Система государственного управления

Система государственного управления Понятие и предмет системы государственного управления Понятие системы государственного управления. Общество как сложноорганизованная система

Система государственного управления

Система государственного управления

Понятие и предмет системы государственного управления

Понятие системы государственного управления.

Общество как сложноорганизованная система нуждается в направленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государственная власть. Общество наделяет властью государство, которое действует как субъект управления в масштабе всей страны.

В правовой литературе отсутствует однозначное, общепринятое определение государства. Это во многом связано с тем, что, во-первых, сущность государства меняется по мере развития человеческой цивилизации, а во-вторых, каждая сторона деятельности государства должна быть отражена в его определении.

Государство — это форма организации соответствующей территории, общества, публичной власти. Наиболее распространено понятие государства как синонима страны, носителя ее суверенитета. Другие характеристики раскрывают сущность государства в большей степени и с разных позиций.

Так, согласно концепции общенародного государства оно функционирует в интересах всех членов общества и является механизмом взаимодействия людей, объединенных системой права и власти. Такое государство характеризуют как правовое, демократическое, социальное, светское. Государство выступает официальным представителем общества, выражает его волю и интересы.

Концепция классового государства представляет его как организацию, орудие политической власти не всего народа, а его авангардной части (класса, партии и др.). Для ее обеспечения создается государственный аппарат с ориентацией на функции принуждения. Основное назначение классового государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти и другими методами 1 Марксистский подход к предназначению государственной власти: она служит всеобщему благу или является орудием господства одних над другими. .

К данной трактовке сущности государства близка концепция И. Ильина о двух типах государства. Государство-корпорация предполагает построение власти по принципу снизу вверх, т.е. на основе свободы выбора граждан, демократическим путем. Государство-учреждение формируется сверху, включает опеку верхов, подотчетность и послушание низов. Корпоративное государство имеет тенденцию к анархии, учрежденческое — к каторге.

Власть в широком смысле представляет собой способность одного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, организацию. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс, при котором исходящий властный импульс должен быть осознан и воспринят подвластными субъектами.

Власть базируется на силе интеллекта, авторитета, убеждения, оружия и т.д. Сила власти порождает отношения приказа и подчинения, подчинение может быть правовым, добровольным, под угрозой, принудительным, т.е. в соответствии или вопреки воле объекта управления. Принудительное подчинение заставляет действовать вопреки собственным интересам и ценностным убеждениям.

Государственная власть предназначается для управления обществом, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.

Различают ветви и уровни власти (горизонталь и вертикаль власти). Ветви составляют законодательная, исполнительная, судебная власти.

По вертикали власть разделяется на федеральную (центральную), региональную, местную. Государственная власть имеет два уровня: федеральный и региональный (субъект федерации). Субъект федерации может образовать третий уровень государственной власти с самостоятельным бюджетом. Местная власть действует в муниципальных образованиях.

Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.

Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш. Монтескье (Франция) исходили из того, что абсолютная власть портит человека и потому необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть должна принадлежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная — монарху.

Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и проявляется в каждой стране по-разному. Так, в Англии с 30-х гг. XIX в. парламент (палата общин) и исполнительная власть функционируют в единстве: парламентское большинство формирует правительство, министры назначаются из числа депутатов и остаются ими в министерской должности.

Разделение властей имеет и оборотную сторону — оно ослабляет единый координирующий центр. В результате управление может приобретать конвульсивный характер, т.е. проблема решается по мере ее появления, а стратегические задачи уходят на второй план; не исключаются ведомственные, территориальные конфликты и внесудебные разбирательства.

Для выполнения своих функций ветви власти образуют государственные органы. Система органов государственной власти определяется конституцией и принятыми на ее основе нормативно- правовыми актами. Она включает совокупность высших и местных органов, осуществляющих в присущих им организационно- правовых формах функции единой государственной власти.

Государство наделяет свои органы полномочиями, сущность которых состоит в праве принимать общеобязательные решения. Полномочия находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативном правовом акте.

Исполнение функций государственным органом обеспечивают государственные служащие и государственные учреждения.

Государственное учреждение — это аппарат, не наделенный властными полномочиями, но выполняющий государственные функции по реализации решений.

Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.

Граждане также выполняют свои обязательства и имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и другие методы.

При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.

Признаками государства выступают наличие не только определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, но и правовой системы и системы государственного управления. Кроме того, государство утверждает себя формой государственного устройства, государственным языком и символикой (герб, гимн, флаг), легитимностью государственной власти.

Правовая система воплощается в законах и других нормативных актах, являющихся обязательными для государственной власти и граждан. Закон юридически закрепляет порядок, который граждане признают разумным и справедливым. Понятие справедливости неодинаково в разных социальных слоях, тем не менее, оно имеет объективную основу, позволяющую поддерживать в обществе социальное равновесие.

Ориентиром государственного строительства служит создание правового государства, где признаются, соблюдаются и защищаются права человека; власть ограничивает себя верховенством права и правовыми нормами, действует в рамках законов; суды независимы и подчиняются только закону; международное право получает приоритет перед национальными правовыми нормами.

Законы провозглашают и защищают политические, социальные, экономические права и свободы граждан. При этом реализация прав одних не должна ущемлять права других. Близкая к власти социальная группа может использовать право в собственных интересах, сделать его своим инструментом, навязать законы, закрепляющие несправедливое положение вещей.

Государство выполняет свои функции с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно полезных функций общество выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).

Государственное управление является средством, орудием реализации воли господствующей в обществе власти, выраженной в положениях конституции и других законодательных актах. При этом государство действует через специальные органы и учреждения, отдельно взятых лиц или группы лиц, которые наделяются правом принятия государственных решений. Государственные органы могут быть созданы на принципах коллегиальности (совет министров) и единоначалия (министерства).

Читайте также  Культура и быт во второй половине xviii века в россии

Государственное управление базируется на познании объективных закономерностей, обладает прогностическим видением и осуществляет комплексный подход к общественным процессам. Несмотря на естественные взаимосвязи между явлениями и наличие системности общественной жизни, импульсы к развитию может обеспечить лишь государственное управление. Общественная жизнедеятельность весьма многообразна, никакой ее аспект не является второстепенным (производство, наука, мораль и право, духовное и физическое здоровье, социальная сфера и т.д.). Все это сводит государственное управление в целостную, приемлемую для всех или большинства граждан систему, цементируемую единством целепологания и организации.

Эффективность государственного управления обеспечивается наукой управления. Практика управления должна постоянно сверять свои шаги с новым уровнем научных знаний, подлинной наукой.

Система государственного управления

Государственное управление является социальной системой со всеми присущими этому виду свойствами. Причем, социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и, в силу этого, проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. В виду того, что управление общественными процессами, людьми, является наиболее сложным, оно имеет ряд дополнительных признаков, таких как:

иерархичность статусов элементов;

целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.). В зависимости от того, на какой идейно-ценностной базе строится политическая система в данном обществе, таково и духовное основание системы государственного управления;

наличие в системе механизмов самоуправления;

самосознание субъектов и объектов управления;

формальные и неформальные отношения;

организация(социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

Кроме того, следует отметить, что реализация функций системы государственного управления связана с осуществлением властных полномочий, что означает монопольное право на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета и налоговой системы.

Предназначение системы государственного управления состоит, прежде всего, в обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.

Непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия оказывает окружающая среда, которая питает его ресурсами или блокирует управленческие решения. Система государственного управления, адекватно реагирующая на происходящие в обществе изменения, является рациональной.

Система, окруженная социальной средой, имеет вход (рецептор), на который постоянно поступают импульсы в виде требований и поддержки, на выходе (рецепторе) – управленческие решения и действия.

Требованиявырастают из потребностей и интересов и по содержанию онимогут быть:

распределительные– по поводу распределения природных, денежно-финансовых, людских ресурсов, заработной платы, рабочего времени, условий получения образования, медицинской помощи и др.;

регулировочные, предполагающие контроль за рынком товаров и услуг, производителями, безопасностью и т.д.;

коммуникативные, заключающиеся в предоставлении информации, возможностей митингов, демонстраций и т.д.

Если требований на входе накапливается слишком много, то это свидетельствует о невнимании государственных управленческих структур к потребностям общества, что характерно для закрытых систем.

Управляющая система нуждается и в поддержке, которая является проявлением лояльности и благожелательного отношения объекта к управленческим решениям и действиям, и выражается в материальной и нематериальной форме.Формы проявления поддержки– законопослушание, служба в армии, уплата налогов, проведение мероприятий в поддержку политики властей, добросовестное исполнение решений правительства и др.

Если система перегружена требованиями, а поддержка ее средой недостаточна, то неизбежны кризисные явления.

Главным результатом функционирования системы государственного управления являются управленческие решения и действия. В структуре принятия решений можно выделить следующие элементы:

цель (совокупность целей), отражающих потребности, интересы, ценности субъекта управленческого процесса;

информация, поступающая субъекту управления;

альтернативные варианты решения проблемы, их соответствие существующим в обществе законам;

оценка имеющихся ресурсов, а также возможных последствий того или иного решения;

выбор оптимального решения.

Социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений:

Таким образом, управленческие решения и действия – главный результат функционирования системы государственного управления.Для того чтобы систему государственного управления можно было считать правовой, необходимо, чтобы управленческие решения предопределяли управленческие действия.

Система государственного управления формируется под влиянием различных факторов, например, уровня развития данного общества, состояния политической культуры, политических традиций, господствующих форм религии, конкретной исторической ситуации и даже территориально-географических условий страны. Понятно, что между системами государственного управления в европейских и восточных исламских государствах имеются существенные различия. Если, скажем, в европейских странах церковь отделена от государства, то в исламских религиозные учреждения – один из главных элементов системы, а догматы Корана – ее идеологическая основа. Даже в странах со сходными формами государственного устройства имеют место различные модификации в принципе тождественных систем власти и управления. То есть, в реальной жизни универсальных систем государственного управления, ни нормативных, ни реально функционирующих, не бывает. Конкретный тип системы определяется, в основном, характером политического режима, а также другими особенностями государственного устройства общества.

Органы государственного управления в России

  • Что такое орган государственного управления
  • Классификация органов государственного управления
  • Функции органов государственного управления
  • Обязанности органов государственного управления
  • Система органов государственного управления
  • Центральные органы государственного управления в России
  • Распорядительный орган государственного управления
  • Специальные органы государственного управления

Что такое орган государственного управления

Орган государственного управления — это часть государственного аппарата, организованный коллектив, наделенный определенными полномочиями, выполняющий публичные функции.

Юридическим признаком такого органа является наличие у него государственно-властных полномочий.

Классификация органов государственного управления

По характеру компетенции выделяют органы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Общей компетенции, объединяющие деятельность министерств, обеспечивающие согласованность работы всех звеньев системы.
  2. Межотраслевого управления, призванные координировать и контролировать функционирование учреждений из разных отраслей по узким вопросам.
  3. Отраслевого управления, руководящие отдельными отраслями.
  4. Специальной компетенции, реализующие специфические функции в определенных сферах ведения.

Существует также классификация по порядку рассмотрения подведомственных вопросов. По этому принципу выделяют два вида: коллегиальные — находящиеся в ведении коллегии лиц, единоначальные — управляющиеся руководителем.

Функции органов государственного управления

Каждое учреждение отвечает за определенное направление. Если систематизировать все возможные функции, то перечень основных наименований будет выглядеть так:

  • оборона;
  • решение экономических вопросов;
  • обеспечение общественного порядка и безопасности;
  • охрана окружающей среды;
  • организация оказания коммунальных и жилищных услуг;
  • обеспечение корректного функционирования системы здравоохранения;
  • образование;
  • социальная защита;
  • решение вопросов религии, культуры, организации отдыха.

Существуют также службы общего назначения, способные урегулировать проблемы, не относящиеся напрямую к той или иной сфере.

Обязанности органов государственного управления

К основным обязанностям относится не только решение находящихся в компетенции вопросов, но и коммуникация с гражданами. Учреждения обязаны:

  1. Обеспечить своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение заявления, обращения.
  2. Запросить необходимые для рассмотрения материалы, документы в других ведомствах.
  3. Принять меры, направленные на защиту нарушенных прав, законных интересов, свобод обратившегося гражданина.
  4. Оформить ответ по существу сформулированных в заявлении вопросов в письменном виде.

Также обязанностью государственного учреждения любого уровня является уведомление заявителя о перенаправлении заявления в другое учреждение.

Система органов государственного управления

Структура многообразна, но имеет строгую иерархию.

Помимо федеральных, республиканских, региональных органов общей компетенции, система включает межотраслевые, отраслевые, территориальные, надзорные, и другие звенья управленческого механизма.

Читайте также  Самые известные цари государства селевкидов

Центральные органы государственного управления в России

В систему центральных органов в России входят:

  1. Федеральное министерство — это орган исполнительной власти, реализующий функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию во вверенной ему сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр. Его главными задачами являются контроль и координация деятельности подведомственных служб и агентств.
  2. Федеральная служба — это орган исполнительной власти, выполняющий надзор и контроль в определенной сфере деятельности, а также специализированные функции в сфере обороны, защиты границ, национальной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Главой ведомства является директор федеральной службы. Учреждение не имеет права заниматься нормативно-правовым регулированием, управлением принадлежащим государству имуществом, оказанием платных услуг.
  3. Федеральное агентство — это орган власти, реализующий функции по управлению госимуществом, оказанию специализированных услуг, а также выполняющий правоприменительные функции. Руководит учреждением директор. Агентство не может осуществлять нормативно-правовое регулирование, устанавливать надзор и контроль.

Распорядительный орган государственного управления

Высшим распорядительным органом является Правительство. Оно осуществляет свою деятельность на основе закона о правительстве, обязано следовать положениям, прописанным в Конституции.

К основным функциям Правительства относятся:

  • разработка федерального бюджета;
  • проведение денежной, кредитной, финансовой политики;
  • управление федеральной собственностью;
  • реализация внешней политики;
  • обеспечение законности во всех сферах деятельности.

Кроме того, Правительство обеспечивает проведение единой политики в области науки, социального обеспечения, культуры, здравоохранения, образования.

В РФ Правительство находится под контролем Президента и Государственной Думы.

Специальные органы государственного управления

К этой категории относятся федеральные министерства, ведомства, службы и закрепленные за ними территориальные учреждения, призванные исполнять управление в сфере природопользования и защиты окружающей среды.

В структуру входят:

  1. Министерство экологии и природных ресурсов.
  2. Росгидромет.
  3. Росприроднадзор.
  4. Роснедра.
  5. Росводресурсы.
  6. Рослесхоз.

При этом Министерство призвано контролировать и координировать работу всех входящих в структуру учреждений.

За каждым ведомством закреплены функции, значение которых легко понять из названия. К примеру, Рослесхоз призван действовать в области контроля и надзора за лесными отношениями. Роснедра обеспечивают управление госсобственностью в области недропользования. А Росгидромет, исходя из понятия, функционирует в области гидрометеорологии и смежных областях.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

  • ГИС ГМП
  • ГАС «Управление»
  • ЕИС (zakupki.gov.ru)
  • ИАС ФК
  • Электронный бюджет
  • СУФД-онлайн
  • Удостоверяющий центр
  • Документы
  • Исполнение ПП РФ от 08.06.2018 № 658
  • Система обеспечения безопасности информации Федерального казначейства

Государственная автоматизированная информационная система «Управление»

Развитие государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее – ГАС «Управление», ГАСУ) Федеральным казначейством проводится в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

Формирование информационного наполнения ГАС «Управление» основано на процессе сбора потребностей и предложений по составу необходимой информации потребителям, путем формирования технологических карт межведомственного взаимодействия при обмене информации через ГАС «Управление» (далее – ТКМВ). Процесс формирования ТКМВ описан в документе «Методика подготовки ТКМВ».

ГАС «Управление» включает открытую и закрытую части:

  • Открытая часть портала ГАС «Управление» содержит новостное наполнение, а также предоставляет доступ к информационным панелям, содержащим публичные данные. Доступ к открытой части осуществляется по адресу: http://gasu.gov.ru/.
  • Закрытая часть портала ГАС «Управление» содержит реестр показателей, формы ввода данных и аналитические инструменты, доступные только сотрудникам органов исполнительной власти. Доступ к закрытой части осуществляется путем перехода по соответствующей ссылке с открытой части портала ГАС «Управление».

Порядок подключения к закрытой части портала ГАС «Управление»

Порядок подключения потребителей данных к закрытой части портала ГАС «Управление» представлен в п.4 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».

Порядок взаимодействия с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных

Порядок взаимодействия с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.5 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».

Порядок интеграции ИС поставщиков ФОИВ с ГАС «Управление»

Порядок интеграции ИС поставщиков ФОИВ с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.6 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».

Внимание! Передавать по показателям, которые формируются несколькими ФОИВ, необходимо только данные. Паспорта общих показателей и необходимые справочники для них в ГАС «Управление» уже зарегистрированы.

Порядок интеграции ИС поставщиков РОИВ с ГАС «Управление»

Порядок интеграции ИС поставщиков РОИВ с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.7 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».

Внимание! Передавать по показателям РОИВ необходимо только данные. Паспорта общих показателей и необходимые справочники для них в ГАС «Управление» уже зарегистрированы.

Порядок интеграции ИС потребителей с ГАС «Управление»

Порядок интеграции ИС потребителей с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.8 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».

Порядок передачи данных в ГАС «Управление» с использование форм ввода

Для осуществления передачи данных в ГАС «Управление» путем ручного ввода в формы ввода закрытой части ГАС «Управление» необходимо:

  1. Подключиться к ГАС «Управление» (см. п.2. выше);
  2. Зайти в закрытую части ГАС «Управление»;
  3. Выбрать нужную форму ввода в разделе «Формы ввода» на рабочем столе ГАС «Управление»;
  4. Ввести данные в форму ввода. Вводимые данные должны подписываться электронной подписью сотрудника органа власти.

Передача данных в ГАС «Управление» через формы ввода осуществляется только по тем показателям, для которых в ТКМВ поставщика не определена информационная система (поле «Наименование ИС — поставщика информации» в ТКМВ).

Технологическая поддержка ГАС «Управление»

По вопросам интеграции и подключения органов исполнительной власти к ГАС «Управление» следует обращаться на «горячую» линию:
Тел. 8 (800)30-10-777
E-mail: [email protected]

Технологические регламенты, требования и рекомендации

  • Регламент интеграции ведомственных информационных ресурсов с ГАС «Управление».
  • Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции.
  • Единые реестры, справочники, классификаторы ГАС «Управление».

Руководство пользователя электронным сервисом приема и предоставления данных ГАС «Управление», включая требования к форматам передачи информации, доступно по ссылкам:

Глава 1. Методология изучения государственного управления

1.2. Функции, методы, виды и формы государственного управления

Система управления — это форма реализации взаимоотношений управления, выраженная, прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, методе, процессе и механизме управления.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно- политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей.[9] К ним отнесены принципы объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, федерализма, разделения властей, публичности. В научной литературе предложены различные принципы государственного управления и примеры их систематизации.[10]

Ориентиры государственного управления, их смена влияет на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание. Общие функции это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности. Каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью, стабильностью. Функции отличаются друг от друга непосредственно целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

Читайте также  Боспорское царство в i-iv века нашей эры

В литературе по социальному управлению функции управления разделяются на социально-экономические, социально- политические, духовно-идеологические и социальные. Социально- экономическая функция осуществляет регулирование системы экономических отношений через воздействие на отношение собственности и распределение. Духовно-идеологическая функция управления осуществляет воздействие на субъективные факторы поведения человека через его сознание, проявляющиеся в виде социальных стремлений и становящихся идеальной силой.

Специфика функций государственного управления определяется главным образом субъектом, а также, в определенной мере, и объектом управления: целеполагание, анализ конкретной ситуации, разработка государственной стратегии и планирование деятельности по осуществлению выбранных целей, намеченной стратегии, информирование управляемого объекта, организация, координация, регулирование, контроль, обобщение и оценка результатов управления. Каждый субъект исполнительной власти осуществляет несколько или одну функцию. Общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Например, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный, контроль ГИБДД, госсаннадзора и т.д.

Методы управления показывают, как государство решает задачи в области управления. Метод управления — это способ осуществления его функций, средство воздействия органа исполнительной власти на управляемые объекты.

В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности. Г.В.Атаманчук выделяет две группы методов: а) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; б) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.[11]

Большая группа методов функционирования органов государственной власти связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Это методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно- исполнительной и правоохранительной деятельности, методы отбора и развития управленческих кадров и т.д.

По аспекту влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно подразделить на морально-этические, социально-политические, экономические и административные.

Методы, используемые в режиме организации государственной власти, могут быть разделены на два вида: исследовательские и инструментальные.[12] Критерием различия между ними является несовпадение целей и сфер использования. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов. В зависимости от целей и характера исследования осуществляется использование того или иного метода в изучении управляемой системы: моделирование, логический анализ, причинный анализ, экспериментирование, тестирование, морфологический анализ, методы теории игр и статистической теории принятия решений, методы экспертных оценок, факторный анализ и т.д.

К числу инструментальных методов, используемых для организации функционирования систем государственного управления, можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.

Нормативный метод предполагает использование норм и нормативов в налаживании эффективной деятельности органов власти. На основе специально разработанных нормативов определяется рационально выверенный спектр базовых потребностей населения в товарах и услугах, структура затрат и объемы ресурсов для реализации приоритетных целей и задач. К перечню наиболее значимых нормативов можно отнести минимальный уровень оплаты труда, минимальный уровень пенсии, прожиточный минимум и т.д. С учетом действующих нормативов формируются бюджеты всех уровней, определяются размеры дотаций и трансфертов, рассчитываются объемы финансирования проектов.

Нормативы можно разделить по сферам их применения: нормативы в технической, жилищной, социальной, строительной сферах. По способу выражения можно выделить количественные и качественные нормы. Количественные нормы имеют, как правило, форму ограничений по минимальной, усредненной и максимальной величине. Качественные нормы выражаются в форме предписаний и законодательных актов, определяющих образцы санкционированного в рамках данной ситуации поведения.

Балансовый метод используется при разработке и исполнении бюджета территориального образования, служащего непременным условием функционирования и развития территории. Использование балансового метода позволяет определить оптимальные соотношения между доходными и расходными статьями бюджета, ведущими отраслями территориального образования. Статистический метод предполагает использование средств математической статистики в выявлении складывающихся в обществе тенденций на основе анализа пространственных рядов данных.

Под средствами государственного управления понимается инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть техническими (средства труда госслужащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, денежной эмиссии, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Совокупность способов и методов управления, которые использует государство для реализации функций управления, определяет виды государственного управления. Можно выделить следующие виды управления: авторитарное и демократическое управление по роли и месту человека и общества как объектов управления; по характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами — координационное и субординационное управление; по критерию использования форм собственности и владения имуществом — федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление; в зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

В формах управления важная роль отводится программам. Программы — это государственные служебные документы, воплощающие концепции, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Концептуальные основы программ сочетаются с их технико-экономическим обоснованием и ориентацией на конечные результаты. Формируется организационно-правовой механизм реализации программ. Программы (особенно общефедеральные) являются политико-правовыми актами, имеющими, следовательно, юридическое значение.

Программы могут содержать конкретные нормы и предписания. Основными видами программ являются федеральные и региональные (их разновидность — межрегиональные программы). Они в свою очередь подразделяются на: а) отраслевые и межотраслевые; б) общего характера и целевые. Их заказчиками и разработчиками являются, как правило, государственные органы и иные организации. Предполагается отбор исполнителей программных мероприятий, который может осуществляться на конкурсной основе. Соотношение между программами может быть иерархичным. Они могут включать подпрограммы, то есть более специализированные целевые программы.

По целевым программам предусматривается целевое финансирование их выполнения и государственный контроль над расходованием средств по реализуемым программам. В механизм реализации программы могут включаться как государственные, так и негосударственные структуры. Допуская принцип долевого государственно- коммерческого финансирования, государство, не вмешиваясь в деятельность негосударственных инвесторов, содействует созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и защиты вкладываемых средств. Программное управление позволяет обеспечивать согласование федеральных и региональных интересов, а также способствовать развитию отраслей и сфер, имеющих приоритетное значение.

В управлении различными процессами активнее стали использовать концепции и доктрины, т.е. документы государственных органов, воплощающие собой теоретические обоснования (взгляды) основных направлений и содержания государственной деятельности, например, Военная доктрина, Концепция национальной политики и т.д.

Одной из своеобразных правовых форм регулирования, реализации государственных заказов, применяемых в различных отраслях и сферах, является государственный контракт (договор). С его помощью государство обеспечивает свои нужды и оказывает регулирующее воздействие на социально- экономические процессы в обществе. Формами госуправления также являются регистрация, лицензирование, стандартизация.

Эффективное управление государственными делами предполагает устойчивые государственные институты, широкое правовое обеспечение и эффективный управленческий процесс.

[9] Атаманчук Г.В. Указ. соч. — С.265.

[10] См.: Общая теория управления. -М., 1994.- С.166-187; Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. — М.: Тесса, 2000. –С.120-166; Атаманчук Г.В. Указ. соч. — С.267-271.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: