Киевская русь после ярослава мудрого

Кто правил после Ярослава Мудрого Русью?

Значение правления великого князя Ярослава Мудрого в истории Руси трудно переоценить. Он расширил границы государства, издал Церковный устав, «Русскую правду» – свод законов русского феодального государства, при нём открывались монастыри, школы, переписывались книги. Спустя годы многолетней смуты Ярославом Мудрым было установлено единовластие. Но после его смерти страна распалась на удельные княжества. Кто правил после Ярослава Мудрого?

Междоусобицы на Руси XI века

Единое и сильное государство, оставленное Ярославом Мудрым, после его смерти медленно распалось на отдельные княжества, которые враждовали между собой, принося ослабление и упадок Руси. Формально государство оставалось единым, но княжества связывали только единая вера и общий род. Они находились в постоянных распрях и борьбе за киевское правление. С течением времени отчуждение становилось всё больше. Виновниками этого были те, кто правил после Ярослава Мудрого – его сыновья и порядок наследования, по мнению некоторых учёных, установленный самим великим князем.

Следствием этого разброда было ослабление Киевского государства: как экономическое, так и политическое. Разбив при Ярославе печенегов, теперь Русь не могла собрать достаточное войско для отпора новому кочевому народу – половцам, появившимся в южных степях с середины XI века. Они разоряли русскую землю: грабили, творили препятствия торговле, захватив все пути на юг и восток. Что же могло произойти, в чём была причина этого бедствия?

Ярослав Мудрый и его сыновья

Виной всему стал установившийся порядок наследования киевского престола, так называемый лествичный, который определял тех, кто правил Русью после Ярослава Мудрого. По некоторым сведениям, сам великий князь распределил все города, входящие в Киевскую Русь, между своими сыновьями, которых у него было пятеро. Старший сын, Изяслав, унаследовал Киев и Новгород, следующий по значимости город Чернигов достался Святославу, идущему за ними Всеволоду – Переяславль. Двое других, по некоторым сведениям, к этому времени умерли.

Старший сын правил Киевом и Новгородом. Он считался первым среди братьев, но каждый управлял своим городом самостоятельно. Порядок наследования был следующим: по смерти киевского князя, его дети наследовали какой-либо город. Правителем Киева становился князь Чернигова. Если он умирал, не достигнув звания великого князя киевского, то его дети теряли право на наследство так же, как и дети остальных князей, кроме киевского. Правителем Чернигова становился князь, следующий по старшинству из братьев и так далее.

При таком порядке, без крепкой централизованной власти обособление княжеств Киевской Руси год от года становилось всё заметнее, что привело к плачевному состоянию. Среди тех, кто правил после Ярослава Мудрого и их детьми, внуками Великого князя, начались свары и распри. Например, князь Изяслав дважды изгонялся из Киева, сначала горожанами, а потом – братьями. Титул великого киевского князя, с помощью войска, получил Святослав, который правил городом до своей смерти.

После него титул великого князя получил Всеволод, который уступил её старшему брату Изяславу. При этом, по установленным правилам наследования, дети Святослава не имели права на престол одного из княжеств Киевской Руси, так как их отец по закону не считался Великим князем, из-за того, что его старший брат Изяслав был жив.

Начало правления сыновей Ярослава

Первые годы деятельности тех, кто правил после Ярослава Мудрого – его сыновей, были отмечены стабильностью в стране и удачными совместными военными походами, в результате которых были присоединены новые земли. Братья старались соблюдать завет отца – жить в мире и помогать друг другу. В это же время проводится пересмотр некоторых положений «Ярославской правды». Она была дополнена запретом кровной мести. Вместо неё были введены большие штрафы. Защита имущества русичей также нашла отражение в законе, ей было уделено много внимания. Дополнения коснулись и безопасности жителей Киевской Руси. Этот важный документ получил название «Правда Ярославичей».

На начальном этапе правления сыновей, кто был после Ярослава Мудрого, произошли два важных события, негативно повлиявших на Киевскую Русь:

— Нашествие половцев. В 1061 году они произвели страшный и опустошительный набег на Переяславль. Воодушевлённые первой победой и не получившие должного отпора, они продолжали грабить и угонять в рабство русичей, чем приносили значительный вред государству.

— Мятеж Ростислава, сына умершего ещё при Ярославе Мудром князя Владимира. Он захватил Тмутараканское княжество в южных землях и изгнал его законного правителя Глеба.

Киевский мятеж

Как отмечалось выше, правление князя Изяслава в первые годы было довольно продуктивным, но на годы его княжения выпали войны с половцами. Половцы, руководимые князем Всеславом, в 1068 году захватили и разграбили Новгород и пошли дальше. Ярославичи, в ответ на это, пошли походом на Минск – столицу половцев. Захватив город, они перебили в нём всё мужское население и полонили князя Всеслава, которого увезли в Киев.

В ответ на это половцы разбили войско Ярославичей. Эта неудача заставила каждого из братьев бояться за свои земли, что породило нерешительность в общих действиях. Народ Киева, видя это бездействие, стал требовать выдать им оружие. Не получив его, поднял мятеж, изгнал Изяслава и вместо него посадил Всеслава. Через семь месяцев Ярославичи осадили Киев. Полоцкий князь сбежал, а мятеж был жестоко подавлен.

Правление Святослава и Всеволода

Считая Изяслава слабым правителем, его братья, Святослав и Всеволод, забыв установленное правило о том, кто правит после Ярослава Мудрого, объединились против него и изгнали из Киева. Он бежал к немцам. Управлять Киевом стал Святослав. Его правление было недолгим. После его смерти, Всеволод, не желая нарушать правила, уступает правление Киевом старшему брату Изяславу, который погибает в войне со своими племянниками – сыновьями Святослава.

В 1078 году Всеволод становится великим князем киевским. Чтобы прекратить вражду между родом Рюриковичей, он проводит перераспределение уделов. Это имело обратное действие, появились новые обделённые наследники. Сыновья Святослава стали объединяться с половцами, пытаясь вместе идти на Киев, но половцы приняли сторону Всеволода.

Сын Всеволода — Владимир Мономах бился с поднявшими мятеж вятичами. Страшной бедой явился голод 1092 года. Следом за ним по Киевской Руси прокатилась череда эпидемий, которые значительно поубавили население страны.

Последствия правления Ярославовичей

Не прошло и 100 лет после смерти Ярослава Мудрого, как междоусобные распри превратили некогда могучую Киевскую Русь в несколько разрозненных частей. Киевское княжество пребывало в бедности и запустении. Не было централизованной власти, способной собрать воедино все княжества. Виной тому был лествичный порядок наследования, который не устраивал наследников, считающих себя обделёнными.

Междоусобные распри ослабляли государство, делали его доступным для нападения извне. Для того чтобы осознать ошибочность лествичного порядка наследования, который в принципе приводил к дроблению государства, предстояло пройти тяжёлый путь и на тот момент до этого было далеко.

Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

Ярослав Мудрый был последним великим правителем Древней Руси. После его смерти власть разделили сыновья. Древнерусский порядок престолонаследия отличался от привычного нам «от отца к сыну». Власть переходила по «лествичному принципу» — от брата к брату. Старший находился в Киеве, младшие занимали другие города. После смерти всех братьев в очередь наследования вступали их сыновья.

Эта система привела к разрушительным последствиям и междоусобным войнам, которые продолжались всю вторую половину XI века.

Но в 1054 году, когда власть перешла к сыновьям Ярослава, ничто не предвещало беды. Трое старших — Изяслав, Святослав и Всеволод — заняли, соответственно, Киевский, Черниговский и Переяславский престолы. Братья правили дружно и вместе наводили порядок в других княжествах.

Князь ночи

Пока потомки Ярослава Мудрого распоряжались его наследием, в дальнем — северо-западном — углу русских земель, в Полоцке, дожидался своего часа ещё один наследник, которого пока не принимали в расчёт.

Всеслав Полоцкий происходил из рода брата Ярослава — Изяслава Владимировича. За ним закрепилась дурная слава — его даже прозвали Чародей. Современники считали, что он не только умеет колдовать, но и был рождён в результате колдовства и по ночам оборачивается волком.

Всеслав демонстративно построил в Полоцке кафедральный собор, равный Киевскому и Новгородскому, и начал походы на Псков и Новгород.

Ярославовичи отправились в ответный поход и в марте 1067 года разбили войско Всеслава. А после пригласили полоцкого князя для мирной беседы. Но разговора не получилось. Князь был вероломно схвачен и брошен в киевскую темницу.

Первый переворот

В 1068 году половецкий хан Шарукан Старый повёл свои полки из южных степей на запад. Ярославичи вышли ему навстречу и потерпели сокрушительное поражение. В Киеве началась паника: половцы приближались к городу, жгли и грабили всё, что встречали на своём пути. Киевляне потребовали от Изяслава выдать горожанам оружие. Князь не решился вооружать народ, и в городе началось восстание. Изяслав бежал от разъярённых горожан. Объявился он далеко от Киева, в Польше, при дворе короля Болеслава Второго.

Но в киевской темнице тем временем ждал своей участи Всеслав Чародей. Горожане открыли ворота тюрьмы и торжественно усадили князя на престол.

Изяслав и престол

Чародею не пришлось противостоять половцам и доказывать своё военное мастерство, потому что пока в Киеве продолжались междоусобицы, степняков разбило черниговское ополчение Святослава.

Оставлять столицу в руках полоцкого князя Ярославовичи не собирались. Изяслав шёл на Киев с польской армией. Всеволод и Святослав тоже собирали дружины. Всеслав, трезво осознав свои перспективы, тайно бежал на родину в Полоцк.

В 1069 году Изяслав вернулся на киевский престол, но у него уже появились новые завистники. В 1073-м его выгнали из Киева собственные братья Святослав и Всеволод, которые ещё совсем недавно помогали ему вернуть княжество. Изяслав привычно отправился за помощью в Европу и несколько лет скитался между королевскими дворами.

Сложно сказать, что именно подвигло братьев на такой некрасивый поступок. «Повесть временных лет» сообщает о происках дьявола и добавляет, что инициатором изгнания стал Святослав. Он объяснил Всеволоду лёгкое бегство Чародея из Киева тем, что тот был в заговоре с Изяславом. Так обосновывалась необходимость свержения старшего брата.

Как бы то ни было, третьим за несколько лет киевским князем стал Святослав, а Всеволод занял его место в Чернигове.

Новый порядок продолжался несколько лет, до 1076 года, когда Святослав неожиданно умер. Тем временем Изяславу опять удалось заручиться поддержкой польского короля. Всеволод, завидев на горизонте польские полки, снова «подружился» с братом.

Последний Ярославович

Сыновей Ярослава оставалось всё меньше. После смерти Святослава уже немолодые Изяслав и Всеволод отлично уживались.

В 1078 году свои претензии на отцовский черниговский престол предъявил сын Святослава — Олег. Он привёл с собой половцев, заложив печальную традицию вовлекать в междоусобные войны степняков. Старшие родственники разбили кочевое войско племянника, и Олегу пришлось бежать. Но в битве погиб и Изяслав.

Читайте также  Открытие второго фронта. освободительная миссия красной армии

В живых оставался единственный сын Ярослава Мудрого — Всеволод, который и стал киевским князем, а в Чернигове посадил своего сына — Владимира Мономаха.

Правление Всеволода оказалось относительно спокойным на фоне потрясений предыдущих лет. Он дожил до 1093 года, а затем киевский престол занял старший в роду. Им был сын Изяслава Святополк.

Война за отцовское наследство

Узнав о болезни и смерти Всеволода, половцы вновь вернулись на Русь. Попытка Святополка и Мономаха их остановить закончилась рядом страшных поражений, в результате которых киевский князь был вынужден жениться на дочери половецкого хана.

Но прошёл всего год, и половцы вернулись. И на этот раз их снова вёл повзрослевший Олег Святославович, который поставил цель вернуть отцовский Чернигов. На три года Русь погрузилась в страшную феодальную усобицу.

Князья Святославовичи (Олег и его братья) боролись за то, чтобы восстановить справедливость. Святополк и Мономах — за то, чтобы сохранить статус-кво. Лишь в 1097 году, поняв, что победить в ближайшее время никому не удастся, князья сели за стол переговоров.

Худой мир

Переговоры проходили в городе Любеч. 19 октября 1097 года на Любечский съезд собрались шесть князей. Самое важное решение, которое они приняли, — закрепить за каждым землю его отца. Таким образом ставилась точка в «лествичной» системе наследования. Братской зависти, которая приводила к войнам, стало меньше.

Святославовичи получили долгожданный Чернигов, но мир на Руси так и не наступил.

На съезде присутствовал Василько Ростилавович, потомок ещё одного сына Ярослава Мудрого — Владимира. Сразу после окончания съезда киевский князь Ростислав приказал схватить Василько и ослепить — за старые обиды.

С этого преступления начался новый виток междоусобиц, который уже не был связан с порядком наследования. Русские князья так и не смогли начать мирную жизнь.

Учиться этому пришлось уже через 130 лет, когда пришли татаро-монголы, а раздробленная и изнурённая феодальными войнами Русь не смогла оказать им сопротивления.

Князь Ярослав Мудрый
исторический портрет

Краткая биография

За время своего правления смог вновь обложить данью племена Чудь, Емь, Ятвягов и Литвы, укрепил северо-западные границы Киевской Руси, вернул Червенские города , отразил набег печенегов на Киев в 1036 году, а также заключил ряд династических браков с правящими династиями европейских государств.

Серьезной неудачей закончилось лишь одно масштабное мероприятие — поход на Константинополь в 1043 году.

Во внутренней политике князя Ярослава Мудрого стоит выделить несколько ключевых моментов: издание первого сохранившегося до наших дней свода законов — Русской Правды, церковный устав (составленный совместно с митрополитом Илларионом), развитие образования, строительство новых городов и храмов.

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил власть между своими сыновьями — Изяславом, Святославом и Всеволодом. Период мирного правления братьев называется историками «Триумвират Ярославичей», он существовал 19-ть лет, после чего распался и князья вновь начали междоусобицы.

Правление Ярослава Мудрого — расцвет Киевской Руси

К этому времени относится «Сказание о построении града Ярославля» — согласно легенде Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов, во время охоты на берегу на него напал медведь, которого князь зарубил секирой. После этого Ярослав приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени.

Борьба за власть и удержание киевского престола

Владимир собирался наказать сына и даже подготовил войска для похода, но заболел и в 1015 году умер.

После смерти князя Владимира, его старший сын Святополк, ранее заключенный отцом за попытку переворота и выпущенный незадолго до этих событий, был поддержан своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Междоусобица Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного
1015-1019

  • 1015 — убиты князья Глеб, Борис и Святослав.
  • 1016 — битва под Любечем (Ярослав побеждает)
  • 1017 — Святополк вместе с печенегами осаждают Киев (Неудачно)
  • 1018 — Святополк вместе с польским королем Болеславом I разбивают Ярослава в сражении на реке Буге и занимают Киев
  • 1019 — Ярослав побеждает в битве на реке Альте

В итоге Ярослав Мудрый одержал победу и изгнал Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, но цена победы оказалась высокой — были потеряны Червенские города, многие жители Киева, в том числе сестры Ярослава, стали польскими пленными, а земли, на которых братья сражались друг с другом, пришли в запустение.

Конфликт с Брячиславом Полоцким

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил нападение на Новгород, захватил пленных и много добычи.

Согласно официальной истории, Ярослав догнал нерадивого племянника на реке Судоме и смог отнять награбленное, обратив родственника в бегство. В следующем же году князья заключили мир, в знак которого Брячиславу под управление были переданы города Витебск и Усвят.

Согласно «Саге об Эйдмунде» все произошло гораздо менее благоприятно для князя Ярослава Мудрого.

Конфликт с Мстиславом Тмутараканским

В 1023 году Ярослав отлучился из Киева, чтобы усмирить вспыхнувший под Суздалем мятеж. Его брат, тмутараканский князь Мстислав решил воспользоваться этим и вместе с большим войском сначала подошел под стены Киева, но не стал долго осаждать город и вместо этого занял Чернигов.

Ярослав собрал дружину и выступил против брата, но потерпел поражение. Мстислав предложил заключить мир и разделить земли по Днепру.

В 1026 году братья-князья заключили мир у Городца, а впоследствии вместе отбили у Польши червенские города в 1031 году.

Кратко о сути и направлениях внешней политики
Ярослава Мудрого

Отельного внимания заслуживают разгром печенегов во время осады Киева в 1036 году и неудачный поход на Константинополь (называемый также войной с Византией) в 1043 году. Кроме того, Ярославом были заключены династические браки с правителями сопредельных государств, что позволило укрепить влияние Киевской Руси в Европе.

Основные события внешней политики перечислены в таблице ниже:

Таблица «основные события внешней политики Ярослава Мудрого»

1018 – Польский король Болеслав I и Святополк Окаянный захватывают Киев

Польский король Казимир I и Мария Добронега.

Сестра Казимира I Гертруда и Изяслав Ярославич.

В 1051 году Ярослав назначает киевского митрополита без согласования с константинопольским патриархом.

Краткая характеристика внутренней политики и реформ Ярослава Мудрого

Также, вместе с митрополитом Илларионом, которого князь Ярослав назначил без согласования с константинопольским патриархом, был издан Церковный устав.

Князь уделял внимание пропаганде образования — били открыты школа в Новгороде, организован перевод и перепись книг при Софийском соборе (основанном в честь разгрома печенегов под Киевом в 1036), там же позже появилась обширная библиотека.

По мере совершения успешных военных походов, князь укреплял границы — на пограничных территориях появлялись новые города-крепости.

Итоги и результаты правления

  • Ценой утверждения на Киевском престоле для князя Ярослава стали утраченные во время Междоусобицы 1015-1019 годов земли Черниговской Руси, которые были возвращены после заключения перемирия с князем Мстиславом и совместных походов в Польшу в 1030-1031.
  • Развитие образования стало очередным камнем в фундаменте будущей славянской культуры.
  • Строительство новых городов на приобретённых территориях и крепостей Поросской линии обеспечили дополнительную защиту государства от будущих вторжений кочевников.
  • «Правда Ярослава» и «Церковный устав» — новые вехи на этапе развития гражданского и церковного права.
  • Укреплено влияние Киевской Руси на направлениях север и северо-восток
  • Налажены отношения с Польшей, пленники и червенские города, захваченные Болеславом I возвращены
  • Заключены династические браки с королями Франции, Польши, Венгрии и Норвегии, а также с семьей императора Византии — увеличение авторитета Киевской Руси в Европе
  • Отражен набег печенегов на Киев — больше данные племена не беспокоили юго-восточные границы государства

Семья и личная жизнь

Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга и королевы Астрид, стала женой Ярослава в 1019 году.

Дети Ингигерды и Ярослава Мудрого

Сыновья

Дочери

Киевская Русь после Ярослава Мудрого
Триумвират Ярославичей

Перед смертью в 1054 году, князь Ярослав дал своим детям наставление жить мирно, без ссор и распрей, а также поделил земли между ними, старшим назначив Изяслава. Вскоре два младших сына, Игорь и Вячеслав, умерли и фактическая власть сосредоточилась в руках Святослава, Изяслава и Всеволода (старший сын Владимир умер до кончины самого Ярослава).

Вплоть до 1073 года братья правили совместно, этот период был назван историками «Триумвират Ярославичей». К сожалению, детям Ярослава, как и двум поколениям правителей Киевской Руси до них, не удалось сохранить мир внутри государства и с 1073 года они вновь начали междоусобные войны.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Ярослава Мудрого оставила более чем значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы множество картин, фильмов и памятников, посвященных князю.

Почему и за что Ярослава назвали Мудрым?

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Чесноков Константин Иванович

Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.

Помните совет Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Русская История 10. Наследники Ярослава

ПОПОВ Флегонт Петрович

г. Кишинев, 1986 г.

Каждая область Киевской державы превращается в гнездо боярских вотчин. Судьба Киева, общерусские интересы перестают интересовать не только боярство, но и самих новгородских, ростовских, черниговских и галицких князей-«рюриковичей». Они стремятся отделиться от Киева, создать независимые княжества.

Отсутствие органической связи между отдельными русскими землями, отсутствие экономической общности – всё это, делавшее объединение земель, достигнутое Киевским государством, непрочным и непродолжительным, было знамением грядущего распада.

И он наступил.
Феодальная раздробленность была ликвидирована самим историческим развитием России.

Далее у повествователя идёт некий разрыв в хронологии событий. Чем это объяснить, мы, видимо, никогда не узнаем. Но, выдерживая хронологический порядок и учитывая высказанную выше автором мысль о неком знамении грядущего распада Киевского государства после смерти Ярослава Мудрого, а также после прочтения классиков, беру на себя смелость привести высказывание двух столпов отечественной истории: Николая Михайловича Карамзина и Сергея Михайловича Соловьёва.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) в своём фундаментальном двенадцатитомном труде под названием «История Государства Российского» (1825 год), о значении которого А.С.Пушкин в 1830 году написал так: «Наша словесность с гордостью может выставить перед Европою «Историю Карамзина»», так описал период развития древней Руси после кончины Ярослава Мудрого (Том II, глава IV):

Читайте также  Причины второй мировой войны. расширение фашистской агрессии

«Древняя Россия погребла с Ярославом своё могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная Единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское счастие, будучи снова раздробленною на малые области. Владимир исправил ошибку Святослава, Ярослав Владимирову; наследники их не могли воспользоваться сим примером, не умели соединить частей в целое, и Государство, шагнув, так сказать, в один век от колыбели своей до величия, слабело и разрушалось более трёх сот лет. Историк чужеземный не мог бы с удовольствием писать о сих временах, скудных делами славы и богатых ничтожными распрями многочисленных Властителей, коих тени, обагрённые кровию бедных подданных, мелькают пред его глазами, в сумраке веков отдалённых. Но Россия нам отечество, её судьба и в славе и в уничижении равно для нас достопамятна. Мы хотим обозреть весь путь Государства Российского от начала до нынешней степени оного. Увидим толпу Князей недостойных и слабых, но среди их увидим и Героев добродетели, сильных мышцею и душою. В тёмной картине междоусобия, неустройств, бедствий, являются также яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древностию. Одним словом, История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество».

Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879) в своём труде под названием «Русская летопись для первоначального чтения», цель которого он сам определил, как «простое, живое и безыскусственное повествование древних летописцев о делах юного народа, только что начавшего общественную жизнь и её первоначальными простыми отношениями», так описывает кончину Ярослава и его завещание (Глава V):

«В 1054 году умер великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни он урядил сыновей своих, сказав им: «Вот я отхожу из этого света, дети мои; любите друг друга, потому что вы дети одного отца и матери. Если будете жить в любви друг с другом, то бог будет среди вас, покорит вам всех врагов, и будете жить мирно; если же станете ненавидеть друг друга, жить в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую они достали себе трудом великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: он будет вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль и Вячеславу Смоленск».

Далее возвращаю читателей к Н.М.Карамзину, так отметившему раздел Киевской Руси среди потомков отошедшего в мир иной Ярослава (Глава IV):

«Дети Ярославовы, исполняя его завещание, разделили по себе Государство. Область Изяславова, сверх Новагорода, простиралась от Киева на Юг и Запад до гор Карпатских, Польши и Литвы. Князь Черниговский (Святослав) взял ещё отдалённый Тмуторокань, Рязань, Муром и страну Вятичей; Всеволод, кроме Переяславля, Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, или берега Волги. Смоленская область (Вячеслав) заключала в себе нынешнюю Губернию сего имени с некоторою частию Витебской, Псковской, Калужской и Московской. Пятый сын Ярославов, Игорь, получил от старшего брата, в частный удел, город Владимир. Князь Полоцкий, внук славной Рогнеды, Брячислав, умер ещё в 1044 году, сын его, Всеслав, наследовал Удел отца – и Россия имела тогда шесть юных Государей».

Далее возвращаю Вас, дорогой читатель, к записям Флегонта Петровича. Виталий Голышев).

ДЕТИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО.

ИЗЯСЛАВ Ярославич (1024 – 1078) – великий князь Киевский (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078). Ярослав завещал ему великокняжеский стол, как старшему из сыновей, который и должен быть «старейшим» «в мене место». Ему же принадлежала Турово-Пинская земля и Новгород.

Дважды изгонялся из Киева. В 1068 году, после поражения князей в битве с половцами, отказался выдать оружие горожанам для защиты города, что послужило поводом для большого народного восстания, в результате которого Изяслав был вынужден бежать из Киева. В 1073 году был вторично изгнан из Киева братьями, Святославом и Всеволодом, при поддержке киевских горожан. Вернулся в Киев в 1077 году. Власть возвращал себе с помощью норманнов-варягов.

В 1072 году участвовал в составлении «Правды Ярославичей». Убит в битве у Нежатинской Нивы в 1078 году.

ВСЕВОЛОД (Андрей) Ярославич (1030 – 1093), великий князь Киевский с 1078 года (1078-1093). Был женат на греческой царевне из рода Мономахов. Отец Владимира Мономаха. После смерти Ярослава получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. С 1073 года княжил в Чернигове. Изгнан из Чернигова племянником, Олегом Святославичем, в 1078 году. В 1078 – 1093 – великий князь Киевский.

Первые годы княжения действовал в союзе с братьями Изяславом и Святославом, ведя с ними борьбу с половцами. После поражения, нанесённого половцами на реке Альте и восстания горожан в Киеве в 1068 году, союз распался.

Любимым сыном Ярослава был Всеволод. «Бе бо любим отцемь паче всея братьи». Понятно, почему отец выделял Всеволода. Широко образованный (он знал пять языков), умный, искусный дипломат византийской ориентации, он в то же время был смел и решителен. Недаром скандинавские саги именуют его «Смелым». Он участвовал в составлении «Правды Ярославичей».

СВЯТОСЛАВ Ярославич (1027 – 1076), третий сын Ярослава, получил Чернигов (1054 г.). Играл большую роль в деле собирания Руси. Участвовал с братьями в походе против Всеслава Полоцкого; воевал с половцами, но был разбит при Альте. Оправившись, он нанёс кочевникам жестокое поражение в Черниговской области. В 1073 году в союзе с Всеволодом изгнал из Киева Изяслава и сделался великим князем Киевским в 1073-1076 годах. Святослав был женат на сестре Трирского епископа Бурхарда.

ВСЕСЛАВ Брячиславич (умер в 1101 г.), внучатый племянник Ярослава Мудрого, князь Полоцкий с 1044 года. В 1066 году разграбил Новгород, за что был разбит при реке Немиче в 1067 году дядьями Ярославичами, захвачен в плен великим князем Изяславом Ярославичем и посажен в Киеве в тюрьму. В 1068 году освобождён киевлянами и провозглашён великим князем, но продержался недолго. Бежал из Белгорода от Изяслава Ярославича, бросив киевлян. Затем опять княжил в Полоцке.

ВЯЧЕСЛАВ Ярославич (умер в 1057 г.), князь Смоленский.

ИГОРЬ Ярославич (умер в 1060 г.), князь Владимирский (на Волыни).

ВНУКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО.

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД – съезд русских князей в 1097 году в городе Любече на Днепре, в котором участвовали шесть князей: Святополк Изяславич, Олег и Давид Святославичи, Владимир Мономах, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич.

На Любечском съезде была сделана попытка объединить силы для борьбы с набегами половцев и пресечь усобицы между князьями. Но Любечский съезд не смог остановить раздробленности на Руси. Княжеские усобицы после съезда разгорелись с новой силой.

(ПОЛОВЦЫ (кыпчаки, куманы) – тюркский народ, занимавшийся кочевым скотоводством. В XI – начале XIII веков половцы занимали причерноморские степи между Дунаем и Волгой. Они кочевали также в крымских степях, по берегам Азовского моря, в степях Предкавказья, за нижней Волгой и Яиком. С середины XI века часто внезапно совершали разорительные набеги на Русь, вмешивались в княжеские междуусобицы. В результате успешных походов Владимира Всеволодовича Мономаха в начале XII века часть половцев (40 тысяч человек) выселились в Грузию.

После поражения русских и половцев на реке Калке в 1223 году, половцы признали власть татар, часть половцев переселилась в Венгрию. Окончательно покорились татарам с образованием Золотой Орды, составив один из основных компонентов её населения).

СВЯТОПОЛК-II (Михаил) Изяславич (1050 – 1113), удельный князь Полоцкий (1069 – 1071), Новгородский (1078 – 1088), Туровский (1088 – 1093), с 1093 – великий князь Киевский.

Во время великого княжения Святополка половцы опустошили Русь. Поход против половцев в 1093 году был неудачным. После примирительного Любечского съезда в 1097 году, по наговору князя Владимир-Волынского Давыда Игоревича, с согласия Святополка, был ослеплён Василько Ростиславич, князь Теребовльский, вследствие чего вновь разгорелись междуусобия среди князей, причём Святополк пытался отнять владения у некоторых удельных князей. Лицемерный и жестокий, он разжигал княжеские междуусобия. Угнетением народа подготовил вспыхнувшее после его смерти восстание в Киеве. Незадолго до смерти Святополк участвовал в походе на половцев.

ДАВИД Игоревич (умер в 1112 г.), князь Владимиро-Волынский. Ослепил Василька Ростиславича, князя Теребовльского в 1097 году.

РОСТИСЛАВ Всеволодович (умер в 1093 г.), князь Переяславский, брат Владимира Мономаха. Потонул в Стунге во время неудачного похода против половцев, организованного Святополком Изяславичем.

ОЛЕГ Святославич (умер в 1115 г.), князь Черниговский – изгой. Один из участников княжеских усобиц. Приводил на Русь много раз половцев, при содействии которых добился Чернигова. Занял Черниговский стол в 1078 году, прогнав дядю, Всеволода Ярославича. Прозван автором «Слова о полку Игореве» «Гориславичем».

ДАВЫД Святославич (умер в 1123 г.), князь Черниговский. Один из участников съездов князей в Любече (1097) и в Витичеве (1100). Участвовал в победоносном походе против половцев в 1103 году, организованном Владимиром Мономахом.

ВАСИЛЬКО Ростиславич (умер в 1124 г.), сын Ростислава, князя Тмутараканского, князь Теребовльский. При возвращении с Любечского съезда был схвачен и по наговору ослаплён дядею князем Давыдом Игоревичем (1097 г.), освобождён Владимиром Мономахом.

ВОЛОДАРЬ Ростиславич (умер в 1124 г.), князь Перемышльский. Вместе с Владимиром Мономахом заступился за своего брата Василько, заставив Давыда освободить его.

(НЕСТОР – (годы рождения и смерти неизвестны) – древнерусский писатель и летописец второй половины XI – начала XII веков. Около 1074-78 годов Нестор постригся в монахи Киево-Печерского монастыря. В 80-х годах XI века написал первые, дошедшие до нас, произведения: «Чтение о князьях Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Нестор выступал против удельных распрей князей, разорявших страну. Большинство историков считали Нестора составителем выдающегося памятника древнерусского летописания «Повести временных лет», созданной в начале XII века. Похоронен Нестор в Киево-Печерском монастыре).

§ 17. Удельный строй после Ярослава Мудрого

§ 17. Удельный строй после Ярослава Мудрого

Единовластие, восстановленное Ярославом Мудрым после многой смуты, окончательно исчезло на Руси с его кончиною (1054). При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей, объединенных только тем, что у них была одна церковь и один княжеский род. Так как члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии, то и волости, управляемые ими, не хранили мира между собою и чем далее, тем более питали взаимное отчуждение. Последствием такого политического беспорядка был общий упадок Киевской Руси — и политический, и экономический. Только что победившая печенегов Русь не могла собрать достаточно сил для борьбы с новым кочевым народом — половцами, которые появились в южных степях с середины XI в. Отлично пользуясь неурядицами на Руси, половцы «несли розно» Русскую землю: грабили ее и мешали русской торговле, захватив все пути из Руси на восток и юг. Общее разорение и обеднение было результатом княжеских усобиц и половецкого разбоя, и Киевская Русь понемногу захирела и запустела. Уже к XIII ст., всего лет 150 спустя по смерти Ярослава, Киевское государство можно считать распавшимся на несколько частей, а самый Киев — запустевшим и обедневшим городом.

Читайте также  Русское революционное движение и польское восстание 1863 г. казанский заговор.

Одной из причин такого бедствия был порядок княжеского владения, установившийся на Руси после Ярослава. Ярослав, по преданию, сам посадил своих сыновей по городам так, что старшему из них, Изяславу, достались Киев и Новгород, следующему — Святославу — Чернигов, следующему — Всеволоду — Переяславль и т. д. Старший брат почитался старшим, или «великим», князем, но он не один владел государством. Князья стояли на той мысли, что Русская земля принадлежала всему княжескому роду. Старший князь как родовладыка сидел в старшем городе Киеве, а прочие князья по родовому старшинству размещались в городах, более или менее значительных или богатых. Все князья самостоятельно управляли своими городами, и каждый из них как сын великого князя надеялся со временем сам стать великим князем, когда умрут его старшие братья, и он станет старшим в роде над своими братьями, сыновьями и племянниками. По родовому наследованию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, то есть сын его старшего брата. Поэтому, когда в Киеве умирал великий князь, его место по правилу должен был заступить его брат, сидевший в Чернигове, а на его место в Чернигов переходил третий брат из Переяславля и т. д. Со смертью великого князя все князья подвигались на одно место ближе к Киеву, «восходили лествицею» к великому княжению, пока, наконец, его не достигали. Если же какой-либо князь умирал, не достигнув великого княжения в Киеве, то его дети теряли права свои на наследство в княжеском роде и считались «изгоями», которым уже «не было части в Русской земле». Сыновья же умершего великого князя, не оставаясь в Киеве, получали от нового великого князя особые волости наряду с прочими родичами.

Таковы были правила родового владения, признаваемые всеми членами княжеского рода. Но эти правила очень трудно было соблюдать: уже первые наследники Ярослава Мудрого дошли до ссор и междоусобий, не сумев примирить и согласовать свои притязания. Киевский князь Изяслав Ярославич был изгнан из Киева сначала киевлянами, а затем, когда ему удалось туда вернуться, его вторично прогнали оттуда родные братья его Святослав и Всеволод. Изяслав ушел в Германию и искал там помощи (у императора Генриха IV и папы Григория VII), однако без успеха. В Киеве укрепился Святослав и княжил там до своей смерти. Только по кончине Святослава Всеволод уступил Изяславу Киев; Изяслав снова стал (уже в третий раз) Киевским князем и скончался на великокняжеском столе. После него Киев перешел к Всеволоду. Таким образом, сыновья Ярослава Мудрого княжили в Киеве в таком порядке: Изяслав, Святослав, Изяслав, Всеволод. Если бы Святослав не захватил силою Киева и соблюдал бы обычай родового старшинства, то он не был бы вовсе великим князем, так как умер раньше своего старшего брата Изяслава.

Основываясь на этой мысли, Изяслав и Всеволод после смерти Святослава сочли его сыновей, Олега и Ярослава, изгоями и не пустили их в их «отчину» Чернигов. Началась тяжелая усобица между князьями и шла много лет в княжение Изяслава, Всеволода и сына Изяславова Святополка II (который как старший племянник наследовал в Киеве своему младшему дяде Всеволоду). В этой усобице приняли участие не только сыновья великих князей (то есть Святополк, сын Изяслава; Олег и Ярослав, дети Святослава; Владимир Мономах, сын Всеволода), но и другие князья-изгои, внуки и правнуки Ярослава, отцы которых умерли, не дождавшись великокняжеского стола. Таких князей-изгоев было несколько: великие князья или просто лишали их всякого наследства, или же давали им бедные волости на окраинах государства. В усобице, действуя насилием, изгои искали теперь возможности улучшить свое положение и получить свою часть в Русской земле. После многих лет борьбы князья решили покончить свои счеты на общем съезде и в 1097 г. собрались в г. Любече. Там общим советом решили, чтобы каждый князь «держал отчину свою», то есть чтобы Святополк остался в Киеве, где сидел его отец Изяслав, а дети Святослава получили Чернигов, некогда принадлежавший их отцу, а Владимир Мономах сел в Переяславле, где сидел его отец Всеволод. Таким образом, Святославичи, сочтенные ранее за изгоев, были признаны теперь полноправными князьями. Что же касается до прочих князей-изгоев, то их устроили землями на юго-западных границах Руси.

Однако и после съезда смуты не кончились, а потому и постановление съезда не было соблюдено. Когда в Киеве умер великий князь Святополк (1113), киевляне не захотели принять на Киевский стол старейших в роде князей Святославичей из Чернигова, а просили к себе Владимира Мономаха из Переяславля. Святославичей в Киеве считали виновниками смут, а Мономаха любили как защитника порядка и правды. Мономах сначала отказался идти в Киев мимо старших князей; но упорство киевлян заставило его согласиться, и, таким образом, народное избрание нарушило правильность родового преемства великокняжеского стола.

Из сказанного ясно, в чем заключались причины политических неурядиц в Киевской Руси: во-первых, установившийся после Ярослава Мудрого порядок княжеского владения и наследования был вообще очень сложен, а кроме того, и несправедлив по отношению к князьям-изгоям; поэтому всегда бывали князья недовольные, обделенные и обиженные. Во-вторых, сильнейшие князья в отношении слабейших часто допускали прямые обиды и насилия: братья, например, изгнали слабого Изяслава из Киева; дяди обидели своих племянников Святославичей. В-третьих, население, терпевшее от княжеских ссор, не хотело признавать княжеского старейшинства и не всегда повиновалось князьям: киевляне, например, изгнали от себя Изяслава, не пустили к себе Святославичей. Понятно, что при таких условиях правильное наследование столов стало невозможным и родовой порядок преемства власти должен был пасть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Правление Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого Киевляне считали виновником гибели Бориса и Глеба князя Святополка, получившего прозвище Окаянный. В борьбу за Киевский златостол (так называли в былинах киевский трон) ввязался Ярослав.В 1016 г. он пришел к Киеву с тысячей нанятых им варягов, а

Глава III Княжение Ярослава Мудрого

Глава III Княжение Ярослава Мудрого Так началось России ограбленье. Поляки обложили данью города. В народе приняли, как Божее явленье Им Святополка на престол восшествие тогда. При этом всем, в коварстве, князь решил Скорей избавиться от призванного тестя. Злодейский

3. Время Ярослава Мудрого (1036-1054 гг.)

3. Время Ярослава Мудрого (1036-1054 гг.) В 1036 г. Мстислав отправился на охоту, но там разболелся и умер. Его единственный сын умер тремя годами раньше. Ярослав стал неоспоримым властителем всей Руси, исключая полоцкие земли. Теперь как правитель Тмутаракани он мог претендовать

Наследство Ярослава Мудрого

Наследство Ярослава Мудрого Последним князем Днепровской Руси, которому удалось держать свое государство твердой рукой, был самовластец Ярослав Мудрый. После него сыновья перессорились, и начался процесс, который называют феодальной раздробленностью, то есть власть

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА После смерти Ярослава в 1054 году согласно традиционной истории Русь была поделена на уделы между сыновьями Ярослава. Изяслав, как старший сын, получил Киев и Новгород. Святослав — Чернигов, Тмутаракань, Рязань. Всеволод —

1019–1054 Правление Ярослава Мудрого

1019–1054 Правление Ярослава Мудрого Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав разбил Святополка в битве

Жена Ярослава Мудрого

Жена Ярослава Мудрого Шведская принцесса Ингигерд, жившая в конце эпохи викингов, является знаковой фигурой в истории русско-шведских отношений раннего средневековья. Ее имя довольно часто встречается в исландских сагах, упоминают ее и русские источники. Она гораздо

Будівництво Ярослава Мудрого

Будівництво Ярослава Мудрого В противенстві до Володимира, що підтримував культурні звязки з Болгарією, його синові Ярославові довелося вже користуватися безпосередніми впливами Візантії, що покоривши Болгарію й перемінивши Охридський патріярхат на підчинену

Глава 3. ЭПОХА ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Глава 3. ЭПОХА ЯРОСЛАВА МУДРОГО § 1. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб — князья-мученикиВ пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.Первым

3. Время Ярослава Мудрого (1036 – 1054 гг.)

3. Время Ярослава Мудрого (1036 – 1054 гг.) В 1036 г. Мстислав отправился на охоту, но там разболелся и умер. Его единственный сын умер тремя годами раньше. Ярослав стал неоспоримым властителем всей Руси, исключая полоцкие земли. Теперь как правитель Тмутаракани он мог

Внук Ярослава Мудрого

Внук Ярослава Мудрого Летописец под 1053 г. записал: «У Всеволода (так звали четвертого, любимого сына Ярослава Мудрого) родился сын от дочери царской, гречанки, и нарекли имя ему Владимир». На склоне своих лет, в «Поучении» детям, Мономах запишет: «Я, худой, дедом своим

Смерть Ярослава Мудрого. Княжеские междоусобицы

Смерть Ярослава Мудрого. Княжеские междоусобицы Великий князь Ярослав Мудрый умер в 1054 году Старший его сын Изяслав стал после отца великим князем в Киеве. 14 лет после смерти Ярослава его сыновья жили в полном согласии, совместно вели борьбу с дикими кочевниками и

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Обратимся к поколению сыновей и внуков Ярослава. Изяслав Ярославич (1024—1078). Второй после умершего в 1052 г. Владимира сын Ярослава. Был оставлен отцом княжить в Киеве и оставался великим князем до 1068 г., когда киевляне, недовольные его

Глава 1 Варяги Ярослава Мудрого

Глава 1 Варяги Ярослава Мудрого Сегодня о варягах написано много, что создается впечатление, будто столько же много о варягах сказано в сочинениях европейских, византийских, арабских авторов. Но еще больше в русских летописях и произведениях скандинавских собирателей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: