Вторая половина хх века в учебниках украины

Как авторы учебников рассказывают школьникам об истории Украины, Томосе и однополых семьях

Вторая половина хх века в учебниках украины

Лесбиянки, Томос и «наркоманы» Донбасса. Что пишут в новых школьных учебниках

Недавно Минобразования представило концепцию новой средней школы. В ней говорится о том, как будут менять учебный процесс.

Правда, ни слова в ней не сказано, как поменяются учебники. Но эту тему обсуждают в соцсетях.

Так, политолог Николай Капитоненко в своем Facebook процитировал некоторые фразы из книги для пятиклассников:

«Не, ну я не могу без смеха читать школьный учебник по истории.

«В этих условиях общество осознало, насколько необходимы изменения, которые бы обеспечили развитие Украины, утверждение ее независимости. В стране начались реформы». На такой ноте заканчивается параграф о Евромайдане. Хорошей, веселой шуткой.

Дальше — вопросы. Для пятого класса. «Почему Россия совершила агрессию против Украины?»

«Страна» вспомнила, что еще писали в учебниках про Украину и ее роль новейшей истории.

Расскажут о Томосе

В феврале стало известно, что Министерство образования и науки Украины включило в программу 11 классов по истории Украины тему по созданию Православной церкви Украины и предоставлению Томоса об автокефалии.

Эти темы старшие школьники будут изучать уже нынешней весной. А в учебниках по истории эта тема появится со следующего учебного года, поскольку в 2019 году планируется печать новых книг для 11-х классов.

Кроме того, тема церкви и Томоса будет внесена в программу внешнего независимого оценивания (ВНО) по истории Украины, но сдавать тестирование по ней будут не ранее 2021 года.

Шухевич — больше не нацист

Еще одно недавнее нововведение — это изъятие неприглядных фактов из биографии основателя УПА Романа Шухевича. Точнее, той ее версии, которую преподают школьникам.

Министерство образования и науки обязало издательство учебников истории Украины для 10 класса убрать упоминание о сотрудничестве Романа Шухевича и дивизии СС «Галиция» с подразделениями нацистской армии.

Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский.

По его словам, ранее группа активистов обратилась к депутатам партии «Свобода» с тем, что в учебнике, подразделения немецкой армии «Нахтигаль», «Роланд» и дивизия СС «Галиция» представлены как проявления коллаборации. Ссылаясь на «выводы международных и правительственных комиссий, а также ведущих исследователей темы», активисты заявили, что Шухевич не был коллаборационистом, а сам учебник «является поддержкой российской пропаганды».

Депутаты «Свободы», в свою очередь, обратились в СБУ и Министерству образования с требованием отозвать тираж учебника, что и привело к требованию Минобразования к издательству убрать соответствующее упоминание.

«Кормили весь мир»

Летом прошлого года активно обсуждался новый учебник географии. Где продвигались идеи «пшеничной» исключительности украинцев.

Создатели учебного пособия Петр Масляк и Светлана Капирулина утверждают, что украинцы издревле снабжали страны по всему миру пшеницей: «Сегодня генетически украинской, трипольской пшеницей, которую украинские переселенцы завезли в США, Россию, Канаду, Казахстан, Аргентину, кормится весь мир».

Также в книге рассказывается о космической программе Украины и ее достижениях в космосе. Авторы учебника пишут, что «украинцы дали человечеству крылья», а теорию космических полетов якобы «разработали и воплотили в жизнь этнические украинцы», сделав для развития космонавтики «больше, чем все другие народы мира, вместе взятые».

«Непреодолимая тяга к звездам — это особенность украинского характера, — говорится в учебнике. — Наша нация дала миру крылья».

Кроме того, авторы учебника настаивают, что украинское государство с древних времен существовало в одних и тех же границах, а сами украинцы — «древнейшая нация мира».

Домашнее чтение о лесбиянках

В ноябре 2018 года вокруг хрестоматии по украинской литературе за 11 класс разгорелся скандал. В ней обнаружилось произведение, сюжет которого выстроен вокруг интимных отношений двух сестер.

Хрестоматия была издана в 2011 году под редактурой О. Борзенко. В аннотации указано, что в ней «предлагаются произведения украинской литературы, которые рекомендует к изучению действующая школьная программа, утвержденная Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины». В книге собраны произведения ХХ века и начала ХХІ века.

Произведение, которое стало камнем преткновения, принадлежит перу Татьяны Малярчук из Ивано-Франковска. Ее произведение «Цветка и ее я», которое вошло в скандальный учебник, посвящено отношению двух сестер, в которых одна испытает к другой романтические чувства.

Уберут слово «родители»

В июне 2018 года СМИ писали о том, что Антидискриминационная экспертиза школьных учебников, которые готовятся к печати за государственный счет, обнаружила в них случаи дискриминации. По итогам экспертизы, «большинство детей не могут найти в украинских учебниках ни отражение себя, ни отражение своих родных, ни тех особых обстоятельств, в которых они живут».

По этому поводу в Минобразования выступили с разъяснениями. В частности, Антидискриминационная экспертиза рекомендует заменить слово «родители» на слово «родные» в учебниках.

Также было найдено и изъято из учебников немало слов вроде «негры», «жиды», «цыгане». Экспертиза обнаружила, что в учебниках полностью отсутствует герои, представляющие людей с инвалидностью, а престарелые изображаются исключительно немощными.

Сейчас в Украине 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, а это — почти 40% от общего числа школьников. Поэтому задача в учебнике вроде «Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи» или «Вместе с родителями обсуди, где можно играть», по мнению экспертов Минобразования, подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность.

«Голубые учебники»

Летом прошлого года также в Сети протестовали против «голубых учебников». Сторонников традиционных пользователей возмутило, что детям собираются рассказывать о существовании гомосексуализма.

Так, городской голова Ивано-Франковска Руслан Марцинкив раскритиковал учебник «Гражданское образование» и некоторые другие пособия, по которым власти обучают детей с 1 сентября 2018 года.

«Меня, как любого родителя и патриота, возмущают попытки правительства навязать нашим детям понятие о так сказать «нормальную» семью. В средней школе чужой нашему национальному пониманию гомосексуализм хотят выдать за норму. Это ясно из учебников «Гражданское образование» и других, по которым планируют обучать детей с 1 сентября 2018 года.

Сегодня мы вынуждены напомнить, что статья 51 Конституции Украины определяет брак как союз женщины и мужчины. Навязывание детям взглядов о якобы «естественности» однополых пар является грехом перед Богом, противоречит Конституции и законодательству Украины, подрывает основы общественной морали, создает огромные риски для будущего украинского общества.

Мы — украинские националисты — против распространения среди наших детей антиценностей. Соответствующее обращение сегодня адресовали от Ивано-Франковского городского совета премьеру Гройсману и министру образования Гриневич», — написал франковский мэр.

Также на этой почве отметилась Анна Турчинова, кандидат педагогических наук, декан факультета естественно-географического образования и экологии Национального педагогического университета им. Драгоманова, жена главы СНБО Александра Турчинова. Она написала статью о том, что современные школьные учебники (в частности, те, которые собираются переписать из-за упомянутой выше дискриминации) нацелены на разрушение института семьи в Украине.

«Гендерная идеология разрушает семью, как оплот любви, безопасности, надежности, защиты, понимания и духовного тепла. В стране, которая в прямом смысле защищает свою территорию, которая защищает свое право на существование, отстаивает свою идентичность, где на фронте гибнут мужчины и женщины, распространять эту антинаучную идеологию, которая ведет исключительно к одному — вымиранию — это просто преступление», — пишет педагог.

Методички по Майдану и АТО

В 2015 году Минобразования разослало по школам 29-страничную брошюру «Революция Достоинства и агрессия России против Украины».

Там говорится о том, что те, кто сотрудничает с сепаратистами — «коллаборационисты», не уточняя, являются ли таковыми, например, врачи, которые работают в местных больницах.

Среди авторов брошюры — политолог Александр Палий, который сегодня является известным «порохоботом».

Вот несколько цитат из сборника, которые приводит КП в Украине:

О Евромайдане: «В центре столицы образовалось подобие знаменитой Запорожской Сечи. На Майдане были запрещены спиртные напитки, а еду и лечение бесплатно всем предлагали волонтеры. Миллионы людей по всей стране жертвовали деньги и необходимые вещи для митингующих. Месяцами протестующие не совершали на Майдане никаких правонарушений, несмотря на то, что через Майдан за это время прошли несколько миллионов человек».

О «титушках»: «Власти стянули в Киев тысячи «титушек», которые с целью дестабилизации и оправдания репрессий поджигали автомобили, уничтожали имущество, жестоко избивали прохожих. В январе 2014 года в столице втрое возросло количество поджогов, грабежей и угонов автомобилей. Милиция практически не расследовала эти преступления. В ответ киевляне создавали отряды для патрулирования города и защиты имущества. Пойманных «титушек» заставляли публично каяться в совершенных преступлениях.

Во многих странах протестующие нередко громят витрины, грабят магазины, а власть препятствует этому. В Киеве этой зимой все было наоборот — власть сама организовывала нападения на законопослушных граждан и их имущество».

О сепаратистах: «Как и во времена Второй мировой войны, нашлись люди, которые стали коллаборационистами, то есть предателями своей страны, сотрудничая с захватчиками. Многие навлекли беду на свою землю, находясь под влиянием российской пропаганды. Некоторые предавали свою страну, рассчитывая на большие социальные выплаты в случае оккупации Россией. Другие, в том числе преступники и наркоманы, надеялись, что переворот вынесет их вверх и позволит безнаказанно грабить и заниматься мародерством. Однако ядро сепаратистов составляли российские агенты».

О войне: «Война тяжело отразилась на судьбах миллионов украинцев. Немного государств в современной истории прошли через такие испытания. Погибли тысячи гражданских и военных. По оценкам ООН, в начале 2015 года количество перемещенных лиц в Украине достигло более 1 млн человек.»

Украина в учебниках

Украина в учебниках: в Польше ругают националистов, а в России хвалят Хмельницкого

«Сегодня» решила узнать, о каких событиях, связанных с нашей страной, рассказывают школьникам в других государствах.

В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ГОЛОДОМОР СЧИТАЮТ ОБЩЕЙ ТРАГЕДИЕЙ

В России подход к освещению темы Украины в школах, за исключением XX века, мало изменился с советских времен: Киевская Русь — колыбель трех братских народов, затем Украина попала под гнет поляков, от которого освободилась во время народно-освободительного восстания под руководством Богдана Хмельницкого. Он принял историческое решение о воссоединении наших народов (Переяславская Рада). После этого история Украины подается как часть общей истории Российской империи и Советского Союза.

Историк из Москвы и украинец по происхождению Виктор Мироненко говорит, что в учебниках рассказывают школьникам и о гетмане Иване Мазепе. Говорят, что он был влиятельным человеком и состоял в доверительных отношениях с самим Петром I. Но гетману это не помешало перейти в 1708 году на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII.

Что касается XX века, то в учебниках теперь нашлось место и для ОУН-УПА. «Совсем несколькими строчками обозначают такие организации, как ОУН и УПА. О них говорили, что они были на Западной Украине еще одним препятствием к победе в Великой Отечественной войне», — говорит москвич Виталий, недавно закончивший школу. «Для россиян они остаются коллаборационистами, союзниками фашистов», — добавляет Мироненко.

Голодомор 1932-33 годов показывают немного иначе, чем у нас. Там детям рассказывают, что голод был не только в Украине, но и в других регионах СССР — Казахстане и на южных территориях России. «В РФ настаивают на том, что это была общая трагедия всех народов, которые проживали в Советском Союзе. При этом в цифрах показывают, что по количеству жертв Украина превалировала», — продолжает историк.

Голод. Пишут, что погибло много украинцев, россиян и казахов.

Что касается описания периода после распада Союза, то Украина в школьных учебниках упоминается лишь мимоходом — в контексте отношений России с другими странами СНГ.

ЧЕХИЯ: ЗАКАРПАТЬЕ БРАЛИ НЕХОТЯ

В чешских учебниках история нашего края упоминается впервые в разделе «Восточные славяне». Подчинив местные племена, князь Олег сбил их в Киевскую Русь. Расцвет Киевской Руси пришел с князем Ярославом, пишут чешские историки, который выстроил Софийский собор и создал свод законов «Русская Правда». Отмечается появление летописи Нестора и «Слова о полку Игореве». В XII столетии из Руси выделились три группы восточных славян: великороссы (около Москвы), малороссы (на юге) и белорусы (на западе). А потом на Руси появились татары, государство распалось, и с XIIІ века учебник пишет уже только о русских.

Читайте также  Шведская война 1788-1790 гг.

Так, в Первой мировой войне против чехов воевала исключительно Россия. Правда, историки выделяют русинов как отдельную народность Карпат. Очень любопытна чешская трактовка присоединения Закарпатья к Чехословакии после Первой мировой войны. Как пишут в учебниках, когда в 1918 году стал вопрос о формировании Чехословакии (ЧСР), Карпатская Русь пожелала войти в ее состав. Но представители тогдашнего руководства Чехословакии после командировки на землю русин привезли рапорт о сильной отсталости региона (отсутствие какой-либо промышленности), и край было решено не брать в состав. Лишь через год под давлением европейских государств во время подписания Сен-Жерменского договора Карпатская Русь со скрипом была принята на правах автономии.

Вспомнили также, что на Галичине произошел Брусиловский прорыв. Больше упоминании об Украине нет. Россию, правда, вниманием не обделили. Есть целая глава о том, как там произошла революция в 1917 году и к зарождению тоталитарного режима.

БЕЛАРУСЬ: «ХМЕЛЬНИЦКИЙ ПРЕТЕНДОВАЛ НА НАШИ ЗЕМЛИ»

В Беларуси учебники истории начинаются с возникновения Киевской Руси. Здесь так же, как и у нас и в России, рассказывают, что Киевская Русь дала жизнь трем нашим государствам, отсюда берут начало наши народы. «Историю этого периода преподают детям подробно. Учат о князьях, о том, как был крещен русский народ в 988 году и т.д., — говорит преподаватель истории в одной из минских школ Светлана Ванчук. — Затем уже речь идет о вхождении киевских земель в Великое княжество Литовское, тогда обозначились территория, которая впоследствии станет Беларусью». Окончательно территориальные границы княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного моря от Брестчины до Смоленщины». На уроках также говорят о битве на Синих водах (на территории современной Николаевской области. — Авт.). В 1362 году князь Великого княжества Литовского Ольгерд разбил татарскую орду. После этого Киевская, Подольская, Черниговская и Волынская земли вошли в состав княжества.

Битва на Синих водах. Тогда была разгромлена татарская орда

В 1648—51 годах в Беларуси шла антифеодальная война, которая развернулась после восстания на Украине под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Стремясь создать собственное государство, Хмельницкий планировал присоединить в него также юго-восточные белорусские земли — Поднепровье и Полесье. «Уже летом 1648 года на тех районах Беларуси, на которые претендовал гетман, развернулась борьба казаков и крестьян против шляхты. На стороне казацких отрядов Кривошапки и Гаркуши воевало много белорусских бедных крестьян и мещан, пишут историки», — продолжает Ванчук.

В то же время в учебниках для белорусских вузов можно встретить и менее лестные для Богдана Хмельницкого трактовки. Так, там пишут о том, что его восстание привело к тотальной разрухе в крае, прервало экономический рост в Речи Посполитой. Описываются жестокости с обеих сторон в отношении мирного населения Беларуси.

МОЛДАВАНЕ УЧАТ, ЧТО ЧЕРНОВЦЫ И ИЗМАИЛ — УКРАДЕННЫЕ У РУМЫН ЗЕМЛИ

Молдавские школьники учат свою историю по учебнику «История румын». Известный писатель Георгий Каюров, живущий в Кишиневе, считает, что виной тому бедность страны: «После развала Союза они отказались от всего советского. Но страна была нищей, учебники не за что было печатать, и они взяли румынские». Суть их учебников в том, что на территориях Валахии, Трансильвании, Бессарабии, Буковины, Молдовы живут румыны, и они должны объединиться в одно государство: «Полное воссоединение Великой Румынии, пишут в учебниках, произошло в 1918 году, когда к Валахии и Трансильвании присоединились Бессарабия, Буковина и Молдова ». Но после войны эти территории, согласно румынской трактовке, были незаконно отторгнуты. В числе «украденных» территорий называются Буковина (нынешняя Черновицкая обл.) и южная Бессарабия (часть Одесской области, включая Измаил).

ГЕРМАНИЯ: ПО ГЕОГРАФИИ УЧАТ АВАРИЮ НА ЧАЭС

Для Западной Европы Украина остается белым пятном. Нашей стране в школьных учебниках почти не уделяют места. Например, в Германии Украину проходят по географии. «В разделе «Всемирные катастрофы» нашему Чернобылю посвящена целая глава, — рассказывает Жанна, которая живет в Саарбрюкене. — Там детям рассказывают о том, что это одна из самых страшных трагедий мира была, о том, что радиация до сих пор дает о себе знать. Еще говорят о решении руководства СССР не говорить о взрыве и что это покалечило многих людей. Но все описывается довольно сухо, одни голые факты».

Авария на ЧАЭС. Немецкие дети изучают Украину по катастрофе

В Англии нет о нас ни строчки. Наталья Николаева 17 лет живет в Лондоне, сама родом из Санкт-Петербурга. «Здесь дети углубленно изучают историю своей страны, биографии всех королей. О том, что творилось в мире, представляют туманно. Своим детям я сама рассказывала о наших странах, — говорит Наталья. — А в новой истории в английских школах вектор меняется — там начинают преподавать о Германии, скрупулезно изучают, как так получилось, что там возник фашизм. Есть раздел посвященный тоталитаризму, который был в Союзе. Сталина приравнивают к Гитлеру. Даже есть в списке рефератов тема про Сталина и Ленина. И обязательно в здешних школах рассказывают о достижениях ХХ века — например, полете Гагарина».

ПОЛЬША: ГАЛИЧАНЕ РАЗВЯЗАЛИ ТЕРРОР

Поляки в своих учебниках нелестно отзываются об украинских националистах, хотя особо трагические страницы истории украинско-польских отношений опускают. Например, обтекаемо описан конфликт с «бандеровцами» (когда Украинская повстанческая армия убила несколько десятков тысяч поляков).

В некоторых учебниках лишь скупо констатируют факт «преступлений украинских националистов против польского народа» во времена Второй мировой войны, не углубляясь в эту больную тему. В других вообще предпочли убрать упоминания об этом. «В период между двумя войнами (после присоединения Восточной Галичины к западным соседям. — Авт.) украинцы были национальным меньшинством в Польше. Радикальные группировки галичан применяли террор против польской власти. Потому украинцы и получили ущемление в плане языка и свобод», — рассказывает о содержании «украинских» абзацев в учебниках 16-летний гимназист Януш Новак из Люблина.

Хмельницкий. Поляки пишут: он толкнул Украину в объятия Москвы

Что касается более давних времен, а именно конфликта запорожцев и шляхтичей, то в школах учат, что гетман Богдан Хмельницкий пошел против польской власти и притеснял шляхту. Его восстание не расценивается как борьба за независимость. «Нас учат на уроках, что бунт гетмана Хмельницкого толкнул Украину в объятия Москвы. А потом сами же казаки пожалели о заключенном с русскими Переяславском договоре и всячески пытались поладить с поляками, подписав договор в Гадяче», — пересказывает раздел из учебника Новак.

О современной Украине в учебниках рассказывают как о потенциально «богатой стране» с благоприятным географическим положением и природными ресурсами, но из-за разрушения связей с российской экономикой и отсутствия реформ (отсюда — падение производства, инфляция и безработица) находящейся в затяжном кризисе.

Упоминают о заробитчанах, которые массово выезжают за границу в поисках лучшей жизни. Многие из таких трудятся в Польше. «А вообще, из курса истории я сделал вывод, что Украина никогда не была самостоятельной, в течение всего времени всегда принадлежала то Польше, то России», — размышляет гимназист.

ГРУЗИЯ: О БРАКАХ

В Грузии упоминаний о нашей стране совсем мало. «Учат о том, что в ІX ст. возникла Киевская Русь. Кстати, еще лет шесть назад Киевскую Русь в учебниках называли не иначе как Россия. Но в новой редакции поправили, — говорит учитель истории в школе Екатерина Данелия. — Упоминается, что между нашими странами были долгое время торговые отношения. А в XІ веке царю Баграту Четвертому помогали в феодальных войнах «русские военные из Руси». Мельком пишут о браках между владыками наших стран. Так, царица Тамара была замужем за Юрием Боголюбским, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Но через два года Юрия изгнали за содомию. Также тетка Тамары Русудан была замужем за киевским князем Изяславом Мстиславовичем.

«О вашей стране дети еще учат по литературе. Наш писатель Давид Гурамишвили нашел пристанище на Полтавщине, и там были созданы его лучшие произведения. Дети учат о Лесе Украинке, что она была великой поэтессой, лечилась и умерла в Грузии», — говорит Данелия.

ИСТОРИЯ ДЛЯ 47 СТРАН

Украина и Россия готовят совместное методическое пособие для учителей истории. «Сейчас мы работаем над темами культурного взаимодействия наших народов. Только потом воозьмемся за темы, по которых мы не сходимся. Например, Голодомор или ОУН и УПА, — говорит директор Института инновационных технологий и содержания образования Александр Удод. — Такие спорные вопросы не будем приводить к одному знаменателю. Будем просто предоставлять две точки зрения».

Ранее сообщалось, что такие пособия разработает наша страна и вместе с Польшей и Турцией. «В сентябре проведем форум министров образования стран Европы. Ожидаем 47 министров. Они обсудят создание единого исторического пространства Европы, — говорит Удод. — С Польшей в этом плане работаем уже давно. Историки собираются раз в год, чтобы обсудить учебники друг друга. И пишут свои рекомендации. Так, поляки попросили убрать негативные нотки по Польше в главах об освободительной войне Хмельницкого».

Вторая половина ХХ века в учебниках Украины

Вторая половина ХХ и начало ХХI века в концепции современной исторической науки получают сдержанную оценку. Положительными персонажами выступают диссиденты и деятели культуры. Государственные лидеры советского времени и периода независимости получают, как правило, нейтральную оценку. Важнейшим событием второй половины ХХ века считается провозглашение независимости Украины. События после 1991 года изучаются в школах Украины обзорно.

«Оттепель» и «Застой»

Трактовка событий хрущёвских и брежневских времён в украинской и поздней советской историографии практически не отличается. Школьные и вузовские учебники широко используют понятия «Оттепель» и «Застой» для характеристики общественно-политической и культурной жизни СССР. В отличие от изучения предыдущих периодов, изучение послесталинского периода истории СССР в школах Украины фокусируется на событиях в Москве. Школьники изучают создание совнархозов, покорение целины, строительство БАМа и ввод войск в Афганистан. При этом школьники на страницах учебников часто встречаются имена Хрущёва, Маленкова, Кагановича, Брежнева и Косыгина. Из деятелей республиканского уровня чаще всего упоминаются первые секретари ЦК КПУ Шелест и Щербицкий, но им уделяется гораздо меньше внимания, чем партийным боссам из Москвы. При изучении экономики наибольшее внимание уделяется эксперименту по созданию совнархозов (1957–1965) и косыгинским реформам (1965–1969).

Параллельно с изучением экономической и внешней политики СССР, украинская школьная программа обращает внимание на проявления национального сознания в УССР. В школьном курсе подробно изучается диссидентское движение, причём внимание фокусируется на деятельности именно украинских диссидентов: Ивана Дзюбы, Левка Лукьяненко, Петра Григоренко. Подробно изучается деятельность Украинской Хельсинской группы – крупнейшего правозащитного объединения доперестроечной эпохи.

Перестройка и постсоветское время

При изучении периода Перестройки наблюдается такой же подход: внешнеполитические и экономические явления изучаются в контексте общесоюзных процессов, деятельность оппозиции – в контексте жизни отдельно взятой республики. В периоде Перестройки особенно подробно изучаются катастрофа в Чернобыле и деятельность Народного движения Украины за Перестройку (позднее Народный рух Украины).

События на Украине в 1990–1991 годах изучаются особенно подробно. Декларация о государственном суверенитете 16 июля 1990 и Акт провозглашения независимости 1991 года считаются важнейшими вехами украинской истории и закономерным результатом многовековой борьбы украинского народа за независимость. Едва ли не единственное событие постсоветской истории, которое изучается подробно – принятие Конституции 1996 года. Вообще же постсоветская история Украины изучается поверхностно. Во-первых, это вызвано политической конъюнктурой: большинство политических деятелей девяностых годов до сих пор живы и активно участвуют в общественной жизни, поэтому попытки оценить их деятельность привели бы к излишней политизации образования. Во-вторых, период независимости изучается в последней четверти одиннадцатого класса, когда интерес школьников направлен не на изучение текущих предметов, а на подготовку к поступлению в вузы.

Читайте также  Политика геноцида и коллаборационизм

По состоянию на январь 2015 года в школах Украины ещё не началось изучение событий 2013–2014 годов: Евромайдана, отторжения Крыма и АТО на Донбассе. Очевидно, их понимание будет сильно отличаться от того, как эти события будут представлены в учебниках России. Более того, события последних лет, очевидно, сильно повлияют на толкование событий далёкого и недалёкого прошлого.

  • История ХIХ века в украинской историографии
  • Концепция истории Украины в украинских школах и вузах
  • Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало XII в.)

Наивно ожидать объективного освещения событий совместной истории СССР в украинских учебниках. Постоянное внедрение пропагандистского тренда в отношении характеристики исторических событий и лиц, уже настроило молодых украинцев на вандализм по отношению к памятникам советской эпохи и не только.

Историю Украины можно изучать по биографиям ее поэтов. Василий Стус в хрущевскую «оттепель» публично выступил против арестов интеллигенции. За этого его исключили из аспирантуры, нигде не печатали, не давали работать. В 1972 году арестовали и посадили за «антисоветскую пропаганду». Он умер в 83-м, объявив голодовку во время второго заключения. Таких историй много и, по-моему, этого достаточно, чтобы не любить «памятники советской эпохи».

История Украины (Учебник из параллельной реальности)

Категория: История

| Опубликовал: Lexx1206, посмотрело: 2 164, фото: 10

Прошло уже 29 лет с момента развала Советского Союза. Мы с Вами до сих пор воспринимаем украинцев как братский народ, и зачастую не понимаем их откровенную враждебность и агрессию. А когда речь заходит об истории, то вообще создается ощущение что мы переговариваемся с параллельной реальностью. А все просто. На Украине уже выросло несколько поколений которое училось по очень любопытным учебникам истории. Давайте посмотрим, а чему же их учат. Открываем «Введение в историю Украины 5 класс» Власов В., Данилевская О. издательство «Генеза» 2005 год.

«Свыше тысячи лет насчитывает история герба Украины – тризуба. Что именно изображал тризуб, точно не известно. В нем видят подобие сокола, якоря, лука и стрел, шлема, топора или рыболовного орудия, верхушку хлебного колоса – наибольшего богатства наших предков-земледельцев, а также символ трех природных стихий – воздуха, воды и земли. Однако все исследователи единодушны в том, что имеет он древнее происхождение.»

Вот так вот ненавязчиво закладывается – тысячи лет, Украина, герб Украины.

«Название Украина впервые употреблено в летописи под 1187 г. относительно Киевщины, Переяславщины и Черниговщины. Оно происходит от слова країна, которое имело значение родной край, родная сторона, земля. Впоследствии название Украина распространилось на всю нашу землю и дало наименование нашему народу, вытеснив из употребления прежнее – Русь.»

Во как. Красиво передергивают. Только на самом деле это слово тогда звучало – оукраина. Во всех случаях «оукраиной» назывались приграничные территории княжеств. Но тут же у нас параллельная реальность, где оказывается название Русь было вытеснено.

Далее идут очень интересные названия разделов. – «Княжья Русь – Украина», «Первое украинское королевство». В самих главах ничего такого, что бросалось бы в глаза нет. Все пока ненавязчиво, тут название, там упоминание легкое про древний украинский алфавит. А вот далее интересно:

«Утверждение власти Литвы на наших землях происходило достаточно мирно. Украинское население воспринимало литовских рыцарей как освободителей.»

«В украинских землях Ольгерд посадил князьями своих сыновей и племянников. В начале своего правления литовские князья не вмешивались в порядки, существовавшие в украинских княжествах. Они уверяли: «Старого мы не рушим, а нового не вводим».

«Литвины принимали христианство; украинский язык тех времен, обычаи и законы нашего народа быстро распространялись по Литве.»

А вот из раздела «Для любознательных» — «Знаете ли вы, что первые украинские типографии появились в 15 веке в Кракове, тогдашней столице Польского королевства, в состав которого входила часть украинских земель? Их владельцем был Швайпольт Фиоль. В 1494 г. Фиоль издал несколько книг для православных украинцев».

Понятно? Если издательство издает пару книг на украинском, то оно автоматически становится украинским издательством. О как. Владельцы издательств смотрите поаккуратнее, а то еще издадите одну книжку на украинском и все.

Раздел 3 «Украина казацкая»

«Первые известия об украинских казаках в письменных источниках датируются 1489 г.»

Вот бы казаки удивились если б услышали, что они украинские казаки.

Тут же проскакивает небольшой рассказик, где два наемника обсуждают казаков, и там звучит фраза — «Слышали ли вы, что у казаков есть подводный флот?»

Далее рассказывается о героических походах и войнах казаков.

«Боевые действия казаков были настолько удачны, что даже польские военачальники признавали; именно казачеству не только Польша, а и вся Европа должна быть благодарна за победу над турецкими захватчиками.»

Потом идет народно-освободительная война от польских угнетателей.

«На освобожденных землях вводились казацкие порядки, что свидетельствовало об утверждении Украинской казацкой державы.»

«Мудрая политика, военный талант и большой авторитет Богдана Хмельницкого способствовали признанию Украинской державы многими другими государствами.»

Вот и помчала параллельная реальность. В общеизвестную историю вламывается государство, о котором никто и не знал. Всем нам срочно нужно заново учить историю.

Изнурительная борьба вынуждает Хмельницкого обратиться к московскому царю. И вот тут идут гениальные перлы.

«Тот долго не отвечал (московский царь), выжидая, какая из держав, Польша или казацкая Украина, быстрее ослабеет.»

«В царской столице в марте того же года был подписан украинско-московский договор. Этот документ предусматривал установление равноправных и взаимовыгодных отношений между двумя державами, независимость Украины он не ограничивал. Однако царь не собирался выполнять договорные условия и быстро нарушил их.»

Вы видите всю глубину коварства московитов? Оказывается — это был равноправный договор держав, а не вхождение в состав Русского царства. И не было присяги русскому царю. А мы и не знали. И летописи все врут. А вот украинские историки все знают.

«С 1659 г. каждый новоизбранный гетман подписывал с царем статьи-договоры. И каждый раз в них все больше ограничивались государственные права Украины; возрастала численность царских войск, находившихся в Гетманщине и содержавшихся за счет украинцев; гетманам запрещалось поддерживать отношения с другими государствами, но в тоже время они должны были, по приказу царя, снаряжать казацкие полки для участия в войнах в составе московской армии, а также участвовать в изнурительных строительных работах в пользу Московии.»

Сильно? Как звучит то….. Ну то что гетман Мазепа герой Украины, думаю вам понятно. Ему оказывается шведский король свои войска под командование отдавал.

…«Войска эти, вступая в страну, будут находится под командой шведских генералов, но во время операций на Украине Его Королевское Величество доверит руководство ими князю (то есть гетману) и его преемникам, и это будет продолжаться до тех пор, пока Украине будут необходимы эти войска»….

Впечатляет?

«В 1764 г . царица Екатерина 2 окончательно ликвидировала гетманство. В своих приказах царица требовала от послушных чиновников; «Когда в Малороссии исчезнут гетманы, надлежит сделать все, чтобы стереть из памяти их самих и их эпоху.»

Не обошли вниманием и культуру.

«Испокон веков славилась Украина и рыцарями духа – поэтами и музыкантами, художниками и зодчими, учеными и композиторами.»

«С тогдашними школами и коллегиями-академиями связано зарождение украинского театра.»

«Все, кто имел возможность видеть храмы других народов, отмечали, что едва ли не самыми лучшими по внутреннему убранству, пожалуй, следует считать украинские православные церкви.»

Раздел 4. Украина в 19-20 вв.

«В начале 19 века Украина оставалась подневольной. Правда количество держав, владевших украинскими землями, уменьшилось. Украину разделили между собой две империи – Российская и Австрийская.»

«Бесправное положение украинцев в те времена усугублялось существованием крепостничества.»

«В крайне неблагоприятных условиях в Украине, разделенной границами Российской и Австрийской империй и затравленной, постоянными запретами и притеснениями, нарастало национально-освободительное украинское движение.»

«Оживление украинского национально-освободительного движения пугало правительства обеих империй. Особенно жесткие притеснения предпринял российский царизм.»

Вы еще не прониклись?

«В декабре 1919 г. на большей части украинских земель установилась советская большевистская власть.»

«На территории советской Украины вводились советские порядки. Развернулось невиданное строительство, претерпело существенные изменения сельское хозяйство, но не по потребностям Украины, а в соответствии с интересами огромного советского государства.»

«Величайшей трагедией тех лет стал голодомор – так называют спланированный на Украине голод.»

«Одновременно с уничтожением украинского крестьянства правительство большевиков развернуло борьбу против деятелей украинского образования, науки, искусства.»

«Несмотря на очевидную умышленность голода 30-х годов, правду о нем большевики тщательно скрывали.»

Лейтмотив чувствуете?

«Население вступало в УПА или оказывало ей всяческую поддержку. УПА воевало против гитлеровских захватчиков, так и против Красной армии, стремясь создать независимую Украинскую державу.»

Интересно и где ж это пособники фашистов с ними сражались? Или имелось в виду «плечом к плечу»?

«В 1954 году к Украине был присоединен Крым. В послевоенный период наш народ неутомимо работал, отстраивая разрушенные города и села.»

То есть не весь Советский Союз восстанавливал Украину?

«Однако условия жизни нашего народа были хуже, нежели в других, более развитых странах. Люди не могли прилагать свой талант, способности к развитию украинской культуры, хозяйства, поскольку немалых усилий требовало общегосударственное строительство – освоение Сибири и строительство Байкало-Амурской магистрали, развитие сельскохозяйственного производства на целинных землях Казахстана и т. д.»

Опять москали все соки из неньки выпивали……..

«Увольнения с работы, аресты, заключения, лагеря сурового режима, ссылки, психиатрические лечебницы, преждевременная смерть – вот что ожидало честных, талантливых людей, единственной виной которых была любовь к Украине.»

«Столетия подневольного существования разрушали не только культуру Украины, но и ее природу. Особенно ухудшилось положение украинской природы в 20 в.»

Раздел 5. Украина современная.

Ну здесь все просто, идут сплошные дифирамбы процветающей независимой Украине. В положительном ключе освещена Помаранчевая(Оранжевая) революция. И рассказывается о многонациональном, но едином украинском народе.

Вот такой вот учебник для 5 класса. Обратите внимание как аккуратно формируется негативное отношение к России. А дальнейших учебниках истории, для более старших классов это воздействие еще сильнее.

Теперь вы понимаете почему они кричат – «Москаляку на гиляку» и «Кто не скачет тот москаль»? Вот они корни всего этого перед вами. Отсюда и вырос и «Правый сектор» (запрещен в РФ), и батальон «Азов». И Одесская Хатынь отсюда выросла. Из этих учебников. После этого обучения украинский школьник выходит из стен школы с двумя комплексами. Это комплекс «мании величия» — ну как же, великая, древняя держава и комплекс «неполноценности» — нас постоянно угнетали. И в основном москали. Наложите на это ту пропаганду, что льют им сейчас в уши. И на выходе получите ту субстанцию, которая спокойно сжигает и убивает людей, просто за то, что они русские. И переубедить украинцев или же перевоспитать, уже вряд ли возможно. Так что не пытайтесь с ними спорить и что то доказывать, это бессмысленно, вас не услышат. Это уже клиника.

Цитаты из «Введение в историю Украины 5 класс» Власов В., Данилевская О. издательство «Генеза» 2005 год.

Картинки из Ісаєв Д. — «Історія України. Ілюстрований атлас.»

Украина в учебниках

О каких событиях, связанных с нашей страной, рассказывают школьникам в других государствах.

Читайте также  Революция и реформы (1905 -1914)

Россия: Голодомор считают общей трагедией

В России подход к освещению темы Украины в школах, за исключением XX века, мало изменился с советских времен: Киевская Русь — колыбель трех братских народов, затем Украина попала под гнет поляков, от которого освободилась во время народно-освободительного восстания под руководством Богдана Хмельницкого. Он принял историческое решение о воссоединении наших народов (Переяславская Рада). После этого история Украины подается как часть общей истории Российской империи и Советского Союза.

Историк из Москвы и украинец по происхождению Виктор Мироненко говорит, что в учебниках рассказывают школьникам и о гетмане Иване Мазепе. Говорят, что он был влиятельным человеком и состоял в доверительных отношениях с самим Петром I. Но гетману это не помешало перейти в 1708 году на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII.

Что касается XX века, то в учебниках теперь нашлось место и для ОУН-УПА. «О них говорили, что они были на Западной Украине еще одним препятствием к победе в Великой Отечественной войне», — говорит москвич Виталий, недавно закончивший школу. «Для россиян они остаются коллаборационистами, союзниками фашистов», — добавляет Мироненко.

Голодомор 1932-33 годов показывают немного иначе, чем у нас. Там детям рассказывают, что голод был не только на Украине, но и в других регионах СССР — Казахстане и на южных территориях России. «В РФ настаивают на том, что это была общая трагедия всех народов, которые проживали в Советском Союзе. При этом в цифрах показывают, что по количеству жертв Украина превалировала», — продолжает историк.

Что касается описания периода после распада Союза, то Украина в школьных учебниках упоминается лишь мимоходом — в контексте отношений России с другими странами СНГ.

Чехия: Закарпатье брали нехотя

В чешских учебниках история нашего края упоминается впервые в разделе «Восточные славяне». Подчинив местные племена, князь Олег сбил их в Киевскую Русь. Расцвет Киевской Руси пришел с князем Ярославом, пишут чешские историки, который выстроил Софийский собор и создал свод законов «Русская Правда». Отмечается появление летописи Нестора и «Слова о полку Игореве». В XII столетии из Руси выделились три группы восточных славян: великороссы (около Москвы), малороссы (на юге) и белорусы (на западе). А потом на Руси появились татары, государство распалось, и с XIIІ века учебник пишет уже только о русских.

Так, в Первой мировой войне против чехов воевала исключительно Россия. Правда, историки выделяют русинов как отдельную народность Карпат. Очень любопытна чешская трактовка присоединения Закарпатья к Чехословакии после Первой мировой войны. Как пишут в учебниках, когда в 1918 году стал вопрос о формировании Чехословакии (ЧСР), Карпатская Русь пожелала войти в ее состав. Но представители тогдашнего руководства Чехословакии после командировки на землю русин привезли рапорт о сильной отсталости региона (отсутствие какой-либо промышленности), и край было решено не брать в состав. Лишь через год под давлением европейских государств во время подписания Сен-Жерменского договора Карпатская Русь со скрипом была принята на правах автономии.

Вспомнили также, что на Галичине произошел Брусиловский прорыв. Больше упоминаний об Украине нет. Россию, правда, вниманием не обделили. Есть целая глава о том, как там произошла революция в 1917 году и о зарождении тоталитарного режима.

Беларусь: «Хмельницкий претендовал на наши земли»

В Беларуси учебники истории начинаются с возникновения Киевской Руси. Здесь так же, как у нас и в России, рассказывают, что Киевская Русь дала жизнь трем нашим государствам, отсюда берут начало наши народы. «Историю этого периода преподают детям подробно. Учат о князьях, о том, как был крещен русский народ в 988 году и т.д., — говорит преподаватель истории в одной из минских школ Светлана Ванчук. — Затем уже речь идет о вхождении киевских земель в Великое княжество Литовское, тогда обозначилась территория, которая впоследствии станет Беларусью».

Окончательно территориальные границы княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного моря от Брестчины до Смоленщины. На уроках также говорят о битве на Синих водах (на территории современной Николаевской области). В 1362 году князь Великого княжества Литовского Ольгерд разбил татарскую орду. После этого Киевская, Подольская, Черниговская и Волынская земли вошли в состав княжества.

В 1648—51 годах в Беларуси шла антифеодальная война, которая развернулась после восстания на Украине под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Стремясь создать собственное государство, Хмельницкий планировал присоединить в него также юго-восточные белорусские земли — Поднепровье и Полесье. «Уже летом 1648 года на тех районах Беларуси, на которые претендовал гетман, развернулась борьба казаков и крестьян против шляхты. На стороне казацких отрядов Кривошапки и Гаркуши воевало много белорусских бедных крестьян и мещан, пишут историки», — продолжает Ванчук.

В то же время в учебниках для белорусских вузов можно встретить и менее лестные для Богдана Хмельницкого трактовки. Так, там пишут о том, что его восстание привело к тотальной разрухе в крае, прервало экономический рост в Речи Посполитой. Описываются жестокости с обеих сторон в отношении мирного населения Беларуси.

Молдаване: Черновцы и Измаил — украдены у румын

Молдавские школьники учат свою историю по учебнику «История румын». Известный писатель Георгий Каюров, живущий в Кишиневе, считает, что виной тому бедность страны: «После развала Союза они отказались от всего советского. Но страна была нищей, учебники не за что было печатать, и они взяли румынские». Суть их учебников в том, что на территориях Валахии, Трансильвании, Бессарабии, Буковины, Молдовы живут румыны, и они должны объединиться в одно государство: «Полное воссоединение Великой Румынии, произошло в 1918 году, когда к Валахии и Трансильвании присоединились Бессарабия, Буковина и Молдова». Но после войны эти территории, согласно румынской трактовке, были незаконно отторгнуты. В числе «украденных» территорий называются Буковина (нынешняя Черновицкая обл.) и южная Бессарабия (часть Одесской области, включая Измаил).

Германия: по географии учат аварию на ЧАЭС

Для Западной Европы Украина остается белым пятном. Нашей стране в школьных учебниках почти не уделяют места. Например, в Германии Украину проходят по географии. «В разделе «Всемирные катастрофы» нашему Чернобылю посвящена целая глава, — рассказывает Жанна, которая живет в Саарбрюкене. — Там детям рассказывают о том, что это одна из самых страшных трагедий мира была, о том, что радиация до сих пор дает о себе знать. Еще говорят о решении руководства СССР не говорить о взрыве, и что это покалечило многих людей. Но все описывается довольно сухо, одни голые факты».

В Англии нет о нас ни строчки. Наталья Николаева 17 лет живет в Лондоне, сама родом из Санкт-Петербурга. «Здесь дети углубленно изучают историю своей страны, биографии всех королей. О том, что творилось в мире, представляют туманно. Своим детям я сама рассказывала о наших странах, — говорит Наталья. — А в новой истории в английских школах вектор меняется — там начинают преподавать о Германии, скрупулезно изучают, как так получилось, что там возник фашизм. Есть раздел посвященный тоталитаризму, который был в Союзе. Сталина приравнивают к Гитлеру. Даже есть в списке рефератов тема про Сталина и Ленина. И обязательно в здешних школах рассказывают о достижениях ХХ века — например, полете Гагарина».

Польша: галичане развязали террор

Поляки в своих учебниках нелестно отзываются об украинских националистах, хотя особо трагические страницы истории украинско-польских отношений опускают. Например, обтекаемо описан конфликт с бандеровцами (когда Украинская повстанческая армия убила несколько десятков тысяч поляков).

В некоторых учебниках лишь скупо констатируют факт «преступлений украинских националистов против польского народа» во времена Второй мировой войны, не углубляясь в эту больную тему. В других вообще предпочли убрать упоминания об этом. «В период между двумя войнами (после присоединения Восточной Галичины к западным соседям. — Авт.) украинцы были национальным меньшинством в Польше. Радикальные группировки галичан применяли террор против польской власти. Потому украинцы и получили ущемление в плане языка и свобод», — рассказывает о содержании «украинских» абзацев в учебниках 16-летний гимназист Януш Новак из Люблина.

Что касается более давних времен, а именно конфликта запорожцев и шляхтичей, то в школах учат, что гетман Богдан Хмельницкий пошел против польской власти и притеснял шляхту. Его восстание не расценивается как борьба за независимость. «Нас учат на уроках, что бунт гетмана Хмельницкого толкнул Украину в объятия Москвы. А потом сами же казаки пожалели о заключенном с русскими Переяславском договоре и всячески пытались поладить с поляками, подписав договор в Гадяче», — пересказывает раздел из учебника Новак.

О современной Украине в учебниках пишут как о потенциально «богатой стране» с благоприятным географическим положением и природными ресурсами, но из-за разрушения связей с российской экономикой и отсутствия реформ (отсюда — падение производства, инфляция и безработица) находящейся в затяжном кризисе.

Упоминают о заробитчанах, которые массово выезжают за границу в поисках лучшей жизни. Многие из таких трудятся в Польше. «А вообще, из курса истории я сделал вывод, что Украина никогда не была самостоятельной, в течение всего времени всегда принадлежала то Польше, то России», — говорит гимназист.

Грузия: о браках

В Грузии упоминаний о нашей стране совсем мало. «Учат о том, что в ІX ст. возникла Киевская Русь. Кстати, еще лет шесть назад Киевскую Русь в учебниках называли не иначе как Россия. Но в новой редакции поправили, — говорит учитель истории в школе Екатерина Данелия. — Упоминается, что между нашими странами были долгое время торговые отношения. А в XІ веке царю Баграту Четвертому помогали в феодальных войнах «русские военные из Руси». Мельком пишут о браках между владыками наших стран. Так, царица Тамара была замужем за Юрием Боголюбским, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Но через два года Юрия изгнали за содомию. Также тетка Тамары Русудан была замужем за киевским князем Изяславом Мстиславовичем.

«О вашей стране дети еще учат по литературе. Наш писатель Давид Гурамишвили нашел пристанище на Полтавщине, и там были созданы его лучшие произведения. Дети учат о Лесе Украинке, что она была великой поэтессой, лечилась и умерла в Грузии», — говорит Данелия.

История для 47 стран

Украина и Россия готовят совместное методическое пособие для учителей истории. «Сейчас мы работаем над темами культурного взаимодействия наших народов. Только потом возьмемся за темы, по которых мы не сходимся. Например, Голодомор или ОУН и УПА, — говорит директор Института инновационных технологий и содержания образования Александр Удод. — Такие спорные вопросы не будем приводить к одному знаменателю. Будем просто предоставлять две точки зрения».

Ранее сообщалось, что такие пособия разработает наша страна вместе с Польшей и Турцией. «В сентябре проведем форум министров образования стран Европы. Ожидаем 47 министров. Они обсудят создание единого исторического пространства Европы, — говорит Удод. — С Польшей в этом плане работаем уже давно. Историки собираются раз в год, чтобы обсудить учебники друг друга. И пишут свои рекомендации. Так, поляки попросили убрать негативные нотки по Польше в главах об освободительной войне Хмельницкого».

Татьяна Негода, Екатерина Стулень, Александра Харченко,
«Сегодня»

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: