Русская национальная музыка в первой половине хiх в. м. глинка

Русская национальная музыка в первой половине хiх в. м. глинка В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов! Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по

Русская национальная музыка в первой половине хiх в. м. глинка

Русская национальная музыка в первой половине хiх в. м. глинка

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка

Вдоме грозной и каприз­ной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно натоп­ленных комнат, нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни весной. Дом был красив. И прекрасен был окру­жавший его парк, и луга, и поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки. Но зачем ему все это, если запрещено покидать комнаты, запре­щено играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты родителей и неприязнен­но морщится, когда матушка приходит к нему с его малень­кой сестренкой?

Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном . Но все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были песни и сказки люби­мой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходил к бабушке, мальчик сам научился читать.

Когда ему минуло десять лет и бабушки уже ее было, ро­дители стали учить его разным наукам, музыке языкам. Учителя и родные не могли надивиться успехам Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал о гостях н в танцах. Музы­канты, кроме танцев, играли музыкальные пьесы и русские песни, переложенные для оркестра.

Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали юного Глинку.

В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые годы гувернером его выя друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший брат Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем.

Все больше и больше увлекаясь музыкой. Глинка начал брать уроки у известных исполнителей.

Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он делал это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали слезы.

Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским, Пушкиным, Крыловым, Го­голем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди того вре­мени, думал о судьбе родного искусства, родной литерату­ры. Дума декабриста Рылеева о подвиге русского крестьяни­на Ивана Сусанина привлекла Глинку своей героической темой и картинами русской народной жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал писать для -оркестра. Он умел петь и работать с певцами — и меч­тал писать для певцов не только романсы и песий.

Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не мог не сочинять, но чувствовал, что недостаточ­но хорошо знаком с правилами композиции, что мало знает сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не было в то время консерватория, туда редко приезжали с концертами известные музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов попадали в Россию случайно.

В 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки. Глинка скоро про­славился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опе­ре и, главное, на улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не было там недо­статка. Но чем больше он погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии,, тем сильнее тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине все стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний, русских опер, русских романсов.

И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей, певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по-русски грустную, задушевную песню «Не о том скорблю, подру­женьки .». На сцене были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в пыш­ных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мунди­рах, чиновники, увешанные орденами, недоуменно перегля­дывались, брезгливо морщились. Но никто не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был доволен. Это он разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название «Жизнь за царя».

У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить, кроме как в при­дворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.

Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все симпатии компози­тора явно были на стороне народа.

Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с восторгом приняли первую истинно националь­ную русскую оперу и защищали Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской». «Это хорошо, — заметил, узнав об этом Глинка, — и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он пробивал новую дорогу русской музыке.

Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальс-фанта­зия» для симфонического оркестра — произведение необы­чайно поэтическое и красочное. В это же время Глинка на­писал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Дра­ма не выдержала испытания временем, но музыка «Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что написал Глинка.

В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомне­ние», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я по­мню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня».

Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу — «Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое-что переде­лать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им вместе работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру в вечность его прекрасной поэзии вы­сказал Глинка в знаменитой песне Баяна. Музыка «Русла­на» богата мелодиями и яркими характеристиками героев— мудрый Баян, нежная Людмила, пылкая Горислава, храб­рый и благородный Руслан, горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и ко­варный Черномор.

И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам «Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и зарубежных ‘опер­ных театров.

Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и Людмилы» в 1842 году встречена бы­ла влиятельной публикой равнодушно. И несмотря на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно (она выдержала тридцать два представления за три меся­ца — для тех времен это был редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с трудом удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.

Похожие рефераты из раздела «Музыка»

Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского).

Творчество М.И.Глинки

Оперные произведения

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

  • героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);
  • эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Читайте также  Внутренняя политика александра iii

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам А.Пушкина.
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного реализма;
  2. Классицизм (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. Романтизм (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Русская музыка XIX века

«Золотой век» русской культуры

XIX век закрепился в истории русской культуры как «золотой век». Это объясняется тем, что практически все аспекты духовной культурной составляющей в этот период получили свое мощнейшее развитие, в том числе и музыка.

Уже к концу XVIII века в России сложились определенные традиции музыкальной культуры, а следующее столетие запомнилось новыми направлениями и жанрами, которые появились на свет благодаря выдающимся композиторам того времени. В музыкальном искусстве «золотого века» особенно ярко звучали имена таких композиторов, как:

  • А. Алябьев,
  • М. Глинка,
  • А. Даргомыжский,
  • П. Чайковский,
  • С. Рубинштейн,
  • М. Мусоргский,
  • А. Бородин,
  • Н. Римский-Корсаков.

Русские композиторы первой половины XIX века

Изучая историю русской музыки, специалисты подразделяют XIX век на две половины. В первой половине XIX века русская музыкальная культура обогатилась национальной музыкальной школой. В данном случае, прежде всего, следует выделить А. Алябьева, чье произведение «Соловей» известно по всему миру. Композитор оставил существенный след в истории русской музыкальной культуры начала XIX века или, так называемой, доглинковской эпохе.

Среди других произведений А. Алябьева также известны «Вечерний звон», «Я Вас любил» и «Зимняя дорога»

Основоположником русской классической музыки по праву считают М. Глинку. Благодаря ему зародились следующие два направления:

  • музыкальная народная драма,
  • сказочно-эпическая опера.

По мнению М. Глинки, именно народ создает музыку, а композитор – это всего лишь аранжировщик. В произведениях М. Глинки звучат истинно русские мелодии, выражающие чаяния русского народа. В его знаменитой опере «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин» впервые главным действующим лицом стал простой крестьянин-патриот. Опера «Руслан и Людмила» наполнена сценами из быта Древней Руси, а также сказками Востока.

М. Глинка создал множество романсов на стихи знаменитых русских поэтов, среди которых и В. Жуковский, и Е. Баратынский, и М. Лермонтов

Творчество А. Даргомыжского во многом перекликается с творчеством М. Глинки. Тем не менее, А. Даргомыжский усилил в русской классической музыке реализм. Он создал первую народно-бытовую музыкальную оперу-драму «Русалка», в которой перед миром предстал образ мельника – маленького человека, пробуждающего в каждом слушателе сочувствие. Романсы и песни А. Даргомыжского пронизаны сложными душевными противоречиями, отражают социальные проблемы всего русского общества.

Так, в середине XIX века уже можно было говорить о полностью оформившихся русских традициях реализма в музыкальном искусстве. Русская культура становилась все популярнее в мире, а ее музыкальные образы усваивались мировой культурой.

Вторая половина XIX века в русской музыкальной культуре

На этот период приходится наиболее мощный расцвет музыкального русского творчества. Причиной тому стали обострившиеся социальные противоречия, приведшие к реформам и, что вполне логично, к большой активности общества. В 1862 году в Петербурге была основана первая русская консерватория, которую возглавил А. Рубинштейн. Спустя четыре года брат Антона Рубинштейна – Николай – становится директором московской консерватории.

Читайте также  Монархия константина и византийская империя iv века

Среди первых выпускников Петербургской консерватории был и П. Чайковский, окончивший ее с большой серебряной медалью

Во второй половине XIX века появилось музыкальное объединение под названием «Могучая кучка» или «Новая русская школа». Его основателем выступил М. Балакирев, поэтому иногда это объединение называют Балакиревский кружок. В «Могучей кучке» кроме самого М. Балакирева также входило четыре композитора: Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков.

Эстетические позиции участников «Могучей кучки» сформировались под влиянием известного русского музыкального и художественного критика В. Стасова. Композиторы считали себя последователями великого М. Глинки и в своих произведениях продолжали музыкальные традиции классической музыки, заложенные Глинкой и Даргомыжским.

Участники «Могучей кучки» внесли огромный вклад в развитие русской национальной музыки, ставя перед собой задачу как можно правдивее отражать в музыке жизнь русского народа, благодаря чему их творчество было понятно массовому слушателю.

II период. Начало классического периода русской музыки. М.И. Глинка.

С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал:

«В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор».

Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, ли её настоящими поклонниками.

В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России.

III период. Вторая половина 19 века.

Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения. Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания, в Петербурге создается бесплатная музыкальная школа, основываются консерватории вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах. Становятся популярными новые музыкальные жанры – симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и

Композиторские школы

Также в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы:

Первая – Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её

В нее входили Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа.

  • Вторая – московская школа;

возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие.

Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов «кучкистов» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное – они относились к разным временным эпохам.

  • Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший»,
  • Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему».

Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не причисляли себя ни к той, ни к другой школе.

Исполнительское искусство

Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение 19 века. До этого распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения.

Музыкальные инструменты

Одно из главных изобретений 19 века – механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты – например, туба и флейта-пикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России.

В музыкальной культуре России 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и русских композиторов признал и начал уважать весь мир.

По этой же теме мы приготовили

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Культура — здесь и сейчас | Все права защищены © 2012 Владей всем, всяк сюда входящий! Но – благодарен будь и ссылки ставь!

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры.

Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,

с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым М.Глинка прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Симфоническое творчество

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь музыка Глинки продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство произведений М.И.Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения

о времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества этого композитора, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

линка в вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам В романсах позднего периода появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

узыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

Читайте также  Причины, ход и последствия куликовского сражения

1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;

2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);

3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Творчество Глинки также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения М.И.Глинки:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Неоценимый вклад М.Глинка внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, М.Глинка выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Традиции глинки в русской музыки

М. И. ГЛИНКА. ( 1804 — 1857 )

Михаил Иванович Глинка — очень способный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской хорошей музыки — оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Отчизне, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

Главные произведения: народно-смелая опера «Иван Сусанин», сказочно-эпическая опера «Людмила и Руслан», произведения для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии симфонические пьесы: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» фортепианные пьесы.

4. ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»

Опера «Иван Сусанин» — смелая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о смелом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, на протяжении оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Главным действующим лицом есть народ.

В опере 4 действия и эпилог.

Первое воздействие — черта главных героев и русского народа. Начинается широкой хоровой интродукцией, в которой два хора — мужской и женский.

Каватина и рондо Антониды раскрывают черты русской девушки — нежность, честность и простоту.

Трио «Не томи, родимый» передает грустные переживания храбрецов, строится на ясных интонациях муниципальных бытовых песен.

Второе воздействие -музыкальная черта поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, мазурка и вальс.

Третье воздействие.Песня Вани «Как мать убили» помогает музыкальной чёртом мальчика-сироты, близка русским народным песням.

Сцена Сусанина с поляками — превосходный пример драматически развивающегося ансамбля. Музыкальная черта поляков очерчена ритмами мазурки и полонеза. Музыкальная обращение Сусанина величава и полна преимущества.

Свадебный хор по собственному мелодическому складу близок русским свадебным величальным песням.

Песня-романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки» раскрывает достаток душевного мира девушки, тут слышатся интонации народных причитаний.

Четвертое воздействие.Речитатив и ария Сусанина — один из самые напряжённых драматичных эпизодов оперы. Тут до конца раскрывается образ патриота и героя. Музыка строга, сдержана и ясна.

Эпилог. Народ празднует победу над неприятелем. В последнем хоре «Славься» музыка величава и празднична.

Это придает ей черты гимна.

Народ славит погибших героев и родную землю.

Опера «Иван Сусанин» — произведение реалистическое, правдиво и честно повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы сильно повлиял на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА

Серьёзное место в творчестве Глинки занимают пьесы для оркестра. Все его произведения дешёвы широким весам слушателей, высокохудожественны и идеальны по форме.

Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848)представляет собой вариации на две русские народные темы. Темы эти контрастны. Первая из них — широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких».

Вторая тема — удалая русская плясовая «Камаринская».

Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, характерное народному исполнительству.

«Вальс-фантазия»- одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки.

В базе — задушевная тема, порывистая и устремленная. Основная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. С ней контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды.

Преобладание струнной группы придает всему симфоническому произведению легкость, полетность, прозрачность.

ПЕСНИ и РОМАНСЫ

Романсы Глинка писал всю жизнь. В них пленяет все: простота и искренность, сдержанность в выражении эмоций, строгость формы и классическая стройность, ясная гармония и красота мелодии.

Среди романсов Глинки возможно встретить различные жанры: бытовой романс «Бедный певец», драматическую балладу «Ночной смотр», дорожные песни «и» застольные, песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, марша.

Глинка придумывал романсы на стихи современных ему поэтов — Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» — «Попутная» песня «и Жаворонок» (сл. Н.Кукольника).

Романс на слова Пушкина «Я не забываю чудное мгновенье» — жемчужина русской певческой лирики. Относится к зрелому периоду творчества, исходя из этого так совсем в нем мастерство.

В собственных романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его современниками и предшественниками.

За собственную творческую деятельность, написал он не так уж и большое количество, но, как и Пушкин в области литературы, Михаил Глинка четко выяснил «русскую мелодию», а позже создал эту же русскую музыку достоянием всей всемирный культуры. Так же он «родил» всех очень способных последователей, каковые сделали Россию великим музыкальным страной на все времена и во все эры.

Русский музыкальный язык, благодаря Глинке купил аутентичность. Так как как раз из его творчества «возмужали» такие знаменитости, как Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Рахманинов, Гаврилин и Свиридов, Балакирев и Бородин. Радует, то, что еще сейчас «глинковские» традиции еще имеют влияние на то, как и что выполнять, как и что учить молодым музыкантам в русских школах и училищах.

Такие оперы Михаила Глинки, как «Жизнь за царя» и «Людмила и Руслан» разрешили «покажется на свет» двум направлениям русской оперы — музыкальная опера и народная драма-былина либо опера-сказка. Базой же русского симфонизма были такие произведения, как «Камаринская», «Испанские увертюры». И, конечно же, не следует забывать, что базой для национально гимна РФ стала композиция «Патриотическая песня» Михаила Ивановича.

Но позднее РФ возвратили гимн СССР, подправив текст, учитывая новую действительность.

Современному поколению молодежи не следует забывать такую значащую для всемирный культуры фамилию, как Михаил Иванович Глинка. В честь этого композитора названы многие улицы нашей страны, названы консерватории и музеи, музыкальные училища и театры. А в первой половине 70-ых годов XX века астролог Людмила Тёмных, по окончании того, как открыла малую планету, дала ей наименование в честь Михаила Ивановича – 2205 Glinka.

На планете Меркурий именем русского композитора назвали кратер.

22.Сравнительная черта романтизма и классицизма.

Параметр сравнения Классицизм Романтизм
период 18 век 19век
Преобладающий вид мастерства Архитектура, литература (театр) Музыка, литераткра
Соотношение рационального и эмоцион. Рациональный Эмоциональное (разум ошибается, чувство ни при каких обстоятельствах.)
Формы Строгая соразмарная Тикучая ,свободная, нет строгой схемы.
жанр Большие :оперы,Сонаты,концерты, исмфонии. Миниатюры, этюды,экспромты,музыкальные моменты.
содержание Обобщенное Субъективно — личностные
Програмность, опр. Заглавия. Не характерна Часть видится
тематизм Инструментальный певческий
Национальный калорит Распознан не ярко Поднятие собственного эмоц. Сознания, характерно воспиван. Собственной культуры.

23.Особенности трактовки Сонатно – симфонического цикла к зарубежных композиторов 18-19 века.

С барокко значение тональностей не все имеют, но имеется знаковые.

Бах:h –moll –смертьD – dur—радость =померные месса h-moll

Чайковскийh –moll – тон-сть рока.

Fis –moll,D –Dur?h –moll предвестие смерти.

Хорошие:d –moll –потетическая,Бетховен.пр.Шопена,Симф №5

F moll –аппасионата;

d moll – моцарт реквием –ужасный.

F dur — пастаральная

Романтизм e moll элегия Шопен, Глинка не соблазняй.

Des dur тон-ть идеал.любви,грезы

E Dur любовь земная, настоящая.

C Dur-белая, невинность.

Опера Иван Сусанин Жизнь за царя

Удивительные статьи:

  • Информационное обеспечение туризма и центры туристской информации
  • Приложения и их обособление
  • Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

Похожие статьи, которые вам понравятся:

РУССКАЯ ОПЕРА. Русская оперная школа – наровне с итальянской, германской, французской – имеет общемировое значение; в основном это относится…

Пушкин основоположник русской классич . литературы. Творчество пушкина громадное и широкое. Оно дало громадной импульс для музыкантов. Самый большой жанр…

Тема урока: Патриотические образы в музыке. «Моя Отчизна, моя родная почва, мое отечество… В жизни нет горячее, глубже и священнее эмоции, чем любовь к…

Национальная мысль мыслится философами как концентрированное выражение самосознания нации (т.е. оценок и взглядов участников национально-этнической…

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: