Племена сибири и казахстана в бронзовом веке

Племена сибири и казахстана в бронзовом веке

Особенности эпохи бронзы.

В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

В конце 2-го — нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.

В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).

Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.

Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.
В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.

Андроновская культура эпохи бронзы.

В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры , охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.

В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов.
Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.

Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.

Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье). Одно из них г. Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары. В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.

Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.
1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.
2) Строительство особого типа надгробных сооружений.
3) Своеобразный погребальный обряд.
4) Появление новых форм глиняной посуды.
5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления
орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она оличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

Общественный строй.

В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи
неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно – угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики археологических материалов.

Читайте также  Расцвет киевской руси

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессее повседневного труда человека.

История Сибири

Вы здесь

Древние андроновцы (эпоха развитой бронзы)

В третьей четверти бурного 2-го тысячелетия до н. э. почти одновременно (по археологическим меркам) с походами воинов-литейщиков на запад, начинается массовое перемещение европеоидного населения в восточном направлении. Оно происходит несколько южнее — по открытым степным и лесостепным пространствам Сибири — и связывается с появлением на исторической арене скотоводческих племен андроновской культуры. Это название они получили по месту нахождения оставленных ими на этой территории памятников — у села Андроново Ужурского района (Красноярский край). Андроновцев, представлявших собой союз многочисленных родственных европеоидных племен, можно определить как культурно-историческую общность. Они умели разводить породистых белоногих овец, быков-тяжеловозов и прекрасных коней — стремительных и выносливых. Пришельцев принято связывать с древними ариями, часть которых вторглась в Индию и заложила там основы новой цивилизации. Веды зафиксировали их древнейшие гимны и заговоры.

Рис. 35, а, б. Схема нового приёма изготовления лука. Роговые вставки (а, б) защемлялись между пластинами кибити. Судя по находкам аналогичных роговых деталей, такие луки, появившись в самом конце эпохи развитой бронзы (позднее андроновское время), просуществовали очень длительный срок. К примеру, в западно-сибирской тайге они применялись и в эпоху раннего железа, то есть как минимум 600 лет спустя, а — Еловское поселение, Томское Приобье. По М. Ф. Косареву; б — Чудская Гора, Нижнее Тоболо-Иртышье. По М. Ф. Косареву.

Рис. 36, а—в. Черешковый наконечник дротика. Небольшой валик (а) у основания наконечника отделял черешок (б) от плоскости пера (в) и служил упором, мешавшим наконечнику слишком глубоко входить в древесину и расщеплять её при сильном ударе. Чуть ниже наконечника древко обматывалось узкими полосками сыромятной кожи, которые, высыхая, туго и прочно стягивали его. Преображенка-3, Барабинская лесостепь. Раскопки В. И. Молодина.

Рис. 38. Листовидный кинжал с прямым перекрестием. Карасукская культура. Эпоха поздней бронзы. Пос. Укулаан на р. Алдан, Якутия. По А. П. Окладникову

Рис. 39. Кинжал карасукского типа. X—IX вв. до н. э. Найден близ оз. Котокель, Западное Забайкалье. По Н. Л. Членовой

Рис. 40. Бронзовый меч. Длина рукояти 74 сантиметра. Голова барана была украшена рогами, от которых сохранились лишь небольшие выступы. Эпоха поздней бронзы. Раскопки в Забайкалье (Читинская область) близ пос. Кузьмино. По Ю. С. Гришину

Андроновские племена пришли в Сибирь из Зауралья и, продвигаясь несколькими потоками, стали расселяться, занимая лесостепь, частично проникая в предтаёжную зону и даже в глубь тайги. На юге пришельцы осваивали территории нынешнего Казахстана, а когда и здесь стало тесно, отправились дальше на восход солнца и, миновав горы Саяно-Алтая, добрались до Минусинской котловины.

Причины, вызвавшие столь мощную миграцию, до конца не ясны, но большинство исследователей склоняется к мысли, что покинуть обжитые места в поисках новых благодатных земель людей заставили резкие изменения климата. Бескрайние евразийские степи были охвачены длительной засухой. Обмелевшие водоемы, растрескавшаяся от зноя земля, выгоревшие пастбища — всё это грозило самим основам скотоводческого хозяйства. И люди двинулись в путь на восток.

Стремительному продвижению древних ариев, их военным успехам в немалой степени способствовала новая боевая техника — колесницы. Сконструированные первоначально для степной охоты, для управления многотысячными стадами, они стали древнейшими, если даже не первыми, военными «машинами». Существует мнение (в частности, авторитетного археолога, исследователя восточных древностей Г. Чайлда), что по своему тактическому применению колесницы сопоставимы с современными танками.

Лошадей в колесницы запрягали, по большей части, парой: левая, управляемая возничим, — коренная, правая — пристяжная. Практиковались и тройки — только в отличие от знаменитых почтовых здесь две лошади находились под ярмом, а третья была пристяжной. Встречались и четверки — квадриги.

Благодаря появлению боевых колесниц скорость передвижения войска возросла более чем в 10 раз. Однако колесница представляла опасность только в движении. Боевым повозкам нельзя было останавливаться в бою, ибо они были весьма уязвимы для вражеских стрел и копий. Стоило ранить даже одну лошадь, и весь экипаж превращался в беззащитную мишень.

Небольшие отряды сибирских охотничьих племен, вооружённых в основном еще каменным оружием, даже будучи прекрасными стрелками из лука, неизменно проигрывали пришельцам, использовавшим колесницы. Как показывает боевая практика народов, имевших сходный хозяйственно-культурный тип развития, они, оставаясь неплохими бойцами, не в состоянии были применять в сражении плотные построения и прибегали к тактике рассыпного строя. Справиться с ними колесницам на открытой местности не составляло большого труда.

«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.

Культура и этническая история племен эпохи бронзы.

В начале II тыс. до н.э. в Великой степи от Днепра до Алтая сложились две культурно-исторические общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной культуры» (по способу погребения с срубах). Восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и Южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться «андроновской культурой» (или культурой «мык» по местному наречию). Основой культурного комплекса стали освоение бронзового литья, резко улучшившее качество орудия и оружия, появление конской упряжки и легкой боевой колесницы.

Население Казахстана бронзового века имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропейской расой без какой — либо примеси монголоидных элементов. «Судя по нашим материалам, андроновский компонент протоевропейской расы был значителен среди местных насельников Казахстана. Поэтому в течение длительного периода этнической истории Казахстана он был важнейшей основой в расогенетическом процессе местных племен». (О. Исмагулов) Об этнической истории населения бронзы говорится в священном писании зороастризма, получившем название «Авеста».

В течение многих веков жрецы поколения в поколение священные тексты учения, созданного в стойбищах племен. Они пасли скот — коров, верблюдов, овец и лошадей на огромных степных просторах от Северного Причерноморья до Алтая и Восточного Туркестана, от Уральских гор до Иранского нагорья. Прародиной ариев в книге названа Арианам Вайджа — простор ариев, т.е. азиатские степи к востоку от Волги (Раихи). Арианам Вайджа — обширная страна, орошаемая двумя глубокими реками Датьей и Ардви, (Сырдарья и Амурдарья), принадлежит не только ариям. Здесь живут и враги ариев — туры. Другие злейшие враги ариев — племена хьона, также подступают к Арианам Вайджа. Бурная история межплеменных войн ариев, туров, хьона, почитающих одних и тех же древних богов и молящихся о победе на одних и тех же местах, разворачивается на степных просторах Казахстана. Но эти отрывочные сведения не могут полностью раскрыть картину сложных этноисторических процессов. На обширных пространствах степи проходила ассимиляция скотоводами племен охотников, сопровождаемая укреплением и гомогенизацией этносов. По военным и хозяйственным мотивам складывались сложные соплеменности.

Во И тыс до н.э. между ростом населения и развитием производства возник ряд противоречий, приведший к перенаселению. Это заставляло племена эпохи бронзы мигрировать на юг и запад, в Иран, Индию и в Европу. Тогда, видимо, и появился пророк Заратуштра. Скотоводческие народы Азии дали начато первой мировой религии. Арийские переселения были многоэтапными, потому и сложился синтез арийских и различных местных этнокультурных традиций. Но арийцы, придя в новое место, стойко сохраняли в течение длительного времени особенности социальной структуры, семейных и правовых отношений, духовной культуры, религии и оказали решающее влияние на дальнейшую историю этих регионов, сыграли большую роль при создании великих цивилизаций Средней Азии, Ирана, Индии и др. Оставшиеся в степи племена позже создали самобытную скифо-сакскую культуру.

В эпоху бронзы поселения располагались по берегам небольших рек, реже у озёр. Это было связано с хозяйственными интересами, для скота был необходим богатый травостой, для земледелия — удобная почва. Поселения обычно состояли из 10-20 жилищ — полуземлянок площадью до 300 кв. м., они были окружены общим оборонительным рвом и валом. Жилище перекрывала двускатная крыша, поддерживаемая несколькими столбами. При строительстве использовали дерево, а там, где его не было, дома строили из камня. Вблизи поселений располагались родовые кладбища. Погребальными камерами служили ящики из каменных плит. Вокруг них сооружались ограды из поставленных ребром и вкопанных каменных плит.. Такие погребальные сооружения в казахской среде назывались «домами мыка». «В Семипалатинской, особенно в Зайсанской . в Семиреченской области, в Верненском уезде, курганы часто называются «мык» или «муг» или «Мыктын-уй» (И.А. Кастанье). Казахи считают, что «мык» — название древнего народа, обитавшего на территории Казахстана и построившего курганы эпохи бронзы.

О художественном вкусе и культуре древних племен можно судить по украшениям и предметам искусства. В горных ущельях обнаружены грандиозные картинные галереи — Тамгалытас, Теректы аулие и др. В них изображены колесницы, герои, натягивающие луки, танцоры, кружащиеся в ритуальных танцах. И над всеми образами возвышаются «солнцеголовые существа».

У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чём говорит широко распространенный в этот период обряд трупосожжения. Даже в погребениях с трупоположением встречаются остатки золы и угля. Во многих захоронениях труп посыпали красной охрой. Красный цвет в сознании древних людей отождествлялся с огнём и имел магическую силу, защищая от злых духов.

Господствующей формой верования был культ предков. Это объясняет сопровождение покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями. Судя по остаткам на стенах сосудов, обнаруженных в могильниках и поселениях, основной пищей в это время были молочные продукты. В кухонных отбросах найдено много костей, быков, коней и овец. На 60-70% мясная пища состоял из говядины, на 10% — из баранины.

Читайте также  Кризис политической системы ссср: перестройка

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Эпоха бронзы (XXVI–VIII вв. до н.э.)

Ранний период (середина – конец 3-го тысячелетия до н.э.).

В начале этого времени на территорию Казахстана с запада проникают представители так называемой ямной культурно-исторической общности. Продвижение их было, по-видимому, в историческом смысле очень быстрым, о чем свидетельствуют единицы обнаруженных к настоящему времени памятников в Казахстане. Хозяйство ямников было по преимуществу пастушеским, они изготовляли четырехколесные деревянные повозки, пользовались медными орудиями. Позднее, потомки ямников создали афанасьевскую культуру, в ареал которой, кроме Южной Сибири, вошел и Восточный Казахстан.

Уникальными, самыми восточными «ямными» памятниками, являются курган №2 могильника Карагаш (200 км к ЮВ от г. Караганды) и погребение, обнаруженное в могильнике Григорьевка-2 (35 км к С от г. Павлодар).

Средний период (XX–XIII вв. до н.э.).

Часть Западного и Северного Казахстана входила в ареал синташтинской культуры (XX–XVIII вв. до н.э.), к которой относится широко известное укрепленное поселение Аркаим (Челябинская обл. России). В Костанайской области находится поселение Камысты (Первомайское), подобное по своей архитектуре Аркаиму. Синташтинскими могильниками являются Танаберген IIи Жаман-Каргала I в Актобинской области.

Однако в целом данный период характеризуют памятники андроновской культурно-исторической общности (XVIII–XIIIвв. до н.э.), простиравшейся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от тайги до гор Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Территория Казахстана была основной зоной обитания андроновских племен, о чем свидетельствуют материалы многочисленных и ярких памятников, в том числе поселения, имеющие значительную площадь и могильники с большим количеством погребальных сооружений.

Ведущая роль племен казахстанского региона, особенно района Центрального Казахстана, была обусловлена богатейшими залежами медной руды и крупномасштабным металлургическим производством.

В андроновскую общность входил три археологические культуры: петровская, алакульская и федоровская.

Петровская культура (XVIII-XVI вв. до н.э.). В Северном Казахстане известны ее поселения — Петровка II (давшее название всей культуре), Амангельды I, Кеноткель V, Семиозерное II, Новоникольское I, Боголюбово I. Характерной чертой петровских поселений является наличие оборонительных рвов. Петровские погребальные памятники представлены обособленными детскими кладбищами, подкурганными захоронениями взрослых мужчин-воинов (изредка женщин). В курганах могильников Кенес, Улубай, Берлик, Новоникольское (Северный Казахстан), позднепетровского могильника Сатан (Центральный Казахстан)были найдены остатки двухколесных боевых повозок или колесниц (в заполнении могил фиксируются отпечатки колес со спицами).

Кости домашних животных, развитие домашних промыслов, таких как гончарство, ткачество, косторезное дело, изготовление украшений, оружия и орудий труда из бронзы, изготовление колесниц — всё это свидетельство утверждения производящей экономики. Сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, основу которого составляло пастушеское скотоводство.

Алакульская культура датируется XV–XIII вв. до н.э. Территориально она распространилась по всему Казахстану, за исключением его восточных областей. Материальная культура алакульцев выросла на базе культуры петровских племен, что проявилось в керамике, вещевом инвентаре, архитектуре, погребальном обряде. Наиболее известные поселения — Алексеевское, Перелески II, Явленка I, Петровка I (Северный Казахстан), Атасу I (Центральный Казахстан). Могильные ямы в некрополях Северного Казахстана (могильники Перелески, Алексеевский, Конезавод, Амангельды I и др.) находятся под курганными насыпями из земли, с каменными кольцами по основанию. В Центральном Казахстане (могильники Майтан, Копа, Нуркен Бозинген и др.) курганные насыпи встречаются единично — фиксируются ограды в виде колец из поставленных на ребро плит, вкопанных в канавки. Умершего, помещали в ящик из каменных плит, преимущественно на левый или правый бок, в скорченном положении с кистями рук перед лицом. Такая поза погребенного придавала сходство с позой младенца в утробе матери, в данном случае утробе матери-земли. Перед некоторыми могилами, в которых погребали представителей привилегированной группы воинов-колесничих, помещали пару коней в позе галопа, что символизировало колесничную запряжку. В одной из могил раннеалакульского могильника Ащису (Карагандинская область) был найден уникальный для территории степной Евразии медный сосуд, свидетельствующий о чрезвычайно высоком уровне металлообработки алакульцев.

Алакульская культура, основой для которой была материальная культура петровцев, знаменует собой время стабильного развития андроновского общества. Получает дальнейшее развитие скотоводческо-земледельческая направленность хозяйства, развиваются бронзолитейное производство, ткачество, гончарство и другие домашние промыслы.

Федоровская культурасуществовала одновременно (XV–XIII вв. до н.э.) и совместно с алакульской. Территория ее распространения помимо Казахстана захватывала Южный Урал и Западную Сибирь, причем в каждом регионе памятники отличаются определенным своеобразием.

Центральноказахстанский вариант федоровской культуры был назван в свое время нуринским. Федоровские сосуды в отличие от алакульских имеют плавный профиль и более сложный геометрический орнамент.

В степной части Центрального Казахстана известно не более полутора десятка памятников, в том числе поселения Усть-Кенетай, Икпень I, Майоровка, Энтузиаст II; могильники Бугулы I, Балыкты, Акимбек, Алпымса, Шоиндыколь. Отмечены две тенденции в развитии домостроения: возведение небольших каркасных наземных построек и строительство крупных прямоугольных сооружений полуземляночного типа.

На могильниках обнаружены захоронения в курганах и оградах из плит, положенных плашмя или вкопанных вертикально. Наиболее характерными чертами погребального обряда являются кремация и сооружение цисты — возведение по периметру могилы стенок из плашмя положенных каменных плиток. Погребения всегда сопровождают 1 или 2 сосуда, вещевой инвентарь клали не во все могилы. Малочисленность погребального инвентаря федоровцев объясняется факторами, вероятнее всего, отражающими специфику погребального ритуала.

О развитой социальной структуре федоровцев свидетельствует ряд погребальных памятников, обладающих значительными размерами и сложной конструкцией (могильник Аксу-Аюлы–2 в Карагандинской области). Несомненно, что строительный опыт федоровских мастеров лег в основу архитектуры следующей эпохи.

Поздний период (XII–IX вв. до н.э.).

Саргаринско-алексеевская культура — была названа так по названию двух главных памятников: комплекса Саргары (Акмолинская обл.) и поселения Алексеевское (Костанайская обл.). Памятники этой культуры находятся на территории всего Казахстана, а также степного Алтая в России. Непременным компонентом их инвентаря были глиняные сосуды, украшенные по шейке налепным или формованным валиком. Известно не менее двух сотен поселений (например, Саргары, Алексеевское, Садчиковское, Атасу I, Мыржык, Талдысай, Бугулы II, Копа I) и около 40 могильников (например, Саргары, Каратугай, Актопрак) данной культуры.

На многих поселениях (Атасу I, Талдысай) встречаются признаки собственного бронзолитейного производства — печи для выплавки меди, шлаки, литейные формы. В целом хозяйство населения позднебронзового периода характеризуется как преимущественно скотоводческое, яйлажной направленности.

Погребальные сооружения саргаринско-алексеевской культуры представляли собой неглубокие грунтовые могильные ямы, окруженные каменными кольцами. В Центральном и Восточном Казахстане могильники отличаются каменными конструкциями различных типов.

По наиболее ярким могильникам позднебронзовая культура населения Центрального Казахстана была названа бегазы-дандыбаевской. Оба могильника, давших название культуре, находятся в Карагандинской области (могильник Дандыбай в настоящее время затоплен водохранилищем). На могильнике Бегазы были раскопаны грандиозные для того времени сооружения, названные мавзолеями. Они представляют собой четырехугольные помещения, стены которых сложены из массивных каменных блоков и обставлены огромными каменными плитами, сохранившими к настоящего времени высоту до 2 м. К сожалению, все они разграблены еще в древности, однако остатки инвентаря (бронзовые изделия и весьма тщательно изготовленные керамические сосуды), говорят о том, что в них были погребены люди высокого социального ранга. В настоящее время, спустя более полувека после раскопочных работ, на мавзолеях могильника Бегазы, проведены реставрационные работы.

Каменные бегазы-дандыбаевские мавзолеи исследованы также в могильниках Енбексуйгуш, Айбас-Дарасы, Бугулы-3, Сангыру-1, Сангыру-3, Ортау-2 (все в Карагандинской области).

В настоящее время одной из важных проблемных вопросов археологии позднебронзового века Казахстана является соотношение указанных двух культурных образований. Наряду с признанием их сосуществования, разрабатывается концепция бытования на большей части Казахстана одной бегазы-дандыбаевской культуры, оказавшей влияние на племена многих сопредельных регионов Сибири и Южного Урала. Крупные каменные мавзолеи, согласно этой концепции, являются местами погребения правителей (вождей) местных племенных объединений, обслуживали которых крупные поселения протогородского типа (Кент, Бугулы-1 и др.), а небольшие погребения и поселения принадлежали рядовому населению.

Самым крупным памятником того времени, является поселение с саргаринской керамикой Кент (Карагандинская обл.), занимающее площадь 30 га и претендующее на статус древнего города.

Период перехода от эпохи бронзы к раннему железному веку (VIII в. до н.э.). Опорным памятником является поселение Донгал (Карагандинская обл.), керамика которого была выделена в особый тип (донгальский), сочетающий признаки саргаринско-алексеевской посуды с особенностями, получившими развитие в последующую эпоху раннего железа. Донгальская керамика была выявлена в материалах многих поселений Казахстана и Алтая, а также в погребениях могильника Кызыл (Карагандинская обл.).

Жилища этого времени уменьшаются в размерах и обладают четко выраженными общими архитектурными чертами — стены, сложенные из каменных плит, наличие очага из каменных брусков и выхода в виде «Г»-образного коридора. Формирование памятников донгальского типа было связано с изменениями в системе хозяйственной деятельности — переходом к подвижному кочевому скотоводству, что впоследствии изменило весь облик культуры и на три тысячелетия определило ход исторических процессов в степном поясе Евразии.

В Южном Казахстане по материалам поселения Бургулюк выделана керамика каржантауского типа, во многом схожая с донгальской посудой.

Сибирь бронзового века

Содержание

Общие черты

Второй период эпохи раннего металла, традиционно называемый бронзовым веком, связан с освоением искусственных сплавов на медистой основе, то есть бронз. От меди бронза отличается важным качеством — твёрдостью. Благодаря этому, бронзовые орудия получили более широкое распространение, чем медные. Главное техническое достижение древних металлургов на этом этапе — отливка почти всех изделий в закрытых двусторонних формах. В различных районах исследователи выделяют несколько этапов и в самом бронзовом веке. Наиболее распространена трехчленная периодизация с выделением этапов ранней, развитой и поздней бронзы. В целом бронзовый век Сибири датируется II — началом I тыс. до н. э.

Эпоха раннего металла в Сибири имеет несколько особенностей:

  • Металлургия меди и бронзы могла появиться лишь в тех местах, где имеются залежи медных руд. В Сибири крупные и доступные первобытным горнякам месторождения приурочены к горным областям Урала, Рудного Алтая,Саян и Забайкалья. На огромной территории Западной, Восточной и Северо-Восточной Сибири, Дальнего Востока запасов медной руды практически нет. Поэтому эпоха раннего металла не стала универсальной стадией в культурно-историческом развитии всего сибирского населения. Энеолитические памятники известны только в районах, непосредственно примыкающих к горно-металлургическим областям. Памятники эпохи бронзы распространены гораздо шире, но и в это время культура многих племен Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока находилась на неолитическом уровне.
  • Вторая особенность раннеметаллической эпохи в Сибири — её непродолжительность. Здесь она укладывается в полтора тысячелетия, в то время как в древнейших горно-металлургических областях Старого Света орудия из меди и бронзы господствовали на протяжении тpёx тысяч лет. Связано это с тем, что древний металл проникает в Сибирь сравнительно поздно, на заключительных этапах развития евразийской медно-бронзовой металлургий [1] .
Читайте также  Феодальная война на руси в xv веке

Рост производительности труда, обусловленный внедрением металлических орудий, при наличии благоприятных экологических условий неизбежно должен был привести к коренной перестройке экономических систем, сложившихся в Сибири в неолите. Начиная с энеолитической эпохи население сибирских степей и лесостепей постепенно переходит к скотоводческо-земледельческому хозяйству. Эпохе раннего металла суждено было разделить Сибирь на два мира: степной-лесостепной, населенный скотоводами и земледельцами, и таёжный, где обитали охотники и рыболовы. Некоторые исследователи проводят между ареалами присваивающей и производящей экономики столь резкую грань, что предлагают относить к эпохе энеолита только культуры, связанные с земледелием и скотоводством, а синхронные и близкие им по материальной культуре общества охотников и рыболовов считать неолитическими. Древнейшие сибирские металлоносные культуры (афанасьевская, шапкульская и липчинская) опровергают эту точку зрения и доказывают, что однотипные изделия из меди распространяются и у скотоводов Южной Сибири, и у охотников и рыболовов лесного Зауралья. Очевидно, что энеолит не связан с одною и той же экономической системой, а находит своеобразное преломление в различных экологических зонах.

Афанасьевская культура и её влияния

Сибирские энеолитические культуры локализовались в районах, прилегающих к горно-металлургическим областям. На Алтае и в минусинских степях во второй половине III тыс. до н. э. появились племена афанасьевцев. По всей видимости, они мигрировали сюда с более западных территорий и принесли в Сибирь зачатки металлургии, земледелия и скотоводства. Все ведущие типы орудий афанасьевцы делали из камня. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Во второй половине III тыс. до н. э. медные изделия (шилья, ножи) появляются в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири в инвентаре липчинской и шапкульской культур.

В первой половине II тыс. до н. э. на юге Западной и Восточной Сибири складываются культуры зрелого бронзового века: кротовская и самусьская в Верхнем Приобье, окуневская — в минусинских степях, глазковская — в таёжном Прибайкалье.

Уникальной археологической находкой считается 5-метровой длины погребальная ладья, обнаруженная в могильнике Бузан-3 (Ингальская долина, юг Тюменской области), артефакты которого относятся к медному веку. Могильник датируется 3 190 годом до н. э. плюс-минус 60 лет. [2] Таким образом, он является ровесником Стоунхенджа (3020—2910 до н. э.), первых городов Месопотамии (3500—3000 до н. э.) и значительно старше широко известных пирамиды Хеопса (2560—2540 до н. э.) и памятников Аркаима (2200—1600 до н. э.).

По течению реки Чарыш следы древнего обитания человека найдены в нескольких пещерах. В курганах Катуни, Чарыша, в верховьях Алея, реки Иртыш были найдены разнообразные украшения и утварь, что говорит о сравнительно высокой культуре обитателей древней Сибири. На многих кубках, бронзовых и серебряных кружках видны довольно сложные рисунки, представляющие собой изображения разных животных и птиц. В этих же курганах находятся приложения к конской сбруе, часто изготовленные из массивного золота. Этими же племенами оставлены многочисленные плиты и «бабы», иногда покрытые надписями.

Особенного внимания заслуживают орудия из нефрита, найденные в Барнауле. В курганах находили и приложения к конскому убранству, зачастую из массивного золота. Из-за большого количества бронзовых, золотых и серебряных вещей и многочисленных следов на Алтае древних рудокопных и плавильных работ можно судить, что здесь очень рано началась и велась добыча и обработка драгоценных и других металлов. Указания Геродота на пути, которыми доставлялось золото, не оставляют сомнения, что речь шла о добыче золота в пределах нынешнего Алтая.

Древние жители Алтая плавили руду в больших глиняных горшках, обломки которых встречаются около рудников вместе с каменными и медными орудиями. Так, в Золототушенском руднике были найдены два предмета, сделанные из чистой меди. В Змеиногорском руднике были найдены те же предметы, вместе с каменными молотками, также был найден остов задавленного обвалом рудокопа с инструментом и кожаным мешком наполненным охристыми рудами. При этом в древних алтайских рудниках отсутствуют железные орудия труда. Хотя, согласно китайским летописным сказаниям, добыча железа здесь производилось в VII веке до н. э..

Андроновская культура

В середине II тыс. до н. э. культурный облик сибирских степей и лесостепей резко меняется. На всей громадной территории от Приуралья до Енисея распространяется андроновская культура. Андроновские племена составили целую эпоху в сибирской истории. Это было время утверждения развитой производящей экономики на юге и далекого проникновения бронзовой металлургии

Среди археологических объектов в Сибири широко представлены находки андроновской культуры (2300 до н. э. — 1000 до н. э.) и сменивших её черкаскульской (1500 до н. э. — 1200 до н. э.) и саргатской культур (500 до н. э. — 500 н. э.), которые относятся к древним уграм. В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на лёгких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.

Андроновцы обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне.

Карасукская культура

В конце II тыс. до н. э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской. Карасукские племена оказали большое влияние на сибирские культуры заключительного этапа бронзового века. Оно прослеживается на обширной территории от Верхнего Приобья до Якутии. Степная экономика в эпоху поздней бронзы претерпела некоторые изменения. В составе карасукского стада увеличилась доля мелкого рогатого скота, что сделало стадо более подвижным и позволило перейти к сезонными перекочевкам. Таким образом, накануне эпохи железа в южносибирских степях создавались предпосылки для перехода к кочевому скотоводству.

В эпоху поздней бронзы металл распространился почти по всей территории Северной Азии. Под влиянием карасукской культуры сложился собственный металлургический центр в усть-мильской культуре Якутии (конец II—I тыс. до н. э.). В первой половине I тыс. до н. э. единичные бронзовые изделия появляются в усть-бельской культуре Чукотки. Но несколько привозных бронзовых предметов не изменили её неолитического характера. По существу население Чукотки и Камчатки продолжало жить в каменном веке.

Экономическая дифференциация севера и юга предопределила особенности социальной истории населения тайги и степи. В условиях промысловой (охотничье-рыболовческой) экономики и очень низкой плотности населения основным производственным коллективом в таёжной зоне продолжала оставаться отдельная семья или группа семей. Род, лишенный хозяйственной функции, становился неустойчивым. По всей видимости, аморфность родо-племенной организации, засвидетельствованная этнографией у некоторых таежных народностей Западной и Восточной Сибири, была характерна для этой территории и в эпоху раннего металла. Более развитые общественные отношения могли сложиться у оседлых рыболовов с их специализированной продуктивной экономикой, большей плотностью населения и прочной оседлостью. Погребальный обряд могильников бронзового века фиксирует зависимое положение женщин и выделяет наиболее удачливых охотников и служителей культа (шаманов?).

Социальное развитие в степях шло значительно быстрее. Родовые кладбища и наличие племенных территорий (выделяются в андроновской культуре) свидетельствуют о традициях развитого родового строя. Однако в его недрах уже выделялась парная семья, о чём говорит широкое распространение парных погребений. Во второй половине II тыс. до н. э. в степях появляются богатые погребения и мощные, возвышающиеся над остальными, насыпи отдельных курганов -красноречивые свидетельства появления имущественного и социального неравенства в обществах скотоводов и земледельцев Южной Сибири.

Под влиянием карасукской культуры сложился собственный металлургический центр в усть-мильской культуре Якутии (конец II—I тыс. до н. э.). В первой половине I тыс. до н. э. единичные бронзовые изделия появляются в усть-бельской культуре Чукотки. Но несколько привозных бронзовых предметов не изменили её неолитического характера. По существу население Чукотки и Камчатки продолжало жить в каменном веке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: