Культура xvii века

Историки считают XVII век переходным от средневековой культуры к культуре Нового времени. В рамках старых традиций появляется все больше новых веяний, нередко привнесенных с Запада. Впрочем, надо признать, что новшества имели ограниченное распространение и не бросали вызов консервативной в целом...

Культура xvii века

Русская культура XVII века

Историки считают XVII век переходным от средневековой культуры к культуре Нового времени. В рамках старых традиций появляется все больше новых веяний, нередко привнесенных с Запада. Впрочем, надо признать, что новшества имели ограниченное распространение и не бросали вызов консервативной в целом культуре, основанной на христианской религии.

Для средневекового сознания характерен культ древности: чем древнее, тем ближе к идеалу. Новизна в XVII веке действительно появляется, но подвергается ожесточенной критике. Несоответствие традициям было одной из причин неприятия никоновских реформ. Автор-«новатор» XVII века жаловался: « Зело бо невежества исполнени жители страны сея, велми бо препросты. Велми бо мя укоряху, и порицаху, и сопротивляху ми ся, и посмеявахуся, и всякими хулнателниеми имяны укоряху. мнящи, яко бы аз ново ввожу. едва не вси ненавистию дыхаху».

Новое, как правило, шло по трем каналам: либо через европейцев из Немецкой слободы, либо через посредство выходцев с Украины и других восточнославянских земель Речи Посполитой, либо через греков. При этом следует иметь ввиду, что «латинян» не считали за полноценных христиан в России, и даже греческих и украинских православных считали «поврежденными» в вере. Недоверие на религиозной почве перекрывало путь иностранному влиянию.

Содержание

  • 1 Книги и образование
  • 2 Придворная культура
  • 3 Архитектура
  • 4 Живопись
  • 5 Итоги

Книги и образование [ править | править код ]

Богоматерь всех скорбящих радость. 1680-е. На иконе видны семь небесных светил, включая Солнце, вращающихся вокруг Земли

Хотя некоторые историки культуры склонны быть довольно оптимистичными относительно развития в России в XVII веке светской культуры и научных знаний, не следует преувеличивать это развитие. Во всем восточнославянском мире к 1600 году было напечатано около 100 наименований книг, тогда как в одном Париже — 25 000. За XVII век число отпечатанных русских книг выросло до 500-600 наименований, однако отставание от стран Запада оставалось громадным. Несмотря на появление в XVII веке первых бумажных мануфактур, которые заводили в России иностранцы, бумагу приходилось, главным образом, импортировать. Научные знания оставались традиционными. Строение Вселенной представляли по книгам Аристотеля: с Землей в качестве центра Вселенной, вокруг которого вращаются семь планет, включая Солнце и Луну. Астрономия была в Западной Европе ключевой областью для перехода от средневекового к научному пониманию мира, но в России астрономические знания не получали распространения. Математика была известна в пределах четырех элементарных арифметических действий. Иными словами, наука к концу XVII века только начинала пробивать себе дорогу.

Традиционные жанры продолжали в XVII веке занимать главное место в литературе, равно как церковная тематика продолжала превалировать над светской. За весь XVII век в Москве было напечатано около десяти книг светского содержания. Среди них Соборное уложение 1649 года, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и датский военный устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». На московском Печатном дворе выпускались буквари, в том числе знаменитый букварь Василия Бурцева, основное учебное пособие, как в XVII, так и в XVIII веке. За все время пользования букварем было отпечатано около 300 000 экземпляров. Подобное же значение имел первый учебник по истории «Синопсис» архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля, напечатанный в Киеве в 1674 году и появившийся в Москве в 1680-е годы. «Синопсис» проводил мысль о единстве «Великой» и «Малой Руси», и, благодаря широкому хождению, поселил ее во многих умах.

Светская литература была почти вся рукописной или устной. Впрочем, определенное распространение имели книги из Западной Европы и Речи Посполитой, в том числе, из ее православных культурных центров. Среди заграничных книг были исторические повести, рыцарские романы, юмористические и пародийные произведения, плутовские романы, которые начали находить в России подражателей.

Характерной чертой литературы XVII века в России был растущий интерес к человеческой личности. Сын дворянки Иулиании Лазаревской составил повесть о жизни этой праведницы, продавшей все свое имущество для помощи голодающим в голодные 1601-1603 годы. В отличие от других житий в ее жизнеописании подчеркивалась гуманность Иулиании и благотворительность, а не аскетизм и преданность вере. Разрывом с традициями житийной литературы было «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Аввакум описывал немало весьма приземленных бытовых сцен из своей жизни, помимо более традиционных сюжетов борьбы за веру. В литературе все явнее слышится голос автора, который поясняет, добавляет и вообще выступает одним из участников произведения. То есть начинает усваиваться понятие и значимость авторства.

Наиболее заметной фигурой в литературном мире XVII века был придворный поэт Симеон Полоцкий, выходец из православной среды Речи Посполитой. Он был монахом и воспитанником Киево-Могилянской академии, давшей немало выдающихся умов XVII-XVIII века. В 1664 году этот монах был приглашен Алексеем Михайловичем в Москву для обучения его детей. Литературные произведения Симеона появлялись как в рукописном виде, так и в печатном. Последнее является большой редкостью для литературы XVII века. Его стихи-вирши испытывали большое влияние латинской литературы и касались, прежде всего, религиозных сюжетов. Светские темы носили морализаторский и дидактический характер. Симеон Полоцкий поспособствовал интересу к польской культуре в придворной среде. Его ученик царевич Алексей Алексеевич произнес речь на польском и латинском языках перед польским посольством, а другой ученик царь Федор Алексеевич задумал организовать в Москве академию по образцу Киево-Могилянской.

Эти планы привели к созданию в 1685-1687 годах Славяно-греко-латинской академии, рядом с Заиконоспасским монастырем в Китай-городе. Преподавание в этой академии велось на латинском языке, учителями были представители клира, однако там преподавались светские предметы, включая строение Вселенной (хотя и по Аристотелю) и философию. В академии училось около ста учеников.

Придворная культура [ править | править код ]

В 1630-е годы в Кремле был построен Теремной дворец. Здание включало в себя несколько церквей, и даже жилые помещения украшали настенные росписи на библейские сюжеты, которые проводили параллель между обитателями Теремного дворца и их библейскими предшественниками. Придворная жизнь также строилась вокруг церковных праздников, самым пышным из которых было вербное воскресение, отмечающееся за неделю до Пасхи. Этот праздник сопровождался церемонией «шествия на осляти», которая реконструировала въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Роль священного города исполнял собор Василия Блаженного. На лошади, наряженной ослом, восседал патриарх, а царь вел ее под уздцы в окружении бояр и стрельцов и под взорами московского люда. Алексей Михайлович неоднократно участвовал в этой церемонии, вел лошадь патриарха под уздцы и хранил деньги, которые платил ему за эту услугу патриарх, откладывая их на свои похороны.

Шествие на осляти. 1719

Еще при Борисе Годунове несколько знатных «ребят» были отправлены за границу «для науки разных языков и грамоте», но никто из них не вернулся. Но отдельные европейские элементы культуры и быта все же проникали в Россию. Облик Кремля существенно изменился, поскольку крепость потеряла свое оборонительное значение. В 1620-е годы шотландец Кристофер Галловей перестроил несколько башен Кремля, добавив к ним готические и ренессансные элементы декора и установив на Спасской башне часы. Интерес к западным «хитростям» постепенно распространялся в придворной среде, несмотря на противодействие консервативно настроенного патриарха Филарета. Характерный пример борьбы старого и нового, традиционного и европейского — судьба боярина князя Ивана Хворостинина. В 1620-е годы он был заподозрен в ереси и склонности к католицизму. При обыске у него нашли книги на латыни. В итоге, Хворостинин был сослан в монастырь.

Летней резиденцией Алексея Михайловича был дворец в Коломенском, в котором были оранжереи и парники. Алексей Михайлович обожал соколиную охоту и даже собственноручно составил книгу о правилах ее проведения. В поздние годы он стал интересоваться астрономией, космографией, механикой, античной историей и путешествиями. В 1672 году Алексей Михайлович присутствовал на первом представлении своего придворного театра, составленного из немцев-любителей. Пьесы ставились на религиозные сюжеты, хотя порой были не лишены юмора и намеков на текущую злобу дня. Однако после смерти царя придворный театр был закрыт по настоянию патриарха Иоакима. Кратковременное бытование этого театра поспособствовало знакомству русских людей с инструментальной музыкой и западноевропейской нотной грамотой, хотя официальная церковь не признавала иную музыку, кроме хорового пения духовных стихов.

Боярин князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, был одним из немногих русских людей, которые знали латынь. В его доме можно было найти немецкие гравюры, карты, музыкальные инструменты, иностранные книги, часы, мебель и зеркала, а также небольшую портретную галерею. Другой «западник» конца XVII века, Артамон Матвеев, женился на шотландке, устраивал в своем доме театральные представления и нанял иностранца для обучения своего сына латинскому и греческому. Впрочем, и князь Голицын, и Матвеев были явными исключениями из общего правила. В целом, боярство, как и весь народ, оставалось верным православной старине.

Читайте также  Русь под натиском запада и востока. монголо-татарское иго

Архитектура [ править | править код ]

После Смуты в архитектуре продолжались традиции зодчества XVI века. Шатровый стиль не вытеснил полностью луковичные купола, хотя и те, и другие виды наверший все чаще становились не более, чем элементом декора. Одной из вершин церковной архитектуры XVII века считается церковь Троицы в Никитниках, построенная в Китай-городе для одного из богатых купцов в 1630-1650-е годы. Церковь продолжала развивать шатровый стиль, добавляя новые элементы пестрого декора и некоторые черты западной архитектуры, например, полуколонны. Аналогичные церкви появлялись по всей России. Богатый купеческий Ярославль представляет особенно богатую россыпь купеческих храмов XVII века, из которых первое место следует отдать церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе, завершенной к 1690-м годам. Церковь знаменита умелым использованием в декоре стен многоцветных керамических изразцов , которые стали главной отличительной деталью архитектуры XVII века.

Культура России в 17 веке

Особенности культурного развития

Начало XVII века для России было тяжелым. Страна пережила Смуту, голод, войны с соседями: поляками, шведами, крымскими татарами. Общий упадок хозяйства сказался и на скромном уровне культурного развития в первой половине XVII века.

Рис. 1. Культура России XVII век.

На развитие культуры повлияло развитие связей с Европой. В Москве появилась Немецкая слобода — Кукуй. Общение с иностранцами привело к проникновению различных новшеств в русский быт. Это стало особенно заметно в годы молодости Петра I, в 1680–1690-е годы.

Помимо этого, в XVII веке сложился всероссийский рынок. Это ускорило развитие экономики в целом, появились первые мануфактуры. В русское градостроительство в XVII веке впервые проникло регулярное планирование. Быт отдельных представителей московской знати поражал иностранцев, например, фаворита царевны Софьи — Василия Голицына. В его доме была библиотека, зеркала, часы и другие атрибуты европейского аристократического быта того времени. Свой вклад в развитие культуры внес и церковный раскол в годы царствования царя Алексей Михайловича.

На развитие русской культуры в XVII веке повлияло Великое посольство Петра I в 1697–1698 годах. Впервые в мировой истории правитель крупного государства покинул его пределы на значительный срок с целью знакомства с передовыми европейскими достижениями в Нидерландах, Англии, Австрии, Германии.

Рис. 2. Великое посольство Петра I.

Достижения культуры

С XVII века можно вести историю российской системы образования. В училищах и духовных школах в те годы преподавали риторику, философию, латынь и греческий язык. Частное училище боярина Ртищева действовало при Андреевском монастыре. Учебные заведения действовали при монастырях, например, Чудовом и Заиконоспасском (с 1665 года).

В XVII веке в России были изданы:

  • «Букварь» Василия Бурцева в 1634 году;
  • «Грамматика» Мелентия Смотрицкого в 1648 году;
  • Печатная азбука в 1679 году.

В государстве действовала типография — Печатный двор, а при ней и школа с 1680 года. С 1654 года началась подготовка русских лекарей, а при царе Федоре Алексеевиче, то есть к 1682 году, появились первые больницы.

Из наук в России развивалась география, что было связано с освоением Сибири. В 1667 году Петр Годунов составил «Чертеж Сибирской земли». Ульян Ремезов в те годы занимался исследованием Сибири, а его сын Семен Ремезов в последние годы века начал работу над «Описанием сибирских народов», «Тобольским летописцем» и «Хорографической книгой Сибири».

Для XVII века стало характерным обмирщение культуры, то есть рождение светской культуры, свободной от церковных канонов. Развивается не только иконопись, но и появляются первые портреты. Сначала это были парсуны, например, воеводы Скопина-Шуйского, а концу века — Преображенская серия портретов сподвижников молодого Петра I.

Достижения культуры в 17 веке можно представить в таблице:

Направление

Достижения

1672 год — открытие первого театра при царском дворе

1602 год — завершение строительства Кремля в Смоленске, самого большого в государстве

1658–1685 годы — строительство Новоиерусалимского монастыря вблизи Москвы

1667–1672 годы — строительство деревянного дворца в Коломенском

1683–1688 годы — строительство Кремля в Тобольске

1690-е — постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко, например, церкви в Дубровицах и Покрова в Филях, Сухарева башня

1667 год — «Жезл правления» Симеона Полоцкого

1672 год — Житие протопопа Аввакума

1692 год — «Скифская история» Андрея Лызлова

1697–1699 год — Хорографическая и Чертежная книга Сибири Семена Ремезова

1665 год — школа при Заиконоспасском монастыре

1687 год — Славяно-греко-латинская академия

Парсуна с изображением воеводы Скопина-Шуйского (начало века), иконы Симона Ушакова (середина века), Преображенская серия портретов сподвижников Петра I

К концу века каменное зодчество появилось в Сибири, в Тобольске был построен кремль. В России строились не только укрепления, но и жилые дома, палаты, церкви. Помимо шатрового и крестово-купольного стиля, к концу века появились постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко.

Рис. 3. Нарышкинское барокко.

Что мы узнали?

В XVII веке в царстве Русском было немало достижений в живописи, архитектуре и литературе. Культура народов, населяющих его, уступала по разнообразию русской культуре. В школьном курсе истории 7 класса кратко изучают культуру Руси XVII века.

Культура России в XVII веке — особенности развития и основные достижения

Появление материальной культуры

XVII столетие заполняет особенную нишу в русской истории. Оно характеризуется укреплением феодального строя, который становится еще сильнее. Этот период также знаменит началом зарождения буржуазной связи и прогрессом в общественном разделении трудовых отношений, ростом товарооборота. Эти явления и процессы были замечены прежде всего в городах.

Первая половина семнадцатого века известно событиями, которые привели к банкротству большей части России, а ее материальная культура была значительно подорвана. Основное место в сфере деятельности в народном хозяйстве осталось за земледелием. В крупных городах стало заметно преобразование ремесел в изготовление товаров народного потребления для дальнейшей продажи.

Особой популярностью начало пользоваться обрабатывание железа. Ремесленники научились изготавливать орудия труда своими руками. К особенностям русской культуры 17 века можно отнести активное развитие методик обработки драгоценных металлов. Мастера научились из золота и серебра изготавливать дорогие ювелирные украшения. Лучшие ремесленники стали чеканить монеты.

Тридцатые года знамениты появлением завода стекла. Середина XVII века известна тем, что ремесленники по царскому заказу смогли отлить колокол, который имел вес 12500 пудов, всего на протяжении одного года. В этот период на многих предприятиях появились целые группы мастеров, имеющих высокую квалификацию и специализацию.

Развитие народного творчества

До нашего времени дошли записи народного творчества, сделанные еще в семнадцатом веке. Этот период связан с продолжительной борьбой России с внешними врагами, что смог отразить фольклор. Практически все песни были проникнуты патриотизмом.

В народных пословицах все чаще можно было заметить отображение человеческих качеств и общественных отношений. Особой популярностью пользовались произведения Степана Разина. Также народное творчество отличалось антицерковными тенденциями, возрастанием количества грамотного населения, в котором остро нуждались большие города.

Вместе с развивающейся письменностью большим спросом пользовались рукописные книги, даже несмотря на то, что все больше стало появляться напечатанных изданий. Также значительный рост получило письменное делопроизводство в государственных учреждениях (составление приказов).

В 1671 году впервые стали публиковаться рукописные газеты «Куранты», специально для царя. В середине столетия попытались организовать производство бумаги.

Вместе с рукописями, стали пользоваться большой популярностью напечатанные издания. На Московском печатном дворе работало 165 человек. Он являлся одним из самых крупных производств. Так как было необходимо развивать и дальше печатную индустрию, возникла необходимость в большем количестве грамотных людей.

Зачастую детей и подростков обучали грамотности священники, родители. В то же время женщины, даже имея семьи, оставались неграмотными.

В 1687 году, набравшись опыта у первых частных школ, знаменитые греки Иоаний и Софроний Лихуды открыли первую академию. Благодаря этому учебному заведению появилась возможность расширить круг образованных людей.

Достижения в науке и литературе

В XVII веке возникла необходимость отойти от мистических объяснений природных явлений и перейти к более глубокому их изучению. При этом в основном развивалась практическая часть исследований, а теоретическая стояла на месте. Это связывают с вражеским настроем церкви к научным исследованиям.

В XVII веке умели решать практические задачи, не применяя никаких теоретических знаний в математике. Также настала острая необходимость в изучении смены времен года, смены фазы луны для развития земледелия, поэтому начала очень активно развиваться астрономия.

Читайте также  Любечский съезд князей 1097 года

После исследования российскими учеными рек и морей во время пешего путешествия в Сибирь, стали появляться первые географические карты, в том числе и стратегического характера.

Литературные направления развивались в основном благодаря политическим убеждениям общества. В произведениях все чаще можно было увидеть акцент на социальных ценностях разных слоев общества. Литература быстро реагировала на малейшие изменения в культуре. В то же время стали появляться издания, в которых церковь и церковники осуждались.

В 1680 году известный белорусский ученый Симеон Полоцкий изложил Псалтырь в стихах, что стало огромным витком в развитии литературы семнадцатого века.

Архитектура и искусство XVII века

Культура московского царства 16−17 веков предполагала использование материалов из дерева для постройки зданий и в деревнях, и в городах. Храмы и некоторые городские здание из камней были окружены огромным количеством деревянных построек. В 1626 году случился масштабный пожар, из-за которого сгорело множество домов.

Благодаря высокоразвитому искусству постройки зданий из дерева, на местах сгоревших домов удалось быстро построить новые, еще более красивые и уникальные, в своем отличительном стиле.

Тем временем развивалась и каменная архитектура. Здания из камня все чаще можно было увидеть и в городе, и в деревне.

Развитие реалистического направления в живописи проходило очень медленно. Художники уже умели тщательно прорисовывать детали, но общую реалистичную картину не могли изобразить. Особенности росписей икон и картин тех времен:

  • большое количество мелких сцен и предметов, которые очень загромождали сюжет;
  • множество объяснительных надписей;
  • неумение раскрывать внутренний мир персонажей, из-за чего на картины переносились только внешние поступки и действия.

Понимая, что развитие культуры очень влияет на народное население, церковь старалась сохранить максимальный контроль над живописью, надеясь полностью подчинить ее своим правилам. Началось обмирщение, то есть церковь занялась проблемами светской жизни.

Существуют специальные таблицы культуры России в 17 веке, в которых представлены основные этапы ее развития.

Музыкальное творчество

В XVII веке музыка не пострадала от каких-либо кардинальных изменений. Существовало небольшое количество местных певческих школ, где учили:

  • особенным распевам;
  • хоровому многоголосью, свойственному русской народной культуре;
  • сольному пению;
  • особенностям вторы (второй партии).

Народная музыка была богата на разнообразные жанры. Удивляли ее мелодии, с помощью которых было полностью передано внутреннее состояние человека.

Традиционно очень популярным оставался театр. Вся Россия могла наблюдать за бродячими скоморохами. Народу нравились выступления в театре Петрушки, в котором обсмеивали насущные проблемы богатых людей.

Из новшеств стоит отметить появление первого театра при дворе, который начал свое существование благодаря решению известного боярина Артамона Сергеевича Матвеева.

Если говорить о культуре России 17 века кратко, то можно отметить, что это столетие стало переходным этапом традиций Московской Руси к культурным ценностям Нового времени. Религия перестала оказывать огромное влияние на население, поэтому стереотипы мышления постепенно разрушались.

Также увеличение товарооборота дало огромный толчок в развитии торговли и ремесла. В Россию прибывало все больше иностранцев из Запада и, несмотря на ограничения властей в их общении с русским населением, в культуру и быт все равно просочились новые устои и тенденции. Начали появляться первые школы, высшие учебные заведения, люди становились более грамотными.

Стали появляться выдающиеся писатели, создающие художественные произведения, скульпторы, оставившие после себя замечательные памятники. В это время активно развивалось архитектурное зодчество, строились соборы и прочие здания. XVII век можно назвать веком просвещения, поэзии, возвышения личности над толпой.

Культура 17 века

Культура XVII век.

Усиление процесса обмирщения культуры, т. е. освобожден от церковного влияния.

Нарастание в произведениях культуры интереса и внимания человеческой личности.

Обогащение культуры социальной тематикой и усиление де мократизации.

Распространение научных знаний.

Расширение связей с Западной Европой.

Начало процесса дифференциации культуры (просвещение, наука, художественная литература, светская живопись и т. д.).

Вмешательство государства и церкви в вопросы культуры путем утверждения определённых канонов православной церкви (например, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей)

Многообразие, праздничность, яркость произведений искусства

Формирование и развитие русской национальной культуры, консолидация национального языка, формирование литературного языка

Образование

Возникновение специализированных школ ( русских лекарей, наборщиков, подьячих для приказов)

1687 г. — создание Славяно-греко-латинской академии — первого в России высшего учебного заведения (под руководством братьев И. Лихудов).

С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялась рукописная газета (сводки новостей о событиях в других странах) » Вести», позднее — «Куранты».

Развитие библиотек. Существовали царские, государственные, частные библиотеки

Научные знания

Использование винтовых деревянных домкратов, водяных колёс, приводивших в движение молоты, подъёмных механизмов.

В России была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника «Космография». На русский язык переведена работа А. Везалия «О строении человеческого тела».

Созданы «Книга Большого чертежа» (1627 г.), «Чертёж Сибирской земли» (1667 г.).

Получили распространение лечебники — «травники» и «цветники», а также пособия по фармакологии и биологии

Литература

Учебные книги «Синопсис» (от гр. обозрение) киевского монаха И. Гизеля — первый учебник по истории;

1634 — первый печатный букварь Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина;

«Грамматика» Мелентия Смотрицкого;

«Азбуковники»; «Гражданство обычаев детских»,

Автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума»),

биографические повести («Об Ульянии Осорьиной» и др.),

сатирические («О Ерше Ершовиче», «Сказание о куре и лисице», «О Шемакином суде», «Повесть о Фоме и Ерёме»). : « Азбука о голом и небогатом человеке », « Служба кабаку »

Патриотические произведения («Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Росссийском царстве»),

Светская поэзия В 1680 г. впервые вышел в свет авторский сборник стихов Симеона Полоцкого. (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев) Кто-то из участников похода Ермака написал « Повесть о покорении Сибири». В свет вышла «Повесть об Азовском сидении донских казаков ».

Архитектура

Деревянное зодчество , которое доминирует над каменным по всей стране, в том числе и в столице ( дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, строители Петров, И. Михайлов — восьмое чудо света).

Дивное узорочье:

Церкви в Москве:Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках, каменные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова

Гражданские постройки: Теремной дворец Московского Кремля, Сухарева башня в Москве, Паганкины палаты в Пскове и др.

Возникновение нового стиля — «московского барокко» ( «нарышкинского барокко»), для которого характерны: симметричность композиции, многоярусность, цветной декор и дробность элементов, разнообразие декоративного убранства ( Первым стал строить здания в этом стиле брат царицы К. К. Нарышкин . Таковы палаты Нарышкиных на Петровке, церкви в Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Церковь Покрова в Медведкове, церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани ),

Иконопись, выдающимся мастером которой являлся Симон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица», Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа государства Российского» — даны портреты деятелей русской истории), для его творчества характерны: переход от плоскостного изображения к объемному, использование светотени, попытка перехода к реальному художественному изображению.

Фресковая (стенная) живопись приобрела характер мирских жанровых картин, привлекая внимание к повседневной жизни человека, его быту, труду (например, церковь Ильи Пророка в Ярославле (художники: Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною»)

Создание парсун (от слова «персона») — первых портретов, что является примером зарождения светского искусства. Внимание уделяется внутреннему миру человека (портреты царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и др.)

1672-1676 гг. — придворный театр, в котором выступала немецкая труппа пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе И. Г. Грегори

Музыка Во второй половине XVII в. при дворе возникли профессиональные оркестры, исполнявшие произведения западных композиторов. К сочинению музыкальных пьес приступили и русские самородки. Одним из первых русских композиторов был дьяк И, Титов , положивший на музыку стихотворную псалтырь Симеона Полоцкого.

В 1677 г. был сконструирован первый нотный печатный станок, и в России началось нотопечатание.

Казанский собор на Красной площади. Построен в 1612 году в благодарность за избавление России от польско-литовских и в память о погибших в этой войне русских воинах

1687 – открыта Славяно-греко-латинская академия- первое высшее учебное заведение в России

Шатёр (шатровый стиль)

в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. — завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.

Спасская башня Московского Кремля

Возведена в 1491 году архитектором Солари.

Читайте также  Боевые действия советских войск в центральных и западных районах румынии

В 1624-1625 годах русский архитектор Б. Огурцов и английский мастер Галовей возвели над башней многоярусный верх с часами, заканчивающийся каменным шатром. Нижняя часть была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками.

«Дивное узорочье» — так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII.

Архитектура: Гражданская архитектура XVII в.

Теремной дворец московского кремля 1635-1636гг, построен для царя Михаила Федоровича мастерами Б. Огурцовым, А. Шарутиным и Л. Ушаковым.

Сухарева башня в Москве.
к. XVII в

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском 1667-1669гг построенный мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым

Поганкины палаты в Пскове, 1671—1679 гг.

Церковь Троицы в Никитниках Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова

церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Николы на Берсеневке (1656)

Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650)

Ново-Иерусалимский монастырь

Воскресенский собор – главный храм «Нового Иерусалима» был выстроен в 1658 – 1685 .

Развитие культуры России в XVII веке

теория по истории ? российское государство во второй половине XV- XVII веков

XVII век во многом подготовил те радикальные изменения в культурной сфере, которые произойдут при Петре I. В целом вся культура XVII носила традиционный характер, однако в то же время появился ряд новый явлений , которые бросаются в глаза:

  • Расширение культурных связей России со странами Западной Европы и усвоение достижений западноевропейской культуры;
  • Начало процесса обмирщения русской культуры — освобождения от всестороннего влияния церкви. Культура постепенно начинает приобретать светс ки й характер;
  • Формирование и развитие русской национальной культуры, оформление русского языка, как языка единой этнической общности.

Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении.

В.О. Ключевс ки й

Образование

В XVII веке гра мотными были далеко не все слои населения. Среди крестьян лишь единицы знали гра моту, доля среди посадс ки х людей — 24%. Образование было преимущественно домашним. Дома детей обучали либо гра мотные члены семьи, либо нанимавшиеся учителя. Так, для обучения детей царя Алексея Михайловича (Фёдора и Софьи) из Речи Посполитой в Москву был приглашён учитель Симеон Полоц ки й — писатель, поэт, переводчик.

Школы открывались в основном при церквях и монастырях. В Немецкой слободе (месте поселения иностранцев в Москве) открылась лютеранская церковная школа.

В XVII веке появились и учебни ки , по которым дети в школах обучались гра моте: первая печатная «Азбука» Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого и Кариона Истомина; « Гра мматика» Мелентия Смотрицкого.

В 1687 году в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия под руководством братьев Лихудов .

Большую роль и гра ло книгопечатание. В Москве работали две типо гра фии — Печатный двор и Верхняя типо гра фия в Кремле, созданная по инициативе Симеона Полоцкого.

Западноевропейское влияние на отечественную культуру проявилось в переводе Посольс ки м приказом иностранных книг на русс ки й язык. Для царя Алексея Михайловича из иностранных переводных материалов составлялась первая в России рукописная газета «Куранты», содержащая западноевропейс ки е новости.

Научные знания

Основным источником научных знаний в России в XVII в. были книги западноевропейс ки х авторов, переведённые на русс ки й язык.

  • Труд А. Везалия «О стро ении человеческого тела»;
  • Сочинения, излагающие гелиоцентрическую систему Н. Коперника;
  • Медицинс ки е «Травни ки » и «Лечебни ки ».

Был издан первый учебник по истории Руси «Синопсис». Написан ки евс ки м монахом И. Гизелем.

Создана первая общая карта России — «Большой чертёж», а также комментарии к ней в вид е «Книги Большого чертежа» (1627 г.).

Благодаря экспедициям первопроходцев В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова, В. Атласова, исследовавших Сибирь, Забайкалье и побережье Тихого океана, были по лу чены новые знания о полезных ископаемых, флоре и фауне, языке и обычаях разных народов. В результате были созданы гео гра фичес ки е карты и сочинения: «Роспись сибирс ки м городам и о стро гам», «Роспись» морского пути вдоль Охотского моря, «Чертеж Сибирской земли» (1672).

Литература

Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович.

В XVII в. расширяется объём литературных жанров. Прежде всего это связано с процессом обмирщения русской культуры. Новые жанры значительно отличались от преобладающей в прошлой церковной литературой. В них появляются черты личностного характера, демократичес ки е черты, подчёр ки вающие социальные поро ки и несправедливость в мире.

  1. Сатиристичес ки е повести : «О Ерше Ершовиче», «О Шемя ки ном суде», обличающие несправедливый суд и взятничество, «Сказание о куре и лисице» о лицемерии духовенства, «Повесть о Фоме и Ерёме» о неудачливых братьях и другие.
  2. Автобио гра фичес ки е повести : «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», первое произведение автобио гра фического характера. Написано простым народным языком.
  3. Светская поэзия . Появление силлабического стихосложения и расцвет поэзии связаны с именем Симеона Полоцкого. Он является автором сборников «Рифмологион» и «Верто гра д многоцветный». Продолжателями его дела в России стали Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

Архитектура

В русской архитектуре процесс обмирщения выразился в изменении стилей, живописности и де кор е по стро ек.

Церковь Покрова в Филях

  1. После Смутного времени возобновилось стро ительство шатровых храмов. Распространение по лу чили церкви в стиле «русского уз орочья» (сложные по композиции и обилие де кор а): церковь Троицы в Ни ки тниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Ильи Пророка в Ярославле и др.
  2. Патриарх Никон в связи с церковной реформой в 1652 г. запрещает стро ительство шатровых храмов .
  3. Во второй половине XVII в. появляется новый архитектурный стиль: «московское барокко» (по фамилии главных заказчиков, «нарыш ки нское барокко»), для которого характерны многоярусность, симметричность композиции и яркая раскраска фасадов. Основные по стро й ки : церковь По кров а в Медведкове, церковь По кров а в Филях, трапезная Троице-Сергиева монастыря, Успенс ки й Собор в Рязани и др.
  4. Гра жданское каменное зодчество : Теремной дворец Московского Кремля, Патриаршие палаты Кремля, украшение Спасской башни, над стро йка одного яруса и установка часов-курантов.
  5. Деревянное зодчество : дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Живопись

В живописи процесс обмирщения проявился в стремлении изображать на иконах не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь, переход к портретному искусству в вид е парсун (см. ниже).

Спас Нерукотворный. Симон Ушаков.

  1. Известнейший художественный центр сформировался в Оружейной палате, где творил Симон Ушаков: «Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа государства Российского». Для его живописи характерно усиление реа лист ичности : проработанность элементов лица, объёмность.
  2. Фрес ки в церкви Ильи Пророка, изображающие мирской быт: «Жатва». Авторы : Гурий Ни ки тин, Сила Савин.
  3. Появление парсун: М.В. Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, патриарха Никона и др.

Определение

Парсуна (искажение слова «персона» — личность, лицо) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных историчес ки х лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактичес ки не отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, поро й с натуры.

Театр

Появление придворного театра в России стало новшеством XVII века. Церковь осуждала скоморошество на народных праздниках, так как вид ела в этом проявление язычес ки х черт.

Возникновение театра при Алексее Михайловиче были прямым влиянием западноевропейской культуры . Постановка пьес была поручена лютеранскому пастору из Немецкой слободы Г.Грегори. Актёры были также иностранцами. Первая пьеса имела библейс ки й сюжет и называлась «Артаксерксово действо». На спектаклях звучали м уз ыка и пение. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: