Преобразования в государственном управлении

реформы государственного управления петра 1 Необходимость реформирования. До момента вступления Петра на престол система государственного управления была очень неудобной, несовершенной и громоздкой, что едва ли справлялась с наведением порядка на территории России. Особенно остро это

Преобразования в государственном управлении

Реформы государственного управления Петра I

Необходимость реформирования.

До момента вступления Петра на престол система государственного управления была очень неудобной, несовершенной и громоздкой, что едва ли справлялась с наведением порядка на территории России. Особенно остро это ощущалось после присоединения больших территорий в результате завоевательных походов, на местах практически отсутствовало должное управление, что не минуемо, могло привести к кризису. А те органы, которые кое – как ещё могли продолжать свою работу давно устарели, например приказы уже практически не справлялись со своими функциями, все вело к тому, что необходимо было данную систему коренным образом реформировать, за что и взялся новый император.

Так как изменения стоило проводить в короткие сроки, и немедленно четко продуманного плана у самодержца не было, это сразу стало понятно, ведь многие преобразования были не до конца оформлены или носили половинчатый характер, но, несмотря на все Петр знал, что хотел и шел к своей цели. В процессе корректируя свои замыслы.

Реформирование.

1) Боярская Дума. Начать с нее было действием действительно необходимым, по сути, к тому моменту она уже изжила себя, само боярство как привилегированный класс ушло в прошлое и практически не несло никакой политической нагрузки. В виду всего было принято решение об упразднении этого органа, что бы этот процесс прошел безболезненно было принято решение постепенно проводить этот процесс, для начала прекратились назначения на освободившиеся места. Следующим шагом стало опубликование документа от 1714 года, который уравнивал положение бояр и дворян в праве собственности, а Табель о рангах и вовсе стер все грани, отныне, что бы получить должность, не нужен был знатный род, Боярская дума прекратила свое существование.
2) Сенат. Появление этого органа не было спонтанным. Все – таки круг помощников Петру I был необходим, сначала появляется Ближняя канцелярия, в которую вошли 20 его ближних сподвижников. Вскоре канцелярия была переименована в «Консилию министров». А вот в 1711 году свет увидел Сенат, который, по сути, объединил Канцелярию и Консилию. Сенат был коллегиальным органом, попасть туда можно было только по назначению императора, с начала там заседали девять представителей.

К его компетенции относилось:
— разработка новых законодательных актов;
— контролирование системы местного судейства;
— рассмотрение жалоб;
— налоговый и финансовый контроль;
— кредитные отношения;
— контроль за работой на местах и др.

Сенат мог издавать указы, который подлежали исполнению на всей территории России. Сенат контролировал власть на местах, при органе находились специальные люди, которые являлись представителями от каждой губернии, именно при помощи них Сенат получал сведения со всех уголков империи. С 1722 года Сенат получил новое название – «Правительствующий». Но столь широкие полномочия резко ущемляли царскую власть, поэтому вскоре Петр пересмотрел положения связанные с Сенатом и запретил издавать ему правовые указы.
При Сенате появилась новая должность – губернский комиссар. В их сферу деятельности входил контроль армии (расходы, подготовка, поддержания боеспособности полков).

3) Коллегии. Еще одно важное нововведение связано с появлением коллегий. Именно они пришли на смену устаревшим и несовершенным приказам. Коллегиальную систему управления царь фактически заимствовал у Европы. Именно там он впервые с ней познакомился. Процесс их появления относится к 17171726 года. Преимуществом данной реформы стало то, что коллегиальный принцип стал четко разграничивать сферы влияния органов управления. Всего коллегий было одиннадцать, у каждой свои заботы, например — штатс- коллегия ведала только денежными вопросами государства, мануфактур – только промышленностью, адмиралтейская – флотом соответственно.

Во главе новой системы стоял президент, был так же вице – президент, до пяти советников и четыре асессора. Полный состав коллегии утверждался Сенатом. У каждой коллегии была своя направленность, мешать делам или указывать другой она не имела права. На первых парах у каждого органа был свой Устава, но позже Петр регламентировал действия каждой и издал «Генеральный регламент» для всех. Все вопросы внутри органа обсуждались совместно, коллегиально, отсюда и название.

4) Герольдмейстер и Рекетмейстер. Для упорядочения службы государевой в Сенате появилась высшая должность – герольдмейстера, в его подчинении находилась вся служба людей дворянского происхождения. Именно ему необходимо было строго следить за процедурой регистрации прохождения службы. Это был большой шаг вперед в плане кадровой работы при высшей администрации. Рекестместер, еще одна новая должность, этот человек должен был рассматривать жалобы, поданные на коллегии в случаи невнимательности, волокиты или неправильно – принятого решения.

5) Тайная канцелярия, еще один новый орган, появилась она в 1718 году, ее основная функция – сыск и суд, канцелярия работала вместе с Преображенским приказом, так как у него были схожие функции.

6) Прокуратура, она появилась так же благодаря великому реформатору, первоначально выполняла общий надзор. Прокуроры имели право приостанавливать решение вынесенные судом.

7) Полиция, еще одно петровское новшество, это новый орган в системе государственного управления. Главная задача, которую ставили перед полицией — оберегать монархические традиции и крепостное право. В 1718 году в Петербурге была открыта Главная полиция. Чуть позже именно полиция стала ведать вопросами порядка в городе, а так же следила за городским потребным внешнем видом, например мощение улиц или осушение болот так же входило в ее обязанности. Чуть позже на полицию возложили судейские полномочия (назначение наказания).

8) Синод. Помимо коллегий было решено изменить систему церковных учреждений. Петр учредил высший церковный орган управления – Синод. Для его правильного функционирования был разработан специальный регламент, опубликованный в 1721 году. Это нововведение было очень важно, так как Петру удалось внести церковь в цельный механизм работы государства.

9) Табель о рангах. Это новый законодательный документ, который произвел четкое разделение между военной и гражданской службой. Всего было предусмотрено 14 рангов. Как только человек достигал восьмого разряда, ему тут же присуждался титул потомственного дворянина. Получается, отныне не значило, знатен человек или нет, только его личные качества могли влиять на его продвижение.

Итоги проведенных реформ.

1) Построена четкая вертикаль органов власти, которые находятся в подчинение непосредственно у императора, то есть стали более существенно проявляться зачатки абсолютной власти самодержца.
2) Полностью обновлен административный аппарат.
3) Впервые решения принимаются сообща – коллегиально.
4) Боярские и дворянские роды отныне не имеют никакой политической силы.
5) Возросло количество чиновничьего аппарата.

Реформы государственного управления
Петра I Великого — преобразования административного аппарата

Полный список реформ, относящихся к административной сфере можно изучить в таблице ниже.

Кратко о сути и содержании административных реформ

Основная суть практически всех административных преобразований Петра I заключалась в построении абсолютистской формы монархи, которая предполагает концентрацию судебных, административных и финансовых рычагов управления в руках государя и доверенных ему людей.

Причины реформ государственного аппарата

  • Пётр I стремился выстроить жесткую вертикаль власти. Создание абсолютистской монархии должно было предотвратить возможные заговоры, бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян.
  • Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие и была неповоротлива в решении возникающих проблем.
  • Северная война со Швецией и планы по модернизации промышленности требовали денежных и человеческих ресурсов — для организации снабжения нужны были новые административные институты.

Цели и задачи
административных реформ

  • Построение вертикали власти центрального и местного уровней, каждый из членов которой решает конкретные задачи и несёт персональную ответственность.
  • Более четкое разграничение функций органов государственного аппарата.
  • Административно-территориальные преобразования, способствующие улучшению снабжения армии и флота необходимым снаряжением, провиантом, расквартированием.
  • Введение принципа коллегиального принятия решений, разработка единых правил делопроизводства административного аппарата.

Реформы органов центрального управления Петра I Великого

Создание Ближней канцелярии и упразднение Боярской Думы

С приходом Петра I к власти Боярская дума начала терять свои властные полномочия, превращаясь в еще одно бюрократическое ведомство. Царь старался изменить устоявшиеся порядки (члены боярской думы избирались из местных благородных дворян) и поставить на руководящие должности людей, подконтрольных ему лично. С 1701 года ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая «Консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр. После 1704 года упоминаний о заседаниях Боряской думы нет, хотя её официальное упразднение и не состоялось.

Ближняя канцелярия, была создана в 1699 году для контроля финансовых расходов всех приказов, а также административных решений — все важнейшие бумаги главные царские советники и министры должны были подписывать, для чего была заведена специальная книга именных указов.

Читайте также  Государство русь (ix - начало xii в.)

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом, члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и дальнейшее развитие Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, которые были чрезмерно неповоротливы в решении проблем государства и, зачастую, дублировали собственные функции. По мере создания, коллегии поглощали приказы. В период с 1718 по 1720 год президенты коллегий являлись сенаторами и заседали в Сенате, однако впоследствии из всех коллегий представительство в сенате было оставлено лишь за главнейшими: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел.

Создание системы коллегий завершило процесс централиз1ации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Сравнение систем приказов и коллегий представлено в нижеприведенных схемах.

Издание Генерального Регламента

Указом от 9 мая 1718 Петр I поручил президентам Камер-, Ревизион-, и Военной коллегий на основании шведского устава начать разработку Генерального Регламента — системы делопроизводства, получившую название «коллежской».

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан царем. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших.

Создание Святейшего Синода

Все члены Синода подписали регламент и лично присягали царю в верности, а также обязывались блюсти интересы отечества и Петра I. 11 мая 1722 года — для контроля за деятельностью Синода была создана должность обер-прокурора, докладывавшего Петру I о положении дел.

Создание Тайной Канцелярии (Преображенский приказ)

Преображенский приказ был учрежден Петром I еще в 1686, как канцелярское учреждение для управления Преображенским и Семёновским потешными полками. Постепенно, по мере усиления власти Петра I, приказ получал все новые функции — в 1702 году царь издал указ, согласно которому все доносившие о государственных преступлениях (измене, покушении на монарха) отправлялись именно в преображенский приказ. Таким образом, основная функция, которую выполняло данное учреждение — преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I.

Тайная Канцелярия была учреждена в феврале 1718 года в Петербурге. Она создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем её были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно

Реформы органов местного управления

Губернская реформа

Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Городская реформа

В 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем 1721 году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

  • Суд на уровне города
  • Создание и управление полицией
  • Развитие торговли и промышленности

Податные горожане делились на подлых (чернорабочие, не участвующие в выборах) и регулярных, которые в свою очередь делились на гильдии — в первую гильдию записывали всех банкиров, крупных купцов и владельцев мастерских, а во вторую мелких ремесленников и лавочников. Именно регулярные горожане избирали бурмистров, которые заседали в магистратах.
Неподатные горожане — дворяне, иностранные гости и духовенство не участвовали в выборах.

Итоги и результаты преобразований
административного аппарата

  • Произошло укрепление вертикали власти, становление абсолютизма как формы правления в Российской Империи на долгие столетия.
  • Существенно возросло количество чиновников и затраты на содержание бюрократического аппарата.
  • Были организованы условия для роста промышленности и торговли, снабжения армии, флота, новых верфей и фабрик.
  • Разделение судебных и административных органов не было выполнено в должной мере, практически на всех уровнях администрация вмешивалась в ход судебных процессов.

Реформирование государственного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформирование государственного управления – это составляющая внутренней политики и система принципов, целей, задач, методов, инструментов преобразования системы должностных лиц и органов государственного управления, направленного на повышение эффективности ее функционирования.

В частности, реформирование государственного управления осуществляется с целью повышения профессионализма и эффективности государственной службы, противодействия коррупции в системе государственного управления, преодоления бюрократизации системы государственного управления, обеспечения информатизации государственного управления и т. д.

Значение реформирования государственного управления

Современная Россия стремится к укреплению своего международно-правового статуса, к развитию демократических институтов, в том числе к становлению институтов гражданского общества и правового государства, что актуализирует задачу повышения эффективности государственного управления. Обеспечение прав и свобод личности и прогрессивное стратегическое развитие страны обеспечивается функционированием системы государственного управления, деятельностью государственных служащих и должностных лиц, реализующих функции и задачи публичного управления в своей непосредственной профессиональной постоянной деятельности.

Соответственно, от эффективности организации и функционирования системы государственного управления зависит благосостояние населения, эффективность решения задач социально-экономического развития, политическая стабильность, международно-правовой статус государства и др. Указанное актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования системы государственного управления Российского государства для преодоления системных проблем.

Такое совершенствование реализуется в стране на основе стратегических документов, предусматривающих систему мероприятий по оптимизации и повышению эффективности функционирования государственного управления.

Оптимизация штатов государственных органов как направление реформирования государственного управления

В качестве негативных аспектов системы государственного управления в теории и практике публичного управления называются высокая бюрократизация, дублирование полномочий и пр.

Для преодоления возможных негативных явлений сегодня реализуется реформирование государственного управления по направлению оптимизации штатов государственных органов, которая предполагает сокращение в органах исполнительной власти структурных подразделений, которые реализуют обеспечивающие функции. Кроме того, предполагается обеспечить баланс между руководящим составом и подчиненными, в частности упразднить должности руководителей, в подчинении которых находятся десять и менее государственных служащих.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом средства, высвободившиеся после сокращения штатов, останутся в фонде оплаты труда, что позволит повысить оплату труда государственных служащих исходя из эффективности реализации ими служебной деятельности.

Реформирование государственной службы как направление реформирования государственного управления

Эффективность государственного управления в немалой степени связана с эффективностью деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, потому активные усилия по реформированию государственного управления предпринимаются в отношении системы государственной службы, в частности на сегодняшний момент в число приоритетных направлений реформирования системы государственной службы в стране включены:

  • оптимизация процедуры назначения на должности государственной службы;
  • обеспечение стимулирования государственных служащих к повышению эффективности их деятельности, в том числе посредством расширения перечня социально-правовых гарантий для государственных служащих;
  • применение новых инструментов профессионального развития служащих, в том числе посредством внедрения новейших информационных технологий в систему государственного управления;
  • использование информационных технологий для повышения эффективности кадрового управления в системе государственной службы.

Информатизация как направление реформирования государственного управления

Сегодня в качестве приоритетного направления реформирования государственного управления выступают цифровизация и информатизация управленческих процессов.

Внедрение информационных технологий позволит повысить эффективность государственного управления по следующим направлениям:

  • внедрение информационных технологий для сбора, обработки и анализа информации относительно объекта управления позволяет наиболее эффективно обеспечить разработку управленческих решений и их реализацию;
  • использование информационных технологий позволяет повысить доступность государственных услуг для населения, снизить временные и финансовые затраты на предоставление государственных услуг и др.

Взаимодействие с населением как направление реформирования государственного управления

Еще одним важнейшим направлением реформирования государственного управления является внедрение инструментов взаимодействия между государством и бизнесом, между государством, бизнесом и общественными объединениями.

Сегодня необходимо развивать инструменты государственно-частного, трехстороннего партнерства для эффективного решения посредством аккумуляции ресурсов государства, общественных объединений, коммерческих организаций социально-значимых задач на конкретной территории.

Для включения населения, коммерческих организаций, общественных объединений в реализацию функций и задач публичного управления необходимо разрабатывать и внедрять систему мер, обеспечивающих преимущества для таких организаций. Кроме того, необходимо разрабатывать инструменты не только для включения указанных субъектов в реализацию управленческих решений, но и для включения таких субъектов в процесс разработки управленческих решений.

Читайте также  Социалистическое право - источники и особенности

1324,ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ I, реформы государственного аппарата

Реформы Николая 1 оказали огромное влияние на ситуацию страны в 1825-1855 года.

Стараясь улучшить положение в стране, Николай 1 проводил различные реформы, несущие разнообразные последствия.

Вот основные реформы, проведенные в период его правления:

  • Финансовая;
  • Промышленная;
  • Помещичье землевладение;
  • Крестьянская;
  • Образовательная;
  • Реформа в области цензуры.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825–1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики – не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Финансовая реформа

Первой реформой, которую провел Николай 1, была финансовая реформа, или реформа Канкрина, называвшаяся так из-за Канкрина, министра финансов при Николае 1.

Суть финансовой реформы заключалась в замене обесцененных ассигнаций кредитными знаками. Реформа улучшила экономическую ситуацию в стране и помогла России избежать одного из крупнейших финансовых кризисов.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Борьба с революционерами внутри страны

Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии — контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.

Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.

Промышленная реформа

Российская промышленность на период правления Николая 1 была уже довольно окрепшая. Мануфактурный совет при Министерстве финансов, учрежденный в 1828 году, имел право контролировать состояние промышленности.

В 1829 году прошла первая промышленная выставка. А уже в 1831 году открывается Петербургский технологический институт, который готовил инженеров. В 1835 году появилось первое акционерное общество хлопчатобумажного производства, а в 1837 году открылась железная дорога.

Помещичье землевладение

Реформы о помещичьем землевладении включали в себя усовершенствование прав и обязанностей помещиков. Одним из главных последствий реформы стала отмена телесных наказаний помещиков, а также сокращение количества податей.

Мятеж в Польше в 1830—1831 гг

На Венском конгрессе 1815 г. часть Польши, отошедшая еще в 1795 г. к России, была расширена и определена как Королевство Польское (Царство Польское). Все европейские страны признали его неотъемлемой частью Российской империи. Русский император считался и царем Польским.

Польше была предоставлена Конституция, наделявшая поляков большими правами: здесь сохранялись прежние законы, собственная казна и войско. Высшим органом польского самоуправления признавался избиравшийся населением сейм. (В районах Польши, отошедших к Пруссии и Австрии, поляки никаких политических прав не имели.)

Николай I, не питавший симпатий ни к Конституции, ни к Польше, тем не менее неукоснительно придерживался обязательств, взятых на себя его предшественниками на престоле. Конституционное устройство в Царстве Польском сохранялось.

Наместником (представителем императора) в Варшаве являлся старший брат Николая I — великий князь Кон­стантин Павлович, настойчиво приглашавший царя нанести визит в Польское царство.

Ехать императору не хотелось, но он обязан был это сделать, т. к. еще Александр I положил начало правилу, что на Польское царство надо короноваться в Варшаве.

В мае 1829 г. Николай Павлович в варшавском королевском замке возложил на себя польскую королевскую корону, принес присягу в присутствии сейма и депутатов воеводств (областей).

Царь и его свита не могли не заметить, что присутствовавшие на коронации представители польской аристо­кратии и шляхты были настроены резко антирусские. В свое время они активно поддерживали Наполеона, многие непосредственно участвовали в военных действиях против России. Хотя никаким преследованиям эти поляки подвергались, гордые и самолюбивые шляхтичи и ..принимали царскую милость как унижение.

Быть польским патриотом тогда почти неизбежно означало быть и врагом России. Восстановить полную политическую независимость Польши являлось желанием, лозунгом всех польских националистов. Для осуществления той цели создавалось множество тайных организаций, где главенствовало дворянство. Националисты мечтали не только о независимости, но и о создании «Великой Польши от моря и до моря» (от Балтийского до Черного), которую ранее никогда не существовало. Подобная нелегальная антирусская деятельность поощрялась католической церковью. Это должно было рано или поздно привести к столкновению, и в 1830г. оно произошло.

17 ноября группа военных заговорщиков напала на дворец Бельведер в Варшаве, где находился великий князь КонстантинПавлович. Константину удалось в последний момент спастись, но многих из его окружения восставшие

убили. На следующий день по всей Польше начались грабежи и убийства русских и всех тех, кто подозревался ксимпатии к России. В последующие недели и месяцы погибли тысячи людей. Почти все польское войско изменило присяге, данной русскому царю, и перешло на сторону мятежников. В Варшаве было создано Временное правительство, провозгласившее независимость Польши и предложившее императору мирные переговоры.

Николай I подобное предложение отклонил, заявив, что если мятежники не сложат оружия, то тем самым они будут способствовать гибели Польши. Но это предупреждение не произвело никакого впечатления в Варшаве, и польская армия начала военные действия против частей русской армии.

13 февраля 1831 г. около варшавского предместья Праги русские войска под командованием фельдмаршала гра­фа Я. И.Дибича наголову разбили польские соединения, остатки которых укрепились в Варшаве. Казалось, что судьба мятежников решена, но русское командование не спешило штурмовать многонаселенную Варшаву, понимая, что это приведет к огромным человеческим жертвам. Существовала и другая причина подобной медлительности.

Читайте также  Карта: нападение фашисткой германии на советский союз (1941-1942 гг.)

Весной 1831 г. в стране началась эпидемия холеры. Она поразила и русскую армию. Умирало много солдат. 29 мая 1831 г. от холеры скончался граф И. И. Дибич, а 15 ию­ня — великий князь Константин Павлович.

28 августа 1831 г. русская армия под командованием генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича (1782—1856) всту­пила в Варшаву. Польское восстание было подавлено, а большинство его активных участников бежали за границу.

Беспощадной была антирусская кампания в Англии. Бе главным вдохновителем стал известный политический деятель, лидер партии вигов, министр иностранных дел Пальмерстон. С начала 1830-х гг. «русский жупел» стал политическим оружием различных политических партий Британии. Именно в этот период старые западноевропейские антирусские предрассудки и предубеждения начали проявляться в Англии в форме открытой русофобии.

Россия неизменно изображалась варварской, ее политика жестокой, а русская армия представлялась сборищем дикарей, творивших «ужасы» в «несчастной Польше».

О жестокостях «польских патриотов» не писали — о том, как русских и всех православных преследовали, унижали, как детей отнимали у родителей и отдавали в католические монастыри на воспитание, как русских солдат пытали, сажали на кол, как им выкалывали глаза. О подобных зверствах не писали, их не осуждали. Во Франции, например, не говорили, что русская армия не грабила мирное население, не сжигала города и не разоряла поместья, как это делала «великая армия» Наполеона. Те злодеяния, которые действительно чинили французы во время вторжения в Россию, были забыты. Об этом не желали вспоминать.

I) России подобную критику считали несправедливой и оскорбительной. Николай I отнюдь не был склонен проводить государственный курс с оглядкой на то, что скажут и Париже или Лондоне. Он знал, что поляки изменили присяге, сами отвергли условия договора с Россией и за то должны понести наказание. И оно последовало.

21 февраля 1832 г. был издан так называемый Органический статус, коим упразднялась польская Конститу­ция, ликвидировалось польское войско и взята под конюль финансовая деятельность Польши.

Однако остались в силе все местные судебные законы, л польский язык сохранен при судопроизводстве. На ста­рых польских территориях в Пруссии и Австрии, где про­живала значительная часть поляков, ничего подобного не существовало. Правда, это ни в Париже, ни в Лондоне осуждения не вызывало.

Образовательная реформа

Образовательная реформа была менее удачной. Николай 1 ввел сословное образование и разделил школы на 3 вида: приходские, уездные и гимназии. На первый план вышли латинский и греческий языки, остальные же предметы преподавались в качестве дополнительных.

Университеты также потерпели преобразование. Отныне ректора, проректора и профессора выбирались Министерством народного просвещения. Обучение в высших учебных заведениях стало платным, а обязательными предметами на всех факультетах были церковное право, богословие и церковная история.

Положительным последствие образовательной реформы было увеличение количества различных учебных заведений.

Реформа в области цензуры

Николай 1 очень боялся, что его авторитет понизится с публикацией какого-либо произведения, поэтому появилась жестокая цензура. С публикации были сняты множество журналов, были запрещены писатели и поэты, многие произведения подвергались жестокой правке, в результате которой смысл произведения мог меняться.

Николай 1 провел множество реформ, не все из которых принесли успех. Но это лишь положило начало совершенствованию тех областей, которые потерпели неудачу.

Реформы управления Петра I (таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I

Схема управления государством при Петра I

Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Реформы Петра I в сфере управления

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: