Роль труда работников тыла в годы войны
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности « История и археология»
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Герасимов А.С., Савина А.А.
Текст научной работы на тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»
ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
А.С. Герасимов Воронежский институт ГПС МЧС России
научный руководитель: А.А. Савина, преподаватель.
В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На занятиях истории немало времени уделяется изучению материала, связанного с событиями Великой Отечественной войны и очень поверхностно рассматривается тема о тружениках тыла. Мы почти ничего не знаем о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Воспоминания живых свидетелей того времени, их судьбы, жизнь в довоенные и послевоенные годы доказывают то, что судьба каждого человека есть яркое отражение судьбы всей страны в целом.
Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. Оттуда отправлялось оружие, боеприпасы, снаряды и продовольствие. Во всех уголках нашей страны шла перестройка промышленных предприятий на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Нелегко было наладить производство на эвакуированных заводах, но люди отдавали этому все свои силы, чтобы внести весомый вклад своим трудом в победу над врагом. В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны.
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы, поэтому каждый их них стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств. В те тяжелые, трудные для страны годы отменялись отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней. «Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. [2, 27]
Эвакуация промышленных предприятий из прифронтовых территорий в восточные районы страны — в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию — преследовала цель создать здесь глав-
ный арсенал страны для нужд фронта. Она проводилась по единому плану и сразу же приобрела колоссальные масштабы. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести на восток страны значительное число крупных предприятий с их трудовыми коллективами, в том числе такие индустриальные гиганты, как «Запорожсталь», «Днепросталь» и другие.
В результате немалых усилий Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности. Уже к середине 1942 года СССР располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить основные нужды фронта.
Война внесла значительные изменения и в жизнь самих людей. В затемненных цехах теперь работали по 10-11 часов. После рабочего дня тысячи рабочих несли дежурство в штабах местной противовоздушной обороны (МПВО), санитарных дружинах, в отрядах по охране заводов. Пронзительный вой сирен, тревожные гудки и голос диктора по радио предупреждали о надвигающейся на город опасности. Но в цехах и на участках ни на минуту не затихал шум станков. Напряженная работа продолжалось круглосуточно.
В период Великой Отечественной войны большинство промышленных предприятий было переведено на выпуск военной продукции, в восточных районах страны создавалась новая индустриальная база. Повсеместно основными заказами стали заказы фронта. В первую очередь перестройке подверглись такие наиболее важные отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка.
Заменяя ушедших на фронт, по-ударному работали труженики воронежского тыла. Как и все трудящиеся страны, они активно откликнулись на лозунг «Все для фронта, все для победы!». Воронежские промышленные предприятия стали быстро перестраиваться на производство военной продукции. С июля 1941 года ее начал выпускать старейший воронежский завод имени Ф.Э. Дзержинского. Он же по заданию Государственного Комитета Обороны отремонтировал шесть бронепоездов. Взамен ушедших на фронт рабочих на завод возвратилось более 200 пенсионеров, поступили вновь 500 подростков, более 300 женщин, и завод продолжал работать с полной нагрузкой. [1, 83]
Завод имени Коминтерна стал застрельщиком выпуска реактивных установок («Катюш»), воронежский авиационный завод освоил и наладил серийный выпуск и поставку военно-воздушным силам самолетов ИЛ-2. На машиностроительном заводе имени В.И. Ленина цехи также переоборудовались для выпуска продукции для фронта. Со сборочных участков 1 -го механического цеха на завод имени Коминтерна постепенно потоком пошла важная составная часть реактивных установок — «стреляющий механизм». Завод «Электросигнал» через два дня после общезаводского ми-
тинга начал производство военной продукции, организовав для этого специальный цех.
Благодаря героическому труду советских людей, поставкам союзниками сырья и военных материалов удалось резко увеличить производство техники и вооружения. Уже в 1942 году военное производство Советского Союза добилось крупных успехов. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали мужские специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны, и их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись Великой Отечественной войны.
Рядом со своими матерями и старшими братьями и сестрами трудились самые юные граждане нашей страны — пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч школьников [2,49]. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные годы колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам.
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы. Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства и культуры были удостоены памятных медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Путь к победе был тяжелым и трудным, ведь она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Как и весь народ, труженики тыла внесли весомый вклад и заплатили огромную цену за победу в Великой Отечественной войне. Их большая часть — женщины, старики и дети с 10-летнего возраста. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда. Тяжелые условия жизни, изнуряющая работа, голод, потеря родных, здоровья, возможности учиться — такова была цена победы. Их самоотверженный труд — прекрасный пример для нынешнего поколения.
Список использованной литературы
1. Кантор Л.М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны / Л.М. Кантор. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики, 1991. — 93 с.
2. Храмкова Е.Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Е.Л. Храмкова. — Самара: Самар. изд-во, 2000. — 194 с.
ЕГЭ. История России. Теория по кодификатору. 3.2.7. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
Теория по кодификатору.
Труженики тыла сыграли огромную роль в материальном обеспечении победы над Германией.
Главная задача тыла в годы войны – эвакуация предприятий и населения из прифронтовой полосы, перевод экономики на военные рельсы.
В 1941 г. СССР потерял территорию, на которой до войны проживало 46 % населения, производилось свыше половины угля и металла, почти 40 % зерна, 80 % сахара. Необходимо было срочно перестроить промышленность на выпуск военной продукции.
Лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!»
24 июня 1941 – создание Совета по эвакуации.
Во главе: Н.М. Шверник, А.Н. Косыгин.
К концу 1941 г. за Урал эвакуировано около 2500 предприятий и свыше 10 млн. человек, что предотвратило резкий спад производства из-за оккупации территории.
26 июня 1941 – указ о мобилизации людских трудовых ресурсов, разрешение использовать труд подростков, введение обязательных сверхурочных работ, самостоятельный уход с работы приравнивался к дезертирству. Рабочий день длился по 10-12 ч. в сутки.
Население записывалось в народное ополчение, сдавало средства на фонд обороны, женщины отправились на рытье окопов, строительство противотанковых рвов.
Массовый характер приняло соревнование.
Лозунг: «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт».
Движение «двухсотников» — выполняли по де нормы в день.
Движение «тысячников» — основатель -фрезеровщик Уралвагонзавода Д.Ф. Босый. Внедрив собственное изобретение, он в 1942 году выполнил ному на 1480%.
Как жили в тылу.
В тылу жилось очень сложно. Потребление всех видов продовольствия, кроме картофеля, сократилось в 1.3-2.5 р. Снабжение в городах велось по карточкам, но регулярно выдавали только хлеб, остальные продукты- с перебоями.
В 1943 г. рабочие получали по 500-700 гр. хлеба, служащие – по 400 гр., дети и иждивенцы – по 300 гр. На рынках цены были выше в 10-30 раз.
Вся тяжесть труда в сельском хозяйстве тоже легла на плечи женщин, стариков, детей. Обязательный минимум трудодней был увеличен. Обязательные поставки были распространены и на приусадебные участки. Карточек колхозники не получали.
Помощь тыла фронту.
- Отправлялись посылки продуктами и тёплыми вещами
- Миллиарды рублей поступали от людей в фонд оборон
- На деньги артистов Малого театра была построена эскадрилья боевых самолётов, на средства колхозников Тамбовской и Челябинской областей – танковые колонны.
- Саратовский колхозник Ф. Головатый внёс 100 тыс. руб. на строительство самолёта.
- Массовый характер в годы войны приобрело донорство.
В ходе эвакуации использован железнодорожный транспорт (более 1500 вагонов), а также речной и морской.
Предприятия отправлялись в Поволжье, Западную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию, но более всего на Урал (44 %)
Крупнейшим центром танковой промышленности тал завод в Челябинске.
27 июня 1941 – принято Постановление ЦК ВКП (б) и СНК «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».
30 июня 1941 – создание ГКО – Государственного комитета обороны.
Во главе – И.В. Сталин. Это был чрезвычайный орган управления страной в годы войны.
Перевод большинства предприятий на производство вооружения.
ИТОГИ:
К концу 1942 г. СССР догнал Германию по производству вооружений,
а в 1943 г. – превзошёл её.
Факты.
- На начальном этапе войны в 1941-1942 гг. значительную роль сыграла военно-экономическая помощь союзников: поставки США по закону о ленд-лизе боевой техники, медикаментов и продовольствия. Ленд-лиз представлял собой безвалютный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны. Взамен мы поставляли в США полезные ископаемые, золото, платину, пушнину и т.п.
- Начался выпуск современного оружия и техники: самолеты-штурмовики Ил-2 (конструктор Ильюшин), истребители Ла-5 (конструктор Лавочкин), Як-9, Як-7 (конструктор Яковлев), танки Т-34, «КВ» (Клим Ворошилов), «ИС» (Иосиф Сталин), реактивные минометы «Катюши».
- Готовился резерв армии. Важное значение для подготовки обученных резервов для воюющей армии имело всеобщее обязательное обучение военному делу. Обязательное обучение военному делу охватило в тылу 10 млн человек.
- Была расширена сеть фабричнозаводских училищ (ФЗУ), рабочие профессии получили около 2 млн человек.
- В ходе войны СССР достиг решающего превосходства над Германией в выпуске боевой техники, оружия и боеприпасов. В 1943 г. было выпущено 30 тыс. самолетов, 24 тыс. танков, 130 тыс. артиллерийских орудий всех видов. Продолжалось совершенствование боевой техники.
- Производство военной техники в СССР в 1944 г. достигло своего апогея. В 1944 г. советские военные заводы производили танков в 7–8 раз, орудий в 6 раз, минометов почти в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем перед войной.
- Август 1943 г., Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и физическим лицам. При СНК СССР был создан Комитет по восстановлению народного хозяйства, разрушенного гитлеровской Германией.
- В конце войны принимались меры по постепенному переходу промышленного производства с выпуска боевой техники и оружия на мирную продукцию.
Победа в Великой Отечественной войне ковалась как на фронте, так и в тылу.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Презентация «Труд работников тыла в годы великой отечественной войны»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок» Подготовили воспитатели Подготовитльной группы Кяримова Т.В. Петрова Е.С «Труд работников тыла в годы великой отечественной войны»
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах тружеников тыла. Героический подвиг советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны бессмертен.
Рабочие оборонных и градостроительных предприятий. Изобретатели и ученые. Труженики сельского хозяйства Творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты, художники. Труженики тыла.
Всеобщая мобилизация перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции мобилизация и перестройка работы транспорта мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов мобилизация всех средств на нужды войны
Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство: самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.
Молодежь – фронту. Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60%. Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели. Им только бы жить начинать сорванцам. Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов
Сбор средств. Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: более 2,5 тыс.самолетов. более 5 тыс. танков. по займам и лотереям свыше 118 милрд. руб.
Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.
Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети. За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна.
Как помогали фронту 12-летние дети? Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.
Война научила детей многому: быть выносливыми, терпеливыми, работящими; не жалеть себя ради Родины.
Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Медработники для фронта. Труд медицинских работников: врачей, санитаров и медсестер, спасавших жизни наших воинов после тяжёлых ранений, не забудется потомками никогда.
Интеллигенция фронту Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны. Вклад в победу вносили и деятели культуры. На фронтах и в госпиталях перед ранеными выступали бригады советских артистов.
Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бойцами Красной армии, чтобы донести до людей правду о войне. Они вместе с бойцами Красной армии находились в окопах и шли в бой. Во время боя они фотографировали подвиги советских солдат и офицеров. Благодаря им страна узнавала о своих героях.
В 1941 году поэт В.И. Лебедев-Кумач и композитор А.В. Александров опубликовали и исполнили свою песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.
На киностудиях снимались во время войны и художественные фильмы. Самыми знаменитыми артистами военного времени были Николай Афанасьевич Крючков и Павел Петрович Кадочников Н.А. Крючков П. П. Кадочников
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в основном было представлено плакатами и карикатурами.
За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Кяримова Татьяна ВладимировнаНаписать 323 21.05.2020
Номер материала: ДБ-1172648
- Дошкольное образование
- Презентации
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
-
21.05.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов
Время чтения: 2 минуты
В Петербурге создали программу для защиты детей в интернете
Время чтения: 3 минуты
Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение
Время чтения: 1 минута
Математические способности связывают с «чувством числа»
Время чтения: 4 минуты
Минпросвещения РФ реализует проект по развитию сети школьных библиотек
Время чтения: 4 минуты
Петербургские студенты победили на международной студенческой олимпиаде по математике IMC 2021
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия «Роль тружеников тыла в Великой Победе»
Елена Полушкина
Конспект занятия «Роль тружеников тыла в Великой Победе»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
«Роль тружеников тыла в Великой Победе»
Подготовила воспитатель ОСП «Детский сад№1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» высшей квалификационной категории –Полушкина Елена Викторовна.
1.Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине.
2.Развивающая: развивать представление о тружениках тыла, показать трудовой героизм наших предков, уточнить, кто такие труженики тыла; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
3.Обучающая: продолжить знакомства с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну.
Предварительная работа: Беседа о Родине,о тружениках тыла, заучивание стихов, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. Оформление альбомов о музеях боевой славы.
Оборудование: ,Фото «Вечный огонь», «Письмо треугольник». Магнитофон, аудио кассеты с песнями «Священная война», «Солдаты в путь!», «Последнее письмо». Белые листы бумаги, цветные карандаши для оформления писем. Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова сл. В. Лебедева-Кумача
(Дети стоят в кругу).
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Что интересного вы заметили во мне (воспитатель одет в ватник и платок? -Одежда. Мы с вами рассматривали фото о Великой Отечественной Войне. Когда необходима такая одежда (во время работы на холоде? Почему же я сегодня одела такую одежду, я вам сейчас расскажу. В этом году наша страна отмечает 75-годовщину Великой Победы. И я предлагаю нашу с вами встречу посвятить этому событию. Вы поддерживаете мое предложение? (Да).
Воспитатель: Во время военных действий не все люди воевали. Были и такие которые своим трудом приближали нашу Победу над Фашизмом. Я хочу вам рассказать о тяжелейшем труде тыловиков, ковавших на ровне с солдатами Великую Победу. Их работу по праву можно назвать подвигом. Обычные труженики возводили Сурский оборонительный рубеж в тяжелейших условиях суровой зимы. Кирками, ломами,кувалдами, пилами и лопатами простые люди долбили мёрзлую землю. Чтобы в случае прорыва обороны Москвы они должны были защитить Родину от врага. Сурский оборонительный рубеж был возведён за рекордные 45 дней. Мы с вами должны всегда помнить об этом. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов о событиях того времени)
Воспитатель:В наши дни проходит военно-историческая реконструкция событий Сурского оборонительного рубежа в нашем Большеберезниковском районе в селе Николаевка.
Воспитатель:Ребята как называли людей трудившихся в тылу во имя Победы (труженики тыла)
Воспитатель: Да. Всё верно
Раздаётся стук в дверь. Под музыку Ф. Шуберта «Военный марш» входит строевым шагом солдат (сотрудник, родитель, ученик школы).
Солдат: Здравствуйте ребята, я принёс для вас донесение из штаба.
Воспитатель: Как хорошо, что ты пришёл солдат. Кто как не ты сможет рассказать нашим будущим защитникам о солдатской взаимопомощи, смелости, храбрости, подвиге.
Я, ребята на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой
Но, как видите, — живой.
Солдат: Ребята сейчас я прочитаю вам стихи. Послушайте и скажите о ком они?
Общая Победа
Бойцы её в боях ковали,
Тылы – посильно помогали.
Спасибо деду за Победу!
А бабушке – за помощь деду!
Война не только фронт, передовая,
Не только танки, взрывы и штыки.
Ещё, девчушки участь трудовая,
Мальчишки труд всем мукам вопреки.
Война — это не только поле боя,
И труженики тыла скажут нам.
Не слышали они бомбёжки
Трудились с честью все назло врагам.
Воспитатель: Вы внимательно слушали стихи, а теперь скажите о ком эти стихи?
Ответы детей. (Эти стихи о тружениках тыла)
Воспитатель: Действительно это так. Какие чуства вызывают у вас эти стихи? Ребята как вы думаете велика помощь тружеников тыла в Великой Победе (Да) Почему? (они смелые, храбрые, мужественные, отважные)
Воспитатель: Солдат, а наши ребята то же сильные, умелые, ловкие.
Кто сильнее из ребят?
Ну, беремся за канат.
Тот, кто перетянет,
Самым сильным станет.
Физкультминутка: Проводится конкурс «Перетяни канат»
Солдат: Молодцы! А какие вы знаете пословицы о храбрости солдата?
Дети: Кто Родине верен, тот в бою примерен. За правое дело стой смело. Русскую заповедь знай – в бою не зевай
Солдат: А я знаю еще одну пословицу про смекалку. Тяжело в учении, легко в бою.
Воспитатель: А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как отдыхали солдаты, после боя вы знаете? (Шутили, пели песни, писали письма родным и т. д.)
Солдат: А предлагаю вам спеть одну из этих песен «Солдаты в путь!» (В. Соловьёв-Седой — М. Дудин) (Дети маршируют).
Солдат: Мы отдохнули, ноя хочу показать вам фотографию обратите внимание сюда, что здесь изображено (Ответы детей) Правильно «Вечный огонь»
Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо, а кому воздвигли этот памятник.
Дети: Солдатам не вернувшихся с войны, не известным солдатам.
Солдат: А у нас в музее хранится одно из писем солдата с войны. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Звучит музыка «Последнее письмо» («Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское»; С. Туликов -М. Пляцковский)
Воспитатель: В праздник 9 Мая ветераны встречаются у памятников и принимают поздравления. Дети давай те и мы с вами оформим поздравительные письма, ветеранам и передадим их через солдата. Дети передают поздравительные письма.
Фотоочерк «Сохраним память о Великой Победе!» Тема войны: как и о чём рассказывать детям дошкольного возраста. Подрастающее поколение уже с дошкольного возраста вправе знать о фронтовиках,.
Фотоотчёт о праздничных мероприятиях «Великой Победе посвящается…» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных в современном обществе. Патриотическое воспитание.
Фотоотчет «Великой Победе посвящается…» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Наша страна готовится к 70-летию Великой Победы! Так много прошло времени! А память о тех тяжелых.
Консультация для родителей «Расскажите детям о великой Победе» Уважаемые родители! Мы с вами родились и живем в мирное время и не знаем что такое война. Когда-то наши матери, бабушки и деды рассказали.
Отчет о мероприятиях посвященных Великой Победе. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Вся наша страна празднует самый великий день,День Победы!Эту страшную войну,которая унесла миллионы.
Поздравительная газета «70 лет Великой Победе!» Здравствуйте, дорогие мои коллеги и друзья! Весь месяц мы готовились и с нетерпением ждали этот ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК День Победы, которому уже.
Сценарий праздника, посвященный Великой Победе. Под марш дети заходят в музыкальный зал. Встают на полукруг. Вед. -Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий праздник – День Победы нашего.
Стенгазета «Бессмертный полк». Посвящается всем фронтовикам и работникам тыла Великой Отечественной войны! Родина … Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность.
Стенгазета руками детей «70 лет Великой Победе. » Вот такую стенгазету мы сделали в этом году с детьми 1,5-3 лет. Главной целью для меня было познакомить малышей с Днём Победы и закрепить.
Творческие работы детей посвященные Великой Победе Сегодня вся наша страна вспоминает события Великой Отечественной войны. Не остаются в стороне от этих событий и дошкольники Своим воспитанникам.
Жизнь ветеранов и тружеников тыла во время войны
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Враг напал внезапно в один и тот же час, нарушив границу от Баренцева моря до Чёрного. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война — ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества — германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.
Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край только из сибирского арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Мы гордимся, что наши земляки-сибиряки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия Сибири, люди внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины в то суровое время встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны — школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Очень высокими были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Советский тыл был очень прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома врага и завоевания Великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
2. Практическая часть
Степной — это удивительный поселок, в котором мы родились и растём. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, мы обратились за помощью к Заикиной Г. Н. (бывший председатель профкома Кузбасской ПТ), беседовали с работниками сельской библиотеки Ворошиной Н. В. и Чепкасовой Н. В. , с социальным работником Чудиновой Н. Г. , посещали наш школьный музей, встречалась с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, и никто не отказывался нас принять, ответить на наши вопросы. Ветераны и труженики тыла вспоминали трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Большую заботу о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и просто о пожилых людях проявляют работники сельской библиоте ки, социальный работник нашего посёлка, работники дома культуры. Они подготавливают и проводят интересные праздники, на которые приглашаются пожилые люди.
День пожилого человека День матери
Крещенский вечерок Поздравление гостей
Ученики нашей школы также не забывают о ветеранах и тружениках тыла. Каждый год 9 мая у памятника неизвестному солдату проходит митинг, где ребята поздравляют и благодарят ветеранов и тружеников тыла за их героизм, храбрость и самоотверженный труд в те страшные и суровые годы.
Поздравление ветеранов 4 Наши ветераны и труженики тыла
Школьники помнят о ветеранах не только в праздничные дни, но и в будние дни.
Старшеклассницы в огороде у ветерана Пьянкова Михаила Михайловича
В начале октября в нашей школе прошла акция, посвящённая Дню пожилого человека. Активное участие в ней приняли учащиеся нашего класса с родителями. Мы привили в порядок территорию возле памятника неизвестному солдату и посадили цветы. Слова благодарности за проделанную нами работу были выражены в районной газете «Сельские вести».
Уборка территории у памятника неизвестному солдату
В нашем классе прошёл классный час, который подготовила и провела Попова Дарья. Она рассказала о нелёгкой жизни прабабушки и прадедушки. Ведь они прошли те ужасные годы войны. Также Даша рассказала нам о прапрадедушке. Всем было интересно слушать её рассказ.
Даша знакомит ребят со своими близкими
Изучив и проанализировав список ветеранов и тружеников тыла жителей нашего посёлка в годы Великой Отечественной войны, мы составили таблицу, которая отражает их возраст
При сборе информации по теме исследования мы посетили школьный музей и узнали много нового и интересного. Но информации в музеи было недостаточно для нашего исследования.
Сбор информации в школьном музее
Встречались и беседовали с ветеранами и тружениками тыла, которые рассказывали о своей жизни во время войны.
Беседа с ветераном Великой Отечественной войны – Пьянковым Михаилом Михайловичем
На заключительном этапе работы над проектом прошло внеклассное мероприятие «Дети войны».
Наше поколение о войне знает в основном из уроков окружающего мира, истории, чтения. Всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
В ходе работы мы познакомилась с ветеранами и тружениками тыла нашего посёлка. Из бесед со всеми тружениками тыла мы отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
Мы поняли, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших дедов, бабушек. Война живет в памяти всего народа.
Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и показали в своей работе.
В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам:
1. Ветераны и труженики тыла внесли огромный вклад в победу над фашизмом.
2. Тружениками тыла в основном были женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их храбрость, смелость и самоотверженный труд – прекрасный пример для молодежи.
5. Жители посёлка помнят и заботятся о ветеранах и тружениках тыла.