Культура и архитектура xix века
ЕГЭ. Культура. Архитектура 19 века
Архитектура 19 века
Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881
Влияние на развитие архитектуры политических событий, строительство зданий и сооружений в честь великих побед.
Основной стиль — классицизм.
В 1-ой трети 19 века много задний было построено в стиле ампир: монументальность, синтез архитектуры и скульптуры.
После 1830-х годов архитектура приобрела более функционально-утилитарный характер. Строилось много доходных домов, которые вытесняли дворянские особняки.
Основное внимание уделялось строительству общественно-гражданских и административных зданий,
Создавались крупные архитектурные ансамбли с их единством и гармоничностью.
Существенную роль играл цвет, здания в основном двуцветные- красные и белые, белые колонны, лепнина.
К концу 19 века усиливались черты величавости, праздничной торжественности.
Использовались новые стили и формы, но и оставалась верность русским национальным традициям.
Захаров А.Д.(1761-1811)
Адмиралтейство , Захаров А.Д., стиль ампир,Санкт-Петрбург, 1811
Бове О.И.(1784-1834)
Манеж, Бове О.И., построен в честь пятилетия в Отечественной войне 1812 года, Москва, 1817
Большой театр, Бове О.И. Москва, 1824
Триумфальные ворота в Москве, Бове О.И., 1834( в честь победы в 1812)
Воронихин А.Н.(1759-1814)
Казанский собор, Воронихин А.Н., 1811. Санкт-Петербург
Горный институт в Санкт-Петербурге. Воронихин А.Н.Стиль: класстцизм.1806-1811
Жилярди Д.И.(1785-1845)
Здание Опекунского Совета, Жилярди Д.И.( совместно с Григорьевым А.Г.),Москва, 1826
Монферран О.(1786-1858)
Исаакиевский Собор, Монферран О., 1858 ,Санкт-Петербург.
Александрийская колонна, Монферран О., 834
Стиль: ЭКЛЕКТИКА ( в основном- ампир)
Тон К.А.(1794- 1881)
Храм Христа Спасителя, Тон К.А., Москва, 1837-1883.
Русско-византийский стиль . Построен храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года
Большой Кремлёвский дворец, Тон К.А., Москва, 1838-1849
Оружейная палата, Ток К.А., Москва, 1851
Николаевский вокзал ( Московский), Тот К.А., Санкт-Петербург, 1847
Николаевский ( Ленинградский ) вокзал, Тон К.А., Москва, 1845-1852
Шервуд В.И.(1832-1897)
Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881
И.А.Монигетти. (1819-1878)
Политехнический музей в Москве , Монигетти И.А., 1875 год
Д.Н.Чичагов (1835-1894)
Государственная Дума, Чичагов Д.Н., 1892( в советское время здесь находился музей В.И.Ленина до 1993, сейчас это Государственный исторический музей).Москва.
Н.И.Поздеев (1855-1893)
Дом купца Н.В.Игумнова, Поздеев Н.И., 1893 (русский стиль). Москва.
Александровский пассаж, Поздеев Н.И., Казань, 1880-1883.
Часовня Александра Невского. Поздеев Н.И., Ярославль, 1889- 1892.
Росси К.И.
Александринский театр. Он же — Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге. Основан в 1756г. Архитектор – К.И.России , 1832г.
С 1832 г. театр назывался Александрийским — в честь супруги Николая 1- Александры Фёдоровны. С 1920- театр носит мя А.С.Пушкина.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1895г.
Григорьев А.Г. (1782- 1868)
Дом Хрущёвых (сегодня это музей Пушкина А.С.), Григорьев А.Г., 1815-1817, Москва
Дом Станицких (музей Л.Н.Толстого), Григорьев А .Г.1817-1822, Москва.(перестроен в 1895 Соловьёвым С.У, музей с 1920)
Храм Большое Вознесение у Никитских Ворот, Григорьев А.Г., Москва.
Стасов В.П. ( 17869-1848)
Павловские казармы на марсовом поле, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1817-1821
Собор Измайловского полка, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1828-1835
Нарвские Триумфальные ворота, Стасов В.П., 1827-1834,Санкт-Петербург.
Триумфальная арка, Стасов В.П.,1834-1838, Москва.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Архитектура 19 века в России: стили и направления, история, памятники архитектуры
Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.
Уход от барокко
Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.
В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.
Архитектурный классицизм
Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.
Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.
Трансформация в ампир
Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.
В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.
Петербургское и московское направления
Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:
- Андрей Воронихин.
- Андреян Захаров.
- Василий Стасов.
- Жан Томон.
- Карл Росси.
Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:
- Осип Бове.
- Доменико Жилярди.
- Афанасий Григорьев.
Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».
Королевский стиль
Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.
В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:
- массивные, монументальные формы;
- военная символика;
- богатый декор;
- влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.
Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.
Корифеи Петербурга
Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.
Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.
Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.
Русский стиль
В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.
В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.
Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.
Особенности русско-византийского стиля
В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.
Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.
Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.
Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.
Псевдорусский стиль
В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.
В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.
В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:
- Владимиром Покровским.
- Степаном Кричинским.
- Андреем Аплаксиным.
- Германом Гриммом.
Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.
Архитектура 19 века в России
Развивалась архитектура, менялись стили. На смену господствовавшим весь 18 век барокко, рококо приходят ампир, эклектика и новый древнерусский стиль.
Архитектура первой половины 19 века
Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.
В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.
Ампир – стиль королей
19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:
- колоннами;
- лепными карнизами;
- пилястрами;
- образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
- военной символикой;
- богатым декором;
- отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.
Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.
В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.
В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.
После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.
Архитектура второй половины 19 века
Возрождение древнерусского стиля
Во второй половине 19 века возродился интерес к древнерусской и византийской культуре. Это породило архитектурный стиль, который назвали «русский стиль». Также его называли «псевдорусским» или «неорусским». Данное направление объединяло черты византийского и древнерусского зодчества. Считается, что русско-византийский стиль – воплощение православия. Соборы и храмы, выполненные в этом направлении, характеризуются куполами
Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.
Другие стили второй половины 19 века
Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:
- необарокко;
- неоренессанс;
- неоготика;
- неорококо;
- «русский стиль».
Ко второй половине 19 века относятся:
- Храм Спаса на Крови Парланда А.А.;
- Городская дума, гостиница «Московская», Дом купца Генч-Оглуева в Ростове-на-Дону, ГУМ Померанцева А.И. в Москве;
- Чайный дом на Мясницкой Клейн Р.А. в Москве.
«Кирпичный стиль» — развивался параллельно с эклектикой. В этом стиле выполнены Исторический музей в Москве, кожно-венерологический диспансер в Казани, Женская гимназия в Красноярске.
Архитектурные стили России XIX века
- Архитектура XIX века в России: общая характеристика
- Основные стили и направления
- Первая половина XIX века
- Вторая половина XIX века
- Памятники архитектуры, примеры
- Ампир
- Древнерусский стиль и неовизантийский
- Эклектика
Архитектура XIX века в России: общая характеристика
Созданные в XIX веке сооружения Российской империи составляют исключительно ценное и уникальное архитектурное наследие общенационального масштаба. Именно в этом столетии создаются неповторимые памятники зодчества, среди которых множество наиболее известных сооружений России.
Здания эпохи отличаются своим новаторским подходом и необычностью вида.
Довольно активно используется в конструкциях строений стекло и металл. В этот период впервые начинают использовать бетон, а архитекторы обращаются к новым типам зданий, которые, прежде всего, нужны в силу выполняемых функций:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- железнодорожные вокзалы;
- большие магазины;
- фабрики;
- заводы.
Основные стили и направления
Первая половина XIX века
Развитие архитектуры в Российской империи первой половины XIX века проходило под знаменем победы против Наполеона в 1812 году, которая вызвала в обществе всплеск патриотизма и гордости за страну.
Новые здания и сооружения должны были показывать мощь страны-победительницы и стать символами твердости монархической власти, олицетворением торжества государственности. При этом присутствовала острая необходимость реконструкций и обновления разрушенных войной городов, уничтоженных зданий. Потому архитектурное строительство сосредотачивается в рамках общего градостроительства, где особое место внимание отводится общественным зданиям (храмы почти не строятся).
В страну приглашают много строителей и архитекторов с Европы. В целом развитие зодчества осуществляется в рамках такого художественного направления как «Александровский классицизм» (в силу покровительства императора Александра І).
Художественна ориентация была направлена на греческо-римскую античность, с ее гармонией золотого сечения, ордерами, геометрической ориентацией. Особо часто архитекторы обращаются к укрупнению колоннад, используют арки, подчеркивают мощь стен. Многие элементы строений приобретать отчетливую мощь и монументальность.
В этот период отстраивают Москву после пожара, заканчивается строительство Сенатской и Дворцовой площадей в Санкт-Петербурге.
Ампир — стиль королей
Ампир — стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I.
Ампир рассматривается как более позднее явление классицизма (его «последний вздох»), эстетика которого (классицизма) окончательно теряет влияние в 30-х годах.
Стиль был завезен из Франции в рамках тогдашней моды на все французское. Однако, ампир значительно переосмыслили в империи, что позволило ему стать самодостаточным и уникальным художественным феноменом.
Стиль называют «королевским» или «императорским» в силу своей пышности, торжественности и величия. При этом знания не выглядят вычурно, поскольку им присуща ориентация на строгость форм и сдержанность.
- дорийского ордера колонн;
- орлов;
- стрел;
- лап львов;
- римских щитов.
Ампир разделяют на два направления:
- Столичное воплотило в себе наиболее яркие черты «Александровского классицизма», затронуло многие официальные и общественные строения Петербурга.
- Провинциальное же определяло декор монументов, памятников, и нередко частных сооружений.
- А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге, дом Государственного казначейства).
- Ф.И. Тома де Томон (Главное адмиралтейство в Петербурге).
- А.Д. Захаров (Биржа на Васильевском острове, старый оперный театр Одессы, Монумент Славы в Полтаве (в честь столетия Полтавской битвы)).
- К.И. Росси (окончательный вид Сенатской площади Петербурга со зданиями Сената и Синода, Александрийская площадь и одноименный театр, арка Генерального штаба в Петербурге, реконструкция Аничкова дворца).
- В.П. Стасов (Нарвские ворота, Спасо-Преображенский собор).
- О. Бове (реконструкция Красной площади и Торговых рядов, строительство Манежа, Большого театра, Триумфальные ворота).
- Д. Жилярди (Опекунский совет в Москве, усадьба Кузьминки).
Вторая половина XIX века
Вторая половина столетия была ознаменована значительным социально-политическим поворотом и общими изменениями общества, которые существенно повлияли на трансформацию художественной ориентации.
Зодческое искусство пребывает в относительном застое, без развития новых художественных идей. Строительство медленно теряет свою ориентацию на монументальность и величие. Особенно активно строят храмы.
Возрождение древнерусского и византийского стиля
Одним из характерных художественных явлений периода является возрождения древнерусского стиля. Также нередко архитекторы осуществляли возврат к формам византийского стиля (неовизантизм), которые наиболее заметны в строениях православных храмов.
Наиболее заметным «возвратом» стало использование декоративных форм XVI века (крыльца, кокошники, шатры), интерес к малой кирпичной орнаментике. Родоначальником русско-византийского архитектурного стиля стал К.А. Тон. В строении Кремлевского дворца, к примеру, можно увидеть подражании Теремному дворцу с его характерными окнами (резные наличники с аркой). Последователями архитектора стали А.И. Резанов, А.М. Горностаев и другие.
Развитие идей народничества вдохновили зодчих на обращение к народному творчеству и культуре, а также возродили интерес к образцам строительства XVI-XVII веков.
Неовизантийский стиль ориентировался на архитектуру Византии периода VI-VIII веков. Показательный образец (идейный ориентир) — базиличное строение храма Святой Софии в Константинополе. Стилю характерно возвращение к крестово-купольному строению в его пятиглавной разновидности. Купола характерной приземистой формы находятся на низких баранах с рядом окон. Один купол зачастую намного больше остальных. Показательные здания: Казанская церковь Новодевичьего монастыря (Санкт-Петербург), Никольский собор (Кронштадт).
Большинство сооружений того времени не были выполнены исключительно как подражание старорусскому стилю, они скорее имели некоторые характерные вкрапления во внешней отделке и виде. Потому, возрождение древнерусского стиля можно рассматривать как часть более широко художественного направления — эклектики.
Эклектика
Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем.
Она зарождается еще в 30-х годах XIX века. Ее появление можно обосновать желанием художников отойти от строгости классицизма, обрести большую творческую свободу. Эклектика стала своеобразным смешением разных стилей. Такой подход выражался как подраж ание архитекторов предыдущим эпохам, как художественная ностальгия.
Существуют споры относительно хронологии развития стиля и названия его этапов. Довольно часто по отношению к эклектике используют термины «историзм» или «романтизм».
В общем плане, история искусства выделяет два этапа русского эклектизма:
- Николаевский (до отмены крепостного права): интерес к готике, барокко, рококо.
- Александровский (после отмены крепостного права): начало развития модернового стиля с его изящностью и новаторством использования геометрических форм.
Характерные черты зданий:
- Обилие внешней отделки.
- Обилие лепнины.
- Внимание к численным мелким деталям декора крупных фасадов.
- Вольность выбора и размещения художественных мотивов.
- Интерес к эстетической составляющей, а не к функциональной.
Конец XIX знаменуется развитием «псевдорусского» стиля, который в начале ХХ века трансформируется в «неорусский».
- К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец, Владимирский собор в Севастополе(проект).
- И.П. Ропет («Терем» в Абрамцево).
- И.А. Монигетти (памятник И. Ф. Крузенштерну, доходный дом Жеребцовой и особняки в Петербурге).
- Н.А. Шохин (перестройка многих зданий Санкт-Петербурга).
- А.И. Резанов (проекты: Пассаж К.С. Попова, особняк К.С. Попова; строительство: Дворец великого князя Владимира Александровича, парк Михайловской дачи, Императорский дворец «Эриклик»).
Памятники архитектуры, примеры
Ампир
Главное адмиралтейство (Санкт-Петербург)
Казанский собор (Санкт-Петербург) на картине Алексеева Ф.Я.
Нарвские триумфальные ворота (Санкт-Петербург)
Древнерусский стиль и неовизантийский
Окна Большого Кремлевского дворца
Терем в Абрамцево
Никольский собор (Кронштадт)
Эклектика
Дом Севастьянова (Екатеринбург)
Дом К.С. Попова (Москва)
Государственный исторический музей (Москва)
XIX век в истории русской живописи и искусства
Русская живопись XIX века
Живопись первой половины XIX века в основном характеризуется стилем «академический классицизм». Академия художеств призывала всех художников следовать основным канонам классицизма и создавать картины с религиозной тематикой, библейскими и мифологическими сюжетами.
Молодые художники не были довольны установленными правилами и желали в своем творчестве выйти за академические рамки. Многим из них это удалось.
В своем творчестве В. Тропинин и О. Кипренский придерживались идей романтизма, основные темы которого в тот период времени были связаны с национальным подъемом из-за Отечественной войны 1812 года
Пренебрегая строгими канонами классицизма, художники стремились в живописи отразить многообразие, а главное уникальность окружающего мира. Новое восприятие видоизменило привычные на тот момент портрет и пейзаж и способствовало рождению нового жанра – бытовой картины.
Основателем бытового жанра считается А. Венецианов, основной темой которого в творчестве была сельская жизни. Примечательно, что художник – землемер по образованию – бросил службы ради искусства
Бытовые картины также рисовал П. Федотов. Сюжеты его полотен наполнены и комедийно-сатирическим, и драматическим смыслом, за что художника называли «Гоголь в живописи».
Выдающимся художником XIX века был К. Брюллов, который умудрялся сочетать в своих произведениях несколько стилей, в частности романтизм и академизм. Также академизм был характерен для А. Иванова, который 20 лет трудился над своей знаменитой картиной «Явление Христа народу».
Во второй половине XIX века живописцы обратились к новому стилю – критическому реализму. Началом этого периода русской живописи являются творческие пути И. Крамского, В. Перова, Г. Мясоедова, которые позже объединились в Товарищество передвижных художественных выставок. В народе их стали называть по-простому: художники-передвижники.
Они определили наиболее важные направления развития русской живописи, а посредством своих передвижных выставок стремились всячески пропагандировать живопись русских художников.
Товарищество передвижных художественных выставок приняло в свои ряды практически всех талантливых художников, прославивших Россию на весь мир: Репина, Сурикова, Маковского, Поленова, Левитана, Серова и пр. Сейчас их полотна выставляются во всех самых знаменитых музеях и галереях
Русская архитектура XIX века
В начале XIX века в архитектурном искусстве России начал активно развиваться ампир.
Ампир (от слова «империя») или высокий, зрелый классицизм для российской архитектуры стал отражением национального подъема, связанного с Отечественной войной 1812 года, и был наполнен идеями воинской славы и патриотизма
Для ампира характерен резной, лепной и литой декор. В этом стиле выполнено очень много построек в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
Однако именно в Петербурге ампир стал основным стилем в архитектуре. Например, здание Адмиралтейства, созданное архитектором А. Захаровым с портиками по всему фасаду. В этом же стиле выполнен весь Невский проспект, с которого открывается вид на Казанский собор.
Архитектор О. Монферран был создателем проекта Исаакиевского собора, а его оформление как внутри, так и снаружи создали скульптор П. Клодт и художник К. Брюллов. Много архитектурных ансамблей Петербурга связаны с именем знаменитого скульптора К. Росси. К примеру, Александрийский театр, Михайловский дворец, который сегодня является домом Русского музея, а также здания Сената и Синода.
В архитектуре Москвы XIX века больше усматривается классицизм. С этим стилем связаны имена выдающихся архитекторов, среди которых О. Бове, создавший Большой театр и манеж, Д. Жилярди, построивший Опекунский совет на Солянке.
Ампир и классицизм пришли на смену различным эклектическим течениям, а именно псевдорусскому или русско-византийскому стилю. Поэтому некоторые здания Москвы соединяют в себе несколько стилей. Так, К. Тон объединил традиции древнерусской архитектуры и строгие пропорции и симметрии классицизма. Это можно заметить на примере узких арочных окон и архитектурного декора русского и византийского происхождения.
К. Тон является создателем проектов Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя (в память избавления России от нашествия Наполеона)