Политика царизма на украине

Усиление колониальной политики российской империи в Украине

Политика царизма в Украине в XVIII в. направлялась исключительно на русификацию Гетманщины, на ликвидацию ее автономных образований. Но на разных этапах исторического развития, при различных международных обстоятельствах руководители государства именем царя осуществляли ее не одинаково. Поступали времена, когда украинскую автономию якобы поддерживали, чтобы потом снова унизить до полной ликвидации.

Чтобы к остальным стереть память о Украину-Русь в сознании западно-европейского общества и нейтрализовать деятельностьПилипа Орлика и мазепинцев за пределами Москвы, ayвнутришньому жизни утвердить представление, что Московия и Украина является единственным государственным организмом, царь Петр Первый прибег к смелому политического маневра . В 1713 г. за йогоуказом Московское царство убрало название Россия (Российская империя), что соответствовало греческому наименованию Украины — Рось, Руси. Тайным приказом всем послам в Западной Европе указывалось змагаты европейские правительства просьбами, подкупами и угрозами к употреблению именно такого названия. Послу в Копенгагене царь писал, чтобы тот следил за местными газетами и боролся у ними название «Московия». Но нивелирование всего украинского особенно больно прошла по самой Украине.

После выступления I. Мазепы Петр Iришуче повел наступление на украинскую государственную автономию. В 1715 г. царь издал указ о замене выборности полковников и сотников их назначению гетманом из нескольких рекомендуемых кандидатур под контролем царского резидента. За несколько месяцев Черниговский, Стародубский и Нежинский полки возглавили чужаки-московиты, а во главе Гадячского стал серб Милорадович. Выделено из чужаков полковники не подчинялись гетману и презирали местные обычаи.

Откровенно провоцировалось противостояния старшины и гетмана. В одном из писем петровский чиновник писал: «Ради нашей (т.е. московской) безопасности в Украине нужно посеять несогласие между полковниками и Гетманом. Heтреба выполнять просьб гетмана. Когда народ увидит, что гетман уже не имеет такой власти как Мазепа, то будет приходить с доносами. При этом не надо обращаться с доносчиками строго, если двое придут с лживым доносом. Но когда с ними обойдутся ласково, то третий придет уже с правдивым доносом, а гетман и старшина будут бояться. Надо чтобы во всех полках были полковники несогласные с гетманом: если между гетманом и полковниками не будет согласия, то все их дела будут нам открыты.

Унижение гетманской власти в последние годы правления I. Скоропадского достигло предела приличия. Немаловажную роль в этом сыграла хорошая и шустрая жена гетмана Анастасия Марковна, дочь известного на Левобережной Украине еврея-выкреста, предпринимателя и ростовщика Марка Абрамовича, который основал целую семью Маркевичей. Опираясь на родственников, Маркевичка руководила от имени гетмана. Недаром в народе ходила промовка, что в Гетманщине «Настя носит булаву, а Иван — плахту.

Назначенные правительством полковники, рисуясь «верностью» России, вели себя грубо. Самовластными сатрапами сталиГнат Галаган в Прилуцком полку, Михаил Милорадович в Гадячском. Хулили полковую старшину, избиение палками крестьян и казаков стало системой. В Полтавском полку то же делали Кочубеи. Но особенно безнаказанно грабил и издевался над людьми родной брат гетманши лубенский полковник Андрей Маркевич. Он бил нещадно палками не только посполитых и казаков, но и полковую старшину, силой забирал у крестьян и казаков почвы, наносил обид населению. Родственник гетмана Ивана Черного, став генеральным судьей, брал крупные взятки, чем основательно подорвал авторитет Генерального суда. 1720 Петр Iвивив из подчинения гетмана Генеральную канцелярию и запретил употреблять в делопроизводстве украинский язык, а исключительно русский.

Сознательные и целенаправленные действия московских надзирателей-резидентов и купленной и наставили чужеземной старшины приводили к компрометування местной украинской государственности и давали повод правительства к ее дальнейшего ограничения и уничтожения.

Щедрой раздачей земель и одобрением самочинных захватов царизм стремился приблизить верхушку Гетманщины и Слобожанщины до положения русских помещиков, превратить старшину в свою опору. Сознательно вносился раскол в гражданство Украины, обострялась вражда между старшиной и обедневшими крестьянско-казацкими массами. Старшина все больше тем больше превращалась в верную слугу царизма в обуздании освободительного движения против колониального угнетения Москвы. Правительство запугивал старшин гневом народа против социального эксплуатации, что они творили.

Петр Iта его преемники ограничивали автономию Гетманщины, истощали ее экономически, а население эксплуатировали, унижали и даже истребляли. Казаки постоянно принимали участие в военных действиях Российской империи и несли большие потери. В Персидского похода Петра Iза четыре года в далекие рейды было отправлено 20 000 казаков, значительная часть которых пала не только в боях, но и на тяжелых работах в необычном, вредном климате.

Но больше казаков погибло на севере, куда в течение многих лет их посылали группами по 10 тысяч человек. Они вымирали сотнями и тысячами в строительстве в болотах дельты Невы Санкт-Петербурга и обводного канала вокруг Ладожского озера. Более 10 тысяч казаков в 1716 г. в Царицын привел генеральный хорунжий И. Сулима на строительство канала Волга-Дон, строительство которого так и не была осуществлена. Тяжелым игом стало и содержание расквартированных в Украине российских войск. Когда богатая Гетманщина быстро обеднела и попала в нужду и зависимость от «милости» московского правительства. ‘

27 апреля 1722 Петр I для управления Левобережной Украиной создал Малороссийская коллегия. Она имела находиться в Глухове и состоять из президента, которым суждено было бригадира С. Вельяминова, 6 офицеров российских полков, находившихся в Украине, и с прокурора. Царь объявил, что Малороссийская коллегия создается как совещательный судебный орган при гетмане Скоропадском. Но в действительности она подлежала Сенату и командующему русскими войсками в Украине и имела самочинно управлять краем. Это было грубое нарушение условий казацко-московского соглашения 1654 I. Скоропадский, не выдержав надругательства, летом 1722 умер.

Сразу же после получения известия о его смерти Петр Iбез согласования со старшиной назначил наказным гетманом черниговского полковника Павла Полуботка (1660-1724). Царь вынужден был избрать этого храброго казака и талантливого военачальника, хотя в свое время и боялся, чтобы Полуботок не стал «вторым Мазепой». Это была вынужденная компромиссный шаг. Резкое и одновременное уничтожение гетманата могло бы вызвать в Украине большое восстание, чего царь все же опасался.

Наказной гетман восстановил представительские казацкие суды, чем-то напоминали суды присяжных. 3 его инициативы к Царя отослано представление, в котором высказывалась предложение восстановить автономию. Полуботок установил связи с Филиппом Орликом, разделял его мысли о независимом будущего Украины.

Но колониальное ограбление Гетманщины усиливалось. Если в 1722 г. с ее населения Москва получила налогов на сумму 45,5 тыс. рублей, то в 1724 г. налогов взыскано уже на сумму 241,3 тыс. рублей, то есть увеличен в пять раз. Когда П. Полуботок попытался ограничить этот беспредел и завоевать право на полноту гетманской власти, то встретил решительный отпор. Петр Iсказав, что все гетманы, кроме Б. Хмельницкого и I. Скоропадского, были «предателями» и действовали не в интересах Украины, aтому к ним нет доверия. С. Вельяминов в беседе с гетманом заявлял: «Что твоя служба по сравнению с моей? Ведь ты видишь, что я бригадир и президент, а ты передо мной — ничто ».

Чтобы продемонстрировать власть, Вельяминов развернул ревизию государственного имущества Гетманщины. Московские чиновники распространяли слухи о злоупотреблениях старшины, а также раздавали щедрые обещания перераспределения земли в пользу крестьян. Наконец наказного гетмана и многих старшин вызвали для объяснений в Санкт-Петербург. Там их арестовали и учинили кровавую расправу. Heвитримавшы пыткам Полуботок 29 декабря 1724 умер. Перед смертью он якобы провозгласил в глаза Петру слова: «Выступая за отчизну, я не боюсь ни кандалов, ни тюрьмы, и для меня лучше худшей смертью умереть, чем смотреть на гибель моих земляков. А ты, нечестивый царь, станешь перед грозным судом верховного царя (Бога) и сполна ответишь за муки и страдания моего народа ». Через сорок дней умер и «безбожный» царь.

После ареста Полуботка Петр Iне разрешил избирать нового гетмана, и Малороссийская коллегия несколько лет воплощала на Левобережье его жестокую колониальную политику. Лишь со временем, после смерти царя, в связи с ухудшением отношений с Турцией и опасностью войны с ней, вспомнили и о положении в Украине: она должна стать не только близким тылом русской армии и полем военных баталий, но и резервом сил империи.

В конце 1726 p., уже при Екатерине I, правительство по инициативе фактического правителя государства А. Меншикова принял меры к некоторому улучшению положения в Украине и нейтрализации негативных последствий политики Петра. Реализация их продолжилась и при новом царю малолетнем Петру II. Империя отменила установлены вельяминивською коллегией тяжелые налоги, а потом ликвидировала и саму коллегию. Украинские дела переданы в ведение Коллегии иностранных дел. От имени молодого царя в Украину отправлено грамоту с обещанием позволить выборы нового гетмана.

3 большой торжественностью, хотя и под надзором царского резидента, 1 октября 1727 в Глухове на казацкой раде гетманом Украины старшина избрала миргородского полковника Данила Апостола (1654-1734). Его деятельность на посту гетмана (1727-1734) стала выдающимся явлением истории Украины.

Происходил гетман с богатой казацко-старшинского семьи, которая, выйдя из Молдавии, со временем украинизировалась. Обладая значительными землями в Миргородском полку, семья Апостолов занимала правительство миргородского полковника почти сто лет. Данило Апостол был храбрым и отважным воином, участником всех войн, которые произошли в Украине в конце XVII — начале XVIII в. Он имел талант воина-рыцаря, борца за интересы собственного народа: вместе с Мазепой выступил против Москвы, но быстро вернулся к I. Скоропадского спасать остатки казацкого устройства от деспотии Петра I.

Несмотря на преклонный семидесятилетний возраст, гетман стремился восстановить автономию Гетманщины. В начале 1728 p., на коронации Петра Второго, Апостол подал императору петицию от имени украинского народа, в котором просил восстановить соглашение Богдана Хмельницкого зМосквою. В ответ на обращение казацкое посольство получило царское повеление с 28 «Ришительних пунктов», которыми предусматривалось восстановить некоторые автономные права и привилегии, хотя и в ограниченных рамках. Этот документ стал основным законом жизни Гетманщины вплоть до конца ее существования. Гетману разрешалось иметь внешние связи под присмотром резидента, но свободно только с Польшей и Турцией, и то, по пограничным вопросам, а об остальных сношений он имел докладывать в Петербург и отправлять туда всю переписку. Ему позволили утверждать выбранную казаками полковую и сотенную старшину, иметь три полка наемных войск, возглавлять Генеральный суд, подчинить владения московских помещиков в Гетманщине, разместить столицу в Глухове. Вместе с тем, Апостола ограничили во многих других правах. Генеральную старшину и полковников, определенных старшиной, утверждал лишь царь гетмана подчинили генерал-фельдмаршалу российской армии в Украине — под бдительное око и под угрозу оружия.

Читайте также  Начало складывания всероссийского рынка

3 целью упорядочения налоговой системы, пополнения военного сокровища и урегулирования землевладельческой отношений в 1729-1731 pp. Даниил Апостол провел «Генеральное следствие о имения», что дало позитивные последствия для развития края. Хотя царские меры ограничивали политическую и экономическую автономию Украины, гетману удалось улучшить хозяйственное положение Левобережья. Нормирование податей улучшило имущественном состоянии казаков, крестьян, мещан. Возвысилась финансовая роль военного сокровища, установились размеры административных расходов, разрабатывался бюджет, распространялась опека власти над торговлей и городами, Киев подчинялся непосредственно гетману. Деятельность Даниила Апостола несколько укрепила автономию Гетманщины.

Политика царизма на украине

Рекомендовано

загальноуніверситетською кафедрою історії України Харківського національного Університету ім. В. Н. Каразіна, кафедрою соціально-гуманітарних дисциплін Харківського бізнес-коледжу

Предисловие

Настоящее издание — это пособие переходного периода, когда на смену старым мифам о прошлом нередко приходят новые, чего нельзя допускать. Авторы попытались наметить основные вехи истории Украины, учитывая новейшие исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Пособие рассчитано на широкую читательскую аудиторию, уже имеющую определенные знания в пределах школьного курса истории Украины. Поэтому одни периоды — широко известные, устоявшиеся оценочно и сюжетно — рассмотрены кратко, а другим — дискуссионным — уделено больше внимания. Авторы учли, что ранее Украина исторически встречалась с большим миром по преимуществу опосредованно, сквозь призму другого, политически более развитого сознания, — греческого, польского, русского, немецкого. И не случайно в 1869 году французский политик, сенатор К. Делямар (1797–1870) подчеркивал: судьба 15-миллионного украинского народа трагична и потому, что он был забыт историками.

Современная отечественная историография должна всячески избегать соблазна неоромантизма. Еще М. С. Грушевский совершенно справедливо учил сторониться переоценки своих национальных ценностей, заслуг и интересов («надмірної переоцінки своїх національних вартостей, заслуг, інтересів»), не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.

По мнению историка С. Стельмаха, сегодня смешиваются логические понятия «оценка» и «ценностный анализ», так как сменилась не методология, а лишь вектор оценки. Все еще присутствует догматизм мышления, одновекторное освещение исторического процесса. Между тем мировая историческая наука XX века действует на основе теоретического плюрализма, альтернативных подходов и синтеза философско-социологической мысли. Грядущее столетие станет столетием развития межотраслевой аналитической социальной истории, которая поставит под сомнение событийную, личностно ориентированную историографию.

Ученый, который изучает и анализирует прошлое, конструирует историю. Процесс исследования проходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесс по-своему. Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводов представлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будет приблизиться к достоверному описанию прошлого.

Для украинского этноса характерны такие черты, как чрезмерное внутреннее самоуглубление, тенденция к раздуванию противоречий. Эти качества украинского менталитета кроются в национальной философии, для которой всегда были характерны софистика, диалогизм, широкая палитра позиций и подходов к одному и тому же вопросу. Все вышеизложенное следует учитывать историку.

Как обеспечить, чтобы общечеловеческое наследие, имевшее в разные эпохи и различных культурах название «золотого правила», устояло перед плюрализмом новейшего времени? Как добиться, чтобы воцарился наконец консенсус в украинском обществе, победила привычка терпимо относиться к его несовершенству, выполнять обязательства, не приносящие сиюминутной пользы?! Невозможно жить, только упиваясь славным прошлым, ориентируясь на образ врага или чувство морального превосходства над соседом. Зрелые общества, подчеркивает современный немецкий философ О. Гёффе, вносят существенные поправки в первый постулат и полностью отказываются от второго. От того, удастся ли современному обществу независимой Украины объединиться вокруг общегосударственной, общегражданской цели, зависит, вне сомнения, будущее страны. А на пути к этой цели пусть хранит наша память опыт нелегкой, сложной, поучительной истории украинских земель и живущего на них народа.

Авторы выражают искреннюю благодарность работникам Научной библиотеки им. В. И. Вернадского (г. Киев), Библиотеки украинской диаспоры (г. Киев), Российской государственной публичной библиотеки (г. Москва), Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино (г. Москва), Общественной библиотеки имени В. Сержа (г. Москва), Научной библиотеки имени В. Г. Короленко (г. Харьков), Центральной научной библиотеки Харьковского университета, а также деятелям украинской диаспоры Австралии, Германии, Польши, Великобритании, США, оказавшим неоценимую помощь при подготовке данного пособия.

Украинские земли в древности и эпоху средневековья (до второй половины XVI века)

Тема 1. Украинские территории от прадавних времен к позднему средневековью. Рождение украинского этноса

Первые человеческие сообщества на землях Украины

Первые антропоидные предки человека появились на Земле, видимо, три-четыре миллиона лет тому назад. Из прародины человечества — Кении, Передней и Юго-Восточной Азии, Танзании, Эфиопии древние люди (археантропы) примерно миллион лет назад начали мигрировать в Европу. Ранее европейский материк из-за периодических похолоданий был плохо приспособлен для примитивной охоты и собирательства, а именно эти занятия около двух миллионов лет давали пропитание и одежду первобытным людям.

В эпоху палеолита (на территории Украины он существовал 900—12 тысяч лет назад) из-за смены периодов похолодания и потепления древние человеческие стада постоянно перемещались с места на место. Мигрировали и животные, спасаясь от человека и стихии природы, а также в поисках более удобных ареалов, причем за стадом из 1500 голов обычно двигалось не более трех семей первобытных людей. Большие человеческие сообщества собирались только на различные церемонии, особенно религиозные. Маршруты, по которым люди продвигались в Восточную Европу, пролегали через Балканы, Венгрию, южную Германию и Карпаты. Если территория Левобережной Украины и Крыма заселялась через Кавказ и Центральную Европу, то в степную часть юго-восточной Украины люди шли из южного Средиземноморья.

Первый ледниковый период (600–500 тысяч лет назад) не коснулся территории Украины, ибо льды дошли только к югу Эстонии.

Второй ледник (470–430 тысяч лет назад) достиг региона современного Луцка. За ним последовало потепление, продолжавшееся около 200 тысяч лет, когда климат на территории Украины стал напоминать субтропики.

Третий ледник (230–180 тысяч лет назад) простирался к нынешнему Самбору, Кременчугу, Белгороду (но не затронул Закарпатья). Местами толщина ледового покрова достигала трех километров, что вынудило людей уходить на Балканы, Кавказ и в другие регионы. Затем снова наступило потепление (180–110 тысяч лет назад), когда массы воды достигли Индостанского субконтинента и севера Африки. Отсюда, по-видимому, исходит библейский сюжет о «Великом потопе».

Четвертый ледниковый период (110—12 тысяч лет назад) лишь коснулся северной оконечности Украины, после чего в очередной раз началось повышение температуры.

Наиболее давние стоянки первобытного человека периода раннего палеолита найдены на Закарпатье, Житомирщине, вдоль среднего течения Днестра, в Донбассе и Крыму. Так, у села Королёво нынешней Закарпатской области на высоком берегу Тиссы на глубине 12 метров от поверхности выявлено пятнадцать культурных пластов палеолитической эпохи. В самом нижнем из них обнаружены скребки, рубила, остроконечники из камня, возраст которых достигает одного миллиона лет.

В среднем палеолите (мустьерский период) люди проживали у бассейна Десны, в северном Донбассе. Около 150 тысяч лет назад появились люди нового антропологического типа — палеоантропы (неандертальцы). Объем их головного мозга достигал 1600 кубических сантиметров, они умели делать из кремния острия для копий, ножи, строить примитивные жилища и пользоваться огнем. Неандертальцы коллективно охотились на бизонов, мамонтов, южных слонов, оленей, диких лошадей.

Гонения на Церковь на Украине как «пережиток царизма» (откровения «спикера УПЦ»)

Замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП) прот. Николай Данилевич (почему-то именующийся «спикером УПЦ», хотя в УПЦ МП действуют и Информационный синодальный отдел, и пресс-служба) сравнил религиозную политику Петра Порошенко с таковой в Российской империи. Причём именно «преемственность» от православной России отнёс о. Николай к факторам сокрушительного провала экс-лжепрезидента на прошлых выборах.

«Если смотреть с исторической точки зрения, то Порошенко, не знаю сознательно или нет, пытался реализовать религиозную политику, которая была характерна для некоторых православных стран конца XIX — начала ХХ века, когда в Европе был период рождения и развития национальных государств, — поведал «спикер УПЦ» читателям украинского издания «Апостроф». — Сам тезис «Армия, язык, вера», кстати, принадлежит периоду политики Российской империи начала ХХ века. Теперь же, в XXI веке, Церковь уже не играет такой роли, которую она играла ранее, а формирование национальных идентичностей происходит по-другому».

Действительно ли главный слоган откровенно русофобской предвыборной кампании Порошенко использовался и в Российской империи? Об этом мы спросили у известного историка Александра Каревина.

— Признаюсь, своим сравнением религиозной политики Российской империи и порошенковской Украины протоиерей Николай Данилевич меня несколько удивил, — ответил Александр Семёнович. — Возможно, прозвучит резко, но мне почему-то сразу вспомнилась малорусская поговорка: «Прирівняла Гапка г…вно до оладка». Причём «оладком» тут является явно не печально известный «армовір».

По всей видимости, о. Николай имел в виду идеологию Российской Империи, кратко сформулированную тремя словами: «Православие. Самодержавие. Народность».

Но, во-первых, это не начало ХХ, а первая половина ХIХ века.

А во-вторых (и это главное), тут даже сравнивать нельзя! Православие (заметьте, в царской триаде оно на первом месте, а не на последнем) и порошенковская «віра» не имеют между собой ничего общего. Политика Порошенко — это политика откровенного гонения на Православную Церковь, а не её поддержка. Это попытка подменить Церковь на Украине неким суррогатом, фальшивкой. Как можно уподоблять такую политику действиям православных Государей?

Точно также самодержавие и порошенковская армия сравнению не поддаются. Это совершенно разные категории.

И, наконец, народность и «мова». Что общего тут? Народ Украины в большинстве своём русскоязычен (во всяком случае, пока). Языковая политика Порошенко (увы, продолжающаяся и поныне) — это стремление навязать этому русскоязычному большинству язык меньшинства. И даже численно ничтожного меньшинства, если не прибавлять к украиноязычным гражданам суржикоговорящих. Где тут народность? Это, скорее, антинародная политика.

При всём уважении к священническому сану, всё же замечу, что каждый должен заниматься своим делом. И не стоит апеллировать к истории, не изучив её в достаточной мере.

— Но, может быть, «спикер УПЦ» имел в виду какой-нибудь другой лозунг? Например, «За веру, Царя и Отечество»?

— То есть те же самые «Православие. Самодержавие. Народность», но выраженные другими словами? Хорошо, давайте так. Что это меняет?

«За веру!»: Между Православной верой и порошенковской «вірой» нет ничего общего.

«За Царя!»: А кто в «армовіре» Царь? Сам Пэтро Олэксийовыч? Как-то не тянет он на православного Государя. Православные Государи были покровителями и защитниками Православной веры. А Порошенко — наоборот. И армию его уж никак не назовешь защитницей Православия.

«За Отечество!»: Что общего между насильственной украинизацией (а под «мовой» в «армовіре» понимается именно она) и интересами Отечества? Принудительное навязывание жителям сегодняшней Украины неродного для большинства из них языка — это хорошо или плохо? Превращение русскоязычных жителей страны в граждан второго сорта делает её сильнее или нет? То, что дети из русскоязычных семей вынуждены обучаться не на родном языке, повышает качество образования или не повышает? Отказ от богатейшего русского культурного достояния, в значительной своей части родного для нас, не менее чем для РФ, обогащает нашу культуру или обедняет? Думаю, ответы очевидны. Так сам порошенковский лозунг «мовы» (украинизации) — это лозунг за Отечество или против него? Как же можно равнять ту идеологию и эту?

— «Спикер УПЦ» утверждает, что Порошенко в целом взял на вооружение «принятую в Российской империи практику формирования национальной идентичности посредством Церкви» (хотя, насколько известно, русские как этнос были сформированы Православием задолго до появления империи). Из контекста сказанного следует, что Петр Алексеевич просто запоздал по времени — не в той эпохе жил и работал. А так, в принципе, всё «православненько». Но неужели в России действительно наблюдались такие гонения по отношению к традиционным конфессиям и религиям, как в каденцию Порошенко по отношению к каноническому православию?

— Насколько я понял, это риторический вопрос.

Царская власть покровительствовала Православию и руководствовалась принципом веротерпимости по отношению к другим традиционным вероисповеданиям. Представители таких вероисповеданий свободно совершали богослужения в своих храмах, имели право вести религиозное обучение в своих духовных школах. И они отвечали Российской Империи лояльностью. Скажем, когда началась Первая мировая война, оренбургский муфтий, под духовным управлением которого находились тогда мусульмане большинства регионов Российской Империи, выпустил специальное воззвание к своим единоверцам, где назвал Россию «нашим дорогим Отечеством». И это были не просто слова! Российские мусульмане вместе с христианами сражались против общих врагов. Даже когда в войну против России вступила мусульманская Турция, это не поколебало российских мусульман в их верности Родине. Точно также защищали Россию и буддисты (калмыки, буряты). А хамбо-лама (глава буддистов Восточной Сибири) организовал сбор средств для фронта и инициировал отправку в госпитали бурятских врачей, практиковавших тибетскую медицину. Вряд ли это всё было бы возможным, если бы буддисты, мусульмане, представители других традиционных религий чувствовали бы себя в Российской Империи угнетёнными.

Каким-то репрессиям подвергались лишь деструктивные секты, учение и деятельность которых были направлены на разрушение традиционных конфессий и, таким образом, на подрыв мироощущения коренных народов России.

— Так может быть, Петр Алексеевич по-своему прав? Ведь и каноническая Церковь сейчас представляет угрозу мироощущению «титульной нации», её мировоззрению, называемому украинством (с его тотальной русофобией и самовозвеличиванием).

— Давайте всё-таки различать Украину и украинство. Я употребляю наименование «Украина» не как воплощение мечтаний украинства, а как термин ныне официально принятый и более привычный широкой публике. Исторически вернее, конечно, называть наш край Южной Русью.

Так вот: далеко нее всё то, что в интересах Украины (Южной Руси), отвечает интересам украинства. И наоборот.

Украинство в самом деле находится в серьёзном противоречии с Православием. С этой точки зрения, ликвидация канонической Православной Церкви на Украине (к чему, по факту, и стремился Порошенко) была бы весьма выгодна украинству. А вот для Украины это было бы катастрофой.

Пётр Порошенко занимал должность президента Украины, но проводил политику в интересах не Украины, а украинства (являющегося, по сути, той же деструктивной сектой, только политической). Или, иными словами: он проводил политику не за веру и Отечество, а против них.

Но соглашусь, что у о. Николая получилось (думаю всё же, что не осознанно) приравнять Православную Церковь к сектам.

А, может, о. Николай просто решил, как сейчас модно говорить, потроллить Петра Алексеевича, подчеркнув его обезьянничанье. Его и всех прочих СЦУшников. Потому и привёл сравнение с политикой минувших времён.

Возможно, в этом предположении историк Каревин прав. Но странно, согласитесь, для православного пастыря «троллить» гонителя Церкви посредством таких священных понятий как православная империя и помазанник Божий (каким были русские императоры).

Читайте также  Прорыв блокады ленинграда 1943 года (12 -30 января)

Впрочем, подобный исторический «экзерсис» не первый у «спикера УПЦ». И также связанный с инициативами Порошенко в религиозной области, поддержанными и министрами Зеленского.

Власти Украины, как известно, требуют от УПЦ (МП) самопереименования, с тем чтобы в названии данной структуры РПЦ присутствовало указание на «страну-агрессора». С одной стороны, это вопиющее попрание конституционной нормы об отделении церкви от государства. С другой — возможность для православных открыто исповедовать свою принадлежность к тысячелетней Русской церкви, зародившейся в Днепровской купели Матери городов Русских.

А вот что это для «спикера УПЦ»: «Закон о переименовании УПЦ напоминает историю с желтыми звездами, которыми метили в нацистской Германии евреев в 1930-е годы… Огромное количество граждан Украины искусственно делают чужими, врагами в своей стране, противопоставляя их другой части общества. Таким образом, изменение названия для УПЦ и попытки переименовать нас в «РПЦ в Украине» — это по сути те же желтые звезды для евреев в Германии во времена Холокоста».

Забыл только «спикер УПЦ» (если знал), что евреи не отказывались от веры Давида подобно тому, что он предлагает православным нынешней Украины — отречься от своей матери — Русской церкви (частью которой и является УПЦ) и от собственной русскости.

Взял интервью для «Альтернативы» Дмитрий Скворцов

Усиление наступления русского царизма на украинскую автономию

Особенностью пребывания Левобережья и Слобожанщины в составе России в XVIII в. был непрерывный наступление самодержавия на права Украины. Официальная российская политика этого периода в украинском вопросе прошла несколько этапов:

  • 1708-1728 гг. – форсированный наступление на украинскую автономию;
  • 1728-1734 гг. – возвращение Украине части ее прав и вольностей;
  • 1734-1750 гг. – новое усиление имперского давления.

1. С 1708 г.. Начинается период экспансии России на Украину, характеризующееся открытым игнорированием Переяславско-Московского договора, преобразованием украинских земель в часть Российской империи. В 1708-1709 гг. В Украине начал вводиться губернский административное устройство Левобережная Украина вошла в состав Киевской, Слобожанщина – Азовской губерний во главе с назначенными царем губернаторами. Суть имперской политики заключалась в посиянни разногласия между старшиной и гетманом. Существенных ограничений испытывала власть гетмана. Гетман Скоропадский жестоко контролировался специальным царским представителем. Гетманскую резиденцию перенесли из Батурина в Глухов, ближе к российской границе, и окружили двумя российским полками. Указом Петра I 1719 Украина запрещалось торговать пшеницей с Западной Европой через южные порты. Царский приказ устанавливал маршруты перевозок – через Ригу и Астрахань. В 1720 г.. Вышел указ о запрете книгопечатания на украинском языке. Впервые при Петре И российские офицеры начали назначаться на полковничьи должности, а дворяне получать земельные наделы в Украине. Тысячи казаков привлекались к каторжным работам (строительство каналов Ладожского, Царицынского, укреплений вдоль Терека), к военным действиям (более 10 тыс. Казаков воевало с Персией). Следующим шагом, направленным на ограничение автономных прав Украины, было создание в 1722 Малороссийской коллегии. Коллегия принимала от населения жалобы на украинские суды, контролировала финансы, следила за отношениями старшины и казачества.

В мае 1710 остатки казачьего войска в изгнании избрали гетманом генерального писаря Филиппа Орлика (1672-1742 гг.). Гетман заключил с казаками договор, который получил название «Конституция прав и вольностей Войска Запорожского». Она предусматривала полную независимость Украины; гетманство, ограниченное казацким парламентом; утверждались права православной церкви под главенством Константинопольского патриарха. В январе 1711 Орлик с запорожскими казаками и крымскими татарами участвовал в походе в Украине, но потерпел поражение и эмигрировал в Европу.

После смерти И. Скоропадского, наказанием (временным) гетманом стал Павел Полуботок (1722-1724 гг.). Полуботок пытался на основе старых юридических документов восстановить утраченные автономные права Украины. Чтобы нейтрализовать вмешательство Малороссийской коллегии во внутренние дела Гетманщины и снять напряжение в обществе, Полуботок начал активно устранять недостатки государственной жизни: провел судебную реформу, развернул борьбу с взяточничеством. Однако, он был арестован вместе с 15 офицерами и заключен в крепость, где и умер.

2. В 1727 выборы гетмана были запрещены. Верховным органом власти в Украине стала Малороссийская коллегия. Сбор налогов коллегия сосредоточила в своих руках, чем отодвинула казацкую старшину от одного из основных источников обогащения. Собранные налоги отправлялись в царскую казну, в результате чего происходило нескрываемое ограбления Украины. Только подготовка к новой русско-турецкой войны заставила царское правительство пойти на уступки украинской старшине: Малороссийской коллегии было отменено, новым гетманом избран (на самом деле назначен императором Петром II) Даниила Апостола (1727-1734 гг.). В 1728 был утвержден конституцию Гетманщины ( «Решительные пункты»), согласно которым внешнеполитические вопросы переходили под контроль российского наместника, военные – под контроль российского фельдмаршала, российское правительство оставило за собой контроль за финансами, ввел новую систему контроля за деятельностью гетмана и казацкой старшины. Таким образом, это было лишь формальное обновления украинской автономии. Несмотря на это, Апостолу удалось добиться положительных сдвигов: ревизия землевладения (1729-1730 гг.) Позволила пополнить государственный земельный фонд, был основан казну, под власть гетмана возвращено Киев, получено разрешение на возобновление Запорожской Сечи. Всего за гетманства Апостола внутреннюю жизнь Украины стабилизировалось.

3. После смерти Д. Апостола российское правительство не позволял избрания нового гетмана под предлогом поиска подходящего кандидата. Был назначен «Правление гетманского правительства» (1734-1750), в который входило шесть человек: трое россиян и трое украинский. Во главе правления стал князь О.ПИаховський. Сфера влияния этого «Правление» распространялась и на Слобожанщине. Российские чиновники вмешивались во все сферы общественной жизни. Ситуация осложнилась еще и русско-турецкой войной (1735-1739 гг.). Украина стала поставщиком материальных и человеческих ресурсов.

Новые термины и понятия

  • Малороссийская коллегия (1722-1786) – правительственный орган относительно управления украинскими землями, входившими в состав росийской империи. Коллегия состояла из президента, шести членов и прокурора и подчинялась Сенату. В 1727-1764 гг. М. к. Была заменена гетманством, в 1764-1786 гг. Восстановлена ​​для окончательной ликвидации автономии Украины. Отменена 20 (31) августа 1786 после создания на территории Украины наместничеств и подчинения всех украинских местных заведений центральным коллегиям.
  • «Конституция прав и вольностей Войска Запорожского» (Конституция Пилипа Орлика) – сокращенное название памятника политико-философской и правовой мысли, созданной в 1710 Полное название документа – «Договор и Установление прав и вольностей Войска Запорожского и всего свободного народа малороссийского между светлейшим гетманом Филиппом Орликом и между Генеральной старшиной, полковниками, а также названным Войском Запорожским, что по старинке и по военным правилам одобрены обеими сторонами свободным голосованием и скреплены найяс Ишим гетманом торжественной присягой ». Современная распространенное название происходит от сокращенного латинского названия – Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis.
  • Наказной гетман – на Украине в XVII-XVIII вв лицо, временно занимала должность гетмана (атамана). Наказного гетмана выбирала казацкая старшина или назначал генеральная старшина, как правило, из своего состава в случае смерти (в этом случае наказной гетман исполнял обязанности до избрания постоянного гетмана) или длительного отсутствия гетмана (атамана). Назначали наказного гетмана (чаще всего из полковников) также для возглавление в походе казачьего войска, когда гетман оставался в своей резиденции.
  • Назначение наказного гетмана оформлялось универсалом, а с 20-х годов XVIII в. – царским указом. Некоторые наказным гетманом возглавляли государство по несколько лет: Я.Сомка (1660-1663), П.Полуботок (1722-1724).
Читайте также  Реформа русской армии при минихе

Русского царизма на украинскую автономию

Усиление наступления

Деятельность гетмана Мазепы

На Левобережье гетманство просуществовало свыше 100 лет. 1663-1668 – И. Брюховецкий, 1668-1672 – Д. Многогрешный, 1672-1687 – Самойлович. В 1687г. гетманом выбрали Ивана Мазепу. Придя к власти, Мазепа проводил традиционную политику гетманов периода руины. Во-первых, он укрепил институт гетманства и свою власть, поддерживая реформы царя, заручился дружбой и доверием Петра I. Для укрепления власти Мазепа сконцентрировал огромные земельные владения и другие богатства в качестве личной собственности. Во-вторых, он укреплял господствующее положение в обществе казацкой старшины, видя в ней опору своей власти. В-третьих, — добился экономического и культурного подъема гетманщины. В-четвертых, Мазепа отстаивал автономию гетманщины. В целом, гетманство Мазепы протекало традиционно, и прославился он благодаря решительной попытке завоевать государственную независимость для своей Родины. И. Мазепа яснее многих видел непосредственную угрозу украинской автономии, несовместимой с российским самодержавием. В 1708г. армия Карла XII оказалась в Украине, гетман заключил с ним договор, согласно которому Украина признавалась независимым государством под покровительством Швеции. Но на его призыв не последовала всенародная поддержка разрыва с Москвой. Закрепощаемые крестьяне и рядовые казаки не верили лидеру помещиков и в чужой наемной армии не видели своих союзников. В битве под Полтавой в 1709г. рассеялась иллюзия о превосходстве шведских войск над московскими войсками. Им было нанесено сокрушительное поражение. Гетман и король спаслись бегством в турецкие владения. Мазепа вскоре умер. Петр I воспользовался мятежом Мазепы как поводом для расправы с украинской автономией. Гетманская столица Батурин была уничтожена со всеми жителями. Реальные и мнимые сторонники Мазепы были собраны и зверски казнены публично. Была разгромлена Запорожская Сечь. Оценки гетманства Мазепы колеблются в диапазоне от предателя до героя. Если подойти объективно, то с прагматической точки зрения его попытка завоевать гос. независимость непосредственно не дала ничего для укрепления украинской государственности, но в качестве свидетельства борьбы за независимость Украины имела перспективное значение. Доказательством этого может служить тот факт, что одна из купюр современной украинской валюты украшена портретом И. Мазепы.

Серьезный удар по украинской автономии был нанесен царизмом после окончания Северной войны. В 1722 г. Петр I велел учредить Малороссийскую коллегию, которая должна была постоянно находиться на Украине и фактически делить власть с гетманом. После смерти Скоропадского на Украине возникло двоевластие: с одной стороны, сохранялась Генеральная войсковая канцелярия, а с другой – вводилась Малороссийская коллегия. Руководствуясь старым имперским принципом «разделяй и властвуй», эта коллегия начала свою работу с обращения к населению подавать ей жалобы на злоупотребления казацкой старшины и иных должностных лиц. Понимая, что борьба с царизмом за сохранение былых автономных прав не приведет к желаемым результатам, Апостол сосредоточил всю свою деятельность на укреплении материального положения имущих слоев. Он навел порядок в финансовой сфере, сформировал годовой бюджет Гетманщины в размере 144 тыс. рублей и в своей экономической политике сделал упор на развитие частного предпринимательства. Большинство запорожцев к тому времени ушло в пределы Крымского ханства, где основало Олешковскую Сечь. Казаков заставляли воевать на стороне турок и татар, ремонтировать Перекопские укрепления, и в то же время им запрещали строить свои крепости и иметь на вооружении артиллерию. Внутри казацкого сообщества не было единства. Часть запорожцев хотела вернуться на родину и перейти на службу к царю; другая часть во главе с Константином Гордиенко продолжала выступать за войну с Россией до полного освобождения Украины.
То, что царизм «простил» запорожских казаков, объяснялось тем, что готовилась очередная война с Турцией; иметь в этой войне запорожцев не противниками, а союзниками было крайне выгодно.
Изменение политики российских властей в отношении Украины произошло после вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). В 1742 г. она тайно обвенчалась с Алексеем Розумом (Разумовским) – выходцем из казацкой семьи, который когда-то пел в придворной капелле в Петербурге. Под его влиянием императрица проявила интерес к Украине. Впрочем, императрица разрешила расширить автономные права Гетманщины лишь до известных пределов. В 1754 г. царское правительство запретило гетману произвольно назначать полковников, взяло под строгий контроль финансы, ликвидировало таможенные границы между Украиной и Россией. К концу 60-х годов XVIII в. единственным островком вольности на Украине оставалась Запорожская Сечь.

34. Ликвидация укр. государственностиЛиквидация укр. гос-ти имела несколько этапов:

1) 1708-1727гг. – это время форсированного (быстрого) наступления на укр. автономию. Столица г. Батурина была разрушена, а жители уничтожены. В 1708г. – гетман Скоропадский. Однако власть гетмана была значительно ограничена, за всей деятельностью гетмана наблюдал царский резидент. Гетманскую столицу было перенесено в г. Глухов. В мае 1709г. российские войска разрушили Запорожскую Сечь. В 1722г. умер И. Скоропадский. Гетманство было ликвидировано.

2) 1727-1734гг. – восстановление гетманства, возвращение Украины части ее прав. Гетманом стал Данил Апостол.

3) 1734-1750гг. – в течение 16 лет российское правительство не разрешало избирать гетмана.

4) 1750-1764гг. – восстановлено гетманство – Кирилл Разумовский (последний гетман) – золотая осень автономии.

5) 1764-1806гг. – ликвидация укр. автономии. Екатерина II: 1764г. – ликвидация гетманства; 1775г. – ликвидация Запорожской Сечи; 1781г. – ликвидация полкового административного устройства; 1783г. – ликвидация украинской армии, введено крепостное право; 1785г. – казацкая старшина получила дворянские права; 1859г. – Киев – первая громада.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: