Внешняя политика ссср в конце 60-х — начале 80-х гг.

Внешняя политика СССР в конце 60-х — начале 80-х гг.

Стремление к внутриполитической стабильности, заставляло лидеров СССР искать пути для снижения уровня международной напряженности. Проблемы были унаследованы из прошлых периодов советской истории и решение их, требовало новых подходов, переосмысленных в ключе реальностей развивающегося мира.

Взаимоотношения с капиталистическими странами

Контрастность международных отношений времен «холодной войны», когда был достигнут паритет в политике и вооружениях, привел мир к балансированию на грани новой мировой войны. Агрессия США в Индокитае еще больше осложнила отношения СССР и Запада.

Советские лидеры были убеждены в прочности позиций социалистического лагеря, а США, со своей стороны стремились выйти из вьетнамской авантюры, сохранив лицо. Это дало возможность, к началу семидесятых годов, запустить процесс установления прагматичных отношений СССР с США:

в 1969 году, Запад поддержал инициативу стран Варшавского договора о созыве общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству;

в 1970 году, договором между ФРГ и Советским Союзом признавали послевоенные границы как окончательные и отказывались от применения вооруженных сил для решения проблем;

в 1971 году, советские, американские, английские и французские представители подписали соглашение по Западному Берлину;

в 1972 году, Ричард Никсон, стал первым американским президентом, посетившим Москву, где были заключены соглашения об основах взаимоотношений между странами и договоры об ограничении ПРО и СНВ;

В 1973 году, с ответным визитом в США побывал Л. И. Брежнев, заключенное там соглашение об устранении угрозы ядерной войны завершило поворот к разрядке отношений между странами.

Европейское совещание в Хельсинки

Апогеем «разрядки» стал подписанный 33-мя европейскими странами и США Заключительный акт СБСЕ, в котором были:

  • подтверждены политические и территориальные итоги II Мировой войны;
  • скоординированы принципы доверия в военной сфере;
  • согласованы главные направления совместных усилий в экономической, научной и экологической сферах;
  • увязаны вопросы прав и свобод человека с внутренней политикой стран-подписантов Акта.

Подписание Заключительного акта было значимой победой политики мирного сосуществования. Относительная стабильность в отношениях с капиталистическими странами сохранялась вплоть до ввода ОКСВА в Афганистан. Страны Запада использовали этот повод для развязывания очередного раунда «холодной войны».

Роль региональных конфликтов в обострении ситуации

После Карибского кризиса центр противостояния СССР и США переместился в разные регионы мира. СССР и США выступали на стороне разных противоборствующих группировок:

  • во время агрессии США во Вьетнам;
  • в арабо-израильской войнах на Ближнем Востоке;
  • в Индо-Пакистанском конфликте ;
  • в антиколониальной борьбе народов Африки;
  • в гражданской войне в Никарагуа и Эфиопии;

Эти конфликты, локализованные в регионах были полем противоборства СССР и США, полигоном для испытания новейших вооружений, совершенствования военного планирования.

Отношения внутри лагеря социалистических стран

Концепция, на основе которой строились отношения с соцстранами носила негласное название: «доктрина Брежнева». Ее суть была заключена в том, чтобы любыми средствами обеспечить единство социалистического лагеря, во главе с Советским Союзом.

Предпринятая в 1968 году, лидерами Чехословакии попытка выйти из под опеки Москвы была подавлена. В ликвидации опасного прецедента, наряду с советскими войсками приняли участие войсковые подразделения из всех стран Варшавского пакта. Позднее, во время подобных событий в Польше, советское руководство не использовало в полном объеме «пражский опыт» и развитие ситуации имело печальные для мирового социализма последствия.

К началу 70-х годов обострились отношения с КНР, компартия которой выдвинула заявку на первенство среди социалистических и развивающихся стран. Ситуация противостояния дошла да военных конфликтов и острой идеологической борьбы на всех площадках сотрудничества, особенно после ухода Мао Цзедуна.

Полностью воплотить в жизнь «доктрину Брежнева» не получилось. Страны соцлагеря охотно пользовались всеми преимуществами, предоставляемыми им со стороны СССР, но при этом активно отстаивали свою независимость во всех сферах.

В целом советская внешнеполитическая деятельность эпохи 60-80-х годов имела устойчивую направленность на снижение уровня прямого противостояния Востока и Запада, разрешая острые углы через региональные войны. Но в это же время обозначилась тенденция движения СССР к системному кризису во внешней политике.

  • Внешняя политика СССР в послевоенные годы
  • Внешняя политика СССР в 20-30-е годы XX века
  • Внешняя политика России в начале XX века

Говорить о вводе советских войск в Никарагуа не совсем корректно. СССР оказывал поддержку новому режиму Никарагуа, поставляя в страну вооружение и присылая специалистов, которые обучали этим вооружением пользоваться. Кроме военных, в стране работали и военные врачи, помогавшие населению после стихийных бедствий. А вот в Венгрию, Чехословакию, Афганистан действительно вводились войска и проводились вооруженные действия силами советских военных. Подавление мятежей/революций/народных выступлений (в разное время эти события оценивались по-разному), установление и поддержка лояльных к СССР режимов и так далее — в этих странах все это проводилось открытыми военными методами, в отличие от Никарагуа.

Самая бессмысленная война в истории СССР — это Афганистан. Зачем нужно было губить тысячи молодых ребят, с какой целью? С целью поддержки коммунистического режима, чтобы потом в итоге вывести войска, ничего не добившись? А ведь по сути ничего не изменилось, теперь там еще больше процветают терроризм и наркоторговля. Наверное, это самая большая ошибка Брежнева.

Такое глубокое размышление из далекого. И так близкой реальности , сегодня. Ошибки ли прошлого, не уверен… так или иначе, есть опыт борьбы .
Борьбы с несправедливостью. Борьбы с обманом , который окружает нас все чаще и чаще. Конечно война в Афганистане, вероятно бессмысленна, но дух (всех кто там был), несказанная жуть сердец , боль, опыт боевых действий даст свой результат. Терроризм это не новое! Братки из 90х! , похоже? ГАЙЦЫ на дорогах! и т.д. А сейчас и МАЙДАН )))))) Это последствия начала, которое заложили кто то не очень добрый ,к отношению в жизни, да и честно говоря, и к жизни то никакого отношения не имея. А у нас все еще впереди. Хорошие дороги! Добрые Люди! И МИР без войны.

Во внешней политике наша страна всегда умела себя проявить. Жаль, что в России в большинстве случаев внешнеполитические успехи достигаются ценой внутриполитического благополучия и страдает от этого, в первую очередь, простой народ.

Ну разумеется, что пешками всегда и был и будет простой народ, как же иначе? Если оглянуться назад, да и посмотреть на то, что происходит в мире сейчас, можно без труда понять, что ни одно, например, военное достижение не обходилось без кровопролития и страданий простых людей, отсюда и все внешнеполитические достижения.

Активно содействовала советским военным внешнеполитическим акциям Куба, при этом она решала во многом свои задачи на международной арене. Кроме нее, другие страны соцлагеря были субъектами международной политики, если их курс не шел вразрез внешней политике СССР.

Опыт международных отношения показал, что страны запада соблюдают подписанные договора только до тех пор, пока им это выгодно. Выводов из данного тезиса, со стороны геополитических игроков в России пока не видно.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х-СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

Разрядка международной напряженности. СССР и страны Запада.

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

Стороны начали делать шаги навстречу друг другу. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята так называемая «Программа мира», в которой содержался призыв к разрядке международной напряженности. В 1970 г. в договоре межу СССР и ФРГ были признаны окончательными послевоенные границы в Европе. Аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией. В 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из-за появления в США нового типа вооружений («крылатых ракет»), на которые американская сторона отказывалась устанавливать ограничения.

Тем не менее, плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны – в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Читайте также  Причины и последствия распада золотой орды

Политика в отношении стран Азии и Африки

Отношения с азиатскими и африканскими странами определялись стремлением Москвы приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в 1967 г., способствовал погашению военного конфликта на Ближнем Востоке в 1973 г., поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном.

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Отношения СССР с соцстранами в этот период переживали не лучшие времена. Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, избравшие социалистический курс, при этом действовали без оглядки на Москву. Едва ли не самые конфликтные отношения сложились именно с Китаем. В июле 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн.кв. км. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский на реке Уссури, а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам, которые ни к чему не привели. В дальнейшем о. Даманский фактически остался китайским, а де-юре был закреплен за Китаем только в марте 1992 г.

СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны против проамериканского южновьетнамского режима. В феврале 1965 г. правительство СССР заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны». Помощь вооружением и специалистами оказывалась Северному Вьетнаму более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима. Война, начавшаяся в 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон в апреле 1975 г. и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г.

Мировая система социализма испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. во главе коммунистической партии ЧССР встал А. Дубчек. В апреле 1968 г. в Чехословакии была принята программа, предусматривавшая экономические и политические перемены. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Компартия Чехословакии теряла власть в стране, ей не подчинялись СМИ, вырисовывалась реальная перспектива поражения компартии на выборах в Национальное собрание. В Москве и в столицах других стран Варшавского блока увидели в этом угрозу и для социализма в своих странах. Как результат в августе 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии были введены в Чехословакию. «Пражская весна» была подавлена, но эти события усилили раскол в «социалистическом лагере». Так, из Организации Варшавского договора вышла Албания. Впрочем, после событий в Чехословакии была подписана серия межгосударственных договоров и соглашений между социалистическими странами, что укрепило их экономическую и военную интеграцию, а также роль СССР в этом содружестве.

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов, приостановленную в том же году из-за возмущения европейской общественности. Но в декабре 1979 г. на сессии НАТО было принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за несколько минут.

Администрация президента США Р. Рейгана была настроена резко антисоветски. В 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории». В том же году вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, принятая в 1983 г., предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока.

В 1983–1984 гг. новые американские ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии. СССР в свою очередь разместил в Чехословакии и ГДР свои новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 или СС-20. Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась. Она ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. С конца 1970-х гг. СССР начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам.

Обострение «холодной войны». Война в Афганистане

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского договора, в особенности с Польшей. В конце 1970-х гг. там разразился социально-экономический и политический кризис. В 1980 г. рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. В то же время избранный первым секретарем ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в Польше. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, но кризис преодолеть не удалось.

Негативным по своим последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в 1978 г. Руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. По просьбе Х. Амина в декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря того же года с помощью советского спецназа в Кабуле был совершен переворот, и к власти в Афганистане пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3–4 млрд. долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат.

Западные страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор ОСВ-2, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. Антисоветская кампания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла». Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.

Книги по истории для студентов

Вопрос 62

1. Основные направления внешней политики.

3. СССР и мир социализма.

4. Сотрудничество со странами третьего мира.

5. Итоги внешней политики.

1. Основные направления внешней политики СССР в середине 60-х — начале 80-х гг.:

— укрепление социалистического содружества;

— стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;

— поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в третьем мире.

2. Начало 70-х гг. — поворот в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал достигнутый к 1969 г. военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав СССР и США.

Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений ОСВ-1 и в 1979 г. — ОСВ-2. Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом совещания в Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась гонка вооружений, которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд долларов в 1979 г. до 284 млрд в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

3. Приоритетной задачей советской внешней политики стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и подчас прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета экономической взаимопомощи и Организации стран Варшавского Договора.

Читайте также  П. я. чаадаев - декабрист

Продолжалось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1969 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против советского ревизионизма, а СССР в свою очередь критиковал китайский гегемонизм.

4. СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд долларов (при этом многие братские страны брали в долг, который исчислялся миллиардами долларов).

Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия)

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

Обострение «холодной войны». Используя афганский фактор, Запад развернул широкую кампанию осуждения советской агрессии. Почти все ведущие страны Запада объявили СССР научно-техническую блокаду в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. ряд стран бойкотировал XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе. В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы стратегической оборонной инициативы (СОИ).

5. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и опять к новому обострению международной напряженности. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР.

У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х гг. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

Внешняя политика СССР 60-80-х годов

Внешняя политика СССР брала в основу решение проблем данного периода — уменьшение противоборства между Востоком и Западом.
Взаимоотношения между СССР и капиталистических стран приобрели наиболее взвешенный характер.

Главной целью внешней политики СССР было ослабление международной напряженности и для этого было просто необходимо подписание ряда договоренностей: соглашение по Берлину Западному, подписанное 4-мя сторонами данного соглашения, американо-советский договоренности, связанные с ограничением систем ПРО (противоракетной обороны).
Осенью 1964 года перед СССР стояли такие главные задачи, как: нарушение единства всех социалистических государств, из-за Карибского кризиса отношения между странами были недоверчивыми, безрезультатные отношения со странами 3-его мира. Руководство Брежнева обозначили перед собой значимые задачи внеш. политике страны, необходимые для срочного разрешения.

Задачи были следующие: устранение угроз распада соц. Лагеря и сплочение его теснее в политическом, экономическом и военном смысле, нормализация отношений Восток – Запад, продолжение политики поддержания инновационных движений и режимов по всему миру. Эта политика в основном была направлена на страны, находящиеся под сферой влияния СССР.

В 1966 году (летом) президент Французского государства Шарль де Голль посетил Москву с визитом, в 1970 году — канцлер ФРГ Брандт В. Посетил столицу СССР с целью подписания договора о неприменению силового воздействия во взаимных отношениях между странами. Во время переговоров было осуществлено подтверждение границ после 2-ой Мировой войны. Ближе к концу декабря 1972 года. Федеративная Республика Германии заявила всем странам о том, что она признает Германскую Демократическую Республику. Обе германские республики были приняты в ряды Организации Объединенных Наций.

В 1972 году на встрече с президентами США предыдущим Никсоном Р. и занявшим его пост Фордом М.. Начал намечаться курс на разряжение напряженных отношений между двумя сверхдержавами.

В мае 1972 года в Москве состоялось заключение договора ОСВ-1. Все стороны данного договора согласились на условия, нуждающиеся в ограничении количества межконтинентальных баллистических ракет и ракет против подводного базирования. В 1978 году заключается еще один договор ОСВ-2 о уменьшении ядерных испытаний, проводимых под землей и ПРО: Объем американо-советской торгового оборота вырос в восемь раз.

В июле 1975 года в столице Финляндии провели СБСЕ — Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. В этом совещании приняло участие тридцать три государства. В итоге страны-участники подписали договор СБСЕ, в который содержал следующее: равенство и суверенитет государств, целостность территорий, прочность границ, урегулирование споров мирным путем, внутренние дела государства оставались принципами для решения этого государства, но никак не должны вмешиваться в решение этих вопросов другие страны, к правам человека относится с уважением, все народы равноправны, выгодное сотрудничество на взаимных условиях, международное право должно выполняться в обязательном порядке.

Продолжает свое развитие сотрудничество с народно-демократическими странами. Перед СССР стал вопрос в укреплении страны – было необходимо объединить и укрепить между собой в отношениях как экономических, так и политических и военных.

В 1971 году плодотворное влияние на преобразование экономической ситуации стран социалистического лагеря оказала программа по экономическому интегрированию стран – участников СЭВ. Также в 1971 году СЭВ принимает программу комплексного углубления сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. На самом же деле этой программы «хватило» на 10 лет, после чего страны восточной Европы стали обеспечиваться со стороны СССР дешевыми видами энергоносителей таких как нефтепровод, газопровод и проведение космических программ, строительство промышленных предприятий и заводов в странах востока Европы.

Но изолирование СЭВ от экономики мира неблаготворно повлияла на темпы развития экономики, что и стало становиться причиной ситуаций кризиса в отношениях между странами социализма.

В 1969 году произошел конфликт территорий между СССР и Китаем и на острове Даманский это переросло в вооруженное столкновение двух стран.

Волну протестов, переросших в конфликтную ситуацию, произошла в Польше. Связана она была с резким ростом цен. В декабре 1981 года в Польше вводится военное положение.

В 1973 году между странами, подписавшими Варшавский договор, и блоком НАТО начинаю снова вестись переговоры об уменьшении вооруженных сил в Европейских странах.

В 1979 года все усилия по сокращению сил были перечеркнуты после введения войск СССР в Афганистан, что и привело к тупиковой ситуации. Порождение следующего этапа холодной войны стало игнорирование СССР предупреждений странами Запада. В конце 70-х – начале 80-х дипломатия между державами была полностью разорвана, и стороны, как и прежде, перешли к ядерным угрозам.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 60 – НАЧАЛЕ 80-х гг.

1. Международное положение ССССР в 60 – 70-е гг.

2. Программа мира. Налаживание отношение между сверхдержавами.

3. Совещание в Хельсинки (1975).

4. Отношения со странами социалистического лагеря.

5. Обострение международной обстановки в конце 70-х гг.

1. В конце 60 – начале 70-х гг. международное положение СССР значительно улучшилось. Многие мировые лидеры стали отказываться от политики «холодной войны» и переходить к разрядке международной напряжённости. Во многом это произошло благодаря тому, что СССР добился военно-стратегического паритета с США. Советский Союз уже обладал межконтинентальными баллистическими ракетами класса «земля-земля», «земля-воздух», атомным подводным флотом. В начале 70-х гг. создалась возможность для ослабления угрозы атомной войны, для установления доверия между странами.

2. В 70-е гг. на съездах КПСС была выдвинута, так называемая, Программа мира. Её основными положениями были:

* ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке;

* заключение договоров с европейскими странами о признании территориальных изменений в Европе после II мировой войны;

* подготовка общеевропейского Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

* запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия;

* недопущение гонки вооружений в космосе;

* обязательство СССР не применять первыми ядерное оружие.

В 1968 – 1971 гг. СССР, США, Англия подписали договоры о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения атомного оружия на дне морей и океанов. В начале 70-х гг. состоялись визиты президента США Р. Никсона в Москву и Генерального секретаря КПСС Л. Брежнева в Америку. Результатом стали соглашения об ограничении в наращивании стратегических вооружений (1971 – ОСВ-1, 1978 – ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов. Был заключён договор по противоракетной обороне (ПРО). Но атмосфера недоверия сохранялась. Президент США Р. Рейган в 1983 г. объявил программу «Звёздных войн» (СОИ).

Читайте также  Гражданская война на кубани: особенности, события

Совместные действия великих держав принесли положительные результаты: была закончена война во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, в 1975 г. совершён совместный полёт американских и советских космонавтов – «Союз» — «Аполлон».

3. Летом 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне. Был одобрен текст Заключительного акта, в котором провозглашались:

· мирное урегулирование споров;

· невмешательство во внутренние дела;

· уважение прав человека;

· выполнение норм международного права.

Это Совещание повысило авторитет советского руководства. Брежнева провозгласили «архитектором разрядки». Но в конце 70-х гг. процесс разрядки был остановлен, началась гонка вооружений.

4. 70-е гг. – это период активного сотрудничества СССР со странами социалистического лагеря. В 1971 г. была принята комплексная программа социально-экономической интеграции. Однако в 1968 г. в Чехословакии начался отказ от сталинской модели социализма. 21 августа 1968 г. на территорию ЧССР были введены войска ОВД. Перемены были остановлены.

Обострились отношения с Китаем (Мао Дзедун). В 1969 г. произошёл вооружённый конфликт на амурском острове Дамаский. В 1979 г. произошли столкновения между Китаем и Вьетнамом.

5. В конце 70-х гг. разрядка сменилась гонкой вооружений. Американские стратеги преследовали цели экономического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское руководство приступило к наращиванию военного потенциала ОВД и допустило ряд внешнеполитических просчётов:

— советские Вооружённые Силы по некоторым видам вооружений превзошли ВС США;

— ввод советских войск в декабре 1979 г. на территорию Афганистана.

К середине 80-х гг. международное положение СССР стало критическим, при огромном военном потенциале возникла угроза ядерной войны.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРА-ЗОВАНИЯ В СССР В 1985 – 1991 гг. РАСПАД СССР. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ.

1. Необходимость перемен.

2. Экономические преобразования и их неудачи.

3. Изменение общественной атмосферы в стране.

4. Межнациональные конфликты и августовские события 1991 г. Распад СССР и образование СНГ.

Необходимость реформирования была очевидна:

— В экономике наблюдалось падение темпов роста производства, технологическое отставание в ряде отраслей хозяйства, неэффективность хозяйственного механизма в целом. Населением болезненно воспринималась нерешённость многих социальных проблем: нехватка жилья, дефицит товаров, постоянное невнимание к нуждам человека и др.

— В политике отчётливо проявлялось перерождение власти, утратившей необходимый авторитет. Власть оторвалась от жизни людей и не желала знать, что реально происходит в стране.

— В стране проявляется идейно-нравственный кризис, особенно в молодёжной среде. Росли наркомания, алкоголизм, проституция, преступность. Интеллигенция, тяготившаяся партийным давлением, реально повлиять на ситуацию не могла, да и не желала. Рабочие и крестьяне, осознавшие растущую эксплуатацию со стороны партийной власти, стали проявлять недовольство своими условиями труда и жизни.

1. Избранный в апреле 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёв, верно уловил готовность общества к переменам. Новым руководством страны был сделан вывод о необходимости ускорения социально-экономического развития. Говорилось о построении качественно нового состояния общества: эффективная экономика, сильная социальная политика, демократизация общественной жизни и государственного управления. Однако стремление было не к смене общественно-политического строя в СССР, а лишь к его повороту «лицом к человеку». Горбачёв желал по-прежнему строить социализм. Народ поддержал желание нового лидера начать преобразования, не догадываясь, что это может привести к утрате социалистических достижений и к резкому ухудшению жизни.

Задуманные реформы поддерживали не все. Номенклатурные работники явственно понимали, что «перестройка» обернётся для них потерей власти и влияния. Они стали главной противоборствующей преобразованиям силой. Чем дальше шли перестроечные процессы, и разваливалось социалистическое хозяйство, тем больше становилось противников реформ. Даже в среде трудящихся росли апатия и недоверие. «Перестройка» очень быстро зашла в тупик.

2. «Перестройка», по сути, началась с Апрельского Пленума ЦК КПСС (1985), когда был взят курс на ускорение социально-экономического развития страны. Для этого планировалось технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». Но ставка на энтузиазм людей, неподкреплённая необходимой техникой и квалификацией работников, привела к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства (апрель 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС). Негативные последствия принесла печально известная антиалкогольная кампания (май 1985 г.): резкое снижение доходов бюджета, рост наркомании и токсикомании, дефицит сахара, вырубка виноградников, огромные очереди в магазинах за алкогольными напитками и

«Закон о государственном предприятии» (май 1987 г.) значительно расширил их права. Сокращалось число отраслевых министерств, вводились новые принципы хозяйствования (полный хозяйственный расчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление), директивное хозяйственное планирование сменялось госзаказом. С мая 1988 г. получили развитие кооперативы и частное предпринимательство (это вызвало фактическую легализацию «теневой экономики»). В 1989 г. Горбачёв приступил к реформированию сельского хозяйства, где законом 1989 г. разрешалась аренда земли сроком на 50 лет и арендные отношения.

Но, к сожалению, экономическая политика Горбачёва страдала непоследовательностью и половинчатостью: ни одна из начатых реформ не была доведена до конца, многие решения «реформаторов» глушились бюрократическим аппаратом. Без изменения ценовой политики, системы снабжения предприятий сырьём и энергоносителями, решить экономические проблемы было невозможно, но эти вопросы находились в монополии государства и оставались незыблемыми. С 1988 г. началось обвальное сокращение производства в сельском хозяйстве, а с 1990 г. и в промышленности. Не хватало продуктов питания. Даже в Москве было введено нормированное распределение. Жизненный уровень падал, росла инфляция.

3. Радикальные преобразования начались с объявления гласности, которая должна была стать средством демократизации общества. Раскрывалась правда о прошлом страны. Переоценивались последние десятилетия советской истории, разоблачалась сталинщина. Начались дискуссии о путях обновления страны.

Радикальная демократизация общества и внутрипартийной жизни началась с Январского Пленума ЦК КПСС 1987 г. На Июньском Пленуме в 1987 г. была прията программа экономической реформы,направленной на повышение экономической самостоятельности предприятий. Но все меры не приносили результатов, более того, порождали сопротивление новому курсу в партийно-советском аппарате. В Политбюро произошло размежевание на две противостоящие силы: радикально-реформаторскую во главе с А. Яковлевым, и традиционно-коммунистическую во главе с Е. К. Лигачёвым. Горбачёв старался выступить в роли центра. Наиболее радикальную позицию занимал кандидат в члены Политбюро Б. Н. Ельцин, которого сняли с занимаемых постов за критику высшего партийного руководства.

Февральский Пленум ЦК КПСС (1988) заявил о верности марксизму-ленинизму. Началось объединение консервативного крыла коммунистической партии вокруг Нины Андреевой, опубликовавшей статью в прессе — «Не могу поступиться принципами».

Раскол в партии углубился после XIX Всесоюзной партийной конференции (1988), где было принято решение об отказе партии от монополии на власть. Начался процесс складывания многопартийностии формирования оппозиции в лице общественных движений. На конференции был учреждён новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Работа Съездов стала сенсацией: сформировалась Межрегиональная группа (МДГ). Её лидер, академик Сахаров, требовал отмены 6-ой статьи Конституции. После его смерти лидером стал Б. Н. Ельцин. На III Съезде был избран первый Президент СССР. Им стал М. С. Горбачёв, который исключил 6-ю статью из Конституции. Сохранить в новых условиях единое многонациональное государство было почти невозможно. Росли сепаратистские настроения, вылившиеся в «парад суверенитетов» всех национальных образований в рамках СССР. 12 июня 1990 г. о суверенитете объявила и Россия, а, ровно через год, первым Президентом России стал Б. Н. Ельцин.

В стране нарастал экономический кризис. Группа экономистов, во главе с Шаталиным и Явлинским, подготовила программу «500 дней», однако, правительство, после обсуждений, отвергло эту программу.

4. С середины 80-х гг. в стране бушевали межнациональные конфликты. Отчётливо стало проявляться неприятие решений Центра, с которым отождествлялась, прежде всего, Россия. 11 марта 1990 г. Литва объявила об отмене действия Конституции СССР на территории республики и о восстановлении суверенитета Литовского государства. Летом 1990 г. то же самое произошло в Латвии и Эстонии. На референдуме 17 марта 1991 г.

76,4 % населения СССР высказались за сохранение Союза. Началась подготовка нового союзного договора, подписание которого было намечено на 20 августа 1991 г. 19-21 августа, воспользовавшись отсутствием Президента СССР, группа государственных деятелей предприняла попытку осуществить государственный переворот (путч ГКЧП). Лишь руководство России в этой ситуации не пожелало мириться с действиями заговорщиков. Противостояние завершилось победой лидеров России, на чьей стороне были симпатии народа. 22 августа заговорщики были арестованы, а Горбачёв смог вернуться в Москву.

Путч напугал лидеров бывших союзных республик. Подписание нового союзного договора было сорвано. 8 декабря руководители Белоруссии (Шушкевич), Украины (Кравчук) и России (Ельцин) подписали в Беловежской пуще Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Киргизия.

25 декабря Горбачёв сложил с себя полномочия Президента СССР. Состоялся распад Союзного государства.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 519 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: