Общественный строй населения в период образования централизованного русского государства.

История отечественного государства и права Общественный строй в Русском централизованном государстве Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных

Общественный строй населения в период образования централизованного русского государства.

История отечественного государства и права

Общественный строй в Русском централизованном государстве

Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных классов — класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян.

Феодалы. Класс феодалов подразделялся на четыре социальные группы:

  • служилые князья («княжата»);
  • бояре;
  • слуги под дворским;
  • дети боярские.

Служилые князья — это бывшие удельные князья. После присоединения их уделов к Великому княжеству Московскому они утратили политическую самостоятельность, однако сохранили право вотчинной собственности на свои земли и оставались крупными землевладельцами. «Княжата» были обязаны служить великому князю. Постепенно они сливались с верхушкой боярства.

Бояре, как прежде, оставались крупными вотчинниками. Они тоже относились к служилому сословию, занимали важные посты великокняжеской администрации.

Дети боярские и слуги под дворским составляли группу средних и мелких феодалов и несли личную службу великому князю.

В период формирования централизованного государства феодалы обладали правом отъезда, могли выбирать в качестве сюзерена более сильного князя. По мере укрепления власти московских великих князей менялось их отношение к праву отъезда. Они рассматривали его как проявление сепаратизма, стремление к самостоятельности. Поэтому отъезжающие лишались своих вотчин и считались изменниками. Конфискованные земли великие князья передавали низшей группе служилых людей. Например, Иван III с 1483 по 1489 г. конфисковал земли 8000 семейств бояр и гостей Великого Новгорода, находившихся в оппозиции к Москве. На их землях Иван IV «испоместил москвичь лучьших многих гостей и детей боярских».

В XV — начале XVI в. в условиях централизации государства, поскольку все группы феодалов превратились в служилое сословие, изменялось значение слова «боярин». В едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой и стало означать придворный чин, пожалованный великим князем. Высшим чином был «боярин введенный» (прошедший процедуру торжественного введения, объявления). Этот чин получали княжата и родовитые бояре за особые заслуги. Следующий чин — «окольничий» давался мелким удельным князьям и знатным боярам, не вошедшим в состав бояр введенных. Другие чины — стольники, дворяне городовые.

В рассматриваемый период оформилась новая группа феодалов — дворяне. Иван III и другие великие князья давали землю под условием службы свободным людям и даже холопам, главным образом это были слуги под дворским (отсюда название — дворяне).

Дворяне получали землю за службу под условием поместного права, т.е. без передачи по наследству. Они не имели права свободного перехода от князя к князю, занимали незначительные должности, не могли быть главными предводителями войск, начальниками полков, а командовали лишь десятками или сотнями. На них лежала обязанность по охране границ государства. Дворяне могли занимать должности «разсыльщиков» — лиц, посылаемых в разные места с поручениями «недельщиков», в обязанность которых входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка «татей». Исполняли дворяне различные должности и в придворной службе, принимали участие в княжей охоте в качестве псарей, крс- четников, сокольников. В Русском централизованном государстве между великим князем и остальными феодалами сложились не договорные, а служебные отношения. Действовали принципы: «в службе — честь!», «служить до смерти».

К крупным феодалам принадлежало духовенство, которое делилось на белое — духовенство церквей и черное — духовенство монастырей.

В рассматриваемый период происходило расширение монастырского землевладения за счет пожалования князей и бояр, а также захвата неосвоенных земель, особенно на северо-востоке страны многочисленные монастыри, разбросанные по всей территории страны, пользовались поддержкой местных феодалов и купечества.

могли существовать безбедно за счет денежных и натуральных вкладов на «помин души», «о здравии».

Крестьяне. Для обозначения сельского населения с XIV в. постепенно получает распространение термин «крестьяне» (от «христиане»).

Крестьяне делились на две категории — черных и частновладельческих.

Черные крестьяне жили на землях князей и юридически не принадлежали какому-нибудь феодалу. Они платили великому князю тягло — общегосударственную подать. На них возлагалась запашка десятины — барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность, устройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка леса, поставка «даточных людей». Главной мерой при раскладке податей и повинностей на общину была соха, определенное количество земли — от 400 до 1300 четвертей (четверть — это 1/4 десятины). Черные крестьяне жили общинами («мир», «волость»).

Частновладельческие крестьяне принадлежали отдельным феодалам. В XIV—XVI вв. феодалы стремились прикрепить крестьян к себе, своим владениям. При этом использовались как экономические, так и внеэкономические меры. Чаще всего великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Однако единая форма феодальной зависимости еще не сложилась. Частновладельческие крестьяне подразделялись на группы.

1. Крестьяне-старожильцы. К ним относились тс, кто давно (исстари) жили на земле феодала, выполняли в его пользу повинности и платили тягло. До середины XV в. старожильцы были юридически свободными. Потом князья стали издавать грамоты, прикреплявшие их к землевладельцу.

2. Новоприходцы — крестьяне-бедняки. вынужденные идти к богатому хозяину. Они заключали договоры, «порядные» грамоты, по которым попадали в зависимость к господам. Новоприходец брал «подмогу» на обзаведение. В течение одного года он либо освобождался от платы оброка господину, либо платил его «вполы», в уменьшенном размере. За это он был обязан обзавестись хозяйством, построить дом. Если он не делал этого, то платил «заряд» — неустойку. По истечении льготных лет новоприходцы сливались со старожильцами.

3. Серебренники — крестьяне, которые брали в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное». Первое давалось с условием уплаты процентов, второе — с условием погашения процентов «издельем», т.е. работой на земле феодала. До уплаты долга серебренники не могли уйти от хозяина.

4. Половники не имели своей земли, обрабатывали господскую землю и отдавали половину урожая хозяину.

5. Бобыли — безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возможность платить государственную повинность. Они получали у феодала жилище и землю. За это они платили оброк и выполняли барщину.

Основная масса крестьянства в XV в. пользовалась правом перехода («выхода») от одного феодала к другому в любое время года («межень лета и всегды»). Феодалов это не устраивало, они стали требовать установления определенного срока крестьянского выхода.

Иван III в Судебнике 1497 г. установил единый срок выхода («отказа») крестьян — Юрьев день осенний (26 ноября), когда обычно все сельскохозяйственные работы были закончены. Чтобы получить «отказ», т.е. право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое» (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местностях и полтины в лесистых, если он жил за хозяином четыре года или дольше.

Осенний Юрьев день был крайне неудобен для выхода крестьян и, по сути, еще сильнее привязывал крестьян к феодалу. Без преувеличения можно сказать, что Судебник 1497 г., установив Юрьев день, положил начало юридическому оформлению крепостного права в России.

Холопы. В период формирования централизованного государства медленно, но неуклонно идет процесс сближения холопства с феодально-зависимым крестьянством. Появляются так называемые «страдные люди», или «страдники», — холопы, посаженные на землю. Сокращается число источников холопства. Холоп, бежавший из татарского плена, освобождался. «Ключничество» в городе, рождение от свободной не вели в холопство. Еще одним проявлением сближения холопства с крестьянством являлось появление кабальных людей. Эта категория зависимого населения появилась в конце XV в. Сущность кабальных отношений заключалась в эксплуатации должника кредиторам на основании особой долговой записки («служебной кабалы»). Должник должен был своим трудом («службой») погасить проценты с занятой суммы. Часто долговая сумма носила фиктивный характер, прикрывала переход в феодальную зависимость. В XVI в. кабала приобретает черты полного холопства. Поэтому кабальные люди стали называться кабальными холопами. Однако в отличие от полного холопа кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами.

Читайте также  Принудительный труд на русских мануфактурах

Городское население. Жители городов в Русском централизованном государстве назывались посадскими людьми. Дело в том, что город в то время делился на две части:

  1. огороженное крепостной стеной место — «детинец», «кремль», здесь жили представители княжеской власти, находился гарнизон;
  2. посад — поселение вне каменных стен детинца, здесь жили торговцы и ремесленники — посадские люди.

В социальном отношении посадские люди были неоднородны. Верхушка — богатые купцы (некоторые князья были должниками купцов) — гости, сурожани, суконники. Существовали купеческие объединения — так называемые сотни.

Основную массу городского населения составляли черные посадские люди (ремесленники, мелкие торговцы). Ремесленники объединялись в общины, «братчины» по профессиональному признаку — каменщики, бронники, плотники и др. За ними признавалось право суда.

Посадские люди образовывали посадскую черную сотню, члены которой по принципу круговой поруки платили общегосударственную подать — посадское тягло, а также несли другие повинности.

Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.

Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.

Выделялись:

1) служилые люди по отечеству:

а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);

б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);

в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);

2) служилые люди по прибору – военные;

3) тяглые городские:

а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);

б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);

4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).

Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.

Образовалось местничество – привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.

По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.

Высшие боярские должности:

1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);

2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);

3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).

Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.

Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.

Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.

Разряды тяглого населения:

1) городское (посадское, посаженное);

Классы тягловой службы:

1) высшие: военная и административная;

2) низшие: финансовая, крепостных.

Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.

Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.

Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.

Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:

1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);

2) переходили с согласия другой общины;

3) при выходе надо выплачивать окуп.

Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.

Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.

Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:

1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

2) замена вассальных отношений отношениями подданства;

3) развитие общегосударственного законодательства;

4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;

3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.

Полномочия Боярской думы:

1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

История государства и права России

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «История государства и права России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Читайте также  Россия в первой четверти xviii века

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского.
  • 3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
  • 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение.
  • 5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского.
  • 7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
  • 8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  • 9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
  • 10. Судебник 1497 г.
  • 11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
  • 12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
  • 13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
  • 14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства

Государственный строй. Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа отношений между великим и удельными князьями, в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Главой Русского государства был великий князь, который обладал широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия, при этом реальная княжеская власть с течением времени усиливалась и изменялась. С падением ига Золотой Орды великие князья стали юридически независимыми, суверенными государями.

Совет при князе к XV в. трансформировал в Боярскую думу. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. В Думу входили так называемые думные чины — введенные бояре и окольничьи. Хотя великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, фактически все его решения должны были одобряться боярством. С течением времени великие князья все больше подчиняли себе Боярскую думу.

Правовое положение населения. В XV в. в связи с усилением процесса централизации изменились состав и положение боярства. Князья оттеснили на второй план старинное московское боярство, термин «боярин» стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего, его получила основная масса прежнего боярства. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья — бывшие удельные князья, потерявшие самостоятельность, но сохранившие собственность на землю. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские, которые несли службу великому князю.

Сельское зависимое население именовалось сиротами, но в XIV в. этот термин вытеснялся новым — «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: владельческие (жившие на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам) и черно-тяглые (жившие на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу землях). Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму — пожилое.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Холопы подразделялись на несколько групп: большие холопы (княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты), полные и докладные холопы (работники в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев). Постепенно стирались грани между холопами и крестьянами, холопы получали некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.

Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.

Выделялись:

1) служилые люди по отечеству:

а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);

б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);

в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);

2) служилые люди по прибору – военные;

3) тяглые городские:

а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);

б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);

4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).

Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.

Образовалось местничество – привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.

По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.

Высшие боярские должности:

1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);

2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);

3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).

Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.

Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.

Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.

Разряды тяглого населения:

1) городское (посадское, посаженное);

Классы тягловой службы:

1) высшие: военная и административная;

2) низшие: финансовая, крепостных.

Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.

Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.

Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.

Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:

1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);

2) переходили с согласия другой общины;

3) при выходе надо выплачивать окуп.

Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.

Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.

Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств — закономерный процесс развития феодализма. В его основе лежали социально-экономические факторы:

Читайте также  Общественное движение 70 -х годов 19 века

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.Группы предпосылок образования русского централизованного государства.1. Экономические

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:1) наличие

21. Судебный процесс русского централизованного государства

21. Судебный процесс русского централизованного государства Судебный процесс в период образования и существования русского централизованного государства по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах носил обвинительно-состязательный характер.Постепенно на

31. Причины и этапы закрепощения крестьян

31. Причины и этапы закрепощения крестьян Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян.Первым юридическим актом

39. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии

39. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии Начало образования института крепостничества заметно в XVII в., но в период Империи оно существенно изменяется:1) становится частной зависимостью (а не государственным учреждением);2) поглощает в себя

Общественный строй в период образования русского централизованного государства

Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали князю как главе государства. Крестьяне Дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками.

Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.

Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.

Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками.

Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Монастыри и церковь в XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев — они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства.

Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями— не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.

В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.

Складывалась следующая иерархия посадского населения:

* гости и гостиная сотня — крупные купцы;

* суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы;

* слободы — ремесленные кварталы и цехи.

Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов, освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого Князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам.

Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину.

Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.

В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: