Кредитная реформа 1930 г. принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

Перед буржуазно демократической революцией денеж ная система России несмотря на высокий процент обеспе чения банкнот золотом была неустойчивой... В годы первой мировой войны обмен банкнот на золото был прекращ н и разрешался... В период военного коммунизм

Кредитная реформа 1930 г. принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

Реформы 1930-1960-х гг.

Реформы 1930-х годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) озна­чали окончательную ликвидацию нэпа.

Постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. пред­усматривало превращение синдикатов в объединения и передачу им управления промышленностью. Тресты теря­ли хозрасчетную самостоятельность.

Вместе с тем провозглашался перевод предприятий, входящих в тресты, на хозрасчёт, который по существу сводился к учёту себестоимости и стимулированию её снижения. Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.

Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью.

Реформа строилась на следующих теоретических пред­посылках. Предполагалось, что ликвидация многоукладности, отказ от нэпа делают излишними товарно-денежные отношения, реальное функционирование кредитно-денежной системы. Поэтому купля-продажа между пред­приятиями внутри государственного сектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров – в простую формальность, кредитование предприятий – в разновид­ность финансирования, всецело подчинённого плановым заданиям. В этих условиях нет места для взаимной задо­лженности предприятий (т. е. для коммерческого кредита), внепланового перераспределения средств, разделения со­бственных средств предприятий и кредитов банка.

Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчётов и организации оборотных средств предприятий.

Негативные последствия кредитной реформы обнару­жились уже в 1930-1931 гг. Реформа, оторванная от реаль­ности в силу своих идеологических и организационных принципов, создавала ситуацию, в которой хозяйство не могло функционировать нормально. Резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении. Темп обо­рота общественного «капитала» резко замедлился, приро­сты промышленного производства, полученные ценой жертв и лишений, были заморожены в запасах и не давали реального расширения ресурсов для дальнейшего роста.

В 1931-1932 гг. были внесены «исправления» в кредит­ную реформу. Предприятия стали наделяться собственны­ми оборотными средствами. Для этой цели Госбанк пред­оставлял кредит, который погашался выплатами из гос­бюджета в течение 1932-1938 гг. Собственные и заёмные средства разграничивались на расчётном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчётов сводился акцепт (перечисление средств на счёт поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар). Отменялось кредитование «под план», представляющее собой на практике неограниченное предоставление хозяйствам кредитов.

Эти исправления кредитной реформы не озна­чали восстановления кредитно-денежной системы 20-х годов. Они сохраняли основные черты сложившейся на рубеже 20-х и 30-х годов кредитно-денежной системы, но прида­вали ей устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.

Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81% прибыли.

Однако скоро обнаружилось, что автоматическое пере­числение прибыли в бюджет задевает оборотные средства, ухудшает положение предприятий без вины с их стороны.

В годы войны (1941-1945 гг. резко возросла эмиссия на­личных денег: произошло перераспределение денежных до­ходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли рыночные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года.

Реформы 50-х годов отличались от урегулирования 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изме­нениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения и соответственно складывалось принципиально новое равновесие в денежном обращении (значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы).

Однако кредитно-финансовая система, сложившаяся в 30-х годах, просуществовала без качественных изменений до реформы 1965 года. Характерные черты этой системы: сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли; отсутствие твёрдых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства; централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исклю­чением амортизации на капитальный ремонт); определе­ние норматива оборотных средств предприятию вышесто­ящими инстанциями; постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счёт кредита.

Несовершенство сложившейся кредитно-финансовой системы было связано с объективными проти­воречиями:

попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирую­щий фонд (фонд директора, позднее – фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабель­ности, не зависящую от работы предприятия;

самофинансирование за счёт оставляемой у предпри­ятия части прибыли ограничивалось несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой при­были и плановой потребности в капиталовложениях. Отсю­да – централизация практически всех финансовых источ­ников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;

попытки ограничить безвозмездное финансирование, разви­вать долгосрочный кредит сталкивались с узким ис­пользованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там же, где долгосрочный кредит применялся широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;

ужесточению условий кредитования (постановление о Госбанке 1954 года) мешали объективные процессы вос­производства, обусловливающие постоянную нехватку оборот­ных средств.

Перед реформой 1965 года стояла задача разрешить эти противоречия. Для этого цены и платежи из прибыли (введение фиксированных рентных платежей) перестраивались так, чтобы рентабельность отражала реальные усло­вия предприятия и могла служить основой для стимулиро­вания и развития производства. Были расширены возмож­ности финансирования капитальных вложений за счёт прибыли, амортизации, долгосрочного кредита. Предприятия полу­чили самостоятельность в определении норматива оборот­ных средств и право получать эти средства за счёт сверхплановой прибыли, временного сокращения отчислений в стимулирующие фонды, долгосрочного кредита. Упорядочивались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вво­дились заранее определённые платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определённым нормативам.

В соответствии с реформой 1965 года доля прибыли, оставляемая у предприятий, по-прежнему определялась с помощью индивидуального норматива. На деле самофи­нансирование на основе индивидуальных нормативов ни­чем не отличалось от безвозвратного бюджетного финан­сирования. Экономические последствия те же – раздутый спрос на капиталовложения, неэкономное, неэффективное их использование.

В ходе реформы 1965 года предполагалось, что в резуль­тате роста рентабельности будет исключено авансирование хозяйством бюджета. Однако формы и сроки перечислений в бюджет прибыли и налога с оборота не были изменены, сохранилась возможность изъятия в бюджет оборотных средств хозяйства и формируемых предприятием финан­совых фондов, которая и была вскоре реализована.

Новая экономическая политика с 1985 г. получила название «курс ускорения». Основной целью объявлялась интенсифика­ция общественного производства за счёт приоритетного разви­тия научно-технического прогресса, структурной перестрой­ки, эффективной системы управления, организации и стиму­лирования труда.

Спустя год понятие «ускорение» выходит из употребления и заменяется термином «перестройка».

В 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривали её социальную пе­реориентацию, структурные преобразования, реформу ценообра­зования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.

Важной особенностью периода до 1989 г. следует считать массированную атаку на, так называемую, «командно-админист­ративную систему». В результате возникла ситуация хозяйственно­го безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.

После августа 1991 года был выбран монетаристский путь ре­формы в шоковом варианте (достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения де­фицита бюджета и удорожание кредита). Предполагалось, что бы­стрый переход к свободным рыночным отношениям автоматичес­ки создает стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса.

Развал СССР привел к разрушению налаженных связей. Это усугубилось войной цен и повлекло развал рублевой зоны и гиперинфляцию.

[1] Ретроспективный – посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад, к прошлому.

[2] См.: Forester T. High-Tech Society. The Story of the Information Technology Revolution. Cambridge (Ma.), 1988. P.2.

[3] См.: Gates B. The Road Ahead. N. Y.-L., 1996. P. 36.

[4] Суперкомп’ютер в Індії // Урядовий кур’єр. –2003. – 14 травня (№ 86). – С. 14.

[5] Деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков по определенному соотношению старых денежных знаков на новые де­нежные единицы.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 2100 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Экономическая реформа 1957 года в СССР

Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы. Характеризовалась заменой централизованной территориальной системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, децентрализованной, территориально распределенной системой, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориально-производственному принципу». Связывается с именем Первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва.

Содержание

История

В конце января 1957 года широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Причиной её появления стал нарастающий дефицит бюджета СССР, и для покрытия валютных расходов приходилось продавать за рубеж всё больше золота. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов. Отраслевые министерства за ненадобностью подлежали ликвидации. Предполагалось, что такая реорганизация существенно увеличит рост промышленного производства, повысит качество выпускаемой продукции, ресурсы будут распределяться рациональнее, и проблемы, с которыми столкнулась советская экономика, будут решаться быстрее.

На пленуме ЦК КПСС, который прошёл в феврале 1957 года, было проведено обсуждение. Предложение Н. С. Хрущёва поддержали первый секретарь узбекского ЦК Н. А. Мухитдинов, председатель СМ Украинской ССР Н. Т. Кальченко, 1-й секретарь Ленинградского обкома Ф. Р. Козлов, секретарь Московского обкома И. В. Капитонов; против высказались 1-й зампред Совмина СССР М. Г. Первухин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, 1-й секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, А. Н. Косыгин [1] . Однако мнение Хрущёва возобладало, и на состоявшейся вслед за пленумом партии сессии Верховного совета СССР единогласно было принято постановление о создании на местах советов народного хозяйства (совнархозов, СНХ).

Децентрализация управления промышленностью

Ряд общесоюзных и союзно-республиканских отраслевых промышленных министерств были упразднены, их предприятия переданы в непосредственное подчинение совнархозов. За оставшимися министерствами сохранялись «функции планирования соответствующих отраслей промышленности и обеспечение высокого технического уровня в развитии производства». Государственная Комиссия Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР); вместо упразднённого Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике (Гостехника) образован Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР [2] .

Читайте также  Каково историческое значение битвы на куликовском поле?

Для реализации реформы в СССР были созданы 105 экономических административных районов, 70 из которых приходились на РСФСР. В каждом таком районе функционировал совет народного хозяйства со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отделами, где вопросы экономического управления решались применительно к данному экономическому административному району в зависимости от его специализации.

В марте 1958 года Хрущёв, оставаясь руководителем партии, также занял пост главы советского правительства, что по мнению руководства страны должно было способствовать продвижению реформы управления народным хозяйством.

Укрупнение совнархозов

С начала 1960-х годов началось постепенное возвращение привычной для партийно-хозяйственной номенклатуры централизации в системе управления экономикой. Сначала на республиканском уровне были созданы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР; затем начался процесс укрупнения местных совнархозов путем слияния экономических административных районов в более крупные экономические районы; число их сократилось со 105 до 43.

Укрупнения в системе совнархозов вызвали необходимость проведения реорганизации системы экономического планирования: на местах стали создаваться региональные советы по координации и планированию работы. На союзном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1963 года был образован Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР). К середине 1960-х годов, вопреки изначально намеченной программе руководства страны во главе с Н. С. Хрущёвым на посту председателя Совета Министров СССР, идея централизованного управления экономикой страны фактически одержала верх.

К середине 1960-х годов неспособность совнархозов решить экономические проблемы Советского Союза стала очевидной. 14 октября 1964 года Хрущев был отстранён от руководства партией и правительством. В сентябре 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было заявлено следующее:

Управление промышленностью по территориальному принципу, несколько расширив возможности межотраслевой специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономических районов, в то же время сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических районах, отдалило науку от производства, привело к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности, к потере оперативности в работе… Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

В середине 1960-х годов совнархозы были упразднены и восстановлены отраслевые министерства [3] .

Причины провала реформы

Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам.

Главной причиной было то, что, несмотря на коренную структурную реорганизацию сложившейся централизованной системы управления, реформа затрагивала не сущность, а только форму этой системы. Система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной; при этом ответственность за экономическое развитие страны была переложена с центральных на местные органы государственной власти и управления. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики, в основе которой лежали межрегиональные экономические связи и вертикальная интеграция науки, профессионального обучения, планирования, производства и распределения его продуктов. Советский партийный и государственный деятель В. В. Гришин впоследствии отмечал, что результатом реформы стало нарушение сложившихся многими десятилетиями производственных, отраслевых и межотраслевых связей; по этой причине в развитии народного хозяйства появились большие диспропорции [4] .

Другой причиной свертывания реформы было растущее недовольство республиканской партийной и советской номенклатуры, которая усматривала в системе совнархозов попытку расшатывания устоев централизованного советского государства.

Итоги реформы

Реформа 1957 года не принесла желаемых результатов и закончилась возвращеним к централизованной системе управления. Реформа также не смогла решить проблему роста расходования золотого запаса страны, которая являлась одной из причин реформы. В период с 1953 по 1965 годы через Моснарбанк правительство СССР реализовало свыше 3 тысяч тонн золота, причём бо́льшую часть этого количества — 1244 тонны — продали в 1963—1964 годы, когда реформа набрала полную силу. В 1964 году возник ощутимый недостаток хлеба и руководство СССР впервые в истории страны решилось на закупку зерна за границей.

В ходе реализации реформы наглядно проявились системные недостатки советской экономики и методов планирования и управления, которые тормозили рост производительности труда в народном хозяйстве. Это стимулировало общесоюзную экономическую дискуссию в 1962—1964 годы, которая в 1965 году вылилась в Косыгинскую реформу.

Экономическая реформа 1965 года в промышленности и сельском хозяйстве

Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям. Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны. Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок. Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера). Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.
Читайте также  Причины и характер первой мировой войны. роль россии в коалиции атланты

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем. Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности. У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива. Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом. Но они очень сильно ошибались…

7.7. Экономика СССР в конце 20-сер. 30-гг.

Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом в экономи­ческой политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства.

Реорганизация хозяйственного механизма в промышленности связана с реформами 1929-1932 гг., которые продолжили и завершили процесс ограничения сферы товарно-денежных отношений и расширения организационно-распределительных отношений, обозначившийся с середины 20-х годов (табл. 16).

Система экономических реформ 1929-1932 гг.

· 1929 г. – превращение синдикатов в объединения (главки) и передача им управления промышленностью

· 1931-1932 гг. – разукрупнение главков и выделение промышленных наркоматов

· 1929 г. – “великий перелом” – насильственная коллективизация, предполагающая унификацию форм собст­венности и форм хозяйствования

Система управления экономикой

· 1929 г. – введение “районирования”

· 1931 г. – составление годовых народнохозяйственных планов, обязательных для выполнения всеми отраслями и регионами страны

Окончание табл. 16

Финансы и денежное обращение

· 1930 г. – налоговая реформа (введение двух основных налогов: налога с оборота и отчисления от прибыли (и для колхозов – подоходный налог)

· 1930 г. – кредитная реформа (ликви-дация коммерческого кредита)

· 1931-1932 гг. – наделение предприятий собственными оборотными средствами, введение особой формы расчетов – акцептов (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя на оплату)

· 1930 г. – распространение трудодней – условной единицы соизмерения затрат труда колхозников и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйства

· 1931-1933 гг. – тарифная реформа (вве-дение новой тарифной сетки)

Важнейшая отличительная черта реформ 1929-1932 гг. – расхождение между формой и содержанием. Формально они были направлены на демократизацию управления, углубление экономических методов, охват хозрасчетными отношениями различных уровней хозяйствования: объединений – предприятий- цехов, участков, бригад. Реально же привели к образованию административно-командной системы управления промышленностью, а затем и сельского хозяйства. Механизм управления аграрным сектором имел свои особенности, связанные с использованием внеэкономических методов хозяйствования.

Основные черты механизма управления колхозами:

* установление “сверху” всех производственных заданий;

* ликвидация системы сельскохозяйственной кооперации;

* личное подсобное хозяйство как основной источник доходов колхозников;

* “прикрепление” к колхозам его членов с помощью паспортной системы;

* сосредоточение машинной техники в государственной собственности (МТС);

* натуральная оплата за используемую государственную технику на неэквивалентной основе;

* обязательные поставки колхозной продукции государству, имевшие силу и характер налога.

В совхозах практически применялись те же методы хозяйствования, что и на промышленных государственных предприятиях.

В начале 30-х гг. происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928 г. доля частных предприятий в промыш­ленности составляла 18 %, то в 1933 г. – всего 0,5 %. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97 % в 1928 г. до 20 % в 1933 г., в розничной торговле – с 24 % до нуля. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии.

Составной частью процесса огосударствления экономики стало планирование, принявшее с 1927 г. форму государственного диктата. Госплан стал разрабатывать директивные указания, содержавшие более или менее точно определенные количественные объемы производства каждого вида продукции и качественные контуры плана, которые в виде заданий развертывались по плановым комиссиям наркоматов и экономических районов, а те готовили свои предложения, затем наступал этап балансовой увязки полученных материалов в рамках единого государственного хозяйственного плана. При данной схеме было неизбежно планирование от достигнутого, превращение плановой установки в директиву, которую нужно выполнять любой ценой. Мерой успеха становились досрочность выполнения заданий, ежегодное повышение уровня про­изводства. Переход к преимущественно административным методам хозяйствования практически совпал с включением в систему управления экономикой перспективных пятилетних планов.

Первый пятилетний план (1928/29–1932/33 гг.) составлялся до волюнтаристского ускорения индустриализации страны и коллективизации хозяйства и ориентировался на использование «нэповских» методов хозяйствования. Приоритет тяжелой индустрии в нем соединялся с соблюдением определенного равновесия, сбалансированности накопления и потребления, развития промышленности и сельского хозяйства, производства средств производства и предметов потребления. Однако политическим руководством страны была предпринята попытка путем фальсификации действительного положения в экономике стимулировать экономический рост, навязав нереальные темпы индустриализации. Целенаправленную политику на установление небывало высоких темпов роста тяжелой промышленности в ущерб другим секторам экономики принято называть политикой «Большого скачка». Так, на 1929-1930 г. резко увеличили темп развития крупной промышленности по сравнению с контрольными цифрами пятилетки – на 32 %. То же происходило в сельском хозяйстве. Чтобы решить проблему накопления, были выпущены большие займы для размещения среди населения, расширилась продажа водки, увеличился экспорт хлеба, нефтепродуктов и леса. Еще одним источником средств стала громадная денежная эмиссия: в 1928 г. она была незначительной, в 1929 г. – уже 800 млн. руб., в 1930-1931 – примерно по 1,5 млрд. руб., в 1932 – 2,7 млрд. руб.

Читайте также  А. и. герцен и революция 1848 г.

Первый пятилетний план был сорван, хотя официально объявлялось, что он был выполнен за 4 года и 3 месяца. В действительности план был перевыполнен только по капитальным вложениям (на 1/3) и по производству продукции тяжелой промышленности (на 8 %), причем в стоимостных, а не натуральных показателях. Важное значение имела структурная перестройка промышленности: появились новые отрасли (авиационная и автомобильная промышленность, тракторо-, комбайно-, танко-, электростроение, производство (синтетического каучука, , нефтехимия и др.), а старые отрасли стали выпускать новую продукцию. Однако национальный доход за 1929-1933 гг. вырос только на 59 % вместо запланированных 103 %, продукция промышленности – на 102 % вместо 130 %, а продукция сельского хозяйства сократилась на 14 % вместо запланированного роста на 55 %. Кроме того, форсированная индустриализация сочеталась с резким снижением темпов экономического роста. Так, ежегодные темпы прироста национального дохода за предвоенный период снизились с 18 до 3-4 %. Создание крупной промышленности рекордно высокими темпами произошло не благодаря административно-командной системе, а вопреки ей, в условиях снижения жизненного уровня населения и общих темпов развития всего народного хозяйства. В течение нескольких лет СССР превратился в страну с сокращающимся населением, что показала перепись 1937 г. Причин этому было много: снижение рождаемости, а также голод, репрессии, тяготы индустриализации.

Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся административно-командная система не могла добиться поставленных целей.

Смотрите также:

30 декабря 1922 г. 1-й съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный.

Всемирная история. Внешняя политика СССР 20-30-е годы. В 20-е годы Советский Союз признали ведущие державы мира.

СССР — страна, которую нередко продолжают называть Россией. Это не точно. Россия, вернее, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) — лишь одна.

Совмест-ная борьба всех республик СССР в годы Великой Отечественной войны дала им надежду на улучшение жизни.

* основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы; * республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными

История Советского Союза. Перестройка. Гласность. … СССР в период перестройки (1985-1991 года) Реферат по истории. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы.

История Советского Союза. … История образования СССР. Прежде, чем приступить к анализу причин распада союзного государства, вкратце, ознакомимся с историей СССР.

История Советского Союза. … В некоторых городах СССР силовые органы стали применять меры, жёсткость которых в 1980-е годы населению показалась необычной.

Михаил Горбачёв. Разделы: Рефераты по истории СССР. Биографии известных людей. … Его называют и великим реформатором, и могильщиком Советского Союза.

Согласно Конституции СССР Советское государство являлось федерацией 11 социалистических республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Туркмения, Узбекистан.

На функционирование органов власти РСФСР и социалистических республик сильный.

Он был вызван стабилизацией взаимо-отношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в.

Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г … Таким образом, к началу 30-х гг. в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик.

Образование СССР и национально-государственное строительство. В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик.

Оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик бы-ло … 8. О народ-ных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках.

10 января 1991 г. президент СССР М. С. Горбачев обратился к … СОДЕРЖАНИЕ: «История Советского Союза и России в 20 веке»

Советская Россия. … Социально-экономическое развитие СССР. В первые годы после смерти Сталина новый курс в области экономической политики был связан с именем Г. М. Маленкова.

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. На первом этапе (с марта 1985 по август 1991 г.) в стране шел процесс.

Перед тем, как начать рассматривать возможные и невозможные причины распада СССР, мне кажется … Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

Экономическая реформа 1965 года в СССР

Экономическая реформа 1965 года в СССРсистема мероприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которая предусматривала введение элементов экономического регулирования. Их разработка и принятие основных положений происходили с 1965 года при содействии председателя совета министров СССР Алексея Косыгина. В СССР известна как косыгинския реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана.

  1. Потребность и цели реформ
  2. Сущность реформ
  3. Реформы в сельском хозяйстве
  4. Реформы в промышленности
  5. Причины краха реформ

Потребность и цели реформ

После отстранения от власти Никиты Хрущева в октябре 1964 года экономика страны и дальше была в состоянии кризиса. Перед новым советским руководством (в октябре 1964 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Леонида Брежнева, а затем председателем Совета министров СССР был назначен Алексея Косыгина) для его преодоления было два возможных пути:

  • радикальные реформы (т.е. такие, которые касаются основ социалистического строя, его характерных принципов)
  • частичные реформы (не касались основ социалистического строя и направлялись на смягчение экономического кризиса, но не были способны преодолеть ее в целом).

Руководство СССР, понимая необходимость осуществления экономических реформ как таковых, избрало второй путь, в итоге и определило их крах. Приоритет в инициировании, разработке и проведении реформ принадлежал председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину.

Предполагалось, что реформы обеспечат преодоление традиционных для существующей модели советской экономики недостатков, основные из которых сводились к следующему:

  • углубление диспропорций в развитии отраслей хозяйства;
  • увеличение капиталовложений при их низкой отдачи
  • неэффективное использование производственных фондов;
  • наличие большого количества незавершенных объектов в промышленном и гражданском строительстве;
  • низкая эффективность сельскохозяйственного производства, значительное отставание по темпам развития от промышленности всего аграрного сектора;
  • несоответствие между ростом зарплаты и производительности труда;
  • массовый выпуск товаров, не находили сбыта;
  • отсутствие реальных материальных стимулов для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Сущность реформ

Реформы в сельском хозяйстве

Первая из реформ, инициированная главой советского правительства, сводилась к введению ряда неотложных мер по развитию аграрного сектора экономики. Основные положения этой реформы были приняты в марта 1965 года на пленуме ЦК КПСС.

Их сущность сводилась к следующему:

  • увеличение капитальных вложений в сельское хозяйство;
  • развитие материальной и социальной базы села,
  • уменьшение планов по обязательных поставок основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • введение надбавок к ценам на сверхплановой продукции;
  • введение гарантированной оплаты труда колхозников;
  • отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств.

Первые шаги по осуществлению реформы дали положительные результаты:

  • оживилось сельскохозяйственное производство, увеличились поставки продовольствия в города, в селах появилось больше техники, довольно быстрыми темпами строилось жилье и объекты социально-культурного назначения.

Но с другой стороны, сохранилось централизованное планирование и регламентация сельскохозяйственного производства; не действовали экономические стимулы для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции; продолжалось администрирования и некомпетентное вмешательство партийного руководства в дела колхозов и совхозов. Увеличивался аппарат управления сельским хозяйством. Не оправдались надежды на кооперирование и специализацию хозяйств. Химизация и мелиорация не дали ожидаемых результатов. В целом негативные тенденции развития сельского хозяйства доминировали над попытками его реформирования.

Реформы в промышленности

В сентябре в 1965 году (также на пленуме ЦК КПСС) были приняты основные документы, направленные на реформирование промышленности.

Основные положения реформ в промышленности сводились к следующему:

  • оценка деятельности промышленных предприятий должна была осуществляться не по валовым показателям произведенной продукции, а за ее реализацией;
  • сокращение обязательных плановых показателей, доводились до предприятий из центра, укрепление их хозрасчета, повышение самостоятельности, сохранения в распоряжении предприятий большей части прибыли;
  • ликвидация совнархозов и осуществление перехода от территориальной системы руководства к отраслевой (восстановление министерств и ведомств);
  • реформы направлены на усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов в целом и отдельных трудящихся.

В 1968г год в СССР на новые экономические условия деятельности перешло около 27 000 предприятий. Наметился рост производительности труда. Увеличивались фонды общественного потребления, начали решаться некоторые социальные проблемы. Однако уже в 70-е годы реформы в промышленности пошли на спад; замедлились темпы экономического роста, развитие промышленности продолжал осуществляться на экстенсивной основе.

Причины краха реформ

  • Осуществляемые реформы в коем случае не касались отношений собственности и проводились строго в рамках командно-административной системы;
  • экономические реформы не были дополнены реформами политической системы, а наоборот, проводились в условиях свертывания демократизации, наметилась во второй половине 1950-х pp .;
  • реформы проводились партийно-хозяйственным аппаратом, сложившимся еще в сталинскую эпоху, на основе характерных для него административно-командных методов управления;
  • важнейшие задачи экономического развития решались преимущественно на экстенсивной, а не на интенсивной основе;
  • милитаризация экономики и огромные потребности военно-промышленного комплекса (ВПК) в условиях нарастания на международной арене гонки вооружений отвлекали огромные ресурсы (финансовые, трудовые те др.), катастрофически отражались на реформаторской политике и в итоге сводили ее нет.

Руководство партии и страны один за другим принимало постановления, но они не давали ощутимых результатов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: