Правление варягов на руси

Варяги и Россия

Варяги, викинги и норманны — кто это такие? Что говорит летопись о призвании варягов на княжение в Новгород и что думают по этому поводу современные исследовали? Что такое норманская теория? И куда в итоге делись варяги?

Варяги — так в Древней Руси называли выходцев из Скандинавии, воинов, путешественников и торговцев IX-XII веков. Термин «варяг», по видимому, происходит от слова «væringr» — в исландских сагах это наемники на службе византийского императора.

В Европе северных пиратов-мореходов, грабивших прибрежные поселения от Англии до Северной Африки, называли викингами или норманнами.

Точную этническую принадлежность варягов установить сложно, признают историки. Это могли быть представители племен с территорий современных Швеции, Дании и Норвегии, другие народы Балтии или даже славяне.

Балтийское море в русских летописях называется Варяжским. А важнейший торговый путь раннего средневековья — «путь из варяг в греки», то есть от Балтики по рекам и волокам в Черное море, а оттуда в Византию.

Кадр из сериала «Викинги»

Согласно первой русской летописи, «Повести временных лет», история государства Русь начинается именно с призвания варяжского князя Рюрика в Новгород в 862 году. Современные исследователи считают, что дело было не так просто, но признают — скандинавы сыграли важную роль в ранней русской истории.

Вспоминая легенду о призвании варягов, в обиходе «варягом» иногда называют человека, назначенного на высокую должность со стороны, не связанного с местной элитой. Например: «Регион был готов к приходу варяга, человека извне, судьи и арбитра», — писала газета «Коммерсант» о назначении омским губернатором выходца из Свердловской области.

Призвание варягов. А был ли Рюрик?

Призвание варягов — описанное в «Повести временных лет» приглашение в Новгород на княжение иноземца Рюрика. Примечательно, что летописец разделяет понятия «русь», «варяги» и «норманны»: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так».

Согласно легенде, новгородцы прежде платили дань варягам, но затем изгнали их. Когда же воцарилось безвластие, местные жители вновь обратились к заморским соседям: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». В результате в 862 году Рюрик с братьями Синеусом и Трувором вступил на престол.

Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России». Фото: Wikimedia / Дар Ветер

Современные историки призывают рассматривать это сообщение как полулегендарное. Еще в начале XX века Алексей Шахматов доказал, что «Сказание о призвании варягов» — более поздняя вставка в летописи. 862 год — условная дата, так как в летописи она появилась много позже.

Также есть предположение, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, появившиеся благодаря неверному переводу шведских выражений «свой род» (sine hus) и «верная дружина» (thru varing).

Существовал ли на самом деле князь Рюрик и кем он был, не до конца ясно. Его имя явно восходит к скандинавскому Хрёрик (Hrærekr), объясняет филолог и историк Федор Успенский на сайте Arzamas. Некоторые считают, что речь в летописи идет о Рёрике Ютландском, жившем в середине IX века, но других аргументов в пользу данной версии нет.

«Варяги» («Прибытие Рюрика в Ладогу»). Картина В.М. Васнецова

Вообще же легенды о призвании иноземной династии типичны и для других стран Европы. Например, в Британии летопись рассказывает о призвании правителей-саксов бриттами.

Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.

Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».

Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.

В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.

«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».

«Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф…». Откуда взялось слово «Русь» и что оно значило

Происхождение слова «Русь» по-прежнему вызывает у ученых споры. Большинство лингвистов сходятся в том, что оно пришло из Скандинавии. В финском языке словом ruotsi обозначают шведов. Rōþ — это отряд, участвующий в походе на гребных судах, а rodsmen — гребцы на кораблях викингов. Но есть и альтернативные версии.

Значение слова «русь» со временем менялось. Первоначально летописец называет им определенную группу варягов. Далее оно приобретает двойное значение, указывая то на этническую принадлежность, то на воинов из княжеской дружины.

Договор Руси с Византией от 911 года начинается словами: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его…» Очевидно, что послы носят скандинавские имена, а «Русь» и «русский» еще не означают славян.

В дальнейшем Русью начинают называть уже не правящую элиту — князя и его дружину — а всю подконтрольную им территорию (Киевская Русь). А в течение XI века слово переходит на местное население («поляне, которые теперь зовутся русь», говорится в «Повести временных лет»). С этого времени выходцев из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии называют уже не «русью», а именно «варягами», указывает Федор Успенский в курсе лекций на сайте Arzamas.

«Заморские гости». Картина Н.К. Рериха

Куда делись викинги?

В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.

На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски — Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след — хотя бы в виде династии Рюриковичей.

Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем — это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.

Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.

Княжение Рюрика

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

БРАТЬЯ-СЛОВА

Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам, впрочем, являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («sine use» — «своими родичами» — Синеус) и верной дружиной («tru war» — «верной дружиной» — Трувор).

Читайте также  Отречение лондона и парижа

«Синеус» — sine bus — «свой род».

«Трувор» — thru waring — «верная дружина».

Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.

«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»

Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий. Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И. Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А. А. Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это — поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI — начала XII века.

После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.

«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА

(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)

Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.

ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ

Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. — дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения. Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России. Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей…

Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями — у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел. кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», — муштрует он старшин», — как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы». Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями…

Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»

С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»

Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси — вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси — варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в., но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в. (а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял. Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).

Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» — экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в. во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский). Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость. Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком. Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).

Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу — являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными. Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями. Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый». Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной — существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).

Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае — о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны. Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX–X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси. Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований. В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами. Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности — все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам.

Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло. Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в., возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере — одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.

Читайте также  Заговор против павла i

Миф о призвании варягов

В цикле статей посвящённых первым Рюриковичам , подробно рассмотрена норманнская теория возникновения государственности на Руси. Эта статья рассматривает противоположную теорию и аргументы которые имеют антинорманисты. Так что приятного чтения.

Согласно традиционной нормандской теории, славянские племена призвали на княжение варяжских князей, старший из которых, Рюрик, стал основателем династии русских князей, правившей Русью более 7 веков.

Основным источником информации об этом событии служит «Повесть временных лет» Нестора. Однако до нас дошли лишь списки, сделанные спустя 2-3 столетия после описываемых событий. Вот как «Повесть временных лет» описывает призвание варягов: «В лето 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Беле озере, а третей Труворъ въ Изборьсце. И от техъ варягъ прозвася Руская земля.»

Во-первых, следует обратить внимание, что призваны на княженье были, по информации Нестора, варяги. Причем автор ясно пишет, что они носили самоназвание «руси», подчеркивая, что другие звались свеи (предки шведов), урмани (предки норвежцев), аньгляне (англичане). То есть, руси не были скандинавами (шведами или норвежцами), ведь автор явно называет последних «другие».

Вообще, сама теория призвания варягов выглядит очень странной.

Сперва варяги были изгнаны. Затем, очевидно, началась борьба за власть и последующая братоубийственная межплеменная война. Но вожди не смогли договориться о том, кто будет старшим. Однако они смогли договориться о том, что верховный правитель им нужен. А раз среди себя они выбрать верховного правителя не смогли, то решили отдать княжение третьему лицу из варягов, которые, напомню, были их врагами, требовавшими дани со славянских племен. Вообще такое развитие событий кажется странным и совершенно нелогичным.

Кстати, этот же факт указывает и на то, что славяне не были неорганизованными дикарями, раз они уже созрели до единоначалия и централизации власти.

А дальше начинается вообще что-то непонятное.

Два варяжских вельможи Аскольд и Дир, не родственные Рюрику, пошли с его разрешения в Царьград. Что они забыли там, автор не говорит, не упоминает он и о том, чтобы они дошли до Царьграда. Однако ранее он пишет, что в землю полян пришли «от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю», «затем пришли белые угры и заселили землю славянскую», «затем обры», «после обров пришли печенеги». Поляне же были славянами, жившими по Днепру до Дуная и имели столицу в Киеве. И вот, когда Аскольд и Дир проходили по Днепру мимо Киева, они совершенно мирно вдруг сели в нем на княжение. Киев же в те времена, по словам Нестора, платил дань хазарам, которым и дела не было, судя по «Повести временных лет», кто княжит в этом Киеве.

То есть, вот так просто проходили мимо Киева, где княжил род основателей города, ведущий начало от Кия, его братьев Щека и Хорива и сестры их Лыбеди, захотели здесь княжить и стали княжить. Типа, приходи кто хочет, княжь себе кто хочет. Представляется, что дело было не так. И Аскольд и Дир не силой или хитростью захватили власть в Киеве, но имели на это право, признаваемое полянами. Причем, следует отметить, что Киев не подчинялся Новгороду: «княжение у полян было свое, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое», — пишет Нестор. Поэтому кого бы на новгородское княжение не призвали, право на киевское княжение тот автоматически не приобретал.

Однако факт остается фактом: Нестор ни слова не пишет о военных действиях при воцарении Аскольда и Дира в Киеве. Однако следом он пишет про то, как Олег с младенцем Игорем на руках убил Аскольда и Дира, захватил Киев, а затем установил дань словенам, кривичам и мери, а после покорения древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев стал единовластным правителем, перенеся в Киев свою столицу.

Повторю то, что в этой истории кажется неправдоподобным или странным.

Жившие на Ладоге чюдь, словене и кривичи платили дань варягам. В год 6370 (862) они отказались платить дань и изгнали варягов со своей земли. Но в тот же год они решили во избежание междоусобного кровопролития добровольно вернуть своих врагов варягов, и не просто вернуть, но и предложили им над собой княжить. Варяги, звавшиеся руси, в отличие от других, называвшихся свее, урмани и аньгляне, пришли на княженье не только с дружиной, но и, как пишет Нестор, словно к себе домой, со всеми своими семьями («с роды своими, и пояша по собе всю русь»).

Затем два вельможи Аскольд и Дир из дружины Рюрика, отправились в поход на Царьград, но не дошли до него, сев княжить в Киеве. Поляне же, владевшие городом, кажется, были совсем не против. Затем, после смерти Рюрика, в 6387 году княжение принял его родственник Олег. Но, вероятно, забыв, что Рюрик был призван княжить на Ладоге, Олег берет Смоленск, Любеч и Киев, куда и переносит свою столицу. Обращает на себя внимание, что в описываемых действиях Олега речь не идет о военных действиях. Воевать Олег начал позже против древлян и северян.

Как же так? Ответить на этот вопрос поможет предположение, что изначально Нестор писал не о призвании князей руси из варягов, но князей из мощного племени или племенного союза руси, чье высокое положение признавалось не только жившими на Ладоге славянами, но и днепровскими полянами. Термин же «руси-варяги» появился намного позже при очередном «переиздании» «Летописи».

Пока я ограничусь предположением, что руси «Летописи временных лет» Нестора — это русы, упоминаемые в арабских источниках, в частности, у Ал-Мукаддаси, Гардизи и Ибн Фадлан. Согласно этим источникам, русы жили восточнее славян, часто нападая на них и продавая рабов в хазарам и булгарам. Если так, что русы должны проживать в донских степях между Днепром и Волгой на север от Хазарского каганата. На правдоподобность этой версии указывает и тот факт, что, согласно арабским источникам, правитель русов называется каган. И именно такой титул еще долгое время носили русские князья. Так митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого, а на стене собора Святой Софии в Киеве есть надпись: «спаси господи кагана нашего», относящаяся, как полагают, к князю Святославу Ярославовичу. Однако история русов, возглавляемых каганом, уже выходит за рамки настоящей статьи.

Причина призвания варяжских князей

Почему на Русь пришли править варяги?

Существует легенда, согласно которой в 862 году в Господин Великий Новгород на княжение были приглашены варяги во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором.

Легенда основывается на древнейшей летописи «Повесть временных лет», а также первой летописи города Новгорода.

Однако, официальная наука не признаёт этот факт, считая его вымыслом и мифом. Поэтому придётся основываться не столько на фактах, сколько на дошедших до нас легендах и преданиях.

Кто позвал варягов?

Как гласит летопись, примерно в середине века славянские и финские племена, состоявшие из словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, которые приходили из-за Варяжского (Балтийского) моря.

В 862 году славянско-финские племена изгоняют иноземцев, однако, после этого между ними самими вспыхивает междоусобица, и они никак не могут решить, кто из них кому должен подчиняться.

Чтобы положить конец распрями, славянские и финские вожди приняли решение пригласить на правление князя со стороны, который бы решил все их конфликты, и выбор пал на варягов-русов.

Интересно, что в средние века русью называли представителей скандинавских народов: Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.
В Европе эти народы известны как викинги (дат.«vikinger») или норманны. Понятие «русь» пришло из древнеисландского языка и означало «гребцы» или «мореходы», поскольку викинги издавна ходили по морю на веслах.

Предположительно, позднее это название приглашенных правителей постепенно перешло и на весь народ, который стал называться русским, а государство, которым стали править приглашенные викинги – Русью.

Кто такой Рюрик?

Рюрик получил в княжение Новгород, его брат Синеус – Белоозер, а ещё один брат Трувор — Изборск. Но через 2 года младшие братья умерли, и вся власть перешла к одному Рюрику.

Имя «Рюрик» происходит из древнегерманского языка, ставшего предком скандинавских языков, и означает примерно «славный воин».
Интересно также, что общее с Рюриком древнее происхождение имеют такие современные имена как Родерик и Родриго.

Читайте также  Восстание в литве и белоруссии

Но кто же такой сам Рюрик?

О Рюрике, который пришёл княжить на Ладогу и стал родоначальником новой царской династии, правившей Россией до XVI века, известно немного.

Жизнь Рюрика началась совсем не по-княжески. Он был сыном Годолюба, князя прибалтийского племени славян-рарогов. Это княжество включало в себя часть полуострова Ютландия, поэтому неудивительно, что впоследствии Рюрик получит прозвище Рюрик Ютландский.
Имя Рюрика происходит от священного сокола Рарога, воплощения Огнебога-Семаргла. Кстати, геральдическим символом князей Рюриковичей являлся именно сокол.

Но князь Годолюб в 808 году был казнен датчанами при взятии города Рарога.

Матерью Рюрика была Умила, средняя из трёх дочерей Гостомысла, которые были выданы отцом замуж за князей-соседей.

После гибели отца и разрушения родного города, оставшемуся без родины Рюрику ничего не оставалось, как податься в «варяги», то есть, своего рода северное «береговое братство» искателей приключений на морских просторах.

В 843 году эскадра викингов-варягов основала свою базу на острове Нуартье, откуда стали совершать свои набеги на ближайшие населённые пункты: Бордо, Лиссабон и Севилью.

Рюрик к этому времени успел уже довольно освоиться среди варягов и даже выдвинуться в их первых ряды и стать одним из предводителей.

Вот тут и последовало приглашение на княжение из Новгорода.

Почему именно Рюрик?

Дело в том, что княжение в славянских племенах было не только выборным, но ещё и наследственным. И Новгородский парламент – вече могло выбрать себе в князья не просто первого встречного, а только потомка какого-либо княжеского рода. Если своих кандидатов не находилось, могли пригласить иностранного наследника, лишь бы был подходящего происхождения – княжеского.

А Рюрик как раз являлся внуком Гостомысла по матери и, стало быть, его законным наследником. Ему к тому времени было уже около 45 лет, то есть, пора было остепениться и подумать о собственном доме, не век же скитаться по морям, не имея своего угла.
Таким образом, в 862 году Рюрик принял приглашение Новгорода и пришёл княжить на Русь.

Восстание Вадима Храброго

В 864 году в Новгороде вспыхивает восстание против Рюрика.

Причины назвать нетрудно.

Первая из них была в том, что, само собой, Рюрик пришёл в Новгород не один, а со своей дружиной, которая представляла собой разношерстное войско балтийских головорезов, мало чем отличавшихся от тех варягов, которых новгородцам удалось изгнать перед этим.
Второй причиной стал тот факт, что новгородцы привыкли к вечевому правлению, которое могло себе позволить диктовать свою волю князьям и даже могло изгнать неугодного ему князя вон из Новгорода.

Рюрик же стал править железной рукой, по примеру западных королей, решая все единолично. Долгое время живя на Западе, блуждая по морям, он, естественно, привык единовластно командовать на борту своего пиратского ушкуя, и какое-то вече было для него пустым звуком, с которым он не собирался считаться.

Восстание Рюрик успешно подавил, дав понять, что «теперь все будет по-другому».

Однако, приход Рюрика на правление имел и свои положительные стороны.

На Балтийском море в это время продолжали бесчинствовать банды викингов, совершая свои грабительские набеги на Англию, то и дело громили Курляндию. И только на Русь с приходом Рюрика не было совершено ни одного пиратского нападения.

В 874 году Рюрик женился на норвежской принцессе Ефанде. Правой рукой же Рюрика становится брат Ефанды по имени Одда, известный на Руси как Вещий Олег. Рюрику было уже под 60 лет, когда у него родился сын Игорь.

В 879 году Рюрик скончался, оставив наследником малолетнего княжича Игоря и его опекуном Олега.

Потомки Рюрика

У Игоря Рюриковича и его жены Ольги родился сын Святослав.

Самым знаменитым царём из рода Рюриков стал Иван IV Грозный.

Последним из рода Рюриков стал сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович, получивший прозвище Блаженный из-за вечной блаженной улыбки на лице. В 1597 году царь тяжело заболел и скончался, не оставив наследника. На нем знаменитая династия закончилась.

Как на Руси появились задолго до Рюрика первые скандинавы, и Какое влияние они оказали на историю

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Русь в истории скандинавских народов

Датский король Фродо якобы победил местных жителей «рутенов», после чего с триумфом вернулся на родину. Однако вскоре побежденные убили наместников Фродо, и тому пришлось вернуться с войсками. Король прибыл и осадил один из городов рутенов, называвшийся Ротала. При этом датчане были не единственным скандинавским народом, который озвучивал свои претензии по поводу восточноевропейских территорий.

Шведы также претендовали на земли Руси. И также старались «документально обосновать» свои притязания, доказывая свою давнюю связь с этими территориями. Так, например, легендарный открыватель пути «из варяг в греки», шведский правитель (конунг) Ивар «Широкие Объятия» в VII веке имел весьма обширное королевство. В него (по мнению средневековых шведских летописцев) входила большая часть северных земель Руси.

Естественно, все эти истории можно отнести скорее к фольклорному эпосу варяжских народов, нежели к подлинным историческим фактам. Однако именно они указывают на то, что русские земли всегда были не только интересными, но и стратегически важными для скандинавских правителей.

Упоминание Руси в исландских сагах

В саге описывается решающая битва Эйстейна против Хейгейра возле крупного поселения Альдейгьюборг. Далее эпос повествует, что Эйстейн не смог долго править захваченной землей, так как был подло убит людьми, оставшимися верными покойному Хейргейру. Однако после смерти Эйстейна какое-то время Альдейгьюборгом правил его сын, Хальдван.

Весьма схожая история описывается и в еще одной исландской саге о Хорольфе Пешеходе. В ней описывается, как конунг Хреггвид, правящий в Хольмгарде, был атакован с моря войсками секонунга Эрика. В кровопролитной битве Хреггвид был убит, а все его владения перешли викингам. Однако войско Хорольфа отвоевало у варягов королевство. Вернув трон законному его наследнику – сыну Хреггвида.

Если «адаптировать» все названия и имена к реальным событиям, то Альдергьюборг – это село Старая Ладога в Ленинградской области России, а Хольмград – современный Великий Новгород. Прообразами же Хреггвида и его сына были древние славянские князья. По мнению историков описанные в этой саге события действительно могли иметь место в IX веке.

Русь и скандинавский конунг Рагнар Лодброк

Стал он таким после «аустрверга» (Austrverg) – военного похода в восточноевропейские земли. В эпосах указывается, что в своей кампании Хвитсерк прошел Holmgarðr (Новгород), Koenugarðr (Киев), и дошел до самого Миклагардра – Константинополя.

В саге описывается, как варяги, убив местного конунга Диана, провозгласили правителем Хвитсерка. Король же «рутенов» (русинов) под давлением скандинавов вынужден был отступить. Далее Хвитсерка то ли убили недоброжелатели, то ли он был изгнан из этих земель. Однако исследователи отыскали параллели описанных в саге событий с реальными историческими фактами.

По их мнению летописный Хвитсерк – это никто иной, как киевский князь Аскольд. Диан же вполне мог быть еще одним князем – Диром. Однако если верить варяжским сагам, то Дир правил до Аскольда, а не вместе с ним. Что касается убийства или изгнания скандинавского конунга Хвитсерка – то история очень похожа на захват Киева Олегом.

Все это дает повод всерьез утверждать, что еще до появления на Руси конунга Рюрика, в самом начале IX века скандинавы под предводительством своего вождя на некоторое время захватывали большой славянский город. Вполне возможно, что это была столица Руси – Киев.

Следы древних викингов на Руси

Еще одним доказательством таких «вылазок» варягов является большое количество рунических камней, возведенных в память о воинах, погибших в Austr í Görðum (на Востоке и в Гардах) – на землях Руси. Исследователи, работавшие на раскопках в северных городах (Ладога, Печора) указывают, что в отдельные периоды времени процент скандинавов среди их населения даже превышал местных.

Историки подтверждают тот факт, что уже к началу IX века восточноевропейские земли стали одним из центров торговли межу Старым Светом, Византией и Ближним Востоком. Викинги, имея возможность на своих кораблях по судоходным рекам заплывать вглубь европейского континента, добрались до всех самых богатых государств того времени. Таким образом, скандинавы были полноправными «игроками» европейского торгового рынка.

Именно доходность территорий Руси сделало ее весьма «лакомым куском» для скандинавских конунгов и варяжских пиратов, старавшихся завоевать новые, выгодные с точки зрения экономики и торговли, земли. Все это доказывает, что северные правящие династии действительно пытались установить свою власть на Руси. Ученые уверенны, что уже до 830-х годов скандинавы не только хорошо знали эти территории, но и вовсю участвовали в войнах славянских племен со скифами и хазарами.

Таким образом Рюрик действительно мог быть далеко не первым викингом, посетившим территорию Руси. Однако именно с него началась новая история этих земель. Централизованная власть Рюриковичей с каждым годом все более крепла, что заставляло скандинавов со временем прекратить свои посягательства на эти территории. В последующие же годы варяги всегда были самыми надежными союзниками русских князей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: