Правление юстиниана (518-610)
5. 005 Юстиниан I Великий, строитель Собора Святой
Великие меценаты и филантропы
5.005 Юстиниан I Великий, строитель Собора Святой Софии
Летописцы преподносят Юстиниана I Великого как самого выдающегося императора Восточной Римской империи за ее 1000-летнюю историю и как самую противоречивую фигуру среди правителей Византии.
Историки культуры и искусствоведы почитают Юстиниана I как творца «Золотого века» византийского искусства.
Правоведы — как кодификатора права и создателя «Corpus juris civilis» — свода римского гражданского права («Свода Юстиниана»).
Христиане — как строителя знаменитого Софийского собора в Константинополе, затмившего своим великолепием легендарный Иерусалимский храм.
Современники относились к императору по-разному, но отдавали должное самодержцу как величайшему благотворителю.
К монаршей власти Петр Савватий (таково настоящее имя Юстиниана) пришел весьма затейливым образом. Он никак не мог претендовать на трон. Будущий император родился в 483 г. во фракийской семье крестьянина Савватия в деревне Тавресии близ современного Скопье (Верхняя Македония). Его мать была сестрой крестьянина Юстина, сыгравшего исключительную роль в судьбе племянника.
Дядя, спасаясь от крайней нужды, нанялся в императорскую гвардию, где вырос до военачальника. Своей безупречной службой Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита (советника) и сенатора.
По смерти Анастасия в 518 г., не оставившего наследника, Юстин, обхитрив сцепившихся в борьбе за власть претендентов, с помощью гвардии и подкупленного Сената был избран императором.
Между тем его племянник, оказавшись в 25-летнем возрасте в столице, изучил богословие и римское право, а затем, быстро продвигаясь по военной службе, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном.
В 521 г. Петр был усыновлен бездетным Юстином I, получил имя Флавий (как знак принадлежности к императорскому семейству) и Юстиниан (в честь дяди), стал консулом, личным телохранителем императора и обрел большое влияние при дворе.
Будучи прекрасно образованным человеком, выдающимся богословом, обладавшим разносторонними талантами, Юстиниан при неграмотном и престарелом правителе часто играл роль палочки-выручалочки, а в последние годы жизни монарха фактически исполнял его обязанности.
Устраивая великолепные зрелища в цирке, консул снискал необычайную популярность в народе и в Сенате, по ходатайству которого 70-летний император присвоил в 525 г. Юстиниану высшее звание цезаря, а за 4 месяца до своей кончины в 527 г. назначил его соправителем — августом.
После смерти Юстина I на трон взошел 44-летний Юстиниан I с супругой Феодорой, составившей ему достойную пару в правлении империей.
Жестоко подавив в самом начале своего царствования (532) большое народное восстание в Константинополе — «Ника», организованное знатными вельможами (было уничтожено 35 тыс. бунтовщиков), император все силы бросил на отвоевание у варваров Северной Африки, а у германцев Рима, западных земель в Италии, Испании, островов Средиземного моря.
Увеличив территорию государства чуть ли не вдвое и отразив агрессию Персии, Юстиниан провел реформу законодательства, административного устройства страны и финансовой системы. Добился союза с господствующей церковью, истребил ереси, распространил с помощью миссионеров христианство от берегов Черного моря до Сахары.
В 553 г. добился созыва Вселенского собора в Константинополе, результаты которого «оказались, в целом, соответствующими воле императора». Император успел много. Обладая феноменальной трудоспособностью, он того же требовал и от своего окружения.
Видевший свою сверхзадачу в возрождении могущества Римской империи и упрочении власти единого императора, положивший на это всю свою жизнь, властолюбивый Юстиниан I для достижения поставленных целей не брезговал никакими средствами ни во внешнеполитической деятельности, ни внутри империи.
Император грабил население завоеванных стран и облагал непомерными налогами жителей своей. Говорят, был даже «налог на воздух», приносивший в казну ежегодно 3000 фунтов золота. Предполагают, он регламентировал расстояние между домами. Для воплощения грандиозных замыслов василевса требовались огромные средства, которые шли на военные нужды и строительство.
Не меньших трат требовала благотворительность, которую Юстиниан перенял от своего предшественника и которую виртуозно использовал в своих политических целях. Несмотря на всю свою крестьянско-солдатскую невежественность, Юстин I дал преемнику не только образец ведения дипломатических игр со странами Востока, но и показал пример патронажа медицине и образованию; строительству храмов и дворцов.
Юстиниан пошел дальше дяди. Размах его строительства был уникален. Император «умножил укрепления по всей стране, так что каждое земельное владение было обращено в крепость или близ него расположен военный пост» (только вдоль Дуная было построено более 600 укреплений), проложил дороги, улицы, возвел мосты, террасы, колоннады, устроил агоры (базарные площади), зернохранилища, развил в городах водоснабжение.
Но еще больше император построил и перестроил церквей. Это была главная статья его расходов. Он жертвовал огромные суммы на основание мужских и женских монастырей и лечебниц. Глядя на него, крупные пожертвования делали сенаторы, церковные иерархи, землевладельцы, верующие.
При Юстиниане процветала монастырская благотворительность, возникшая вследствие проникновения в лоно Римской империи христианской религии и эллинистического идеала филантропии как любви к ближнему. Как отметил священник Игорь Иванов, «благотворительность в Византии была неким общественным идеалом, которому старались следовать все слои населения» (http://www.konst-elena.ru/).
Самой известной в Константинополе была больница св. Сампсона Странноприимца, построенная императором. Святой вознес Богу молитву и излечил тяжелобольного (предположительно, чумой) Юстиниана одним прикосновением руки.
В благодарность василевс хотел наградить целителя золотом и серебром, но тот отказался и попросил Юстиниана построить странноприимный дом и больницу. Император создал для св. Сампсона крупное специализированное медицинское учреждение (амбулаторию и стационар) и построил в городе еще 34 больницы.
Особое внимание Юстиниан обращал на развитие хирургии и фармакологии, на лечение инфекционных заболеваний, организацию приютов для сирот и вдов, госпиталей для бездомных и нищих, больниц для прокаженных и немощных, родильных домов, публичных бань и т.д.
Самой значительной постройкой всего периода существования империи, шедевром архитектурного искусства в столице стал Собор Святой Софии — Премудрости Божией (532—537), «сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства» (http://history-rk.my1.ru/).
Собор был выстроен на месте сгоревшего во время восстания «Ника» храма с тем же именем. Юстиниан выкупил под храм ближайшие участки земли, пригласил лучших архитекторов того времени Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и выделил им 10 тыс. рабочих. Денег на постройку император не жалел.
Со всех концов империи привозили лучший строительный материал и архитектурные элементы древних построек, на украшение шло золото, серебро, слоновая кость. На одну только облицовку собора серебряной фольгой было потрачено 40 тыс. фунтов серебра!
Для совершения богослужений собор был укомплектован баснословно дорогой драгоценной утварью. Роскошный интерьер был отделан цветным мрамором и декоративной мозаикой. Церковный причет насчитывал 525 церковно- и священнослужителей. «Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи».
На протяжении тысячелетия Софийский собор оставался самым большим храмом в христианском мире, «самым известным литургическим средоточием Православия». Он не раз пострадал от землетрясений и от разграбления крестоносцами (1204). В 1453 г. храм был обращен в мечеть султаном Мехмедом II. С 1935 г. это Музей Айя-София — памятник византийского зодчества, включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Софийский собор стал самым грандиозным сооружением Юстиниана и Византии, но император возвел немало других прекрасных храмов в столице и в провинциях: церковь Св. Марии Влахернской, церковь Св. Ирины, церковь Св. Полиевкта (на нее Юстиниан заставил принцессу Аникию Юлиану потратить все свое золото), собор Сергия и Вакха, церковь Сан-Витале в Равенне, храм Архангела Михаила в Анапле, храм Богоматери в Иерусалиме, монастырь Неопалимой Купины на Синае, храм Св. Иоанна в Эфесе и т.д.
При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы. Помимо иконописи и мозаичного искусства в империи развивались еще искусство миниатюры и литература, особенно историография и гимнография.
Скончался бездетный император 14 ноября 565 г. в Константинополе в возрасте 82 лет, не назначив себе преемника. Как отмечали историки, это случилось в пору, когда «распущенность нравов уживалась в Византии с повсеместной демонстрацией благочестия».
Неумеренная экспансия Юстиниана на Запад и огромные масштабы строительства истощили силы и ресурсы империи. Экономика была подорвана, население обнищало, и преемник Юстиниана Юстин II вынужден был перейти от завоеваний к обороне, в результате чего многие приобретения предшественника свелись к нулю.
Правление Юстиниана в Византийской империи — основные реформы и достижения
Правление Юстиниана в Византийской империи было отмечено не только ростом территории страны, но и значительными успехами в укреплении христианской религии, достижениями в юридической, административной и культурной сферах. Это время считается золотым веком.
Византийская империя при Юстиниане
Для начала вспомним некоторые факты из биографии императора. Юстиниан происходил из небольшой деревушки в горной части Македонии. Родился в 483 году и был сыном обычного крестьянина.
Когда он стал подростком, уехал в столицу к своему дяде Юстину, который был придворным. Этот родственник позаботился о юноше, ввёл его в придворную жизнь, а также обеспечил ему возможность получить хорошее образование.
Его дядя получил императорский трон, будучи в преклонном возрасте. Он не забыл о своём племяннике и сделал его своим помощником.
В молодости Юстиниан отличался неиссякаемой энергией и ясным умом. Современники отзывались о нём как о любезном и доброжелательном человеке. Однако это была только внешняя сторона его характера.
Юстиниан был способен проявлять жестокость и не испытывать при этом угрызений совести. Другим его недостатком был слабый характер. Иногда в ситуациях, требующих решительности, он проявлял слабоволие и трусость.
Он женился вопреки общественному мнению. Феодора была очень красива и умна, однако не имела знатного происхождения — она была дочерью циркового сторожа.
Юстиниан стал императором в 45-летнем возрасте в 527 году. Он поставил для себя главной целью воссоздание Римской империи в тех границах, в которых она была в период максимального расцвета. За время правления император смог вернуть большую часть территории, которая была утрачена ранее.
Многие историки царствование Юстиниана считают эпохой расцвета для Византии. Такого величия страна не достигала ни в предыдущие, ни в последующие века.
Внутренняя политика императора Юстиниана
Одним из его величайших достижений было создание кодекса законов. В него вошли не только все действующие на тот момент в империи законы, но и юридические труды самого императора.
Римское право считается одной из самых совершенных юридических систем Древнего Мира.
В тексте труда под названием «Свод гражданских правил» не только были установлены нормы, но и были даны определения понятий, которые послужили основой для законов на протяжении многих веков.
Основным направлением внутренней политики Юстиниан считал единство империи, мощь христианской церкви и соблюдение установленных им законов.
Для поддержки церкви император закрыл Афинскую академию, которая была основана Платоном.
Во время правления Юстиниана начали собираться Вселенские соборы — они представляли собой съезды, на которые съезжалось высшее христианское духовенство.
Был создан Собор Святой Софии в Константинополе. Он является одним из самых больших христианских храмов в мире и уступает по величине только тому, который расположен в Риме.
В рассматриваемый период происходило интенсивное строительство военных сооружений. Огромные размеры империи диктовали необходимость прилагать серьёзные усилия для её защиты.
Его реформы имели и оборотную сторону. Государству требовались деньги для развития — поэтому налоги были высокими.
Борьба за утверждение христианства сопровождалась преследованиями за языческую религию. В 532 году это привело к кровопролитному восстанию, которое было подавлено с помощью полководца Велизария.
Социально-экономические реформы
Юстиниан отменил римскую систему управления страной и учредил византийскую. При этом империю поделили на области (префектуры), а те — на округа (фемы).
Управление осуществляли наместники, выполняющие императорскую волю.
Для более эффективной работы были организованы различные ведомства: налоговое, почтовое и другие. Чиновники назначались императором и получали соответствующее должности жалование.
Власть императора имела важную особенность — она в Византии не передавалась по наследству. Для того, чтобы удержаться на троне, базилевс (скипетродержатель) должен был уметь бороться не только против внешних, но и против внутренних врагов.
Император стремился утвердить на всей территории империи единую религию — христианство.
Административные реформы
При этом правителе были проведены следующие реформы в административной сфере:
Прекращено получение должностей путём оплаты за них.
Юстиниан стремился ограничить взяточничество и считал одной из его причин — недостаточно высокие оклады чиновников, не позволяющие им кормить семью на надлежащем уровне. Император обеспечил рост заработной платы, что привело к снижению коррупции.
Юстиниан принял меры, которые ограничивали абсолютную власть его чиновников. Тем, кто управлял провинцией, не было разрешено вмешиваться в дела столичных городов. В тех случаях, когда влиятельные горожане считали указания чиновников незаконными, они имели возможность оспаривать такие распоряжения. Епископам была предоставлена возможность выполнять контроль над представителями императорской администрации.
Армия была организована по профессиональному принципу.
Необходимо отметить, что епископы и их аппарат не обладали полномочиями для дублирования работы администрации. У них имелись только возможности осуществлять контроль над ней.
Финансовая политика
Ведение финансовой политики осуществлялось в соответствии с определёнными целями, которые изложены ниже:
Наиболее важной считалась необходимость всемерного укрепления христианской церкви, которая была основной опорой императорской власти.
Другая важная цель — укрепление военной мощи империи. Практически всё время, когда Юстиниан был у власти, империя вела военные действия.
Правитель провёл налоговые реформы.
Этот император правил Византией в течение 38 лет. Мирный период был кратким и длился 6 лет.
Внешняя политика императора Юстиниана Великого
На тот момент, когда Юстиниан пришёл к власти, империя включала в себя следующие территории:
полуостров Малая Азия;
На исходе правления к территории добавились: государство Вандалов, юг Испании, Апеннинский полуостров и некоторые другие территории.
Итоги военной экспансии Византии были впечатляющими. В 833 году Юстиниан отправил своего полководца Велизария на завоевание государства Вандалов. Эта война для Византии была успешной. Спустя год эта территория стала частью империи.
В императорской армии активно использовались дикие варвары. Кавалерия, состоявшая из гуннов, была основной ударной силой в боях по завоеванию государства Вандалов. Когда происходило генеральное сражение этой войны, противник устрашился вида этих свирепых воинов и сбежал в пустыню. После этого Велизарий захватил Карфаген.
Следующей целью Юстиниана Великого стало завоевание Апеннинского полуострова. В это время на территории Италии обосновалось королевство остготов. Германские королевства в этот период постоянно вели войны между собой, что их существенно ослабляло.
Юстиниан объявил им войну. Боевые действия шли успешно для византийской армии. Остготы вынуждены были искать помощь и обратились за ней к Персии. Император смог провести переговоры с этой страной и подписал с ней мирный договор, обезопасив восточные границы империи.
Одним из первых успехов в войне за завоевание Апеннинского полуострова был захват Сицилии. Во время этой операции сопротивление врага было относительно слабым. Велизарий завоёвывал итальянские города один за другим. Большая их часть сдавалась победителю. Затем он осадил и взял Неаполь.
После этого Папа Римский предложил ему войти в Рим. Велизарий предполагал, что это является уловкой, а на самом деле противник собирает силы для ответного удара. Он вошёл в город и стал готовиться к обороне, возводя дополнительные укрепления. После осады, длившейся один год и два месяца (537 — 538 гг.), Велизарий продолжил наступление и покорил северо-восточную часть страны.
После смерти Юстиниана был учреждён экзархат (от греч. «внешняя власть»), столица которого располагалась в Равенне. Рим не попал под власть Византии в связи с тем, что его полностью контролировал Папа Римский.
Апеннинский полуостров оставался под властью Византийской империи до середины восьмого века.
Основной принцип, на котором Юстиниан строил отношения с другими государствами, можно сформулировать кратко: «Разделяй и властвуй». Он постоянно создавал союзы с одними странами для того, чтобы уничтожить другие, при этом меняя союзников там, где это было выгодно. Если возникали такие возможности, император старался ссорить врагов между собой при каждой возможности.
В 540 году Персия разорвала мирный договор с Юстинианом и начала открыто готовиться к военным действиям. Византии грозила война на два фронта.
Последняя военная кампания под руководством Велизария происходила на территории Фракии. Византия в 559 году давала отпор нападению племени котригуров. Полководец был близок к тому, чтобы одержать победу над ними, однако император принял решение откупиться от агрессора. После этого полководец до конца своей жизни пребывал в немилости у императора.
Какими достижениями прославилась империя Юстиниана
Кратко о правлении императора Юстиниана сказано в таблице:
За то время, когда император Юстиниан был у власти, территория его государства увеличилась в два раза и достигла наибольших размеров за всю свою историю.
Однако прежние границы Римской империи времён её расцвета достигнуты не были. Этого императора в народе прозвали «бессонным императором» из-за того, что он проводил активную деятельность на благо своей империи.
Была создана сильная и профессиональная армия, которая одержала множество побед, однако на её содержание требовалось много денег. Во вторую половину правления это привело к серьёзным проблемам в экономике страны.
Историография правления Юстиниана I
Историография правления Юстиниана I — часть византийской историографии, относящейся к периоду правления императора Юстинана I (527 — 565). В силу важности этого периода, она является предметом многочисленных исследований.
Содержание
- 1 «Эпоха Юстиниана»
- 2 Общая характеристика
- 2.1 Источники
- 2.2 Исследования
- 3 Специализированные исследования
- 3.1 Происхождение Юстиниана
- 3.2 Религиозная политика
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 5.1 Произведения Юстиниана
- 5.2 Источники
- 5.3 История Византии в целом
- 5.4 Монографии и статьи
- 5.4.1 На русском языке
- 5.4.2 На испанском языке
- 5.4.3 На итальянском языке
- 5.4.4 На немецком языке
- 5.4.5 На французском языке
- 5.4.6 На английском языке
- 5.5 Сборники
«Эпоха Юстиниана» [ править ]
Общая характеристика [ править ]
Источники [ править ]
Важнейшим источником времён Юстиниана являются работы Прокопия Кесарийского, содержащие как апологетику, так и жёсткую критику его правления [1] . С молодости Прокопий состоял советником при полководце Велизарии, сопровождая его во всех войнах, которые велись в это царствование. Написанная в середине VI века История войн является основным источником о событиях и внешней политике Византии во время войн с Персией, вандалами и готами [2] . Написанный в конце правления Юстиниана панегирик О постройках содержит ценные сведения о строительной деятельности этого императора. Памфлет Тайная история проливает свет на закулисную жизнь правителей империи, хотя достоверность сообщаемых в этом произведении сведений спорна и в каждом случае является предметом отдельных исследований [3] . Занимавший положение мелкого адвоката Агафий Миринейский выступил продолжателем трудов Прокопия и после смерти Юстиниана написал сочинение в пяти книгах. Скончавшись молодым в 582 году, Агафий успел только изложить события 552—558 годов [4] . В отличие о Прокопия, писавшего в правление Юстиниана и вынужденного скрывать своё отношение к происходящему, Агафий, вероятно, искренен в своей положительной оценке внешней политики этого императора. При этом Агафий отрицательно оценивает внутреннюю политику Юстиниана, особенно в конце царствования [5] . От исторических записок Менандра Протектора, охватывавших период с 558 по 582 год, сохранились только отрывки в компиляции Константина Багрянородного. Благодаря то же учёному императору IX века сохранились отрывки произведений дипломата эпохи Юстиниана Петра Патрикия, вошедших в трактат О церемониях. В кратком изложении патриарха Фотия сохранилась книга другого дипломата Юстинина, Нонноза [fr] . Хроника Исихия Милетского, посвящённая царствованию Юстина I и первым годам царствования Юстиниана, практически полностью не сохранилась хотя, возможно, введение хроники историка второй половины VI века Феофана Византийского содержит заимствования из неё. Ранний период царствования Юстиниана захватывает сохранившаяся в сокращённом изложении летопись сирийца Иоанна Малалы, подробно рассказывающая о щедрости императора в отношении городов Малой Азии, а также о других событиях, важных для жителей его региона [6] . «Церковная история» антиохийского юриста Евагрия Схоластика частично основывается на трудах Прокопия и Малалы также сообщает важные сведения о истории Сирии в правление Юстиниана. Из более поздних источников на греческом языке фрагментарно сохранилась летопись Иоанна Антиохийского (VII век). Другой источник VII века Пасхальная хроника излагает всемирную историю от сотворения мира до 629 года, до правления императора Маврикия (585—602) события излагает очень кратко. Позднейшие источники, такие как летописи Феофана Исповедника (IX век), Георгия Кедрина (начало XII века) и Иоанна Зонары (XII век) использовали для описания событий VI века числе не сохранившиеся до нашего времени источники и потому также содержат ценные подробности [7] .
Важным источником сведений о религиозных движениях в эпоху Юстиниана является житийная литература. Крупнейшим агиографом того времени является Кирилл Скифопольский (525—558), чья биография Саввы Освященного (439—532) важна для реконструкции конфликта в Иерусалимском патриархате в 529—530 годах [8] . Источником сведений о жизни монахов и аскетов является Лимонарь Иоанна Мосха. Известны биографии Константинопольских патриархов Мины (536—552) и Евтихия (552—565, 577—582) [9] . С точки зрения восточных миафизитов описываются события в Церковной истории Иоанна Эфесского. Данные о церковной политике Юстиниана содержатся также в переписке императора с папами. Сведения географического характера содержатся в трактате Синекдем (535) географа Иерокла и в Христианской топографии купца и паломника Космы Индикоплова. Для военной истории царствования представляют ценность военные трактаты, некоторые из которых датируются VI веком. Важным трудом по административной истории царствования Юстиниана является произведение чиновника VI века Иоанна Лида De Magistratibus reipublicae Romanae [10] .
Латинские источники существенно менее многочисленны и посвящены преимущественно проблемам западной части империи. Хроника иллирийца Марцеллина Комита охватывает период от вступления на престол императора Феодосия I (379—395) до 534 года. Марцеллин достиг в правление Юстиниана сенаторского звания и долго жил в Константинополе и был очевидцев беспорядков в столице, включая восстание Ника. Хроника отражает мнение лояльных проправительственных кругов [11] ; неизвестным продолжателем она доведена до 548 года. Хроника африканского епископа Виктора Туннунского, оппонента Юстиниана в споре о трёх главах охватывает события с 444 по 567 год. Близка по времени к рассматриваемому периоду летопись испанского епископа Иоанна Бикларского, чьё детство прошло в Константинополе. Испанские события VI века отражены в Истории готов [en] Исидора Севильского. Отношения Византии с франками затрагивает хроника Мария Аваншского, идущая с 445 по 581 год, а также История франков [fr] Григория Турского. Исторические произведения готского историка Иордана (Гетика и De origine actibusque Romanorum) доведены до 551 года. Составленный в первой половине VI века сборник папских биографий Liber Pontificalis содержит важные, хотя и не всегда достоверные, сведения об отношениях Юстиниана с римскими понтификами [12] .
С конца XIX века в научный оборот вводятся разнообразные источники на восточных языках, прежде всего сирийские. Анонимная хроника продолжателя Захарии Ритора доведена до 569 года, вероятно, в этом году она и была составлена. Как и упомянутый ранее Иоанн Эфесский, этот автор отражал позицию сирийских миафизитов. Важным источником для исследования этого направления в христианстве в VI веке является сборник биографий святых Иоанна Эфесского. К VI веку относят «Эдесскую хронику», охватывающую период с 131 по 540 год. До конца VII века доведена хроника египетского историка Иоанна Никиусского, сохранившаяся только в переводе на эфиопский язык. Утраченными персидскими источниками пользовался арабский историк IX века ат-Табари [13] .
Помимо исторических хроник существует большое количество других источников. Чрезвычайно обширно правовое наследие эпохи Юстиниана — Corpus iuris civilis (до 534 года) и появившиеся позже новеллы, а также различные памятники церковного права. Отдельной категорией источников являются труды собственно Юстиниана — его письма и религиозные трактаты. Наконец, от этого времени сохранилась разнообразная литература, помогающая лучше понять мировоззрение людей эпохи Юстиниана, например политический трактат «Поучение» Агапита, поэмы Кориппа, эпиграфические и архитектурные памятники [14] .
Исследования [ править ]
В работах различных исследователей даны обзоры источников, относящихся к рассматриваемому периоду. Исчерпывающий обзор источников, касающихся правления Юстина I и раннего периода царствования Юстиниана приведены в монографии А. А. Васильева Justin the First. Обзор источников и монографий по вопросам, связанным с Восстанием Ника, то есть социальной структуре городского населения, партий ипподрома и собственно ходе восстания, проведён в работах А. А. Чекаловой. Источники, касающиеся экономической географии, а также взаимодействия с народами Малой Азии проанализированы в работах Пигулевской Н. В. До сих пор имеет значение вышедшая в 1908 году монография Адонца Н. Г., суммирующая большое количество источников, касающихся Армении IV—VII веков. Вопросы, касающиеся юридических реформ Юстиниана, рассматриваются в монографиях по истории римского права.
Среди зарубежный исследований данной темы, прежде всего необходимо назвать вышедшие более ста лет назад работы Шарля Диля.
Специализированные исследования [ править ]
Происхождение Юстиниана [ править ]
Религиозная политика [ править ]
Религиозная политика Юстиниана является объектом многочисленных исследование. Основные выводы большинства исследователей, среди которых можно назвать Х. Баура, Ф. Дельгера, А. В. Циглера, П. Штокмайера, Е. Шварца, Ш. Диля, Д. Б. Бьюри, Е. Каспара, В. Певесина, Е. Штайна, Г. В. Острогорского, К. Амантоса, В. Энсслина сводятся к следующему:
- Юстиниан силой сделался абсолютным монархом в империи и Церкви;
- Он стал верховным авторитетом во всех церковных вопросах, предписывая веру своим подданным;
- Он подвергал критике авторитет Вселенских соборов и папства;
- Он использовал Церковь в политических и личных целях;
- Восточная церковь, подчинённая силой, была вынуждена одобрять догматические решения императора;
- Западная церковь сначала оказывала ему сопротивление, а затем была подчинена.
Другая точка зрения, появившаяся позднее, более благосклонна к императору. Так, А. фон Гарнак считал, что Юстиниан был лучшим богословом своего времени, а Б. Бионди по новому осветил всю проблему в целом, считая так называемый цезарепапизм Юстиниана «фальсификацией истории». Данная точка зрения была воспринята современниками названных учёных критически, однако в 1952 году Э. Каден развил эти идеи, предположив, что для правления Юстиниана был характерен не цезарепапизм, а тесное и близкое сотрудничество Церкви и государства.
История средних веков
Правление императора Юстиниана
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в середине VI в. в правление императора Юстиниана (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.
Юстиниан родился в Македонии в семье бедного иллирийского крестьянина. Его дядя император Юстин (518—527), возведенный на престол солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромной империи. Юстиниан получил очень противоречивую оценку современников и потомков. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих офи циальных трудах и в «Тайной истории» создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Обладая недюжинным умом, силой воли и получив блестящее образование, Юстиниан с необычайной энергией занимался государственными делами.
Он был доступен людям различного звания, обворожителен в обращении. Но эта кажущаяся и внешняя доступность были только маской, скрывавшей натуру беспощадную, двуличную и коварную. По словам Прокопия, он мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Юстиниан был фанатически одержим идеей величия своей императорской особы, которой, как он считал, выпала миссия возрождения былого могущества Римской империи. Сильное влияние на него оказывала его жена Феодора, одна из самых ярких и своеобразных фигур на византийском престоле. Танцовщица и куртизанка, Феодора благодаря своей редкой красоте, уму и твердой воле покорила Юстиниана, стала его законной женой и императрицей. Она обладала недюжинным государственным умом, вникала в дела правления, принимала иностранных послов, вела дипломатическую переписку, в трудные минуты проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Феодора безумно любила власть и требовала рабского поклонения.
Внутренняя политика Юстиниана была направлена к усилению централизации государства и укреплению экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае. По преданию, два несторианских монаха в своих полых посохах вывезли из Китая в Византию грены шелковичного червя; в империи (в Сирии и Финикии) возникло в VI в. собственное производство шелковых тканей. Константинополь в это время стал средоточием мировой торговли. В богатых городах империи наблюдался подъем ремесленного производства, совершенствовалась строительная техника. Это дало возможность Юстиниану воздвигать в городах дворцы и храмы и оборонительные сооружения в пограничных районах.
Прогресс строительной техники был важным стимулом и для расцвета архитектуры. В VI в. заметно улучшилась и обработка металлов. Широкие военные предприятия Юстиниана стимулировали производство оружия и расцвет военного искусства.
В своей аграрной политике Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и не последовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев и, в первую очередь, старой сенаторской аристократии.
В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. Коренные изменения социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм, препятствовавших дальнейшему прогрессу византийского общества. В короткий срок (с 528 по 534 г.) комиссией из выдающихся юристов во главе с Трибонианом была проведена огромная работа по пересмотру всего богатейшего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права» («Corpus juris civilis»). Он состоял первоначально из трех частей: «Кодекс» Юстиниана — собрание важнейших законов римских императоров (от Адриана до Юстиниана) по различным гражданским делам (в 12 томах); «Дигесты», или «Пандекты», — сборник авторитетных мнений знаменитых римских юристов (в 50 книгах); «Институции» — краткое элементарное руководство по римскому гражданскому праву. Законы, изданные самим Юстинианом с 534 по 565 г., составили впоследствии четвертую часть «Свода» и получили название «Новеллы» ( т. е. «Новые законы»).
В законодательстве, как и во всей общественной жизни Византии этого времени, определяющей была борьба старого рабовладельческого мира с нарождающимся новым — феодальным. При сохранении в Византии в VI в. основ рабовладельческого строя фундаментом Corpus juris civilis могло быть лишь старое римское право. Отсюда и консерватизм законодательства Юстиниана. Но вместе с тем в нем (особенно в «Новеллах») отразились и коренные, в том числе прогрессивные, изменения в общественной жизни. Центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана становится идея неограниченной власти государя-самодержца — «представителя бога на земле» — и идея союза государства с христианской церковью, защиты ее привилегий, отказа от веротерпимости и преследование еретиков и язычников.
В законодательстве Юстиниана (особенно в «Кодексе» и «Новеллах») поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.
Сохранение в Византии в IV—VI вв. ряда крупных городских центров, развитых ремесла и торговли требовали строгой регламентации и охраны права частной собственности. И здесь римское право, эта «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность», явилось источником, из которого юристы VI в. могли черпать необходимые законодательные нормы. Поэтому в законодательстве Юстиниана видное места отводится регулированию торговых, ростовщических и ссудных операций, аренды и т. п.
Однако и в сферу частноправовых отношений были внесены важные изменения: отменялись все старые, уже изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности — основы всего гражданского права.
Законы Юстиниана закрепили начавшиеся еще в Римскую эпоху империи тенденции к фактической ликвидации правовых различий между римскими гражданами и покоренными народами. Все свободные граждане империи отныне подчинялись единой правовой системе. Единое государство, единый закон и единая система заключения браков для всех свободных жителей империи — такова основная идея семейного права в законодательстве Юстиниана.
Обоснование и защита права частной собственности обусловили живучесть основных положений «Свода гражданского права» Юстиниана, которые сохранили свое значение в течение всего средневековья, а впоследствии были использованы в буржуазном обществе. Широкая строительная деятельность Юстиниана, завоевательная политика, содержание государственного аппарата, роскошь императорского двора требовали огромных расходов, и правительство Юстиниана принуждено было резко повысить налоговое обложение подданных.
Недовольство населения налоговым гнетом и преследованиями еретиков привели к восстаниям народных масс. В 532 г. вспыхнуло одно из самых грозных народных движений в Византии, известное в истории как восстание «Ника». Оно было связано с обострившейся борьбой так называемых цирковых партий Константинополя.
Любимым зрелищем жителей Византии были конные ристания и различные спортивные игры в цирке (ипподроме). Вместе с тем цирк в Константинополе, как и в Риме, был центром социально-политической борьбы, местом многолюдных собраний, где народ мог видеть императоров и предъявлять им свои требования. Цирковые партии, которые были не только спортивными, но и политическими организациями, носили названия по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые») и русии («красные»). Наибольшее значение имели партии венетов и прасинов.
Социальный состав цирковых партий был очень пестрым. Во главе партии венетов стояла сенаторская аристократия и крупные землевладельцы, партия прасинов отражала прежде всего интересы купцов и владельцев крупных ремесленных эргастерий, торговавших с восточными провинциями империи. Партии цирка были связаны с димами городов Византии, в них входили и рядовые члены димов, принадлежавшие к средним и низшим слоям свободного населения городов. Различались прасины и венеты и по своим религиозным убеждениям; венеты были сторонниками ортодоксального церковного вероучения — православными, а прасины выступали в защиту монофизитства. Юстиниан покровительствовал партии венетов и всячески преследовал прасинов, что вызвало их ненависть к правительству.
Восстание началось 11 января 532 г. с выступления в константинопольском ипподроме оппозиционной партии прасинов. Но вскоре к «зеленым» присоединилась и часть венетов; низы обеих партий объединились и потребовали сокращения налогов и отставки наиболее ненавистных чиновников. Восставшие стали громить и поджигать дома знати и правительственные здания.
Вскоре их возмущение обратилось и против самого Юстиниана. Повсюду раздавался клич «Побеждай!» (по гречески «Ника!». Император и его приближенные были осаждены во дворце. Юстиниан решил бежать из столицы, но императрица Феодора потребовала немедленно напасть на восставших. В это время среди участников движения начались разногласия, часть аристократии из партии «голубых», испугавшись выступления народных масс, отшатнулась от восстания. Правительственные войска, возглавляемые полководцами Юстиниана — Велисарием и Мундом, внезапно напали на собравшийся в цирке народ и учинили страшную резню, во время которой погибло около 30 тыс. человек.
Разгром восстания «Ника» знаменует резкий поворот в политике Юстиниана в сторону реакции. Однако народные движения в империи не прекращались.
НазадОглавление
Далее
Шарль Диль — История Византийской империи
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «История Византийской империи»
Описание и краткое содержание «История Византийской империи» читать бесплатно онлайн.
«История Византийской империи» принадлежит перу крупного французского византиниста Шарля Диля. В этой книге, вышедшей в свет в 1919 г . и затем неоднократно переиздававшейся, автор поставил своей задачей изложить весь тысячелетний ход византийской истории в виде серии последовательных очерков, соответственно периодам, на которые он делит историю Византии.
Так, казалось, заканчивалась эволюция, увлекавшая Византию, к Востоку; и можно было ожидать, что в недалеком будущем осуществится идеал чисто восточной империи, деспотически управляемой, обладающей хорошей администрацией, солидно защищенной, отказавшейся от политических притязаний на Западе, чтобы сосредоточить внимание на собственных нуждах, и не колеблющейся более перед тем, чтобы обрести религиозное единство на Востоке путем разрыва с Римом и основания под опекой государства церкви, почти независимой от папства. К несчастью, империя к концу V и к началу VI в. находилась в состоянии жестокого кризиса, препятствовавшего осуществлению этой мечты.
С 502 г . персы возобновили войну на Востоке; в Европе славяне и авары начали свои набеги к югу от Дуная. Внутренняя смута достигла крайних пределов. Столицу волновали ссоры партий цирка, зеленых и синих; провинции, недовольные, разоренные войной, подавленные налогами, искали любого повода, чтобы предъявлять свои местные требования; правительство было непопулярно; могущественная православная оппозиция боролась за свою политику и предоставляла разным честолюбцам удобный повод для возмущений, наиболее серьезным из которых было восстание Виталиана (514).
Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль о необходимости единства римского мира, «Романии», беспрестанно обращала умы на Запад.
Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определенными планами. Такую политику проводил Юстиниан .
Правление Юстиниана и Византийская империя в VI веке (518—610)
НАЧАЛО ДИНАСТИИ ЮСТИНИАНА
В 518 г ., после смерти Анастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поисках счастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Вот почему этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.
Уроженец Македонии подобно Юстину — романтическая традиция, делающая из него славянина, возникла в значительно более позднее время и не имеет никакой исторической ценности, — Юстиниан по приглашению своего дяди еще юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером — всем необходимым, чтобы стать помощником нового владыки. Действительно, с 518 по 527 г . он фактически правил от имени Юстина в ожидании самостоятельного правления, которое длилось с 527 по 565 г .
Таким образом, Юстиниан в течение почти полувека управлял судьбами Восточной Римской империи; он оставил глубокий след в эпохе, над, которой господствует его величественный облик, ибо одной его воли было достаточно, чтобы пресечь естественную эволюцию, увлекавшую империю к Востоку.
Под его влиянием с самого начала правления Юстина определилась новая политическая ориентация. Первой заботой константинопольского правительства стало примириться с Римом и положить конец расколу; чтобы скрепить союз и дать папе залог своего усердия в правоверии, Юстиниан в течение трех лет (518—521) яростно преследовал монофизитов на всем Востоке. Это сближение с Римом укрепило новую династию. Помимо того, Юстиниан весьма дальновидно сумел принять необходимые меры для обеспечения прочности режима. Он освободился от Виталиана, своего наиболее страшного противника; особенную же популярность он приобрел благодаря своей щедрости и любви к роскоши. Отныне Юстиниан начал мечтать о большем: он прекрасно понимал то значение, которое для его будущих честолюбивых планов мог иметь союз с папством; именно поэтому, когда в 525 г . явился в Константинополь папа Иоанн — первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим, — ему был устроен торжественный прием в столице; Юстиниан чувствовал, как нравится на Западе подобное поведение, как неизбежно оно приводит к сравнению благочестивых императоров, правивших в Константинополе, с арианскими варварскими королями, господствовавшими в Африке и в Италии. Так Юстиниан лелеял великие замыслы, когда после смерти Юстина, последовавшей в 527 г ., он стал единственным правителем Византии.
ХАРАКТЕР, ПОЛИТИКА И ОКРУЖЕНИЕ ЮСТИНИАНА
Юстиниан совершенно не походит на своих предшественников, государей V столетия. Этот выскочка, воссевший на трон цезарей, желал быть римским императором, и действительно он был последним великим императором Рима. Однако, несмотря на свое неоспоримое прилежание и трудолюбие — один из придворных говорил о нем: «император, который никогда не спит», — несмотря на подлинную заботу о порядке и искреннее попечение о хорошей администрации, Юстиниан, вследствие своего подозрительного и ревнивого деспотизма, наивного честолюбия, беспокойной деятельности, сочетавшейся с нетвердой и слабой волей, мог бы показаться в целом весьма посредственным и неуравновешенным правителем, если бы он не обладал большим умом. Этот македонский крестьянин был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства; и благодаря тому, что у него были эти две идеи, его имя остается бессмертным в истории.
Преисполненный воспоминаний о величии Рима, Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю такой же, какой она некогда была, укрепить незыблемые права, которые Византия, наследница Рима, сохраняла в отношении западных варварских королевств, и возродить единство римского мира. Наследник цезарей, он хотел подобно им быть живым законом, наиболее полным воплощением абсолютной власти и вместе с тем непогрешимым законодателем и реформатором, заботящимся о порядке в империи. Наконец, гордясь своим императорским саном, он желал украсить его всей помпой, всем великолепием; блеском своих построек, пышностью своего двора, несколько ребяческим способом называть своим именем («юстиниановыми») выстроенные им крепости, восстановленные им города, учрежденные им магистратуры; он хотел увековечить славу своего царствования и заставить своих подданных, как он говорил, почувствовать несравненное счастье быть рожденными в его время. Он мечтал о большем. Избранник божий, представитель и наместник бога на земле, он взял на себя задачу быть поборником православия, будь то в предпринимаемых им войнах, религиозный характер которых неоспорим, будь то в огромном усилии, которое он делал для распространения православия во всем мире, будь то в способе, каким он управлял церковью и уничтожал ереси. Всю свою жизнь он посвятил осуществлению этой великолепной и гордой мечты, и ему посчастливилось найти умных министров, таких, как юрисконсульт Трибониан и префект претория Иоанн Каппадокийский, отважных полководцев, как Велисарий и Нарсес, и особенно, превосходного советника в лице «наивысокочтимейшей, богоданной супруги», той, кого он любил называть «своим самым нежным очарованием», в императрице Феодоре.
Феодора также происходила из народа. Дочь сторожа медведей с ипподрома, она, если верить сплетням Прокопия в «Тайной истории», приводила современников в негодование своей жизнью модной актрисы, шумом своих авантюр, а всего более тем, что победила сердце Юстиниана, заставила его на себе жениться и вместе с ним вступила на трон.
Несомненно, что пока она была жива — Феодора умерла в 548 г ., — она оказывала на императора огромное влияние и управляла империей в такой же мере, как и он, а может быть и в большей. Происходило это потому, что несмотря на свои недостатки — она любила деньги, власть и, чтобы сохранить трон, часто поступала коварно, жестоко и была непреклонна в своей ненависти, — эта честолюбивая женщина обладала превосходными качествами — энергией, твердостью, решительной и сильной волей, осторожным и ясным политическим умом и, быть может, многое видела более правильно, чем ее царственный супруг. В то время как Юстиниан мечтал вновь завоевать Запад и восстановить в союзе с папством Римскую империю, она, уроженка Востока, обращала свои взоры на Восток с более точным пониманием обстановки и потребностей времени. Она хотела положить там конец религиозным ссорам, вредившим спокойствию и могуществу империи, вернуть путем различных уступок и политики широкой веротерпимости отпавшие народы Сирии и Египта и, хотя бы ценой разрыва с Римом, воссоздать прочное единство восточной монархии. И можно спросить себя, не лучше ли сопротивлялась бы натиску персов и арабов та империя, о которой она мечтала, — более компактная, более однородная и более сильная? Как бы то ни было, Феодора давала чувствовать свою руку всюду — в администрации, в дипломатии, в религиозной политике; еще поныне в церкви св. Виталия в Равенне среди мозаик, украшающих абсиду, ее изображение во всем блеске царственного величия красуется как равное против изображения Юстиниана.