Русская музыка 18 — 19 вв

Исторические песни 18-19 века -Устное народное творчество

Русская музыка 18 — 19 вв

Исторические песни 18-19 века

В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).

В исторических песнях 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных исторических песен становятся солдаты.

В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических исторических песен посвящен Отечественной войне 1812. Позже исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.

Главные черты поэтики и манеры исполнения исторических песен — лаконизм, драматизм, простота языка.

Циклы исторических песен:

13 век. Рязанский цикл.

16 век. Цикл песен об Иване Грозном

17 век. Цикл песен о смутном времени

О Степане Разине:

18 век. Цикл песен о петровском времени.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года

Путилов. Русский историко- песенный фольклор.

Далеко не все области политической жизни 16 века получили отражение в песнях. У исторической песни есть своя сфера действительности. Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории.

Ист. песня всегда событийна по своему содержанию, и событие, которое развивается в рамках сюжета, всегдаполучает характер политического. Но содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не могло. То же можно сказать о песенных героях: некоторыесоотносятся с историческими прототипами, некоторые- нет. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.

Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии — действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.

В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).

Исторические песни приобрели характер лирических песен, однако сохранили интерес к историческому факту. В песнях появляется оценка события или исторического лица. В песнях называется точная историческая дата. В этих песнях складываются традиционные формулы для описания битвы. Герои песен приобретают типические черты: раненый солдат всегда знает о своей смерти, смерть он описывает как свадьбу.

В песнях 18 века герой – Петр I. Он идеализирован, противопоставлен генералами полковникам. В песнях он всегда к сражению, всегда на стороне солдат.

В середине 18 века складывается песня о событиях семилетней войны. Ее герой Чернышев попал в плен и захотел перейти на службу к царю. В песне он показан как типичный несчастный пленный.

Емельян Пугачев. В цикле повторяется сюжет разинского цикла: об удачных военных походах. В песнях рассказывается о пленение Пугачева.

Песни 19 в. Отображаются события отечественной войны 1812 г . Герои – Кутузов, Наполеон, атаман Платов. Кутузов – типичный идеальный полководец, не испугавшийся противника.

Наполеон изображается в типичных пленных традициях. Образ ничего общего с реальным не имеет. Наполеон – удалой добрый молодец, разбойник, пришел на русскую землю потешиться. В песнях изображается и в сатирических тонах – фор француз.

Атаман Платов – казачий атаман. Исторические факты практически не присутствуют. Песня рассказывает о том, как он ходил на разведку к Наполеону.

К концу 19 в. меняется ритмический строй песни. Они становятся маршевыми, исполняются хором. В песнях есть рифма, приобретают куплетную форму строения.

03.09.2016, 14236 просмотров.

—>МУЗЫКА XVIII ВЕКА —>

—>ОБРАТИ ВНИМАНИЕ —>

XVIII век вошел во всемирную историю как «век разума и просвещения» ( Просвещение — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Наиболее выдающимися деятелями Просвещения были Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро во Франции, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гёте в Германии, Т. Джефферсон, Б. Франклин в США, М. Ломоносов, Н. Новиков, А. Радищев в России. Просветители боролись за политические свободы и гражданское равенство, за установление «царства разума».

Большое место в достижении нового общественного порядка просветители отводили распространению знаний; так, во Франции под руководством Дидро была создана «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 35-ти томах). Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, приводит к стремительному развитию естественных наук, философии, литературы и искусства. В XVIII веке Россия благодаря реформам Петра I также включается в общий процесс развития, приобщаясь к достижениям европейской цивилизации (Петр I — первый российский император, царствовал с 1689 по 1725 год). Указы Петра изменили весь уклад российской жизни: рушились старые обычаи и вводились новые, открывались гражданские (то есть нецерковные) школы, была учреждена Академия наук, укреплялись культурные связи с западноевропейскими странами.

Преобразования петровского времени были продолжены в царствование императрицы Елизаветы Петровны ( Елизавета Петровна — дочь Петра I, российская императрица с 1741 года). В годы ее правления были достигнуты значительные успехи во внешней политике и хозяйстве страны, а также произошли такие важные культурные события, как открытие Московского университета и общедоступного Российского театра, учреждение Академии художеств с музыкальными классами. Вторая половина XVIII века стала «золотым веком» русского дворянства, но расцвет абсолютной монархии при Екатерине II имел двойственный характер. С одной стороны, Россия к концу века становится сильной державой, влияющей на судьбы мира (чему способствовали военные победы над прусским королем Фридрихом II и над Турцией), с другой — постоянно усиливается угнетение крестьянства, и доведенный до крайности народ поднимается на грандиозную войну, которую возглавил Емельян Пугачев.

Несмотря на подавление восстания, влияние его свободолюбивых идей сильно воздействовало на лучшие умы того времени. Напряженному развитию общественной мысли отвечал и стремительный прогресс в области художественного творчества. Благодаря тесному взаимодействию традиций европейской культуры и многовекового опыта древнерусского искусства в России к концу столетия создаются национальные школы в литературе и живописи, скульптуре и архитектуре, театре и музыке (Школа — направление в литературе, науке, искусстве, представители которого связаны единством основных взглядов, творческих интересов и методов). Гордостью отечественной культуры стали имена писателей Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Радищева, Новикова, Державина, Фонвизина, Крылова, Усадебное бытовое музицирование в России XVIII века Карамзина, художников Аргунова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, скульпторов Шубина и Козловского, архитекторов Баженова и Казакова, артистов Волкова и Дмитревского, композиторов Дубянского, Березовского, Пашкевича, Фомина, Матинского, Хандошкина, Бортнянского, Козловского и других. Развитие музыкального искусства в России в XVIII веке было необычайно быстрым — от знакомства с неизвестными до той поры зарубежными операми, камерными и сим-фоническими произведениями до появления целой плеяды национальных композиторов.

Петр I открыл новые для рос-сийского общества европейские формы общественных собра-ний — ассамблеи, маскарады, придворные торжества и пир-шества с музыкой и танцами, еженедельные концерты из инструментальных сочинений композиторов XVII и XVIII веков. Созданные специальным указом военные духовые оркестры играли на парадах и праздниках, а в Москве на Красной площади открылся первый публичный театр, спектакли которого неизменно сопровождала музыка. В то же время в петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и особый род приветственных кантов — канты-виваты («Виват» (лат.) — «да здравствует»). Так начинается кант, сочиненный в 1721 году по поводу окончания Северной войны: Постепенно музыка стала входить в повседневную жизнь русского дворянства: становится модной игра на различных инструментах (клавикордах, арфе, флейте, гитаре), большую популярность приобретает на домашних вечерах ис-полнение светских кантов — любовно-лирических, шуточных, поздравительных.

Позже обычай домашнего музицирования перенимают и люди других сословий. В усадьбах и городских домах все чаще звучит музыка. Это городские и российские песни, танцевальные пьесы, вариации на народные темы, а также и более сложные произведения — сонаты и квартеты. Городская песня возникла на основе народной кре-стьянской песни, которая «приспосабливалась» к городскому быту – новой манере исполнения: ее мелодия сопро-вождалась аккордовым аккомпанементом какого-либо ин-струмента с четкой ритмической структурой и простыми гармоническими оборотами. Народная песня этого времени очень разнообразна по содержанию; кроме ранее существовавших жанров появля-ются новые — солдатские и рекрутские, походные и моло-децкие. Иное содержание получают исторические песни, в которых рассказывается о военных победах России, деяниях Петра I, походах Суворова, о крестьянских восстаниях, их героях, вождях и судьбах обездоленных людей. В XVIII веке начинается изучение лучших образцов на-ционального фольклора; появляются исследования, посвя-щенные русским народным сказкам, пословицам, обрядам и песням.

Впервые делаются нотные записи народных песен и составляются специальные сборники с их обработками. Такими сборниками стали «Собрание русских простых песен с нотами» певца и гуслиста В. Трутовского и «Собрание народных русских песен с их голосами» Н. Львова и И. Прача (Н. Львов — видный деятель русской культуры, ученый, художник, поэт, любитель музыки, собиратель текстов народных песен. И. Прач — чешский композитор, преподаватель фортепиано, музыкальный фольклорист; большую часть жизни прожил в Росси). Песни из этих сборников, обработанные для голоса с фортепиано, использовались как любителями музыки, так и композиторами, которые заимствовали их для своих произведений — опер, инструментальных вариаций, симфонических увертюр. В середине столетия возникает новый вид вокальной -лирической музыки — российская песня (песни, созданные на русские поэтические тексты — Сумарокова, Державина и других поэтов). Первые российские песни были сочинены известным любителем музыки, государственным деятелем и ученым Г. Тепловым и изданы в сборнике «Между делом безделье». Своим изложением они еще очень близки кантам.

Читайте также  Особенности и грамматическая характеристика фразеологизмов монгольского и русского языков

Произведения, написанные в конце века Ф. Дубянским и О. Козловским, уже имеют достаточно развитую фортепианную партию, более сложную форму и становятся первыми русскими романсами. С домашним музицированием связано также развитие камерной инструментальной музыки. Особенно любимыми были всевозможные танцевальные пьесы — ме-нуэты, полонезы, экоссезы, контрдансы и другие — и вариации на темы народных песен для различных инструментов. Множество таких вариаций для скрипки создал Иван Евстафьевич Хандошкин (1747—1804) — композитор и первый русский скрипач-виртуоз, дирижер и педагог. Большую часть жизни он прожил в Петербурге. Хандошкин хорошо владел также игрой на альте, гитаре и балалайке, а в своей концертной деятельности славился искусством импровизации. Он явился создателем русской сольной скрипичной сонаты. Другим выдающимся композитором XVIII — начала XIX века был Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825).

Музыкальное образование он получил сначала в Придворной пев-ческой капелле, а затем в Италии, где прожил десять лет и стал признанным композитором. По возвращении в Россию вся дальнейшая судьба музыканта была связана с Придворной певческой капеллой, где сначала он занимал должность капельмейстера, а позднее стал ее директором. Творчество Бортнянского велико и разнообразно — помимо инструментальной музыки (клавирные сонаты, камерные ан-самбли и другие) он сочинял оперы и романсы. Но в историю русской культуры он вошел как автор более ста хоровых произведений. Композитор создал замечательные духовные концерты, которые продолжили традицию партесного концерта и в то же время испытали влияние светской музыки — оперной и симфонической. Духовные концерты Бортнянского по своей форме приближаются к симфони-ческому циклу и состоят из самостоятельных частей, кон-трастных по характеру, где хоровые эпизоды чередуются с ансамблевыми и широко используются приемы постепенного нарастания и затухания звучности. Помимо культовой музыки композитор сочинял и светскую хоровую музыку — песни, гимны, кантаты.

Автор замечательных хоровых концертов Максим Созонтович Березовский (1745—1777), как и Бортнянский, сначала учился в Придворной певческой капелле, а затем в Италии у знаменитого теоретика музыки падре Мартини. Выдержав экзамен, он был принят в число членов Болонской академии. По возвращении в Россию его творческая и личная жизнь складывалась крайне неудачно. Короткая и драма-тичная жизнь Березовского закончилась самоубийством в возрасте 32-х лет. Однако главное место среди музыкальных жанров в XVIII веке занимала опера. Она, как и многие инстру-ментальные жанры, появилась в России благодаря ино-странным музыкантам. В 30-е годы в Петербурге был создан придворный итальянский театр, в репертуаре которого состояли оперы-сериа и буффа. В течение многих лет в столице жили и работали такие известные европейские ком-позиторы, как Арайя, Галуппи, Паизиелло, Сарти, Чимароза. Немного позже в Петербурге появляется и французская опер-ная труппа, представлявшая комические оперы Руссо, Филидора, Гретри, Монсиньи. Веселые спектакли оказали ре-шающее воздействие на формирование русского оперного жанра. Его развитию способствовала деятельность как госу-дарственных и частных театров, так и распространенных повсеместно крепостных театров; некоторые из них (например, у графа Шереметева) успешно соперничали с лучшими европейскими театрами. Русские оперы XVIII века представляли собой народно-бытовые музыкальные комедии, построенные на чередовании разговорных диалогов-сцен (как во французской комической опере) и музыкальных номеров песенного и ариозного характера, часто основанных на народных мелодиях.

Первыми значительными произведениями в этом жанре стали оперы 1770—1780-х годов «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина. Евстигней Ипатьевич Фомин (1761—1800) — первый русский композитор, воплотивший в своем творчестве трагическую тему. Он написал оркестровую музыку к мелодраме (Мелодрама — возникший в XVIII веке в Европе жанр музыкально-театрального представления, в котором литературный текст произносился в сопровождении оркестровой музыки: он либо чередовался с музыкальными номерами, либо звучал на их фоне). «Орфей» на текст Я. Княжнина, которая была поставлена в Петербурге при участии знаменитого трагика И. Дмитревского. Увертюра к «Орфею» стала первым образцом русской драматической симфонической музыки.

Оперная увертюра была тем жанром, благодаря которому развивалась отечественная сим-фоническая музыка в XVIII веке: в недрах театра, как это было и в Европе, рождалась будущая русская симфония. Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в русской музыке XVIII века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музицирования, возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных трупп, развитие музыкального образования (В конце XVIII века музыкальные классы создаются также при Московском университете, в институтах, лицеях, пансионах; появляется целый ряд частных школ) и становление концертной деятельности, наконец, появление национальной композиторской школы подготовили создание и расцвет русской классической музыки в XIX веке.

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья «Русская музыка 18 века» показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic . Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

Русская музыкальная культура XVIII века

На протяжении всего XVIII столетия русская музыка переживала бурный рост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени, складывались свои профессиональные традиции в области музыкального творчества, образования, исполнительского искусства. Это был сложный, противоречивый процесс. Он протекал в обстановке господства феодально-крепостнической системы, с присущими ей сословными разграничениями. Оторванность дворянства от народной среды неизбежно накладывала отпечаток на вкусы, культуру и эстетические требования образованных слоев русского общества. В дворянских кругах господствовало представление о музыке как о своеобразном украшении аристократического или придворного быта, приятном развлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались в этой среде прежде всего признаком тонкого европейского воспитания и светской «галантности». А это в свою очередь порождало тот дух слепого подражания Западу, против которого столь резко протестовали наиболее просвещенные, передовые русские деятели XVIII века Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Новиков. Борьба за подлинно национальную, самобытную культуру, за развитие русского литературного языка, за овладение народными художественными традициями характеризует их творческую жизнь и деятельность.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:
1) первая четверть века, связанная с реформами Петра;
2) эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
3) последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки — военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы — Петербурга — играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия «панегирических», или «виатных», кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей — менуэт, полонез, англез — прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Читайте также  Деятельность горчакова александра михайловича

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с изучения народной песни.Только в XVIII веке ее впервые стали записывать, разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время не только музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к концу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа. Последние десятилетия XVIII века ознаменовались выходом в свет первых печатных нотных сборников русских песен.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 3122 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Презентация на тему Русская музыкальная культура XVII-XVIII вв

Презентация на тему Презентация на тему Русская музыкальная культура XVII-XVIII вв из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Русская музыкальная культура XVII-XVIII вв

Слайды и текст этой презентации

Русская музыкальная культура XVII-XVIII вв.

МУЗЫКА
«Переходной эпохи»
«Бунташный век»
(XVII в)
Проникновение западных явлений, становление нового стиля в искусстве – барокко;
Освоение принципов культуры барокко и ее теории, линейная нотация;
«Мусикийская грамматика» – трактат Н.Дилецкого (1677)
Развитие многоголосия в церковном пении, партесное пение;
Новые средства общения человека с человеком, выход за пределы храмовой службы;
Становление светских музыкальных жанров;

основные черты барокко

Антиномичность (контрастность)
Воплощение темпераментов и аффектов
Инвенторство (изобретение, импровизационность)
Становление двуладовой системы (мажор-минор)
Полифонические и неполифонические формы

Угасание древнерусского искусства;
Историческое совмещение стилей в силу ускоренного развития страны;
Параллелизм в развитии искусств;
Эмоциональность, пафос;
Зарождение лирики;
орнаментальность

Новые жанры и формы в русском музыкальном искусстве

Кант
Псальма
Партесный концерт (типы – «умилительный», «торжественный»)

Появление профессиональных композиторов, начало развития композиторской школы –
Николай Бавыкин, А.Ведель,
Василий Титов (1650-1710), Николай Дилецкий

Партесный хоровой концерт

Партес – пение по партиям (4-глосный склад)
Скрещивание «западной» музыкальной системы и православной певческой традиции;
Концерт – наиболее яркое выражение музыкального барокко.
Контрастность.
Тексты духовного содержания.
Аффектность, разнообразие настроений.
Теория музыкально-риторических фигур.

Русская музыка в Эпоху Просвещения

1.1-я половина XVIII в.
2. 1730-60-е годы.
3. 1770-нач. 19 в.

Русское просвещение развивалось в процессе освоения и переработки политических, философских и эстетических взглядов европейских мыслителей;
Укрепление статуса России в Европе;
Создание национальной школы в искусстве;

Эпоха Петра I.
Музыка – условие европейского воспитания, развитие жанров военной музыки, оркестров.
Петровские «ассамблеи»
Танцевальные жанры;
Кант;

Русское барокко укрепляется.
В музыкальном искусстве распространяются жанры:
Опера
Кантата
Соната
Сюита
Формируются капеллы, оркестры;
Центр музыкальной культуры – Двор.
Профессиональное освоение народной песни (сборники В.Трутовского, И.Прача, Ф.Львова).

Деятельность М.В.Ломоносова –
1755 – открытие Московского Университета;
1757 год – учреждение Академии художеств (С-Пб)
1764 – Смольный институт.

В.А.Пашкевич («Несчастье от кареты», «Скупой»)
Е.И.Фомин (Ямщики на подставе», «Орфей»)
Д.С.Бортнянский («Сын-соперник», «Ариодант»)

Мелодрама, комическая опера.

1702 г. —
1731 г. – приезд оперной итальянской труппы в Петербург.
Жанры- seria, buffa

М.С.Березовский
(1745-1777). «Не отвержи мене во время старости»

Д.С.Бортнянский
(1751-1825) -35 концертов

Большая роль в русском музыкальном искусстве, значение сопоставимо с симфонией.
Придворная певческая капелла Петербурга.
Хоровой концерт нивелируется, музыкальный язык обобщенный.
Поворот от барокко к классицизму

Развитие музыкального образования;
Развитие театров (1776 – Большой театр);
Оркестровая музыка;
Углубление понимания народности в искусстве.

Народная песня. Становление романса

«Российская песня» — жанр камерной вокальной лирики.
Г.Н. Теплов — «Между делом безделье или собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса» (1759)
Ф.М.Дубянский.
О.А.Козловский

Русская музыка

Литература : Болховитинов Е., О русской церковной музыке, «Отечественные записки», 1821, ч. 8, кн. 19; Ундольский В. М., Замечания для истории церковного пения в России, М., 1846; Сахаров И., Исследования о русском церковном песнопении, «Журнал Министерства народного просвещения», 1849, ч. 61; Стасов В. В., Заметки о демественном и троестрочном пении, «Известия имп. Археологического общества», СПБ, 1865, т. 5, вып. 4, то же, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 2, М., 1976; Одоевский В. Ф., Русская и так называемая общая музыка, «Русский», 1867, 24 апр., то же, в его кн.: Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Разумовский Д. В., Церковное пение в России, вып. 1-3, М., 1867-69; Серов А. Н., Русская народная песня как предмет науки, «Музыкальный сезон», 1869-70, No 18; 1870-71, No 6 и 13, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, No 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; его же, Русская опера и её развитие, в кн.: А. Н. Серов. Материалы к биографии, СПБ, 1889, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; Михневич В., Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении, СПБ, 1879; Дуров З., Очерк истории музыки в России, в кн.: Доммер A., Руководство к изучению истории музыки, пер. с нем., м., 1884; Pерепелицын П., История музыки в России с древнейших времен и до наших дней, СПБ, 1888; Фаминцын А. С, Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; его же, Гусли. Русский народный инструмент, СПБ, 1890; его же, Домра и сродные ей инструменты русского народа, СПБ, 1891; Кюи Ц. A., Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896; Березовский В. В., Русская музыка, СПБ, 1898; Смоленский С., О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском синодальном церковнославянском училище, «РМГ», 1899, No 3-14; его же, О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; Финдейзен Н., Очерки русской музыкальной критики, «РМГ», 1902, No 50-52; его же, Музыкальные журналы в России, там же, 1903, No 1, 3, 46, 48; его же, Русская художественная песня (Романс), М.-Лейпциг (1905); его же, Музыка и театр в эпоху Отечественной войны, «РМГ», 1912, No 33/34; его же, Петровские канты, «Известия АН СССР», 1927, т. 21, No 7-8; его же, Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1-2, М.-Л., 1928-29; Чешихин В. Е., История русской оперы (1735-1900), СПБ, 1902, доп. 1905; Привалов Н. И., Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, СПБ, 1904; его же, Музыкальные духовые инструменты русского народа. (ч. 1-2), СПБ, 1906-1908; Музыкальная старина. Сборник статей и материалов для истории музыки в России, вып. 1-6, изд. Н. Финдейзена, СПБ, 1906-11; Преображенский А. В., Краткий очерк истории церковного пения в России, СПБ, (1907), под назв. Очерк истории церковного пения в России, 1910; его же, О сходстве русского музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII вв., «РМГ», 1909, No 8-10; его же, Культовая музыка в России, Л., 1924; Кашкин Н. Д., Очерк истории русской музыки, М., 1908; Иванов M. M., История музыкального развития России, т. 1-2, СПБ, 1910-12; Металлов В. М., Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным, ч. 1-2, М., 1912; его же, Русская симиография, М., 1912; его же, Очерк истории церковного пения в России, М., 1915; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Симфонические этюды, П., 1922, 1970; его же, Русская музыка от начала XIX века, М.-Л., 1930, под назв. Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968; его же, Избранные труды, т. 1-5, М., 1952-57; Столпянский П. Н., Музыка и музицирование в старом Петербурге, Л., 1926; Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования, т. 1 — На грани XVIII и XIX столетий, Л., 1927; Русский романс. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Музыкальное наследство. Сб. материалов по истории музыкальной культуры в России, под ред. м. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, M., 1935; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2, М., 1952-53; её же, Оперная критика в России, т. 1-2, вып. 1-4, М., 1966-73 (т. 1, вып. 1- совм. с В. В. Протопоповым); История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1-2, М.-Л., 1940; История русской музыки в нотных образцах, (под ред. С. Л. Гинзбурга), т. 1-3, Л.-М., 1940-52, М., 1968-70; Рабинович М. Г., Музыкальные инструменты в войске древней Руси и народные музыкальные инструменты,»Советская этнография», 1946, No 4; Келдыш Ю., История русской музыки, т. 1-3, М-Л., 1947-54; его же, Русская музыка XVIII века, М., 1965; его же, Очерки и исследования по истории русской музыки, М., 1978; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Вертков К. A., Русская роговая музыка, Л.-М., 1948; его же, Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975; Бражников М. В., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XIII веков, Л.-М., 1949; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М.-Л., 1951; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры древней Руси, т. 2, М.-Л., 1951; его же, Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; его же О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Ярустовский В. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, вып. 1-3, М., 1955-57, т. 1-2, 1962-64; Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша, Л., 1956; История русской советской музыки, т. 1-4, М., 1956-63; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Музыкальная культура союзных республик. РСФСР, вып. 1-3, М., 1957-58 (вып. 1 — Poпова Т. В., Русская народная музыка; вып. 2 — Корев Ю., Русская профессиональная музыка до 1917 года; вып. 3 — Келдыш Ю., Русская советская музыка); История русской музыки, под ред. Н. В. Туманиной, т. 1-3, М., 1957-60; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957; его же, Русские нотные издания XIX — начала XX века, Л., 1970; Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, (кн. 2) — Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века, (кн. 3) — Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1957-65; Сохoр A., Русская советская песня, Л., 1959; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, (ч. 1) — 1836-1856, (ч. 2) — 1857-1872, (ч. 3) — 1873-1889, Л., 1969-73; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX — XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974; eго же, Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917, М., 1975; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, вып. 1-2, М., 1960-65; Музалевский В. И., Русское фортепианное искусство. XVIII — первая половина XIX века, Л., 1961; Rаабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях, (вып. 1) — Русская классическая и советская музыка, М., 1962; Музыкальное наследство, т. 1-4, М., 1962-76 (сборники по истории музыкальной культуры); Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М.,1963; его же, Русская фортепианная музыка. Конец XIX — начало XX века, М., 1969; его же, Советская фортепианная музыка. 1917-1945, М., 1974; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Русская музыка на рубеже XX века. Статьи, сообщения, публикации, М.-Л., 1966; Русская художественная культура конца XIX — начала XX века, кн. 1 — 1895-1907, кн. 2 — 1908-1917, М., 1968-77; Оссовский А. В., Музыкально-эстетические воззрения, наука о музыке и музыкальная критика в России в XVIII столетии, в его кн.: Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Скребков С. С., Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII века, М., 1969; Из истории русской и советской музыки, вып. 1-2, М., 1971-76; Левашёва О., Келдыш Ю., Кандинский A., История русской музыки, т. 1 — От древнейших времен до середины XIX века, М., 1972; Памятники русского музыкального искусства, вып. 1 — Русская вокальная лирика XVIII века, вып. 2 — Музыка на Полтавскую победу, вып. 3 — Федор Крестьянин. Стихиры, вып. 4 — В. А. Пашкевич, «Скупой», вып. 5 — Д. С. Бортнянский. «Сокол», вып. 6 — Е. И. Фомин. «Ямщики на подставе», М., 1972-77; Музыкальная эстетика России XI — XVIII веков. Сост. текстов, пер. и общая вступ. ст. А. И. Рогова, М., 1973; Страницы истории русской музыки, Л., 1973; Традиции русской музыкальной культуры XVIII века, М., 1975 (Труды Гос. музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 21); Stдhlin J., Nachrichten von der Musik in Russland, в сб.: J. J. Haigold’s Beylagen zum neuverдnderten Russland, Tl. 2, Riga-Lpz., 1770 (рус. пер. — Штелин Я., Известия о музыке в России, в кн.: Музыкальное наследство. Сб. материалов по истории музыкальной культуры в России, М., 1935; его же, Музыка и балет в России XVIII века, Л., 1935); Gui С., La musique en Russie, P., 1880; Sоubies A., Prйcis de l’histoire de la musique russe, P., 1893; Вruneau A., Musiques de Russie et musiciens France, P., 1903; Rougin A., Essai historique sur la musique en Russie, P., 1904; Calvocoressi M. D., La musique russe, P., 1907; eго жe, A survey of russian music, N. Y., 1944; Riesemann О., Die Notationen des alt-russischen Kirchengesanges, Lpz., 1909; его же, Monographien zur russischen Musik, Bd 1-2, Mьnch., 1923-26; Schindler K., A century of russian song from Glinka to Rachmaninoff, N. Y.-Boston, 1911; Newmarch R. H., The russian opera, L., 1914; Montagu-Nathan M., A history of russian music, L., 1914; его жe, An introduction to russian music, L., 1916; его же, Contemporary russian composers, L., 1917; Кricka J., Ruska hudba, Praha, 1922; Burian E. F., О modernн ruskй hudbй, Praha, 1926; Abraham G., Studies in russian music, N. Y.-L., 1936; Calvocoressi M. D., Abraham G., Masters of russian music, N. Y., 1936; Vodarsky-Shiraeff A., Russian composers and musicians. A biographical dictionary, N. Y., 1940; Mооser R. A., Opйras, intermezzos, ballets, cantates, oratorios Jouйs en Russie durant le 18-e siиcle, Essai d’un rйpertoire alphabйtique et chronologique, Gen., 1945, 1964; его же, Annales de la musique et des musiciens en Russie au 18-e siиcle, t. 1-3, Gen., 1948-51; Cooper M., The russian opera, L., 1951; Die Дltesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente, hrsg. von E. Koschmieder, Lfg. 1-3, Mьnch., 1952-58; Racek J., Ruskв hudba. Od nejstaдih dob az po velkou fijnovou fevoluci, Praha, 1953; Hшeg С., The oldest Slavonic tradition of Byzantine music, «Proceedings of British Academy», 1953, v. 39; Palikarova-Verdei1 R., La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (Du IX-e au XIV siиcle) Cph.-Boston, 1953; Коsсhmieder E., Zur Herkunft der slavischen Krjuki-Notation, в кн.: Festschrift fьr Dmytro Cizevskyj, Wiesbaden, 1954; Lissa Z., Historia muzyki rosyjskej, Kr., 1955; Schmitz E., Die mдchtige Hдuflein, Lpz., 1955; Leonard R. A., A history of russian music, L., 1956; Hоfmann R., La musique en Russie des origines а nos Jours, P., (1957); Кeldyсh J. V., La musique russe au XIX-e siиcle, «Cahiers d’histoire mondiale». Numйro spйcial. Contributions a l’histoire russe. Neuchatel, 1958; Laux К., Die Musik in Russland und in Sowjetunion В., 1958; Lehmann D., Russlands Oper und Singspiel in der zweiten Hдlfte des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1958; Velimirovic M., Byzantine Elements in early Slavic Chant, (v. 1-2), Cph., 1960; Florоs С., Die Entzifferung der Kondakarien-Notation, «Musik des Ostens», (Bd 3-4), 1965-67; eго жe, Universale Neumenkunde, Bd 1-3, Kassel, 1970.

Читайте также  Откуда пошла русская земля?

Ю. В. Келдыш.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: