Основные достижения русской средневековой культуры (viii-xvi вв.)

Культура русского Средневековья Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство

Основные достижения русской средневековой культуры (viii-xvi вв.)

Культура русского Средневековья

Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство православное, и именно в этот момент среди европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку таким образом решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Великий князь Владимир осуществил государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать в один ряд с развитыми феодальными монархиями. Это было обусловлено тем, что в ту эпоху Византия еще находилась в расцвете.

Религиозный характер русской культуры, то, что в ее основании лежало православие, наложило сильный отпечаток на русскую государственность. Дело в том, что христианство в римской империи длительное время было оппозиционным по отношению к государственной религии, а поэтому пренебрежение к земному царству сохранилось в католичестве. В отличие от католичества православие быстро стало государственной религией в Византии. Естественно, это сказалось и на содержании православных догматов: в православии преклонение перед земной властью и земными законами было поощряемо. Это оказало огромное влияние и на укрепление русской государственности. Не следует забывать также о том, что принятие христианства как единой религии всех восточнославянских племен было средством укрепить их единство.

Русская культура формировалась под сильным влиянием европейской культуры. Древняя Русь в X – XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами. О важной роли, которую Древняя Русь играла в политической и культурной жизни Европы, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной.

Но наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Именно из Византии на Русь пришло христианство, оттуда же пришли и технологии, научные открытия, искусство. Вследствие того, что прибывшее духовенство готовило русские кадры для церкви, на Руси распространяются знания и грамотность. Организуются школы, Владимир посылает молодых людей на учебу в другие страны. Возникает летописание. Летопись – особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание отличается оригинальностью. Оно представляет собой синтетический памятник средневековой культуры, где отражены философские, литературные, естественнонаучные знания того времени.

Под влиянием византийского искусства древнерусские мастера за короткий исторической срок создали оригинальную совершенную архитектуру и иконопись. Примерно до второй половины X в. все строительство было деревянным и, естественно, памятники деревянного зодчества не сохранились. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию византийской архитектуры, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного строительства стала Десятинная Церковь св. Богородицы, возведенная в Киеве князем Владимиром в 989 – 996 гг. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии, сооруженный в правление Ярослава Мудрого. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева, построенные в подражание константинопольским вратам. Древнерусские храмы украшались монументальной живописью: мозаиками и фресками. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в Софии Киевской.

Культура Киевской Руси была городской по основным параметрам ее развития. К середине XIII века насчитывалось около 300 городов. Но дело даже не в росте количества городов, а в том, что именно города и городская культура были ведущими в экономике древнерусского государства. Города в этот период являлись прежде всего центрами ремесла и торговли и лишь затем административными центрами. Наиболее развитыми ремеслами были обработка металла и на этой базе производство оружия и военных доспехов, а также ювелирное производство. Изделия этих ремесел весьма успешно продавались в другие страны. В этот период преобладал экспорт готовой продукции ремесленного производства, а не вывоз сырья. Таким образом, Киевское государство было европейским государством не только в географическом смысле, но и по основным тенденциям культурного и экономического развития.

В середине XIII века на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Погибли города, а вместе с ними богатая и яркая древнерусская культура. Монгольское владычество нанесло огромный урон производительным силам страны, но наиболее ощутимым и трагическим следствием его была гибель городской культуры. Пришли в упадок торговые пути, погибли замечательные ремесла, исчез ряд технических приемов, используемых ранее. С этого момента началось отставание Руси от Западной Европы. Процесс развития городов и выхода ремесла на более широкий рынок продолжался лишь в Западной Европе, что привело со временем к развитию капиталистических отношений. Отрыв русских городов от мировых торговых путей и систематическое ограбление для уплаты дани в Орду не давало возможности им возродиться к былой славе. В результате сильно задержалось формирование буржуазных элементов, а Россия надолго оставалась феодальной страной.

С конца XIII века меняется география культурных центров: Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Ростов – теряют свои позиции. На первый план выдвигаются города Псков и Новгород. В истории русской культуры XIII – XV вв. этим двум городам принадлежит особое место. Уцелевшие от монголо-татарского разгрома они переживают расцвет экономики и культуры. О зажиточности жителей Великого Новгорода свидетельствуют данные археологических раскопок: найдено свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви и только один раз – часть лаптя. Новгород и Псков продолжали вести торговлю со странами Западной Европы и одновременно эти города являлись стражами Русской земли на ее западных рубежах.

В период монгольского владычества художественная деятельность народа не имела возможности проявиться во внешней сфере, в произведениях искусства – уходит в сферу чистой духовности, до предела обостряя религиозные чувства. Не случайно основным хранителем духовных ценностей и традиций Руси в этот период становится православная церковь. Она сформировала религиозно-национальное понятие «вера христианская». В рамках православной культуры сохранились для потомков воспоминания о красоте древнерусских городов, канонизировался идеал духовного пастыря, мудрого и рассудительного (такого как Сергий Радонежский) и превратился в устойчивый стереотип идеал князя – защитника, прекрасного и добродетельного.

Вопрос о развитии культуры Руси со второй половины XIV века до конца XV века вызывает споры среди специалистов. Так, Д.С.Лихачев предложил считать XIV век временем Предвозрождения, но подчеркивал, что Возрождение на Руси не произошло: этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры; гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны; мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавляла ереси и антиклерикальные течения, а также упрощала развитие культуры.

Церковные историки, возражающие Лихачеву, считают, что на Руси было не только Предвозрождение, но и само Возрождение. Правда, выражалось оно, по их мнению, не в европейской рационально-эллинистической, а чисто духовной форме и заключалось в окончательной победе христианства над язычеством и превращении Московского государства в «третий Рим» – опору и защиту православия.

ГЛАВА XI Русская средневековая культура X–XVI веков

Русская средневековая культура X–XVI веков

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 16. Русская культура конца XV–XVI в.

Глава 16. Русская культура конца XV–XVI в. Языческие обычаи и христианские верования в жизни населения. И в этот хронологический период культура сельского населения России оставалась во многом такой же, как и в предшествующие столетия. Многочисленные обычаи с их пестрой

Глава 23. Русская культура в XVII в.

Глава 23. Русская культура в XVII в. XVII век — это время назревающих и происходящих в культуре русского общества перемен, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Содержание и динамика историко-культурного процесса связаны (хотя и не всегда напрямую)

Глава 5. Русская культура начала XX в.

Глава 5. Русская культура начала XX в. Русская культура начала XX в. испытывала воздействие различных факторов. Индустриализация вызвала спрос на научные и технические открытия, образованных специалистов, грамотные рабочие кадры, формировала общественные потребности в

Средневековая культура и воспитание

Средневековая культура и воспитание Привычки, нравы и обычаи каждого времени материально воплощены в мебели, утвари, одежде. Когда раскопки открыли нам Помпеи и Гекуланум, когда в богатых, погребениях нашли предметы обихода погибших цивилизаций Египта и Азии, Этрурии и

Глава 22. Русская культура в XVII в.

Глава 22. Русская культура в XVII в. XVII столетие в истории русской культуры, как и в целом для истории России, — начало нового периода. В это памятное, переломное время появляются первые ростки секуляризации в духовной жизни общества — обмирщения культуры, сознания

§ 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА XI—XIII вв.

§ 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА XI—XIII вв. Возникновение города и его роль в развитии средневеквой культуры С возникновением в X—XI вв. городов как центров ремесла и торговли начался новый этап в истории средневековой культуры. Интенсивное развитие в городах товарного

Читайте также  Вторая битва при ипре и применение химического оружия

ГЛАВА XXII. Русская культура XW-XVIвв*

ГЛАВА XXII. Русская культура XW-XVIвв* * Глава написана В.А. Волковым.«Красота наша погибла, богатство наше досталось другим» («Красота наша погыбе, богатьство наше онем в корысть бысть») — так оплакивал судьбу разоренной монголами Руси Серапион Владимирский**. ** ПЛДР. XIII век. М.,

Средневековая английская культура

Средневековая английская культура После 1066 г. в культурном отношении Англия ориентировалась на Францию. Вследствие нормандского завоевания страна вышла из сферы скандинавского культурного влияния и вошла в западноевропейское культурное пространство. И все же следует

Глава XV Грузинская культура во второй половине XIX и начале XX веков

Глава XV Грузинская культура во второй половине XIX и начале XX веков С национальным движением грузинского народа было тесно связано развитие грузинской культуры второй половины XIX и начала XX веков. Грузинская культура этого периода полностью соответствовала задачам

Глава 15 Арабо-мусульманская культура VIII – XV веков

Глава 15 Арабо-мусульманская культура VIII – XV веков На определенном этапе средневековой истории, особенно в эпоху, когда все мусульманские народы входили в состав единого государственного образования – Халифата, – сложилась и получила развитие арабо-мусульманская

Глава 6 Западноевропейская культура XI–XV веков

Глава 6 Западноевропейская культура XI–XV веков «Нет ничего достойнее изучения мудрости, прогоняющей мрак невежества, – от этого зависит благосостояние всего мира. Каков человек в изучении мудрости, таков он и в жизни». Английский ученый Роджер Бэкон Город Флоренция.

Глава 22 Русская культура в XVII в

Глава 22 Русская культура в XVII в XVII столетие в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это памятное, переломное время появляются первые ростки секуляризации в духовной жизни общества – обмирщения культуры, сознания

Книги по истории для студентов

§ 4. Итоги культурных достижений средневековой Руси

Выделим основные этапы культурного развития российского Средневековья и определим их характер.

I этап: VI — первая половина X в. Господство на территории Восточной Европы языческой культуры, стержнем которой являлась народная культура и языческие верования. Первобытная система взглядов (вера в справедливость мира, отсутствие понятия вины, греха и проч.), мироощущение человека идеально подходили к социальному состоянию первобытного общества.

II этап: вторая половина X—XII в. Экспансия христианской культуры, формирование нового типа культуры, представляющей собой синтез христианства и народной языческой культуры.

С христианством на Русь пришло мировоззрение, адекватное экономическим, политическим, социальным обстоятельствам раннефеодального общества. Христианство, как новая идеология, стремилось выкорчевать старую языческую культуру. Однако язычество, как и любая обреченная идеология, сопротивлялось, и весьма активно. Все это привело к двоеверию на Руси, которое нашло свое отражение и в мировоззрении, и в христианской культуре. Полностью вытеснить язычество и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде христианство на Руси так и не смогло. Однако оно сумело приспособиться к языческому сознанию и ассимилировать языческие культы, включив их в формы официального церковного культа. Так, преследуемое церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон; в культе «святых мест» просматриваются следы почитания объектов природы. Даже богородичный культ — это симбиоз христианского культа Девы Марии и языческих культов Земли и богини плодородия. В целом же принятие Русью христианства было прогрессивным явлением.

III этап: вторая половина XIV — первая половина XVI в. Торжество христианской культуры. Лучшим проявлением национального гения Руси стало ее религиозное искусство — живопись и зодчество. Философ Б.Н. Трубецкой говорил, что в них «наша народная душа явила самое прекрасное и самое интимное, что в ней есть — ту прозрачную глубину религиозного вдохновения, которая впоследствии явилась миру и в классических произведениях русской литературы». Религиозное искусство Руси «возвещало православно-христианский идеал мира как всеобъемлющего храма, где обитает сам Господь, как “собора всей твари” — гармонического единства всего сущего, спаянного с любовью к высшему совершенству, к Богу».

Исследователи всегда отмечают глубокую человечность искусства Рублева, его высокий гуманизм. Если Феофан Грек усмотрел в христианстве идею беспощадного наказания грешного человечества, то Андрей Рублев — принципы любви, надежды, всепрощения. «Спас» Рублева — это идеал Богочеловека, воплощение единства мудрости, человечности и красоты, о чем страстно мечтал весь христианский мир. Такого Христа не знало византийское искусство.

В зодчестве появляется шатровый стиль — национальное явление, отражающее народное храмовое творчество. Этот период — время духовного подъема «великой творческой эпохи» — связан с деятельностью величайших русских святых: Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Стефана Пермского, митрополита Алексия.

IV этап: вторая половина XVI—XVII в. Борьба светских и религиозных начал и постепенный переход к светской культуре Нового времени. Кризис системы средневекового мышления.

Процесс «обмирщения» культуры встречал активное сопротивление со стороны самых разных слоев русского населения. «Святая Русь», почти семь столетий одухотворявшая нашу культуру, не спешила уступать свои позиции.

Российскую духовную культуру отличала такая важнейшая особенность, как своеобразное эстетическое сознание, которому были присущи и высочайшие полеты духа, и неусыпная забота о «красоте сапожней»; и утонченная духовность на основе строгой аскезы, и тенденция к оправданию разгульных языческих игрищ и пиршеств в дни церковных праздников (масленица, Духов день и проч.); и сознательное принятие и обоснование символизма в искусстве, и восхищение натуралистическими изображениями; и вера в чудо, алогичность, и поиски логичности, причинно-следственных связей.

Какое место занимает Россия в мировом культурном пространстве Средневековья?

В течение тысячелетия древнерусская культура прошла сложный путь развития, выработала свои оригинальные формы. Связанная вначале с Византией и странами византийского наследия, она, однако, не стала ветвью византийской культуры, хотя риск был очень велик. Подавляющее влияние византийской культуры ушло весьма быстро. Уже в XII в. византийская «культурная экспансия» сильно ослабла. О степени этого влияния образно пишет В.В. Бычков: «При христианизации славян. антично-византийская культура в период зрелости своей средневековой духовности была привита молодому и полному сил саженцу восточнославянской культуры», в результате чего получились «прекрасные плоды в виде русской средневековой художественной культуры». Это, кстати, является и ответом на вопрос: как и почему в столь короткий в исторических масштабах срок могла появиться богатая, глубокая, высокодуховная культура. Ее питали мощные традиции крупнейших культур древности и Средневековья.

Затем наступает период преимущественного влияния Западной Европы. Поэтому, на наш взгляд, нельзя говорить, что европейский характер русская культура начинает принимать только с петровских времен. По особенностям своей культуры Россия никогда не была азиатской страной. Другое дело, что русская культура отличалась от культуры Запада.

В древнерусской культуре традиционалистские модели господствовали над «модернизаторскими», коллективистское сознание (российская «общинность») — над индивидуальным, рационалистическим. Тем самым в истории русской культуры надолго было «запрограммировано» все более заметное к концу Средневековья отставание от Западной Европы. В данном случае речь идет об отставании в сфере научных и технических знаний. В Древней Руси не было почвы ни для богословских споров и развития схоластики, ни для становления алхимии и астрологии, ни для создания университетов и организации цеховых корпораций ремесленников. В целом это объяснялось как раз неразвитостью рационального мышления в древнерусской культуре.

В свое время И.Э. Грабарь, сравнивая культуру Древней Руси с культурой Запада, пришел к выводу, что древнерусское зодчество не уступало западному, равно как иконопись и фресковая живопись. Д.С. Лихачев полагал, что Россия отставала от Запада в науке и философии «в западном смысле слова». Причину этого он видел в отсутствии университетов и «вообще высшего школьного образования».

Оценивая культуру Московской Руси, Н.А. Бердяев писал, что «это была восточная культура, культура христианизированного татарского царства. Московская культура вырабатывалась в постоянном противопоставлении латинскому Западу и иностранным обычаям».

Евразийцы ставили культуру России на особое место. Они утверждали, что ее надо противопоставлять культурам Европы и Азии как срединную — евразийскую — культуру.

Но на какое бы место мы ни поставили русскую культуру Средневековья, ясно одно: она представляет собой одну из существеннейших частей общемировой культуры. Великие достижения русской культуры последующих веков невозможно представить без осмысления и освоения ее творцами культурных достижений Древней Руси.

Русская культура эпохи Средневековья

4. Русская культура эпохи Средневековья

Начальный период русской и украинской культуры своими истоками уходит в глубь веков, когда наши предки восточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие. Его хронологические рамки размыты: нижняя грань может датироваться серединой II тыс. до н. э. – серединой I тыс. до н. э., а верхняя – либо 862 г., дата начала государства, либо 988 г. – год крещения Руси.

Следующий период – время утверждения христианства, оформления на Руси традиционного общества и централизованного государства. Его хронологические рамки совпадают с эпохой правления династии Рюриков (862-1528). Это был период складывания и господства феодальных отношений, оформления культуры. Его принято в свою очередь подразделять на Древность – эпоху Киевской Руси (середина IX — начало XII вв.) и Средневековье – время феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (XII – XIII вв.), период собирания земель вокруг Москвы, свержение иноземного ига и оформление централизованного государства – Московской Руси (XIV-XVI вв.).

Читайте также  Подъем революционной борьбы летом 1905 г. и восстание на броненосце "потемкин"

В XIV в. Русь начинает постепенно выходить из-под золотоордынского ига. Одержанная в 1380 г. на Куликовом поле победа вызвала громадный творческий подъем в стране. К концу XV в. завершается объединение русских земель под началом Москвы, оформляется мощное централизованное государство, переставшее платить дань Золотой Орде. В области культуры эту эпоху с полным основанием можно назвать Русским Возрождением, оно опиралось на владимиро-суздальские историко-культурные традиции. Для духовной культуры Руси XIV – XV вв. был характерен особый интерес к человеку, ценностям его внутренней жизни, индивидуальным переживаниям. Это типичная ренессансная культурная тенденция, которая проявлялась в распространении исихазма. Центром его становится Троице-Сергиева лавра (основан монастырь в 1345 г. Сергием Радонежским). Широкое строительство обителей и храмов, посвященных Троице, началось во второй половине XIV в. и было неразрывно связано с именем отца Сергия. За полтора столетия средняя и северная Русь покрылись густой сетью монастырей, основанных воспитанниками и друзьями преподобного Сергия (Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, Кириллов и Ферапонтов монастыри на Белом озере и др.)

В литературе преобладает патриотическая тематика («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). О жизни великих подвижников писал Епифаний Премудрый («Житие Сергия Радонежского»). В конце XV в. появилось одно из первых светских описаний хождения тверского купца Афанасия Никитина в Индию – „Хождение за три моря».

Творчество изографов Феофана Грека (1340-1405), Андрея Рублева (ок. 1360-1430) и Дионисия (1440-1503) можно рассматривать как этапы в рамках Русского Возрождения. Каждый из них по-своему отражал исихастский идеал в искусстве. Исихазм в русском изобразительном искусстве проявлялся в интересе к совершенному человеку, стремящемуся открыть в себе полноту божественного бытия, победить страсти и достичь высот безмолвия.

Кисти Ф. Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице (1387), некоторые из икон иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Работы А. Рублева — росписи и иконы старого Благовещенского собора Московского Кремля, фреска «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, иконостас со знаменитой иконой «Троица». Традиции Рублева продолжил Дионисий. Им созданы фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере. Его кисти принадлежат знаменитые иконы «Богоматерь Путеводительница», «Спас в Силах», «Воскресение Христа».

Возрожденческая традиция ярко проявила себя в гуманизации архитектурного образа, человеческой масштабности и пирамидальности храмовых композиций. С ренессансным характером восприятия связано использование в соборе антропоморфной скульптуры, а также такая организация внутреннего пространства, которая позволяла свету равномерно проникать внутрь храмов (Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, звенигородский Успенский собор на городке, церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице в Новгороде).

В XV в. московское зодчество испытало сильное влияние итальянской возрожденческой традиции. По приглашению Ивана III в Москву прибыли итальянские мастера Пьетро Солари, Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марк Фрязин. Вместе с русскими мастерами они преобразили Московский Кремль, где были возведены Успенский кафедральный собор, Архангельский собор – усыпальница государей московских, Новый Благовещенский собор – домовая церковь русских царей и Грановитая палата для торжественного приема иностранных послов и делегаций.

В XVI в. завершился процесс эмансипации Русской Православной Церкви от Византии. После падения Константинополя выбор митрополита стал прерогативой московских князей.

Также важнейшим новшеством этого века стало книгопечатание. В 1564 г. дьяк Иван Федоров с помощником Петром Мстиславцем напечатали в Москве первую русскую датированную книгу «Апостол». Это время расцвета русской народной баллады («Дмитровская суббота»). Среди произведений, созданных в этот период, можно выделить «Домострой» протопопа Сильвестра и «Четьи-Минеи», собиравшиеся под руководством митрополита Макария.

В XVI в. было положено начало новому стилю в архитектуре – шатровому зодчеству. При его создании русские мастера использовали национальные традиции деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Самые первые опыты дали непревзойденные шедевры: церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Вознесения Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Покровский собор на Рву (более известный как Храм Василия Блаженного).

На исходе столетия родился новый архитектурный стиль – годуновский, по имени царя Бориса Годунова. Это старый тип пятиглавого купольного храма-куба, изобилующий декоративными украшениями, особенно кокошниками, причудливыми композициями галерей, арочных пространств, приделов, необычными формами колоколен. Яркими образцами годуновского зодчества являются: храм Преображения со звонницей в подмосковной усадьбе Годунова в Больших Вяземах, храм Донской Божьей Матери в московском Донском монастыре и собор Покровского царского женского монастыря в Суздале.

XVI в. – время расцвета прикладного искусства, особенно золотого и серебряного дела. Лучшие его образцы хранятся в Кремле, в Оружейной палате. Среди них: серебряный ковш царя Бориса, Евангелие 1571 г. в золотом окладе с эмалью и драгоценными камнями, кольчуга Ермака (весом 12 кг), шапка Мономаха и Казанская шапка Ивана Грозного.

В музыкальном искусстве, как в зодчестве и иконописи, шло интенсивное создание единого русского стиля. Аналогичные процессы происходили и в самом русском языке. На основе переплетения областных русских говоров складывается новый среднерусский стиль речи, мягкий и певучий.

Русская песня повлияла на церковное пение. Возникают новые, путевой и демественный распевы, для которых характерны сложная ритмика и многоголосие. В Москве созданы два профессиональных хоровых коллектива – хор государственных певчих дьяков и хор патриарших певчих дьяков. Наряду с этим, при дворе царя видную роль продолжали играть скоморохи.

Таким образом, культурное развитие Руси в эпоху Средневековья определялось общими для всех европейских народов факторами. Это было время оформления национальных государств, языковый и этнической консолидации, рождения единых стилей в искусстве. Если сравнивать Россию с Европой на стадии Средневековья, то заметно хронологическое отставание в развертывании некоторых общемировых процессов в области культуры. Задержка была вызвана временным культурным упадком в результате татаро-монгольского нашествия на Русь.

5. Список литературы

1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.

2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. — М.,2002.

3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.

4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.

5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.

6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.

Основные этапы развития Русского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:40, доклад

Краткое описание

Основные этапы развития Русского средневековья.
Искусство Рус. средневековья. Основные этапы, общая характеристика.
1. Периодизация — раннее средневековье (10 в- 1 треть 13 века)
2. Зрелое средневековье (2 треть 13 века- 15 век)
3. Позднее средневековье (16-17 век)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основные этапы развития Русского средневековья.doc

Основные этапы развития Русского средневековья.

Искусство Рус. средневековья. Основные этапы, общая характеристика.

  1. Периодизация — раннее средневековье (10 в- 1 треть 13 века)
  2. Зрелое средневековье (2 треть 13 века- 15 век)
  3. Позднее средневековье (16-17 век)
  1. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности. Домонгольский период ( Владимиро-суздальская Русь)
  2. Зрелое средневековье- эпоха монголо-татарского нашествия, которая делится условно с середины 14 века т.к. с середины 14 века происходит перелом в ходе нашествия. Он связан с возвышением Москвы.
  3. Позднее средневековье- эпоха московского царства с 17 века, как переходный к новому времени, включающий смутное время крестьянские войны, церковные раскопы.

Общая характеристика по этапам.

Искусство Раннего средневековья.

Киевская Русь- 988 г крещение Руси и 1054г смерть Ярослава Мудрого, положившая начало раздробленности и в 1054- размежевание православной и католической церкви. 3 стадии:

— перенос ( трансплантация) Византийской культуры на русскую почву.

— усвоение ( ассимиляция) Визант. влияния

— создание собственно русских паломников средневековой культуры

Поскольку становление государств связано с Новгородом и Киевом, то эти города и становятся важнейшими центрами искусства. Ими становятся столицы отдельных княжений, в которых находятся европейские кафедры и к их числу относятся Чернигов, Полоцк, Смоленск, Галич и др.

Общая характеристика той поры.

  1. Архитект. стилистика
  2. Живопись, скульптура анализ памятн.

Русское искусство определяется славянскими традициями и мощным византийским влиянием. В начале до правления Ярослава речь идёт о первом балканском влиянии, которое обусловлено тем, что проводниками византийского влияния являлись страны, которые приняли крещение раньше, чем Русь, Сербия, Македония, Болгария. Через эти страны приходит письменность, в искусстве влияние сказывается в перенесении на Русь миссионерского типа храма (проповедь).

  1. Из Византии на Русь приходит традиция городского ансамбля
  2. Канонический типа крестово-купольного храма.
  3. Искусство мозаики, фрески, иконы, книжной миниатюры, декоративно-прикладное искусство связано с богослужением.

Традиции архитект. зодч. и живописи связаны со столичной константинопольской школы.

В целом византийское влияние связано с монашеской традиции, в значит. меньшей степени светского и народного культ. византийским влиянием на Русь.

Читайте также  Сталинизм и реформы в стране после войны

Храмы средневековой Руси являлись воплощением картины мира человека средневековья, т.к. это символичная форма связана с литургией.

Культура средневековья духовна , символична, основывается на поисках священного писания, т.е. Ветхого и Нового завета.

  1. Самые ранние ранние памятники православной иконографии
  2. В Византии только в 10-11 разрабат. крестово-купольный храм и монастырс. ансамбли и сразу переносится на Русь, чем объясняется исключительное значение Древнерусского наследия в мировой культуре.

Является древней столицей раннефеодального государства Киевская Русь.

Правящая династия Рюриковичей в 988г происходит крещение Руси Святым равноопостальным великим князем Владимиром. Русская церковь подчинена константинопольскому патриарху на правах митрополита. Имеет административное отделение на Епископских кафедр сначала 4 потом 11. Возможно на раннем этапе Митрополит подчинялся вначале Болгарскому экзарху, затем константинопольскому патриарху. В этот период происходит становление городской культуры и формирование ансамбля. В Киеве выделяют 2 этапа строительства, так называемый Владимиров город и Ярославов город.

Отдельно ансамблевое строительство начинается вместе со строительством монастырей- Киево-Печерская лавра основанная Антонием и Феодосием Печерским имела международные значения связанные с Константинополем .Монахи в лавре были из русских княжеств, из Чехии, Сербии, Болгарии. Древнейшими письменными источниками по культ. этой поры- летописи Киевского цикла и киево-печерский патерик. «Слово о законе и благодати Иллариона»

Владимиров город включает в себя древнейшую площадь Киева- бабий Торжок, дворец великого князя, укрепление из крепостных стен. Летопись свидетельствует об античных памятниках, привезённых Владимиром из Корсунского похода ( на Херсонес).

Вторым этапом ансамблевое строительство- Ярославов город На Киев переносится образ Константинополя, строится Киевская София и Золотые Ворота. И само строительство осуществляется константинопольскими зодчими. Самым древним храмом Киева является Десятинная церковь (строится на 10г от княж. доходов)

Там были обнаружены мазаические полы, и в 1037 г начинается строительство Софии Киевской, это 5-нефный, 13-купольный храм с обходной галереей и 2-мя лестничными башнями.

Крестово-купольный храм София.

Купол держится на 4 арках и та арка, которая ближе к алтарю называется- триумфальная.

Киевская София: 5- неф., 13- куполов.

Монументальная живопись в отличии от Визант. памят. София одновременно украшена мозаиками и фресками, мозаики находятся в важнейших с богослужебной точки зрения частях здания. Смальты, т.е. кубики мозаики, производились в самом Киеве. Искусство мозаики относится только к киевскому периоду, оно было утрачено в 18 веке. Мозаики были только в трёх храмах:

— Михайлов монастырь в Киеве Собор Архангела Михаила.

Сюжеты мозаики складываются в целостную иконографическую программу, она канонична и станет образцом для последующих русских храмов.

Иконография Крестово- Купольного храма.

Зеркало купола- в зеркале купола помещается изображение пантократора ( вседержителя) в полукруге, перекрывающем алтарь- апсида . Туда помещается изображение богоматери. В барабане купола изображаются ангелы. На парусах или пандативах помещаются изображения Евангелистам, т.к. они принесли божественную весть не землю ( и поэтому нот. связывают небесную и земную часть изобр. апостолов)

Апсида- сцена соответствует причастию, фигура Христа изображена 2 раза и он подает хлеб и вино, к нему подходят апостолы ( верующие внимают кровь и плоть).

На опорах главенствующей арки помещаются изображения архангела Гавриила и Богоматери.

За иконостасом в алтаре помещается изображение- «Литургия святых отцов» ( это не сюжетное изображение).Столпообразный ряд изобр. тех святителей, которые записали последовательность литургии- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Святитель- Григорий Нисский. Одно из первых в Руси изображений Николая Чудотворца, а также изобр. тех святых, которые упоминаются в Евангелии на первые мученик – Стефан и Лаврентий (забит камнями- сюжет за проповедь). Впоследствии их изображение будет изображаться на дверях, ведущих в алтарь.

На столбах храма помещается изображение святых по чинам ( по значимости) от алтаря к западу. Мученики, святители, преподобные, но поскольку у каждого столба 4 грани, есть ещё один порезок- изобр. в соответствии с последоват. праздновании в церковном календаре. На стенах храма центрального нефа. Сцены с земной жизни Спасителя, так называемый Христологический цикл, сцены из земной жизни богоматери- мариологический цикл. Эти сцены размещаются в порядке соответствующей литургии.

В боковых нефах изображения делятся по двум принципам: в северных- женская половина, в южных- преимущественно мужские изображения.

На задней сцене при входе в зал изображаются сцены страшного суда.

В Домонгольской культуре- христианство воспринимается на высоком духовном подъеме, т.к. в ней нет теории божественной науки ( монголо-татарское нашествие воспринималось

Митрополит Илларион- христианизация Руси воспринималась на переход от язычества в мир благодати.

Христианский привносит изображение человека.

Византийский , какой включает в свою традицию- наследие др. Греции Эллады, но Византия прибавляет в ней сияние.

Искусство Владимирской Руси. Домонгольский период.

2 треть 12 века- 1 треть 13 века.

Естественно возникновение отдельных центров столицах удельных княжеств, формирование школ в архитектуре. В живописи осталось очень мало памятников (они не пережили нашествие) . Во Владимиро-суздальской Руси возникает новый культурный центр . Возвышение Владимира как новый центр русских земель. Отдельные школы возникают в Киеве, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Пскове, Владимирове.

Показателем школы является наличие собственной строительной артерии, а она выроб. собств. конструктивные, технические приёмы системы декора.

Во Владимире- ( школа) строит. традиция складывалась в несколько этапов. Вначале нет собст. артерии, там строят Галицкие мастера и затем Андрей Боголюбский приглашает мастера Фридриха Барбороса. Таким образом на архитектуру Владимира влияет романская архитектура западной Европы и лишь на 3 этапе мы говорим о том, что там сказывается собственная школа. Особенно- 2 тенденции- пышный репредектативный овл. строит. храмов патрональных т.е. небесных поправ. князя.

— Дмитровский собор во Владимире

— Георгиевский собор в Юрьеве- Польском

— Монастырское зодчество- храмы аскетичны, с очень сдержанной системой декора.

— Успенский собор во Владимире

Общие черты школы- во Владимире используется блочная кладка из белого камня. Разрабатывается систем 3-ёх нефного крестово- купольного храма с позакомарным покрытием, шлемовидными куполами , выступающими лопатками, специической чертой является наличие оркатурного колончатого среза.

Ещё одна особенность Владимирской архитектуры- это белокаменная резьба, украшающая фасад храма. 3-ий элемент- перспективный портал ( храм Покрова на Нерли). Владимир застраивается, как городской ансамбль по тем же внутренним законам средневековой эстетики.

Киев стал зеркальным отражением Константинополя, так же как Константинополь стал подобием Рима.

Владимир повторяет облик Киева. В нём создается соборная площадь, как доминирующая. Площадь Софии Киевской на ней- Киево-Успенский храм по образцу Печерского монастыря.

Строятся Золотые Ворота- по подобию Киевских и Константинопольских.

Скульптурный декор Владимира- внутри собора изобр. сакральный мир Евпатории- мир, который противоположный тому миру. Общая тема: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Чернигов( школа). Церковь пятница в Чернигове. Особенности школы- исчезающ. искусство мозаики.

Отдельными центрами, с которыми связывают возникновение иконы, были Новгород, Владимир, Ярославль, наиболее обширно эта традиция развивается в Новгороде.

Новгородские иконы изнач.- но вып. Гр. мастерами. Затем воз. мастеров в епискорсном дворе в монастырях. Прямое влияние Византии чем объясняется высочайший профессионализм мастером.

Монументальные по размеру.

— Ангел золотые власы

— Успение пресвятой Богородицы

— Николай чудотворец ( Святитель Николай Мирликийский)

Во Владимирской иконе древнейшими типами композиционными являются деисус

Эпоха Раннего средневековья, вымогающая киевскую и Владимирскую Русь, дала взаимодействие славянской культуры на основе Византийской, которой постепенно вызревает славянский идеал святости как короткого и милующего сердца.

Это сказалось утверждение чина князей страстотерпцев Бориса и Глеба в распространении образа Спаса Имануила.

В этот период заклад основы символической культуры средневековья .В Домангольский период она эмоцион. окрашена как переживание глубокого восторга, восхищения, любви, поэтому оно даёт великий и недосягаемый рассвет а своих худ. формах.

Эпоха татаро-монгольского нашествия.

Хронология совпадает + московское царства 2 этапа

1 треть 13 и середина 14- годы затишья

середина 14 и конец 15- возрождение Москвы и Русской культуры.

Начальный период ознаменовался двумя проблемами- проблема вытлевания русской культуры и сохранение этнической идентичности, потому что Русь вошла в го-во Золотая Орда очень немногие городе не вошли в эти территории , но они платили дань- Новгород и Псков. В этот период прежде всего разрушается городская культура, а города- основа Русской государственности.

Исчезает древнейшая знать варяжского происхождения, исчезает вече, как древнейшая форма правления , в городах уничтожаются монастыри, храмы, уничтожаются скриптории и библиотеки, ремесленники уводятся в плен, останавливается деятельность архитектурных школ, и кроме этого исчезает многие ремеслодобычи камня, ювелирное дело. На этот же период приходится эпидемии и моры, население оказывается под влиянием гнетом дань князю, и дань орде.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: