Император константин и христианство

Фигура римского императора Константина Великого противоречива. Он закрепил в Европе христианство и ратовал за терпимость, однако всю жизнь оставался язычником и крайне жестоко расправлялся с конкурентами.

Император константин и христианство

Константин Великий — языческий покровитель христианства

Фигура римского императора Константина Великого противоречива. Он закрепил в Европе христианство и ратовал за терпимость, однако всю жизнь оставался язычником и крайне жестоко расправлялся с конкурентами.

«Основание Константинополя», Петер Пауль Рубенс

Константин I Великий (прим. 275 — 337 гг.) — один из самых выдающихся императоров Римской империи. Он служил идеалом великого правителя для многих европейских монархов. Период правления Константина символизирует приход в Европу христианской религии и, одновременно, мирное сосуществование христианства и языческих культов. В православной церкви Константин, перенесший столицу империи из Рима в Константинополь, возведен в ранг святого.

Незаконный наследник

Бронзовая голова Константина

Константин родился предположительно в 275 году в Наиссе (сегодня — Ниш) на территории нынешней Сербии. Он был незаконнорожденным сыном Констанция, впоследствии августа Римской империи, и Флафии Елены . Еще в детском возрасте Константина против воли родителей отправили ко двору восточной части империи, где он впоследствии сделал военную карьеру.

В 305 году, после возведения Констанция в ранг августа западной Римской империи Константин смог вернуться к отцу. Год спустя, во время совместной экспедиции в Британию Констанций скончался, и войско провозгласило августом его сына. С этого момента Константин начал борьбу за абсолютную власть над Римской империей.

Союзы брачные и политические

В то время Римская империя управлялась по принципу тетрархии. Территория была поделена на четыре зоны — две в восточной и две в западной части. Оба августа назначали для управления второй половиной своей территории цезарей. В 307 году Константин приехал в Трир — столицу западной Римской империи — и женился на дочери цезаря Максимиана Фаусте, закрепив, таким образом, свои претензии на власть.

В 311 году, после кончины Максимиана, августа Галерия и цезаря Севера, у Константина осталось два конкурента — август Лициний и сын Максимина Максенций. Последний затем претендовал на престол августа западной Римской империи, который занимал Константин. Константин заключил союз с Лицинием, отдав ему в жены свою сестру Констанцию, и отправился со своим войском в Рим, где располагалась армия Максенция.

Битва у Мульвиева моста

В 312 году состоялась великая битва у Мульвиева моста, в которой Константин разгромил Максенция. При этом, согласно легенде, одержать победу Константину помог Христианский Бог, явив ему в день битвы знамение в виде пылающего креста с надписью на греческом: «Сим победишь». С этого дня Константин стал единоличным правителем западной Римской империи и сторонником христианской религии.

»Победа Константина в битве у Мульвиева Моста», Йоганнес Лингельбах

Вернувшись с поля битвы, Константин вместе с восточным августом Лицинием заключил Медиоланский эдикт о терпимости. Эдикт запрещал преследовать христиан и одновременно разрешал дальнейшее проведение языческих обрядов, за исключением жертвоприношений. С этого момента Константин начинал целенаправленную поддержку христианства. Именно в годы его правления было начато строительство таких памятников христианской архитектуры, как собор Святого Петра в Риме и храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Отец христианства и основатель «нового Рима»

При этом «отец христианства» был весьма противоречивой фигурой, его поведение зачастую не соответствовало образу праведного христианина. Ведя борьбу за единоличную власть, Константин не останавливался ни перед чем. В 323 году его армия разгромила войска бывшего союзника Лициния. Несмотря на уговоры своей сестры — супруги Лициния, — Константин велел казнить конкурента. После этого Константин Великий стал единоличным властителем Римский империи.

Сам император поклонялся Богу Солнца и представал в этом образе на многих изображениях

Три года спустя, опасаясь заговора, император казнил своего старшего сына Криспа и жену Фаусту. Дав своим детям христианское воспитание, сам Константин всю жизнь оставался язычником. Обряд крещения он принял лишь на смертном одре — в 337 году, однако эта легенда не подтверждена историческими фактами. Зато еще в средние века был опровергнут слух о том, что во время крещения император заявил епископу Сильвестру I, что отныне церковная власть имеет приоритет над светской. Именно эта историческая фальсификация, получившая название «Дар Константина», стала фундаментом власти папства.

Последним великим делом великого императора стало основание новой столицы — Константинополя (ныне — Стамбул). «Новый Рим» был заложен в 326 году и освящен в 330 году, вскоре после того, как христианство стало официальной религией Римской империи. Посла раскола церкви в 1054 году Константинополь стал центром православной религии, а его основатель был возведен в ранг святого.

Выставка

«Константин Великий»: портрет на фоне эпохи

Сразу в трех музея Трира проходит грандиозная выставка, посвященная личности и эпохе императора Римской империи Константина Великого. Здесь представлены экспонаты из 160 музеев, в том числе из Лувра, Ватикана и Кремля. (02.07.2007)

История

Трир: римляне, курфюрсты и туристы

«Roma Secunda» – Второй Рим – такое название носил немецкий город Трир во 2-3 веках нашей эры. Посетители Трира в буквальном смысле на каждом углу сталкиваются со следами славного прошлого этого города. (07.10.2004)

репортажи

Тур по Мозелю: На «даче» императора Константина

Согласно легенде, около Ноймагена будущему первому христианскому императору Римской империи явился Иисус… (11.01.2007)

Контекст

Тур по Мозелю: Ворота, не следы на песке

Выросшие по красную сторону от «железного занавеса» при упоминании Трира, наверное, подумают о Марксе. Их буржуазные антиподы вспомнят, в первую очередь, ворота Порта Нигра. (14.02.2007)

  • Дата 02.07.2007
  • Автор Татьяна Петренко
  • ТемыФедеральная земля Рейнланд-Пфальц, Трир
  • Ключевые словаконстантин, великий, император, римская, империя, трир
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/BB1H

Также по теме

Археологи нашли в кукурузном поле церковь императора Оттона Великого 08.07.2021

Церковь святой Радегунды в Саксонии-Анхальт в X веке служила пфальцем — дворцом для правителей Священной Римской империи. Храм был снесен в ходе Реформации 500 лет назад.

«Иерусалим на Рейне» стал Всемирным наследием 27.07.2021

Памятники еврейской истории в немецких городах на Рейне — Шпайере, Вормсе и Майнце — включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Подробности и фоторепортажи.

2✡21: 1700 лет еврейской жизни в Германии 19.02.2021

От указа императора Константина — до наших дней. В Германии отмечают 1700-летие еврейской жизни.

Император Константин христианин или тайный язычник?

Император Константин Великий, известен в истории как первый римский император, принявший христианство. Однако легенды и археологические свидетельства говорят об обратном. Похоже, Константин скрывал свои религиозные убеждения и этот секрет был под замком многие века.

Константин построил много христианских церквей, включая собор Святого Петра в Риме, Святой Софии в Константинополе, собора в Иерусалиме, Бетлееме и много других.

Он стал императором в 306 году н.э. и правил 31 год.

Согласно легенде, перед битвой у моста Милван в 312 году он увидел огненный крест в небе с надписью «с ним покоришь».

Он понял это знамение как сигнал от Бога принять христианство. Он верил, что получит небывалую силу, божескую поддержку и величайшее в мире королевство, если последует этому знамению.

Его указом христианство стало официальной религией Рима в 324 году.

Вопрос, действительно ли он был истинным христианином или просто искал поддержки влиятельных отцов церкви для достижения своих политических целей?

Его ближайшими совет нивами были бишопы Хосиус, Лактантиус, Эусебус. Кроме этого он назначил на высокие посты много своих людей, принявших христианство. Эти так сказать христианские министры имели много привилегий. Кроме этого он назначил многие привилегии языческим священникам, принявшим христианство. Так они получали солидное денежное вознаграждение и были освобождены от налогов.

Бишопы и их паства были религиозной армией Константина. Но, кроме создания законов, строительства церквей и поддержки священников не заметно чтобы Константин был истинным христианином.

Он поддержал бишопов, выступавших против волшебства частных богослужений языческим богам. Следить за этими законами он поручил второстепенным священникам и сам не был заинтересован в их выполнении.

Он приказал разрушить многие языческие храмы, например, храм Афродиты в Ливане. В качестве предлога он использовал недовольство населения новой религией, а если такого не было, то храмы оставались нетронуты. Кроме этого, если бишоп чувствовал угрозу его деятельности от языческого храма, то храм разрушался под предлогом запрета жертвоприношений или еще чего.

Помимо политических мотивов поддержки растущего числа священников у него был и скрытый мотив, о котором знал бишоп Рима и поддерживал Константина в его тайне.

Секрет заключался в том, несмотря на принятия христианства, Константин по-прежнему поклонялся Богу Солнца и языческим символам.

Истоки его религиозных верований лежат в его детстве. Он вырос в свите императора Константина Хлоруса, который был сторонником неоплатонизма и последователем культа Непокоренного солнца.

Его мать, императрица Елена была христианкой и много путешествовала по Ближнему востоку, разыскивая артефакты, связанные с жизнью Христа.

Согласно ранним преданиям, она была первой, то опознал наиболее важные места, связанные с библией. Константина не интересовали религиозные увлечения матери, и он поклонялся Солнцу или Митраизму.

После принятия христианства Константин построил триумфальную арку в Риме и что интересно она была посвящена не символам христианства, а Непокоренному Солнцу. Во время своего правления он изменил много символов, связанных с язычеством, но не прекратил следовать старым традициям. Он много переименовал из них, но по-прежнему разрешал им поклоняться.

Так, в 321 году он законодательно закрепил празднование Дня солнца как выходного дня для всех.

В 330 году Константин построил колонну, которая является ключом для понимания его религиозных предпочтений. Это была колонна со статуей Бога солнца. Она была построена в центре форума, сейчас известно это место, как площадь Кимберлита в Стамбуле. Сейчас она высотой 35 метров, а в древние времена она была на 15 метров выше.

На вершине ее статуя императора Константина. Она украшена языческими и христианскими символами. Константин изображен как Аполлон с золотой короной, величайшим символом всех королей времен Александра Македонского.

Говорят, что в руках у него фрагмент истинного Креста, а в ногах корзина с фрагментами Креста, амфора, принадлежавшая Марине Магдалене, деревянная статуя Афины Пал лаской их Трои и другие вещи из библейских сказаний.

Читайте также  Расселение славян после распада праславянской общности

Византийский император Мануэль Камненос (1143-1180) посчитал этот монумент слишком языческим и приказал поместить на вершине Крест. Монумент много раз был поврежден, но сохранился до сих пор. Сама статуя Константина находится в музее.

Итак, кто Константин? Язычник, христианин или бог?

После смерти Константин стал языческим богом. Археологические свидетельства доказывают, что, как и прежние римские правители Константин считал себя сыном древних богов.

Трудно поверить, что его вера в Христа была такой же сильной как у его матери Елены. Он более похож на умного политика, чем на человека, хотевшего обратить мир в христианство.

Император Константин видео

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

Голова колосса Константина (неизв. скульптор, ок. 312-325 гг.). Капитолийские музеи, Рим

Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (+ 337), святой равноапостольный, император Римский (306-337)

Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

Равноап. царь Константин Великий. Греческая икона, XXI в.)

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе (322 г.) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Равноап. царь Константин. Мозаика в Соборе Святой Софии в Константинополе (кон. X в.)

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: «Сердика — мой Рим.» Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи [1]. Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Равноапп. цари Константин и матерь его Елена. Новгородская икона (XVII в.)

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, — уже самой Фаусты, показывает его с другой стороны.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая 337 года.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомидии, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 году к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина — Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока в 350 году не остался один император, Констанций II.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Креста́ Твоего́ о́браз на небеси́ ви́дев,/ и я́коже Па́вел зва́ние не от челове́к прие́м,/ во царе́х апо́стол Тво́й, Го́споди,/ ца́рствующий гра́д в руце́ Твое́й положи́:/ его́же спаса́й всегда́ в ми́ре,// моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь) из службы равноапп. Константину и Елене 21 мая:

Константи́н дне́сь, с ма́терию Еле́ною,/ Кре́ст явля́ют, всечестно́е дре́во,/ все́х у́бо иуде́ов посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных царе́й: [2] / на́с бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

Величание равноапп. Константину и Елене из Часослова, изданного Киево-Печерской лаврой в 1642 году:

Велича́ем ва́с,/ святи́и равноапо́стольнии ца́рие, Константи́не и Еле́но,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,// святы́м креще́нием всю́ вселе́нную просвети́вших.

Величание равноапп. Константину и Елене из современной Минеи [3]:

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ вы́ бо святы́м Кресто́м// всю́ вселе́нную просвети́ли есте́.

Литература

  • Керенский В.А. Литература о св. Константине Великом. Казань, 1913
  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг., 1916
  • Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965
  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998

Император Константин Великий

Живший в непростое время междоусобных войн, Константин Великий сумел объединить империю под своим началом и вывести христианство на иной уровень, прекратив жестокие гонения со стороны предшественников. Церковь удостоила его звания равноапостольного, возведя в лик святых, что говорит о большой значимости вклада, совершенного им при жизни.

Житие и воспитание

Будущий римский император родился на территории современной Сербии, а в то время — провинции Верхняя Мёзия. Точная дата рождения учеными-историками не установлена. Предположительно, это был 272 год 27 февраля. Его отцом был август Констанций I Хлор, а матерью — Елена, дочь трактирщика.

По историческим сведениям, Констанций Хлор отличался мягким нравом и снисходительным отношениям к христианам, которые подвергались гонениям в других областях огромной Римской империи. Христианкой была и его жена, возможно это и послужило причиной такой политики правителя.

  • Известно, что с первой супругой император Констанций не был официально женат. Поэтому впоследствии он женился второй раз на падчерице августа Максимиана Геркулия, что символизировало их политический союз. Жена Феодора родила Констанцию троих сыновей и троих дочерей. Но и Елена продолжала занимать особое место при царском дворе сначала при правлении мужа, а затем и сына.
  • Константин в юности жил в Никомедии, при дворе императора Диоклетиана. Такой шаг был предпринят императором восточной части империи с целью предотвращения узурпаторских поползновений со стороны отца юноши, которого Диоклетиан в качестве цезаря отправил на запад государства. Но не смотря на статус заложника, Константин пользовался всеми почестями, отвечающими его статусу и часто принимал участие в военных походах или занимался административными вопросами при дворе императора. Здесь он получил хорошее образование и обучался полководческому искусству.
  • В 285 году Диоклетианом была утверждена новая система управления государством. Так, по закону, в империи было сразу четыре правителя — два августа и два цезаря. По задумке императора, августы по истечении двадцатилетнего срока должны были отречься от власти и передать ее своим преемникам — цезарям. А цезари, в свою очередь, должны были выбрать себе новых преемников после перехода в статус августов. Соправителем Диоклетиана стал Максимиан. В качестве цезарей были избраны отец Константина и Галерий.

Когда августы подали в отставку, Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными императорами западной и восточной части Римской империи.

Однако Констанций к тому времени уже был в почтенном возрасте и испытывал проблемы со здоровьем. Он рассчитывал на встречу со своим сыном, который по-прежнему пребывал в Никомедии. Галерий же опасался, что после смерти отца, Константина объявят августом подчиненные воинские легионы. А это никак не входило в его планы, и он запретил Константину ехать к отцу.

Но юноша сбежал и отправился к Констанцию в Британию — император как раз находился в военном походе. В 306 году, когда умер август, армия провозгласила своим правителем Константина. Это произошло под Эбораком, именующимся в настоящее время Йорком.

Галерий смирился с произошедшим, тем не менее не спешил признавать Константина августом, ссылаясь на его неопытность и молодой возраст. Он направил в западную часть Флавия Севера, а Константина признал цезарем. То есть формально он находился на второй роли после Севера. Но на деле сын умершего императора пользовался огромной поддержкой галлийцев и воинских частей, как преемник последовательного и лояльного правителя Констанция Хлора. Флавий не имел таких привилегий.

Начиная с 306 года в Риме началась ожесточенная борьба за власть. В результате придворных интриг в империи появилось 5 полноправных правителей, которые не собирались подчиняться друг другу. В течение нескольких десятков лет Константин провел ряд победоносных сражений со своими оппонентами и 18 сентября 324 года был объявлен единственным правителем всей империи.

В своей политике он придерживался курса, намеченного, в свое время, Диоклетианом. При нем развернулось масштабное строительство, была проведена монетная реформа, а также изменено административное устройство государства.

Император и христианство

Христианство при Константине стало обретать статус государственной религии. Ученые ведут дискуссии о том, почему император обратился в христианство, до сих пор. Одни утверждают, что еще в юности его впечатлила честность и сила духа гонимых христиан. Другие утверждают, что правитель хотел объединить одной религией разрозненное население огромной империи. Какая версия является более правдоподобной — сложно сказать.

Еще о равноапостольных святых:

Опираясь на факты, можно сделать вывод о том, что христианское вероисповедание получило наконец-то свободу. В 313 году был издан эдикт, освобождающий клириков от податей и повинностей. В последующие годы за церквями было закреплено право на приобретение имущества.

По всей империи возводились христианские церкви и соборы. Часто с этой целью разрушались языческие храмы. В результате появления всякого рода ересей, Константин активно принимал участие в церковных делах, добиваясь единства церквей. По его инициативе был созван Никейский собор, на котором обличили ариан. Епископов арианского толка сослали, а само учение признали ересью. Однако позже император все же принял сторону ариан.

Интересно! Всю жизнь Константин Великий уклонялся от обряда крещения и лишь перед смертью принял это таинство от епископа Евсевия Никомедийского.

На смертном одре он признался, что мечтал сделать это в водах реки Иордан, но, видимо, на то не было воли Божьей.

Почитание и мощи

Святой равноапостольный царь Константин Великий почитается в православной и католической церквях 21 мая или 3 июня, в зависимости от принятого летоисчисления — по юлианскому или новоюлианскому календарю.

Тело Константина было похоронено в Константинополе в храме Святых Апостолов. Частица его мощей хранится в аббатстве св. Виктора в Марселе.

Важно! Император Константин был канонизирован за свой вклад в развитие и распространение христианства. Именно при нем язычество постепенно стало отходить на второй план, уступая место истинной религии.

Личная трагедия императора Константина

Бесспорно, как правитель, Константин заслуживает своего имени «Великий». Но есть в его биографии и неоднозначные факты, которые заставляют взглянуть на его личность с другой стороны.

Как известно, от первого брака император имел сына Криспа, который был казнен по его же приказу. Причиной тому послужила клевета второй жены Фаусты, которая обвинила наследника своего мужа в домогательствах. Мотивом для такого поступка со стороны жены императора могло послужить банальное желание расчистить своим сыновьям путь к престолу. На суде юноша в ответ на все обвинения просто промолчал, уверенно и с достоинством глядя на своего отца. Даже, когда его уводили на казнь, Крисп не промолвил ни слова.

Сложно представить, какие чувства одолевали в этот момент Константина, отправляющего собственное дитя на смерть. Но в те времена царили жестокие нравы, которые современному человеку трудно понять. Участь Фаусты также оказалась незавидной. Некоторые источники прямо утверждают, что ее убили по велению императора, как только обман был разоблачен. Другие отмечают, что женщина умерла при загадочных обстоятельствах.

Эти события тяжелым бременем легли на душу правителя, и остаток жизни он пребывал все больше в размышлениях о Боге, удалившись в Никомедию. Он верил, что только у Бога жив его любимый сын Крисп, о чем однажды разговаривал с Афанасием Великим, ища в этой мысли утешение своему горю.

Несмотря на огромный вклад императора в процветание государства, после его смерти империя пришла в упадок. И вновь были гонения на христиан. Но церковь навсегда увековечила память о великом царе, подарившем людям свободу вероисповедания, благодаря чему истинно верующие получили возможность открыто почитать Христа и не бояться быть за это казненными.

«Пятая колонна» Византийской империи

В 313 году от Рождества Христова император Западной Римской империи Константин Великий издал Миланский эдикт, по которому христианство, доселе жестоко преследуемое его предшественниками, объявлялось «дозволенной религией». Через 11 лет, после победы над симпатизировавшими язычеству соперниками, государь стал править всей империей — а христианство стало фактически государственной религией. Именно Константин был, пожалуй, первым и последним в истории императором, правильно понимавшим должные отношения веры и государства.

Сам он, хотя и называл себя «епископом внешних дел Церкви», председательствовал на ее Соборах, крестился лишь на смертном одре. Что, впрочем, ничуть не умаляет его заслуг, за которые он и был причислен к лику святых.

Однако в религиозной сфере святой Константин последовательно проводил политику толерантности. В житии святого Сильвестра, Папы Римского, отмечающегося 2 января по старому стилю, есть любопытный отрывок. После победы константинова войска над армией императора-язычника римские христиане, натерпевшиеся гонений за время правления последнего, хотели полностью изгнать язычников из города — или же заставить принять их христианство. Однако победитель тактично напомнил своим сторонникам, что «Христос желает, чтобы в Него верили свободно, а не по принуждению» — с чем Папа Сильвестр с паствой якобы «радостно согласились».

Но уже после смерти первого Константина его последователи не отличались столь похвальным образом мышления, а потому пришедших к власти христиан уже некому было учить истинно христианской модели поведения. В итоге вера в древних богов стала искореняться усиленными темпами — и не столько из-за осознания язычниками нравственной высоты учения Христа, сколько из-за усиливающихся преследований государственной власти. Вплоть до смертной казни за проведение жертвоприношений по указам императора Феодосия Великого, начиная с 381 года нашей эры.

После этого роль язычества практически сошла на нет — оставшись лишь в виде эпизодических проявлений и просто «пережитков прошлого» даже в христианской среде. Империя приняла единую веру — и казалось, ее мощь от этого только увеличится. Однако, на деле получилось по-другому. И виной тому стали ереси. Точнее отношение к ним государственной власти.

Вообще, само по себе слово «ересь» означает всего лишь «разномыслие», «свободомыслие». И апостол Павел в своем послании к Коринфянам пишет об этом достаточно спокойно: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19) В греческом оригинале Священного Писания, кстати, как раз и употреблено окаянное слово «ереси» — которое явно для спокойствия верующих в Синодальную эпоху было заменено при переводе на более благозвучное «разномыслия». Хотя святые Кирилл и Мефодий отчего-то не боялись сохранять Слово Божье в неприкосновенности, извращая Его даже из самых лучших побуждений — в церковно-славянском варианте цитированная выше фраза звучит как «Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас».

На самом деле, конечно, «ереси» бывают разные. Любой христианин имеет право на свое «богословское мнение» — и, если оно не объявляется им непреложной и общеобязательной для других истиной в последней инстанции, а также не прямо противоречит фундаментальным основам вероучения, имеет право на существование. В первые века христианства число настоящих еретиков можно пересчитать по пальцам. И это действительно люди, с христианством ничего общего не имеющие, такие, как, например «дуалисты», признающие «злое вещество» и «благой дух» — с самостоятельными «злым» и «добрым» Богом.

Разумеется, любая серьезная ересь, извращая веру, сильно мешает спасению. Но насколько оправданно объявление еретиков «отявленными грешниками» и злодеями на основании исключительно содержания доминирующей среди них идеологии? Православие духовно обладает всеми доступными для верующих средствами обретению вечной жизни — но можно ли сказать, что реально существующие церкви сплошь состоят из одних святых? Увы, различие между словами и делами существует повсеместно. Так и самый враждебный учению Христа доктринальный подход не означает повального злодейства всех исповедающих его на словах. Во всяком случае, никто не запрещает христианам сотрудничать с неверующими в чисто мирских делах — что тоже есть выполнение Божьего замысла. Апостол Павел не зря именовал современных ему представителей абсолютно нехристианской римской власти «Божьими слугами» (Рим. 13:4) — поскольку те по мере своих сил старались предотвращать явное зло и беззаконие.

Но после массового притока бывших язычников в Церковь, туда же были перенесены и их любовь к философским спорам. С другой же стороны, та же Церковь как институт с единым вероучением давала большой соблазн выдать свое мнение за единственно правильное — объявив противников «еретиками». Как иронически заметил в этой связи протестантский теолог Гарнак: «Произошла острая эллинизация христианского сознания».

Ситуация усугублялась еще и тем, что теперь христианство стало не только нравственной, но и идеологической опорой государства. Последнее же не могло оставаться в стороне от ожесточенных споров о вере. Созыв Собора, особенно Вселенского, — как раз и есть то, чего добился император, пытаясь получить ответ от собравшихся на него иерархов — что есть правильная вера, а что преступная ересь. Хотя решения на Соборах порой принимались большинством в один голос — меньшинство должно было немедленно признать свою неправоту, под угрозой отлучения от Церкви.

Первым мощным потрясением для Империи стали «арианские споры», которые велись о том, кем является Христос — истинным, единородным и единосущным Сыном Божьим, или же всего лишь «подобносущным», сотворенным, хотя и совершенным существом, по Благодати избранным Богом в спасители человечества. После того, как ожесточенные стычки между православными и арианами, нередко заканчивающиеся кровопролитием, преследования императорами-арианами несогласных (и наоборот) изрядно нарушили мир в Византии IV века — ситуация там несколько стабилизировалась.

Однако арианство укоренилось в Западной Римской империи — особенно среди фактически захвативших ее воинственных германских племен, к тому времени принявших христианство. Что, собственно, в конце концов, и привело к формальному прекращению существования древнего государства в 473 году, когда вождь одной из германских шаек Одоакр, низложивший последнего императора Запада Ромула Августула, отослал знаки его императорского достоинства в Константинополь. А вместо гордого Рима на громадной территории от Италии до Северной Африки остались лишь так называемые «варварские королевства». Правда, слишком долго арианство в них не продержалось — исчезнув, максимум, к VII веку, но о былом единстве когда-то обширной империи можно было позабыть навсегда.

Следующей известной ересью, осужденной на 3-м Вселенском Соборе, стало несторианство, которое утверждало, что в Христе было две личности и две природы — человеческая и божественная. Впрочем, с учетом того, что сторонниками этого мнения были, в основном, византийские интеллектуалы — опасных последствий для государства от начавшегося искоренения этой ереси не произошло.

Но уже через два десятилетия бывшие главные борцы с несторианством, египетские христиане, в массе своей впали в противоположную ересь — монофизитскую. Утверждающую, что в Христе, кроме одной божественной личности (что соответствует Православию), наличествует всего одна, божественная природа — а человечество в Спасителе «поглощено Божеством, как горсть земли океаном». Причиной этому, как нетрудно догадаться, стало излишнее следование египтян монашеским практикам.

Действительно, все подвижники без исключения де-факто относятся к своему телу, как к «ослу, пригодному лишь для того, чтобы довезти до Небесного Иерусалима». Но все же, Священное Писание говорит о том, что после Второго Пришествия Христова все мертвые воскреснут в своих телах, пусть даже и обновленных, нетленных. То есть, забота о плоти, которая, по словам апостола Павла, «есть храм Духа Святого» — не менее важна для верующего, если, конечно, она не мешает примату заботы о духе. А монофизитство, фактически, санкционировало, называло единственно желательным для верующего, лишь голый «спиритуализм» — с чем верующие большей части Византии, гораздо более цивилизованные, чем египтяне, согласиться не могли. Да, византийцы очень уважали монашеские подвиги — но понимали, что у «мирян» свой путь ко спасению.

В итоге, после осуждения монофизитсва на 4-м вселенском соборе в 451 году, в государстве возник опасный раскол — причем больше по географическому принципу. Ведь, хотя в Египте и был назначен православный патриарх — большинство рядовых христиан предпочли верность прежней иерархии. Ситуация то обострялась, доходя до вооруженных мятежей и захвата патриаршего престола, то затихала. Императоры то усиливали репрессии, топытались найти богословские компромиссы, например, в виде «монофелитства», утверждавшего, что хотя в Христе и существует и Божественная, и человеческая природа, но реально проявляется лишь первая.

Читайте также: Крест Господень: от Иерусалима до Рима

Впрочем, такие «полумеры» не удовлетворили ни коптов-монофизитов, ни православных Византии и (тогда еще) Запада. А монофелитство было осуждено на 6-м Вселенском соборе в 680 году. Однако за 40 лет до этого мусульманская конница пророка Мухаммеда без особого труда завоевала и Египет, и всю Северную Африку — поскольку местное население, по большей части ненавидящее византийцев за их религиозные притеснения, не оказало завоевателям почти никакого сопротивления.

Пагубная роль следующей заметной византийской ереси, иконоборчества, не столь очевидна, как в приведенных выше примерах. С одной стороны, императоры-иконоборцы Исаврийской династии стали первыми, кто оказал исламской экспансии эффективное сопротивление. С другой стороны, на уже завоеванных мусульманами и прежде христианских территориях Ближнего Востока проживали иконопочитатели-православные. Рассчитывать создать среди которых «пятую колонну» против иноверцев византийские государи-иконоборцы явно не могли.

В этой связи характерен эпизод из жизни прп. Иоанна Дамаскина, видного богослова и гимнографа VIII века. Он занимал пост министра при дамасском халифе, но жестко полемизировал с иконоборцами. В ответ те оклеветали его перед халифом в том, что Иоанн якобы готов открыть ворота Дамаска византийским войскам — за что мусульмане отсекли святому руку, впрочем, сразу же исцеленную Богородицей, после чего подвижник и удалился в монастырь. Но пример весьма показателен — утверждение в сотрудничестве восточных христиан с вроде бы христианской, но еретической Византией в те времена могло быть только клеветой.

Но, пожалуй, самой губительной (хотя на самом деле, ничтожной) «ересью» для Византии стали споры вокруг знаменитого «Филиокве». Что по латыни означает исхождение Духа Святого не только от Отца (как и принято в Православном Символе Веры), но и от Сына. Прибавка впервые появилась в Испании в VII веке, ей местные православные епископы пытались подчеркнуть в среде ариан высокий статус Сына Божьего. Постепенно он вошел в употребление и во всей Римской церкви. Однако в IX веке византийский патриарх Фотий (кстати, современник и друг святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянства) поругавшись с современным ему Папой Римским за контроль над одним из районов Балкан, внезапно изыскал в употреблении «Филиокве» целых четыре группы страшнейших ересей.

И хотя Фотий вскоре был смещен со своего поста (и заменен патриархом Игнатием, которого император сместил, чтобы дать место Фотию), а отношения с Римом у Константинополя наладились — злосчастная «прибавка» к Символу Веры стала своего рода «миной замедленного действия». Которая взорвалась два века спустя — когда Рим и Константинополь взаимно предали друг друга анафеме в 1054 году. Хотя главную роль в этом сыграли, конечно, не лишнее слово — а взаимоисключающие амбиции Папы и патриарха Михаила Керуллария, явно желающего стать таким же «папой», только Константинопольским. Указанный патриарх лично сверг нескольких императоров, а поставленному им Исааку Комнину даже заявил после размолвки: «Печка, я тебя создал — я тебя и разрушу». Но император не стерпел такой наглости, резонно вспомнив, что «помазанник Божий» все-таки он, а не патриарх — и отправил обнаглевшего сверх меры архиклирика в изгнание. К сожалению, ликвидировать уже возникший Великий Раскол это уже не смогло…

Ну, а итогом этого раскола, если говорить коротко, стала гибель государственности и Византии — да, впрочем, и остальных православных государств тоже, в течение XIV-XV веков оказавшихся под турецким игом. Граница которого аккурат совпала с католическим миром, который в случае нужды мог мобилизовать мощные военные ресурсы, которые были не по зубам даже хваленым османским янычарам. Собственно, целых 27 лет — от падения Константинополя в 1453 до полной ликвидации зависимости Руси от Орды в 1480 на карте мира не было ни одной полностью независимой православной державы.

Как видим, попытка смешения церкви и государства в Византии в конце концов оказала последнему «медвежью услугу». Конечно, можно сказать, что в те времена с религиозной терпимостью везде было плохо. Однако это далеко не так…

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: