Общественно-политическая жизнь ссср

Политическая полемика интенсивно занимается обсуждением вопросов политической жизни в СССР, насколько все было плохо, было ли хорошо, и что именно было

Общественно-политическая жизнь ссср

Общественно-Политическая жизнь в СССР

Политическая полемика интенсивно занимается обсуждением вопросов политической жизни в СССР, насколько все было плохо, было ли хорошо, и что именно было хорошо. Но самым злободневным и открытым вопросом остается крах СССР. Сторонники и противники советской системы так и не смогли объяснить убедительно, почему это случилось.

Время от времени появляются на свет для обсуждения яркие фрагменты из политической жизни страны на разных этапах существования.

Борьба элитных кланов, как часть внутренней политической жизни СССР

Борьба кланов внутри очень закрытой советской системы, которая привела к развалу государства, может приоткрываться только при детальном и кропотливом изучении подробностей карьерных взлетов и фатальных падений, вплоть до расстрела. И тогда злые силы империализма отодвигаются на второй план, как и предположения о несостоятельности идеологии.

Идеология любого государства имеет несовершенства, точно так же, как и постоянное присутствие контрнастроений. Элитные кланы СССР проходили этапы формирования с самого начала образования государства и трагических чисток в 30-х годах, и особенно после Великой Отечественной Войны, когда Сталин по физическим причинам уже не мог твердо руководить и искал себе преемника.

Возникновение печально знаменитого «Ленинградского дела» связывают со смертью Жданова, который руководил чистками в 1936-39годах. Высказывается предположение, что «Ленинградское дело» было ответом одного клана другому. Точнее это был ответ ленинградскому клану, опорой которого был Жданов. Ставленником Жданова был секретарь ЦК А. А.

Кузнецов, впоследствии расстрелянный по «Ленинградскому делу», именно ему передали контроль над органами госбезопасности, отобрав его у представителя другого клана — Маленкова.

Открывая такие страницы истории из внутренней политической жизни СССР, можно сделать попытку более глубокого анализа продвижения политических деятелей по карьерной лестнице вверх вплоть до нашего времени. Такой анализ позволил бы разобраться в событиях, происходивших и происходящих сейчас.

При этом остается очевидным риск погрязнуть в конспирологии и постоянных заговорах на ровном месте, что, конечно же, будет мешать адекватному и объективному видению.

Потому рассматривать все так называемые «дела» следует только в совокупности с экономическими и внешнеполитическими шагами. Рассматривая сплоченную и грамотно выстроенную организационную работу во время Великой Отечественной Войны, поколениям не приходится сомневаться в здравом уме и рассудке политической верхушки СССР во всех жизненно важных сферах.

Общественно-политическая жизнь в СССР после войны

После окончания Великой Отечественной Войны в политической системе СССР происходили масштабные изменения. Государственный Комитет Обороны был упразднен осенью 1945 г., а Совет Народных Комиссаров СССР претерпел трансформацию, и в результате образовал новый орган — Совет Министров СССР в марте 1946 года.

А.Н. Косыгин является одной из важных фигур этого периода. Будучи председателем Совета Народных Комиссаров во время ВОВ, в 1946 году он был утвержден на должность заместителя Председателя Совета Министров, в 1948 году становится членом Политбюро и назначается на пост министра финансов СССР, но уже к концу года он был понижен до должности министра легкой промышленности СССР.

Послевоенная обстановка требовала смягчения политического режима, И. Сталин, будучи нездоровым, искал себе преемника. Его выбор пал на А.А. Кузнецова, который получил контроль над органами госбезопасности, но объединенными силами старого клана, куда входили Г.М. Маленков, Л.П.Берия, В.М. Молотов и А. И. Микоян было создано «Ленинградское дело». Кузнецов был обвинен и расстрелян. Старым кланом был взят курс на смягчение цензуры на материалы западной прессы. В это же время зарубежные издания активно начинают публиковать статьи об уходе Сталина с руководящего поста и прочат на его место В. М. Молотова.

Все попытки проведения политических реформ, включая смягчение цензуры, изменения в церковной жизни страны, и усиление роста национальных движений были пресечены при жизни Сталина. В 1952 году появилось новое «дело врачей», куратором которого был М. Рюмин. Рюмина сменил в ноябре Серго Гоглидзе, так как «дело» явно проваливалось.

Начиная с 1953 года с приходом к власти Н.С. Хрущева появляются новые тенденции, так называемое хрущевское направление, связанное в развенчиванием культа личности Сталина.

Общественно политическая жизнь ссср времён перестройки — основные тенденции

Начало реформ в СССР связано с именем М.С. Горбачева и 1985 годом. Но есть и другое мнение, суть которого заключается в том, что «отцом перестройки» стал Ю.В. Андропов, а также что в 1983-1985 гг. предпосылки реформ уже имели место.

В начале 80-гг. ушли из жизни многие политические руководители (А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов и другие). Эти руководители имели сталинские взгляды на социализм и на тенденции мирового развития, которые вели свои истоки еще из 30-х — 50-х годов двадцатого века. Их сменили иные лидеры. Эти лидеры не знали сталинских репрессий, они были взращены на идеях «оттепели», были более свободны и образованны.

10 марта 1985 г. Черненко, ушедшего из жизни, сменил М. Горбачев. Он стал генеральным секретарем. На пленуме 23 апреля Горбачев заявил о планах реформ по обновлению общества. Речь шла также об ускорении «социально-экономического развития страны».

Все эти реформы способствовали замене политических фигур и укреплению власти новых кадров, окружавших теперь Горбачева.

Горбачев вместе со своей политической командой убедили многих в том, что теперь «иного пути нет». Это признавал и соратник Горбачева А. Яковлев. Новые руководители сразу поняли, что сломать отжившую тоталитарную систему можно было только через партию.

Также в 1985 году вместо Тихонова председателем Совмина стал Рыжков, а министром иностранных дел Э. Шеварнадзе. В результате к 1987 году уже было заменено 70% членов Политбюро, 40% членов коммунистической партии. В 1986 году вместо В. Гришина первым секретарем Московского горкома КПСС был назначен Б. Ельцин.

Новаторы пошли дальше. В 1986 году на очередном съезде партии была изменена ее программа. Курс на коммунизм был заменен на курс обновления социализма.
В 1987 году был объявлен курс на «гласность», это означало возможность свободной критики советского строя и его истории для журналистов.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1945-1965 гг

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность.

В послевоенный период СССР и западные державы перешли от сотрудничества к конфронтации. Началась эра «холодной войны» — идеологического, политического противостояния капиталистической и социалистической систем. Руководители западных держав старались не допустить расширения сферы влияния СССР в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. СССР, в свою очередь, стремился укрепить свои позиции в этих странах, помогая проведению преобразований по советской модели «государственного социализма».

Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни завершилась в 1946 г. В марте 1946 г Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь до военного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Намечалось освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны.

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привело к росту численности рабочего класса.

Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.

После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

Читайте также  Система внеэкономического принуждения

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.

Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 — на Украине, 9 — в Казахстане, 4 — в Узбекистане, а в остальных республиках — по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект — следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.

И хотя внешне новая, “совнархозовская” система управления существенно отличалась от прежней, “министерской”, ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное — на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

Общественно-политическая, а наряду с этим и культурная жизнь, в послевоенный период устанавливалась полноценным сохранением руководящей и непоколебимой роли Коммунистической партии. С 1952 года, после очередного съезда, партия получила принципиально новое название и стала именоваться как Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). При этом, Коммунистическая партия Беларуси, например, являлась неотъемлемой составной частью КПСС и, разумеется, целиком и безоговорочно подчинялась руководящему органу, то есть Центральному Комитету. Вся пирамидальная система партии, то есть советы, всевозможные профсоюзы, а также комсомол и другие общественные организации, постоянно находились под неусыпным контролем главного партийного аппарата. Первые секретари старательно руководили проведением массовой коллективизации и следили за соответствующим поэтапным внедрением всех партийных аспектов и нововведений.

Первые послевоенные выборы в совет провели уже в 1946 году, а спустя два года местные советы депутатов трудящихся пополнили ряды управляющих. Культ личности Сталина при этом не колебался, все сохраняли верность единственному вождю и до последней буквы следовали указаниям главы государства. Естественно, особенно пышно и торжественно праздновали в СССР 70 юбилей вождя, который состоялся в 1949 году.

Известно, что в послевоенный период активно проводилась репатриация населения, то есть возвращение на родину многих бывших военнопленных, а также граждан, принудительно угнанных на различные работы. К данной категории населения причисляли и бывших узников концлагерей, а также политических беженцев и вообще всех переселенцев. Естественно, на фоне такого глобального возвращения людей, в конце сороковых годов сразу же начались активные политические репрессии. В первую очередь волна заключений и изгнаний коснулась деятелей культуры и науки Белорусской республики, кроме того, некоторые из этих ученых и писателей были репрессированы повторно. Напряженная и непонятная ситуация также сложилась в западной части государства, где в период проведения коллективизации диверсионную и террористическую деятельность продолжали осуществлять отряды армии Краёвой и особые бандитские группировки так называемых лесных братьев.

В художественной культуре, как и до войны, в послевоенный период активно усилился жесткий идеологический контроль. В конце сороковых были приняты различные постановления, призванные восстановить полную идеологическую однородность всей духовной жизни, а также укрепить главенствующую, руководящую роль партии во всех сферах культуры. Политические репрессии, постоянно отбирающие лучших деятелей культуры, вычищали остатки гениев из данного слоя населения.

Получается, что первое послевоенное десятилетие прочно вошло в историю как апогей сталинизма. Основной и важнейшей задачей стало восстановление народного хозяйства и всех сопутствующих отраслей, разумеется, включая науку и культуру. Понесшие в военное время огромные потери, все перечисленные отрасли смогли восстановиться не сразу. И если наука в то время была направлена единственно на обеспечение оборонной отрасли необходимыми достижениями, то культура целиком и полностью была направлена на отгораживание от запада. Такая изоляция дала свои плоды и разрушила налаженные связи ученых и артистов с мировым сообществом.

В народном образовании существенной и важной задачей стало внедрение семилетнего обязательного обучения, кроме того, для молодежи, естественным образом упустившей возможность учиться в период военных действий, создали специальные вечерние школы. Уже к 1950 году данная цель была достигнута и указанная система отлажена и внедрена. Для предоставления возможности учиться всем желающим, увеличилось количество высших учебных заведений. При этом в них тоже вводилась возможность проходить обучение как на очной форме, так и на вечерней либо заочной формах обучения. Административная система управления народным образованием 1946 была усилена отделом науки и высших учебных заведений.

Сеть научно-исследовательских институтов насчитывала немало новых заведений, среди которых фигурировали институт точной механики и вычислительной техники, прикладной геофизики, институт радиотехники и электроники, физической химии, институт ядерных проблем, а также институт атомной энергии. Разумеется, приоритетными являлись направления, служившие укреплению обороны страны. Поэтому, собственно, первое испытание водородной бомбы было произведено в СССР уже в 1953 году.

В то время, когда в развитии естественных и точных наук, активное и заметное вмешательство партийного аппарата стали тормозом для многочисленных исследований, то в противоположной сфере гуманитарных наук, диктат стал просто катастрофой. Советская литература строго контролировалась и не смела выходить за рамки исторических либо современных фактов. Довольно часто авторам навязывали историко-революционные темы. Однако, по мере увеличения идеологического контроля, даже популярная тема войны, человеческих судеб и лишений, трудного быта и нелегкого труда, различных фронтовых и тыловых будней, совершенно исчезала со страниц журналов и книг. Руководство решило, что такая информация отвлекает население от поставленных задач, а потому просто не нужна. Праздничная, положительная, бесконфликтная, но при этом совершенно бесцветная литература заполонила прилавки книжных магазинов.

1. Гребельский П. Х., Мирвис А. Б. Дом Романовых. Биографические сведения о членах Царствовавшего Дома, их предках и родственниках. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб., 19с..

2. Вернадский, Г. Русская история: Учебник. – М.: Аграф, 2001. – 544 с.

3. Древнерусское государство IX-XVII вв.: учебное пособие / под ред. В.В.Гуляевой. – М.: Академический Проект, 2006. – 575 с.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М.АСТ, 1999. – 576 с.

5. История России: учебник для вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003. – 479 с.

6. Шмурло, Е. История России (IX-XX вв.). – М.: Аграф, 1997. – 736 с.

7. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н.Сахарова. – М.: АСТ, 1999. – С. 344

8. Века А.В. История России. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2005. – С. 241

Билет 24. Общественно-политическая жизнь СССР в 20-40-е гг

Общественно-политическая жизнь СССР в 20-40-е гг. была жизнью страны, уже ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором ликвидирована многопартийность и существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с государственным аппаратом и подчинила его себе; утвердилась единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства общества не существует, все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий репрессии в отношении граждан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом.

Читайте также  Война в испании

Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей. Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. На Сталине замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой, «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму.

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общественно-политическая жизнь СССР во второй пол. 1960-х — начале 1980-

Советском Союзе во второй половине 60-х годов основной тенденцией политического развития стало усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условий для складывания нового правящего класса. Общественно-политическое устройство СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов

В Советском Союзе во второй половине 60-х годов основной тенденцией политического развития стало усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условий для складывания нового правящего класса.

В марте–апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии. Из него было убрано положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII съезде. Убрано было и положение о том, иго члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более, чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И.В. Сталина. На этот пост был избран Л.И. Брежнев. Эти решения съезда создали стабильный слой партийной номенклатуры.

Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии». Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. – конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.

Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся также по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие, доступ интеллигенции был затруднен. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.

В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства.

«Новое дворянство» было заинтересовано в стабильности общества. Стабильность, в свою очередь, изменила психологию управленцев, реальную практику управления. Чувствуя себя достаточно уверенно (репрессии теперь были исключены), представители высшей номенклатуры директора, министры, руководители отраслей и регионов переходят от роли управляющих (при отсутствии фактических владельцев) к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. В хищениях были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, горкомов, райкомов партии. Происходит противопоставление номенклатуры как рядовым членам партии, так и всему народу.

Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека.

Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позиции заказного либерализма – в защите прав человека. Движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.

1. Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) – считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинистских положений. Ставили задачу «очищения социализма».

2. Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) – проповедовали принцип «конвергенции», сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока.

3. Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) – выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу, навязаны ему извне. Наиболее радикальные представители этого течения отвергали западничество вообще, считали наряду с коммунистами противниками и либералов.

После чехословацких событий 1968 г. диссидентское движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. Выдающийся ученый-физик, академик, один из создателей советской водородной бомбы выступил с целой программой правозащитной деятельности. В 1971 г. Сахаров направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 г. А.Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав

Общественно-политическая жизнь ссср

Общественно-политическая жизнь

В общественно-политической жизни города произошли определенные перемены. Как и в прежние годы, главным инициатором и проводником реформ в общественно-политической сфере являлось государство.

Разрешенная властями дозированная критика социального строя создавала лишь видимость наличия демократических свобод и гражданского общества. Неизменными оставались идеологические догмы и непосредственно связанные с ними ограничения на свободу слова, передвижения, индивидуальный выбор, что по своей сути противоречило требованиям советской модели развития НТР — наличию в обществе творческой, инициативной, самостоятельной личности, занимающей активную жизненную позицию.

Руководящей и направляющей силой общества, как и прежде, являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Ее уникальность состояла в том, что партия осуществляла общее руководство, не неся конкретную ответственность за развитие страны.

В столице республики функции руководящей и направляющей силы осуществляла Чебоксарская городская организация КПСС. Ее численность выросла с 7,1 тыс. чел. в 1961 г. до 24,9 тыс. чел. на начало 1986 г., или более чем в 3 раза. Свыше 37% коммунистов имели высшее и полное среднее образование. Примерно 85% из них были заняты в различных отраслях народного хозяйства. Выросла сеть первичных партийных организаций. Права райкома КПСС по вопросам приема в коммунистическую партию, учета коммунистов и ведения персональных дел в Чебоксарах имели партийные комитеты электроаппаратного и агрегатного заводов, хлопчатобумажного комбината, завода промышленных тракторов. Руководство деятельностью городской организации КПСС во второй половине 1960-х — начале 1990-х гг. осуществляли П.А. Левин, Г.П. Ковалев, Л.П. Прокопьев, К.Ф. Ефремов, Ю.И. Моляков.

На 1 января 1986 г. в номенклатуре кадров горкома КПСС насчитывалось 387 должностей. Из них свыше 88% имели высшее образование, среди них было 34,4% чувашей, женщин — 22,3%, в возрасте*до 40 лет — 31,8%.

Характерными чертами деятельности первичных организаций КПСС стали заорганизованность, бумаготворчество, боязнь раскрыть реальное положение дел, подмена анализа реальной ситуации разговорами об успехах, самоуспокоенность. Многие партийные организации, по признанию самих же коммунистов, не могли удержаться на уставных позициях, не сумели выработать четкий механизм преодоления негативных явлений в обществе, в поведении части коммунистов, особенно из руководящего состава. Во многих первичных ячейках КПСС создавалась обстановка вседозволенности и беззаконности.

Читайте также  Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана

Чебоксарская партийная организация тоже пользовалась все меньшей и меньшей поддержкой населения, исчерпывала свой созидательный дух и настрой. Хотя на протяжении всего рассматриваемого периода она, естественно, стремилась укреплять авторитет, прежде всего за счет традиционных методов — увеличения доли рабочих в своем составе, проведения различных пропагандистских и агитационных кампаний и др. В значительной мере это было оправдано, поскольку рабочие являлись самой многочисленной социальной группой населения: в 1959 г. их численность составляла 34,6 тыс. чел., или 64,4% всех занятых чебоксарцев. Через двадцать лет их стало в 3,3 раза больше, что определялось потребностями индустриального развития столицы. Повышались их профессиональный и образовательный уровни. В 1979 г. на 1000 занятых рабочих число тех, кто имел высшее и полное среднее образование составляло 523 чел. Быстрыми темпами росла численность рабочих, имевших высшее и среднее специальное образование, т.е. тех, кого причисляют к группе рабочих-интеллигентов: в 1979 г. их было 83 чел. в расчете на 1000 занятых, что превышало соответствующие показатели по столицам и областным центрам Волго-Вятского экономического района. В результате значительно расширялась база для их вовлечения в ряды КПСС. К началу 1986 г. рабочие составляли 31,6% Чебоксарской городской партийной организации. Под руководством коммунистов тысячи рабочих принимали участие в социалистическом соревновании, движении за ударный коммунистический труд, не всегда осознавая их заорганизованности, формализма и кампанейщины. Десятки представителей рабочего класса города были избраны депутатами Верховных Советов СССР и РСФСР. Самые достойные принимали участие в работе высших форумов партии. Однако не только они определяли «лицо» рабочего класса города. Большая часть рабочих показывала низкие результаты труда, среди них упала производственная дисциплина, участились прогулы, пьянство, правонарушения.

Значительную долю горожан составляли работники умственного труда: в 1959 г. на них приходилось 27,1% занятого населения, а в 1979 г. — уже 33,8%. Самой многочисленной профессиональной группой среди занятых преимущественно умственным трудом являлись инженерно-технические работники. В 1979 г. их на 1000 занятых приходилось 130 чел., за ними по численности шли работники планирования и учета, научные работники, преподаватели, воспитатели, медицинские работники. В 1979 г. в расчете на 1000 чел. занятых среди служащих насчитывался 521 чел. с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием, по этому показателю они опережали рабочих примерно в 8,5 раза133. К началу 1986 г. удельный вес служащих в рядах Чебоксарской городской организации КПСС составлял 53,3%, или в 1,7 раза больше, чем рабочих.

Большую роль в жизни города играли руководители ведущих предприятий. В течение 1960—1970-х гг. к руководству промышленными предприятиями и стройками, организациями и учреждениями пришло немало подготовленных специалистов, обладающих компетентностью и политической зрелостью, умением предвидеть и способностью сплотить коллектив. Среди них руководители крупных предприятий и производств города К.А. Серов, В.А. Капитонов, Л.Ф. Башкиров, И.А. Захарцев, О.В. Троицкий, К.Я. Яковлев, Г.В. Бритвин, Н.А. Курятников, Г.М. Пилярский, О.А. Волков, Г.А. Ильенко, Г.И. Хорошев, В.Т. Десятов и многие другие. Среди руководителей предприятий был низок удельный вес чувашей.

Совершенствовалась работа городского Совета народных депутатов. В 1959 г. в горсовет было избрано 250 депутатов, в 1985 г. — 370 чел. Из 370 депутатов, избранных в горсовет в ходе выборов 24 февраля 1985 г., более 57% не являлись депутатами предыдущего созыва, почти 66% из них работали в различных отраслях материального производства. Свыше 97% депутатов имели высшее и полное среднее образование, а в 1959 г. этот показатель составлял всего лишь 56%. Около 48% народных избранников являлись членами КПСС. В депутатском корпусе было 62,1% рабочих, служащих — 37,9%, чувашей — 60,2% и русских — 34,5%, женщин — примерно половина состава. Десятки тысяч горожан на общественных началах принимали участие в работе постоянных комиссиях.

Много внимания депутаты уделяли исполнению наказов избирателей. Выполняя их пожелания, на своих сессиях депутаты стремились обсуждать насущные проблемы, волнующие горожан. В 1960-е гг. депутаты не раз поднимали вопросы, связанные со строительством бани, детских дошкольных учреждений, клуба, магазинов на Южном поселке, больницы хлопчатобумажного комбината, кинотеатра на Кировском поселке, улучшением снабжением населения мясом, маслом, молоком, крупами, мебелью, очищением атмосферного воздуха, благоустройством улиц и территорий. В 1970-е гг. на сессиях все чаще поднимались проблемы, связанные со сносом домов по улицам Гастелло, Заводская, Садовая, Пионерская, МОПРа, Коллективная и др., борьбой с бродячими собаками, улучшением работы общественного транспорта, телефонов-автоматов, открытием транспортного движения через Гагаринский мост, уменьшением продажи спиртных напитков в рабочее время, сносом временных гаражей, стоявших вблизи жилых домов, строительством дороги Южный поселок — Альгешево, магазинов и столовых в Новоюжном районе и др. В 1-й половине 1980-х гг. народных избранников больше интересовали вопросы нехватки в открытой продаже детской и взрослой спортивной обуви, овощей, фруктов, хлебобулочных и мясо-молочных изделий, сноса засыпушек и ветхих строений в центре города, в районе Восточного поселка и мясокомбината, строительства подземных переходов, погребов, овощехранилищ, торговых точек, автомоек для личного автотранспорта, расширения сети комиссионных магазинов, телефонизации северо-западного района, работы лечебных и детских дошкольных учреждений и др.

Широко практиковалось проведение выездных приемов руководителей горисполкома на предприятиях и организациях города, «Дней открытого письма» по вопросам улучшения работы торговли, бытового обслуживания, укрепления дисциплины, усилению воспитательной работы по месту жительства. В 1985 г., например, в горисполком поступило более 4,3 тыс. заявлений, предложений и жалоб горожан. В отделах исполкома было принято 4,1 тыс. чел., руководителями горисполкома — 417 чел., еще в ходе выездных приемов в 19 организациях и предприятиях даны консультации 269 чел. Более половины писем и жалоб трудящихся поступало через вышестоящие органы. Так, в 1985 г. в горисполком от вышестоящих советских органов поступило 3,4 тыс. служебных писем, 243 постановлений и 208 распоряжений. Резко увеличилось число писем по жилищному вопросу, почти вдвое выросло число писем, связанных с неудовлетворительной эксплуатацией жилищного фонда.

В решении задач хозяйственного и культурного строительства городской и районные исполнительные комитеты еще слабо использовали свои возможности и права, не сумели добиться своевременного строительства жилья и социально-культурных учреждений, не проявляли должной активности улучшении бытового обслуживания населения, благоустройстве города. Нередко встречалась боязнь ставить на обсуждение острые вопросы, тенденция замалчивания недостатков и упущений, существующих в реальной жизни, склонность к парадности и самовосхвалению.

Регулярно созывались сессии, проводились заседания исполкома городского совета. Возросла роль советских органов в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, развития местной промышленности, в обеспечении общественного порядка, благоустройства и озеленения города. В должности председателя городского исполнительного комитета в разные годы работали Н.А. Рождественский (1963—1967), К.Ф. Ефремов (1967—1975), Р.А. Ильяной (1975—1982), А.С. Авершин (1982—1988), С.В. Шалимов (1988-1992).

Среди руководителей города этого времени особо следует выделить К.Ф. Ефремова, который с марта 1967 г. по май 1975 г. успешно работал председателем городского исполкома, а затем в течение 9 лет возглавлял городскую партийную организацию. Не случайно за успехи в городском строительстве он награжден орденами Трудового Красного Знамени дважды, Октябрьской Революции. За большой вклад в экономическое и культурное развитие г. Чебоксары, активную общественную деятельность К.Ф. Ефремов в 2000 г. удостоен звания «Почетный гражданин г. Чебоксары». Еще раньше за огромный вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Россией и Венгрией ему присвоено звание почетного гражданина города-побратима Эгера.

Также и другие руководители города проявили себя как хорошие хозяйственники, немало сделавшие для развития Чебоксар. Их заслуги на ниве народного хозяйства были отмечены многочисленными наградами советского государства. Так, Н.А. Рождественский, много лет проработавший на ответственных должностях в г. Омске, награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Такие же награды имел в своем активе и Р.А. Ильяной. А.С. Авершин один из двух своих орденов Трудового Красного Знамени получил за заслуги на посту чебоксарского градоначальника.

Наиболее важные изменения в системе управления городским хозяйством произошли в 1973 г. в связи с районированием города. После выхода в свет постановления Совета Министров СССР от 17 мая 1971 г. о передаче местным Советам жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства исполком горсовета в течение двух лет ставил вопрос о проведении районирования города, но проблема не решалась из-за отсутствия средств. И лишь в апреле 1973 г. на уровне ЦК партии этот вопрос положительно разрешен. Были образованы оргбюро Калининского, Ленинского и Московского районов. В результате на первых организационных сессиях, состоявшихся 17 июня 1973 г., были избраны председателями: Калининского района — А.Г. Орлов, Ленинского района — А.А. Соколов и Московского района — П.Л. Лукин. К штатной численности горисполкома в 76 единиц добавлены еще 36 единиц.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: