Церковь и государство в xvii веке

История Русской Православной Церкви Крещение Руси Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская...

Церковь и государство в xvii веке

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

История Русской Православной Церкви

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. «Карловацкого Собора», создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной «Русской Православной Церкви зарубежом» (РПЦЗ).

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Церковь и государство в xvii веке

Подробное решение Параграфы § 31 (2007г.) по истории для учащихся 10 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт 2007-2013

1. С какого времени многоконфессиональность стала одной из особенностей нашей страны?

Влияние разных конфессий на историю Руси прослеживалось со времени соседства с хазарами. Некоторое время после крещения на Руси, как и в других государствах в начале христианизации, продолжали существовать параллельно христианство и язычество. Но впервые после полной христианизации значительная часть населения стала исповедовать отличную от православия веру лишь в XVI веке после присоединения Казанского и Астраханского ханств.

2. Почему именно византийский вариант христианства был принят на Руси в X в.?

Именно в Византию вёл торговый путь по Днепру с главным в Древней Руси городом Киевом.

3. Какие последствия имела христианизация Руси?

Последствия крещения Руси:

(a) Русь повысила свой авторитет на международной арене;

(b) на Русь пришли письменность и грамотность;

(c) на Руси появилась каменное и кирпичное зодчество;

(d) православие полностью изменило искусство Руси;

(e) со времени крещения господствующей конфессией на русских землях стало православие;

(f) православие как господствующая конфессия во многом определила своеобразие России.

4. Как складывались отношения Русской православной церкви и государства на различных этапах истории Руси?

Со времени крещения православная церковь и государство в России были тесно связаны и действовали в общем русле вплоть до 1917 года. Взаимосвязь принимала разные формы. Сразу после крещения слабая церковь нуждалась в государственной поддержке. В период татаро-монгольского ига церковь играла активную роль и в осуществлении верховной власти (Золотой Орды), и в росте влияния Москвы. Позже сформировалось некое разделение властей, но при этом государство и церковь продолжали проводить единый политический курс. Государство поддерживало церковь: спонсировало её, добилось учреждения патриаршества и т. д. Церковь в свою очередь поддерживала государство. Она не выступила, в частности, против опричнины и массовых казней при Иване Грозном, отдельные пытавшиеся возмущаться церковные деятели жестоко поплатились за свои выступления и церковь с этим смирилась. Позиция церкви во время Смуты не однозначно. Как все государственные деятели, церковные иерархи в то время поддерживали разных кандидатов. И до, и после Смуты некоторые иерархи получали большое влияние (такое, какое порой получали и представители государственного аппарата), например, патриарх Филарет был влиятельнее своего сына-царя. После реформ Петра I, замены патриаршества синодом деятели церкви окончательно приобрели черты государственных чиновников и оставались в таком статусе до 1917 года.

5. Как строились отношения власти с другими конфессиями в XVI—XVIII вв.?

Вплоть до 1917 года государство поддерживало православие (после раскола – новообрядчество) против всех других конфессий. Мусульман поощряли к крещению, периодически препятствовали им проводить свои обряды, однако массовых репрессий против них не было. В правление Екатерины II позиция государства формально смягчилась, исламские священнослужители даже стали получать государственное жалование, как и православные, но на деле позиция государства не стала значительно терпимее, потому на Кавказе несколько десятков лет шло восстание под лозунгом священной войны. Лютеранство локализовалось лишь в некоторых областях. Большую озабоченность государства вызывало в XIX веке старообрядчество. Сложными были отношения к иудаизму. Достаточно упомянуть черту оседлости и законы против приверженцев этой религии, активно действовавшие вплоть до 1917 года.

6. Чем вы можете объяснить изменение роли РПЦ в XVII—XVIII вв.?

В начале XVIII века происходило становление абсолютизма. В российском варианте он стремился поставить под свой контроль действительно абсолютно всё в государстве, потому логичным было превращение священнослужителей фактически в чиновников во главе не с единым патриархом, а с синодом (по аналогии с сенатом, который возглавлял гражданскую чиновничью систему).

7. Что общего и в чем вы видите различие в попытках самодержавной власти поставить церковь в России под контроль верховной власти в XVII—XVIII вв.?

В XVII веке под контроль пытались поставить высших иерархов, прежде всего, патриарха, а через него уже всю церковь. Но потенциально непокорный патриарх имел возможность возмутиться политикой царя. В правление Петра I сама система управления церковью была перестроена таким образом, что ничего иного кроме подчинения государству церкви не оставалось.

8. Какую роль в этом сыграла секуляризация церковных земель в 1764 г.?

Секуляризация церковных земель поставила церковь в зависимость от государства также и материально. Каждый из священнослужителей зависел от властей, потому что жил за счёт жалования.

9. Как изменилась конфессиональная политика государства в XIX в.?

В XIX веке позиция властей по отношению к некоторым конфессиям стала терпимее, хотя к другим (католичество, иудаизм) периодически ужесточалось.

10. Чем можно объяснить это изменение?

В XIX веке к России было присоединено больше территорий с неправославным населением (Финляндия, Средняя Азия и т.д.), причём располагались они часто на границах, восстаниями на которых могли воспользоваться другие державы. Терпимость российских властей была направлена именно на предотвращение восстаний. После восстаний на землях бывшей Речи Посполитой политика по отношению к католикам ужесточалась, так как власти видели, что их умиротворение волнений не предотвращает. Власти продолжали занимать по отношению к иудаизму жёсткую позиции, так как считалось, что представители этой религии всё равно не склонны к бунтам.

Власть и церковь в XVI-XVIII веках. Стоглавый собор

Главная > Реферат >История

Тема: «Власть и церковь в XVI-XVIII веках. Стоглавый собор».

1. Усиление влияния религии.

2. Отношения власти и церкви во время правления Ивана Грозного.

3. Стоглавый Собор.

4. Утверждение патриаршества на Руси. Усиление влияния церкви.

5. Участие церкви в патриотической борьбе за изгнание захватчиков (польско-шведская интервенция)

6. Михаил Фёдорович и Филарет. Возрастание роли церкви в управлении государством. (Двоевластие)

7. Конфликт царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. Укрепление самодержавия.

8. Реформа церкви. Старообрядческое движениеРусиРРРР прьладр cvxd.

9. Нововведения Петра I. Святейший Синод. Окончательное подчинение церкви государству.

10. Пётр III и начало секуляризации церковных земель.

11. Екатерина II и окончательная секуляризация церковных земель.

12. Уменьшение влияния церкви на жизнь общества.

13. Список использованной литературы.

В XIV-XVI веках было сильным духовное влияние церкви в русском обществе. По сути дела, создавался особый мир, пронизанный религией. Приверженность ценностям православия, с его особым соборным, коллективистским миропониманием, философией социального равенства, оказала огромное влияние на складывание общественных идеалов Московского государства. К XVI веку церкви превратились в крупнейших землевладельцев, распоряжавшихся трудом тысяч крестьян. Митрополиты имели также влияние и на правителей Руси. Так в юности духовным наставником Ивана IV был митрополит Макарий. А в январе 1547 года произошло венчание Ивана IV на царство по сценарию, задуманному митрополитом Макарием. Корону – шапку Мономаха – Иван IV получил из рук главы церкви. Это символизировало божественное происхождение царской власти.

Иван Грозный, с одной стороны, опирался на церковь в проводимой им политике централизации государства, в борьбе с движением еретиков и другими формами протеста низов; с другой – ограничивал рост церковно-монастырского землевладения, иммунитетные права церкви.

В 1551 году состоялся церковный Собор, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. На Соборе обсуждался вопрос о церковном землевладении. Крепнущая царская власть рассчитывала увеличить государственные земельные фонды за счет церкви. В этом вопросе Ивана IV поддержал его духовник, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, протопоп Сильвестр. Было принято компромиссное решение: вернуть прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1533 года (в «малолетство» Ивана IV). Было также решено впредь приобретать или продавать земли только с разрешения царя.

Таким образом, был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя церковь сохранила большую часть своих владений. Так же компромиссно был решён вопрос и о городских владениях церкви. Они сохранялись, но из них «выводились» перебравшиеся туда посадские люди. Посадским людям было приказано вернуться в свои посады и слободы и выполнять положенные им повинности в пользу государства.

Церковь также централизовала свою внутреннюю жизнь. Стоглавый Собор унифицировал церковные обряды, утвердил решение о признании «местночтимых» святых общерусскими, объединил святых в общерусский пантеон. Последняя мера имела не только религиозно-церковное значение. Она содействовала политической централизации, так как многие местные культы были связаны с традициями независимости и самостоятельности различных земель. Были установлены и единые каноны в сфере живописи (творчество А. Рублёва) и архитектуры (Успенский Собор Московского Кремля).

Но Собор сохранил подсудность духовенства и церковных людей епископу, а не общегосударственному суду, — в этом проявлялись пережитки удельной эпохи.

В годы опричнины Иван Грозный вступил в открытый конфликт с высшими церковными иерархами – главами Русской православной церкви.

Начавшаяся в эпоху Ивана Грозного перестройка государственной системы России на самодержавных основах неизбежно повлекла за собой и перестройку церкви. Главе русской церкви, освящавшей власть московских царей, надлежало носить высший церковный титул. Сторонники введения патриаршества в России полагали, что Московский патриарх сможет восстановить единство Русской православной церкви. И в 1589 году Собором русских епископов (после получения санкции Вселенского собора) было учреждено патриаршество. Священный собор принял уложение, которое установило право русской церкви на поставление патриарха без участия восточных патриархов. Право окончательного утверждения русского патриарха принадлежало царю. Это укрепило зависимость церкви от светской власти.

Преобразование Московской митрополии в патриаршество закрепило давнюю фактическую независимость русской церкви в нормах канонического права, подняло её международный авторитет. По словам Р. Г. Скрынникова, «вопреки церковным легендам инициатива учреждения патриаршества в России принадлежала всецело светской власти» (Скрынников Р. Г. «Государство и церковь на Руси. XIV-XVI вв. Новосибирск, 1991г.).

Правительство Москвы всё больше и больше подчиняло церковную организацию государству.

К началу XVII века монастыри обладали большими земельными фондами, в монастырях хранились огромные запасы хлеба. Но во время голода 1601 – 1603 гг., в начале Смуты, церковь осталась равнодушной к бедам народа. Монахи занимались спекуляцией. Сам патриарх Иов не раздавал (как Борис Годунов) и даже не продавал свой хлеб, хотя возносил молебны и составлял поминальники умершим от голода. Монастыри закабалили в эти годы множество крестьян.

Но дальнейшие события Смутного времени, польско-шведская интервенция, привели к прямому участию церкви в государственно-патриотической борьбе за изгнание захватчиков, возрождение России. Соловецкий и другие северные монастыри отдали все свои сбережения. Самая богатая казна Троице–Сергиевской Лавры была целиком в распоряжении русских царей. А период голода 1608 года Троицкая Лавра открыла для населения свои амбары. Во время 16-месячной осады Лавры войском поляка Сапеги монахи укрыли за стенами монастыря и кормили более 10 тысяч крестьян окрестных сёл.

Народные ополчения 1611-1612 годов получили огромные денежные средства и запасы из Троице-Сергиевского монастыря.

Роль церкви сильно возрастает в правление первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. В 1619 году из польского плена вернулся его отец, митрополит Филарет. В том же году он стал «великим государем», патриархом Московским и всея Руси. Филарет не просто носил титул «государь»; он принимал активное участие в государственных делах до самой своей смерти в 1633 году. Таким образом, в Москве существовало своеобразное двоевластие: все важнейшие дела докладывались обоим государям, решались обоими, иностранные послы представлялись царю и патриарху. Даже царские указы писались от имени обоих. И хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный, твёрдый и энергичный Филарет играл более значительную роль в управлении государством, чем его сын.

Особую остроту вопрос о положении церкви в государстве, соотношении светской и духовной власти приобрел в правление Алексея Михайловича (1645-1676гг). Соборное уложение 1649 года установило суровые наказания за выступления против церкви и государственной власти. В то же время принимались меры по ограничению богатства, влияния церкви. В 1649 году был издан Монастырский приказ для управления монастырскими вотчинами и суда между духовными и светскими лицами (в 1677 году, под нажимом духовенства, этот приказ был отменён, но в 1701 восстановлен Петром I).

Ярким проявлением возросшей силы самодержавной власти стал конфликт царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. Умный, начитанный, энергичный патриарх отличался огромным властолюбием. Он начал проводить реформу церкви.

Реформа преследовала ряд целей. Прежде всего – стремление укрепить церковь, навести в ней порядок, искоренить «многогласие» на службах. Следующая цель – унификация богослужебных книг, церковных обрядов, канонов иконописания. Реформа имела и скрытую внешнеполитическую цель – усиление церковно–политических связей Росси с южно–славянскими православными народами, стремление России покровительствовать этим странам, захваченным Турцией. Хотя нововведения Никона вызывали оппозицию в церковных кругах, среди части боярской аристократии и простого народа, созванный в 1654 году церковный Собор утвердил реформу.

Никон всё активнее стал вмешиваться в дела мирские: во время частых отсутствий царя (войны с Речью Посполитой, Швецией) он по сути дела управлял государством, игнорировал бояр, оскорблял их. Никон открыто стал настаивать на превосходстве духовной власти над светской. Вынести выходки второго «великого государя» возмужавший Алексей Михайлович не мог. В 1658 году в отношениях между царём и патриархом произошёл разрыв. Царь перестал являться на службы Никона, через своего боярина запретил ему пользоваться титулом «государь». Никон, переоценив силу своего влияния, демонстративно отказался от патриаршества, удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, надеясь, что его позовут обратно. Но произошло иначе. Московский церковный Собор 1660 года лишил Никона сана патриарха. В 1666 году по инициативе царя в Москве был созван церковный Собор с участием «вселенских патриархов», который осудил Никона. Свергнутый патриарх был низведен до простого монаха и сослан в Ферапонтов в монастырь.

Таким образом, победа царя в конфликте с патриархом знаменовала укрепление российского самодержавия.

Церковный Собор 1666-1667 годов утвердил реформу и положил начало расколу в Русской православной церкви.

Старообрядчество приобрело характер широкого движения, охватившего значительные слои населения. Это движение принимало различные формы: открытые восстания, массовое бегство (люди покидали посады, деревни, шли за учителями раскола в Сибирь, на север, основывали там скиты), неподчинение властям.

В преследовании раскольников одинаково жестко действовали и правительство, и официальная церковь.

Московское духовенство было настроено против нововведений ПетраI, осуждало брадобритие, новую одежду и т.д. После смерти патриарха Адриана (1690-1700) Петр I не допустил избрания нового главы церкви, а для временного управления церковью назначил рязанского митрополита Стефана Яворского. В 1721 году был учрежден Святейший Синод. Члены Синода назначались царем. В Духовном регламенте, отредактированном самим Петром I, излагались преимущества «соборного правительства» перед единоличным. Члены Синода должны были, как и все остальные чиновники, присягать на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Была введена должность «главного фискала по делам духовным». В 1722 году был назначен обер-прокурор Синода (в качестве «ока государева»). Священникам вменялось в обязанность нарушение тайны исповеди в случаях, «грозящих государственным интересам».

Всё это означало окончательное подчинение церкви государству, превращение её в одну из ветвей чиновничье-бюрократического аппарата власти. Но никаких изменений в основах вероучения, взаимоотношениях церкви и верующих не произошло.

С 1700 года Петр I принимал меры по ограничению монашества. В 1701 году управление монастырскими и епископскими землями было передано светским чиновникам Монастырского приказа; доходы от него шли в государственную казну. На содержание же монахов была утверждена ежегодная «дача» деньгами и хлебом. Было приказано произвести перепись всех монастырей, в будущем в монахи никого не постригать без царского указа.

В короткое царствование Петра III (1761-1762) была сделана попытка провозглашения в России свободы совести, религиозной терпимости. Специальным указом Петр III предписывал свободное возвращение старообрядцев, им разрешалось пользоваться старопечатными книгами.

Петр III начал и секуляризацию церковно-монастырских земель. Для управления обширными бывшими церковными и монастырскими землями создавалась Коллегия экономии в Москве с конторой в Петербурге, а церковнослужители переходили на государственное содержание «согласно штату».

Екатерина II (1762 – 1796), придя к власти после очередного государственного переворота, приостановила секуляризацию церковных земель, слухи о ней объявила фальшивыми. Но спустя 2 года (1764), поняв, что сопротивления со стороны церковных иерархов не будет, она провела масштабную секуляризацию церковных земель. Екатерина II передала казне земли монастырей с крестьянами. Сами же монастыри были переведены «на штаты», которые скромно финансировались государством. Из 954 православных монастырей пережили секуляризацию только 385.

Идея секуляризации церковных и монастырских земель была поддержана дворянством, видевшим в ней источник пополнения запаса казённых земель для новых пожалований.

Из высшего же духовенства России осудил действия императрицы только ростовский архиепископ Арсений Мацеевич, назвавший секуляризацию «игом мучительным, которое лютее ига турецкого», а саму Екатерину II сравнивший с иудой Искариотским. За это он поплатился лишением Сана и ссылкой.

Секуляризация значительно уменьшила влияние церкви на жизнь общества.

1. Заорская И. Ю., Зотова М. В., Демидов А. В. «Отечественная история», 2002 г.

2. Карташев А. В. «Очерки по истории русской церкви», 1992 г.

3. Никольский Н. М. «История русской церкви», 1988 г.

4. Скрынников Р. Г. «Государство и церковь на Руси. XIV-XVI века», 1991 г.

Церковь и Государство 10-17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:27, доклад

Описание работы

В конце X века при князе Владимире Святом Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени вплоть до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность

Работа содержит 1 файл

истор.doc

В конце X века при князе Владимире Святом Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени вплоть до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность Несмотря на отдельные трения, отношения Церкви с княжеской властью были в целом партнерскими и равноправными. После Флорентийского собора в Италии 1438-1439 г. митрополит-кардинал Исидор прибыл в Москву. Здесь его ждали с плохим настроение. После провозглашения Исидором акта об унии с Римом, великий князь велел заключить отступника в Чудов монастырь до соборного разбирательства. Ему предлагали покаяться и вернуться в лоно Православия. Но Исидор наотрез отказался, а через некоторое время сбежал со своим учеником в Рим. Русская Церковь оказалась в трудном положении. С одной стороны ей необходимо было защитить Православие, с другой — не нарушить каноны и церковные установления. Разрыв с униатским Константинополем был неизбежен. Русской митрополии была необходима самостоятельность, к которой она до сих пор не стремилась. Однако исторические обстоятельства принуждали нашу Церковь перейти к самостоятельному управлению ради блага Православия. Так 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой от Константинополя (автокефальной). Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 году не принимать греков на епископские кафедры. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» — таково было общее мнение того времени. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения Патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве. Фактически Русская Церковь обрела полную независимость. С конца XV в.наметилось наступление государства на самостоятельность и права русских духовных властей.

К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств. В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок,разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве,а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов. При этом возникшие разногласия между Патриархом Никоном и Протопопом Аввакумом насчёт «старой Веры» и Церковно-обрядовой реформой, начатой в 1653 году привели к расколу, ослабили Церковь и таким образом облегчили ее подчинение Государством.После всего этого началось угнетение Церкви.

В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент — Патриаршество упразднялось. Высшей властью в Церкви теперь обладал царь, от имени которого церковное управление осуществляла Духовная Коллегия (Святейший Правительствующий Синод), представлявшая собой государственный орган для руководства Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь фактически потеряла контроль над своими земельными владениями (окончательная секуляризация которых последует в 1764 г.), а церковная юрисдикция была резко ограничена. Все эти меры, проводившиеся по инициативе абсолютистского государства, привели к потере Церковью своей независимости.

Вятский государственный гуманитарный университет

Естественно Географический Факультет

по дисциплине Отечественная Истори

на тему: «Церковь и Государство в X-XVII вю»

Церковь и государство в 15 — 17 вв.

В 1439 г. Василий 11 отказался признать союз между католической и православной церквами во главе с папой римским Митрополит Руси поддерживающий этот союз был низложен. На его место был выбран епископ Иона. Этим было положено начало независимости ( автокефальной) русской церкви от константинопольского патриарха. В 1458 г. православная церковь распалась на 2 митрополии – Московскую и Киевскую ( в Киеве был поставлен свой митрополит). Внутрицерковная борьба была связана с появлением ереси. Возникла ересь стригольников. На голове выстригался крест, полагая, что вера станет крепче, если будет опираться на разум. В Новгороде появилась ересь жидовствующих. Которые отрицали власть священника и требовали равенства всех людей. Это означало. Что монастыри не имели права владеть землей и крестьянами. Среди церковников не было единства в этом вопросе. Одни отстаивали право владеть землей и крестьянами. Их называли “иосифляне” или стяжателями. Другие возражали против накопления богатств и земельных владений церквами. Их называли “нестяжателями”. Но оба направления были против еретиков. Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал “иосифлян”. Русская церковь стала и государственной и национальной.

Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. / Иерусалим, Константинополь/. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова. Ему подчинялись 4 митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и 6 архиепископов. Духовенство в середине ХУ11 в. составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и монахи) и белое духовенство (священники). Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. В первых трех главах говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви богохульство карались сожжением на костре. Были ликвидированы “белые” слободы, их население в т.ч. священники, включалось в посад. / “белая” слобода не платила тягло государству/. В 1652 г. московским патриархом избирается Никон. Стремясь превратить церковь в центр мирового православия, властный и “крутой” патриарх Никон начинает реформу по установлению одинаковой церковной обрядности. За образец были взяты греческие правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви., которые боялись, что перемены подорвут их авторитет. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Поэтому в разных частях России, в разных церквях служили по-своему. Патриарх Никон велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности креститься двумя или тремя перстами, крестный ход совершать по ходу солнца или против) ). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Среди них выделялся протопоп Аввакум. Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Наиболее мощным протестом против церковной реформы было Соловецкое восстание. Здесь жили противники реформы с достаточным запасом продовольствия, за мощными стенами, но предатель впустил через тайные ходы царские войска в монастырь, которые всех и перебили. Аввакум и его единомышленники были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы подвергали себя самосожжению в протест на приход в мир “Никона-Антихриста”. Добившись титула “ великого государя” Никон явно переоценил свои силы. Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный собор, который сместил Никона с поста патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской православной церкви не удалён и по сей день.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Похожие работы

. той же организации, которой оно было первоначально создано. Таким образом, анализируя политико-правовое обеспечение религиозной политики можно сделать вывод: 1. Государство Республики Беларусь проводит взвешенную религиозную политику исключительно правовыми методами. 2. Необходимо чтобы Закон отвечал международным документам по правам человека, защищал конституционные права .

. окружения Александра II,и их взаимоотношения с государем. [8] Цель настоящей курсовой работы – провести анализ взаимоотношений государства и Церкви при Александре II. Задачами курсовой работы являются: 1) Проанализировать влияние государства на Церковь в XVII – XIX вв.; 2) Рассмотреть влияние реформ Александра II на взаимоотношения государства и церкви; 3) Рассмотреть .

. многократными попытками царской власти перейти в наступление, которое тут же сменялось еще более щедрыми пожалованиями. Одна из следующих попыток урегулировать взаимоотношения между государством и церковью в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе. Политика Ивана Грозного тоже имела секуляризационные тенденции. Обращаясь к Стоглавому собору, царь касался важнейших привилегий .

. светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в. Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине .

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: