще одна реформа в России с 2020 года касается оформления электронных трудовых книжек. Суть новшества в том, что до 1 июля 2020 года все владельцы компаний должны сообщить сотрудникам о возможности оформления трудовой в цифровом формате. После этого до 31 декабря 2020 года работники могут заполнить заявление о переходе на электронную версию. Тем сотрудникам, которые откажутся, работодатели оставят ведение трудовых книжек на бумажном носителе. Но если работник передумает поменять электронную версию на бумажную не получится.

Те граждане РФ, которые начнут трудовую деятельность в 2021 году, не смогут выбирать формат трудовой книжки. Для них в обязательном порядке оформят электронный вариант. Найти сведения о трудовой деятельности граждане смогут на сайте ПФР в личном кабинете.

Повышение цен на алкоголь

С 1 января повышаются акцизы на напитки, в которых содержится спирт. Из-за этого показатели минимальной розничной цены на алкогольные напитки увеличатся:

Наименование группы товаров Увеличение цены
Этиловый спирт 16% — до 57 руб. за 1 литр
Водка 7% — до 230 руб. за 0,5 литра. Раньше минимальная розничная цена за бутылку составляла около 215 рублей
Коньяк 11,6% — до 433 рублей за 0,5 литра
Бренди 2,6% — до 315 рублей за пол-литровую бутылку
Читайте также  Причины и предпосылки великих реформ 1861 года

Оптовые цены на коньяк увеличатся на 6,2% — до 359 рублей, а на бренди на 4,4% — до 261 рубля.

Пошлины для самозанятых лиц

Одна из самых нашумевших реформ вступает в силу с 1 января 2020 года в России. Пилотный проект налога для самозанятых лиц, опробованный в 2019 году был расширен. Теперь он будет действовать еще в 19 регионах страны. В 2019 году в налоговой программе участвовали только 4 региона:

  • Москва;
  • Подмосковье;
  • Калужская область;
  • Татарстан.

Суть реформы в том, что самозанятые лица, у которых общий доход в месяц составляет не более 200 тыс. рублей, могут скачать на мобильный телефон приложение и с его помощью платить налоги. Если предприниматель, который признал себя самозанятым, работает с физ. лицами, то налог составит 4%, если с компаниями — 6%. Если сумма уплачиваемого налога не выходит за рамки налогового вычета, возвращаемого государством, то гражданин платит государству еще меньше.

Такой налоговый режим касается репетиторов, нянь, сиделок, частных специалистов, парикмахеров и других лиц, которые не заняты в реальном секторе экономики и не получают официальную заработную плату. Полный перечень 24 регионов и представителей профессий, которые могут перейти на такой режим налогообложения можно найти на сайте налоговой службы.

Автомобильные номера

Новшества в автомобильной сфере ожидают россиян в 2020 году. Теперь купленный автомобиль можно зарегистрировать в салоне. Сотрудник автоцентра направит все данные о машине в ГИБДД на сайте госуслуг. Там всю информацию проанализируют и вынесут решение о допуске машины к движению. Если все будет в порядке, сотрудник автосалона получит СТС и регистрационные знаки, которые он передаст владельцу автомобиля. Такая услуга будет стоить до 500 рублей.

Но зарегистрировать автомобиль получится не во всех салонах. На сайте ГИБДД нужно найти реестр специализированных организаций. Если нужный автосалон внесен в реестре, значит там можно получить номера и регистрацию у сотрудников. Также с 2020 года отменят правило, которое давало право передвигаться без номеров в течение 10 дней.

Дикие животные дома

Диких зверей с 1 января 2020 года запрещается держать как домашних животных, в неволе. Нельзя их содержать в домах, квартирах или нелегальных контактных зоопарках. Под «дикими» подразумевают зверей, которые могут быть опасны для человека — крупные хищники и ядовитые. Нововведение коснется и тех животных, естественная среда которых сильно отличается от условий жизни в неволе.

У этой реформы есть исключение — животные, которых приобрели до 1 января 2020 года, могут жить в доме у владельца вплоть до наступления естественной смерти. Также с этого года запрещено выгуливать опасных животных — собак бойцовских пород — без намордника и поводка.

Кратко о некоторых нововведениях

Что еще ждет Россию после нового года:

  1. Налог на покупки в интернете. Для тех, кто любит закупаться в интернет-магазинах за границей, теперь введено ограничение. Если посылка весит больше 31 кг или стоит больше 200 евро, придется платить налог в 15% от стоимости, но не меньше 2 евро за 1 кг. Раньше бесплатный порог составлял 500 евро при той же массе посылки.
  2. Органические и биопродукты. Производители продуктов питания теперь должны проходить специальную сертификацию, где будут помечать продукцию как органическую. Пометка «Органик» и «Био» теперь будет означать, что продукт не содержит химических веществ, пестицидов, гербицидов. Если производитель уже прошел международную сертификацию, он может выбрать, получать или нет российский сертификат.
  3. Взносы для индивидуальных предпринимателей. С 2020 года фиксированные платежи на мед. и пенсионное страхование увеличатся до 40874 рублей. По сравнению с 2019 годом эта сумма выросла на 4636 рублей.
  4. Комиссия за переводы в СБП. До 2020 года в системе быстрых платежей с клиента не взималась комиссия, но теперь ряд банков добавил этот пункт в тарифы. Это возможно, потому что Центробанк ввел платежи для самых банков, которые возможно захотят переложить расходы на клиентов. Поэтому при пересылке средств следует заранее проверить размер комиссии.
  5. Отмена декларации 4-НДФЛ. Теперь справку 4-НДФЛ предпринимателям заполнять не нужно. Раньше авансовые платежи начисляла налоговая, теперь этим займутся сами предприниматели.
  6. 2-НДФЛ до 1 марта. До 2020 года декларацию о доходах физлиц можно было подать в налоговую до 1 апреля, теперь на месяц раньше.
  7. Краудинвестинг. Краудинвестинг — это сбор денег в интернете с обещаниями получить прибыль на разработанном проекте. Раньше такое явление никак не контролировали, теперь 1 человек может собрать инвестиций в размере, не превышающем 600 тыс. рублей ежегодно.
  8. Финансовый уполномоченный. Если у заемщика возникает проблема с МФО суммой до 500 тысяч, то теперь урегулировать вопрос можно через финансового уполномоченного.

Изменения в отношении имущества

Новшества, которые коснутся имущества россиян:

  1. Продажа жилья без налога. Если гражданин приобрел жилье после 2016 года, то продать его он мог только через 5 лет. Теперь срок продажи уменьшился до 3 лет. Налог государству можно будет не выплачивать при условии, что это единственное жилье в собственности продавца.
  2. Новая ипотечная программа. С 1 января 2020 года действует новая ипотечная программа. По ней можно взять заем под строительство жилья на 25 лет до 5 млн рублей с процентной ставкой от 0,1 до 3%. При этом дом должен быть оснащен всеми коммуникациями, а жилая площадь — не менее установленной нормы для каждого члена семьи.
  3. Условия ипотеки. Все условия ипотечного кредитования будут вынесены кредиторами на первую страницу договора. Все суммы переплат, проценты и графики обязаны размещать вначале договора, но это не отменяет правила, что необходимо внимательно прочитать весь кредитный договор.
  4. Увеличение цен на авто. Стоимость машин поднимется из-за прироста ставок на утилизацию. Для машин с объемом двигателя от 1 до 2 литров коэффициент станет выше в 2 раза. В связи с этими новшествами в 2020 году в России автомобили могут подорожать на десятки тысяч рублей.

В 2020 году нововведения коснутся многих жителей страны и экономики России в целом. Положительные это изменения или отрицательные станет ясно в ближайшее время.

Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. [email protected]

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Липосакция аппарата: зачем России административные реформы

В центре внимания нового раунда административной реформы — очередной план оптимизации госуправления за счет сокращения числа чиновников. На идею тут же набросились: чего можно добиться, сокращая на 5-10% не чиновников и даже не деньги, а и без того пустые вакансии? Арифметические выкладки критиков свидетельствуют, насколько общественность (а возможно, и правительство) склонна упрощать проблему оптимизации работы госаппарата.

Опыт показывает, что после сокращений аппарат всегда восстанавливается, как сброшенный хвост у ящерицы. Но такого рода неудачи не самая глубокая из проблем административных реформ. Для институциональных преобразований как таковых сокращение аппаратов не самоцель: если бы можно было достичь уменьшения административного прессинга, не уменьшив, а увеличив число чиновников хотя бы и вдвое, это следовало бы сделать. Просто надо соотносить цели и средства, удерживая в поле зрения общие контуры уже явно перезревших преобразований.

Масштабы бедствия

Словами «административная реформа» всуе лучше не бряцать — они все еще ко многому обязывают. Начиная с 2000-х это ядро общей стратегии дерегулирования, о которой сейчас говорят глухо, почти как о либерализации. Однако проблема осталась, и слова «обуза», «балласт», «тормоз» — лишь самые мягкие из ее характеристик. Вот как виделась эта проблема в уже далеком 2005 году: «Мы то и дело обнаруживаем откровенный рэкет со стороны государственных структур. Многим чиновникам кажется, что так будет всегда Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии» (цитата из президентского послания 2005 года).

Если кто-то думает, что проблема решена или рассосалась, должен их огорчить. С тех пор прошло 15 лет и три президентских каденции. Дело уже давно не только в самой болезни, но и в целом букете тяжелых осложнений — экономических, технологических, криминогенных, а в итоге и политических.

Административный харассмент гарантирует отрицательный рост экономики и нулевую конкурентоспособность, бегство бизнеса и капитала, мозгов и делового актива. Избыточное, мутное регулирование влечет за собой полный провал с защитой от катастроф и безопасностью в целом: привычно откупаясь от абсурдных претензий чиновников, люди перестают выполнять даже те требования, выполнить которые вполне реально. В итоге можно забыть о модернизации, о преодолении технологического отставания и о самой «смене вектора развития». В 2012 году на расширенном президиуме Госсовета, посвященном «национальным целям и стратегическим задачам», Владимир Путин заявил, что, следуя инерционному сценарию, мы «не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормального развития, подвергнем угрозе само ее существование». Это и есть цена вопроса глубокой институциональной реформы.

История первой попытки

Стратегию дерегулирования формируют два блока: во-первых, административная реформа и, во-вторых, реформа технического регулирования (ТР) — то есть всей совокупности обязательного нормирования, допуска на рынок, государственного контроля и надзора. Техрегулирование — это фактически половина всей регулятивной нагрузки, система норм, которую можно приравнять к «техническому бюджету страны». С другой стороны, административная реформа — это не просто снижение аппаратного поголовья и рисование квадратиков министерств и ведомств, а кропотливая работа по расчистке функций органов госуправления.

Первым и заведомо половинчатым актом дебюрократизации стал принятый в 2001 году Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Он затрагивал только процедуры, но не содержание регулирования. Однако борьба с бюрократией возможна лишь по всему фронту — иначе это как приватизировать десять метров государственной границы. Закон же оставлял открытыми 9/10 линии соприкосновения бизнеса и бюрократии, поэтому ссылки на него в общении с регуляторами имели типовой ответ: «Еще слово — и все будет в два раза дороже».

Достраивать оборону начал Закон «О техническом регулировании». Он вводил принципиально новую систему техрегламентов, призванную упорядочить и в разы сократить количество обязательных норм, отделив их от добровольно-рекомендательных стандартов, как это и принято в мире.

Реформа ТР предопределила принципы и алгоритмы первой административной реформы (2003-2005 годы). Эти проекты, составившие функциональную пару, не сеяли иллюзий и не обещали преодолеть все преграды в кавалерийском аллюре. Планировалась методичная ревизия массива технических норм и административных функций, в общей идеологии и со сквозными методиками. О том, как эти проекты превращались сначала в псевдо-, а затем и в контрреформу — разговор отдельный, однако об итогах можно догадаться уже по тому, что перед страной сейчас и в том же объеме стоят все те же два блока задач.

Читайте также  Провозглашение рсфср и диктатуры пролетариата в январе 1918 года

На этот раз, правда, они появились на авансцене в обратном порядке: сперва реформирование норм, потом — аппарата. Инициативе Мишустина предшествовала уже слегка подзабытая «регуляторная гильотина» Медведева. Идеологически и функционально это все та же пара: «сервисный блок» Мишустина в идеале укорачивает на голову отряд исполнителей процедуры, а «гильотина» — сами требования и нормы. Сейчас это не называют дерегулированием (или даже дебюрократизацией), чтобы не пугать дирижистов (сторонников политики активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства. — Forbes), но суть либерализации сохраняется.

Начиная с мизерного сокращения вакансий, Мишустин сулит в будущем радикальное сжатие всей этой безумной машины в компактный модуль. Однако есть опасения, что раньше этого мы увидим Рогозина на Марсе. Поэтому с самого начала необходимо проанализировать опыт создания и эксплуатации медведевской «гильотины» — уже запущенной части той же самой схемы.

Поломка механизма

Вопреки расхожему мнению, доктор Гильотен, анатом и друг Робеспьера и Марата, вовсе не был изобретателем названной его именем машины — он вообще был против смертной казни и всего лишь предложил использовать этот более гуманный инструмент обезглавливания как альтернативу тупому топору палача. Нашу «гильотину» Медведев тоже сперва разрекламировал как особо гуманное орудие отсечения всего лишнего, гарантирующее экономический рывок, и получил высочайшее одобрение. После ураганного отделения «чистых» норм от «нечистых» «гильотина» должна была упасть, разом отменив все лишнее прямо с нового, 2019 года.

Но прибор ожидаемо переклинило. Теперь реформаторы вынуждены с кусками старой нормативной базы подниматься к этому ножику на шатающейся стремянке и что-то выпиливать на весу. Сначала на порядок промахнулись с количеством нормативных актов — Медведев говорил о 9000, тогда как этих тысяч оказались сотни. Затем решили за полгода разделить все требования на сохраняемые, пересматриваемые и отменяемые и, не мучаясь с липосакцией, слепить что-то новое из признанного приемлемым.

«Отрезать — не пришить». Этот принцип хирургии не работает в регулировании экономики и бизнеса, когда оставить нужное или отменить лишнее — задача аналитически и даже юридически одна и та же. Решить ее хотя бы в первом приближении означало бы сделать 80% работы по написанию всех технических регламентов — того самого «технического бюджета страны», который до сих пор так и не состоялся. Непонятно, с чего вдруг это должно получиться именно сейчас, а не в начале 2000-х — куда более комфортных условиях, с финансируемой правительственной программой разработки регламентов и с десятками максимально авторитетных экспертных советов при администрации президента, объединявших аппарат, бизнес и независимую экспертизу.

Теперь «гильотину» обещают к весне заменить единым реестром требований, собранных не по профилю ведомств, как раньше, а по видам деятельности. Министр экономразвития Максим Орешкин так представил «новый» подход: «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т. д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес , то он должен видеть все требования , а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный».

Ровно 20 лет назад этот «новый» подход в реформе ТР назывался субъект-ориентированным. В самом деле, чтобы из общей свалки отобрать относящиеся к тебе нормы, надо на каждом предприятии держать доктора юридических наук, и то не каждый справится. Но чтобы централизованно разобрать все это по видам бизнеса, придется сперва выстроить первичный реестр — единую систему самих видов деятельности. Сказать про «отели и рестораны» легко, но куда труднее классифицировать и покрыть общими принципами и подходами производство пива и молока, хлеба и зрелищ, холодильников и автомобилей, медицинские и ритуальные услуги, космос и связь. Прошлый опыт рабочей группы экономического управления президента показал, что такой реестр напрямую из общих классификаторов (ОКОНХ, ОКВЭД и т. п.) не выводится.

Разбирая требования по видам бизнеса, реестр тут же захлебнется в бесконечных повторах одних и тех же инвариантных норм, общих либо для всех видов деятельности, либо для их больших групп. Чтобы избежать дублирования, в реформе ТР инвариантные нормы были вынесены в так называемые общие, макроотраслевые и межотраслевые регламенты. Без такой вертикально развитой архитектуры организовать массив норм просто невозможно. Начальство уже обозначило приоритеты: сначала оптимизировать требования пожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические и т. п. Фактически это означает рецидив ведомственной логики, вернуться из которого к идее организации норм по видам деятельности практически нереально.

Еще труднее состыковать куски реестра с уже принятыми техническими регламентами, особенно имеющими законодательный статус, либо принятыми постановлениями правительства и указами президента. Решения реестра в этом смысле административно слабее, а потому при желании их просто игнорируют. Спасать дело предлагается спорадическими жалобами наверх от РСПП, ТПП и пр. — на этом пути системная работа и вовсе разваливается.

Перспективы светлые, но мутные

На фоне этих почти двухлетних попыток затяжного «гильотинирования» Мишустин выглядит как жесткий реалист и прагматик. В плане сокращения аппарата он ставит задачи, решаемые формально и быстро, как в «ночь длинных ножей». Однако общая задача совсем другого порядка — кардинальное уменьшение административного давления на экономику. Это требует слаженного действия всех элементов реформы: «сервисного блока», «гильотины», реестра и регламентов. Но в такой конструкции недоработки каждого из этих направлений будут мультиплицироваться и выхолащивать общий результат. Это означает новый этап гонки по кругу — по граблям.

Проблема в том, что каждый новый отважный руководитель выступает со своим проектом, как одинокий герой, — так, будто до него этим никто не занимался и истории подобных реформ вообще не существует, в том числе в России. Другая сторона этого гордого одиночества — строительство системы управления реформой так, будто вертикаль власти только и мечтает в темпе реализовать эти самоубийственные для нее предначертания. В действительности каждая серьезная институциональная реформа проходит в России в режиме подлинной войны за государство — еще холодной, но уже гражданской, в том числе разделяющей и структуры самой власти.

Критиков с калькуляторами, ставящих под сомнение эффективность сокращения пустующих ставок с сохранением зарплатного фонда, быстро осадили: «Все эти сокращения, в том числе и предлагаемые в настоящее время, целесообразны уже хотя бы потому, что они ограничивают рост численности госслужащих. Но параллельно с сокращениями множились полномочия ведомств, а вслед за ними продолжался рост численности чиновников. Но без периодических сокращений этот рост за десятилетия был бы значительно большим», — сообщил профессор РАНХиГС Владимир Южаков. Поскольку на этом скоротечная полемика затихла, обычный скептик решит, что правительство и его консультанты поняли, что эту войну им не выиграть, и не видят другого пути лечения болезни, кроме паллиативных мер.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

101. ПОПЫТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х гг.

101. ПОПЫТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х гг.

В октябре 1964 г. в Советском Союзе произошла смена политического лидера – Н.С. Хрущев был снят с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Причинами этого стали как недовольство правящей верхушки неуправляемостью и непредсказуемостью вождя, так и нараставшие в стране социально-экономические трудности, в частности перебои с продуктами питания в городах. При всех недостатках и ошибках Хрущева стоит поставить ему в заслугу тот факт, что страна за годы его правления отошла от прежней авторитарной модели развития. Даже сама смена лидера носила мирный характер – единственный раз за всю историю Советского Союза руководитель правящей партии был отправлен в отставку с помощью демократической процедуры голосования.

Экономические реформы середины 60-х гг. традиционно связывают с именем А.Н. Косыгина – Председателя Совета Министров СССР. В это время был проведен ряд мероприятий по повышению жизненного уровня жителей деревни – гарантирована минимальная заработная плата колхозникам, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и т. п. Важным этапом в развитии страны должна была стать хозяйственная реформа, которая явилась самой крупной попыткой перестройки экономики СССР за весь послевоенный период.

В основу проводимой с 1965 г. «косыгинской» реформы были положены идеи хозяйственного расчета и самоокупаемости. Наиболее существенные изменения были внесены в управление промышленностью и строительством. Число планируемых сверху показателей было сокращено, а основной оценкой деятельности вместо валовой продукции стала реализация изготовленного. Руководители предприятий получили большую самостоятельность в принятии решений, им была дана возможность отчислять часть прибыли производства на социально-культурную сферу, материальное стимулирование работников. Не выходя за рамки существующей системы, реформа предполагала ее модернизацию, в том числе за счет увеличения социальной активности трудящихся.

Первые шаги реформы были достаточно успешными. Данный ей импульс привел к тому, что многие основные показатели восьмого пятилетнего плана (1966–1970) были успешно выполнены. Так, национальный доход вырос на 41 %, а производство промышленной продукции увеличилось на 50 %. Вместе с тем вскоре стало очевидно, что при сохранении в незыблемости политического строя реформа обречена на неудачу.

При получении самостоятельности предприятия были заинтересованы в увеличении сбыта своей продукции по максимальным ценам. В условиях отсутствия рыночной конкуренции это могло привести к социально-экономическому кризису страны. Кроме того, административный аппарат справедливо оценивал реформу как покушение на свою власть, так как в новых условиях он лишался права монопольно распределять производимый продукт. Фактический саботаж со стороны бюрократии, а также непоследовательность и половинчатость реформы стали причиной ее свертывания в начале 70-х гг. Права предприятий были существенно ограничены, а все показатели выпуска продукции вновь стали спускаться сверху.

Читайте также

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В.

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

Глава VI ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ СЕРЕДИНЫ XVI в.

Глава VI ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ СЕРЕДИНЫ XVI в. Период боярского правления, сопровождавшийся расхищением черных земель и резким усилением эксплуатации крестьянства и городского населения, был временем

§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге

§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге Первым, кто попытался реформировать управление страной и в первую очередь чиновничью систему, был государь Чхунсон-ван, взошедший на престол в возрасте 23 лет в 1298 г. Однако из-за своих намерений он не смог сохранить

Читайте также  Внутренняя и внешняя политика анны иоанновны

22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований

22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию

1992, январь Приход Б. Н. Ельцина к власти. Начало экономических реформ

1992, январь Приход Б. Н. Ельцина к власти. Начало экономических реформ К началу 1992 г. Горбачев фактически утратил рычаги управления страной. К власти пришли республиканские элиты. В Москве власть находилась в руках российского руководства во главе с Ельциным, который с

От экономических реформ – к политическим

От экономических реформ – к политическим Законность вместо «революционной целесообразности» Начиная политику реформ и открытости, Дэн Сяопин подчеркивал, что ее цель – не только преобразовать плановую экономику в рыночную, но и модернизировать промышленность,

1.3. Первые попытки экономических реформ

1.3. Первые попытки экономических реформ Обновление сталинской модели не ограничилось только политической сферой. Неизбежным стало изменение экономического курса. Чрезмерная централизация не могла обеспечить динамичный рост промышленности, номенклатура и объем

Последствия экономических реформ 1960-х гг

Последствия экономических реформ 1960-х гг Неоконченность и искусственная задержка реформы в конечном счете оказались не менее опасными, чем ее отсутствие. Серия новаторских мер, не будучи продолженной, неизбежно должна была нарушить устойчивость экономических

1.1. Основные направления политических и экономических реформ 1990-х гг

1.1. Основные направления политических и экономических реформ 1990-х гг Программа политических и экономических преобразований в России была выработана и уточнена еще до распада СССР. Она в какой-то мере повторяла общесоюзную программу реформ в эпоху Горбачева, отличаясь от

111. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

111. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Проведение в России социально-экономических реформ преследует в конечном итоге повышение уровня жизни населения, предоставление обществу демократических свобод, обеспечение безопасности граждан. Для

3. Особенности проведения внешней политики во второй половине XIX в.

3. Особенности проведения внешней политики во второй половине XIX в. 3.1. Внешняя политика России была сдержанной, гибкой и осторожной, Россия стремилась избежать конфликта с великими державами, играла на противоречиях между ними, дипломатические методы предпочитала

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв.

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Попытки экономических преобразований

У М. С. Горбачева, когда он начал преобразования, судя по всему, не было целостной и развернутой программы реформ. Отсюда первоначально традиционные для советской административно-командной системы попытки добиться быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве.

Первым практическим шагом реформирования были решения апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г., когда был торжественно провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (рис. 23.2).

Рис. 23.2

Такое ускорение предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности груда, совершенствование экономических отношений, перемены в сфере труда, активизацию всей системы политических и общественных институтов.

Ставка была сделана на ускорение научно-технического прогресса: в отечественное машиностроение было направлено 10 млрд руб. капитальных вложений, огромные по тем временам средства. Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности.

В целях повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях была введена государственная приемка, которая, однако, оказалась очередной бюрократической структурой, приведшей к разбуханию административного персонала, и слабо сказалось на качестве товаров.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, построенная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. Серьезные потери понес государственный бюджет. Социальные и экономические издержки этого мероприятия самым негативным способом повлияли на ход перестройки.

Серьезные последствия для страны имела авария на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г. Погибли люди, радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Очень скоро стало ясно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не происходит.

Потерпев неудачу с ускорением, руководство страны предпринимает попытки оживить экономику путем предоставления самостоятельности предприятиям, сокращения плановых показателей, расширения сферы деятельности негосударственного сектора.

Июньский Пленум ЦК КПССС 1987 г. утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Вскоре сессия Верховного Совета СССР приняла закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов (рис. 23.3).

Рис. 23.3

Меры, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, включали в себя следующее:

— перевод предприятий на полный хозрасчет;

радикальную перестройку централизованного руководства экономикой;

— коренное изменение планирования;

реформу ценообразования и финансово-кредитного механизма;

  • — создание новых организационных структур управления;
  • — всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельного планирования своей деятельности на основе соответствующих контрольных цифр государственных органов, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями. Однако в реальной экономической жизни эти меры практически не реализовались, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по лимитам, отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Другим направлением экономических реформ было развитие сферы деятельности частной инициативы. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в производстве товаров и услуг. К весне 1991 г. в этой сфере было занято более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн — в индивидуальной трудовой деятельности. Однако становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями. Общественное мнение проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, пугалось непривычно высоких цен, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство Н. И. Рыжкова наконец-то начинает понимать, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику страны административными методами ни к чему не приводят. Только тогда взоры руководителей обращаются к рыночной экономике. Начинается разработка вариантов перехода к рыночному хозяйству. В 1990 г. было разработано два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы. Одна программа была подготовлена правительством Н. И. Рыжкова, другая — группой экономистов под руководством академика С. С. Шаталина и Г. Л. Явлинского (рис. 23.4).

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н. И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе жесткие директивные меры и экономические рычаги. Особое значение придавалось реформе цен, которая предполагала административное повышение стоимости потребительских товаров с 1 января 1991 г., а хлеба — с 1 июля 1990 г. Программа была рассчитана на шесть лет, и главными ее особенностями стали сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенное, поэтапное введение рыночных механизмов.

Рис. 23.4

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг тогдашнего Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, подготовили свою экономическую программу «500 дней», созданную рабочей группой во главе с академиком С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Эта программа предусматривала наиболее быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

  • — максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);
  • — полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
  • — конкуренция производителей как важный фактор стимулирования хозяйственной активности;
  • — свободное ценообразование; рыночные механизмы эффективны только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;

создание рынка рабочей силы и рынка финансовых бумаг; сохранение значительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохранение, наука, культура);

  • — открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мировых хозяйственных связей;
  • — обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан;

отказ всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью предупреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. В целом программа С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского представляла собой экономически грамотно написанный документ, который, однако, у многих отечественных и зарубежных ученых вызвал настороженность своей предполагаемой быстротой перехода к рынку, что, по всей видимости, было весьма утопично.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни гот ни другой проект не получили поддержки. Тогда М. С. Горбачеву поручили доработать эти документы и сделать нечто средние из двух программ. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», являющийся скорее декларацией о намерениях, а не программой перехода к рыночной экономике. Вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не желает принимать эту программу к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усилили социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки, которые летом 1989 г. охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем с весны 1990 г. начали звучать требования политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и пр.), что явилось отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастанием накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М. С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета Министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В. С. Павлов, который разработал свою антикризисную программу перехода к рынку. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т.п. Однако осуществление программы В. С. Павлова так и не началось из-за последовавших бурных событий: августовского путча 1991 г., распада СССР и др.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: