Оценка положения в ссср западными державами

Советско-германские договоры 1939 г. и их политическая оценка. Внешняя политика СССР в условиях начавшейся второй мировой войны Международное положение в 1930-е годы.

Оценка положения в ссср западными державами

Советско-германские договоры 1939 г. и их политическая оценка. Внешняя политика СССР в условиях начавшейся второй мировой войны

Международное положение в 1930-е годы. Попытки создания системы коллективной безопасности.

Внешняя политика СССР в 1930-е — первой половине 1940-х годов.

Лекция №11.

1. Международное положение в 1930-е годы. Попытка создания системы коллективной безопасности. Советско-германские договоры 1939 г. и их политическая оценка.Первая мировая война закончилась подписанием Версальского мирного договора в 1919 г. Однако мир этот был непрочным[47]. Проблемы, приведшие к первой мировой войне, не были разрешены. Напротив, унизительные и грабительские условия договора по отношению к Германии стали причиной роста в Германии реваншистских настроений, способствовали победе фашистов[48].

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах, привел к обострению противоречий между империалистическими странами. Для преодоления последствий кризиса одни страны — Англия, Франция, США — пошли по пути широких демократических реформ. Другие – Германия, Италия, Япония – вступили на путь милитаризма, шовинизма, разрыва международных обязательств. Агрессивная внешняя политика этих стран привела ко второй мировой войне 1939-1945 гг.

Другим фактором, оказывавшим определяющее влияние на международную обстановку, стало противостояние между Советским государством и ведущими западными странами.

Необходимость укрепления позиций Советского государства на международной арене диктовала необходимость мирного сосуществования с капиталистическими странами. Взаимовыгодность экономического сотрудничества СССР с Западом способствовала укреплению положения СССР на международной арене в начале 1930-х гг. В ноябре 1933 г. США признали СССР. В 1934 г. СССР по приглашению 30 держав — членов Лиги Наций стал членом этой организации.

Вместе с тем, в основу внешней политики СССР был положен принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимопомощь международного рабочего класса в борьбе против капиталистической системы. Противоречивость этих двух основных положений во внешней политике СССР определила ее непоследовательность.

Но и политика западных держав в отношении к Советскому государству была столь же непоследовательной и противоречивой. С одной стороны, они надеялись уничтожить новую политическую систему, с другой – стремились получить компенсации аннулированных Советской властью долгов царского и временного правительств и национализированной собственности. СССР по-прежнему привлекал Запад богатыми природными ресурсами и широким потребительским рынком.

Предвестниками пожара большой войны стали следующие события:

-в 1931г. Япония захватила Маньчжурию. На Дальнем Востоке возник первый очаг войны.

— в 1933 г. возник второй очаг войны – в Германии к власти пришли фашисты.

— в 1935 г. Италия захватила Эфиопию – это был третий очаг войны.

В условиях нарастания военной угрозы, СССР придерживался политики невмешательства в международные конфликты. Внешняя политика СССР была направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на основе политики мирного сосуществования[49]. В 1933-1935 гг. были установлены дипотношения с Испанией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом, Чехословакией и др. В 1934-1937 гг. СССР заключил договоры о ненападении с Францией, Чехословакией, Монголией.

После прихода к власти в Германии фашистов, характер советско-германских отношений изменился. Начался разрыв советско — германского сотрудничества.

В 1935 г. на VII съезде Коминтерна[50] была принята программа единого фронта борьбы против фашизма. В соответствии с этой программой, СССР оказал военную помощь правительству Народного фронта Испании. Начался отход от политики невмешательства в международные конфликты.

Западные страны по-прежнему придерживались нейтралитета. Их политика в отношении Германии была направлена на «умиротворение агрессора». Руководители западных держав практически не отреагировали на грубое нарушение Германией условий Версальского договора. В результате международная напряженность усиливалась.

В 1936 г. Германия и Япония заключили антикоминтерновский пакт. На следующий год к ним присоединилась Италия. В 1937 г. японские войска вторглись в Северный и Центральный Китай. В 1938 г. японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. Войска Дальневосточного фронта отбросили противника и восстановили государственную границу. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. СССР оказал соседу военную помощь. Части Красной армии под командованием Г.Жукова разгромили японские войска в районе реки Халхин-Гол. В сентябре 1939 г. СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта.

Весной 1938 г. Германия, приступив к реализации планов по «расширению жизненного пространства», осуществила аншлюс[51] Австрии, а вслед за этим поставила вопрос о присоединении Судетской области Чехословакии.

В сентябре 1938г. в Мюнхене прошла конференция четырех держав: Великобритании, Франции, Германии и Италии. Требование Германии было удовлетворено. Представителей Чехословакии вызвали в Мюнхен лишь для того, чтобы поставить их перед фактом. Весной 1939 г. Чехословакия перестала существовать, будучи полностью поглощена Германией.

Руководство рейха вынудило Литву передать Германии порт Мемель (ныне Клайпеда), расторгло англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей.

Резкое усиление Германии заставило Англию и Францию заключить военный союз. В августе состоялись англо – франко — советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Однако преодолеть идеологическую пропасть, разделявшую Советский Союз и буржуазно-демократические страны, не удалось. Недоверие сторон друг к другу, «двойная игра» обеих сторон, нежелание Запада брать на себя обязательства перед СССР, надежда столкнуть СССР и Германию привели к срыву переговоров[52]. Не видя перспектив в дальнейших переговорах с Великобританией и Францией, СССР принял предложение Германии[53].

23 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии Риббентроп. В тот же день был подписан советско — германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Это был вынужденный шаг советской стороны, продиктованный крахом надежд на создание системы коллективной безопасности. Подписав пакт о ненападении, СССР получил выигрыш во времени для подготовки к войне, но использовал его менее эффективно, чем Германия.

К договору прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. В случае вооруженного германо-польского конфликта германские войска не должны были продвигаться дальше рубежа рек Нарев, Висла, Сан. Латвия, Эстония, Финляндия были признаны зоной интересов СССР. Германия признала заинтересованность СССР в Бесарабии. Заключение тайного соглашения стало серьезной политической ошибкой советского руководства. Гитлер получил свободу действий на Западе, обеспечив тыл на Востоке. И уже 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась вторая мировая война.

2. Внешняя политика ССР в условиях начавшейся второй мировой войны.1 сентября 1939г. Германия напала на Польшу. 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Но Польше это не помогло. Мужественное сопротивление польской армии было сломлено высокотехничной немецкой армией практически за две недели. 16 сентября польское правительство покинуло страну.

Советское правительство приступило к реализации советско-германских договоренностей. 17 сентября 1939 г. Красная армия получила приказ «…перейти границу и взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии»[54]. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией 28 сентября закрепил эти земли в составе СССР. Зоной интересов СССР была признана Литва.

В конце сентября — начале октября 1939 г. СССР добился от стран Прибалтики – Литвы, Латвии и Эстонии – заключения договоров о взаимопомощи, в соответствии с которыми на территории этих стран вводились советские войска. В условиях присутствия советских гарнизонов в прибалтийских государствах состоялись выборы, победу на которых одержали прокоммунистические силы. Новые законодательные органы власти обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о вступлении в состав СССР. Просьба была удовлетворена и летом 1940 г. Литва. Латвия, Эстония стали союзными республиками в составе СССР[55].

Заключить договор о взаимопомощи советское правительство предлагало и Финляндии. Кроме того, руководство СССР предлагало финскому отодвинуть границу, проходившую всего в 32 км от Ленинграда в обмен на большую территорию на другом участке границы. Финляндия отвергла советские предложения. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. В декабре того же года СССР как агрессор был исключен из Лиги Наций.

Советско-финская война показала неподготовленность Красной армии к войне. Победа в войне была достигнута ценой больших людских, материальных и моральных потерь[56]. Лишь в марте 1940 г. был подписан мирный договор, в соответствии с которым к СССР отошел Карельский перешеек, побережье Ладожского озера. Граница отодвигалась от Мурманской железной дороги на 130-150 км[57]. Финляндия отказалась от участия в антисоветских коалициях.

Летом 1940г. СССР предъявил ультиматум Румынии, требуя вывести румынские войска с территории Бессарабии и Северной Буковины. Не получив поддержки от Германии, Румыния уступила. Северная Буковина была присоединена к Украинской ССР, а Бессарабия – к Молдавии, которая из АССР была преобразована в ССР.

Таким образом, в результате активной внешнеполитической деятельности в условиях начавшейся мировой войны, границы СССР на западе расширились на 300-600 км. На вновь присоединенных землях проживало 14 млн. человек. Но укрепить новые границы накануне войны СССР не успел.

Признание СССР: начало и хронология событий

  • 27 Декабря, 2019
  • События
  • Владимир Яковлев

Дипломатическое признание государства на международной арене – необходимое условие для того, чтобы данное государство могло в полной мере успешно функционировать, решать свои задачи и выстраивать внешнеполитический курс с учетом интересов других государств. Пожалуй, именно в XX веке международное право и межгосударственные взаимоотношения получили небывалое доселе значение. Несмотря на многочисленные кризисы и глобальные противоречия в отношениях между государствами, которых было слишком много в двадцатом столетии, необходимость функционирования системы, в которой был бы возможен диалог между странами, была ясна всем.

Новая Россия в мировой политике

Союз Советских Социалистических Республик – молодое государство, оформившееся в 1922 году на месте бывшей Российской империи, которое неизбежно должно было стать субъектом международных правоотношений. Вполне естественно, что это была все та же Россия, пусть и кардинально реорганизованная, а с Россией на международной арене всегда приходилось считаться. Но советский режим, крепко установившийся после двух революций и Гражданской войны, в 20-е годы 20-го века не воспринимался другими государствами устоявшимся. По приходу к власти большевиков многие верили, что этот режим не протянет и нескольких месяцев. Эти прогнозы не оправдались.

Внешнеполитический курс СССР

Большевистский режим выстоял. Но внешнеполитический курс СССР был противоречивым в силу двух тезисов В. И. Ленина, которые должны были определять внешнюю политику Советского Союза. Первый тезис, так называемый принцип пролетарского интернационализма, базировался на вере большевиков в мировую социалистическую революцию, которая казалась им пусть и далекой целью, но вполне реальной и осуществимой. Средства для достижения этой цели были самые разные, порой не исключалось даже вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Суть же принципа пролетарского интернационализма состояла в поддержке рабочего класса и антикапиталистических движений в других странах мира.

Читайте также  Московское государство в смутное время

В свою очередь, второй тезис, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой, вступал в явный диссонанс с первым. Этот принцип был похож на своего рода уступку, его суть заключалась в признании необходимости взаимодействия с капиталистическим миром и прекращения изоляции Советского Союза на международной арене. Было необходимо наладить политические и экономические связи новообразованного государства.

Серьезные потери

Октябрьская революция не принесла для западных стран ничего хорошего — капиталы, инвестированные в различные материальные объекты на территории России, были для них потеряны. А первое в мире социалистическое государство самим фактом своего образования несло в себе угрозу для капиталистического мира. Поэтому западные государства не торопились с признанием СССР и налаживанием с ним каких-либо связей, во время Гражданской войны некоторые из них оказывали поддержку белому движению и даже засылали на территорию нашей страны интервентов и террористов. Однако подобное положение дел не могло длиться вечно, было необходимо волей-неволей налаживать взаимоотношения с новообразованным государством, а также попытаться вернуть потерянные после революции средства, инвестированные в различные объекты на территории бывшей Российской империи.

Генуэзская конференция

В частности в апреле 1922 года прошла Генуэзская конференция, посвященная вопросам о долгах Российской империи и потерях иностранных капиталистов, чье имущество было национализировано после Октябрьской революции. Представителем СССР на этой конференции выступал нарком иностранных дел Г. В. Чичерин. Однако добиться компромисса на этой конференции не получилось, вышла совсем забавная ситуация — по подсчетам Советского правительства, сумма ущерба от интервенции западных государств во времена Гражданской войны превысила сумму долгов царской России и Временного правительства, вместе взятых.

Первые соглашения

31 марта 1920 года — день подписания советско-эстонского торгового договора. Было положено начало торговых отношений СССР с европейскими странами.

А спустя год, 16 марта 1921 года, был подписан советско-английский торговый договор, имеющий достаточно большое значение — Англия являлась одной из ключевых капиталистических держав в XX столетии.

6 мая 1921 года — день подписания советско-германского договора, который положил начало не только торговым операциям между СССР и Германией, но и установлению дипломатического контакта — Германия признала представительство РСФСР на своей территории.

Дальше дело было за малым, и вскоре соглашения стали подписываться одно за другим. Соглашения с СССР заключили такие страны, как Норвегия, Дания, Чехословакия, Австрия, Италия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия.

1921 год также ознаменовал собой расширение сфер влияния СССР на Востоке, были заключены соглашения с такими странами, как Иран, Турция и Афганистан. Но до дипломатического признания СССР дело пока не дошло.

Дипломатическое признание СССР

Активное признание Советского Союза на политической карте мира началось в 1923 году. Первой страной, признавшей СССР, был Афганистан. Затем, все в том же 1923 году, Советскую Россию признали такие страны, как Германия, Монголия, Иран, Финляндия, Польша, Турция.

Большое значение имело признание СССР Великобританией в 1924 году — ее правительство во главе с Д. Макдональдом заключило с нашей страной несколько соглашений и признало ее де-юре. Затем СССР признала Италия, правительство Б. Муссолини, а затем — Франция, все в том же 1924 году.

Также в 1924 году СССР был признан Норвегией, Грецией, Швецией, Австрией, Францией, Мексикой, Албанией, Хиджазом и Китаем.

На 1925 год приходится признание СССР со стороны Японии.

А в 1926 году СССР был признан тремя странами — Саудовской Аравией, Исландией и Уругваем.

В каком году США признали СССР? В 1933-м, и это событие внесло существенные изменения в состояние дел в мировой политике. Также в 1933-м СССР был признан Испанией, в 1934-м — Венгрией, Румынией, Чехословакией и Болгарией.

В 1935 году СССР признала Бельгия, и лишь в 1940-м — Югославия.

СССР и США

Соединенные Штаты Америки не признавали Советский Союз очень долго. Ведь Америка и по сей день считается оплотом капитализма, и признавать произошедшую социалистическую революцию, угрожающую своим примером благосостоянию американской элиты, никому не хотелось.

Однако время шло, и Советский Союз показывал достаточно выдающиеся результаты в различных сферах, начиная с ликвидации безработицы и заканчивая внушительным развитием промышленности. В тот момент времени США не могли похвастаться благополучным положением дел — разразилась Великая депрессия, в 30-е годы в стране насчитывалось до 17 миллионов безработных, обанкротилась половина банков, а уровень промышленного производства рухнул более чем на 40 %. Вопрос о рассмотрении СССР как торгово-экономического партнера встал довольно остро, особенно учитывая интересы частных инвесторов и финансистов, практически однозначно высказывающихся за нормализацию отношений с бывшей Российской империей. Собственно, признание США СССР в текущих условиях было неизбежно.

Политическая ситуация в мире складывалась довольно непросто. Необходимость обретения политического союзника в лице СССР объяснялась в силу нескольких факторов, в числе которых были агрессивная политика милитаризации в Японии и растущая угроза из Германии, где к тому моменту уже пришли к власти нацисты. А Советский Союз в 30-е годы XX века уже имел достаточно высокий авторитет на международной арене и являлся в принципе одной из наиболее значительных политических сил в мире.

Итак, год признания СССР со стороны США — 1933-й. Придя к власти в 1933 году, новый президент США Ф. Рузвельт выбрал курс на сближение с Советской Россией. Политические круги в разных странах мира восприняли эту новость по-разному, многих она даже застала врасплох, в частности японцев. Однако с фактом признания СССР со стороны США, который довольно существенно изменил политическую ситуацию на земном шаре, всем пришлось смириться. Мировая политика вступала в новый этап своего развития. Назревало обострение отношений между отдельными государствами, на горизонте начинала появляться угроза военных действий.

Заключение

Советский Союз, пройдя достаточно длительные этапы восстановления сил, после того как в стране произошли две революции и Гражданская война, все же довольно быстро встал на ноги. На политической карте мира вновь появился серьезный игрок, с которым нельзя было не считаться, — год от года не признавать этот факт западным государствам было все сложнее. Поэтому дипломатическое признание СССР было закономерным и предсказуемым процессом, который только юридически закрепил очевидность существования обновленной России, вопреки всему поднявшейся вновь с колен.

БОРЬБА СССР ЗА РАЗОРУЖЕНИЕ В 60-е г.г.

Предлагаемый ниже материал изложен сухим протокольным языком. Но по смыслу он является уникальным свидетельством противостояния общественной системы СССР «с человеческим нутром» и т.н. «цивилизации», западной системы воззрения на мир, цель которой «корысть» ( прибыль) и которая всеми фибрами сопротивляется попыткам человечества закрыть самый плодоносный слой обогащения — вооружение и насилие с его помощью. Никто, кроме СССР , не делал таких глобальных предложений человечеству. Ни Христос с его классическим заветом «Не убий», ни Магомет, даже ни одна христианская или иная религиозная конфессия.

Собственно о чём речь.

Советский Союз, страны социалистического содружества глубоко убеждены как в том, что исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, так и в том, что возможно и осуществимо полное разоружение.

В этих целях Советское правительство внесло 18 сентября 1959 г. на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ГА) программу всеобщего и полного разоружения за период в 4 года.

Советские предложения предусматривали роспуск всех вооруженных сил и запрещение их восстановления в любой форме, уничтожение всех видов вооружений, боевых запасов и военной техники, полное прекращение их производства, прекращение обучения военному делу, отмену военной службы в любой форме, упразднение военных министерств, генеральных штабов, военных учебных заведений и всякого рода военных и военизированных учреждений и организаций, прекращение отпуска средств на военные нужды, издание законов, запрещающих пропаганду войны. В предложениях Советского правительства указывалось, что в распоряжении государств должны оставаться лишь строго ограниченные контингенты полиции (милиции), вооруженные легким стрелковым оружием, какие необходимы для поддержания внутреннего порядка и защиты личной безопасности граждан. Все меры по всеобщему и полному разору жению предлагалось осуществить в три этапа общей продолжительностью в четыре года.

В предложениях Советского правительства предусматривались необходимые меры по организации международного контроля за разоружением. Предлагалось учредить международный контрольный орган в составе всех государств. Персонал этого органа должен был комплектоваться на международной основе с учетом принципа справедливого географического распределения.

Западные державы не осмелились открыто выступить против всеобщего и полного разоружения. «Самое ужасное — это то, что нельзя быть против данного плана», — сокрушался представитель госдепартамента США. Но одновременно в западных органах массовой информации была развернута шумная пропагандистская кампания против советской программы. Сторонники гонки вооружений пытались доказать, что всеобщее и полное разоружение неосуществимо. Некоторые из них утверждали даже, что людям якобы от природы свойственна склонность к войнам и, если их лишить цивилизованных средств ведения войны, они будут воевать кулаками и палками

Противники советской программы утверждали также, что ее осуществление приведет якобы к расстройству экономической жизни государств, к сокращению производства и массовой безработице. Однако, созданная при ООН консультативная группа ученых-экономистов ряда стран, в том числе США и СССР, опубликовала в феврале 1962 года доклад, в котором убедительно доказала, что всеоб щее и полное разоружение может быть претворено в жизнь без ущерба для экономики любого государства с любой социальной системой.

Западные державы пытались противопоставить советской программе, в частности, английский план «всеобъемлющего разоружения». В этом плане полностью обходился вопрос о запрещении производства и применения ядерного оружия, уничтожении его запасов, не говорилось о ликвидации иностранных военных баз и выводе войск с чужих территорий, о прекращении отпуска средств на военные цели и т. д. Зато в нем предусматривалось установление контроля над вооружениями и вооруженными силами государств без определенных гарантий, будет ли когда-либо начато само разоружение и в каком объеме. Более того, в английских предложениях выдвигалось требование, чтобы контрольная организация занималась также поддержанием международного мира (помимо Совета Безопасности ООН), создание при ней международных вооруженных сил, снабженных всеми современными видами оружия, в том числе ядерным и ракетным !

Учитывая поддержку советских предложений правительствами многих стран, западные державы на XIV сессии ГА не решились выступить открыто против них. В результате Соединенные Штаты и Советский Союз был представлен совместный советско-американский проект резолюции и. 20 ноября 1959 г. ГА направила советские предложения о всеобщем и полном разоружении , а также предложения Великобритании в Комиссию ООН по разоружению и в Комитет десяти по разоружению.

В состав Комитета десяти (от 7 сентября 1959 г) вошли пять социалистических государств — СССР, Чехословакия, Польша, Румыния, Болгария —и пять стран НАТО- США, Англия, Франция, Канада, Италия.

Читайте также  Великая отечественная война вов

Западные державы, ссылаясь на свою неподготовленность к переговорам, дважды переносили сроки созыва Комитета десяти..

СССР же прилагал последовательные усилия к облегчению решения проблемы разоружения.

15 января 1960 г. Верховный Совет СССР принял закон о сокращении Вооруженных Сил СССР на 1200 тыс. человек. С проведенным ранее сокращением на 2140 тыс. человек общая численность Вооруженных Сил СССР должна была уменьшиться до 2423 тыс., то есть на 77 тыс. ниже предлагавшегося для СССР и США уровня в переговорах 1956—1957 годов.

Сокращения вооруженных сил были проведены и в других социалистических странах.

Когда все-таки Комитет десяти собрался в Женеве в марте — апреле 1960 года, западные державы противопоставили предложению СССР приступить к выработке договора о всеобщем и полном разоружении известные односторонние английские предложения.

В качестве альтернативы делегации социалистических стран предложили обсудить хотя бы «основные принципы всеобщего и полного разоружения». Но западные государства отвергли и это предложение.

2 июня 1960 г. правительство СССР опубликовало и адресовало Комитету десяти 7 июня 1960 г. новый вариант предложений о всеобщем и полном разоружении, в котором были учтены многие соображения правительств западных и иных государств.

Западные державы пришли на новые переговоры в Комитете десяти с пустыми руками. Они не внесли ни одного предложения. Их тактика состояла в том, чтобы, прикрываясь переговорами, саботировать выполнение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и продолжать наращивание гонки вооружений. Этот трюк привел в итоге к провалу переговоров.

27 июня 1960 г. советская делегация выступила в Комитете десяти с заявлением, в котором дала оценку политике западных стран на переговорах и отметила, что Советский Союз «не может быть соучастником обмана народов». В тот же день, 27 июня, Советское правительство направило правительствам западных стран — членам Комитета десяти послания, в которых извещало о решении «прервать свое участие в бесплодной дискуссии».

Одновременно Советское правительство направило в Секретариат ООН письмо с просьбой включить в повестку дня XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве самого важного и срочного вопрос «о разоружении и о положении, сложившемся с выполнением резолюции Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года по этому вопросу».

23 сентября 1960 г. на открывшейся ранее XV сессии ГА советская делегация внесла на рассмотрение проект основных положений «Договора о всеобщем и полном разоружении», в основу которого были положены предложения от 2 июня 1960 г. с небольшими изменениями, а также проект резолюции об «основных принципах всеобщего и полного разоружения».

Позиция западных держав осталась без изменений. Учитывая пожелание нового президента США Дж. Кеннеди временно отложить рассмотрение проблемы разоружения между правительствами СССР и США была достигнута договоренность об обмене мнениями по проблеме, а о результатах доложить XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Советско-американские переговоры о разоружении проходили с июня по сентябрь 1961 года. Американская делегация отказалась вести переговоры о всеобщем и полном разоружении и высказалась за согласование лишь «общих принципов» разоружения. Причем в представленном Соединенными Штатами проекте «заявления о принципах» всеобщее и полное разоружение подменялось такими мерами, как прекращение производства расщепляющихся материалов на военные цели, контроль за запуском в космическое пространство ракет, искусственных спутников и других устройств. Упор Соединенными Штатами делался на установлении системы международного контроля в условиях фактического отказа от разоружения, которая была бы равносильна системе узаконенного шпионажа, а также содержалось предложение о создании «международных вооруженных сил», которые должны быть оснащены всеми современными видами оружия, включая ядерное.

Они требовала также, чтобы при решении вопроса об использовании этих сил не применялось предусмотренное Уставом ООН правило единогласия постоянных членов Совета Безопасности ! С такой позицией США СССР не мог согласиться.

Тем не менее, Советская делегация, не желая закрывать каналы для переговоров, согласилась с представлением XVI сессии ГА Совместного заявления СССР и США о согласованных «принципах для переговоров по разоружению». Ассамблея ушла от обсуждения их и ограничилась принятием 20 декабря 1961 г. резолюции, в которой одобрялось советско- американское заявление.

Кроме того, на XVI сессии было достигнуто соглашение о расширении числа стран, входящих в Комитет по разоружению, с 10 до 18. В состав Комитета вошли пять социалистических государств, пять государств, входящих в НАТО, и восемь неприсоединившихся стран, представляющих различные географические районы, чего на протяжении ряда лет добивавлисьсоциалистические и неприсоединившиеся страны, проявлявшие острый интерес к активным переговорам о разоружении. Комитет по разоружению в новом составе начал свою работу 14 марта 1962 г. в Женеве. В его работе, однако, отказалась участвовать Франция, мотивируя это отсутствием «реальной основы» для переговоров и соображениями собственной оборонной политики.

Стремясь с самого начала придать переговорам в Комитете 18 государств деловой характер, Советский Союз внес на его рассмотрение проект «Договора о всеобщем и полном разоружении», в основу которого были положены предложения Советского правительства от 23 сентября 1960 г., представленные XV сессии ГА, а также согласованные между СССР и США принципы всеобщего и полного разоружения. США противопоставили советскому проекту «схему основных положений договора о всеобщем и полном разоружении в условиях мира во всем мире». Этот документ представлял собой не конкретный проект Договора о всеобщем и полном разоружении, а лишь, по признанию президента Дж. Кеннеди, «изложение в общих чертах» прежней позиции США по разоружению. Сам подход американской делегации к проблеме демонстрировал намерение США и дальше проводить обструкционистскую деятельность, занимаясь при этом обманом мирового общественного мнения в отношении своих истинных намерений. В послании президента Джонсона Комитету 18 государств в марте 1966 года проблема всеобщего и полного разоружения даже не упоминалась среди задач, решением которых Комитет должен был заниматься.

По требованию большой группы неприсоединившихся государств, поддержанному социалистическими странами, XX сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 году приняла решение созвать всемирную конференцию по разоружению.

Дополнительно, для осознания безнадёжности уникальных инициатив СССР по всеобщему и полному разоружению и свёртыванию их в частные решения по ещё «сырым» не развившимся проблемам (из – за обструкции западных держав) – официальная информация ООН.

Конференция по разоружению была создана в 1979 году по итогам первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению 1978 года, как единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по разоружению .

Она стала правопреемником таких ранее основанных в Женеве переговорных форумов, как Комитет десяти государств по разоружению (1960 год), Комитет восемнадцати государств по разоружению (1962–68 годы), и Совещание Комитета по разоружению (1969–78 годы).

В круг ведения Конференции по разоружению включены фактически все проблемы многостороннего контроля над вооружениями и проблемы разоружения. В настоящее время Конференция по разоружению прежде всего фокусирует свое внимание на следующих проблемах: прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение; предотвращение ядерной войны, включая все связанные вопросы; предотвращение гонки вооружений в космосе; заключение эффективных международные соглашений о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия; новые типы оружия массового поражения и новые системы такого оружия, включая радиологическое оружие; всеобъемлющая программа разоружения и транспарентность в вопросах вооружения.

Первоначально Конференция по разоружению имела в своем составе 40 членов. Впоследствии ее членский состав был постепенно расширен до 65 Конференция осуществляет свою работу на основе консенсуса.

Советский этап Отечественной истории (1920–1985 гг.)

После Октябрьской революции 1917 г. большевики предприняли решительные шаги по созданию «государства диктатуры пролетариата», что означало тотальный контроль большевистской партии над всеми социально-политическими и экономическими процессами в стране. В 1920-е — 1930-е гг. строительство тоталитарной государственности было продолжено.

В 1922 г. Генеральным секретарем ЦК большевистской партии был избран И.В.Сталин. В период тяжелой болезни признанного вождя большевизма В.И. Ленина развернулась борьба за партийное лидерство, которая особенно обострилась после кончины Ленина в январе 1924 г. Победителем в этой борьбе стал Сталин. На рубеже 1920-1930-х гг. вся полнота власти сосредоточилась в руках Сталина, и уже никто всерьез не мог помешать ему в осуществлении режима личной диктатуры.

Формирование сталинской модели тоталитаризма было тесно связано с экономической политикой советского государства в 20-е — 30-е гг. XX в., в которой следует выделить два этапа:

  • новая экономическая политика (нэп) в 1920-е гг.
  • форсированное экономическое развитие с конца 1920-х гг. и в 1930-х гг.

В результате реализации первых пятилетних планов СССР превратился одно из ведущих государств мира с современной технической базой в промышленности и сельском хозяйстве.

В области международных отношений политика Советского Союза в 1920-е — 1930-е гг. носила двойственный характер: с одной стороны, существовала необходимость налаживания делового сотрудничества с международным сообществом, с другой — неизменно декларировалась задача подготовки мировой пролетарской революции, поддержки национально-освободительной борьбы.

По мере того, как надежды на скорую мировую победу социализма не получили практического воплощения, на первый план выдвинулась задача обеспечения относительно нормальных, добрососедских отношений с Советского Союза с «враждебным капиталистическим окружением», что привело к существенному расширению дипломатических и торговых связей. Западные государства, видевшие в СССР богатый источник природных ресурсов, были также заинтересованы в расширении контактов с СССР.

С приходом в Германии в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с Гитлером, вынашивавших планы реванша и мирового господства, СССР пошел на сближение с Англией, Францией и США на антигитлеровской и на антияпонской основе, с целью создания системы коллективной безопасности в Европе и сохранения приобретенных сфер влияния на Дальнем Востоке. Однако, из-за расхождения внешнеполитических интересов между СССР и западными странами, выработать эффективного механизма противостояния фашистской опасности не удалось. Уже в 1935 г. большинство членов Лиги наций начали проводить политику «умиротворения агрессора», стремились путем уступок, в том числе и территориальных, использовать Германию в качестве противовеса СССР

Утверждение советского строя неузнаваемо изменило российскую действительность. Многие, казавшиеся неосуществимыми, идеи большевиков были воплощены в жизнь. Уровень жизни советского народа в конце 1930-х годов продолжал оставаться крайне низким. По многим экономическим показателям на душу населения и по социальной обеспеченности страна продолжала отставать от ведущих европейских государств и Северной Америки. Однако построенный экономический и социальный фундамент советской государственности помог обеспечить победу СССР в Великой Отечественной войне.

В результате поражения Германии и ее союзников во Второй мировой войне, в которой СССР сыграл решающую роль, геополитическая структура мира изменилась, превратившись в биполярную. В расстановке сил Запад–Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Западные державы вынуждены были признать доминирующее влияние СССР в Восточной Европе. Используя монополию на ядерное оружие, США и его союзники стремились «отбросить коммунизм», вынашивались планы нанесения ядерных ударов по СССР и его союзникам. Период сотрудничества между государствами антигитлеровской коалиции сменился периодом «холодной войны».

Читайте также  Крупные сражения великой отечественной войны

История советского общества во второй половине 40-х – первой половине 80-х годов XX в. характеризуется сложным и неоднозначными процессами как во внутренней, так и во внешней политике:

  • 1945-1953 гг. – «холодная война» и апогей сталинизма;
  • 1953-1964 гг. – либерализация внешнеполитического курса и хрущевская «оттепель»;
  • 1964 -1985 гг. – политика разрядки международной напряженности и брежневская эпоха «застоя» с административными попытками ее преодоления.

Это было время великих побед и поражений одной из двух сверхдержав, которой был Советской Союз вместе с США. В середине 1980-х годов явно обозначился системный кризис Советского Союза: государственный социализм советского типа, командно-административная система, несмотря на неоднократные попытки реформирования, постепенно исчерпала свой внутренний потенциал. Общество «развитого социализма» из-за неспособности партийно-государственного руководства СССР к кардинальным изменениям оказалось на пороге глубоких общественных потрясений.

Вариант 2. Советское государство в системе международных отношений

Вопрос 1. Международное положение СССР и важнейшие направления его внешней политики (1920 – 1930-е годы)

Важнейшим фактором международных отношений после окончания Первой мировой войны стало существование Советской России как принципиально новой общественно-политической системы, противостоящей остальному капиталистическому миру.

Противоречивость внешнеполитического курса молодой Советской республики определялась следующими обстоятельствами:

  • ориентация на мировую пролетарскую революцию продолжала оставаться стратегической целью большевистской доктрины. Для осуществления этой задачи в марте 1919 г. был создан Коммунистический Интернационал, через структуры которого поддерживалось коммунистическое, рабочее, национально-освободительное движение и оказывалась помощь силам, осуществлявшим подрывную антиправительственную деятельность в капиталистических странах;
  • выход из международной изоляции и налаживание делового сотрудничества с враждебным капиталистическим окружением являлись важнейшими условиями преодоления разрухи и голода (поскольку к началу 20-х годов стало очевидно, что надежды на скорую победу социализма во всемирном масштабе не оправдались).

Рост международной напряженности и увеличение опасности войны заставили советское руководство отказаться от упрощенных идеологизированных схем и пойти на сближение со странами «западной демократии» в целях создания системы коллективной безопасности. Причиной для формирования нового внешнеполитического курса не только СССР, но и западных стран стало установление в 1933 г. в Германии фашистской диктатуры во главе с А. Гитлером.

Однако, выработать эффективный механизм противостояния фашистской опасности не удалось. Правительства Англии и Франции начали проводить политику «умиротворения агрессора», т.е. стремились путем уступок, в т.ч. и территориальных, использовать Германию в качестве противовеса СССР.

Мюнхенское соглашение англо-французского блока с фашистскими государствами (1938 г.) было на руку агрессорам: Германия ввела свои войска в Австрию, захватила Чехословакию (1939 г.)

Италия развязала войну в Абиссинии

ускорила военные приготовления милитаристская Япония. Англо-французская политика «умиротворения» проводилась с явным расчетом направить агрессивные устремления фашистской Германии на Восток, против Советского Союза.

В этих условиях советское руководство пошло на кардинальное изменение своего внешнеполитического курса. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет, которому сопутствовало секретное приложение — протокол о разделе сфер интересов Германии и СССР в Восточной Европе. Таким образом, Советский Союз сделал свой выбор между западными демократиями и набиравшей силу нацистской Германией.

Военно-политический союз с Германией объективно позволил СССР отсрочить на несколько месяцев вступление в «большую войну», принять некоторые дополнительные меры по повышению боеготовности армии. Однако времени на это оставалось слишком мало. К тому же сближение с Германией, развязавшей мировую войну, нанесло большой морально-политический ущерб международному авторитету Советского Союза.

Методические указания

В первом вопросе при изучении характера, сущности и основных направлений внешней политики советского государства в 20-е — 30-е гг. обратите внимание, что во многом советский внешнеполитический курс сохранил имперскую нацеленность в решении геополитических задач, которые преследовала царская Россия: борьба за новые территории и сферы влияния, укрепление лидирующего положения в международной политике. Однако претерпели изменение характер и методы ее проведения.

Внешнеполитическая доктрина основывалась на идеологических представлениях о разделе мира на две антагонистические системы – капиталистическую и социалистическую. Мирное сосуществование между ними возможно, но оно носит временный характер. Исходя из идеи о неизбежности победы социализма во всемирном масштабе, партия направляла усилия на подготовку мировой революции. (см. приложение 1) Каковы были причины и цели создания III Коммунистического Интернационала? Как он использовался для распространения идей и практики сталинского социализма?

По мере того, как надежды на скорую мировую победу социализма не получили практического воплощения, на первый план выдвинулась задача обеспечения относительно нормальных, добрососедских отношений с «враждебным капиталистическим окружением». Как осуществлялся выход СССР из дипломатической изоляции? (см. приложение 2, приложение 3, приложение 4)

Подумайте над такими вопросами:

  • Почему после 1933 года СССР изменил свои международные приоритеты и пошел на сближение с Англией, Францией и США?
  • Когда сформировалась, и в чем состоял смысл политики коллективной безопасности в Европе?
  • Какие усилия предпринимало советское руководство для ее практической реализации?
  • В чем выражалась политика «умиротворения агрессора», проводимая западными державами?

Почему Англия и Франция попустительствовали агрессивному курсу, проводимому Германией? Используйте материал приложение 5, приложение 6.

Рассмотрите причины резкого изменения внешнеполитического курса СССР в 1939г. раскройте объективное значение советско-германского пакта о ненападении и секретного протокола к нему.

  • Насколько был оправдан курс СССР на сближение с фашистской Германией? (см. приложение 7, приложение 8 )

При подготовке ответа используйте материал Приложения к вопросу 1.

СССР как мировая держава

В этой небольшой статье, которая основана на публикации профессора МГУ Б. Хорева, MAXANTO приводит интересные цифры, связанные с историей нашей страны.

Так, известным и неопровержимым является тот факт, что СССР являлся мировой супердержавой. Но что же делало ее таковой, кроме внушительного военного потенциала?

Обратимся к данным статистики.

Так, в атомной энергетике СССР был единственным государством, соперничавшим с Соединенными Штатами, а в авиа-ракетно-космическом комплексе (АРКК) — оставившем США позади.

Наша страна первой начала освоение космического пространства. В СССР были впервые в мире построены атомная электростанция (1954 год, г. Обнинск) атомный ледокол «Ленин».

До 1990 года СССР обладал третью мировых рекордов в авиации. Хорошо известно, что профессия летчика стала в нашей стране наиболее престижной. Из летчиков формировались и космические кадры. В суровых условиях «холодной войны» Советский Союз вынужден был сделать упор на развитие военного самолетостроения и ракетно-космической техники.

Так, соотношение выпуска военных и гражданских самолетов составляло 80:20. Полностью обеспечивая собственные военно-воздушные силы, СССР являлся, наряду с США, ведущим экспортером этой продукции. Выпускались все типы гражданских и особенно военных самолетов. В авиапромышленности было занято более миллиона человек. Достижения АРКК обусловлены созданием мощнейшей научной базы, крупнейших всемирно известных научно-исследовательских центров (типа ЦАГИ) и конструкторских бюро в самолетостроении (Туполева, Ильюшина, Яковлева, Микояна, Сухого и других), а в ракетостроении — научно-производственная база под руководством Королева.

В производстве боевой техники были задействованы и важнейшие артиллерийские, танковые, оружейные заводы и НИИ. Тракторные заводы обычно имели «вторую профессию» —танковую, и неслучайно по тракторам Советский Союз был на первом месте в мире. Перечисленные выше факты неотделимы от развития электронной, радиотехнической и других современных отраслей.

В целом оборонный комплекс, вместе с частями армии, флота, авиации, космическими войсками составлял основу обеспечения безопасности страны. Именно в оборонном комплексе продвигались наиболее передовые технологии, там были заняты наиболее квалифицированные кадры.


ТЭК все же был на втором месте, отличаясь особенно высоким уровнем в организации Единой энергетической системы (ЕЭС). По своей совокупной мощи он, несомненно, не имел себе равных в мире. Электрическая и тепловая энергия в СССР были необычайно дешевы, отпускные цены много ниже среднемировых. Этим СССР обязан ЕЭС, охватывающей 10 миллионов кв. километров (из 22 млн.) с населением 220 миллионов человек (из 280 миллионов).

В 60-е годы ЕЭС СССР дополнило Объединение энергосистем «Мир», сформированное на базе СЭВ. Она обеспечивала переток в конце 80-х годов до 40 миллионов киловатт-часов, т. е. до 10% миропроизводства в зарубежных европейских странах СЭВ.

ЕЭС СССР и «Мир» простирались с запада на восток на семь часовых поясов, от Праги, где был диспетчерский центр «Мир», до Байкала. Опыт ЕЭС СССР и «Мира», дававший большой экономический эффект, опередил зарубежную практику и мог бы стать прообразом для других стран.

В СССР была самая протяженная в мире сеть электрифицированных железных дорог.

Наиболее существенный недочет в развитии Советского союза состоял не столько в перекосе в пользу оборонного комплекса, сколько в наследстве периода индустриализации, лидерстве в комплексе железная руда — сталь. Страна стала железной, металлической, армаду лошадей «заменила стальная конница», но вместе с тем по мировым ценам (200 миллиардов долларов) этот комплекс уступал созданной в послевоенное время в Японии стоимости продукции автостроения или электроники. А между тем на развитие данного комплекса шла треть капитальных вложений в промышленность страны. Должна была решаться задача выпуска массовой инновационной дорогостоящей продукции гражданского назначения. Но нас как бы «подвела» сложившаяся структура производства, чем, однако, мы были обязаны насильственным, по сути, вовлечением в гонку вооружений. Именно в такой «перестройке» нуждалась экономика, но она не осуществилась.

Тем не менее выдающимся достижением XX века был выход СССР в число передовых стран по уровню экономического, особенно индустриального, развития. Если в 1913 году Российская Империя находилась по уровню развития промышленности на 5-м месте в мире и на 4-м — в Европе, то уже к 1937 году СССР вышел на 2-е место в мире и на 1-е — в Европе.

Затем, преодолев за короткий срок трудности послевоенного восстановления, беспрерывно и последовательно наращивал свою экономическую мощь, что хорошо видно из ниже приведенных цифр.

Хотя в послевоенные годы СССР пришлось столкнуться с серьезным соперничеством ряда других стран, обновивших свои основные фонды, разрушенные войной (к примеру, Западная Германия, Япония), и вкусивших раньше, чем мы, плоды НТР. Мы, если и нуждались в экономической «перестройке», то исключительно в сфере НТР.

В последующих статьях мы расскажем о промышленности, аграрном комплексе, транспорте и внешнеэкономических связях СССР.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: