Общественное движение 70 -х годов 19 века

Общественное движение 60-70-х годов XIX в. Революционное народничество Общественное движение 60-70-х годов XIX в. Революционное народничество С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый

Общественное движение 70 -х годов 19 века

Общественное движение 60-70-х годов XIX в. Революционное народничество

Общественное движение 60-70-х годов XIX в. Революционное народничество

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди «разного чина») — представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.

Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями.

Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации демократических сил в стране, создания революционной организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г.Чернышевскому и его соратникам, за границей — А.И.Герцену и Н.П.Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге «Русского центрального народного комитета» (1862), а также местных отделений организации, получившей название «Земля и воля». В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И.Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863–1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а «Земля и воля» оказалась не в состоянии организовать революционное выступление.

Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 — начала 60-х годов.

Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции.

В результате правительственных репрессий в середине 60-х годов существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика «Современника» и «Русского слова»), созданию новых кружков (Н.А.Ишутина и И.А.Худякова, Г.А.Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В.Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения.

Читайте также

7.5. «Легальное» народничество. Либералы. Рабочее движение

7.5. «Легальное» народничество. Либералы. Рабочее движение «Народная воля» и «Черный передел»«Народная воля» представляла собой строго централизованную организацию, видевшую свое предназначение в политической борьбе за захват власти. Ее руководители были А. Д. Михайлов,

Революционное народническое движение 70-х годов и его теоретические основы

Революционное народническое движение 70-х годов и его теоретические основы На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционнодемократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли

§ 21. Антифашистское и революционное движение

§ 21. Антифашистское и революционное движение Фашизм, нацизм, гитлеризм в СССР, в широких общественных кругах считали порождением западного общества, империализма. Последний термин был введен в оборот английским ученым Гибсоном, который под «империализмом» подразумевал

Революционное движение

Революционное движение Главы, посвященные революционному движению, — одни из самых обстоятельных в книге Солженицына. Около двадцати пяти страниц посвящено только его раннему этапу. Однако о том, чем оно было вызвано, из книги понять невозможно. Неадекватен сам зачин

Революционное движение

Революционное движение Новый национализм. Межвоенный период примечателен и возникновением новой разновидности украинского национализма. В XIX в. национализм в большинстве своем либеральной или социалистической интеллигенции представлял собой аморфную смесь

Революционное народное движение

Революционное народное движение Одно время получило популярность предположение о том, что Войны Роз явились прямым следствием Кентского восстания Джека Кейда 1450 года. Исследователи предлагают три варианта, связывающие два этих события между собой, но в некоторой

§ 9. Революционное движение 1905–1907 годов

§ 9. Революционное движение 1905–1907 годов Это движение в Белоруссии проходило в тех же формах, в каких оно проявлялось во всей России.Немедленно после 9 января, уже между 11-м и 25-м того же месяца социалистические организации выступили объединенным фронтом. Начались

§ 4. Общественное движение 1860-1870-х гг. Революционное народничество

§ 4. Общественное движение 1860-1870-х гг. Революционное народничество На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную

ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В широчайших масштабах была развернута церковью пропаганда, направленная против революционного движения и социализма. Миллионными тиражами стали издаваться листовки и брошюры, характер которых виден уже из самих их заглавий: «Бога

50. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

50. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством.

3. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

3. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ Распространение марксистско-ленинских идей. Выход на историческую арену самого революционного в мире российского пролетариата и его боевого авангарда большевистской партии, перемещение центра мирового революционного движения в Россию

Рабочее движение 70-х годов, крах народничества

Первые выступления рабочих

Наряду с народническими организациями, видевшими революционную силу только в интеллигенции и крестьянстве, в 70-х годах возникли первые рабочие организации. Численность рабочего класса в России неуклонно росла. Положение его было чрезвычайно тяжелым. Продолжительный рабочий день, низкая заработная плата, ужасные жилищные условия, произвол администрации делали жизнь рабочих невыносимой. Рабочие поднимались на борьбу против капиталистов Основной формой борьбы была стачка — отказ от работы и предъявление требований администрации. Требования эти имели экономический характер: повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 11 — 12 часов, отмена произвольных штрафов, возвращение уволенных рабочих; но это были уже чисто рабочие требования. Пролетариат начал выступать как самостоятельный класс, со своими интересами. Стачки жестоко подавлялись, а их зачинщиков отправляли в тюрьму или ссылку.

Самым крупным выступлением пролетариата этого периода была стачка рабочих Кренгольмской мануфактуры в 1872 г. Это было одно из первых совместных выступлений русского и эстонского пролетариата.

Из среды рабочих выдвинулись стойкие рабочие-революционеры, настоящие вожаки масс —

  • Петр Алексеев,
  • Степан Халтурин,
  • Василий Герасимов,
  • Петр Моисеенко,
  • Виктор Обнорский.

На царском суде П. Алексеев смело бросил в лицо своим палачам замечательные слова:

«Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». В. И. Ленин назвал эти слова «великим пророчеством русского рабочего-революционера».

В 70-х годах пропагандистскую работу в революционных рабочих кружках вели народники. Они видели в рабочих не самостоятельную революционную силу, а лишь возможных пропагандистов среди крестьянства. Деятельность народников способствовала политическому просвещению рабочих, росту их демократического сознания, вовлечению их в революционную борьбу. Однако народническая пропаганда, отражавшая интересы крестьянства, скоро перестала удовлетворять рабочих, и они стали создавать свои организации.

Первые рабочие союзы

В 1875 г. в Одессе была создана первая самостоятельная рабочая организация — «Южнороссий союз рабочих». Основателем ее был Е. О. Заславский. Она насчитывала 200-250 членов и сочувствующих. Членами ее могли быть рабочие и вообще трудящиеся. При выработке устава и программы был использован Устав I Интернационала. «Союз» ставил задачу борьбы с существующим политическим строем. Однако в целом эта организация находилась под влиянием народничества, стояла на позициях утопического социализма. В конце 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих» был разгромлен. 15 его активных членов были отправлены на каторгу и в тюрьму.

К этому времени относятся первые политические демонстрации в России. Одна из них состоялась в 1876 г. в Петербурге на Невском проспекте около Казанского собора. Здесь собралось несколько сот демонстрантов — рабочих и интеллигенции. Г. В. Плеханов произнес речь, напомнил собравшимся о Чернышевском и других борцах за свободу народа. Молодой рабочий поднял над толпой красный флаг. Эта первая политическая демонстрация в России показала силу и сознательность передовых рабочих. Она стала крупной вехой в демократическом и рабочем движении.

В 1878 г. из рабочих кружков Петербурга сложилась другая, более крупная, рабочая организация — «Северный союз русских рабочих». Его возглавили выдающиеся рабочие-революционеры Виктор Обнорский и Степан Халтурин.

  1. Слесарь В. П. Обнорский был образованным человеком. Он участвовал в рабочем движении на юге России, не раз бывал за границей, был знаком с рабочим движением в странах Западной Европы.
  2. С. Н. Халтурин был сыном крестьянина. Еще подростком он уехал из деревни в Петербург, где начал свою трудовую и революционную деятельность. Это был умный, волевой человек, беззаветно преданный революции.

Программа «Северного союза» ставила задачу «ниспровержения существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». Главную роль в предстоящей революции программа отводила пролетариату. Признавая важность борьбы за политическую свободу, программа заявляла о солидарности рабочих всех стран.

Вместе с тем «Союз» не смог полностью освободиться от народнических взглядов, особенно в определении конечных целей революции.

Читайте также  Пушкин и лермонтов

В «Союз» входило до 200 членов, столько же было сочувствующих. Члены «Союза» участвовали в стачках, печатали прокламации, помогали рабочим формулировать их требования. Рабочие создали свою типографию и отпечатали в ней один номер листка «Рабочая заря», «Северный союз» существовал недолго. В 1879 г. был арестован и сослан на каторгу Обнорский, увлекся террористической деятельностью Халтурин. Полиция разгромила типографию «Союза», и вскоре он прекратил свое существование.

однако программа «северного союза» и его деятельность свидетельствовали о том, что рабочее движение к концу 70-х годов стало играть значительную роль в общественной жизни страны. оно начинает порывать с народничеством.

Революционная ситуация 1879-1881г

Концу 70-х годов в России сложилась очень напряженная обстановка, которую Ленин 1879-1881 гг. охарактеризовал как вторую революционную ситуацию. В стране усилились крестьянские волнения. Начало развертываться рабочее движение. Народовольцы совершили ряд террористических актов и упорно стремились убить царя Александра II. Они организовали несколько покушений на царя. Особенно известны два из них. Одно готовила Софья Перовская с группой революционеров. В течение долгих недель несколько революционеров вели подкоп под полотно железной дороги (недалеко от курского вокзала в Москве). Киркой и лопатой они рыли траншею, чтобы заложить динамит и взорвать царский поезд. Взрыв был совершен. Но на воздух взлетел шедший первым поезд с царской охраной.

Второе покушение единолично готовил Степан Халтурин. Он устроился работать истопником в зимний дворец. Постоянно рискуя быть схваченным, отважный революционер носил маленькими дозами взрывчатку к себе в каморку, которая находилась под царской столовой. Взрыв произошел, однако он оказался недостаточно сильным.

Либеральные помещики и буржуазия, опасаясь революции, все настойчивее требовали от самодержавия уступок. Правительство начало колебаться. Оно принимало жестокие меры против революционеров, но, с другой стороны, давало туманные обещания о возможности некоторых новых реформ.

Казнь царя

1 марта 1881 г. народовольцам удалось наконец привести в исполнение свой приговор над царем. Организации этого покушения они отдали все свои силы. Под Малой садовой улицей в Петербурге был сделан подкоп для взрыва во время проезда царя. Незадолго до 1 марта были арестованы крупнейшие деятели народовольцев — Михайлов и Желябов,- которые руководили подготовкой покушения. Но оставшейся на воле Софье Перовской удалось завершить дело. Еще юной девушкой С. Перовская порвала со своей семьей (отец ее был дворянином, крупным чиновником) и все свои силы отдала революционной борьбе, выполняя самые опасные и сложные поручения. От взрыва на садовой в последний момент пришлось отказаться, так как заговорщикам стало известно, что царь не поедет по этой улице. Тогда Перовская срочно изменила план покушения. На пути следования царя она расставила метальщиков (так назывались революционеры, которые должны были бросить в царя бомбу). Бомба, брошенная Рысаковым, повредила царскую карету. Царь вышел из кареты, и тогда другой революционер — Гриневицкий бросил бомбу ему под ноги. царь был смертельно ранен и через несколько часов умер. От той же бомбы погиб и Гриневицкий.

Цареубийство произвело огромное впечатление как в России, так и за границей, однако никакого облегчения народу оно не принесло. Место старого царя занял новый. Желябов, Перовская и другие участники покушения были повешены по приговору царского суда. Силы революционеров-народников были подорваны, и они уже не смогли их восстановить. Вторая революционная ситуация не переросла в революцию. Царизму удалось сохранить свои позиции.

Перерождение народничесва

В 80-е годы народничество перерождалось. Господствующим становилось либеральное народничество. Оно выражало интересы деревенского кулачества и мелкой городской буржуазии. Либеральные народники проповедовали отказ от борьбы с самодержавием, активно выступали против распространения марксизма и рабочего движения. Их работа сводилась к культурно-просветительной деятельности, к проповеди мелких реформ и улучшений.

Революционно-демократическое движение 70-х годов имело важное значение в истории нашей страны. Народники впервые в истории России создали сплоченную революционную организацию и нанесли серьезные удары по самодержавному строю. Их борьба за свободу и демократию, пропаганда революционных идей среди крестьян и рабочих способствовали политическому пробуждению народа. Ленин высоко ценил деятелей народнического движения, их революционную энергию и героизм. «несомненно, эти жертвы,- указывал Ленин,- пали не напрасно, несомненно, они способствовали — прямо или косвенно — последующему революционному воспитанию русского народа. Но своей непосредственной цели, пробуждения народной революции, они не достигли и не могли достигнуть» (соч., т. 23, стр. 235).

ПРОГРАММА ГАЗЕТЫ «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

(Извлечения)

Земля и воля! — вот два магических слова, много раз поднимавшие из глубины России могучие стихийные движения.

Земля и воля! — вот тот девиз, который написали на своем знамени верные духу и истории своего народа наши предшественники, социалисты-народники 60-х годов.

Те же слова пишем на нашем знамени и мы.

Революция — дело народных масс. Подготовляет их история. Революционеры ничего поправить не в силах. Они могут быть только орудиями истории, выразителями народных стремлений. Роль их заключается только в том, чтобы, организуя народ во имя его стремлений и требований и поднимая его на борьбу с целью — их осуществления, содействовать ускорению того революционного процесса, который, по непреложным законам истории, совершается в данный период. Вне этой роли они — ничто: в пределах ее они — один из могущественных факторов истории.

Поэтому основанием всякой истинно революционной программы должны быть народные идеалы, как их создала история в данное время и в данной местности.

Во все времена, где бы и в каких бы размерах ни поднимался русский народ, он требовал земли и воли.

Земли — как общего достояния тех, кто на ней работает, а воли — как Общего права всех людей самим распоряжаться своими делами.

Отнятие земель у помещиков и бояр, изгнание, а иногда поголовное истребление всего начальства, всех представителей государства и учреждение «казачьих кругов», т. е. вольных, автономных общин с выборными, ответственными и всегда сменяемыми исполнителями народной воли,-такова была всегда неизменная «программа» народных революционеров — социалистов:

  • Пугачева,
  • Разина и их сподвижников.

Такова же, без сомнения, остается она и теперь для громадного большинства народа.

Поэтому ее принимаем и мы, революционеры-народники.

Этой программой мы выдвигаем на первый план вопрос аграрный. Вопрос же фабричный мы оставляем в тени. потому, что история, поставившая на первый план в Западной Европе вопрос фабричный, у нас его не выдвинула вовсе, заменив его вопросом аграрным.

По тем же причинам не станем — мы предрешать в нашей программе вопросов, касающихся частных форм будущего социалистического строя. Все это вопросы будущего. Предоставим же будущее будущему. Настоящему предстоит достаточно громадная задача: осуществление народной революции, которая одна в состоянии развить будущий социалистический строй из тех элементарных основ социализма, которые уже созданы в умах народа.

Общественное движение России конца 19 века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

  • Традиционализм (консерватизм). Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу «жить, как жили всегда».
  • Либерализм. Реформирование страны на западный лад.
  • Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально, выступая за убийство чиновников (революции).
  • Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком.
  • Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира, заменить который должен был социализм.

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
Направление Разветвления Представители
Традиционализм Государственный консерватизм Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философский Константин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильство Николай Данилевский, Николай Страхов
Либерализм Земский Иван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский) Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
Народничество Революционное П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
Либеральное Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
Неореволюционное Виктор Чернов
Анархизм Революционный Петр Кропоткин, Михаил Бакунин
Мирный Лев Толстой
Марксизм (социал-демократы) Легальные Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
Революционные Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

  1. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».
Читайте также  Коллективизация сельского хозяйства в ссср

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

  • Революционное народничество.
  • Либеральное народничество.
  • Революционное народничество.

Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Общественное движение в 70-80- х гг. 19 века История России 8 класс. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСветлана Рамзаева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Общественное движение в 70-80- х гг. 19 века История России 8 класс.» — Транскрипт:

1 Общественное движение в х гг. 19 века История России 8 класс

2 План урока 1. Либералы 2. Консерваторы 3. Народничество: течения, идеология 4. Революционное народничество 5. Вопрос о конституции, реформах, о земле в общественном движении

3 Либералы Реформы 6070-х гг. опирались на поддержку либералов, работавших в дворянских губернских комитетах. Один из них предводитель тверского дворянства А. М. Унковский не только был автором собственного проекта освобождения крестьян, но и «адреса» с предложением о созыве выборных представителей от «всей земли русской», т. е. парламента. После земской реформы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разделялись общественностью в условиях неграмотности основной части населения.

4 Консерваторы Нарастание революционного движения в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попытались кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания перешел известный в прошлом либерал М. Н. Катков редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде «единство народа с царем».

5 Народничество Это движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.интеллигенции Три течения народничества – пропагандисткое, пропагандисткое заговорщическое и бунтарское.бунтарское Идеолог пропагандистского движения – Идеолог Пётр Лаврович Лавров, Пётр Лаврович Лавров заговорщического — Пётр Никитич Ткачёв,Пётр Никитич Ткачёв бунтарского — Михаил Александрович Бакунин.Михаил Александрович Бакунин

6 Идеология народничества В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Его идеология основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 4050-х годов А И. Герценом.. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община.

7 Идейные течения и лидеры в народничестве Бунтарское(анархист ское) М. Бакунин Пропагандистс кое (Лавров П.) Заговорщическое (П. Ткачев ) Социальная революция — крестьянский бунт. Государство- источник эксплуатации, поэтому его необходимо уничтожить, вместо него- союз самоуправляющихся общин. Длительная пропагандистск ая работа интеллигенции среди крестьянства в рамках подготовки социальной революции. Захват власти путем заговора группы революционеров. Крестьяне не способны осознанно подняться на бунт. М. Бакунин П. Лавров

8 Основные идеи революционного народничества Капитализм в России явление чуждое, насаждаемое «сверху». У России особый путь исторического развития. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры. Будущее России социализм, прийти к которому можно, минуя капитализм. Ячейка социализма в стране крестьянская община. Руководящая сила крестьянства партия революционеров-профессионалов.

10 «Наро́дная во́ля» «Наро́дная во́ля» революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, они рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством («казнью») императора Александра II. Наиболее известные участники организации А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, Ю. Н. Богданович, Герман Лопатин, Н. С. Тютчев, Баранников А.И. народническая 1879Земля и воля Александра IIА. И. Желябов А. Д. МихайловС. Л. ПеровскаяВ. Н. ФигнерН. А. МорозовС. Н. ХалтуринН. И. КибальчичЮ. Н. Богданович Герман ЛопатинН. С. Тютчев Баранников А.И Все террористические акты, следовавшие за покушением Соловьёва на жизнь императора Александра II-го, исходили от партии «Народная воля».террористические акты Соловьёва С. Перовская, А. Желябов

Читайте также  Вступление советских войск в болгарию. сентябрьское восстание болгарского народа

11 Вопрос о конституции и реформах Вопрос о земле Метод Либералы Главный вопрос, России нужна конституция, создание представительных органов власти (Парламента), углубление либеральных реформ. Видят недостатки крестьянской реформы, но в целом удовлетворены реформой. Эволюционный, путь реформ. Консерваторы Дальнейшие либеральные реформы губительны для России. Неограниченное самодержавие — гарантия единства и процветания России и народа. Критика правительства за непоследовательность, уступки либералам. Народники Это второстепенный для них вопрос. Реформы все равно мало что дадут, нужна коренная перестройка общества. Однако в целом они выступают за реформы, за расширение гражданских свобод — это условие расширения революционной агитации Вся земля должна стать собственностью трудящихся на ней крестьян. Реформа несправедлива, ограбила крестьян. Крестьяне должны понять это и восстать. Путь революции, крестьянского восстания, которое должны организовать и возглавить народники. Также путь просвещения народа

12 Задания Составьте хронологию общественного движения. Составьте кроссворд. Ключевое слово « Нигилизм». Впишите только фамилий деятелей общественного движения. Составьте вопросы. Составьте рассказ для тех, кто ничего не знает по этому вопросу.( Объем 1 лист. Письменно и устно)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 60-70-е гг. XIX в.

Реформа 1861 года в большинстве районов России вызвала разочарование крестьянства. Оно не было готово к освобождению без земли и с необходимостью выплачивать или отрабатыват за надел. Массовые выступления были спровоцированы слухами о том, что помещики выдали крестьянам «ложную волю», а царскую, правильную спрятали. К середине 1861 года волнения охватили почти все губернии России, половину удалось погасить только при помощи войск. Вторая волна волнений поднялась весно 1862 года, когда подошло время подписания уставных грамот, но к концу года утихла.

После обнародования реформы 1861 года революционным демократам стало ясно, что реформа проведена в интересах помещиков, что легальные методы, используемые ими раньше через периодическую печать, эффекта не дают. Их движение радикализуется. В 1861-62 гг. появляются прокламации с призывом к восстанию, обращенные к крестьянам и радикальному студенчеству — “Молодая Россия” и “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”. Правда социалисты еще стремились заручиться поддержкой либеральной интеллигенции, чему свидетельство — подпольные листки “Великорус” с программой либеральных реформ.

Идея революции захватывает радикально настроенное студенчество. В 1861 г. происходят студенческие волнения в Петербурге, Москве и Казани в ответ на изданные правительством “Временные правила”, ужесточавшие порядок приема в университеты для разночинцев и усиливавшие контроль за студентами. Тогда Герцен в “Колоколе” призвал студентов идти “в народ” для пропаганды социалистических идей.

В 1861 г. в кругах, близких Чернышевскому возникает первая подпольная народническая организация “Земля и воля” с отделениями в Казани, Москве и Нижнем Новгороде – городах где сосредоточено студенчество. Цель ее – выпуск и распространение нелегальной литературы. Однако после ареста и высылки Чернышевского (за приписанную ему прокламацию «Барским крестьянам. ») и его сподвижника Н. Серно-Соловьевича и после неоправдавшихся ожиданий крестьянского восстания в 1863 г. организация была распущена. Однако не распустился московский кружок Ишутина, который считал необходимым не только пропагандистскую деятельность , но и практическую. Была создана террористическая группа «Ад», подготовившая покушение Дм.Каракозова 4 апреля 1866 г. на императора АлександраII.

Реформаторский курс Александра II возродил надежды либералов на политические преобразования в стране. Снова возник вопрос о представительном органе.

· В феврале 1862 г. дворянское собрание Тверской губернии обратилось к императору с предложением созвать “выборных от всей земли русской” для решения проблем, порожденных Манифестом об отмене крепостного права. К этому предложению присоединилось губернское совещание мировых посредников. Царь отказался рассматривать это предложение, 13 участников совещания мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость, но вскоре освобождены.

· В 1865 г. с таким же предложением обратилось дворянское собрание Москвы и губернское земство Петербурга. Постепенно основой либерального движения становится земство.

Главными идеологами либерального движения в 1860-70-е гг. становятся историки и правоведы Константин Дмитриевич Кавелин и Борис Николаевич Чичерин. Они были сторонниками т.н. государственной школы в исторической науке, подчеркивавшей решающую роль государства в истории России. Поэтому, с их точки зрения, именно государство должно взять на себя процесс либерализации политического порядка, создать гражданское общество.

Складывается новое течение в русском общественном движении — народничество. Опираясь на идеи «русского социализма» Герцена, развитых Чернышевским, его приверженцы были сторонниками социалистических идей и видели в развитии общинной организации русский путь к социализму, минуя капитализм с его индивидуализмом и стремлением к обогащению. Правда зачастую термином народничество объединяются самые различные течения и направления деятельности: от “служения народу” сельских учителей, врачей и проч. до пропаганды социализма и прямых призывов к бунту.

В народничестве выделяют три направления: бунтарское, заговорщическое и пропагандистское.

· Бунтарское направление представлено деятельностью и учением М.А. Бакунина. Бакунин отрицал любые легальные и полулегальные формы политической борьбы, т.к. они в случае успеха ведут лишь к реформированию государства. Он же считал, что государство должно быть не реформировано, а уничтожено. Согласно анархистской теории Бакунина любое государство основано на насилии над личностью, на подавлении свободы. Вместо государства должен быть создан добровольный союз (федерация) самоуправляющихся общин, земля и фабрики должны быть переданы крестьянским общинам и рабочим объединениям, армия заменена народной милицией, а юридический брак — свободным сожительством. Достичь нового порядка можно только разрушив старый при помощи народного бунта, спровоцированного одиночками-революционерами.

· Идеологом заговорщического направления был Петр Никитич Ткачев. Он считал, что народ пассивен и не способен совершить революцию. Поэтому уничтожить старый порядок можно только при помощи государственного переворота, совершенного законсперированной, организованной, подчиняющейся жесткой дисциплине группой революционеров. Цель переворота — диктатура партии революционеров, ликвидирующей всех приверженцев старого порядка, устанавливающей всеобщее равенство. В отличие от Бакунина, Ткачев настаивал на необходимости государства.

В 1869 г. Ткачев был осужден по скандальному делу Нечаева, организававшего убийство одного из членов своей тайной организации — студента Иванова. Открытый процесс над нечаевцами произвел шокирующее впечатление на общество. Он показал, что существуют в революционном движении такие люди, для которых цель оправдывает любые средства, для которых революционная борьба стоит выше всех нравственных норм. По мотивам дела Нечаева Ф.М. Достоевский написал роман “Бесы”.

· Пропогандистское направление в народничестве возникло под влиянием идей Петра Лавровича Лаврова. П.Л. Лавров, как и другие народники был сторонником социалистических идей, считал, что благодаря крестьянской общине Россия сможет перейти к социализму, минуя “язвы капитализма”. Однако Лавров осуждал как революционный авантюризм Бакунина, так и диктаторские методы Ткачева. Он полагал, что исторический прогресс нельзя ускорять принудительно, насильственно. Социальные институты нового общества должны сначала вызреть, так же как должно созреть и сознание народа. Но, с другой стороны, нельзя сложа руки ждать этого. Нужна теоретическая работа интеллигенции по созданию научной теории нового общества и пропаганда основных идей этой теории в народе.

Под влиянием идей Лаврова в начале 1870-х гг. было создано объединение нескольких народнических кружков. По имени одного из организаторов (Н.В. Чайковского) членов нового общества стали называть “чайковцами”. Целью этого объединения была организация массовой пропагандистской акции — “хождения в народ”. В 1874 г. “хождение” началось как стихийное мероприятие народнической молодежи. Правда “перевоспитание” народа в духе революционных идей не удалось. Зачастую крестьяне сами выдавали пропагандистов полиции.

Неудача пропагандистской акции склонила народников к ткачевской идее создания подпольной революционной организации. В 1876 г. возникла организация “Земля и воля”(Вторая). Она имела централизованную структуру управления, делилась на несколько групп, за каждой из которых были закреплены определенные задачи. Целью организации было разъяснить крестьянам необходимость и поднять восстания. Многие члены этой организации, разочаровавшись в пропаганде, начали склоняться к террористической деятельности. В конце 70-х было организовано несколько покушений на царя и высших государственных чиновников (покушения А. Соловьева, Халтурина). Разногласия членов организации по поводу методов борьбы привели к ее разделению в 1879 г. на две — “Народную волю” (А.И. Желябов, С.Л. Перовская), ставившую во главу угла терроризм и “Черный передел” (Г.В. Плеханов), отвергающий его.

К 70-м гг.постепенно оформляются рабочие организации. Первоначально организовывались вечерние образовательные кружки, на которых обсуждались и произведения революционных демократов. Взгляды народников не отвечали конкретным нуждам рабочих и постепенно стали оформляться рабочие организации. В июле 1875 года в Одессе образовался «Южнороссийский союз рабочих» в котором сотрудничал извесный революционр Е.Заславский и основные положения устава организации соотвествовали Уставу I Интернационала – международной организации рабочих партий. К декабре 1875 г. был разгромлен полицией.

В 1878 году образовалась другая организация в Петербурге «Северный союз русских рабочих», среди организаторов которого также были революционеры В.Обнорский и С.Халтурин. Программа организации предусматривала борьбу за политические свободы, уничтожение сословий, за бесплатное обучение в учебных заведениях, а также сугубо пролетарские требования – ограничение рабочего дня и детского труда. Эта организация была более осторожной и просуществовала более года (до 1879), успела выпустить первй номер газеты «Рабочая заря». Но многие из ее участников в конце 70-х гг. увлеклись планами народовольцев и были арестованы вместе с ними.

| следующая лекция ==>
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ. Лекарственные вещества используют для получения определенного лечебного эффекта | ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 30-50-х гг.XIX в.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 799 ;

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: