Династия ираклия и конец римской империи (610-717) - Sogetsu-Mf.ru

Династия ираклия и конец римской империи (610-717)

Глава 4 Эпоха династии Ираклия (610–717) Эпоха династии Ираклия (610–717) Значение персидских кампаний Ираклия. Арабы. Мухаммед и ислам. Причины арабских завоеваний VII века. Завоевания арабов

Династия ираклия и конец римской империи (610-717)

Глава 4 Эпоха династии Ираклия (610–717)

Эпоха династии Ираклия (610–717)

Значение персидских кампаний Ираклия. Арабы. Мухаммед и ислам. Причины арабских завоеваний VII века. Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя. План переноса столицы империи. «Образец веры» Константа II. Шестой Вселенский собор и церковный мир. Возникновение и развитие фемного строя. Смута 711–717 годов. Литература, просвещение и искусство.

В лице Ираклия и его ближайших преемников Византия имела на своем престоле династию, может быть, армянского происхождения. По крайней мере, армянский историк VII века Себеос, драгоценный источник для времени Ираклия, пишет, что фамилия Ираклия находилась в родстве с известным армянским родом Аршакидов[448]. Этому может несколько противоречить свидетельство источников о белокурых, золотистых волосах Ираклия[449]. Ираклий правил с 610 по 641 год. От первой жены Евдокии Ираклий имел сына Константина, который, процарствовав несколько месяцев после смерти отца, умер в том же 641 году. В истории он известен как Константин III (один из трех сыновей Константина Великого считался Константином II). После Константина III правил в течение нескольких месяцев сын Ираклия от его второй жены Мартины, по имени Ираклон или Ираклеон (настоящее его имя было, по всей вероятности, Ираклий). Ираклон был осенью 641 года свергнут, после чего императором был провозглашен сын Константина III, Констант II, царствовавший с 641 по 668 год. Вероятно, в данном случае греческая форма его имени Конста (лат. Констант) есть уменьшительное имя от Константина; последнее имя было официальным, по крайней мере, на византийских монетах; в западных официальных документах того времени и даже в некоторых византийских источниках он называется Константином. Народ же, по-видимому, называл его Константом. После него правил энергичный сын Константин IV с обычным прозванием Погонат, т.е. Бородатый (668–685). Но, по всей вероятности, как теперь оказывается, это неверно, и прозвание «Погонат» надо относить к его отцу[450]. Со смертью Константина IV в 685 году кончается лучшая эпоха Ираклейской династии. Последний представитель этой династии, Юстиниан II, с прозвищем Ринотмет, т.е. «с отрезанным носом», сын Константина IV, правил два раза, – с 685 по 695 год и с 705 по 711 год. Время Юстиниана II, отмеченное многочисленными жестокостями, еще достаточно не изучено. Надо думать, что жестокая расправа императора с представителями знати должна быть объясняема не одним его произволом, но тем глухим недовольством ее представителей, которые не хотели примириться с сильной волей и самовластьем Юстиниана и стремились свергнуть его с престола. Даже в источниках довольно ясно выступает тенденциозно враждебная Юстиниану традиция. В 685 г. он был свергнут и по урезании носа и языка[451] сослан в крымский Херсонес; оттуда ему удалось бежать к хазарскому кагану, на сестре которого он женился; позднее при помощи болгар он успел вернуть себе трон. По возвращении в столицу Юстиниан жестоко стал мстить всем лицам, причастным к его свержению. Наконец, установленная им тирания вызвала в 711 г. революцию, во время которой были убиты сам Юстиниан и его семья. В 711 году Ираклейская династия окончилась. В период между двумя царствованиями Юстиниана II правили два случайных императора – военный вождь Леонтий (695–698), родом из Исаврии, и Апсимар, получивший при возведении на престол имя Тиверия (Тиверий III, с 698 по 705 год). Некоторые ученые склонны приписывать Апсимару-Тиверию гото-греческое[452] происхождение. После жестокого свержения Юстиниана II в 711 году, на протяжении шести лет, с 711 по 717 год, на византийском престоле сидели три случайных императора: армянин Вардан, или Филиппик (711–713), Артемий, переименованный при коронации в Анастасия (Анастасий II, 713–715) и, наконец, Феодосий III (715–717). Время анархии, царившей в Византии с 695 года, окончилось в 717 году возведением на престол знаменитого Льва III, с которого начинается уже новая эпоха в истории Византии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых

2.4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Согласно нашему исследованию русской истории, все «правление Грозного» от 1547 до 1584 года, естественным образом делится на ЧЕТЫРЕ разных правления

Эпоха от 1040 до 1066 годов н. э. Период старой англосаксонской династии и ее конец

Эпоха от 1040 до 1066 годов н. э. Период старой англосаксонской династии и ее конец Правление Эдуарда Исповедника. Эпоха заканчивается в 1066 году, т. е. — знаменитой переломной датой. В этом году происходят следующие события: смерть Эдуарда Исповедника, нормандское завоевание

2.5. Эпоха якобы от 1040 до 1066 годов н. э Период старой англо-саксонской династии и ее конец

2.5. Эпоха якобы от 1040 до 1066 годов н. э Период старой англо-саксонской династии и ее конец Правление Эдуарда Исповедника. Эта эпоха заканчивается якобы в 1066 году, то есть — известной переломной датой. Согласно скалигеровской хронологии, в этом году происходят следующие

Глава XI Низвержение Маврикия и провозглашение Фоки. Восстание экзарха Ираклия

Глава XI Низвержение Маврикия и провозглашение Фоки. Восстание экзарха Ираклия Восьмилетнее правление Фоки (602–610) представляет собой самый постыдный период в истории Византии, которому было бы излишне посвящать особую главу, если бы не побуждали к тому особые

Глава IV Преемники Ираклия

Глава IV Преемники Ираклия Седьмое столетие вообще принадлежит к наименее освещенным историей эпохам средних веков. Это нельзя объяснять ни незначительностью происходивших в то время событий, ни отсутствием интереса к современным явлениям. Нет, в VII в. нарождались и

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081)

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами. Византийская империя и Русь. Печенежская проблема. Отношения Византии к Италии и Западной Европе. Социальное и политическое развитие. Церковные дела.

Глава III Династия Ираклия. Арабская опасность и преобразование империи в VII веке (610—717).

Глава III Династия Ираклия. Арабская опасность и преобразование империи в VII веке (610—717). В истории Византии седьмой век — один из самых мрачных периодов. Это эпоха серьезного кризиса, тот решительный момент, когда самое существование империи ставится под вопрос. Извне на

V КОНЕЦ ДИНАСТИИ ИРАКЛИЯ И УПАДОК ИМПЕРИИ (685—717)

V КОНЕЦ ДИНАСТИИ ИРАКЛИЯ И УПАДОК ИМПЕРИИ (685—717) Достаточно было бы могучей руки, чтобы сделать цветущей преобразованную таким образом империю. К несчастью, неосторожность и сумасбродство Юстиниана II (685—695) испортили все результаты деятельности его отца. Вновь началась

Глава 4 Эпоха династии Ираклия (610–717)

Глава 4 Эпоха династии Ираклия (610–717) Значение персидских кампаний Ираклия. Арабы. Мухаммед и ислам. Причины арабских завоеваний VII века. Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя. План переноса столицы империи. «Образец веры»

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081)

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами. Византийская империя и Русь. Печенежская проблема. Отношения Византии к Италии и Западной Европе. Социальное и политическое развитие. Церковные дела.

Хронологическая таблица III ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ ВАВИЛОНА

Хронологическая таблица III ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ

Глава IV Преемники Ираклия

Глава IV Преемники Ираклия Седьмое столетие вообще принадлежит к наименее освещенным историей эпохам средних веков. Это нельзя объяснять ни незначительностью происходивших в то время событий, ни отсутствием интереса к современным явлениям. Нет, в VII в. нарождались и

Египет Нового царства. Эпоха XVIII династии (середина XVI–XIV вв. до н. э.)

Египет Нового царства. Эпоха XVIII династии (середина XVI–XIV вв. до н. э.) Успешные войны Яхмоса I с гиксосами привели не только к ликвидации их владычества в Египте, но и к полному разгрому их государства на Ближнем Востоке и в Передней Азии, территории которого теперь перешли

Эпоха Рамессидов: XIX И XX династии (конец XIV — начало XI в. до н. э.)

Эпоха Рамессидов: XIX И XX династии (конец XIV — начало XI в. до н. э.) Воцарение XIX династии. Начало хетто-египетского противостояния (1334–1290 гг. до н. э.) Царствование Хоремхеба выпадает из последовательности египетских династий: отсутствие родства с XVIII династией не позволяет

Глава 2. Восстание Ираклия. Падение узурпатора

Глава 2. Восстание Ираклия. Падение узурпатора Отсутствие у узурпатора малейших способностей к управлению государством за сравнительно небольшое время царствования Фоки привело к тому, что вся система государственного управления была приведена в состояние анархии и

Глава 3. Монофелитская ересь. «Эктесис» императора Ираклия

Глава 3. Монофелитская ересь. «Эктесис» императора Ираклия После церковной политики Фоки, нетерпимого в угоду Риму к монофизитам, в начале царствования Ираклия и экзархата Никиты раскол несколько утих и принял относительно мирные формы. Никита не только смягчил

ИРАКЛИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ (династия Ираклия)

Византийская императорская династия, правившая в 610-95 и 705-11 гг.

Основатель Ираклийской династии – Ираклий I – сын происходившего из каппадокийских армян экзарха Карфагена Ираклия-старшего, – взошел на трон в результате военного переворота и свержения императора Фоки осенью 610 г.

Овладев престолом в критический для Восточной Римской империи момент, Ираклий I на короткое время смог стабилизировать ее положение. Блестящая победа, одержанная по итогам изнурительного персидского похода 622-28 гг., привела к восстановлению ромейских позиций на Ближнем Востоке, а также к военно-хозяйственному разгрому Сасанидского Ирана, от которого он не сумел оправиться. Однако с трудом реконструированные восточные рубежи были нарушены мощным арабо-мусульманским вторжением: в 634-42 гг. в руки сарацин попали Сирия, Палестина и Египет. Удрученный стремительным продвижением мусульман, Ираклий I в последний период жизни фактически отстранился от государственного управления. Царь передал дела старшему сыну Константину III Ираклию, который с раннего возраста замещал отца, находившегося в армейских экспедициях и годами не появлявшегося в столице.

Читайте также  Начало складывания всероссийского рынка

Смерть Ираклия I 11 февраля 641 г. спровоцировала давно созревшую внутрисемейную конфронтацию. По завещанию покойного императора соправителем Константина III должен был стать его сводный брат Ираклий II (Ираклеон), сын Ираклия I от второй жены Мартины. По-видимому, неприязненные отношения пасынка и мачехи не являлись тайной, во всяком случае, значительная часть синклита и населения Константинополя испытывала стойкую антипатию к Мартине и ее потомству. Безвременная кончина Константина III весной 641 г. еще больше обострила противоречия между старшей и младшей линиями Ираклидов: поскольку императором был провозглашен Ираклий II, то будущее сыновей Константина III – Ираклия (впоследствии нареченного Константом II) и Феодосия представлялось в высшей степени неясным. Впрочем, и положение Мартины, ставшей регентом при юном сыне-василевсе, оказалось непрочным: на фоне бунта малоазийских войск осенью 641 г. в Константинополе произошел переворот. Ираклий II был низложен и вместе с матерью и братьями – Давидом и Мартином, – отправился в ссылку на о. Родос.

По воле синклита императорство досталось 11-летнему Константу II, опеку над которым на срок его малолетства сенаторы взяли на себя. С обретением Константом II реальной власти между ним и синклитом разгорелся подспудный конфликт, и в 663 г. василевс, всерьез опасавшийся заговоров, покинул Константинополь. Проследовав на Запад, Констант II намеревался перенести туда свою резиденцию и остановил выбор на Сиракузах, но и в Сицилии ему не удалось отгородиться от злоумышленников: в 668 г. царь был убит. Кончиной Константа вдали от Константинополя воспользовался военачальник Мизизий: он объявил себя императором, но уже в 669 г. был оперативно ликвидирован войсками из Равенны и Сардинии.

Правление сына и преемника Константа II Константина IV Погоната заполнено войнами, в которых как победы, так и неудачи империи предопределили ее развитие на десятилетия вперед. Арабы собрали крупные силы и на протяжении 674-78 гг. осаждали Константинополь, но, в конечном счете, потерпели поражение: впервые Византия дала решительный отпор мусульманской экспансии. Параллельно на Балканах столкновение с болгарской ордой хана Аспаруха не принесло победы ромеям. В 681 г. империя была вынуждена признать существование славяно-болгарской державы в Нижней Мезии (устье Дуная) и даже платить ей дань, что положило начало формированию Болгарии.

Смерть Константина IV в 685 г. означала переход престола к его сыну Юстиниану II, который в первые годы царствования добился некоторых успехов в борьбе с сарацинами за Армению и Кипр и в возобновлении имперского контроля над славянизированной Македонией. Правительство Юстиниана также инициировало масштабные преобразования, направленные на централизацию фискально-административной системы и колонизацию обезлюдевших областей Малой Азии славянскими мигрантами с Балкан и туземным населением из районов арабо-византийского пограничья. В 695 г. во многом неожиданно Юстиниан II был сметен константинопольским восстанием, инспирированным военачальником Леонтием. Юстиниану вырвали ноздри (откуда и его прозвище «Ринотмет» – «Безносый»), и вскоре смещенный василевс отправился в ссылку в Херсон. Вероятно, ок. 700 г. Юстиниан бежал из Крыма в Хазарию, где женился на сестре или дочери кагана Ибузира Глиавана, в крещении нареченной Феодорой. В 705 г. Ринотмет, получив помощь от хана Болгарии Тервеля, вновь обрел царство: Юстиниан вступил в Константинополь и расправился со своими сменщиками – Леонтием и Тиверием III. Террор, развязанный Юстинианом II против его реальных и мнимых врагов во второй период правления, подорвал влияние константинопольской аристократии и открыл путь к власти для выходцев из провинциальной армейской среды. Окончательно режим Ринотмета пал еще более внезапно, чем в 695 г.: в 710 г. в недовольном императорскими репрессиями Херсоне вспыхнул мятеж. Херсониты не только провозгласили василевсом знатного армянина Вардана (Филиппика), но и при поддержке изменившего Юстиниану II флота заняли Константинополь. Осенью 711 г. Ринотмет был схвачен и обезглавлен, равно как и его малолетний сын Тиверий – последний отпрыск Ираклийской династии.

Исторические источники:

История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII в. / Пер. с арм. К. Патканьяна. СПб., 1862;

Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В.И. Оболенского, Ф.А. Терновского; предисл. О.М. Бодянского. М., 1884;

Никифора патриарха Константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия / Пер. и комм. Е.Э. Липшиц // Византийский временник. Т. III (28). 1950;

Пасхальная хроника / Пер. с греч., вступ. ст., комм. Л.А. Самуткиной. СПб., 2004;

Феофилакт Симокатта. История. Вступ. ст. Н.В. Пигулевской, пер. С.П. Кондратьева, прим. К.А. Осиповой. М., 1957;

Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М., 1980;

Michel le Syrien. Chronique / Ed. J.-B. Chabot: 5 Vol. Vol. I-II. Paris, 1899-1901.

Иллюстрации:

Император Ираклий I и его старший сын-соправитель Константин III (солид, ок. 613-20).

Династия ираклия и конец римской империи (610-717)

Династия Ираклия. Арабская опасность и преобразование империи в VII веке (610—717).

В истории Византии седьмой век — один из самых мрачных периодов. Это эпоха серьезного кризиса, тот решительный момент, когда самое существование империи ставится под вопрос. Извне на истощенную империю обрушивается грозная опасность, сначала со стороны персов, а вскоре, еще более ужасная, со стороны арабов. Внутри завершается глубокое преобразование, которое придает новый облик византийскому обществу и государству. До сих пор, несмотря ни на что, монархия оставалась Римской империей всемирного характера; латынь была там официальным языком, и благодаря римской традиции были сохранены без изменений прежние звания, установленные еще Римом. В начале VIII века, напротив, образовалась чисто византийская империя, силы которой концентрируются вокруг Константинополя, а характер делается все более и более восточным.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ ИРАКЛИЕМ

В тот момент, когда Ираклий (610—641) вступил на трон, положение империи могло казаться почти безнадежным. Ежегодно персы добивались все новых успехов: в 612 г . они захватили Антиохию, Апамею, Кесарию; в 614 г . — Дамаск; в 615 г . они заняли Иерусалим, откуда перенесли в Ктесифон святой крест и наиболее знаменитые христианские реликвии; в 617 г . они завоевали Египет и дошли в Азии до Халкидона. В это время перед Константинополем появились авары (619); лангобарды завоевали области Италии, и империя окончательно потеряла свои испанские владения. Сраженный столькими несчастьями, Ираклий стал было думать о том, чтобы покинуть Константинополь и перенести столицу в Африку. Патриарх Сергий, человек неукротимой энергии, чье могущественное влияние отражалось на всей политике царствования, поднял его дух. Ираклий — впечатлительный и нервный, склонный к бурным подъемам и внезапным упадкам, полный пламенной религиозной веры и горящий желанием отомстить персам за оскорбления, нанесенные ими христианству, к тому же храбрый солдат, хороший администратор и крупный полководец — вновь овладел собой. Патриарх предоставил в его распоряжение сокровища церкви; Ираклий сам неустанным трудом восстановил армию. В 622 г . он был готов к борьбе.

В продолжение шести лет, не давая себя отвлекать ничем, даже грозной атакой, совместно предпринятой персами и аварами против Константинополя (626), он сражается с войсками «великого царя», перенося войну на вражескую территорию, в Азербайджан (623) и в персидскую Армению (625), одерживает победы при Ниневии (627) и у ворот Ктесифона (628) и входит в легенды как первый крестоносец. Смерть Хосроя II (628) и последовавшее за ней восстание заставили персов принять унизительный мир, по которому они отказались от всех своих завоеваний и прежде всего возвратили святой крест, вновь торжественно водруженный Ираклием в Иерусалиме (629).

После этих крупных военных успехов Ираклий попытался своей религиозной политикой вернуть империи внутреннее единство. Чтобы опять привлечь монофизитов Сирии и Египта, он совместно с патриархом Сергием и Киром Александрийским занялся выработкой примирительной формулы, которая привела бы раскольников к православию. Отсюда родилось учение монофелитов, сформулированное императором в изложении веры, известном под названием Эктесис (638), на почве которого он стремился примирить монофизитов с римской церковью.

В результате этих усилий империя казалась восстановленной; ее престиж на Востоке был вновь упрочен; ее влияние, благодаря обращению в христианство хорватов и сербов, снова простиралось на северо-запад вплоть до Балканского полуострова.

Но эта блестящая внешность плохо скрывала действительное истощение. Состояние финансов было плачевным; сепаратистские тенденции, способствовавшие успехам персов, отнюдь не были искоренены.

Арабское нашествие в несколько лет уничтожило все плоды побед Ираклия, а его религиозная политика в то же время положила начало длительным разногласиям и серьезным конфликтам.

ИРАКЛИЙ I, император Византии

Ираклий, родом каппадокийский армянин, был сыном известного полководца Ираклия, экзарха Африки. Никифор пишет, что в 610 г. глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю. Тогда правители Ливии, братья Ираклий старший и Георгий, договорились снарядить каждый свою армию и послать их в столицу под командами своих сыновей. Они условились, что императорская власть будет принадлежать тому из их сыновей, который прибудет в Константинополь первым и сумеет овладеть престолом. Ираклия младшего они послали морем, собрав большой флот с командами из афров и маврусиев, Никиту же, сына Григория, отправили сушей с многочисленным конным войском. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием, опередил Никиту и благополучно прибыл к Константинополю. В это время Крисп, эпарх города и зять императора, был враждебно настроен по отношению к Фоке. Поэтому он во всем содействовал Ираклию. Переворот совершился быстро и легко: Фока был изменой захвачен в своем дворце, приведен на корабль Ираклия и немедленно обезглавлен.

Читайте также  Первые деньги русского государства

Толпа народа и патриарх Сергий приняли своего избавителя с наилучшими чувствами. И хотя Ираклий объявил, что прибыл в столицу вовсе не ради императорского престола, а для того, чтобы отомстить за беззаконное поведение Фоки, он, по воле сената и с одобрения народа, был 5 октября провозглашен императором (Никифор: 610). Впрочем, ему досталось тяжелое и незавидное наследство Феофан говорит, что Ираклий, взойдя на престол, нашел совершенный упадок в римском управлении: Европу опустошали авары, Азию всю заняли персы. Множество народу было пленено, а римское войско истреблено в сражениях Глядя на это, Ираклий был в недоумении и не знал, что ему делать. Наибольшую угрозу для римлян представляло персидское нашествие. В 610 г. персы взяли Аламею, Эдессу и дошли до Антиохии.

В 611 году Антиохия пала, а в следующем враги овладели Мелитиной (Феофан: 602—604). В 613 г. сам Ираклий потерпел поражение у стен Антиохии, отступил в Киликию, разбил там отряды неприятеля, но персы получили подкрепление, и войска императора в ужасе бежали от них (Дашков: «Ираклий Первый»). В 614 г. Палестина добровольно покорилась шаху. После короткой осады персы взяли Иерусалим и устроили здесь трехдневную резню. Более 17 000 человек погибло. Персы захватили в плен патриарха Захарию и увезли древо Животворящего Креста (Себеос: 32). В 616 г. персидский полководец Шахин захватил и поработил весь Египет, многих увел в неволю, других умертвил беспощадным образом. Вследствие истощения Египет перестал снабжать хлебом столицу, и в Константинополе случился сильный голод. К тому же началась эпидемия. Угнетаемый всеми этими бедствиями, Ираклий велел грузить на корабли казну, собираясь плыть в Ливию, но народ, узнав об этом, воспротивился бегству императора. Патриарх призвал его в храм и связал клятвами, убеждая, насколько возможно, чтобы он не покидал столицы. Уступая им, Ираклий остался в городе, хотя и с большой неохотой. В 617 г. аварский каган коварно зазвал императора в Силимбрию, якобы для переговоров о мире, а сам намеревался захватить его, Ираклий узнал об этом, переоделся в бедную одежду и в великом страхе бежал в Константинополь. Авары преследовали его по пятам и разграбили императорский лагерь (Никифор: 613, 619). Одновременно в Испании короли готов отнимали у римлян одно владение за другим. В начале 20-х гг. в их руках остались только Балерские острова (Дашков: «Ираклий Первый»).

Испытывая неполадки и затруднения в делах общественных, Ираклий не сумел хорошо наладить и домашние: в мае 612 г. после родов умерла императрица Евдокия. Спустя четыре месяца Ираклий соединился браком со своей племянницей Мартиной, хотя знал, что дело, которое он делает, неправильно и запрещено римскими законами. У старшего сына, который родился от этого брака, шея была так поставлена, что он не мог оборачиваться, а младший от рождения был лишен слуха и оставался глухонемым.

Ираклий был приведен в замешательство многочисленными бедами: нашествиями персов, аваров, голодом и эпидемиями. Но спасительное решение вскоре было найдено — в 621 г. император объявил о своем намерении лично возглавить борьбу против персов (Никифор: 613, 619, 622). Весь синклит одобрил этот план (Себеос: 36). Из-за недостатка средств Ираклий занял деньги у хозяев богатых домов, взял также паникадила и другие церковные сосуды великой церкви и перевел в крупные и мелкие деньги (Феофан: 613). Своих детей он поручил патриарху, а бразды правления передал патрикию Бону (Никифор: 622). В апреле 622 г. Ираклий перебрался из Константинополя в Пилы, расположенные южнее Никомедии, чтобы продолжать путь на кораблях. К набранному в провинциях войску, он присоединил новобранцев, начал упражнять их и приучать к военным действиям. Воинам он поклялся, что будет с ними в трудах и сражениях и разделит с ними все опасности, как с собственными детьми. Весь 622 г. он был занят формированием и тренировкой армии. Лаской и строгостью Ираклий в конце концов добился того, что из множества разобщенных воинов, в которых он нашел поначалу только робость, беспорядок и неустройство, собралось как бы единое и крепкое тело (Феофан: 613). Осенью римляне вступили в Каппадокию, зиму провели в Понте, а в апреле 623 г. вместо того, чтобы идти на персидскую столицу Ктесифон, как этого ожидал Хосров, Ираклий со своим войском повернул на север, в кавказские владения персов — через Армению, вторгся в персидскую провинцию Антропатену, взял Карин (Эрзерум), Двин, Нахичеван и Гандзак (Гянджду). Отсюда он отступил в Албанию и захватил ее столицу Партав (Себеос: 36). Весной 624 г. персы заняли теснины, ведущие из Албании в Персию. Но Ираклий избрал более длинный путь через долины. Шах выслал навстречу императору еще две армии Шахрабараза и Шахина (Феофан: 615). Шахрабараз преградил путь римлянам, а Шахин разбил лагерь у них в тылу. Ираклий, не дав им соединиться, напал сначала на Шахина, разбил его у местечка Тигранакерт и стал отступать из Албании в Армению (Себеос: 36). Шахрабараз присоединил остатки войск Шахина и бросился за ним в погоню (Феофан: 615). Римляне вновь отошли к Нахичеваню, а затем в Апахунию к берегам озера Ван. Шахрабараз с шеститысячным отрядом устроил императору засаду в городе Арчем, собираясь напасть на римлян ночью, но Ираклий, узнав об этом, стремительно нагрянул на персов сам, окружил город с трех сторон, велел поджечь его и истребил вместе со всем гарнизоном. Уцелел лишь один Шахрабараз, который бежал к главным силам на плохом коне (Себеос: 36). Зиму римляне провели в Армении к северу от озера Ван, а весной 625 г. Ираклий через Тавр вторгся в Сирию к верховьям Тигра и городу Аминда. Шахрабараз шел за ним по пятам, чиня всякие препоны. Тогда Ираклий резко сменил направление и стал отступать к Понту. Персы, вообразив, что римляне бегут от робости, преследовали их в полном беспорядке (Феофан: 616). Заманив таким образом врагов на удобную позицию, император внезапно развернулся, бросился на них, когда они меньше всего этого ожидали, и нанес новое поражение. Зиму римляне провели в своих владениях в Понте (Себеос: 36).

В начале 626 г. Шахрабараз, оставив пока Ираклия, подступил к Константинополю и занял азиатский берег Боспора. Авары и славяне, нарушив перемирие, напали на столицу с фракийской стороны, сожгли все предместья и подвели к стенам башни с осадными машинами. Но все попытки кагана овладеть городом кончились неудачей. Патрикий Бона нанес в проливе сильное поражение славянскому флоту, после чего варвары сняли осаду. Тем временем Ираклий, отправив часть войск во главе со своим братом Федором на помощь столице, с остальными легионами начал поход в Лазик. По дороге в Трапезунде Мартина родила императору третьего сына. У Тбилиси Ираклий встретился с хазарским каганом, сосватал за него свою дочь и заключил с хазарами дружественный союз. Несколько месяцев две армии совместно осаждали Тбилиси, но так и не смогли его взять (Никифор: 626, 627). Затем, отобрав 40 000 храбрых воинов, каган поручил их Ираклию, а сам возвратился в степь. Осенью 627 г. римляне от столицы Лазика стремительно двинулись вглубь Персии. По дороге хазары, не выдержав трудностей пути, покинули своих союзников, но это не остановило Ираклия. Он предавал огню города и села, а пленных персов убивал. Персидское войско, возглавляемое Рахзадом, двигалось следом. У развалин древней Ниневии Ираклий развернулся и стал поджидать врага (Феофан: 618). Приблизившись, Рахзад построил свою армию и стал вызывать противника на единоборство. Ираклий сам вышел против варвара. Тот пустил стрелу и задел верхнюю губу императора. Затем послал другую и ранил его в лодыжку. Он готовился пустить третью, но тут один из копьеносцев Ираклия отсек ему плечо. Когда Рахзад упал, Ираклий поразил его копьем и сразу же отрубил голову. Римское войско, воодушевленное смелостью императора, напало на персов, нанесло им сильное поражение и, преследуя, перебило многих из них (Никифор: 627). Ираклий находился в самой гуще битвы, конь под ним был убит, а сам он получил множество ударов мечами в лицо, но забрало из жил защитило его, и Удары остались без последствий (Феофан: 618).

В начале января 628 г. римляне Подступили к персидской столице Ктесифону, захватили и разграбили все шахские дворцы в окрестностях города (Себеос: 37). Был взят Дастагерд — резиденция Хосрова, в которой, кроме прочей добычи, найдены были 300 римских знамен, захваченные персами в разное время. Шах тайком бежал из своего дворца за девять дней до прибытия Ираклия. Ираклий двинулся дальше, но узнав, что мосты через канал Нахраван разрушены и приблизиться к Ктесифону нельзя, повернул свою армию и стал отступать к Гандзаку. По дороге император узнал о перевороте, совершенном персидскими военачальниками — шах Хосров и сорок его сыновей были убиты. Власть захватил Кавад (Феофан: 618). Не в силах более продолжать войну, озабоченный внутренними смутами в своем государстве, он заключил мир по всей воле Ираклия: персы вернули римлянам Египет и все завоеванные земли, а также великую святыню — Животворящий Крест (Никифор: 628). В мае Ираклий возвратился в столицу и был с великой радостью принят народом. Беспримерная по своему напряжению война завершилась полной победой.

В начале 630 г. Ираклий с Животворящим Крестом прибыл в Палестину. Водворение святыни в Иерусалиме осталось в памяти потомков как бы высшей точкой его успехов. Разгромив и отбросив всех варваров, Ираклий мог, кажется, наслаждаться теперь долгим миром. Но в действительности он получил лишь небольшую передышку. Прошло совсем не много времени, и новый, гораздо более опасный враг, явился на восточных границах империи. Удар был нанесен оттуда, откуда его совсем не ждали — из пустынь Аравии.

Читайте также  Положение турции в 20-х гг. xix века

Летом 634 г. арабы взяли Газу и всю страну вокруг нее. Федор, брат Ираклия, сразился с ними, был побежден и бежал в Эдессу. Летом 636 г. халиф Омар разбил 40-тысячное римское войско на берегу Йармука, левого притока Иордана, захватил всю Финикию и двинулся против Иерусалима. Сил противостоять натиску захватчиков не было (Феофан: 619, 620, 624-626), Арабы перешли Иордан и разбили лагерь в Иерихоне. Все окрестные жители, объятые страхом, покорились им. В ту же ночь жители Иерусалима, спасая Крест Господень и всю церковную утварь, на кораблях морем отправили все это в Константинополь, после чего тоже покорились Омару. Арабы разделили свое войско на три огряда Один они отправили против Египта, другой — на север в Сирию, третий — против персидского царства (Себеос: 40).

При первом известии о вражеском вторжении, Ираклий с женой и сыном Ираклием выехал в Восточные области. Но очень скоро, когда очевидны стали все размеры трагедии, он покинул войско. Погруженный в меланхолию, император жил во дворце Иерия и не показывался в Константинополе (Никифор: 635). Бездействие его в эту тяжелую минуту, в особенности после его успехов в предыдущей войне, вызывало изумление и современников, и потомков. Неудовольствие знати вылилось в крупный заговор, в котором замешаны были сын и племянник Ираклия. Всем виновным император велел отрезать носы и правые руки (Себеос: 39). Летом 638 г. он наконец превозмог себя и переправился в столицу по мосту, наведенному через пролив из многих кораблей. Тем временем арабы овладели Антиохией. В 639 г. пала Эдесса и покорилась вся Месопотамия Стратиг Иоанн, посланный против арабов в Египет, погиб вместе со всем войском. Захватчики овладели Египтом до самой Александрии.

Последние два года своей жизни Ираклий провел, запершись в своем дворце. Незадолго до смерти он короновал кесарем Ираклия, третьего сына Мартины. Прошло некоторое время и на него напала тяжелая болезнь — водянка. Поняв, что недуг неизлечим, Ираклий составил завещание: согласно его воле, Ираклий-младший и Константин, сын императора от первого брака, получили равную власть, а Мартина должна была ими почитаться как мать (Никифор. 635, 638).

Все монархи мира. — Академик . 2009 .

Династия ираклия и конец римской империи (610-717)

История Византийской империи

Время до крестовых походов до 1081 г.

К переизданию цикла общих работ А.А. Васильева по истории Византии

В очередных томах серии «Византийская библиотека» издательство «Алетейя» приступает к изданию цикла общих работ А.А. Васильева по византинистике. В связи с этим представляется необходимым сказать несколько слов об авторе, его работах по истории Византии и принципах, положенных в основу предлагаемого издания.

Писать о биографии А.А. Васильева (1867—1953) достаточно сложно, ибо литературы о нем почти нет[1], архива ученого в России также нет и поэтому излагаемая ниже систематизированная информация о его жизни, взятая из разных источников, не может претендовать на исчерпывающую картину его жизни[2].

Александр Александрович Васильев родился в Петербурге в 1867 году. Он учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета и получил широкое образование как в области восточных языков (арабский и турецкий) и истории, так и в классических языках и истории, не считая обязательных современных языков. По словам самого А.А. Васильева, его научная судьба определилась случайно. Византинистикой ему посоветовал заняться его преподаватель арабского языка, знаменитый барон В.Р. Розен, направивший его к не менее знаменитому византинисту В.Г. Васильевскому. Последовавший затем благожелательный прием В.Г. Васильевского[3] и первое знакомство с византийской историей в изложении Гиббона, помогли ему выбрать направление специализации. Отметим, однако, что хорошая востоковедная подготовка позволила А.А. Васильеву не только сочетать в своей работе византинистику и арабистику[4], но и проявить себя арабистом в собственном смысле слова. А.А. Васильев подготовил критические издания с переводом на французский двух арабских христианских историков – Агафия и Йахйи ибн Сайда[5]. Видимо, у А.А. Васильева была и еще одна возможность проявить себя профессиональным востоковедом. Если судить по одному письму М.И. Ростовцеву от 14 августа 1942 г.[6], А.А. Васильев какое-то время преподавал в Санкт-Петербургском университете арабский язык. В упомянутом письме речь идет среди прочего о том, что А.А. Васильев обучал в университете литературоведа Г.Л. Лозинского основам арабского языка.

Для научной судьбы А.А. Васильева большое значение имели три года, проведенные им за границей в качестве стипендиата историко-филологического факультета. Благодаря поддержке В.Г. Васильевского, П.В. Никитина и И.В. Помяловского А.А. Васильев провел 1897—1900 гг. в Париже со стипендией сначала 600 рублей в год, затем – 1500 руб. Во Франции он продолжил изучение восточных языков (арабский, турецкий и эфиопский). За эти же годы им были подготовлены магистерская и докторская диссертации о взаимоотношениях Византии и арабов. Вскоре эти труды обрели вид двухтомной монографии, переведенной, правда, гораздо позже на французский язык (список трудов А.В. Васильева см. ниже).

Весной 1902 г., вместе с Н.Я. Марром, А.А. Васильев предпринял путешествие на Синай, в монастырь Св. Екатерины. Его интересовали хранящиеся там рукописи Агафия. В том же году А.А. Васильев провел несколько месяцев во Флоренции, также работая над рукописями Агафия. Подготовленное им издание текста достаточно быстро вышло в свет в известном французском издании Patrologia Orientalist[7]. Издание текста второго арабского христианского историка – Йахйи ибн Сайда – было подготовлено А.А. Васильевым и И.Ю. Крачковским позже – в двадцатые-тридцатые годы.

Научная карьера А.А. Васильева была успешной. В 1904—1912 гг. он был профессором Дерптского (Юрьевского) университета[8]. Принимал А.А. Васильев участие и в работе существовавшего до первой мировой войны Русского археологического института в Константинополе. В 1912—1922 гг. он был профессором и деканом историко-филологического факультета Петербургского (затем – Петроградского) педагогического института. С того же 1912 года по 1925 год А.А. Васильев был профессором Петроградского (затем Ленинградского) университета. Кроме того А.А. Васильев работал в РАИМК-ГАИМК[9], где с 1919 г. занимал должность зав. разрядом археологии и искусства Древнехристианского и византийского. В 1920—1925 гг. он был уже председателем РАИМК.

Нужно также отметить, что с 1919 г. А.А. Васильев был членом-корреспондентом Российской Академии наук. Без ссылок на источники авторы публикации писем М.И. Ростовцева к А.А. Васильеву сообщают, что постановлением Общего собрания АН СССР от 2 июня 1925 г. А.А. Васильев был исключен из АН СССР и восстановлен только посмертно, 22 марта 1990 г.[10].

В 1934 г. он был избран членом Югославской Академии наук. В последующие годы А.А. Васильев был также президентом института им. Н.П. Кондакова в Праге, членом американской Академии Средневековья и – в последние годы жизни – председателем Международной Ассоциации византинистов.

Переломным в жизни А.А. Васильева стал 1925 г., когда он поехал в официальную зарубежную командировку, не имея специальной мысли эмигрировать из России. Однако несколько встреч в Париже с М.И. Ростовцевым, известным русским антиковедом, уехавшим из России вполне сознательно, решили судьбу А.А. Васильева. М.И. Ростовцев еще в 1924 г. предложил А.А. Васильеву содействие в получении места в Висконсинском университете (Мадисон) в связи с тем, что сам М.И. Ростовцев переезжал из Мадисона в Нью-Хейвен[11].

А.А. Васильев согласился и, выехав летом 1925 г. в Берлин и Париж, во Франции сел на пароход до Нью-Йорка, имея официальное приглашение на год от Висконсинского университета. Осенью того же 1925 г. он уже имел работу в Америке. Сохранившиеся в Архиве С.А. Жебелева и других ученых письма А.А. Васильева показывают в то же время, что сам А.А. Васильев регулярно продолжал обращаться с просьбами через С.А. Жебелева о предании своему статусу официального характера – он просил об официальном продлении своей командировки. Просьбы его удовлетворялись Наркомпросом и подтверждались Академией наук. Однако в конце концов 1 июля 1928 г. было признано предельным сроком продления его командировки. А.А. Васильев не вернулся ни к этому сроку, ни когда-либо позже. Письмо С.А. Жебелеву, в котором он объяснял причины этого, выглядит очень дипломатично, мягко, но, скорее всего, не раскрывающим основного[12], ибо слова А.А. Васильева о заключенных контрактах, наладившейся работе, об отсутствии заработка в Ленинграде имеют, бесспорно, отношение к сложившейся ситуации[13], но кое-что оставляют и в тени.

Ввиду того, что архив А.А. Васильева находится в США, здесь мы невольно вступаем в область предположений. Однако для характеристики его как человека крайне важно, по меньшей мере, попытаться ответить, почему А.А. Васильев принял приглашение М.И. Ростовцева о работе в Мадисоне и почему он в конце концов остался в США. Возможностей судить об этом немного и все же несколько тонких, ехидно-иронических замечаний в тексте его «Истории Византийской империи» (например, о славянофильстве в СССР после второй мировой войны) позволяют утверждать, что вся идейная и политическая обстановка в СССР была А.А. Васильеву глубоко чужда. Легкость, с которой А.А. Васильев решился на переезд в Америку, во многом объясняется также и тем, что его не удерживали семейные узы. Судя по имеющимся документам, у него были брат и сестра, однако всю жизнь он оставался холостым[14].

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: