Культура россии xviii века

XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.

Культура россии xviii века

Культура Российской империи в XVIII в.

Особенности русского Просвещения

XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.

Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.

Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией. » («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.

Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.

Русская культура XVIII в

Временем подъёма русской культуры стал XVIII в. Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния. Имело место постоянное вмешательство власти в духовно-культурную сферу. Как правило, культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство, отрывая его от традиционной народной культуры.

В развитии российской науки ключевую роль сыграли М. Ломоносов, В. Татищев, который стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».

Ярким примером развития архитектуры 1-й половины XVIII в. стала застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра). Преобладающими стилями были барокко и классицизм. Представитель барокко — Б. Растрелли, спроектировавший ряд впечатляющих дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). В стиле классицизма выполняли свои постройки В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. В Москве была построена Меншикова башня (архитектор И. Зарудный), по своей высоте ненадолго превзошедшая колокольню Ивана Великого. Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера.

Во 2-й половине XVIII в. традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи, прошедшей на тот момент впечатляющий путь развития от эпохи Ренессанса до барокко. Ряд живописцев (Шлютера, Каравака) приглашали из-за рубежа, нанимая их в качестве придворных художников. Им принадлежит существенный вклад в становление отечественной школы живописи (И. Вишняков, А. Антропов, А. Бельский).

В отечественном изобразительном искусстве преобладает портретная живопись, появляется гравюра (А. Ростовцев, братья Зубовы). Первопроходцами портрета были И. Никитин, А. Матвеев, получившие художественное образование за границей. Во 2-й половине XVIII в. выдающимися представителями портретного жанра стали Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека. В конце XVIII в., на основе ряда частных коллекций, был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.

Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным, что способствовало складыванию русского общенародного разговорного языка. За основу был взят московский диалект.

В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»). Со 2-й половины столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»).

Н. Карамзин в 1790-х гг. реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшее пороки власти и ущербность крепостничества.

Театральное искусство 1-й половины XVIII в. имело преимущественно аматорский характер, театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Ф. Волков.

Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины II, Павла I и др.).

Ключевые даты

  • 1725 — открытие Российской академии наук.
  • 1750 — открытие первого профессионального театра.
  • 1755 — открытие Московского университета — первого в России.
  • 1757 — открытие Императорской академии художеств.
  • 1764 — создание Смольного института благородных девиц.
  • 1790-е — языковые реформы Н. Карамзина.

Основные понятия

  • Эпоха Просвещения — период в истории европейской культуры, характеризовавшийся бурным развитием науки, образования, философскими дискуссиями. Основой Просвещения были идеи рационализма и свободомыслия.
  • Барокко — художественный стиль, характеризующийся стремлением к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
  • Классицизм — художественный стиль, в основе которого лежали идеи рационализма. В классицизме художественное произведение создаётся по строгим канонам. Для классицизма имеют значение только существенные, типологические черты. Он игнорирует случайные индивидуальные признаки. Истоки этого стиля следует искать в античном искусстве.
  • Сентиментализм — литературное направление, произведения которого ориентированы на восприятие текстов читателем, иными словами, на чувства, возникающие в процессе чтения.
  • «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения. Издавалась в период с 1751 по 1780 гг. Было издано 35 томов, что сделало её одним из наиболее полных справочных изданий XVIII в.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В чём состояло влияние идей Просвещения на развитие российской культуры XVIII века?

Ответ. Для эпохи русского Просвещения было характерным развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

Культуры России в XVIII веке

Особенности развития культуры

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.

Литература

Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.

Главные черты и достижения периода:

  • новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
  • активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
  • критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
  • складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Интерес к литературному творчеству становится массовым.

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Архитектура

Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.

Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).

Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

Живопись

Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;

пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;

историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;

сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.
Читайте также  Удачные и неудачные реформы николая i

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.
  • Основные деятели и достижения российской культуры XVIII — начала XX века
  • Особенности внутреннего рынка России в XVIII веке
  • Развитие промышленного производства в России в XVIII веке

Хотелось бы немного подробнее узнать об этом периоде. Ведь XVIII век фактически стал временем зарождения российской культуры, именно в это время были заложены фундаментальные основы той русской музыки, русской живописи, русской науки, которые и известны во всем мире. Переломное время, отразившееся на всех сферах жизни и вызвавшее бурный рост многих отраслей науки и культуры — а весь рассказ ограничен одной-двумя фамилиями.
P.S. А причем тут таблица важнейших дат? Речь ведь о культуре XVIII века?

Как это причем таблица с датами, Марина! Любое событие оказывает влияние на все сферы жизни страны, а культура одна из первых остро реагирует. Вспомните картины, литературные шедевры, в которых отображаются битвы из таблицы.

В 18 веке литература сделала огромный скачок от простых произведений о том, что на виду. Писатели стали более продвинутыми и брали пример с Запада. Появился классицизм, средства выразительности, которые делали произведения совсем не такими, как раньше. Слог стал более сложным, из текстов стали постепенно пропадать церковные слова и появляться «светские».
Также в 18 веке стала процветать журналистика (даже Екатерина 2 издавала свой журнал «Всякая всячина»). В 1702 году напечатали первую газету «Ведомости». Чуть позже стали появляться журналы, в которых высмеивалась власть, к таким можно отнести «Трутень» и «Адская почта»

Это пример стремительного развития культуры большой страны. Видно, что правитель заинтересован во внесении культуры в массы, пусть даже со своими нюансами. Радует, что прогресс распространился на различные виды русского искусства.

Одним из выдающихся достижений мирового искусства можно смело считать портрет того времени. Художники впервые смогли прочувствовать эмоции человека, характер и передать их на полотно. Яркие представители такой работы это Матвеев А., Никитин И., Д. Г. Левицкий. Кроме портретов, распространение получила графика, пейзаж, картины на исторические темы.

Представляется не совсем верной фраза: «ускорились темпы культурного развития». Вернее было бы сказать, что резко усилилось влияние культуры Западной Европы на российскую. Но это касается в основном высших слоев общества. Примерно 90% населения страны составляли крестьяне, для которых эта культура, на тот момент, была чуждой. А вот своя, традиционная культура, продолжала органично развиваться в народной среде.

Будет преувеличением называть культуру XVIII века русской. Вернее будет говорить о европейской культуре, привнесенной на российскую почву. Как всегда здесь она получила мощную подпитку и развитие. Век «дворцовых переворотов» аккумулировал иноземные достижения и подготовил почву для «золотого века».

Лосенко — основоположник «исторической» живописи. Учился в Париже и Риме. У него самые известные картины — «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой». Неплохо дополняет бесконечные портреты этого времени.

Не согласна, ведь это была культура России и совсем не важно, какие иностранные веяния внесли роль в ее развитие. А такие выдающие личности как Крылов, Ломоносов, Карамзин или Радищев? Эти люди подарили миру свои бесценные труды, а ведь они — выходцы из России. Можно сказать, что подъем в сфере точных наук произошел и с помощью зарубежных светил, однако это всего лишь капля в море талантов и расцвета русской культуры.

Да, речь о культуре. НО! Она не могла развиваться, если бы не события, перечисленные в датах. Приведены события, связанные с культурой, а уже смотря на исторические даты, можно понять к какому периоду относится это и благодаря кому.

18 век действительно стал временем европеизации русской культуры, она получила безусловно «западного пинка», при этом именно тогда закладываются основы на которых будет развиваться культура Российского государства в последующие века. «Старик Державин нас приметил» — писал Пушкин.

Во время правления Екатерины II получили развитие естественные науки. К концу XVIII века отечественное естествознание соответствовало европейскому уровню. Были организованы экспедиции под руководством В. Беринга, Г.И. Шелихова. Во второй половине XVIII века зародилась отечественная агрономическая наука, значительный вклад в развитие которой внес А.Т. Болотов.

«эпоха барокко – 1840-50-е гг.». Что? Культура 18 века и 1840 года?

Спасибо вам я один дома мучился час и все таки нашёл спасибо ещё раз ❤️❤️❤️

Было бы хорошо информации да́ли по шире. Ну всё равно спасибо за фактов.

Культура России 18 века

Театр, литература и образование

XVIII век можно считать периодом рождения русского театра. В 1702 году появился публичный театр в Москве, которая тогда еще была столицей государства. Он назывался «Комедийная храмина».

Рис. 1. Культура России XVIII века.

Первый публичный, общедоступный и профессиональный театр в России открылся в 1751 году в Ярославле. Его основателем стал выходец из купеческой среды Федор Волков. В 1752 году он был вызван в Санкт-Петербург императрицей Елизаветой Петровной, а театром продолжили руководить его братья.

Просуществовал он недолго, до 1756 и закрылся из-за недостатка средств, но в том же году состоялось открытие первого государственного театра в столице империи. В 1779 году появился частный театр на Марсовом поле в Петербурге. Там ставили различные произведения, например, «Недоросль» Фонвизина. В 1780 году появился Петровский театр и в усадьбах княжеских семейств действовали крепостные театры.

К русской литературе XVIII века относятся произведения Феофана Прокоповича, Михаила Ломоносова, Николая Радищева, ранее творчество Николая Карамзина и поэзия Гаврилы Державина.

В XVIII веке в России появились Академия наук в 1725 году и Московский университет в 1755 году, а также первое в Европе учебное заведение для женщин — Институт благородных девиц, который открылся в 1764 году в Петербурге. Уровень образования вырос у дворян, горожан и купцов, но в целом у общества оставался одним из самых низких в Европе.

Рис. 2. Архитектура России XVIII века.

Живопись и архитектура

В XVIII веке в России стала складываться система жанров в живописи: портретная, пейзажная, историческая. Художник Владимир Боровиковский впервые стали рисовать портреты с пейзажным фоном. К XVIII веку относятся портреты Федота Шубина, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и крепостного художника Ивана Аргунова.

В Российской архитектуре XVIII преобладали два стиля: барокко и классицизм. Строительство каменных построек шло в Сибири (Троицкий собор в Тюмени и церкви в других городах), на Урале (Невьянская башня) и в разных городах европейской части страны. Больше всего красивых построек было возведено в Петербурге и окрестностях. К самым известным относятся:

  • Зимний дворец по проекту Растрелли;
  • здания Петропавловского собора и 12 коллегий по проекту Доминико Трезини;
  • дворец Александра Меншикова;
  • Михайловский замок в конце века в царствование Павла I.

Самые главные достижения российской культуры XVIII века можно представить в таблице:

Архитектура

Архитектурный ансамбль центральной части Петербурга, путевые дворцы Екатерины II

Скульптура

Медный всадник в Петербурге

Литература

Творчество Фонвизина, Ломоносова и поэзия Державина

Живопись

Картины Боровиковского, Левицкого, Рокотова

Театр

Театр Волкова в Ярославле и в Петербурге

Образование

Открытие Академии наук, первого университета и первого учебного заведения для женщин

К достижениям России XVIII века в сфере скульптуры стоит отнести монумент-памятник Петру I «Медный всадник». Он был установлен в 1782 году, то есть при императрице Екатерине II. В Москве в 1733 году в мастерских Кремля был отлит Царь-колокол.

Рис. 3. Живопись России XVIII века.

Что мы узнали?

В XVIII веке в Российской империи активно развивалась культура. Открывались первые театры, появилась Академия наук и первый университет в Москве.

1014,Культура России в XVIII веке — основательный взгляд на вопрос

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Особенности культура России XVIII века

XVIII век в истории нашего государства ознаменован многими значимыми историческими событиями: получение доступа к Чёрному морю, «окно в Европу», укрепление авторитета страны на международной арене.
Значительные изменения претерпела духовная сфера. Отличительная особенность культуры данного периода — её светский характер. Теперь церковь уже не определяет её характер и направления, как то было веком ранее. Таким образом, всё большее значение приобретает научное знание, а не религиозное учение.
Укрепление взаимоотношений Российского государства со странами Европы способствовало распространению в стране вольнодумной мысли. Главные её темы — обличение пороков самодержавия и критика крепостнического строя. Первым русским революционером принято считать А. Н. Радищева.
Исторически принято подразделять культуру XVIII века на два периода:
• конец XVIII — первая четверть век XVIII а (становление новой культуры, в которой разум господствует над верой, а наука над религией, которая обличает недостатки самодержавия и крепостничества),
• вторая четверть — конец XVIII века (складывание культуры сословной: дворянство всё более пытается походить на лордов и баронов Европы, устраивая пышные балы с музыкой и танцами, буквально, задыхаясь в роскоши; крестьяне же до сих пор живут в своём, глубоко религиозном, мире, работая с утра до ночи).

Читайте также  Подавление последних очагов сопротивления. победа красной армии

Образование и наука

Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали за границу учиться ремеслу — корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству. С 1 января 1700 года указом Петра I было введено новое летоисчисление « от Рождества Христова».

В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук — навигационная школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах — горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы — цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.

К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году — Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов — Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году — Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.

Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (1724 г.). В неё входили Академия, Университет и гимназия. М. В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755 году по его инициативе был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В созданной университетской типографии издавалась газета «Московские ведомости», выходившая на протяжении 162 лет. Из стен университета вышли Д.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.

Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге — танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

Светская школа

Большая роль в создании светской школы, возникшей как замена духовной, принадлежит Петру I. В начале века в начала свою работу московская Школа математических и навигацких наук, основана Морская академия в Петербурге. Позднее были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. Учились в них дети дворян.
Помимо этого, было открыто ещё множество учебных заведений: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет, Смольный институт благородных девиц. Однако, в практически всех из них учились только представителей дворянского сословия.
В 1708 году было сделано важное открытие: переход к новому, более простому, гражданскому шрифту и арабским цифрам, сто значительно упростило образовательный процесс.

Искусство 18 века в России по отраслям

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи­сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме­тить три имени — Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев.

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел­ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство­вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со­чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен­сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор­ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов­ных композиций.

Общественная мысль и литература

Центральной темой общественной мысли данного периода является крестьянский вопрос. С его критикой выступал упомянутый выше А. Н. Радищев. Широко известна также по этому вопросу полемика императрицы Екатерины Великой с Новиковым Н. И.
Среди наиболее известных литераторов данного периода: Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Отдельно следует выделить знаменитого М. В. Ломоносова, прославившегося не только в литературе, но и во многих областях науки.
Классицизм со своим культом разума и сентиментализм с культом чувственности господствовали в литературных течениях XVIII века.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:

Наука и техника

Большое значение в развитии науки имело открытие в 1725 году Академии наук.
В это время были открыты на Урале залежи руды и месторождения нефти. Большая работа была сделана в исследовании восточных и северных районов страны ( С. Челюскин, братья Лаптевы) . В следствии этого был издан первый российский атлас. Его автором стал И. К. Кириллов.
Начинает развиваться и историческая мысль. Знаменитые историки того времени: В. Н. Татищев, М. Ю. Ломоносов, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов. Сюда же можно отнести и уже упоминавшегося выше Н. М. Карамзина, который трудился ещё и на литературном поприще.

Культура России XVIII века

Нестерова И.А. Культура России XVIII века // Энциклопедия Нестеровых

XVIII век – эпоха перемен и бурного развития культуры России это напрямую связано с приходом на престол величайших правителей Петра I и Екатерины II. Даже период дворцовых переворотов позволил динамично развиваться российской культуре.

  1. Литература XVIII века
  2. Архитектура России в XVIII веке
  3. Живопись в России в XVIII веке

Литература XVIII века

Первая половина 18 столетия сопровождается серьезными переменами не только в государственном устройстве, но и в культуре. Период правления амбициозного и умного царя Петра I, позднее называемого Петром Великим? открыло новую страницу российской истории. В самом начале XVIII века, а именно в 1700 году Петр I ввел новый календарь. Летоисчисление стало не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Новый год стали праздновать в январе.

Читайте также  Литература и искусство

В первой половине XVIII века наука и искусства стали двигателем развития российского общества. Именно в начале столетия наметились жанровые перемены, давшие толчок жанровому многообразию русской литературы.

Самым знаменитым писателем, философом, богословом и оратором был Феофан Прокопович. Он родился в семье мелкого торговца. В раннем возрасте остался без родителей. Его воспитанием занимался дядя по материнской линии – Феофаном Прокоповичем. Он был ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря.

Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

В 1716 году его вызвал в Петербург Петр I с целью проведения церковной реформы. Феофана Прокоповича можно считать первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули лучшие литературные силы страны. Образцом этого жанра является трагикомедия «Владимир». Она породила споры в русской культуре и создала настоящую традицию, полемика с которой определила творческое развитие таких писателей и драматургов, как Яков Княжнин, Фёдор Ключарёв, Михаил Херасков, Андрей Муравьёв и Александр Грибоедов. Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кёнигсберге и Лейпциге Дамаскиным (Рудневым), Иакинфом (Карпинским), Давидом Нащинским и Самуилом (Миславским); некоторые переводились на русский язык. «Слова и речи» изданы в трёх частях.

Не менее именитым деятелем литературы начала XVIII века был Тредиаковский. Василий Кириллович

Тредиаковский Василий Кириллович

Тредиаковский Василий Кириллович родился в Астрахани. Его отец был священником. Образование получил в католической латинской школе при миссии ордена капуцинов. Дальнейшее образование получал в Нидерландах, а затем во Франции. Там он получил философское образование в Сорбонне. Вернулся в Россию в 1730 году. Был известен как талантливый поэт и переводчик, претендовал на статус придворного поэта и панегириста Анны Иоанновны. В 1733 году получил должность секретаря Императорской академии наук. В 1734–1735 годах предпринял реформу русского стихосложения. Однако его близость к католицизму вызвала отторжение у научного сообщества и его идеи не закрепились. В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук. Но долго в Академии не продержался из-за споров с М. Ломоносовым и в 1759 году был из неё уволен. В литературе известен своими переводами европейских и античных трудов.

Сумароков А.П. Портрет работы мастерской Фёдора Рокотова (1762)

Первым российским «профессиональным» литератором считается А.П. Сумароков. Его вклад в русскую культуру невозможно недооценить. Он был успешен в разных амплуа: поэт, драматург и литературный критик. Он писал произведения различных жанров: оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии.

Сумарокова А.П. называют отцом русского театра. Его пьесы имели огромный успех и отличались прекрасным слогом и драматургией. Ему были подвластны и комедии и трагедии. Лирика Сумарокова чрезвычайно субъективна и окрашена авторской интонацией, что резко отличает его от классицистической обращённости к музам и героям. Однако Сумароков-личность двойственен: он выступает одновременно и как индивидуальный автор, но и как выразитель всего дворянского сословия, не соответствовавшего высоким стандартам, которые налагало их происхождение.

Михаил Ломоносов – самая знаковая фигура в науке и литературе 18 столетия. Будучи сыном простолюдина, он добился невиданных высот в различных областях науки и литературе. Он известен как реформатор стихосложения, автор переводов античных авторов. 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносов получил звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». В литературе создал особый способ перевода – авторский, в котором переводчик не просто переводит, а создает свое произведение на основе текста оригинала.

Портрет М.В. Ломоносова

Михаил Ломоносов создал уникальное произведение «Разговор с Анакреоном». И перевод М. В. Ломоносова и эта аллюзия породили череду поэтических обращений и к античному оригиналу, и к ломоносовскому его прочтению.

В конце восемнадцатого столетия в русской литературе верхонствующее положение занимает классицизм. Здесь не только упомянутый ранее А.П. Сумароков, но и Д.И. Фонвизин. Однако романтизм начинает предъявлять свои права в трудах Н.М.Карамзина и А.Н. Радищева, чьё «Путешествие из Петербурга в Москву» считается неоспоримым шедевром русской литературы.

Архитектура России в XVIII веке

Архитектура XVIII века известна расцветом барокко, рококо и классицизмом. В восемнадцатом веке создаются целые новые города. Это период расцвета не только градостроительства, но и строительства светских архитектурных сооружений: дворцов, резиденций и усадеб.

Все преобразования в сфере архитектуры в начале XVIII века тесно связаны с Петром I. В то время в России появляются театры, жилые здания украшаются изыскано с использованием различных прием и строительных техник.

Перед архитектурой XVIII века стояла сложна задача – показать всю мощь российского государства, а во второй половине восемнадцатого столетия требовалось подчеркнуть размах и потенциал Российской Империи. Барокко, рококо и классицизм отлично справились с поставленными задачами. Однако к концу XVIII века барокко теряет свои позиции и наступает время классицизма.

Шедеврами архитектуры являются Смольный, Зимний дворец. Отдельно следует обратиться к строительству Зимнего дворца. Это был главный императорский дворец России. Зимний, который украшает Петербург не является первым. Это пятый Зимний дворец. Он был построен в 1754–1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. В Зимнем дворце размещалась большая коллекция голландской живописи, переданной Екатерине II в счет оплаты долга Йоханна Эрнста Гоцковского князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Императрица организовала музей Эрмитаж на территории дворца.

В 1790-х годах Екатерина II сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. Тогда же и была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом – «Аполлонов зал», – при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты.

Картина «Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула» работы Василия Садовникова. Акварель.

В конце 18 столетия началось строительство в стиле классицизма. Это и Большой дворец в Петербурге за авторством В. Растрелли, и Андреевская церковь в Киеве.

Фасад Большого дворца в Петербурге

XVIII век – век торжества раннего классицизма. Шедеврами мировой архитектуры являются: Петербургская академия художеств, дом Пашкова, Голицынская больница, Московский сенат в Кремле, а также Таврический дворец в Петербурге.

Живопись в России в XVIII веке

Бурное развитие культуры не могло быть без развития русской живописи. В восемнадцатом столетии иконопись и религиозные сюжет значительно теряют свою популярность. На первое место выходит светская живопись: сюжеты античности, портретная живопись и момент жизни простых людей. Портрет становится главным жанром живописи. В петровскую эпоху одухотворенные лица святых сменяются реалистичными портретами. В XVIII веке портрет является отражением процесса обретения русским человеком «лица». В Петровскую эпоху происходит привыкание к облику индивида, встроенного в социальную иерархию.

Первопроходцами в портретизме в России стали Луи Каравак, Иван Никитин. Знамениты портреты Георга Гроота. В отличии от большинства живописцев 18 столетия, многие из которых были крепостными и исполняли все пожелания хозяев, портреты Гроота отличались явным сходством и реалистичностью.

Портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна Кристофа Грота, в 1741 году прибыл по приглашению генерала Левендаля в Ревель, через два года перебрался в Санкт-Петербург, стал живописцем Высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), И.К. Грот

Сам художник обладал невзрачной внешностью: маленького роста, лыс, горбат. Однако его портреты пользовались большой популярностью.

Портреты в XVIII веке выставлялись на различных выставках наравне с античными сюжетами и натюрмортами. В числе выдающихся портретистов 18 столетия нельзя не назвать Рокотова. Его принято считать первым в России мастером эмоционального портрета. Его манера создавать портреты навеяна творчеством итальянца Ротари. Однако Рокотов в отличии от итальянца смог увидеть в женских образах пример разнообразных, тонких, ускользающих интонаций. Большое внимание художник уделял эмоциям на лицах. Глаза у его портретов смотрели живо со всей гаммой человеческих эмоций.

Федор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. 1772 год

В конце XVIII века начинает развиваться пейзаж. Его основоположником в России принято считать Семёна Щедрина. Щедрин был одним из семи выпускников Академии художеств 1767 года, получивших медали и заграничные командировки. Всех их отправили в Париж. В Париже они представились послу князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дидро. В Париже художник копировал чужие картины, рисовал с натуры и изучал особенности пейзажной европейской живописи. По возвращении он возглавил класс ландшафтной живописи в Академии художеств.

Родоначальник пейзажной живописи в России Семен Щедрин

Щедрин создавал удивительные яркие пейзажи в лучших традициях западно-европейской живописи. С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в Академии художеств.

В это же время при дворе начал творить Дмитрий Левицкий. Он родился в семье священника. Получил образование в Академии художеств. Его творчества вывело русскую живопись на европейский уровень.

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год

Портрет Екатерины II являлся эталоном портретной живописи. На портрете изображение монарха, полностью отвечая канонам жанра, является посланием общества государю.

В завершении следует сказать что XVIII век – век расцвета русской культуры. Правление Петра I и Екатерины II сделало Российскую Империю не только мощным самодержавным государством, но центром развития науки и искусства.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: