Конституция ссср 1977 года

Документом, регулирующим отношения между гражданами и правительством страны, является конституция, которая в СССР была принята в 1977 году.

Конституция ссср 1977 года

Конституция СССР 1977 года

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября.

Структура Конституции 1977 г.

  • I раздел — Основы общественного строя и политики;
  • II раздел — Государство и личность;
  • III раздел — Национально-государственное устройство;
  • IV раздел — Советы народных депутатов и порядок их избрания;
  • V раздел — Высшие органы власти и управления;
  • VI раздел — Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
  • VII раздел — правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
  • VIII раздел — О гербе, флаге, гимне и столице государства;
  • IX раздел — Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.

Утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

Общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

Впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

Коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам — например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР

  1. Политическая основа: СССР — социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;
  2. Экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;
  3. Социальная — нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.

Народ являлся единственным источником власти в государстве;

Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик — выс­шие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);

Высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР — это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Схемы

Третья конституция Союза СССР

Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.

Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.

Осуществление государственной власти СССР

Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.

Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.

Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики

Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.

Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР

АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик

В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.

Судебная система СССР по конституции 1977 г.

Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.

Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.

Конституция СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года — принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года.

Проект Конституции обсуждался всенародно.

В ней были преимущества перед предыдущими конституциями страны, но имелись и роковые ошибки, которые поспособствовали трагическому развалу СССР. Тем не менее, это была народная Конституция, а её официальный День был одним из любимых праздников наших людей.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя — наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятом в 1983 году). Из менее значимых изменений — переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2,5 лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Редакция Конституции от 1988 года внесла изменения в существовавшую в СССР систему органов государственной власти: объявила высшим органом государственной власти СССР вместо Верховного Совета Съезд народных депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал постоянно действующий законодательный и контрольный орган, который получал название «Верховный Совет СССР» и состоял из двух палат — Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Этими же поправками создавался Комитет конституционного надзора СССР

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура Конституции
  • 2.1 Преамбула
  • 2.2 Политическая система
  • 2.3 Экономическая система
  • 2.4 Органы власти
  • 2.5 Государственное устройство
  • 3 Эволюция конституции
  • 4 Прекращение действия
  • 5 Конституция об образовании
  • 6 Другие нововведения
  • 7 Критика Брежневской конституции
  • 8 Интересные факты
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

Структура Конституции

Принятая в 1977 году конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи.

Структура Конституции на момент принятия (7 октября 1977 года):

  • Преамбула
  • Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

  • Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

  • Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР — союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

  • Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

  • Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

  • Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:
Читайте также  Начало правления александра i

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

  • Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

  • Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР
  • Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций, и утверждается, что Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов — 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в развале СССР в 1991 году.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Конституция СССР 1977 г

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И. Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи.

Конституция СССР 1977 вошла в историю как «Конституция развитого социализма» (чаще называют — «Брежневская»). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет).

Но в Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет.

Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться — тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие «советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это — схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР — Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства».

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа — вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций». Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно. Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Читайте также  Первая государственная дума

Раздел первый — Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй — «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмой подтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции.

Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция утратила юридическую силу с роспуском Союза ССР 8.12.1991 г.

История отечественного государства и права

Конституция СССР 1977 г.

Необходимость создания новой Конституции СССР. Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен H.C. Хрущевым на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем в материалах XXII съезда партии, состоявшегося в 1961 г., этому было дано более полное обоснование. Оно сводилось к тому, что советское государство из государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство, пролетарская демократия — в общенародную демократию. Данное положение было закреплено в Программе партии, принятой XXII съездом КПСС.

Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состоять советского общества и государства в Основном Законе и постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР.

В соответствии с этим 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым.

В составе комиссии были созданы девять подкомиссий, которые вели работу по различным разделам проекта будущего Основного Закона.

После октябрьского 1964 г. Пленума ЦК КПСС, на котором первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, в составе Конституционной комиссии произошли существенные изменения. 11 декабря 1964 г. постановлением Верховного Совета СССР председателем комиссии быт утвержден Л.И. Брежнев. Данное обстоятельство, однако, не привело к повышению активности в работе над проектом Конституции. Более десяти лет комиссия практически бездействовала. В течение этого десятилетия произошли изменения в характеристике существовавшего в стране общественного строя.

В ноябре 1967 г. в докладе, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Л.И. Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества. Естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект Конституции. На это было обращено особое внимание на состоявшемся в 1971 г. XXV съезде Коммунистической партии. После съезда работа Конституционной комиссии интенсифицировалась.

Майский 1977 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его в основном. Вслед за этим Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 г. проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое продолжалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны.

Проект был рассмотрен и одобрен на 1,5 млн. собраний трудовых коллективов, воинских частей и граждан по месту жительства, 450 тыс. партийных и 465 тыс. комсомольских собраний. Проект Конституции был обсужден и одобрен на сессиях более чем 50 тыс. местных Советов и на сессиях Верховных Советов всех союзных и автономных республик. В ходе обсуждения от трудящихся страны поступило 180 тыс. писем. В целом в ходе всенародного обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, направленных на уточнение, улучшение и дополнение проекта Конституции.

Все поступившие предложения были изучены и обобщены, а затем рассмотрены на заседаниях Конституционной комиссии и Президиума Верховного Совета СССР. Многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва проект нового Основного Закона СССР подвергся всестороннему обсуждению, причем в I 18 статей были внесены поправки и добавлена еще одна статья. 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Она делилась на преамбулу, 21 главу, 9 разделов и содержала 174 статьи.

Преемственность и особенности Конституции СССР 1977 г. Характеризуя отличительные особенности Конституции СССР 1977 г., следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским конституциям. Вместе с тем она существенно отличалась от предыдущих советских конституций, содержала много нового. Впервые в советской конституционной истории составной частью Основного закона стала преамбула. В ней прослеживался исторический путь советского общества, в качестве итога которого рассматривалось развитое социалистическое общество. В преамбуле давалась характеристика основных черт этого общества.

Читайте также  Кем были главные действующие лица смутного времени

В Конституции СССР 1977 г. расширен круг вопросов, касающихся политической и экономической систем. Им посвящен раздел «Основы общественного строя и политики СССР».

В ст. 1 говорилось о советском государстве как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Как и в Конституции СССР 1936 г., в новой Конституции в качестве политической основы закреплялись Советы. Однако в условиях общенародного государства они получили название Советов народных депутатов.

В качестве экономической основы Конституция сохраняла социалистическую собственность.

Одной из характерных черт Конституции СССР 1977 г. являлось расширение пределов конституционного регулирования. В ней рассматриваются вопросы, связанные с охраной природы, обеспечением воспроизводства природных богатств и улучшением окружающей человека среды.

Важное значение имело также формулирование в Конституции принципов политики государства, всех его органов. Это выражено в таких новых главах, как «Социальное развитие и культура», «Внешняя политика», «Защита социалистического Отечества». В Конституции была представлена политическая система СССР (государство Советы, общественные организации, трудовые коллективы) как единый механизм осуществления народовластия под руководством Коммунистической партии, являющейся ядром этой системы.

Впервые в истории советских Конституций в Основном законе 1977 г. прямо закреплялся принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц (ст. 4).

Особая статья была посвящена закреплению руководящей роли Коммунистической партии в политической системе СССР (ст. 6).

В отличие от Конституции СССР 1936 г., где о правах и обязанностях граждан говорилось лишь в десятой главе (после глав об органах государства), раздел «Государство и личность» в Конституции СССР 1977 г. следует за разделом «Основы общественного строя и политики СССР».

При этом Конституция СССР 1977 г. существенно расширяла совокупность прав и свобод граждан. К ранее установленным правам теперь добавлялись право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в Государственные органы, критиковать недостатки в их работе.

Особенно важно отметить, что в Конституции СССР 1977 г. впервые в советском конституционном законодательстве предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суд (ст. 58). Правда, ни Конституция, ни последующее законодательство не устанавливали механизма осуществления данного права, что, конечно, не могло не отражаться на реальности этого конституционного права граждан.

Более развернутую трактовку получили обязанности граждан. Основными были обязанности граждан соблюдать Конституцию и законы, добросовестно трудиться и блюсти дисциплину труда, оберегать интересы государства и способствовать укреплению его могущества, укреплять дружбу наций и народностей страны, беречь социалистическую собственность, бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка, оберегать природу и памятники культуры. Конституция устанавливала обязанность с достоинством нести высокое звание гражданина СССР, защищать социалистическое Отечество, содействовать укреплению дружбы и сотрудничества между народами.

В разделе I Конституции содержатся также новые главы о социальном развитии и культуре, о внешней политике СССР и защите социалистического Отечества.

Главы, посвященные национально-государственным отношениям, объединены в раздел «национально-государственное устройство», что более точно отражало сущность тех норм, которые составляли содержание раздела.

Специальный раздел Конституции СССР 1977 г. посвящен Советам народных депутатов и порядку их избрания. За ним следуют разделы, определяющие систему органов государственной власти и управления, а также основы построения республиканских и местных государственных органов. Далее следовал раздел о правосудии, арбитраже и прокурорском надзоре.

Завершают Конституцию СССР разделы (не делящиеся на главы): о гербе, флаге, гимне и столице СССР, о действии Конституции и порядке ее изменения.

Вскоре после принятия Конституции СССР в 1978 г. были приняты новые Основные законы союзных и автономных республик, которые соответствовали Конституции СССР и учитывали особенности республик. Конституция РСФСР была принята Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1978 г.

Конституция СССР 1977: подтверждение главенствующей роли КПСС

7 октября 1977 года на сессии ВС СССР была принята новая Конституция. К 60-летию советской власти Леонид Брежнев решил обновить главный документ страны, который оставался неизменным на протяжении четырех десятилетий. Основной посыл обновленной Конституции – построение коммунистического общества без каких-либо классов. В диктатуре пролетариата уже не было необходимости. Советский народ стал единым и уравненным в правах и свободах.

Подготовка и принятие Конституции

После принятия в 1936 году сталинской Конституции много воды утекло. Мир изменился, люди нуждались в иных целях. Поэтому Леонид Ильич отдал распоряжение собрать Конституционную комиссию для разработки главного документа страны. В новой версии важно было отобразить все изменения, которые произошли в национальной, экономической и социальной сфере. Важное условие – документ должен соответствовать нормам международного права.

Проект новой Конституции опубликовали 4 июня. Была добавлена статья о наказах избирателей, а также внесены изменения в 118 статей. Официально в обсуждении нововведений участвовали 140 млн. человек. Но эта цифра явно завышена, поскольку многие принимали участие лишь формально. 7 октября прошла внеочередная сессия ВС СССР. На ней и утвердили основной закон страны.

Главные принципы Конституции 1977 года

Обновленный Основной закон провозглашал курс на построение развитого социализма. В диктатуре пролетариата уже не было смысла, поскольку за столько десятилетий сформировалась общность людей, считающих себя советским народом. Конституция призывала помогать друг другу, беспокоиться о благе каждого гражданина. Звучало обещание и дальше идти к светлому будущему, к коммунизму.

Отдельно внимание уделялось Коммунистической партии. Она и дальше возлагала на себя главенствующую роль во всей политической системе. КПСС представляла интересы народа, определяла курс для дальнейшего развития. Лишь коммунисты имели право определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Они гарантировали в конечном итоге победу коммунизма.

В Конституции были прописаны права граждан на:

  • Получение среднего образования.
  • Свободный выбор профессии.
  • Получение жилья.
  • Свободу слова.
  • Участие в демонстрациях, шествиях или собраниях.

Главный закон страны определял гарантии выполнения всех прав и свобод. Кроме того, в документ включили 10 положений Хельсинского акта о принципах межгосударственных отношений. Предусматривалось наказание за пропаганду войны.

Главная особенность Конституции – расширение социалистической демократии. Полномочия граждан постепенно увеличивались. Обещалась гласность, учет общественного мнения, усиление народного контроля. С этого времени значительно увеличилось число общественных организаций. Количество комитетов народного контроля возросло до 250 тыс. Конечно, деятельность организаций во многом была ограничена. Но все же людям дали возможность получить минимальный опыт самоуправления.

Критический взгляд на новую Конституцию СССР

Конституция – это главный документ страны, который в обязательном порядке должен иметь правовые основы. Все положения закона важно четко формулировать, чтобы можно было объективно проверить правильность их исполнения. Но Конституция 1977 года была скупа на конкретные правовые нормы. Вместо этого статьи состояли из деклараций.

К примеру, в Конституции была статья о референдумах. Но за 60 лет существования Советского Союза ни один не был проведен по всем правилам. Обычно представители власти организовывали митинги, на которых оглашали задачи на будущее и предлагали пути их выполнения. Народ привычно кричал «ура». Это и считалось получением всенародного одобрения.

Наблюдались неоднократные случаи игнорирования статей главного закона. Хотя четких правил проведения референдума не было, все же упоминание о нем имелось даже в предыдущей сталинской Конституции. Несмотря на это в 1968 году без каких-либо предупреждений в Чехословакию вторглись советские войска. Но, по сути, нужно было вынести этот вопрос на референдум.

Конституция 1977 года имела явные противоречия. С одной стороны, народ получал право влиять на политические решения через Совет народных депутатов. Но с другой стороны, главенствующее положение занимала Коммунистическая партия. В статье 6 за КПСС закреплялось право решать все государственные вопросы. Советы роли не играли. В итоге новая Конституция лишь усилила влияние руководства КПСС.

Монополия власти

Даже в сталинской Конституции 1936 года в перечне общественных организаций партию упомянули единожды в конце статьи. В брежневском документе имеется указание на руководящую роль КПСС. Это была явная попытка Леонида Ильича окончательно монополизировать власть, не допустить инакомыслия среди политиков. Иных партий и существовать не должно было. Их представители все равно ничего бы не решали.

Никакого явного прогресса новая Конституция не принесла. Она была преемницей предыдущих законов, только немного обновленной в соответствии с тенденциями эпохи. В конце 70-х наблюдался застой в общественной жизни. Многие статьи Конституции были фиктивны и не соблюдались на практике.

Кроме того, пропагандируя равноправие, само руководство и не думало становиться на один уровень с простым народом. В правящих кругах процветала коррупция, кумовство. Верхушка не стеснялась пользоваться служебным положением в личных интересах. Брежневской Конституцией попытались замылить людям глаза, отвлечь от реальных проблем, сделать вид, что страна развивается. Но все это оказалось обычной фикцией.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: