Политическая история парфянского царства

Парфия Парфянское царство Parθava (Pahlav/Pahlavanigh) Империя ← 250 до н. э. — 227 г. Парфия ( Парфянское царство или Парфянская держава ) ( ориг . Parθava

Политическая история парфянского царства

Парфия

Парфянское царство
Parθava (Pahlav/Pahlavanigh)

Империя
250 до н. э. — 227 г.

Парфия (Парфянское царство или Парфянская держава) (ориг. Parθava — Pahlav/Pahlavanigh) [1] — древнее государство, возникшее около 250 года до н. э. к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территории современного Туркменистана в сатрапии Парфия, подконтрольной Селевкидскому государству (коренное население этой территории — парфяне), подчинившее в период расцвета (середина I в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; прекратило существование в 220-е годы н. э.

В китайских летописях Чжан Цянь Парфия и династия Аршакидов называлась Анси. [2] [3]

Содержание

История

Основание династии и создание царства

Согласно общепринятым концепциям, Андрагор — селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер — Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южного Туркменистана, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрогором, совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э., принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату, основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов, в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.

Иные версии происхождения династии и государства

Помимо общепринятой в науке версии, существуют и иные, зачастую с общепринятыми фактами, но неподтвержденные наукой мнения об основании династии и парфянской государства Аршакидов.

По первой, при конфликте в державе Селевкидов, правители Бактрии Диодот и Парфии — Андрагор добились независимости. Диодот укрепил свою власть над Бактрией, а Андрагор властвовать не смог. На Парфию напали с севера парны, в борьбе с которыми Андрагор погиб, а власть над страной получил властитель парнов Аршак (Арсак). Со временем Парфянское царство, привлекавшее северян, стало устойчивым соперником Рима на Востоке. Эта версия наиболее популярна [4]

По второй, ничего не говорится о Андрагоре, апарнах и их завоеваниях. Селевкидский наместник (у Арриана — Ферекл, у Синкелла — Агафокл) совершает насилие против одного из двух братьев (их имена — Тиридат и Аршак). После этого возникает заговор, насильник гибнет и парфяне получают свободу. Аршак правит только 2 года, а Тиридат — 37. : По третьей версии надо учитывать роль Александра Македонского в формировании Парфии. «Покорив парфян, Александр поставил над ними правителем (praefectus) Андрагора из персидской знати (ex nobilis Persarum); от него произошли позднейшие парфянские цари» (Iust. XII, 4, 12).

После смерти Александра (323 до н. э.) Иран сначала принадлежал Селевкидам, владетелям Сирии, но уже через несколько лет после смерти Александра Великого Атропат восстановил самостоятельное государство в Мидии, которая по его имени получила название Атропатены. Значительными стали государства, образовавшиеся на Востоке — Греко-Бактрийское государство на крайнем северо-востоке Ирана (с 256 до н. э.) и Парфянское царство в Хорасане.

Около 250 до н. э. парны во главе с Аршаком вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену или Парфию, завоевало её и соседнюю область Гирканию. Сам Аршак, еще по одной версии, погиб в битве с селевкидами, после чего парнов возглавил брат Аршака, Тиридат, принявиший тронное имя Аршак II. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидскому царю Антиоху III Великому, но вскоре восстановила свою самостоятельность.

Парфянское царство

Царь Парфии Митридат I около 170—138/137 до н. э. отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул царя царей, чем объявил себя преемником Ахеменидов. Селевкиды не смогли восстановить своё господство — армия селевкидского царя Антиоха VII была разбита в 129 году. Тем не менее Парфии ещё долгое время пришлось отбиваться от соседей. Стабилизация наступила лишь при Митридате II (около 123—88/87 до н. э.), завоевавшем Дрангиану, Арейю и Маргиану, а также северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения, где в 95 до н. э. был возведён на престол Тигран II. Впоследствии Тигран покорил часть Парфии и перенял себе титул «Царя царей».

Царской резиденций была Ниса, руины которой внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Армянский историк Мовсес Хоренаци о парфянских племенах пишет:

68 О царских родах, из которых выделились парфянские племена Святое Писание указывает нам на Авраама как на двадцать первого патриарха, начиная от Адама; от него пошло племя парфян. Ибо говорится, что по смерти Сарры Авраам взял в жены Кетуру, от которой родились Емран и его братья, коих Авраам при своей жизни отделил от Исаака и отправил в восточную страну. От них происходит племя парфян, и из числа последних был Аршак Храбрый, который, отложившись от македонян, процарствовал в Стране кушанов тридцать один год. После него (царствовал) его сын Арташес — двадцать шесть лет, затем сын последнего Аршак, прозванный Великим, который убил Антиоха и поставил царем в Армении своего брата Валаршака, сделав его вторым после себя (лицом). Сам он отправился в Бахл и вершил там царскую власть пятьдесят три года. Поэтому и его потомки получили название Пахлавов, как (потомки его) брата Валаршака — Аршакуни, по имени предка. Пахлавские же цари — следующие. После Аршака царство унаследовал Аршакан, в тридцатом году правления царя Армении Валаршака, и правил тридцать лет; затем Аршанак — тридцать один год; вслед за ним Аршез — двадцать лет; после него Аршавяр — сорок шесть лет. У него, как я сказал выше, было три сына и одна дочь, которые звались: старший — Арташес, второй — Карен, третий — Сурен; дочь же носила имя Кошм. [5]

Контакты с Римом

Первый контакт между Парфией и Римом произошёл в начале I века до н. э. (во время войны римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 г. до н. э. границей между Парфией и Римом был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 до н. э.) римские войска под командованием Марка Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав Парфии, но потерпели сокрушительное поражение. К 40 до н. э. парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима, и в 39—37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями, однако поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Со времени Августа римские императоры вмешивались в междоусобия за парфянский престол. Римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии между рабовладельческой знатью греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянской знатью этих районов, которые были заинтересованы в развитии торговли с Римом, — и, с другой стороны, знатью коренных районов Парфии, связанной с кочевыми племенами, которая занимала непримиримую позицию по отношению к Риму и стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок вылилась в несколько гражданских войн и достигла своего апогея в начале I в. н. э. В 43 г. было подавлено антипарфянское восстание в Селевкии на Тигре, автономии были лишены греческие города, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. При Вологезе I (около 51/52—79/80) была достигнута внутренняя стабилизация, которая позволила вновь вести активную политику, в результате чего в 66 на престоле Великой Армении укрепился брат Вологеса Тиридат I (см. Аршакиды).

Упадок Парфянского царства

Вскоре, однако, начался период упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии. Наиболее чувствительный удар парфянам нанес Траян, завоевавший Армению и Месопотамию и занявший Ктесифон. В 217-218 римский император Макрин совершил неудачный поход против парфян, с которыми был заключён невыгодный для римлян мир. Хотя парфянам удавалось наносить поражения римлянам (при Артабане V (216—226) римляне окончательно лишились Армении и части Месопотамии), процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми стали области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парс, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В Парсе, на родине Кира и Дария, началось движение, положившее конец господству парфян. Арташир, сын Папака, внук Сасана, один из местных владетелей, объединил под своей властью весь Парс, после чего вступил в борьбу с парфянскими Аршакидами. В 226 Артабан пал в битве, его дети бежали в Армению, а престол «царя царей» перешел к династии Сасанидов.

Армия Парфии

Армия Парфии была сформирована при первых Аршакидах из нерегулярного племенного ополчения кочевых племен Центральной Азии, входившей в племенной союз Дахи.

Против пехоты Селевкидов применялись конные лучники. Затем появились катафрактарии (тяжёлая конница). У катафрактариев и конь и всадник были покрыты пластинчатыми доспехами.

Этимология названия

Сам термин Парфия является греческим вариантом произношения древнеперсидского топонима Aphartik — Апартик. На языке дахов данный топоним звучал как Pahlava'(nig) — Парфянский/Парфянская сторона, в этой же форме пришел и на среднеперсидский язык.

Галерея

Бюст Царицы Мусы, жены Фраата IV Парфянского. Национальный Музей Ирана

Парфянское царство

Парфянское царство было одним из сильнейших государств своего времени. Его цари из династии Аршакидов сумели превратить небольшое государство в Центральной Азии в империю, простиравшуюся до Евфрата. В политической сфере Парфия была наследницей государства Ахеменидов, а также эллинистического царства Селевкидов. Иранские черты сочетались в Парфии с сохранением греческого полисного устройства захваченных городов. Парфия – пример государства, которое смогло долгое время противостоять Риму и сохранить свою независимость.

Начало Парфянского царства и войны с Селевкидами

Около 250 года до н.э. сатрап провинции государства Селевкидов Парфия Андрагор провозгласил независимость. Чуть позже эту область вскоре вторглось племя парнов, во главе которого стояли братья Аршак и Тиридат. После гибели первого из них Тиридат стал царем нового государства. Он присоединил к Парфии Гирканию и отразил вторжение Селвкидов.

В 209 году до н.э. царь Селевкидов Антиох III вторгся в Парфию. Он нанес парфянам ряд поражений и заключил союзный договор с признанием зависимости парфянского царя от сирийского правителя.

Около 171 года до н.э. царем Парфии стал Митридат I (171-138), внук Тиридата. Он подчинил Элимаиду, Мидию, Персиду и после побед над Селевкидами – Месопотамию. В 130-129 годах до н.э. Антиох VII попытался отвоевать у парфян Мидию и Междуречье, но проиграл и погиб.

В 130-120-е годы до н.э. Парфии на востоке пришлось вести трудную борьбу с захватчиками-кочевниками, называемыми тохарами (вероятно – юэчжи). На западе наместник Вавилонии воевал с арабским государством Харакена. Позднее сатрап Вавилонии Готарз основал в Междуречье независимое государство. Митридат II отвоевал у саков восточные области и вернул контроль над Вавилоном.

Римско-парфянские взаимоотношения

В I веке до н.э. соседом Парфии на западе стал Рим. Во время Третьей Митридатовой войны и Рим, и Понт добивались помощи Парфии, но она сохранила нейтралитет. В 53 году до н.э. парфяне отразили римское вторжение в Месопотамию. Через два года парфянские всадники вторглись в Сирию, но были разбиты.

Во время войны Цезаря с Помпеем царь Ород предлагал последнему помощь в обмен на Сирию. После победы Цезарь планировал большой поход против державы Аршакидов. В 40 году до н.э. парфяне при поддержке римских сторонников Брута и Кассия вторглись и захватили большую часть Сирии и Малой Азии. В Иудее они посадили на трон лояльного им претендента. В 39 году до н.э. римляне выбили парфян из захваченных земель, а еще через год отразили новое вторжение. Власть над Иудеей вместо пропарфянского Антигона получил Ирод. За этой войной последовал неудачный поход Марка Антония вглубь Парфии.

К первому веку н.э. между двумя империями была установлена граница по Евфрату. Севернее державы соперничали за влияние в Армении, правители которой в зависимости от ситуации поддерживали Парфию или Римскую империю. Около 1 года до н.э. парфянский царь Фраатак отказался от претензий на Армению, где стал править про-римский царь.

В 32 году парфяне посадили на трон Армении своего ставленника Аршака, но через три года его сверг брат царя Иберии Митридат, которого поддерживали римляне. В 35 году римляне попытались сделать царем Парфии лояльного им Тиридата, но уже через год его свергли. Оба государства снова заключили мир.

В 54 году парфяне заняли Армению и посадили на трон Тиридата, брата царя Парфии. Через три года в Армению вступила римская армия Корбулона. В ходе кампании 57-60 годов Корбулон вытеснил парфян из Армении, на троне которой снова оказался про-римский царь. На последующие десятилетия Армения оставалась в сфере влияния Рима.

Новая война Парфии и Рима произошла в правление римского императора Траяна. В 113 году царь Парфии Пакор, воспользовавшись смутами в Армении, посадил на ее трон своего сына Партамасира. Парфянский царевич попытался решить дело дипломатией и признавать себя зависимым от Рима правителем, но был убит во время переговоров. В ходе кампаний 115-116 году Траян вторгся в Междуречье, взял парфянскую столицу Ктесифон. На захваченных парфянских землях император учредил провинцию Ассирия. После смерти Траяна в 118 году римские гарнизоны покинули Месопотамию, и парфяне вернули контроль над регионом.

В 160-170-е годы между государствами шла новая война. Римляне удержали контроль над Арменией. В 195-199 годах император Септимий Север вел кампании против Парфии. Ему не удалось захватить новых земель, но парфяне понесли большой урон от военных действий.

Падение Парфянского царства

В период I-III веков Парфянское царство сотрясали смуты. Многочисленные претенденты на трон восставали против центральной власти или становились полунезависимыми правителями.

Около 220 года царь Персиды Ардашир возглавил восстание против Аршакидов. Правителя Персиды поддержали мидийцы. Вместе они вторглись в Вавилонию. Около 227 года покорение территории Парфянского царства Ардаширом завершилось, а царь Артабан V погиб.

Итог Парфянского периода в истории Персии

Парфянское царство не смогло стать по-настоящему устойчивым государством, способным стать настоящей мировой империей. Последние века его истории оно страдало от сепаратизма и междоусобиц в правящем доме.

Соседство Рима и Парфии – пример относительно мирного сосуществования двух крупных держав. Парфянам удалось сохранить независимость своего царства перед лицом неоднократных римских вторжений. Но попытки продвижения парфян на запад были остановлены римлянами. Попытки Парфии установить контроль над Арменией оказались безрезультатными и ослабили государство. На смену ослабевшим Аршакидам должна была прийти новая династия, которая бы реорганизовала империю.

  • Боспорское царство
  • Боспорское царство в I-IV века нашей эры
  • Государство Селевкидов

В своем развитии парфянское царство Аршакидов прошла длительный путь от осколка греко-бактрийского государства Селевкидов, до мощной центральноазиатской империи, о которую поломал зубы всемогущий Рим.

Возвышение Парфии | Простая История.

Парфянское царство (парф. Aryānšaθr / Aryānšahr (также Парфянская держава или Парфянская империя; ориг. Parθava — Pahlav/Pahlavanigh) — древнее государство, располагавшееся к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территориях современных Туркмении, Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана. Возникло около 250 года до н. э. в сатрапии Парфия, подконтрольной Селевкидскому государству. Коренное население — парфяне. В период расцвета (середина I в. до н. э.) царство подчинило своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии. Просуществовало почти 470 лет и прекратило существование в 220-е годы н. э.

В произведении древнеримского историка Юстина «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» приводится указание, что Парфянское царство основали скифы.

В китайских летописях Чжан Цянь Парфия называлась Аньси.

Этимология названия
Сам термин Парфия является греческим вариантом произношения древнеперсидского топонима Aphartik — Апартик. На языке дахов данный топоним звучал как Pahlava'(nig) — Парфянский/Парфянская сторона, в этой же форме пришел и на среднеперсидский язык.

История
Из Бактрии, по одной из версий, происходил и Аршак I Парфянский, основатель парфянской династии Аршакидов. Кочевые племена парнов (дахов) под его предводительством вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, расположенную на территории северо-восточного Ирана (238 г. до н. э.). В ходе долгих и кровопролитных войн парфяне подчинили себе почти всю территорию Ирана, Месопотамию, а на востоке — области, отвоёванные у Греко-Бактрии. В начале I в. до н. э. при парфянском царе Митридате II (123—88 гг. до н. э.) устанавливаются первые контакты парфян с римлянами; в дальнейшем Парфия становится главным противником Рима на Востоке. Борьба между ними идёт с переменным успехом: на поражения Красса и Антония (соответственно в 53 и 36 гг. до н. э.) римляне ответили походами императоров Траяна, Луция Вера (соправитель Марка Аврелия, боевыми операциями не руководил, будучи лишь номинальным командующим) и Септимия Севера (115—117, 162—165 и 198—199 гг. н. э.), в ходе которых они трижды захватывали парфянскую столицу Ктесифон на реке Тигр. Изнурительные войны с Римом и отсутствие внутренней стабильности привели к ослаблению державы парфян. В этих условиях в провинции Парс (совр. Фарс) возвышается род Сасанидов, которые объявили себя наследниками персидских Ахеменидов. В 226 г. н. э. последний Аршакид царь Артабан V погиб в борьбе с Ардаширом (Артаксерксом) из рода Сасанидов.

Историю Парфии, Греко-Бактрии и Армении Юстин подробно описывает в XLI—XLII книгах своего труда «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“».

Основание династии и создание царства
Согласно общепринятым концепциям, Андрагор, селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южной Туркмении, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э. принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, и власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.

Иные версии происхождения династии и государства
Помимо общепринятой в науке версии, существуют и иные, зачастую с общепринятыми фактами, но неподтвержденные наукой мнения об основании династии и парфянской государства Аршакидов.

По первой, при конфликте в державе Селевкидов, правители Бактрии Диодот и Парфии — Андрагор добились независимости. Диодот укрепил свою власть над Бактрией, а Андрагор властвовать не смог. На Парфию напали с севера парны, в борьбе с которыми Андрагор погиб, а власть над страной получил властитель парнов Аршак (Арсак). Со временем Парфянское царство, привлекавшее северян, стало устойчивым соперником Рима на Востоке. Эта версия наиболее популярна.

По второй, ничего не говорится о Андрагоре, о парнах и их завоеваниях. Селевкидский наместник (у Арриана — Ферекл, у Синкелла — Агафокл) совершает насилие против одного из двух братьев (их имена — Тиридат и Аршак). После этого возникает заговор, насильник гибнет и парфяне получают свободу. Аршак правит только 2 года, а Тиридат — 37. : По третьей версии надо учитывать роль Александра Македонского в формировании Парфии. «Покорив парфян, Александр поставил над ними правителем (praefectus) Андрагора из персидской знати (ex nobilis Persarum); от него произошли позднейшие парфянские цари» (Iust. XII, 4, 12).

После смерти Александра (323 до н. э.) Иран сначала принадлежал Селевкидам, владетелям Сирии, но уже через несколько лет после смерти Александра Великого Атропат восстановил самостоятельное государство в Мидии, которая по его имени получила название Атропатены. Значительными стали государства, образовавшиеся на Востоке — Греко-Бактрийское государство на крайнем северо-востоке Ирана (с 256 до н. э.) и Парфянское царство в Хорасане.

Около 250 до н. э. парны во главе с Аршаком вторглись в сатрапию Селевкидов Парфиену или Парфию, завоевали её и соседнюю область Гирканию. Сам Аршак, еще по одной версии, погиб в битве с селевкидами, после чего парнов возглавил брат Аршака, Тиридат, принявший тронное имя Аршак II. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидскому царю Антиоху III Великому, но вскоре восстановила свою самостоятельность.

Изображение Митридата I на скальном рельефе, провинция Хузестан, Иран
Царь Парфии Митридат I около 170—138/137 до н. э. отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул «Царя царей» (шахиншаха), чем объявил себя преемником Ахеменидов. Селевкиды не смогли восстановить своё господство — армия селевкидского царя Антиоха VII была разбита в 129 году до н. э. Тем не менее Парфии ещё долгое время пришлось отбиваться от соседей. Стабилизация наступила лишь при Митридате II (около 123—88/87 до н. э.), завоевавшем Дрангиану, Арейю и Маргиану, а также северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения, где в 95 до н. э. был возведён на престол Тигран II. Впоследствии Тигран покорил часть Парфии и перенял себе титул «Царя царей».

Царской резиденций была Ниса, руины которой внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Армянский историк Мовсес Хоренаци о парфянских племенах пишет:

68 О царских родах, из которых выделились парфянские племена

Святое Писание указывает нам на Авраама как на двадцать первого патриарха, начиная от Адама; от него пошло племя парфян. Ибо говорится, что по смерти Сарры Авраам взял в жены Кетуру, от которой родились Емран и его братья, коих Авраам при своей жизни отделил от Исаака и отправил в восточную страну. От них происходит племя парфян, и из числа последних был Аршак Храбрый, который, отложившись от македонян, процарствовал в Стране кушанов тридцать один год. После него (царствовал) его сын Арташес — двадцать шесть лет, затем сын последнего Аршак, прозванный Великим, который убил Антиоха и поставил царем в Армении своего брата Валаршака, сделав его вторым после себя (лицом). Сам он отправился в Бахл и вершил там царскую власть пятьдесят три года. Поэтому и его потомки получили название Пахлавов, как (потомки его) брата Валаршака — Аршакуни, по имени предка.

Пахлавские же цари — следующие. После Аршака царство унаследовал Аршакан, в тридцатом году правления царя Армении Валаршака, и правил тридцать лет; затем Аршанак — тридцать один год; вслед за ним Аршез — двадцать лет; после него Аршавяр — сорок шесть лет. У него, как я сказал выше, было три сына и одна дочь, которые звались: старший — Арташес, второй — Карен, третий — Сурен; дочь же носила имя Кошм.

В этом видео я расскажу о становлении Парфянского царства, от основания до битвы при Каррах, после которой Парфия утвердилась в мире, как одна из сильнейших держав.

Парфянское царство.

Чтобы понять откуда есть и пошли парфяне, необходимо вернуться на три века назад, к моменту завоевания персов Александром Македонским. После смерти последнего в 323 г. до н. э. в Иране и Месопотамии формируется империя Селевкидов, названная так по имени своего основателя – Селевка, бывшего генерала македонского царя. Почти сразу же новая власть сталкивается с проблемами поддержания территориальной целостности империи, в частности в восточных областях, где сатрапы (управляющие провинций) Бактрии и Парфянского царства стремились к обретению независимости. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, парны – иранское племя – заняли территорию Парфянского царства в 247 г. до н. э., а затем стали называться парфянами. Царем нового народа стал Аршак I, которого считают родоначальником династии Аршакидов. «Человек, род и племя которого нам неизвестны, высокой смелости и отваги, привычный к жизни разбоем и грабежом», — так характеризовал Аршака I римский историк III в. н. э. Юстиниан. В последующие десятилетия парфяне полностью завладели территорией селевкидов. Покорение Месопотамии стало ключевым моментом в переселении – великолепные города ее – Селевкия, Ктесифон, Ниппур, Урук и Вавилон становятся сердцем Парфянского царства. Парфянские правители расширили свою территорию от Евфрата до Бактрии, от Индии – до Центральной Азии, вплоть до Персидского залива и Индийского океана. Юстиниан ничуть не преувеличивает, когда говорит: «в наши дни [III в. н. э.] весь мир разделен между парфянами, владеющими Востоком и римлянами, в руках которых Запад».

Самой большой опорой власти в Парфянском царстве была армия. По оценкам некоторых историков, военная организация парфян была уже феодальной. Подобное заключение делается на основе тех фактов, что в государстве в принципе не существовало регулярной армии и цари вынуждены были нанимать воинов за деньги (или за земельные наделы) в критические моменты. Новейшие исследования подтверждают, что Аршакиды помещали на границах постоянные военные гарнизоны, а также строили укрепленные форты и крепости, которыми можно было руководить и поддерживать в боеготовности только из центра.

Парфянская кавалерия наводила ужас на врагов: всадники ловко вскакивали в седла при малейшей опасности и искусно стреляли на скаку из лука. Знаменитая «парфянская стрела» — военный маневр, который заключался в симулировании отступления конницы или даже создании видимости бегства, чтобы получить возможность получше прицелиться и поразить врага. Помпей Трог, историк I века до н. э. так описывал парфян в бою: «Они натягивали луки, едва вскочив в седло, а иногда и повернувшись спиной; часто даже они притворялись бегущими с поля брани, чтобы их преследователи ослабили внимание и таким образом открылись для поражения стрел».

В парфянской армии основной силой была тяжелая кавалерия – катафракты и клибанарии. Всадники вместе с лошадью были закованы в тяжелые латы, которые защищали их от стрел, вооружены они были острыми пиками. Легкая вражеская конница сметалась катафрактами за один присест. Из-за того, что подобные латы были дорогим удовольствием в тяжелую кавалерию поступали в основном аристократы и мужчины из знатных семей. Пехота (инфантерия) также имелась в армии Аршакидов, но не играла такой существенной роли, как катафракты или конные лучники.

Парфянская империя, благодаря своему расположению в центре Евразии, стала буквально перекрестком, где смешивались культурные традиции, различные религии и искусство. Несмотря на свое кочевое прошлое, парфяне впитали в себя элементы культуры персов, народов Месопотамии и даже греков (греки появились в этих местах во время правления Селевкидов). Административное делопроизводство, а также торговые договоры велись на греческом, арамейском и парфянском. Постепенно ведущую роль принимает персидское влияние, монархи принимают титул «царя царей» и считают себя потомками Ахеменидов, персидской династии царей, свергнутой Александром Великим.

В Парфянском царстве мирно сосуществовало множество религий. Царская семья, а также большая часть иранского населения исповедовали зороастризм, государственную религию старой персидской империи Ахеменидов. В городах Месопотамии поклонялись восточным богам, таким как: Ваал, Набу, Ашшур, Инанна, Ану, Шамаш или Син, которые в дальнейшем слились с греческим пантеоном. Так, например, вавилонский бог письма – Набу ассоциировался с Аполлоном, Нанайя, богиня любви – с Артемис, а Нергал, бог подземного мира – с Гераклом. В государстве присутствовали и монотеистические религии. Иудаизм был распространен в Вавилоне; в Адиабене, государстве расположенном на границе между Парфянским царством и Арменией, он стал государственной религией. Буддизм, пришедший с северо-востока Индии исповедовался в приграничных районах. С I в н. э. начинает распространятся христианство, что подтверждается наличием с этого времени епископа в Селевкии. Кроме того, были и отдельные религиозные культы, которые исповедовали малые группы населения. Среди них можно отметить митраизм – имевший особую популярность в районах контролировавшихся Римом, а также манихейство.

Парфянское царство сыграло главную роль в налаживании Шелкового пути – большого торгового тракта, связавшего Китай и Ближний Восток, и далее Римскую империю. По Шелковому пути везли не только шелк, но и огромное количество других товаров – изделий ремесленников, пряности, драгоценности. После того, как парфяне установили дипломатические отношения с династией Хан, они обязались заботиться и о безопасности караванов на всем протяжении территорий им принадлежащих. Торговцы могли останавливаться на постоялых дворах и пополнять запасы провизии и питьевой воды, а также давать отдых вьючным животным и людям. За это они платили дорожные и таможенные пошлины.

Шелковый путь стал результатом дипломатических отношений между Парфией и китайским императором из династии Хан – У-Ди (141-87 гг. до н. э.). В поиске союзников для защиты от кочевников из Монголии, У-Ди направил в Парфянское царство посольство во главе с дипломатом Чжан Цянь. По возвращении в Китай Чжан Цянь предоставил императору детальный доклад о состоянии коммерции и обычаях народов, населяющих Парфянское царство, Бактрию и Индию, и предложил проложить прямой путь из Китая до берегов Средиземного моря, по которому будут экспортироваться товары, производимые в империи и, в частности, драгоценный шелк. Хитрые парфянские дипломаты убедили китайцев, что за Вавилоном их караваны поджидают многочисленные опасности, поэтому У-Ди доверил им надзор за последним участком пути. Таким образом, парфяне смогли воспользоваться многочисленными бенефициями, которые предполагал статус контролирующего Великий Шелковый путь государства.

В 53 г. до н. э. Марк Лициний Красс, вместе с Помпеем Великим и Цезарем составивший первый триумвират, выступил во главе семилегионной армии в поход на Восток. Целью похода было преподать урок парфянам, племени, которое проживало в Месопотамии и Иране и которое, по мнению римлян, было легко завоевать, поскольку как и все варварские племена востока оно было слабым и разрозненным. Переправившись через Евфрат, армия Красса очутилась в пустынной местности и медленно продвигалась далее на Восток. Легионеры страдали от жажды, невесело шагали они под палящим солнцем Азии, пока не достигли Карры (города, расположенного недалеко от современного Харрана в Турции). Здесь они смогли обозреть армию противника, которого они пришли завоевывать: парфянские всадники выглядели грязно и были одеты в лохмотья, армия парфян едва ли насчитывала 10 000 воинов, тогда как римская инфантерия и пехота пришла в полном составе – около 50 000 человек. Победа римлян казалась делом решенным.

Неожиданно римляне услышали глухой и ужасающий звук тысяч барабанов с вражеской стороны, призывающий людей к оружию. Барабанная дробь была похожа одновременно на «звериный рык и раскаты грома», как повествует об этом Плутарх. Римские всадники отбросили плащи, скрывавшие блестящие доспехи, Красс отдал приказ о начале битвы. Парфяне сделали вид, что их устрашило могущество римлян и они бросились прочь, однако, на самом деле предприняли обманный маневр, обойдя легионеров с флангов и засыпав их тучей смертоносных стрел. Бой продолжался весь день и закончился полным поражением римской армии, потерявшей за сутки более 20 000 солдат. Триумвир Красс пал на поле боя, его тело было предъявлено парфянскому генералу, который повелел залить в горло умершего расплавленное золото, чтобы наказать того за жадность и корыстолюбие, ставшее притчей во языцах.

Битва при Каррах стала величайшим позором римской армии, можно сказать самым болезненным поражением после Пунических войн, когда Ганнибал наголову разбил римлян в битве при Каннах в 218 г. до н. э. Карры положили начало долгому периоду противостояния между Римом и Парфянским царством, которое за два века до этого установило свою власть в Центральной Азии (в Месопотамии и Иране). После 53 г. римляне часто совершали разбойные вылазки за Евфратом, но стремились и официально поддерживать отношения с парфянами, присылая ко двору царя послов и вмешиваясь в дипломатические и политические интриги правящей верхушки.

В 20 г. до н. э. император Август прислал в дар парфянскому царю Фраату IV прекрасную италийскую рабыню по имени Муза. Римский император надеялся, что Муза станет женой Фраата, и таким образом Рим сможет влиять на парфянскую политику. Бывшая наложница смогла завоевать расположение парфянского царя, однако, стала проводить собственную политику, которая была направлена на то, чтобы получить трон для своего сына, названного в честь отца – Фраатом. Для этого она внушила супругу, что необходимо отправить в Рим его детей от других жен, что и было исполнено. Пять сыновей Фраата IV были отосланы в столицу империи, а вскоре после этого, во 2 г. до н. э. сын Музы, будущий Фраат V, убил своего отца и захватил трон. Отцеубийство было, можно сказать, частым делом в Парфянском царстве этого периода: сам Фраат IV убил собственного отца, а вместе с ним и тридцать единокровных братьев, чтобы расчистить путь к власти. Муза правила вместе со своим сыном, что доказывают монеты, на которых профили матери и сына чеканили вместе. Греко-римский историк Иосиф Флавий рассказывает, что новый монарх женился на собственной матери, и что эта женитьбы повлекла за собой всеобщее недовольство народа, случившееся спустя всего шесть лет после воцарения Фраата V. Недовольство вылилось в массовое восстание, которое стоило парфянскому царю трона. Фраат V укрылся от мятежников в Риме, что стало с его матерью истории неизвестно.

В 116 г. н. э. Траян вторгся с армией на территорию Парфянского царства и взял его столицу – Ктесифон. Несмотря на это, парфяне продолжали яростно сражаться с захватчиками. О самоотверженности парфянских воинов знаменитый оратор Марк Корнелий Фронто писал: «парфяне единственные из всех племен заслуживают права называться достойными врагами римского народа». И это не пустые слова: на протяжение всей истории существования Рима ему больше не встречалось врага, столь долго сопротивлявшегося завоеванию и порабощению. Парфяне предпочитали умереть, чем покориться.

В 197 г. римский император Септимий Север вторгся в Парфянское царство: его армия спустилась на судах по Евфрату и захватила Вавилон, Селевкию и Ктесифон, парфянскую столицу. Правивший там Вологез III позорно бежал из города, забыв прихватить казну. Взяв город, Септимий Север провозгласил себя Parthicus Maximus и приказал продолжать вторжение. Однако, продолжение военной кампании уже не было столь блестящим. Север поднялся по течению Тигра и атаковал Хатру, правителем которой был вассал парфянского царя. Римляне взяли город в осаду, однако жители отказывались сдаться. Укрывшись за массивными стенами они держали оборону; им также удалось поджечь осадные машины римлян с помощью горящей смолы, в которую они обмакивали наконечники стрел. Мастерство парфянских лучников, а также вылазки кавалерии нанесли римской армии существенный ущерб. В конце концов император повелел снять осаду и возвращаться в Рим, где он, тем не менее, заявил всем, что победил Парфию и выстроил в честь этого свою знаменитую триумфальную арку.

224 г. н. э. стал последним годом существования Парфянского царства. Ардашир – царевич в одном из бывших персидских городов поднимает восстание против царя Артабана V. В битве при Гормоздгане парфяне терпят поражение, Ардашир – потомок Сасанидов берет затем и столицу – Ктесифон, где провозглашает себя царем царей и призывает в свидетели бога Ахура Мазда, утверждая таким образом легитимность своей власти. Ардашир I становится основателем новой персидской империи – империи Сасанидов, которая на протяжении четырех веков будет является главной опасностью для Рима и Константинополя, почти точно так же как и ее предшественник – Парфянское царство.

Политическая история Парфии

Перевод единственного до сих пор полного научного исследования политической истории Парфянского государства, входившего в число четырех «мировых» держав эпохи поздней античности.

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Во времена Античности ближневосточный регион, территории которого сейчас занимают Иран, Турция, Афганистан и т.д. был для греческой а потом и римской Ойкумены почти тем же, чем сегодня для Европы и США являются территории бывшего СССР, особенно Россия.

Всем известно, что где-то на Востоке есть огромное «варварское» государство, которое в сознании цивилизованных народов практически всегда представляет угрозу. Иногда эта угроза отступает, когда с того же Востока начинают наступать какие-то уж совсем варварские племена и с восточным государством можно вести переговоры и даже заключать союзы. Но в целом, роль большого восточного соседа в политике «цивилизованных» государств предельно упрощена — обеспечение ресурсами (например, теми, которые идут по Великому шелковому пути) и исполнение роли «другого», «врага» в более-менее мирное время. Как следствие, собственно истинное положение дел в этом регионе никогда особенно никого не интересовало — «все знают, что она где-то внизу, но никого это особенно не волнует» — и смена режимов, внутренняя политика, культура и т.д. оставалась за границами интересов современников и, как следствие, потомков. Достаточно изучить «парфянскую» библиографию Никонорова и сравнить её, скажем, с «римской».

В этом в очередной раз убеждаешься после книги Нельсона Дибвойза «Политическая история Парфии». «Политическая история. » работа классическая, изданная ещё в середине прошлого века, но по-прежнему считающаяся одной из самых удачных и полных в своем роде.

Парфия Дибвойза — это государство основанное на развалинах эллинского мира Александра Великого с одной стороны как реакция на чрезмерную эллинизацию региона (аршакиды — династия правившая Парфией — пришли к власти фактически, как сказали бы сейчас, «под лозунгом деэллинизации»), так и на ослабление порядка в регионе (следствие дрязг наследников Селевка), традиционно нуждающимся в обеспечении определенных экономических гарантий со стороны властей.

Парфия традиционно считается значительно более слабым государством по сравнению как с предшествовавшим ей персидским царством, так и по сравнению со своими преемниками. Тем не менее, несмотря на это Парфия успешно противодействовала как попыткам реставрации греческих государств, так и римской экспансии. Гибель легионов (около 30000 легионеров, не считая союзных армий) легендарного победителя Спартака консула Марка Лициния Красса — «скорее тут вырастут волосы, чем ты, Красс, увидишь Селевкию» — одно из самых унизительный и страшных поражений Рима в его истории.

При этом, как ни странно, сама Парфия, несмотря на свою демоничность в глазах Запада была в современном понимании почти либеральным государством. Огромное количество народов входящих в империю требовало определенного рода плюрализма от центральных властей. Экономическая политика была предельно мягкой — Парфия обладала развитой идеологией монетного дела, а в случае ущемления прав тех или иных городов со стороны сатрапов, те могли подавать жалобы напрямую царю.

Плюс, одним из основных источников богатства Империи аршакидов оставались богатые греческие купцы (почти что «западные инвесторы»), часто проживающие непосредственно в парфянских городах и пользующихся покровительством местных властей. Этим, кстати, во многом объяснялось потрясающее качество парфянской военной разведки во время войн с Римом — у парфянского золота было много информаторов.

Однако, внутренняя политика (распространенный порок восточных деспотий) Парфии оказалась менее успешной. Её строй, близкий к европейскому феодальному, в итоге не выдержал накопившихся противоречий в этом многонациональном государстве и пришел к реставрации иранской (т.е. «родной» имперской) модели.

Н.К. Дибвойз, «Политическая история Парфии», СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008 г., — 816 стр.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: