Русская культура во второй половине xix — начале xx в.

Изменение культурных ценностей и усиление ориентации на научно-технические новшества в русской культуре и образовании конца XIX – начала XX веков.

Русская культура во второй половине xix — начале xx в.

Русская культура Серебряного века

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

Глава 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.

Просвещение и образование.В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму,

чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Читайте также  Биография и судьба емельяна пугачева

Просветительская деятельность.

Просветительская деятельность.В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероис-

поведания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.

Наука.Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Ле-

передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура.

Архитектура.Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность – характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России. Новым явлением второй половины ХIХ в. было широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов, пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.

Литература. В произведениях русских писателей второй половины ХIХ в. так или иначе нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия в происхождении, политических взглядах, отношении к религии, большинство писателей объединял художественный реализм. О чем бы они ни писали, их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствием к «униженным и оскорбленным», осуждением произвола властей. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях изображали жизнь человека во всем многообразии ее отношений с миром. Острая сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина, лирические стихи Ф.И. Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н.С. Лескова, «обломовщина» И.А. Гончарова, упадок «дворянских гнезд» И.С. Тургенева, купеческая среда в драмах А.Н. Островского, величие и трагедия человека в творениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского – все это делает русскую литературу второй половины ХIХ в. великой.

Живопись. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались выполнять выпускные работы на заданный классический сюжет. Инициатором «академического бунта» был И.Н. Крамской, который чуть позже возглавил «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники выступали против напыщенного академизма и стремились в своем творчестве отражать реальную жизнь. Главное место в их произведениях занимала жанровая живопись. Передвижников интересовала идейная сторона творчества. В первые годы существования «Товарищества» большинство художников ставили идейную сторону живописи выше эстетической. И как следствие в их картинах отразилось обостренное видение социально-политических процессов, происходивших в стране, а порой они представляли собой иллюстрации к конкретным событиям. Лучшие русские художники в разное время были участниками передвижных выставок: И.Н. Крамской, В.И. Суриков, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.А. Серов и др.

Однако с появлением фотографии, изменением эстетических вкусов живопись передвижников потеряла свою социальную остроту. К тому же время развело многих единомышленников. Не чужда новым веяниям была и Академия художеств. Ряд видных передвижников (Репин, Куинджи) стали ее членами. Бунт передвижников в конце века повторило новое поколение художников. Группа молодых живописцев объединилась вокруг журнала «Мир искусства» (1898) и обрушилась с резкой критикой на творчество передвижников. «Мирискусников» объединяло признание самоценности искусства как такового и отрицание его идейной роли. Расцвет их творчества относится уже к началу следующего века.

Читайте также  Эпоха правления ивана iii

Архитектура. Социально-экономическая обстановка в пореформенное время изменила требования к жилым и общественным зданиям. В архитектуре основное внимание уделялось функциям здания. Однако его внешний облик, независимо от назначения постройки, был порой весьма причудливым (вплоть до мавританского стиля). Господство эклектики продолжалось почти всю вторую половину ХIХ в. В это время появляются новые типы зданий: универсальные магазины, пассажи, многоквартирные доходные дома, вокзалы, большие гостиницы, музеи. Быстрыми темпами идет строительство промышленных предприятий складских помещений. Именно эти типы зданий вытесняют монументальные классические постройки прошлого.

В последние годы ХIХ в. в архитектуре наступает эпоха стиля модерн, расцвет которого приходится уже на начало ХХ века.

Музыка. Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов М.А. Балакириева, М.П. Мусорского, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова, известное как «Могучая кучка». В начале 60-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге стараниями братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. Мировую известность приобрели музыкальные произведения П.И. Чайковского. Русская музыка второй половины ХIХ в., используя народный фольклор и национальные мотивы, продолжила традиции русской классической музыки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

Глава III. Русская конница во второй половине XVIII столетия[93]

Глава III. Русская конница во второй половине XVIII столетия[93] Петр Великий привел свою конницу в очень хорошее состояние, но и после него не перестают делать в ней разные изменения и улучшения сообразно с понятиями времени. Так, при Елизавете Петровне было введено

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в.

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

Русская культура в первой половине XVIII в.

Русская культура в первой половине XVIII в. Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

Тема 44 Культура России во второй половине XIX в.

Тема 44 Культура России во второй половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия.1.2. Основные особенности.2. Образование и просвещение.2.1. Либеральные реформы: Реформы в области начального образования. – Развитие среднего образования. –

Глава V КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в

Глава V КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в Воссоединение Украины с Россией оказало благотворное влияние на развитие образования, литературы, искусства, способствовало дальнейшему сближению и взаимообогащению культур украинского, русского, белорусского и

§§ 45—46. КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.

§§ 45—46. КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению

Культура России конца 19 и начала 20 века

Богатейшая культура России в конце XIX и начале XX веков вобрала в себя лучшие традиции уходящего столетия и некоторые веяния нового. В эти годы мир стремительно менялся, и люди менялись вместе с ним. Возникали новые мысли насчёт старых социальных и иных вопросов, что не могло не сказаться на развитии культуры, которое охватило все её стороны.

Литература

В литературном сообществе продолжалось развитие идей критического реализма. В конце XIX и начале XX веков в России были созданы новые произведения таких признанных мастеров пера, как Толстой и Чехов. Однако, не все писатели и поэты были довольны затянувшимся периодом реализма, они пребывали в поиске чего-то нового. Так и зародилось новое направление – русский символизм, одним из самых ярких представителей которого стал Валерий Брюсов. Символизм, в свою очередь, привёл к появлению акмеизма, движения, противопоставленного ему (Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв), а отрицание традиционного искусства породило футуристов, таких, как Владимир Маяковский и Игорь Северянин.

Образование

Развитие системы образования оказало огромное влияние на культуру России конца XIX и начала XX веков. Заметно вырос уровень грамотности среди простого народа, усилилась деятельность различных просветительских организаций, возникло множество новых форм внешкольного образования. Во многом это было связано с процессами индустриализации и промышленной революции, которые привели к урбанизации (росту городов и численности городского населения). Соответственно, в городах появлялись новые школы и училища, так как новым фабрикам и заводам требовались рабочие. При этом высшее образование также развивалось, причём оно стало доступным для всех, а не только для дворянского сословия.

Архитектура

В прошлом облик российских городов определяли резиденции властей и просто дворян, но развитие культуры России в конце XIX и начале XX века изменило его навсегда. Теперь решающее значение для внешнего вида городской среды имели новые промышленные и общегражданские здания – фабрики, заводы, вокзалы. Немало этому поспособствовало и появление новых строительных материалов, таких, как бетон. При этом российские архитекторы экспериментировали с самыми разными стилями, такими, как модерн (Ярославский вокзал в Москве) и неоклассицизм (Киевский вокзал там же). Неорусский стиль также пользовался определённой популярностью, хорошим примером является здание Казанского вокзала.

Биологические отходы: классы опасности

20 интересных фактов о Фазиле Искандере

Наука

Промышленная революция не только дала новые возможности, но и принесла с собой новые потребности. Началось бурное развитие наук, призванное удовлетворить их, причём характерным процессом этой эпохи стала их дифференциация, то есть разделение на более узкие направления. Набирал популярность философский материализм, во многом подстёгнутый крепнущими в обществе революционными идеями, хотя одновременно с ним возникло и движение русского космизма, имевшее религиозно-философский характер. Что интересно, значительный интерес к русскому космизму сложился значительно позднее, уже во времена СССР.

Живопись

С одной стороны, в России конца XIX и начала XX веков сохранялись традиции академической живописи, а с другой, крепли националистические настроения, так что особенной популярностью стала пользоваться живопись на историческую тематику – батальные сцены, важные исторические события и тому подобное. Одновременно с этим шёл и другой процесс, когда группа художников, связанных с журналом “Мир искусства”, начала развивать модернизм, выступая за свободу живописи от социальных проблем и политики. Именно в начале 20 века зародилось такое движение, как русский авангард. К нему относят, в частности, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Сейчас Малевич знаменит на весь мир, и, хотя известность ему принёс его «Чёрный квадрат», он создал и множество других полотен.

Музыка

В целом можно сказать, что национальная русская музыкальная школа окончательно оформилась во второй половине 19 века. Центрами культуры России в конце 19 и начале 20 веков стали Петербург, Москва и Киев, в которых были построены великолепные консерватории и театры. Огромное значение имела и деятельность художественного деятеля Сергея Дягилева, который фактически организовал знаменитый балет “Русские сезоны”, пользовавшийся безумной популярностью не только в России, но и в других странах Европы. Современные исследователи полагают, что развитие русских музыкальных традиций в эту эпоху оказало влияние и на мировую музыкальную сцену.

Кинематограф

Появившийся на рубеже столетий, кинематограф быстро обрёл огромную популярность, так как был по меркам тех лет изумительной диковиной. Правда, в России поначалу снимались в основном документальные фильмы, и первая художественная кинолента была создана лишь в 1908 году, а первый полнометражный фильм – спустя ещё три года. Для многих фильмов источниками вдохновения служили произведения Пушкина, Достоевского и других классиков, но это их, правда, не спасало. Снимались тогда в основном довольно низкопробные комедии и мелодрамы, и их художественная ценность невелика. Что, разумеется, не умаляет их исторической ценности.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 22

Культура России второй половины XIX — начала XX века.

В этой категории собраны дидактические материалы по истории. Различные факты, статьи, подборки, выдержки из энциклопедий и литературы расскажут вам о различных этапах истории нашего государства. В помощь учителю и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Культура России второй половины XIX — начала XX века.»

Культура России второй половины XIX — начала XX века.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. Русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности обусловленные объективными факторами историческо­го развития страны.

1. существенно изменилась историческая обстановка в стране. Реформы 60—70-х гг. являли собой настоя­щий переворот, следствием которого были кардинальные изменения в социальной, государственной и вообще всей народной жизни, что не могло не отразиться и на развитии культуры.

2. Произошло социальное, но и духовное раскрепощение народа у которого появились новые культурные запросы и возможности их удовлетво­рить.

3. Существенно расширился и круг лиц умственного труда, носи­телей культуры. Интенсивно шел процесс демократизации культуры.

4. Влияние на культуру оказывала Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставив­шая насущные вопросы современности, она определяла тематику и содержание художест­венного процесса

Читайте также  Вооруженное восстание в петрограде

5. Влияет научно-техниче­ский прогресс, который служил и фактором, и показателем развития культуры.

6. Дальнейшее расширение связей России с западноевропейскими странами.

Просвещение: В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с в 60-е годы XIX в. до 30%. Начальное образование давали государственные, земские и перковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школ, но их значение снижается. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественнотехнические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего и специального образования. Открыты университеты в Томске – сибирский(1865), Одессе. В Москве открыта питерская земледельческая ак. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. В дрг. Городах учреждены политические и технологические университеты. В 70егг. 19в. положено начало высшему женскому образованию в Москве, питере, Казани, открылись 7 высших учебных курсов, среди кот. Известность получили Бестужевские курсы в Питере, и проф. Герье. Появляется потребность в грамотности у народа. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Вторая пол.19 в. ознаменовалась крупными достижениями мировой науки и техники, многими открытиями и изобретениями. Существенный вклад в научно-тех-й прогресс внесли русские учёные. Значительными были достижения в математике : лидировала петербургская школа исследователей Чебышев, A.M. Ляпунов, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей; физике –в московском универе основоположником нового направления в физике –Столетов-автор трудов по магнетизму; химии- Д. И. Менделеев (ректора Петер­бургского университета) создал периодическую систему элементов — открытие тесной взаимозависимости всех химических элементов. Его главный труд «Основы химии» был еще при жизни ученого издан во­семь раз и переведен на многие европейские языки. Менделеев сделал крупные открытия также в области химической технологии, гидродинамики, разработал новые методы переработки угля. Начало русской физиологической школы положил И. М. Сеченов в 1863 г. был опубликован его основной труд «Рефлексы головного мозга». Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. И. Павлов.

«Отец русской авиации» Е. Н. Жуковский заложил основы современной аэродинамики, создал труды по теории авиации, изобрел аэродинамическую трубу и в 1904 г. под Москвой основал Аэродинамический институт. Жуковский известен своими трудами по астрономии, математике, В. И. Вернадский, кото­рого называли «Ломоносовым XX века» заложил основы современной экологии.

С развитием естественных наук связаны открытия и изобретении: создание электрической лампочки Лодыгиным, дуговой – Яблочковым. В 1895г. – радио Поповым.

Развиваются гуманитарные науки (история, философия). Историк С. М. Соловьев каждый год, начиная с 1851 г., публиковал тома «Истории России с древнейших времен»- довёл изложение до 1775 г. (ученый планировал написать еще 6 томов, доведя изложение до конца царствования Екатерины II). В. О. Ключевский, ученик Соловьева, создал пятитомный «Курс рус­ской истории», а также ряд трудов по истории сословий в России, ис­ториографии, источниковедению. На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. В области литературоведения, язы­кознания и фольклористики известны: В. И. Даль, Ф. И. Буслаева, В. Ф. Миллера, Я. К. Грота. В философии известен Бердяев, П.А. Флоренский. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества

Продолжают проводить экспедиции -в сред. и центр. Азию русское географич. Общество- Семенова-Тяншанского, Пржевальского.

Популяризации и распространению научных знаний и приобщении народа к чтению Художественной литературы играло книгопечатание. В середине 19в. – 96 типографий, в 90-х-1300. Дешёвые издания произведений русских писателей, букварей, учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научнопопулярную библиотеку по естествознанию.

Искусство и литература: Литература. Художественная литература второй половины XIX начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г.

Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве- отразились в творчестве А. Блока, К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова.

Развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.(малый театр) В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г.

С 60-х гг. стали создаваться частные театры и театральные круж­ки, Б 1866 г. по инициативе А. Н. Островского и Н. Г. Рубинштейна в Москве был создан артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист и режиссер А. Ф. Федотов в 1872 г. основал в Мо­скве «Народный театр», ориентированный на «массового зрителя». В 1898 г. в Москве К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основа­ли Художественный театр (ныне МХАТ).

На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). В 90-х годах отечественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент.

Музыка: Окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. «Садко». В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский (1840—1893). Расцвет его творчества приходится на 70—80-е гг. Чай­ковский был крупнейшим создателем симфонической, балетной и оперной музыки. Мировую известность получили его симфониче­ские поэмы «Манфред», «Ромео и Джульетга», балеты «Лебединое озеро». Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве. Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной вошли в историю русской культуры.

ЖИВОПИСЬ: в середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики. В 1863 г. 14 молодых талантливых художников, учеников Акаде­мии художеств, отказались от участия в конкурсе на обязательную мифологическую тему, в знак протеста вышли из Академии и образо­вали Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Това­рищество художественных передвижных выставок, в которое вошли как члены этой артели. Они поставили своей задачей глубокое изу­чение народного быта, народных типов, которые и отражали в своем творчестве. Для пропаганды своего искусства Товарищество органи­зовывало передвижные выставки по стране, поэтому все художники, примкнувшие к этому направлению, получили наименование «пере­движников». Наиболее видными из них были И. Н. Крамской-мастер при передаче внутреннего мира человека- «неутешное горе» (созда­тель этой группы), В. Н. Суриков – писал на исторические темы «Боярыня Морозова», В. Г. Перов,, Г. Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.

Затем присоединились к обществу Репин – принципы реализма отразились в картине «Бурлаки на волге», «не ждали».Он создал плеяду портретов Толстого.

Выдающимся представитель батальной живописи был – Верещагин он посвятил циклы картин руско-турец. Войне 1877-78гг., Крупнейший художник-маринист- Айвазовский- написал ок.5 тыс картин о море. В 1898г. возникло общество «Мир искусства» в кот. Вошли – Бакст, Билибин, Левитан, Грабарь, Рерих- они выступали за высокую живописную культуру и поиск новых форм в искусстве.

Архитектура: Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. . Своеобразием стало внедрение в искусство построения промышленного прогресса и технических новшеств. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Ведущим становится стильмодерн – свободное развитие объёмов, ассиметрия, монолитность сооружений.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В .его традициях были построены здания’ Исторического музея (арх. В.О. Шервуд). Эти тенденции в архитектуре нашли свое выражение и в скульп­туре. Образцом эклектики является композиция скульптора М. О. Микешина в Новгороде «Тысячелетие России». Крупным куль­турным и общественным событием стало открытие в 1880 г. в Москве памятника А. С. Пушкину. Выдающим­ся скульптором. был М. М. Антокольский, создавший серию «монументальных личностей»: «Иван Грозный», «Петр I», «Ермак».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: