Правящий класс в османской империи

​«Их нравы»: как повелители османов увлекались поэзией, воевали и казнили своих визирей

Топ самых интересных фактов о султанах Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. После путевых заметок, написанных по итогам поездки к мавзолеям основателей Османской династии, он расскажет о самых интересных фактах из жизни всех 36 турецких султанов.

В предыдущих двух очерках мы рассмотрели тему истоков, вернее то, как зарождалась Османская империя, и рассказали немного о жизни первого султана Османа Гази и о его отце Эртугруле Гази, который заложил основы будущей Великой Порты. В связи с этим нам показалось вполне логичным продолжить серию о наиболее интересных моментах жизни всех султанов Османской империи в хронологическом порядке. Такой подход позволил бы нашему дорогому читателю с удобного ракурса ознакомиться с дворцовыми интригами, заговорами, семейными тайнами, любовными перипетиями, страстями и жизненными обстоятельствами султанов и через них лучше понять то, на чем зиждутся традиции, культура и быт нашего южного соседа.

Однако все это ожидает нас в следующую субботу, ну а пока, предлагаю дорогому читатели последовать примеру Ходжы Насретдина, и свернув ковер нетерпения и положив его в сундук ожидания, прочитать некоторые интересные сведения о султанах Османской империи, так сказать, для затравки:

Истории известны следующие поэтические псевдонимы падишахов: Муради — Мурат II, Авни — Фатих Султан Мехмед, Адни — Баязид II, Селими — Селим II, Адли — Мехмед III, Мухибби — Сулейман I и т. д. Фото wikipedia.org (Сулейман I ожидает прибытия своего визиря)

  • Всего империей Османов правили 36 султанов, но так как некоторые из них, такие как Мурат II, Мехмет II и Мустафа I правили по два срока, общее количество султанов возросло до 39.
  • Первые 8 падишахов не обладали титулом халифа (правителя всех мусульман), ну, а остальные 28 были и падишахами и халифами одновременно.
  • Султан в одном лице совмещал сразу несколько ипостасей. Он был и правителем, и главнокомандующим, и воином, и поэтом одновременно. Истории известны следующие поэтические псевдонимы падишахов: Муради — Мурат II, Авни — Фатих Султан Мехмед, Адни — Баязид II, Селими — Селим II, Адли — Мехмед III, Мухибби — Сулейман I и т. д.
  • Самую долгую жизнь прожил второй султан империи Орхан Гази, который благополучно дожил до 78 лет. А самым молодым падишахом, отправившимся в мир иной, стал Осман II. Он умер, едва достигнув восемнадцати лет, поэтому он остался известным в истории, как Генч Осман (Молодой Осман).
  • Больше всех ожидать престолонаследия пришлось Мехмеду V, он взошел на османский трон, когда ему было 65 лет. Ну а самым молодым султаном считается Мехмед IV, примеривший «османскую корону» в семь лет.
  • Самым долгим правителем был Кануни Султан Сулейман, его правление длилось 45 лет, 11 месяцев и 7 дней. Самым быстрым правителем оказался Мурат V, который справился со своими обязанностями всего за 93 дня.
  • Первые 10 султанов империи начиная с Осман Гази и до Кануни лично участвовали во всех войнах в качестве главнокомандующих армии. Данную военную традицию первым нарушил Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах принимали лишь пять султанов, это Мехмед III, Осман II, Мурат IV, Мехмед IV и Мустафа II. Остальные 20 султанов, как говорится, пороха не нюхали.


На протяжении всей жизни Ахмеда I, преследовало число 14. Он взошел на престол в 14 лет, в качестве 14-го султана и правил 14 лет. Фото wikipedia.org (Ахмед I после восшествия на трон)

  • Восемь из тридцати шести падишахов умерли не своей смертью. Мурат I погиб на поле брани, Фатих и Баязид II были отравлены, Генч Осман и Селим III были убиты, а Ибрагим I и Мустафа IV были казнены по фетве, после того, как их свергли с престола. Султан Абдулазиз был либо убит, либо совершил самоубийство.
  • По разным причинам смерть семерых султанов некоторое время держалась в тайне. К примеру, о смерти Мехмеда I сообщили только на 41 день, о смерти Кануни сообщили только спустя 48 дней. В остальных случаях смерть повелителя держалась в тайне от одного до пятнадцати дней.
  • Самым плодовитым из всех султанов считается Мурат III, есть сведения о том, что у него было порядка 100—130 детей.
  • Традиция казни других претендентов на османский престол, закрепившаяся во времена правления Фатиха, была полностью отменена во время правления Ахмеда I. В этот период лишь Кануни и Селим II не пролили братской крови.
  • На протяжение всей жизни уже известного нам Ахмеда I преследовало число 14. Он взошел на престол в 14 лет, в качестве 14 султана и правил 14 лет.
  • Самым кровожадным, по мнению западных ученых, считается Мурат IV. Говорится, что за 7 лет он казнил 20 000 человек.
  • Жизнь главных визирей Османской империи была не менее насыщенной. По крайней мере жизнь 44 из 203 великих визирей внезапно оборвалась по приказу падишахов за те или иные проступки. Первым великим визирем, казненным по приказу Фатиха, был Чандарлы Халил Паша.

Надеюсь, что мы хоть чуточку подогрели ваш к истории султанов Османской империи, если так, то, начиная со следующей недели, вас ждет рассказ о втором султане будущей империи Орхане Гази.

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Родился в 1985 году в селе Апастово Апастовского района Татарстана.

В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».

В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.

Участник этнографических экспедиций.

Член татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Братоубийство

Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: » Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев «. С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он «не ответил ему ни слова», и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде

Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад

Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.

4. Садовник с обязанностями палача

Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка

Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения

Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем

Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама — Кесем Султан (1590-1651) — достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань

Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме («кровная дань») — налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар — армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция

Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства

При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Османы – кто такие и откуда, в чем разница между ними и турками кратко по истории

Османы — династия турецких султанов, которая правила в период с 1299 по 1922 год на территории современной Турции, а также управляла захваченными ими землями в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Кратко, кто такие османы и какова их роль в истории, изучают в 6-7 классе.

Происхождение династии

Турецкие племена пришли из Средней Азии на территории полуострова Малая Азия (современная Турция) во второй половине XI века в период войны с Византийской империей.

Сельджукское государство в XII–XIII веках пережило период феодальной раздробленности. Из него выделилось несколько бейликов — княжеств, управляемых беями. В XIII веке Эртогрул-бей со своим племенем кайа перекочевал из туркменских степей на территорию Малой Азии, где стал союзником Конийского султаната в борьбе с Византией. Сельджукский султан Алаэддин Кей-Кубад в обмен на помощь передал Эртогрулу во владение территорию между современными Анкарой и Бурсой.

В 1299 году престол наследовал Осман I, который присоединил к отцовским владениям земли на границе с Византией по реке Сангарий. Там остались пустые крепости, откуда византийцы ушли после изменения русла реки. В 1302 году Осман I разгромил греков в битве при Вафии, а в 1308 году организовал первый морской поход с целью захвата острова Имралы в Мраморном море. К 1324 году он занял морской порт Муданья и осадил важный торговый город Бурса, куда вскоре перенес столицу из Сегюта его сын и наследник Орхан. Он правил с 1324 по 1362 год и начал экспансию в Европе с захвата полуострова Галлиполи и крепости Цимпы.

После Орхана правили еще три султана, которые усилили османское присутствие на Балканах и в Малой Азии: Мурад I, Баязид I и Мурад II. В 1451 году престол на 30 лет занял султан Мехмет II, который получил прозвище Завоеватель, так как разгромил Византию и захватил Константинополь, куда перенес столицу и переименовал город в Стамбул.

Рис. 2. Османская империя. Карта.

Роль в мировой истории

Расцветом Османской империи следует считать правление султана Селима I и Сулеймана I Великолепного. Первый в 1514–1518 годах разгромил султанат Мамлюков на Ближнем Востоке и в Египте, а также войска персов династии Сефевидов вблизи Тебриза и увеличил территорию Османской империи на 70 %. Сулейман Великолепный правил 46 лет, с 1520 по 1566 год, и в годы его правления османцы захватили Венгрию, взяли под своей контроль Красное море и Алжир, впервые осадили Вену. На востоке граница империи к 1566 году прошла по линии Басра-Тебриз.

В последней трети XVI века появились первые признаки упадка Османской империи, но особенно он стал заметным после поражения под Веной в 1683 году. С конца XVII века туркам-османами пришлось вести войны с Россией на севере и с Австрийской империей Габсбургов на западе. Они ослабили империю, привели к потере Крымского ханства, а также к появлению независимых Сербии и Греции на Балканах в начале XIX века. В 1878 году независимость получила Болгария, а к началу 1913 года турки потеряли контроль над всеми своими европейскими владениями, кроме Фракии вблизи Стамбула.

Османы или оттоманы — это турки, то есть основное население Османской империи до начала реформ Мустафа Кемаля Ататюрка. Таково второе значение этого термина. Османская империя была многонациональным государством. Ее населяли арабы, курды, евреи, греки, ассирийцы, черкесы, южные славяне, венгры, крымские татары и различные европейцы, которые попали в плен или приняли ислам.

Рис. 3. Султан Осман I Гази 1299.

Что мы узнали?

Османская династия правила с 1299 по 1922 год, и ее история тесно связана с Россией, особенно в XVI–начале XX века. Следует понимать, в чем разница между турками-османами и более ранними сельджуками.

Османская империя в XVI — XVII веках — от вершины могущества до упадка

Османская империя или оттоманская появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории, османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

Вершина могущества Османской империи

В 1453 году был захвачен Константинополь — столица Византийской империи. С той поры и до сегодняшнего дня она носит свое турецкое название — Стамбул. В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть Арабского востока, территории Северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана, Османская империя достигла, наверное, вершины своего могущества.

Ее территории составляли 8 миллионов квадратных километров. Население достигало числа 25 миллионов. Рассмотрим, как было устроено это государство. Оно возглавлялось султаном. Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным и во многом, даже, религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависели от личных качеств того или иного правителя.

Существовали также особые, отдельные религиозные общины — миллилеты. Их было три:

  • это армяно-григорианская;
  • греко-православная;
  • иудейская.

Они обладали особым налоговым статусом и располагали определенной автономией. Все общество империи делилось на две основные категории населения:

  • это были аскеры — военные;
  • райя — дословно стадо.

К числу первых принадлежали представители правящего класса. Второй составляли остальная часть населения.

Янычарский корпус

Еще одной важной и безусловно весьма своеобразной частью османского общества был янычарский корпус. Он состоял из невольников турецких в начале, и в эпоху развитой империи из юношей — христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в аллаха и своего султана янычары, являлись грозной воинской силой.

Янычары считались, как бы, личными рабами султана. Условия жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, не могли вести собственное хозяйство. В принципе, они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара, все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства, янычары также изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это даст возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Так что огромное количество людей в Османской империи мечтало, чтоб их дети попали в янычарский корпус. С 17 века в него начинают принимать и детей мусульманских семей.

Завоевание Европы

Своеобразной идеей фикс османских правителей было завоевание Европы и обращение ее населения в ислам. В XVI и XVII веках турки столкнуться в ряде войн с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Польша или Речь Посполитая, Венеция и другими. Надо сказать, что успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план вполне реально выполним.

Европейские державы, погрязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления османам. И несмотря на кое-какие временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы снова проиграли. Ярким примером этому послужит поражение при Лепанто в 1571 года. Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту. Однако, к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряют Кипр и выплатят Турции контрибуцию размером в 300 тысяч золотых дукатов.

Упадок Османского государства

В XVII веке начинают проявляться признаки упадка Османского государства. Они будут вызваны рядом междоусобных войн за трон. Кроме того, в это время обостряются отношения империи с ее восточным соседом — Персией. Все чаще и чаще турки будут сражаться сразу на два фронта. Усугублялось дело рядом крупных восстаний. Особенно сильными были восстания друзов и крымских татар. Справиться с последними османам вообще не удалось. Кроме того, в XVII веке на политическую арену выходит новый враг. Им станут казаки.

Казаки постоянно совершали грабительские набеги на турецкие территории и справиться с ними не было никакой возможности. В конце XVII века состоялась крупнейшая война, в ходе которой османам пришлось столкнуться с коалицией европейских государств. В нее вошли такие страны, как Австрия, Польша, Венеция и Россия. Тем не менее в 1683 году турецкая армия смогла дойти до австрийской столицы — Вены. Впрочем, осаду пришлось снять, когда на помощь австрийцам пришел польский король Ян Собеский. В битве под Веной турецкое войско потерпит сокрушительное поражение. Результатом этого станет подписанный в 1699 году Карловицкий мир.

По его условиям Турция впервые не получит ни территориальных приращений, ни контрибуций. Станет очевидно, что времена безграничного могущества османской империи прошли.

С одной стороны, XVI — XVII века в истории оттоманской империи — это время ее наивысшего расцвета. Но надо признать, что это время, когда увлеченная внешней политикой империя, начнет отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы ее расшатали и уже в XVIII веке бороться с западом на равных османам будет не по плечу.

Самые великие османские султаны

Османская империя еще известна, как Османский султанат, тюркское имперское государство. Его основателем был Осман I, анатолийский предводитель, в честь которого султанат получил своё название.

Осман I

Осман Бей был вождем Вифинии, которая располагалась к западу от Мраморного моря. Он объявил войну византийским государствам. Ему удалось расширить свои владения. Позднее его преемники захватили земли в Анатолии и Бурсу. Осман I правил государством приблизительно с 1300 по 1326 год.

Сулейман I

В XVI веке Османской империей правил султан Сулейман I, которого прозвали великолепным. При нем государство достигло пика могущества и влияния. В империи стало процветать искусство, а технологии и архитектура достигли новых высот. В государстве царили мир, религиозная терпимость и политическая стабильность.

Однако во дворце творились вопиющие вещи: рабынь насильно делали наложницами, пленные женщины попадали в сексуальное рабство. Мужчин-рабов привлекали на военную службу и заставляли выполнять работу по дому.

Также заключали в тюрьму братьев султана, чтобы они не могли претендовать на престол, а затем их казнили, чтобы защитить правителя от политических вызовов. Сулейман I стал самым долго правящим из всех османских султанов. Годы его правления с 1520 по 1566. Многие историки считают Сулеймана Великолепного одним из величайших османских султанов. Он завоевал Белград, вел войну в Персии и разгромил Венгрию, где и погиб во время военных действий.

Селим II

Султана Селима II ещё называли «Сары Селим», что в переводе означало Селим Светлый. Он правил османской империей с 1566 года по 1574 год, одержав победу над своим братом в борьбе за власть. Селим Светлый всегда доверял большое количество важных государственных дел другим.

Этим решили воспользоваться янычары, их элита стала совершать попытки посягать на его трон. Во время правления Селима II европейским альянсом был разрушен османский флот в битве при Лепанто. Новый флот смог действовать только спустя год. Он полностью оправдал себя в Венеции, тогда европейский альянс был вынужден уступить османскому флоту. Историки считают, что правление Селима II стало началом упадка Османской империи.

Селим III

Султан Селим III был реформатором. Он вступил на престол в 1789 году.

Ему достались в наследство плохо идущие войны. В результате он вынужден был заключить мир с Австрией и Россией.

Но несмотря на это, Селим III начал целую программу реформ. Он пытался европеизировать османов. Но янычары не хотели реформирования и свергли султана в 1807 году. Они заключили Селима в тюрьму, а на его место посадили Мустафу IV, его кузена. После восстания янычар Селима III убила группа убийц.

При жизни султан Селим III очень любил музыку, он даже сам сочинял некоторые музыкальные произведения и довольно талантливо исполнял их. Он изобрёл 14 макамов – мелодических типов, 3 из которых используются и в наше время.

До нас дошло 64 музыкальных произведения Селима III, часть которых стали незаменимыми в репертуаре турецких исполнителей классики. Любимыми музыкальными инструментами Селима III были тростниковая флейта и танбур, длинношеяя резная лютня.

Махмуд II

В Константинополе во дворце Топканы 20 июля 1789 года родился Махмуд II, ставший османским султаном в 1808 году. Его отцом был султан Абдулхамид I, умерший до его рождения. Махмуд II, как и Селим III, грезил реформами. При нём были проведены обширные реформы в военной, административной и финансовой сфере. Реформацией нововведений стал Указ Танзимат (Реорганизация), который исполнили его сыновья Абдулмеджит I и Абдулазиз I.

Абдулмеджит I и Абдулазиз I

Абдулмеджит I стал султаном после смерти своего отца в 1839 году. Вдохновившись идеями, витавшими в Европе, он продолжил реформы своего отца и продолжил их. Он решил изменить природу Османского государства. Указ, изданный его отцом, открыл эру Танзимата – Реорганизации. Султан проводил работу над тем, чтобы удержать великие державы Европы на своей стороне. Абдулмеджит хотел, чтобы они помогли ему выиграть Крымскую войну. Но не все свои начинания ему удалось осуществить.

Продолжил реформы своего брата и отца Абдулазиз I, ставший султаном в 1861 году. Он точно также восхищался западными странами. Резкий поворот в политике произошёл в 1871 году, когда умерли советники султана. Также в этом году Германия одержала победу над Францией. С этого момента Абдулазиз стал продвигать исламские идеалы и подружился с Россией. Однако он сильно увеличил государственный долг, за что и был свергнут в 1876 году.

Мехмед V

Отцом Мехмеда V был султан Абдулмеджит I. Его литературная тихая жизнь в качестве султана закончилась из-за восстания младотурков. В результате этого Мехмед V стал конституционным монархом, не обладающим практической властью, которая принадлежала Комитету единства и прогресса. Годы его правления пришлись на Балканские войны, когда Османской империей было потеряно большая часть оставшихся к тому моменту европейских земель. Мехмед V был против вступления Османской империи в Первую мировую войну, считая это ужасным. Он умер до оккупации Константинополя. Годы правления Мехмеда V с 1909 по 1918 год.

Мехмед VI

После Мехмеда V к власти пришёл султан Мехмед VI. На его долю выпало очень непростое время правления. Это был критический момент, когда победившие в Первой мировой войне союзники столкнулись с побежденной Османской империей и националистическим движением. Первым делом Мехмед VI заключил сделку с союзниками. Таким образом он пытался предотвратить разрастание национализма и сохранить свою династию. Следующим шагом стал договор с националистами о проведении выборов, которые те выиграли.

Борьба от этого стала только нарастать. Мехмед VI распустил парламент, тогда националисты стали проводить свои правительственные заседания в Анкаре. Затем состоялось подписание Севрского мирного договора Первой мировой войны. В результате этого османы остались в Турции. Вскоре националистам удалось упразднить султанат. Это вынудило Мехмеда VI удариться в бегство.

  • Османская империя — история возникновения
  • Султан Сулейман Великолепный — биография, история
  • Распад Османской империи
  • Сулейман-паша — биография Турецкого военачальника
  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

Серафимы , материализующийся комок энергии красного цвета , двигающийся с огромной скоростью , появляющийся ни откуда и также исчезает , размером чуть больше головы шар . При этом внутри шара красного свечения нет , некое энергетическое кольцо красного цвета. Нет у него ни крыльев ни ног , ни рук , ни тем более некого лица целовечьего либо какого другого. Это не Архангелы и не Ангелы но в их иерархии находятся . Всё описания приводятся примерно для понимания человека , и как водится в христианстве нужно перед ними трепетать и боятся их , считая себя грешными и унылыми постоянно раскаявшимися рабами божьими. Или быстрей (Господними) . В Китае есть легенда о красном драконе , рисуют его для понимания драконом . Это те-же серафимы но легенда должна быть красивой .

Все хорошо, только, давайте, не будем оскорблять реальное мужество и верность долгу летчиков-североморцев дутыми цифрами и придуманными победами. Гарбуз не топил транспорт «в 15 000 тонн». Не было у немцев в тех местах таких транспортов и использовать сейчас военную пропаганду тех лет — глупость и мальчишество. Первая подводная лодка Францева — потоплена «по докладу». До сих пор спорят был ли мальчик или нет. Вторая — точно из области мифов. Хотя, конечно, яростным убер-патриотам школы тов. Мединского это не указ.

Так можно привинтить что угодно к чему угодно. Бытие глава1. 1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. Вот сотворение земли. Нигде не написано сколько длился День Божий. Библейская «хронология» была «посчитана» одним из монахов — Антиохом и была принята за отсутствием других. Потом была пересчитана и использовалась от Византии и до Петра 1-го на Руси в том числе. «В 1738 году протестантский пастор Альфонс де Виньоль[fr] на основании проведённых подсчётов, после 40 лет изучения различных библейских хронологий, насчитал около 200 различных вариантов эры от сотворения мира, или от Адама. Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет[1] «. Это из Википедии. Господь (по Библии) не уничтожал сущий мир, и не создавал его заново. Он (максимум) затопил сушу во времена Ноевы. Но он не создавал Солнце, звезды и Землю заново в этот момент. Временная шкала в Библии не имеет смысла потму что это не исторический документ. В зависимости от отношения к вопросу это может быть символ Веры, а может быть набор несуразных сказок. Но никак не историческая хроника. Синхронизация ( в лучшем случае) наступает со времен шумерских, вавилонских и позднее- египетских. «День» в раю мог длиться неимоверно долго с геологической точки зрения. И в это время на Земле материальной вполне себе могла идти эволюция, с динозаврами и прочим. «День в день» люди начали жить ВОЗМОЖНО, только с изгнанием из Рая. И то, не факт поскольку в Адаме напрямую лежала часть «духа Божьего» вдохнутого в него при создании и это безусловно влияло на окружающий материальный мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: