Перестройка в общественно-политической жизни

Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий перестройки. Тема изучается на 2-х часовом занятии. Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова), ИКТ.

Перестройка в общественно-политической жизни

Перестройка в СССР (1985–1991 гг.)

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (698 кБ)

Цели:

  • Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
  • Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.

Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)

Ход урока

Организационный момент.

Изучение новой темы.

План:

  1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
  2. Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
  3. Социально — экономические реформы. Стратегия ускорения.
  4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.

1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.

Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.

Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.

К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).

В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.

Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,

Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.

Итак, причины перестройки:

  1. Резкое падение темпов экономического развития СССР.
  2. Кризис плановой экономики.
  3. Увеличение бюрократического аппарата управления.
  4. Социальное неравенство.
  5. Кризис межнациональных отношений.
  6. Потеря международного авторитета СССР.

Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.

Задачи перестройки:

  • В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  • В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
  • В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
  • В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.

Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.

2. Реформа политической системы.

Направления осуществление перестройки

Ускорение социально-экономического развития Реформа политической системы Реформа в духовной сфере. Политика гласности.

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).

Этапы перестройки:

  • Апрель 1985 — январь 1987 гг.
  • Начало 1987 – весна 1989 г.
  • Весна 1989 – август 1991 г.

Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.

На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности — Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).

Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:

— Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.

— Курс на создание социалистического правового государства.

— Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.

— Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.

— Начало становления многопартийной системы.

— Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.

— Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).

В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.

Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.

12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.

К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Достижения политики гласности Издержки гласности
Признание кризиса системы;

Стремление к полной информированности народа;

Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)

Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.

Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)

Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).

Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.

3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.

СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.

Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника [1,273-274, параграф 97], выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.

Цель: сохранить существующую экономическую систему.

Курс на ускорение соц.-экон. развития страны

Техническое перевооружение машиностроения

Активизация “человеческого фактора”

Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;

Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении

Утверждены основные направления перестройки управления экономикой

  • Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
  • Снижение плановых показателей

Закон о предприятии (1987 г.)

Начало развития законы сферы частной инициативы

создание кооперативов деятельности”

Законы 1988 г.

  • “О кооперации”
  • “Об индивидуальной трудовой

Итог:

  • легализация теневой экономики;
  • сокращение производства;
  • нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;
  • массовые забастовки

3 этап реформ

Беседа по вопросам:

  1. Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
  2. Какие элементы рыночной экономики были введены?
  3. Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
  4. Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?

4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.

Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:

— отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;

— отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

— признание мира целостным и неделимым;

— приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.

Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.

Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.

  • Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
  • Урегулирование региональных конфликтов;
  • Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.

Направления внешней политики СССР

Нормализация отношений Восток-Запад Разблокирование региональных конфликтов Установление экон. и полит.контактов
— встречи руководителей США-СССР:

1986 г. – Рейкьявик

1987 г. – Вашингтон

— договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;

— нормализация отношений с Китаем Израилем;

— отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;

— роспуск СЭВ, ОВД

ИТОГИ

  • Окончание “холодной войны” (1988 г.)
  • Крах биполярной системы международных отношений
  • США – единственная сверхдержава
  • Эскалация международных военных конфликтов

Выводы:

  1. В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
  2. На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
  3. Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
  4. Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
  5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Дайте определение понятиям:

  • Перестройка
  • “Кадровая революция”
  • Стратегия ускорения
  • Политика гласности
  • Региональные конфликты
  • Бархатные революции

Список использованной литературы

  1. Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, — Ч 2, параграф 97.
  2. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ( XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, — 320 с.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

Содержание:

Перестройка и гласность: причины, ход событий, результаты

В марте 1985 года Генеральным секретарем Центрального комитета КПСС был избран Михаил Горбачёв. К этому времени в стране возникла острая необходимость обновления во всех сферах жизни.

Конец застоя

В середине второй половины XX века в СССР обострился кризис во всех сферах жизни общества. Кризис проявлялся в экономической, политической и социальной сферах, а также влиял на моральное состояние общества. В 1980-х годах государственный деятель Андропов предпринял попытку восстановить систему силовыми методами. Результата достигнуто не было. После чего Генеральным секретарем был назначен Черненко, который являлся тяжелобольным. Это привело к усугублению кризиса. В марте 1985 года Черненко скончался. После чего пост Генерального секретаря занял Горбачёв. Его приход к власти ознаменовался радикальными переменами в политике и экономике. Горбачёв был инициатором политики перестройки.

Попытки правительства модернизировать экономику

На собрании центрального комитета КПСС в апреле 1985 года был провозглашен курс на ускорение развитие экономики СССР. Было решено провести реформы, предполагавшие изменение сложившейся ситуации. Какие ставились цели:

  1. Остановить падение экономического развития.
  2. В отрасли народного хозяйства требовалось ввести достижения научно-технической революции.
  3. Требовалось развитие материальных стимулов производства.

При помощи этих мер предполагалось усовершенствование всей структуры управления хозяйством.

Для достижения этих целей вводилась экономика смешанного типа. Предполагалось сочетание государственного регулирования и частной инициативы. Также проводился переход государственных предприятий на самофинансирование.

Переход к действию

Летом 1985 года Центральным комитетом КПСС было принято постановление, которое предполагало внедрить в хозяйствование новые методы, а также усилить их влияние, чтобы ускорить научно-технический прогресс. Благодаря этому постановлению далее были приняты другие законодательные акты. Так, экономические реформы получили конкретику для приведения их в действие.

Этап I

19 ноября 1986 года появился новый закон касательно трудовых вопросов. Он разрешал индивидуальную трудовую деятельность. Предполагалось создание частного сектора в экономике для увеличения производства товаров народного потребления. Для этой цели было дано разрешение на создание кооперативов. Кооперативы — экономические предприятия, которые создавали группы частных лиц. Работали кооперативы благодаря совместной деятельности этих частных лиц. Из-за этой меры многие предприятия, которые раньше относились к теневой экономике, получили право на легализацию.

Предполагаемого результата благодаря нововведениям достичь не удалось. Результаты реформ выразились лишь в ограничении администрирования. Такая ситуация сложилась из-за того, что существовавшая административная система строилась годами. Преодолеть ее введением нескольких реформ и преобразований не представлялось возможным. На деле государственные производители оставались в положении монополий, а за государством сохранялось право собственности на средства производства. В результате это привело к росту цен. Также с производства была снята нерентабельная продукция. Кооперативов было немного. Они составляли 1% от всех предприятий в стране. Причина такого нежелания создавать кооперативы крылась в том, что они облагались огромным налогом – около 40%.

Этап II

Несмотря на то, что благодаря проведенным реформам не было достигнуто серьезного результата, было решено перейти ко второму этапу. Второй этап ставил перед собой цель расширить хозяйственную самостоятельность предприятий.

Работа началась в 1987 году. 8 августа 1987 года был принят «Закон о Государственном предприятии». Ранее министерства имели в своих руках практически все полномочия. Но принятый закон защищал интересы предприятия и отдавал полномочия в их руки. Однако предприятия не становились свободными до конца. Их свободу ограничивало наличие обязательного государственного заказа и регулирование поставок сырья. «Закон о Государственном предприятии» не отменял эти пункты. Дополнительно в законе предусматривалось проведение выборов на позиции директоров предприятий. Рабочим предоставлялось законное право на забастовки.

Этап III

Ввиду сложившейся ситуации медлить было нельзя. Вскоре правительство перешло к третьему этапу проведения реформ. Этот этап проводился с 1990 года по 1991 год. Реформа заключалась переходе к регулированию рыночной экономики. Предполагалось внедрение рыночных механизмов под контролем государства. В правительстве начались споры о темпах и методах внедрения механизмов. Наблюдалось разделение на два лагеря:

  1. Большинство, в том числе и руководство страны, были за постепенное внедрение изменений.
  2. Экономисты Шаталин и Явлинский выступали за проведение преобразований в ускоренном темпе. Они называли свои методы «шоковой терапией». Программа предполагала введение преобразований за 500 дней. Такое название она и получила.

В результате споров ни одна программа не была проведена качественно и не была завершена до конца.

Государственный деятель Валентин Павлов оказался неспособен провести масштабные изменения. Правительство ограничилось лишь введением пятипроцентного налога с продаж и заморозкой вкладов в сберкассах. Результатом стало то, что цены выросли практически в 2 раза.

С 1990 года были узаконены следующие учреждения:

  • малые предприятия;
  • акционерные общества;
  • коммерческие банки;
  • совместные предприятия.

Но в жизни граждан это большой роли не сыграло, т. к. практически во всех случаях учреждения возглавляли бывшие государственные руководители, либо бывшие члены партий.

Перед тем как узаконить учреждения законодательная база, служившая основой, не была тщательно проработана. Это стало результатом возникновения криминальных структур, развивавшихся очень быстро. Такие понятия как «рэкет» и «коррупция» стали повседневными и привычными.

Введение новых хозяйственных методов в экономике тоже не было продумано. Изменения проводились наполовину. При введении некоторых реформ их инициаторы не просчитывали возможный ущерб. Например, в мае 1985 года началась антиалкогольная кампания. Было уничтожено 265000 га виноградников. Потери составили около 89 млрд. руб.

В 1989 году инфляция приобрела неконтролируемый характер. Как это отразилось на предприятиях:

  • они отказывались от государственных заказов;
  • при расчетах между предприятиями использовался безденежный товарообмен;
  • всё больше предприятия обращали взгляды на внешний рынок и старались реализовывать свою продукцию там.

В сельском хозяйстве ситуация была не лучше. Колхозы и совхозы тоже не хотели браться за государственные заказы. Вместо этого они устанавливали контакты с предприятиями и все чаще договаривались о натуральном обмене – бартере. Это выглядело следующим образом: предприятие предоставляло продукцию колхозу, взамен колхоз предоставлял предприятию равнозначную продукцию.

В 1980-х годах в стране была высокая урожайность. Но из-за сложившейся ситуации это не решило продовольственных проблем. Продукты первой необходимости также распределялись по талонам.

Факторы, влияющие на отсутствие положительных результатов реформ:

  1. падение цен на нефтепродукты на мировом рынке;
  2. сокращение поступления валюты;
  3. уменьшение импорта.
  4. Большие суммы потребовало устранение последствий экологических катастроф – авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года землетрясение в Армении 1988 года.

Перестройка и гласность

В начале 1990-х годов стало понятно, что введение нескольких реформ не решит проблем. Необходимо переделать всю существовавшую экономическую модель.

Первоначально требовались изменения в экономике. Но вскоре стало понятно что не обойтись и без изменений в политической сфере. Первым действием стала замена партийного руководства. Обновление произошло следующим образом:

  • Должности секретарей Центрального комитета получили Ельцин и Зайков.
  • Главой Верховного Совета стал Громыко.
  • Главой Совета Министров – Рыжков.
  • Министром иностранных дел – Шеварднадзе.
  • Главой кадровой и идеологической работы – Лигачев.

Эти люди объединились в проведении нового политического курса СССР.

В основе нового курса легла гласность. В 1987 году на собрании Центрального комитета КПСС Горбачёв высказал мнение о необходимости развития гласности в обществе. Предполагалось расширение доступа к источникам информации и ослабление цензуры. Против Горбачева выступил Ельцин. С тех пор началось их противостояние, которое длилось до распада СССР.

Общество тоже было не согласно с изменениями. 13 марта 1988 года в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо от преподавательницы химии из Ленинграда Нины Андреевой. Письмо выражало консервативные взгляды. Публикация получила широкий резонанс в обществе. Однако прекратить запущенные изменения уже не представлялось возможным.

Следующим действием стала возобновление процесса реабилитации жертв сталинских репрессий. В сентябре 1987 года Яковлев возглавил комиссию, которая занималась этими вопросами.

Изменения произошли и в религиозной сфере. В 1988 году проводились мероприятия посвященные 1000-летию принятия христианства. До этого правительство открыло доступ к нескольким местам, имевшим важное значение для верующих. Диссидентов тоже перестали преследовать. Им возвращали гражданские права. Многие диссиденты возвращались из мест эмиграции.

Отказ от цензуры начался в 1990 году. Был принят закон «О прессе», согласно которому от цензуры освобождались СМИ. Стали популярны газеты:

  • «Московский комсомолец»;
  • «Огонёк»;
  • «Московские новости»;
  • «Аргументы и факты».

С 1987 года стало выходить первое ток-шоу «Взгляд».

Политика гласности активизировала национальные движения в некоторых республиках.

В июне 1988 года состоялась партийная конференция, которая рассматривала проект конституционной реформы. Затем был принят «Закон о выборах народных депутатов СССР». Закон стал основой политической многопартийности. Сначала политические партии представляли собой неформальные объединения. Некоторые из них появились в период застоя. Тогда они действовали нелегально.

Весной 1989 года впервые прошли выборы участников Съезда народных депутатов. Пока съезд влиял только на общественное мнение. Но выборы уже были первым шагом к изменению монополии на власть КПСС. Первым решением Съезда стало утверждение поста президента СССР. 14 марта 1990 года этот пост занял Михаил Горбачёв.

С 1989 года начинается восстановление гражданских прав политических эмигрантов. Принимается декларация, согласно которой все репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению, признаются незаконными. Эти решения свидетельствовали о развитии демократических процессов стране.

В 1990 году прошли выборы народных депутатов РСФСР БССР и УССР. Во главе Советов Москвы и Ленинграда встали Попов и Собчак, представлявшие демократов. Благодаря работе III съезда народных депутатов КПСС перестала занимать руководящую роль. Формирование многопартийности началось ускоренными темпами.

Появлялось всё больше партий, придерживающихся демократических взглядов. Например:

  1. Аграрная;
  2. Республиканская;
  3. Народная;
  4. Крестьянская.

Из-за кризиса в КПСС стали появляться новые партии социалистической направленности:

  • Российская партия коммунистов;
  • Коммунистическая партия РСФСР;
  • Российская коммунистическая рабочая партия.

Однако в 1990 году идеи коммунизма уже поддерживает меньшинство. Начались призывы к демократии, либерализму и построению капиталистической экономики.

Перестройка в СССР

Перестройка — общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральцым секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в 1986—1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Этапы перестройки
    • 2.1 Первый этап (март 1985 — январь 1987)
    • 2.2 Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)
    • 2.3 Третий этап (июнь 1989 — 1991)

Термин

15 — 17 мая 1985 года состоялся визит Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом Ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем.». Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Этапы перестройки

Первый этап (март 1985 — январь 1987)

М. С. Горбачёв, идеолог перестройки

Начальный период характеризовался признанием некоторых («отдельных») недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера — Ускорение развития народного хозяйства, антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Каких-либо радикальных шагов в этот период пока не предпринималось, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985—1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)

«Бархатная революция» в Румынии (1989 г.)

К концу 1986 — началу 1987 года горбачевская команда пришла к выводу, что административными мерами ситуацию в стране не изменить и предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Данному шагу способствовали два удара по советской экономике в 1986 году: резкое падение цен на нефть и Чернобыльская катастрофа. Стало ясно, что без кардинальных перемен не обойтись. Новый этап начался с Январского пленума ЦК КПСС 1987 года и характеризовался началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества (хотя отдельные меры начали приниматься ещё в конце 1986 года, например Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»). В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считалось табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения (в основном молодёжь и интеллигенция) охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения (Карабах).

Третий этап (июнь 1989 — 1991)

А. Д. Сахаров на I съезде народных депутатов

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после I-го Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками.Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х гг. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистичскими и антисоветскими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В 1990-91 гг. СССР по сути уже не социалистическая страна: легализуется частная собственность, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, одновременно начинают закрываться государственные предприятия, фабрики, заводы, комбинаты, фермы, пионерские лагеря. Появляются такие социальные явления, как массовая нищета и безработица. Ценообразование по прежнему централизованное, но в начале 1991 года проводятся две реформы финансового сектора — денежная и ценовая, из-за которых огромные массы населения оказываются за чертой бедности.

Баррикады у Белого дома (1991 г.)

«Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестаёт быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В РСФСР и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Что такое перестройка — причины, этапы и итоги перестроечных реформ в СССР

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство рано или поздно переживает переломные моменты, во время которых нужно сделать выбор в какую сторону двигаться дальше.

Такие решения нередко бывают судьбоносными и на долгие годы определяют вектор его развития. Однако бывает и так, что государство рушится под влиянием факторов, определяющих выбор пути.

Так случилось с Советским союзом, который не пережил масштабных реформ, которые произошли во второй половине 80-х годов XX века и получили в истории название перестройка.

Перестройка — это.

Перестройка — это общее название экономических, политических, социальных преобразований и обновленной идеологии партийного руководства СССР, которые были инициированы генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачевым в период 1985—1991 годов.

Начало перестройки связано с пленумом ЦК КПСС, который состоялся в январе 1987 года и назвал новые реформы ключевым направлением развития советского государства. Стратегической целью преобразований называлась многосторонняя демократизация экономического и общественно-политического строя.

Причины перестройки

Одной из главных причин, требующих решительных перемен, стал системный социально-экономический кризис, с которым СССР столкнулся еще в 1970-е годы.

Он был вызван неэффективными командно-административными методами управления экономикой, гонкой вооружений, вложением огромных средств в страны социалистического лагеря, что не приносило ощутимой отдачи. В стране был дефицит потребительских товаров, а уровень благосостояния советских граждан был существенно ниже, чем у жителей западных стран.

Причины перестройки связаны также с хроническим старением высших управленческих кадров (геронтократия), ошибочным решением о введении советских войск в Афганистан, высочайшим уровнем коррупции, которая докатилась до высших эшелонов власти. Негативным моментом стало снижение мировых цен на нефть, которое всерьез ударило по бюджету СССР.

Этапы перестройки

Перестройка в СССР проходила в несколько этапов.

В период с 1985 по 1987 год была объявлена стратегия «ускорения». Предполагалось более интенсивно задействовать производственные мощности с целью повышения их экономической отдачи. Однако изношенное и зачастую морально устаревшее оборудование не выдерживало повышенных нагрузок, что привело к всплеску техногенных аварий.

В числе крупнейших — авария на Чернобыльской ААЭ, крушение теплохода «Адмирал Нахимов» в Новороссийске, железнодорожная катастрофа под Уфой 1989 года, унесшая жизни 575 человек.

В 1986 году водится госприемка, нацеленная на сокращение объемов бракованной продукции. По замыслам авторов инициативы принимать изделия должна была государственная комиссия. Актуальность этой меры подтвердила статистика — до 18% готовой продукции не соответствовало по качеству требованиям госприемки.

Годы перестройки ознаменовались антиалкогольной кампанией, выразившейся в уничтожении виноградников, повышении цен на крепкий алкоголь, сокращении времени реализации спиртного в магазинах. Граждане отреагировали на действия власти по-своему — резко увеличилось употребление суррогатной продукции, массово стало распространяться самогоноварение, а в винные магазины выстраивались огромные очереди.

В 1987 году начался основной период перестройки, включающий следующие этапы:

В 1986 году в СССР была узаконена деятельность индивидуальных предпринимателей в 30 направлениях хозяйственной деятельности. Год спустя принят закон о государственном предприятии, который вводил принципы хозрасчета.

Руководители получали право заключать соглашения с партнерами, заниматься реализацией продукции, а отдельные предприятия могли торговать за рубежом. В 1988 году с принятием закона «О кооперации» в стране вводится новая форма работы предприятий, связанная с добровольным объединением участников экономической деятельности.

  • 1989—1990 год. В 1989 году была разрешена аренда земли на период до 50 лет. Летом 1988 года прошла XIX партийная конференция, которая существенно изменила политические реалии СССР в годы перестройки. Было принято решение проводить альтернативные выборы в советы, и ввести двухуровневую модель представительных органов власти в виде Съезда народных депутатов и Верховного Совета, который должен был формироваться из депутатов съезда.
  • Перестройку невозможно представить без политики гласности. Она была связана с ослаблением цензуры, введением частичной свободы слова и открытостью информации для граждан.

    В это время были пересмотрены громкие репрессивные дела и реабилитированы их участники (Л.Каменев, Г.Зиновьев, Н.Бухарин, А.Рыков и многие другие), начали печататься ранее запрещенные произведения.

    В Советском Союзе перестали глушить западные радиостанции (самая известная «Голос Америки»), а на телеэкране появились уже подзабытые (КВН) и новые («Взгляд», телемосты с США) передачи.

    СССР в период перестройки существенно изменился, что привело к расколу партийной верхушки по поводу продолжения реформ. Выделилось консервативное крыло, выступавшее против дальнейших преобразований и демократическое, предполагавшее увеличение свобод. Возникшее противостояние между ними привело к путчу в августе 1991 года.

    Ортодоксальные коммунисты, среди которых было много высших государственных деятелей (вице-президент СССР Г.Янаев, глава МВД Б.Пуго, руководитель КГБ В.Крючков и другие) создали новый орган ГКЧП, объявив об уходе в отставку М.Горбачева.

    Однако демократические силы, во главе которых встал президент РСФСР Б.Ельцин смогли остановить переворот, арестовали заговорщиков и помогли вернуться в Москву из Фороса М.Горбачеву, который был на время изолирован там путчистами на даче.

    Подробнее о реформах и знаковых явлениях перестройки можно узнать здесь:

    Подавление путча ГКЧП не спасло Советский Союз, а скорее ускорило его распад. Был остановлен Новоогаревский процесс, начатый М.Горбачевым для создания Союзного государства в новом формате, запрещена деятельность КПСС.

    В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения, которые дали понять, что перестройка в СССР закончилась распадом государства.

    Итоги перестроечных реформ

    Итоги перестройки нельзя оценивать однозначно.

    С одной стороны, в это время отменили 6-ю статью Конституции СССР, которая устанавливала монополию на власть для КПСС, осуществили десталинизацию, утвердили разнообразие форм собственности. В стране начались демократические процессы, а в конце эпохи пришло понимание необходимости внедрения элементов рынка.

    С другой стороны, к 1991 году в экономике набрал высокие темпы спад, достигавший 11%. Люди жили по талонам, в некоторых регионах СССР их число переваливало за два десятка. Только так власти могли гарантировать минимум потребления сахара, масла, крупы и даже алкоголя с сигаретами.

    Золотой запас сократился более чем в 10 раз, внешний долг страны достиг почти 104 млрд долларов, хотя на начало перестроечных времен он не превышал 25 млрд. Одновременно резко увеличился оборот в теневом секторе экономике и существенно упали реальные доходы населения, что привело к активизации протестного движения.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Да СССР без перестройки ещё быстрее бы развалился, время требовало перемен, но эти реформы нужно было проводить ещё в семидесятые годы, а так уже ресурсов на преобразования не хватило. Честно говоря, я не жалею о распаде, даже наоборот, считаю, что так лучше.

    Вот едут к нам гастарбайтеры из бывших республик, так их хоть депортировать можно, а если бы жили в единой стране, тогда они граждане, свобода передвижения, все эти аулы в Москву бы перебрались, а так, пусть живут у себя и строят там что хотят.

    Перестройка — это как девушка, которая была обычной б и дружила со всеми, а после перестройки стала брать за это деньги. Вместо подъёма морали и экономики — всё пошло коту под хвост.

    Перестройка в общественно-политической жизни

    Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил II. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев.

    Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.

    Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всею жилищный и продовольственный.

    Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т. д.

    XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества.

    Реформа политической системы.В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. И. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е — начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бухарин и Л. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чаянов и др.).

    Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей в партийных организациях.

    В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

    Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

    Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

    В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе — Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.

    Изменение отношения к религии. В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патриархом РПЦ Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием Крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

    Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

    Было разработано и утверждено новое законодательство о культах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах периодической печати по вопросу о том, как должны строиться государственно-церковные отношения. Новый закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

    Создание политических партий и движений. В марте 1990 г. была отменена статья 6, Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации — Крестьянская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия российской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ. Многие партии признавали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства новых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осуществить требуемые реорганизации сверху.

    Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

    Начали действовать партии социал-демократического направления. За возрождение национального самосознания и сильного государства — но в разных формах — выступали партии и движения национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).

    Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на. рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Ольга Уварова/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Sogetsu-Mf.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: