Руководители основных министерств в xix — начале xx века

Основные этапы развития системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX — начала XX вв Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дахина А.А.

В статье представлена обоснованная авторская периодизация системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX — начала XX вв. на основе комплексного историко-правового исследования законодательных актов , направленных на регламентацию становления и развития системы органов исполнительной власти .

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дахина А.А.

THE MAIN DEVELOPMENT STAGES OF THE EXECUTIVE AUTHORITY SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XIX — EARLY XX CENTURIES

The article presents the author’s justified periodization of the executive authority system in the Russian Empire in the XIX early XX centuries based on the comprehensive historical and legal research of enactments regulating the formation and development of the executive authority system.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX — начала XX вв»

УДК 93:34(470 + 571)»19/20″ Дахина Анна Александровна

ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин

Астраханского государственного университета

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX — НАЧАЛА XX ВВ.

В статье представлена обоснованная авторская периодизация системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX — начала XX вв. на основе комплексного историко-правового исследования законодательных актов, направленных на регламентацию становления и развития системы органов исполнительной власти.

периодизация, органы государственной власти, исполнительная власть, комплексное исследование, реформирование, законодательные акты, преобразования, системность.

Dakhina Anna Aleksandrovna

State and Legal Disciplines Department, Astrakhan State University

THE MAIN DEVELOPMENT STAGES OF THE EXECUTIVE AUTHORITY SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XIX — EARLY XX CENTURIES

The article presents the author’s justified periodization of the executive authority system in the Russian Empire in the XIX — early XX centuries based on the comprehensive historical and legal research of enactments regulating the formation and development of the executive authority system.

periodization, public authorities, executive branch, comprehensive study, reformation, laws, reform, system character.

К числу приоритетных направлений современной юридической науки относится исследование проблем, связанных с эволюцией органов исполнительной власти в России. Система органов исполнительной власти прошла длительный путь развития, что обусловливает необходимость выявления и исследования его основных этапов.

Историко-правовая наука представлена работами, посвященными истории отдельных органов исполнительной власти, законодательству, направленному на регулирование деятельности органов государственной власти [1; 2]. Теоретико-правовыми и историко-правовыми основами, позволившими исследовать историко-правовые акты, систематизировать их, представить и обосновать периодизацию развития законодательства, направленного на регламентацию деятельности государственных органов, послужили работы Ю.С. Решетова, Р.А. Ромашова, В.А. Летяева [3; 4; 5].

Периодизация, являясь способом систематизации историко-правового материала, позволяет не только хронологически последовательно проследить регламентацию становления и развития системы органов исполнительной власти, а также регламентирующих полномочия органов исполнительной власти, но и вычленить в нем определенные временные отрезки (периоды, этапы). В основе выделения этих временных отрезков лежат объективные критерии, которые дают возможность выявить типологические признаки государственного управления в тех или иных конкретных условиях, показать его устойчивые черты на данном историческом отрезке времени. Рассмотрение исторического развития государственного управления в процессе смены одних периодов другими позволяет создать целостную картину единого исторического процесса [6, с. 11].

В конце XVIII в. в Российской империи проявились кризисные явления, вынудившие правительство приступить к поиску путей модернизации системы государственного управления. Становится очевидным, что возможности дальнейшего развития при сохранении старой модели государственного управления исчерпаны. Кризис системы управления Российской империи обусловил необходимость реорганизации всей системы государственного управления. Для выработки реформ был создан Негласный комитет, в котором зародилась мысль о министерстве.

В историографии отсутствуют комплексные исследования становления и развития органов исполнительной власти в XIX — начале XX в. Поэтому представленные в работах исследователей периодизации не отражают целостную картину формирования органов исполнительной власти в исследуемый нами период. В историко-правовой литературе можно встретить периодизации становления и развития государственных учреждений в целом в дореволюционной России, периодизации отдельных этапов развития системы органов исполнительной власти в Российской империи и периодизации становления и развития отдельных министерств в Российской империи.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 15)

Исследование историко-правового материала позволяет выделить следующие этапы формирования и развития системы органов исполнительной власти Российской империи XIX -начала XX в.:

— реформирование исполнительной власти в первой половине XIX в. (1802-1857);

— реформирование исполнительной власти в середине — второй половине XIX в. (18571905);

— реформирование исполнительной власти в начале — первой трети XX в. (1905-1917).

Министерская реформа 1802 г. стала отправным моментом в становлении органов исполнительной власти. Законодательство начала XIX в. к административным органам с полномочиями в исполнительной сфере отнесло министерства и Комитет министров, другие государственные органы, призванные исполнять предписания законодателя, образование и функционирование которых можно рассматривать как первоначальный этап в процессе формирования системы исполнительной власти в рамках абсолютизма. Министерства представляли собой бюрократические учреждения. На этом этапе более сложной стала внутренняя организация правительственных учреждений, структура которых характеризовалась многоступенчатостью и разветвленностью.

В середине — второй половине XIX в. система органов исполнительной власти переживает определенные изменения, что нашло отражение в законодательстве империи. Был сформирован новый правительственный орган — Совет министров. Официально Совет министров был учрежден Высочайшим повелением от 12 ноября 1861 г. Совет министров, в соответствии с Высочайшим повелением, сотрудничал с другими высшими органами власти и управления. Законодатель предусмотрел тесную связь Совета министров с Государственным советом (ст. 5). Связь Совета министров с Комитетом министров отражена в ст. 6, согласно которой заведывание делами Совета министров становилось обязанностью управляющего делами Комитета министров.

Во второй половине XIX в. в Российской империи принимается ряд законодательных актов, направленных на координацию деятельности органов власти и управления. Исследование соответствующих правовых источников позволило выявить несколько направлений в развитии законодательства, координирующего деятельность министерств и других государственных органов: координация деятельности министерств и других центральных органов власти и управления; координация деятельности министерств и органов управления отдельными территориями; координация деятельности министерств и органов, учрежденных в целях содействия проведению крестьянской реформы; координация деятельности отдельных министерств; координация деятельности министерств с опекунскими.

Начало ХХ столетия в Российской империи ознаменовано значительными преобразованиями в государственном устройстве. Правовыми основами деятельности органов исполнительной власти стали Манифест от 19 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. («Учреждение Совета министров»).

Впервые государственные законы были кодифицированы в 1832 г., однако издание манифестов 1905 г. повлекло за собой их пересмотр. Пересмотр государственных законов прежде всего затрагивал три вопроса — реорганизация Государственного совета, учреждение Государственной думы, создание Совета министров. Исполнительная власть регламентируется нормами сразу нескольких глав Основных законов (глава первая «О существе верховной самодержавной власти», глава одиннадцатая «О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями»). Исследование норм главы, посвященной власти императора (глава первая «О существе верховной самодержавной власти»), позволило выявить ряд вопросов, урегулированных законодателем, относящимся к осуществлению власти исполнительной. Общие правовые положения, направленные на регламентацию имперских органов исполнительной власти, сосредоточены в главе одиннадцатой «О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями». Совет Министров наделялся широким кругом полномочий. Мы акцентируем внимание на законодательном запрете вторжения Совета министров в компетенцию Государственной думы и Государственного совета.

В основных законах Российской империи был закреплен институт министерской скрепы, в соответствии с которой указы императора должны скрепляться председателем Совета министров или министром, осуществляющим управление в определенной сфере, или главноуправляющим отдельной частью. Институт министерской скрепы не был призван ограничивать власть императора, а только удостоверял содержание правового акта. Однако предпринятые меры свидетельствовали о начальном этапе формирования конституционализма в России и, со временем могли бы привести к складыванию конституционной монархии.

Читайте также  Экономика белоруссии и литвы

Таким образом, процесс формирование системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX — начала XX в. и соответствующего законодательства прошел длительный

путь, отразивший тенденции государственного развития России. Проведенные реформы исполнительной власти нельзя считать безуспешными. Задуманные и реализованные преобразования исполнительной власти создали определенный механизм, деятельность которого можно объяснить не столько его устройством, сколько теми условиями государственной жизни, при которых этому механизму приходилось функционировать.

1. Арсеньева Г.В. Система государственных преступлений по Уголовному уложению 1903 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9 (23). Ч. 2. С. 26-28.

2. Летяев В. А. Систематизация законодательства и рецепция в праве: закономерности взаимодействия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2009. № 4(68) С. 140-146

3. Мулукаев Р.С. История государственного управления в России. М., 2014. С. 11.

4. Решетов Ю.С. Содержание и формы реализации права // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 12. С. 57-63.

5. Система источников русского права X-XVIII вв. : коллективная монография / Р.А. Ромашов [и др.] ; под общ. ред. Ю.В. Оспенникова. Самара, 2014 ; Ромашов Р.А. Юридическая технология правотворчества в России в XVIII в. // Право и государство: теория и практика. 2014. № 10 (118). 428 с.

6. Шафигулина С.Р. Развитие избирательного права в России во второй половине XIX — начале XX в., 1864-1917 гг. (историко-правовое исследование) : дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

Руководители основных министерств в xix — начале xx века

КАДРОВЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Т.В. Козельчук

Научный руководитель — канд.истмаук, доц. П.А. Свищев

Анализ служебных карьер чиновников Тобольской губернии свидетельствует о том, что зачастую многим представителям местного бюрократического аппарата приходилось служить не только в разных чинах и должностях, что совершенно естественно, но и в учреждениях различной ведомст венной подчиненности. Подобные кадровые перестановки, присущие всему провинциальному аппарату власти, говорят о высокой мобильности государственных служащих Российской империи. А.Н.Медушевский под горизонтальной социальной мобильностью подразумевал имевшиеся в практике функционирования бюрократического аппарата многочисленные перемещения чиновников с одной должности на другую, из одного ведомства в другое: “Растущий профессионализм и специализация чиновничества подчеркивается тем фактом, что их использование характеризовалось значительной мобильностью кадров, непрерывно находившихся в движении. Они перебрасывались из одного учреждения в другое, посылались с административными заданиями в различные региона страны, для обслуживания армии и дипломатической службы”/1/ . Хотя историк имел в виду конец XVII – начало XVIII веков, ситуация по большому счету не изменилась и на рубеже XIX — XX веков.

Каждый выпуск Тобольских Губернских Ведомостей во второй половине XIX века содержал подробные сведения о кадровых переменах личного состава местных учреждений — увольнениях, определениях на службу, утверждениях в должности и т.п., в том числе и о перемещениях. Например, “перемещается канцелярский служитель тюменского окружного полицейского управления Набоков — в штат тобольского губернского суда, согласно его желанию”/2/; “переводится столоначальник воронежской палаты уголовного суда, коллежский секретарь Гурьев канцелярским чиновником в штат Главного Управления Западной Сибири”/3/ и т.п.

Нас в данном случае интересуют вневедомственные перемещения чиновников как показатель некой однородности бюрократического сословия Тобольской губернии. В этом смысле примечательна карьера Николая Никитича Розанова, которому за свою чиновную судьбу удалось поработать в разных ведомствах. После учебы в Тобольской губернской гимназии, кстати, не окончив полного курса, Николай Никитич был причислен в 1865 году к канцелярии Тобольского Общего Губернского Управления. Через некоторое время мы встречаем его в должности заседателя Курганского окружного суда “по соляной части”, в возрасте 23 лет и не имеющим чина /4/ . В 25 лет Николай Никитич еще не имел чина и служил в Курганском суде /51. В 70-е годы Розанов служил полицейским приставом г.Тобольска, в 1876г. временно — помощником Сургутского Исправника 161. Наконец, в 1879 году Николай Никитич в чине X класса — коллежский секретарь — находился в должности Ялуторовского Исправника /7/. В 1884 году мы находим Розанова титулярным советником, исправником Ишимского округа /8/ .

Как данный пример, так и вообще анализ карьер чиновников Тобольской губернии свидетельствует о том, что подобным внутренним перемещениям были подвержены в первую очередь чиновники ведомства МВД. Для них же были характерны переводы из учреждений других ведомств, например, из окружных судов. Те ведомства, служба в которых требовала от чиновника специальных навыков, практику перемещения своих подчиненных без особых на то причин стремились сократить. Зачастую практика переводов государственных служащих создает впечатление широкой профессиональной пригодности российских чиновников, а в отдельных случаях их универсальности как представителей правящего сословия вообще.

Выполнение чиновниками служебных обязанностей различной должностной специфики было обусловлено также “универсальностью” их образования. Другими словами, гот или иной чиновник, закончив, например, уездное училище, за время своей службы исполнял различные должностные функции в различных учреждениях. Так, Я.А.Гуляев “по окончании полного курса наук в Тарском Уездном Училище в службу поступил в Тарский Окружной Суд” 191. Исправляя должность столоначальника в этом суде, Гуляев получил от начальника губернии благодарность “за усердие и деятельность в исполнении возложенной на него обязанности” /10/. Впоследствии Яков Александрович перешел в ведомство Внутренних Дел, в 1875 году он в чине титулярного советника служил смотрителем поселений Тобольской Экспедиции о ссыльных. Примеров подобной подвижности личного состава тобольского бюрократического аппарата множество: чиновники переходили из казначейств в суды, из судов в полицейские управления и наоборот, приобретая при этом исключительно служебный опыт. В системе казначейсгв Тобольской губернии работали чиновники с образованием, полученным, например, в фельдшерской школе. Таким был столоначальник одного из отделений Тобольской Казенной Палаты М.М.Соболев, который начинал свою службу как младший фельдшер Тобольского Приказа Общественного Призрения, а также старший аптекарский ученик, проявляя при этом, как гласит его ФС, “усердие и ревность к службе” /11/. В 1868 году помощником Тарского окружного исправника служил мещанин по происхождению А.И.Матьев, который учился в Императорском Московском университете и по окончании полного курса медицинских наук был удостоен степени лекаря. Начинал свою службу Магьев в должности уездного врача /12/.

Причинами переводов были в основном соображения начальства о служебном соответствии своих подчиненных, а равно и своего рода профилактика злоупотреблений, неизбежно возникающих, когда чиновник долго служил на одном месте. Ишимский Окружной Исправник Виноградов 28 сентября 1902 г. писал Тобольскому губернатору: “Имею честь просить Ваше Превосходительство не признаете ли возможным переместить становых приставов вверенного мне уезда 4-го стана Пиневича и 3-го стана Могилева — одного на место другого, так как по убеждению моему служба каждого на новом месте будет полезнее, — в 4-м стане особенно развито казнокрадство, по нему идет почтово-земский тракт из Ишима на Петропавловск всегда большое народное передвижение и потому я нахожу, что Могилев успешнее исправит свои обязанности в этом стане. А Пиневич в третьем, как более спокойном” /13/.

Зачастую чиновники, боясь разоблачений, сами переходили из одного учреждения или ведомства в другое не только в рамках губернии, но и за ее пределами. Или же правительство, за неимением необходимого кадрового состава, одновременно увольняя чиновников в одном месте, назначало их в другом. Такие перемещения чиновников историк и публицист Шашков называл “миграциями”: “Периодически то в восточной, то в западной Сибири центральная администрация начинает очищать край от недобросовестных чиновников, но последние, вследствие этого, только меняют одни теплые места на другие. . Местами их миграции обыкновенно бывают попеременно — восточная и западная Сибирь. Если чиновнику жутко становилось в одной, или же его деяния становятся уж очень громки, — он исчезает из одной половины Сибири и устремляется в другую” /14/.

Читайте также  Разделы речи посполитой

“Прозрачность” ведомственных перегородок была характерна в указанное время для всей российской структуры органов власти. Ряд историков также подчеркивали “практику переходов из одного ведомства в другое”, постепенное снижение горизонтальной мобильности российских чиновников наблюдалось только к Февральской революции/15/.

Таким образом, кадровые перемещения подобной направленности, то есть вневедомственные переводы, служат показателем не только широкой специализации тобольских чиновников, но и позволяют охарактеризовать состав чиновничьего сословия Тобольской губернии как внутренне подвижный при своей внешней относительной стабильности. То есть активная кадровая политика но перестановкам внутри тобольской бюрократии сочеталась с менее энергичной практикой использования как иногубернских кадров, так и переводов местных чинов в другие части империи. Такое положение было характерно и для первой половины XIX века: “Контингент служащих людей был постоянно один и тот же в отдаленной провинции. . Существовало одно приказное сословие, которое только постоянно переливалось и перетасовывалось” /16/.

Создаваемая в результате названной кадровой политики относительная однородность бюрократического сословия Тобольской губернии независимо от ведомственной принадлежности позволяет проводить историко-социологическое исследование местного чиновничества, отдавая преимущество личному составу учреждений одного ведомства, например, МВД. Подчеркнем, что результаты, полученные на основе анализа формулярных списков чиновников губернской администрации МВД, на наш взгляд, будут достаточно достоверны, учитывая также значение самого министерства в жизнедеятельности всех этажей российского общества со времени его возникновения.

Руководители основных министерств в xix — начале xx века

Статья посвящена нормотворчеству в Российской империи в XIX — начале XX века. Особое внимани уделено кодифицированным актам: уложению, учреждению, уставу, положению, правилам. Обозначны наиболее очевидные аналогии в оценке правоведами разных исторических эпох состояния законодательной базы своего времени. Это отсутствие четких, формально закрепленных оснований для использования конкретной формы акта для одинаковых или разных целей, различные названия однородных по содержанию и юридической силе актов, и наоборот, разное содержание, структура, назначение актов одного вида.

В книге

В сборник включены доклады и выступления участников 6-й международной конференции по вопросам государственного управления, менеджмента, новых форм, методов и технологий государственного регулирования, подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. Тексты представлены на языке оригиналов (русском и английском).

Сборник предназначен для исследвоателей, научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов, управленцев-практиков, а также самого широкого круга лиц, интересующихся вопросами современного управления и менеджмента.

В статье дан анализ ситуации, которая сложилась в России в начале ХХ века, и попыток царской власти по предотвращению надвигающейся катастрофы, которые были связанны с реализацией идеи о народном представительстве. Также показано отношение последнего российского императора к идее формирования народного представительства.

В данной статье история университетских изданий рассматривается как история практик государственного управления, корпоративной саморегуляции, профессиональной самоорганизации и нормализации разных сфер университетской жизни. Исследование проведено на основе делопроизводственных документов, сохранившихся в архивах Московского и Казанского университетов, а также в Министерстве народного просвещения и отделах рукописей. Эти документы зафиксировали намерения издателей, обстоятельства и условия выхода университетских газет и журналов первой половины XIX века. Еще один комплекс источников образуют редакционные статьи и научные публикации университетских изданий. Авторам удалось проследить, как журнальная политика власти и инициативы профессоров влияли на конфигурацию университетского сообщества, установившиеся в нем иерархии и критерии оценок, как стимулировали научную конкуренцию и развитие репутационного сознания.

Третий том «Архива еврейской истории» включает разделы «Воспоминания», «Исследования», «Документы», «Обзоры». Авторы и публикаторы — ученые из России, Израиля, Литвы, Украины. Раздел «Воспоминания» в этом томе посвящен видному писателю, этнографу, организатору экспедиций по сбору еврейского культурного наследия С.А.Анскому. Впервые на русском языке публикуются фрагмент рукописи Анского «Разрушение Галиции», составленной на основании собственных впечатлений писателя от событий 1914-1917 годов в зоне военных действий в Галиции и на Буковине, а также полный текст воспоминаний об Анском В.М.Чернова — одного из лидеров партии социалистов-революционеров.

В том включены исследования, посвященные политике Российской империи в «еврейском вопросе», истории религиозной жизни еврейских общин конца XIX — начала XX века. В книгу вошли также публикации архивных материалов, касающихся деятельности общественных раввинов в провинции и столицах, документы по истории сионистского движения и Бунда. Публикация записок Г.Аронсона — секретаря общества ремесленного труда — приурочена к 125-летию этого общества (2005). Впервые публикуются документы из архивов Франции и Израиля, свидетельствующие об участии одного из лидеров сионистского движения В.Е.Жаботинского в русских эмигрантских масонских ложах.

Исследование главного экономического противоречия жизни крестьян Российской Империи второй пол. XIX – начала XX вв и его социальных последствий; выполнено в конфликтологической парадигме методом «мягкого» (содержательного) анализа текстов в логике предлагаемой автором системы факторов протестного поведения.

Попытка ответить на вопрос: почему раскрепощение крестьян привело не к становлению эффективного аграрного сектора, а к мощному протестному движению. Этот вопрос хотя и принадлежит эпохе, отделённой от нас столетием, но, на взгляд автора, достаточно современен. Он перекликается с вопросом: почему разгосударствление экономики породило не «эффективного собственника» в промышленном и аграрном секторах, а глубокие социальные потрясения.

В центре внимания исследования находятся исторические фигуры, чьи мысли и поступки сегодня крайне популярны: С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.

Второй том «Архива еврейской истории» включает разделы «Воспоминания. Дневники», «Исследования», «Документы». Авторы и публикаторы — ученые из России, Израиля, США и Литвы. Хронологический охват публикуемых материалов и исследований — от Древней Руси до Второй мировой войны. Значительное место в сборнике занимает военная тема, печатаются военные дневники журналиста Л.К.Бронтмана, исследования об уничтожении нацистами советских военнопленных-евреев, о восприятии славянами евреев в годы войны; публикуется материал о депортациях еврейского населения в период Первой мировой войны.

В сборник включены также блок «семейных» воспоминаний, материалы по истории литературы и искусства и др. Публикуемые материалы извлечены из различных архивохранилищ Петербурга (Российский государственный исторический архив и Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга), Иерусалима (Центральный архив истории еврейского народа и Центральный сионистский архив), Вильнюса (Государственный исторический архив Литвы), а также личных архивов.

Данная статья посвящена изучению административной культуры «ученого сословия» Российской империи первой трети XIX века. Анализ делопроизводственной документации присутственных мест университета позволяет выявить степень включенности профессоров и адъюнктов в бюрократическую иерархию империи. Статья написана на основе документов, извлеченных из архива Министерства народного просвещения (в Российском государственном историческом архиве), а также из сохранившихся архивов Казанского (в Национальном архиве Республики Татарстан) и Московского (в Центральном историческом архиве г. Москвы) университетов.

В статье представлены аналогии дореволюционных и современных трактовок роли министерств в обсуждении законопроекта. Обосновывается тезис о том, что министерства являлись обязательным участником стадии обсуждения законопроекта в ходе реализации закоотворческой деятельности законодательных и законосовещательных органов в Российской империи.

Статья посвящена преступлениям против религии в уголовном законодательстве Российской империи на рубеже XIX-XX вв. В начале XX в. после проведения вероисповедных реформ населению в большей мере была предоставлена религиозная свобода. При разработке Уголовного уложения 1903 г. система религиозных преступлений оказалась под влиянием достижений европейской уголовно-правовой науки, а также объективных процессов социально-экономического развития России. В результате произошёл отказ законодателя от канонической концепции в понимании объекта религиозных деяний, что позволило значительно сократить перечень составов религиозных преступлений.

Основная цель статьи — подтверждение причинно-следственной связи и получение количественной оценки зависимости между уровнем качества институтов и динамикой их развития, с одной стороны, и темпами роста ВВП — с другой. Анализ проводился на основе межстрановых сопоставлений за 2001- 2009 гг. Результаты исследования подтверждают, что эффективность государственного управления и качество государственных институтов оказывают влияние на рост ВВП. Хотя количественная оценка этого влияния может показаться сравнительно небольшой, однако накопленное за несколько лет отставание в экономическом развитии, вызванное только разницей в качестве институтов и управления, может оказаться весьма значимым. Кроме того, резкое повышение качества институтов дает более существенную, правда, кратковременную добавку к темпам экономического роста.

Читайте также  Расцвет дворянской империи. восстание емельяна пугачева.

В 1760-е годы в Российской империи произошло значительное смягчение системы наказания для несовершеннолетних преступников. Изучение делопроизводственной документации ряда судебно-следственных и центральных учреждений России второй половины 1750 – начала 1760-х годов позволяет констатировать, что в указанный период отсутствовала как четкая
возрастная граница наступления совершеннолетия, так и ясные законодательные принципы регулирования уголовной ответственности малолетних правонарушителей. В середине 1760-х годов впервые в русском праве была обозначена возрастная планка наступления полной уголовной ответственности (17 лет) и определена система санкций для несовершеннолетних преступников. Как представляется, изымая несовершеннолетних от общеуголовных санкций, государство через судебно-следственные органы «открывало» детство, внедряя в общественное сознание представление о нем как об особом, отличном от взрослого, периоде жизни.

Персональный состав Правительства

Персональный состав Правительства

Председатель Правительства

Михаил Владимирович Мишустин

Заместители Председателя Правительства

Первый заместитель Председателя Правительства

Андрей Рэмович Белоусов

Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства

Дмитрий Юрьевич Григоренко

Заместитель Председателя Правительства

Виктория Валериевна Абрамченко

Заместитель Председателя Правительства

Юрий Иванович Борисов

Заместитель Председателя Правительства

Татьяна Алексеевна Голикова

Заместитель Председателя Правительства

Александр Валентинович Новак

Заместитель Председателя Правительства

Алексей Логвинович Оверчук

Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе

Юрий Петрович Трутнев

Заместитель Председателя Правительства

Марат Шакирзянович Хуснуллин

Заместитель Председателя Правительства

Дмитрий Николаевич Чернышенко

Федеральные министры

Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Евгений Николаевич Зиничев

Министр природных ресурсов и экологии

Александр Александрович Козлов

Министр внутренних дел

Владимир Александрович Колокольцев

Министр труда и социальной защиты

Антон Олегович Котяков

Сергей Сергеевич Кравцов

Министр иностранных дел

Сергей Викторович Лавров

Ольга Борисовна Любимова

Министр промышленности и торговли

Денис Валентинович Мантуров

Олег Васильевич Матыцин

Михаил Альбертович Мурашко

Министр сельского хозяйства

Дмитрий Николаевич Патрушев

Министр экономического развития

Максим Геннадьевич Решетников

Виталий Геннадьевич Савельев

Антон Германович Силуанов

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Ирек Энварович Файзуллин

Министр науки и высшего образования

Валерий Николаевич Фальков

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики

Алексей Олегович Чекунков

Константин Анатольевич Чуйченко

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Лекция 3. Российская государственность в XIX — начале XX вв

Особенности государственного управления

Основные правители

Основные события

1761 – вступление на престол Петра III

1762 – воцарение Екатерины II

1775 – начало губернской реформы

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1796 – вступление на престол Павла I

1797- указ о престолонаследии и восстановление допетровского порядка наследования трона

1797указ о трехдневной барщине

Елизавета Петровна (1741-1761)

Екатерина II (1762-1796)

Павел I (1796-1801)

1. Монарх, обладая всей полнотой власти, делит ее с Сенатом (высший судебный орган) и коллегиями (высший исполнительный орган)

2.В соответствии с реформой местного управленияпровинции упразднены, число губерний увеличено. Установлено, что губернии должны быть примерно одинаковы по числу жителей, как и уезды. Губернии подчиняются губернатору (генерал-губернатору), который назначается Сенатом. Губернатор возглавляет губернское правление – главный административный орган, обладает широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением. Вице–губернатор является председателем казенной палаты – высшего финансового органа губернии. В каждом губернском городе был создан приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами

3.Уездным исполнительным органом становится нижний земский суд, возглавляемый капитан-исправником. Он избирался дворянами уезда на три года, считался начальником уезда, ведал уездной администрацией, полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам.

4.Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначаемый Сенатом

5. Дворяне,высшее сословие в империи, получили сословную организацию и самоуправление

6.Самоуправление получили игорода.Права города защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами власти

7. Крепостными крестьянами управляли помещики, государственными – местные органы власти

В лекции рассматриваются темы:

1.Российская государственность в первой половине XIX в.

2.Государственное управление в России во второй половине XIX в.

3.Государственное управление в России в начале XX в.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Реформы центрального аппарата при Александре Ш.

2.Программа реформ М.М. Сперанского, цели реформ и их результаты.

3.Особенности государственного управления в России в эпоху Николая Ш.

4.Влияние государства на хозяйственную и культурную жизнь российского общества в первой половине XIX в.

5.Характер правления Александра II. Реформы 60-70-х годов XIX в.

6.Реформы государственного управления в России в конце XIX — начале XX вв.

7.Государственная Дума как высший законодательный орган Российской империи.

8.Российская империя как многонациональное образование. Особенности государственного управления на окраинах.

9.Особенности функционирования государственного аппарата России в годы Первой мировой войны. Эффективность работы Временного правительства.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

История отечественного государства и права. Ч. I. Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 1996.

Ерошкин Н.П. Крепостное самодержавие и его политические институты. М., 1981.

Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России 1800-1860. М., 1985.

Основные термины и понятия:

Министерства, переход от коллегиальности к единовластию, более четкое разграничение функций органов государственной власти, большую централизацию государственного аппарата

Комитет министров, функции – анализ ситуации в стране, подбор кадров для замещения высших должностей, рассмотрение отчетов министерств, разработка новых законопроектов

Собственная его императорского Величества канцелярия, в составе которой шесть отделений. Третье отделение,ведавшее вопросами государственной безопасности, являлось важнейшим: его задачи

Села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Особым объектом управления были города

Сословные учреждения – дворянские собрания, шестигласные думы, органы городского самоуправления

Император как высшее должностное лицо

Государственная Дума, высший совещательный и законодательный орган

Совет министров, совещательный орган по общегосударственным делам

Судебная система:суды внесословные, независимые от администрации; состязательность суда, публичность судебных процессов, несменяемость судей и судебных следователей; принцип равенства всех граждан перед законом, институт присяжных заседателей и институт присяжных поверенных

Местное управление: земства, городские думы

Новая система управления крестьянами: сельский сход, сельский староста Сельские общества, выборное волостное управление, волостной сход, волостное правление, волостной старшина и волостной суд

Армия, введение всеобщей воинской повинности; армия внесословная

Особые совещания (по обороне, обеспечению топливом путей сообщения, перевозке военных грузов, продовольственному делу, устройству беженцев)

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Министерство по делам вероисповедания

Государственное управление в первой половине XIX в.

Название государства – Россия, Российская империя

Титул монарха – Император

Высшая исполнительная власть – Император, Министерства

Высшая законодательная власть – Император, Государственный Совет

Высшая судебная инстанция – Император, Сенат

Основной закон – Свод законов Российской империи

Форма правления — абсолютная монархия

Политический режим — авторитарный

Территория в состав империи вошла Восточная Грузия, княжество Финляндское, часть территории Польши с Варшавой, Северный Азербайджан, Дагестан, Восточная Армения

Основаны города Черкесск, Новочеркасск, Грозный, Балашиха, Красноуральск , Новороссийск, Сочи, Туапсе, Армавир, Махачкала, Николаевск-на-Амуре

Населениеначало XIX в. – 40 млн человек, городское население – 5 %

середина XIX в.70 млн человек, городское население – 6,5 %

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: